Уроки изобразительного искусства 6 класс. Просвещение
Скачать 0.53 Mb.
|
линия горизонта бывает высокой и низкой, и очень важно понимать, что это средство выразительности. Учитель предлагает учащимся найти среди картин представленного зрительного ряда примеры высокой и низкой линии горизонта и попытаться объяснить, чем обоснован выбор художником именно такой точки зрения. Точка схода — это место пересечения на линии горизонта всех удаляющихся от нас горизонтальных параллельных линий. Её положение тоже сильно влияет на характер образа. Учитель показывает примеры с центральной точкой схода (симметричное изображение), а также с точкой схода, смещённой от центра. Учащиеся делают вывод, что симметричное изображение является самым неподвижным, а смещение точки схода от центра вправо или влево придаёт изображению ощущение движения. Когда художники эпохи Возрождения научились видеть пространство и оно получило в картине определённую протяжённость, цельность и глубину, у него обнаружились и другие важные качества. Раскинувшись в бесконечную даль, до самого горизонта, пространство оказалось не совсем пустым. Оно наполнено воздухом, хотя и прозрачным, но смягчающим очертания далёких предметов, высветляющим их силуэты и меняющим цвет. Художники эпохи Возрождения первыми разработали правила деления пространства на планы: ближний план — тёплый и контрастный; средний — самый разработанный с мягкими тонами; дальний — светлый, обобщённый, там всё сливается в общей воздушной дымке. Этот способ передачи глубины пространства с помощью высветления и изменения цвета получил название воздушная перспектива. Работая над пейзажем, необходимо помнить и о правилах воздушной перспективы. Удаляясь, предметы всё больше погружаются в воздушную среду, теряя ясность и чёткость очертаний. Окутанная воздухом даль по мере удаления голубеет. Предмет, насыщенный по цвету, с резкими очертаниями и фактурой, будет казаться ближе. Предмет с менее насыщенной окраской, размытыми контурами как бы удаляется от нас. Тёплые цвета выступают, кажутся ближе, а холодные — отступают. Все эти правила учащиеся постигают в единстве теории, восприятия произведений художников и собственной практической деятельности. Практическая работа для шестиклассников заключается в следующем: используя основные правила линейной и воздушной перспективы, изобразить пейзаж ограниченной палитрой цветов (возможен вариант с использованием только чёрной и белой гуаши). Начинать работу рекомендуется с изображения пространства земли и неба, которые тонально высветляются от ближнего плана к линии горизонта. Затем пространство заполняется деревьями и убегающей вдаль дорожкой. Подчеркнём, что убегающей свободно, изгибаясь, и убегать в каждом детском рисунке дорожка (или тропинка) должна по-своему и у всех по-разному, а не по одной предложенной на доске схеме. Такое изображение не предполагает строгих вычерчиваний и перспективных построений в пейзаже, достаточно о них лишь помнить и понимать их. Художник, хорошо знающий законы перспективы, при работе над пейзажем с натуры довольствуется лишь самыми необходимыми правилами, полагаясь при этом на свой глазомер. Он ограничивается так называемой наблюдательной перспективой. Важно понимать, что все правила в искусстве не являются самоцелью, они лишь служат реализации замысла художника. В зависимости от замысла учащиеся выбирают горизонтальный или вертикальный формат, высокую (для передачи земных далей) или низкую (для изображения простора небес) линию горизонта. Урок: «Пейзаж - большой мир» Планируемые результаты: приобретать знания о создании эпического и романтического образов природы художниками западноевропейского и русского искусства; учиться различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях (живопись, графика); творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие, о средствах создания художником эпического и романтического образов в пейзаже; экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в процессе изображения большого природного пространства. Понятия: пространство картины, формат, высота горизонта, эпический пейзаж, романтический пейзаж. Практическая работа: изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь реки» (возможна живописная или графическая техника). Вариант практической работы: изображение живописного романтического пейзажа («Стихия земли и неба», «Буря», «Гроза», «Метель»). Материалы: гуашь, кисти; тушь или гелевая ручка; бумага. Зрительный ряд: китайский пейзаж — Го Си. Горы осенью после дождя (учебник, с. 148); пейзажи Ван Вея; европейский пейзаж — Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Охотники на снегу; Эль Греко. Вид Толедо (учебник, с. 145, 149); пейзажи У. Тёрнера, Д. Констебла; пейзаж в русском искусстве — С. Ф. Щедрин. Вид на Капри; морские пейзажи И. К. Айвазовского; И. И. Левитан. Над вечным покоем (учебник, с. 162); И. И. Шишкин. Рожь (учебник, с. 159); К. Ф. Богаевский. Последние лучи (учебник, с. 151), Берег моря; Н. К. Рерих. Гималаи, Небесный бой; Н. Н. Дубовской. Притихло; А. А. Рылов. В голубом просторе, Зелёный шум. На первом уроке четвёртой четверти учащиеся уже совершали первый экскурс в историю становления жанра пейзажа, который в европейском искусстве возникает вместе с открытием законов перспективы и превращением пустоты в пространство и оформляется в самостоятельный жанр в XVI— XVIII вв. Но задолго до этого картины с изображением чистой природы уже существовали в искусстве Китая. Учащиеся, отвечая на вопрос учителя: «Какую страну можно считать родиной пейзажа?», вспоминают, что как самостоятельный жанр пейзаж впервые появился в Китае ещё в VI в. Рассматривая пейзажи китайских мастеров Го Си и Ван Вея, шестиклассники, вероятнее всего, отметят их одухотворённость и поэтичность. Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к природе и её силам. Горы, вода, деревья, цветы были для них духовными символами. Художники старательно овладевали умениями изображать их, но при этом их картины не были видом конкретной местности. Мастер не писал пейзаж с натуры, но при этом создавал обобщённый образ. Важно отметить, что сама природа Китая, с его огромными горными хребтами, такая непохожая на природу Европы, рождала иное восприятие пространства, особый способ передачи его на плоскости. Учащиеся размышляют о том, какую точку зрения выбирает художник для передачи огромных пространств в картине, и приходят к заключению, что китайский художник смотрел на природу словно с высокой горы, и высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности мира, разделённого на планы пеленой тумана. Эти картины как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. Безусловно, учащимся будет интересно узнать, что китайские картины-пейзажи — это совсем не те картины в рамах, которые мы привыкли видеть в музее или на выставке. Пейзажи «горы-воды», как называли их в Древнем Китае, составляли неразрывный союз с поэзией и каллиграфией, а писались они на шёлковых свитках горизонтального или вертикального формата. Художник работал чёрной тушью с размывками, при этом глубина пространства достигалась тончайшими тональными переходами между планами. Далее шестиклассникам демонстрируется идеальный пейзаж: героический (Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом) и идиллический (К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы, Времена дня). Пейзажи овеяны духом Античности, в них включены сцены из мифологии. Учащиеся видят величественный образ большого мира, созданный уже европейскими художниками XVII в., и анализируют, какими выразительными средствами достигается в этих произведениях иллюзия глубины пространства, состояние возвышенности и гармонии мироздания. В картинах-пейзажах Питера Брейгеля Старшего грандиозность видения мира сочетается с глубоким проникновением в специфику народной жизни, неотделимой от жизни окружающей человека природы. Таковы его картины из серии «Времена года». Эти картины, по выражению искусствоведа Н. А. Дмитриевой, «эпическая песнь Фландрии: тут её труды и дни, её пастухи и земледельцы, её заснеженные зимы, ветреные осенние вечера, щедрое лето, богатое плодами». Такие пейзажи-картины называют эпическими — в них представлен большой и легендарный мир, каким его понимает художник. Пейзажи эпического содержания (обобщения) есть и в творчестве русских живописцев — И. И. Шишкина, И. И. Левитана, Н. К. Рериха, К. Ф. Богаевского, Н. Н. Дубов- ского, А. А. Рылова и т. д. Романтический пейзаж (пейзажи У. Тёрнера, И. К. Айвазовского) — искусство порыва и страсти, выражения могущества сил природы. Романтики изображали борение стихий земли и неба, морской стихии, грозы и бури. Учащиеся отвечают на вопросы учителя: «Какие чувства вызывают эти пейзажи? С помощью каких средств художественной выразительности передаёт эти чувства автор?» Учащиеся должны прийти к пониманию того, что в создании образа большое значение имеет организация изображаемого пространства. Здесь целесообразно вспомнить то, о чём говорилось на предыдущем уроке о выборе формата, точки зрения, высокой и низкой линии горизонта. Учащиеся приводят примеры различных способов организации пространства картины, обращаясь к репродукциям в учебнике. Делается вывод о том, что организация изображения начинается уже с выбора формата — размера и формы того «окна», сквозь которое мы глядим в картину. У каждого из форматов свои выразительные возможности и особенности. Формат, вытянутый по горизонтали, придаёт изображению повествовательность, ощущение спокойствия. Напротив, вертикальный формат, вытягиваясь, острее подчёркивает напряжённый контраст низа и верха. Его избирают для сюжетов торжественных или драматичных. Напоминаем детям также, что перспективное изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной точки зрения. При её перемене состояние в картине существенно изменится. Практическая работа. Положение линии горизонта, место точки схода — это средства выразительности. Учащиеся должны осознанно использовать эти средства в практической работе для создания определённого образа в пейзаже. Кроме того, необходимо помнить о правилах воздушной перспективы, тональных градациях при изображении ближних и дальних планов, об общем колористическом решении композиции. Обо всём этом учитель говорит с ребятами при просмотре зрительного ряда в учебнике и на экране или в Интернете, настраивая их на практическую творческую работу — создание в пейзаже пространства большого мира (эпический пейзаж «Дорога в большой мир», «Путь реки» или романтический пейзаж «Метель», Гроза», «Буря» и т. д.). В зависимости от возможностей и интересов класса выбирается графическая или живописная техника. Живописная работа выполняется без карандаша, сразу краской, начиная с создания цветом и тоном среды и пространства. Потом в это пространство вписываются, с учётом правил воздушной и линейной перспективы, деревья и горы, облака и тучи, уходящая вдаль дорога или река. И главное, нужно продумать образ природы (торжественно возвышенной или бурной, грозной, нежной, печальной) и, исходя из этого, организовывать изображаемое пространство. Урок: «Пейзаж настроения. Природа и художник» Планируемые результаты: получать представление о развитии понимания красоты природы и новых средствах выразительности в живописи XIX в.; характеризовать особенности направлений «импрессионизм» и «постимпрессионизм»; учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; приобретать творческий опыт колористического видения и создания живописного образа природы (в котором выражены эмоциональные переживания человека). Понятия: пейзаж настроения, состояние в пейзаже, колорит, освещение, пленэр, импрессионизм. Практическая работа: создание пейзажа-настроения — работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета, утреннее или вечернее состояние природы). Материалы: гуашь, кисти, бумага. Зрительный ряд: К. Моне. Впечатление. Восход солнца, Руанский собор вечером, Портал. Раннее утро (учебник, с. 152), Скалы в Бель-Иль, Поле маков, Городок Ветей; Сислей. Сад Ошеде Монжерон (учебник, с. 153), Городок на Сене; П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар, Берега Марны; Ван Гог. Пшеничное поле и кипарисы, Красные виноградники в Арле (учебник, с. 154), Пейзаж в Овере после дождя; И. И. Левитан. Золотая осень, Март, Весна. Большая вода; И. Э. Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Ф. Юона, К. А. Коровина и т. д. Природа и художник... Эта тема может быть объединяющей для следующих двух уроков, посвящённых пейзажу в творчестве французских импрессионистов и русских художников. В начале темы уместно вспомнить, что пейзаж как произведение искусства — это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения и чувства. Это отношение, понимание красоты природы не было неизменным, оно менялось на протяжении веков, в каждую эпоху оно становилось другим, но именно благодаря искусству мы можем видеть и понимать отношение к миру людей других эпох и стран. Художники, жившие задолго до нас, сохранили в произведениях изобразительного искусства свои представления о мире, своё понимание красоты природы и человека. Художник — человек определённого мировоззрения, определённой эпохи, но, выражая основные идеи своего времени, художник всегда выражает своё личное отношение и видение окружающей действительности, своё понимание её красоты. Каждый художник по-своему воплощает видимый им мир в своих произведениях. И мы начинаем видеть красоту там, где раньше её не замечали. Как часто художники, пребывая в постоянном поиске, смело экспериментируя, находят новые формы и способы выражения и изображения картины мира! Наталкиваясь при этом на непонимание и неприятие своего творчества современниками, они продолжают отстаивать своё право на собственное видение. Миссия художника — помогать людям видеть мир во всём его многообразии. Удивительно разнообразны взгляды художников на природу, способы выражения ими своего отношения к миру, понимания его красоты. Особенно много открытий в жанре пейзажа принёс XIX век. Пейзаж обретает равные права с портретом, исторической картиной. Зачастую именно пейзаж, свободный от заданного сюжета, становится областью новаторских исканий. Жанр пейзажа стал необычайно многолик. Развивалось сразу несколько направлений пейзажного жанра. Романтический пейзаж давал свободу воображению художника, следовал тонким движениям его души. Пылкости романтических чувств соответствовал пейзаж эмоционально насыщенный, отражавший борьбу стихийных сил в природе, пленявший экзотической красотой (с романтическим пейзажем шестиклассники уже встречались на прошлом уроке). Вместе с тем общее движение искусства к реализму вело пейзажистов к внимательному наблюдению ландшафтов родной страны, иному восприятию мира. Повсеместное развитие приобретает национальный пейзаж. В картинах появляются заснеженные просторы России, луга и долины Англии, провинциальные городки Франции и т. д. Открытия в области естественных наук вызвали интерес художников к закономерностям оптического восприятия света и цвета. Во второй половине XIX в. во Франции родилось новое направление в искусстве живописи — |