Главная страница

Уроки изобразительного искусства 6 класс. Просвещение


Скачать 0.53 Mb.
НазваниеПросвещение
Дата24.04.2023
Размер0.53 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаУроки изобразительного искусства 6 класс .docx
ТипКнига
#1086765
страница12 из 14
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
импрессионизм (от французского слова, означающего «впечатление»). Живое впечатление было для импрессионистов самым дорогим за­воеванием в живописи.

Художники-импрессионисты писали свои картины на от­крытом воздухе — пленэре, передавая ощущение сверкаю­щего солнечного света, при этом объёмные формы как бы растворялись в вибрации света и воздуха.

Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин Э. Мане, К. Моне, А. Сислея и передать словами свои впечат­ления от картин. Желательно показать те же произведения на большом экране, дополнив зрительный ряд ещё несколь­кими пейзажами (К. М о н е. Скалы в Бель-Иль, Поле маков, Городок Ветей; А. Сислей. Городок на Сене). Учитель может начать беседу с нескольких фраз о каждой картине, настроив тем самым ребят на собственные высказывания, направляя их не на описание сюжета произведения, а на то, какими сред­ствами передано состояние природы.

Автора картины «Впечатление. Восход солнца» (именно эта картина дала повод назвать группу художников импрессиони­стами) Клода Моне в природе привлекало в первую очередь солнце, трепет его лучей, пронизывающих воздух, многообра­зие оттенков, которые они придают небу, облакам, деревьям и цветам. Он любил писать водную стихию с её рябью, перели­вами, отражениями (в учебнике на с. 152 он изображён в спе­циальной лодке-мастерской), его даже называли «Рафаэлем воды». В «Скалах в Бель-Иль» вода сверкает всеми оттенками драгоценных сапфиров. Свет играет на сине-зелёной поверх­ности моря, и цвет моря отражается на красноватом граните скал мелкими синими и зелёными пятнышками рефлексов.

В пейзаже «Поле маков» цветущее поле подобно морю. В красный цвет вкраплены зелёные мазки, усиливающие яр­кость основного тона. Кусты и деревья обрисованы круговыми движениями кисти, лиловые облака в небе как будто отража­ют полыхание макового цвета.

Живое впечатление от маленького бело-розового городка на берегу реки передано в пейзаже «Городок Ветей». Вода зани­мает больше половины картины, и отражение городка в ней насы­щает её тёплыми лиловато-розовыми тонами, которые смешива­ются с изумрудно-зелёными мазками, напоминающими о холмах и деревьях. Удивительно красива мозаика плотно положенных мелких мазков, переливающихся и мерцающих на глади воды.

Учитель спрашивает: «Какое настроение выражено в про­смотренных пейзажах? Какими средствами художник его вы­ражает?» Учащиеся в первую очередь назовут цвет как глав­ное средство выражения.

Полотна Моне — это симфонии цвета и солнечного света. Цвет и свет становятся главными героями пейзажа. Их из­менения в зависимости от времени суток рождали в твор­честве Моне сюжеты целых пейзажных серий. Одна из них посвящена старинному готическому собору в городе Руане (К. Моне. Руанский собор вечером, Портал. Раннее утро). Учащимся предлагается проанализировать, чем отличаются эти изображения, сделанные в разных погодных условиях и в разное время суток. Чем вызвано столь разное цветовое ре­шение при одном и том же предмете изображения? Конечно, разным освещением и состоянием воздушной среды. Важно, чтобы учащиеся почувствовали это. Поэтому важно показать им репродукции хорошего качества и на большом экране.

Учитель обращает внимание шестиклассников также на цветовые отношения в пейзажах Клода Моне. Художник тонко передаёт состояния природы, в его картинах цвет и свет сливаются в радостную гармонию. В них не просто впечатление от увиденного, это скорее восторг от цветового богатства мира природы.

Можно рассмотреть пейзажи ещё одного импрессиони­ста — А. Сислея (Сад Ошеде Монжерон (учебник, с. 153), Го­родок на Сене), а также работы К. Писсарро. Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть репродукции картин постим­прессионистов В. Ван Гога и П. Сезанна (учебник, с. 154—155), прочитать о них небольшой текст в учебнике, высказать свои впечатления о них. В качестве дополнительного искусствовед­ческого материала по данной теме учитель может использо­вать книгу М. В. Алпатова «Немеркнущее наследие» (М., 1990), отрывки из которой приводим здесь: «В картинах импрессио­нистов с первого взгляда бросаются в глаза их своеобразные красочные приёмы. Но эти красочные приёмы были порожде­нием нового мировосприятия. Импрессионисты открыли такую сторону мира, которую до них почти не замечали художники. ...Предшественники импрессионистов воспроизводили пред­меты, тела, объёмы как нечто постоянное и устойчивое. На­оборот, импрессионисты обратили внимание на изменчивость солнечного света, красочный покров предметов, мерцание воздушной среды, едва уловимые краски, которым язык не на­ходит обозначения, но кисть может запечатлеть на холсте. Это была новая сторона действительности, и через эту новую сто­рону они искали путь к пониманию реального мира, к его по­этическому воссозданию. Вряд ли целесообразно спрашивать, кто был более прав — прежние художники, которые передавали листву одной и той же зелёной краской, или импрессионисты, которые писали их в бесконечном разнообразии тонко под­меченных оттенков, меняющихся в зависимости от освещения в различное время дня... Импрессионисты довели до высоко­го совершенства искусство закрепления мимолётного, которое до них нередко ускользало от внимания художников».

Безусловно, тема «Природа и художник» является кульми­нацией четверти. Следует обратить особое внимание учащих­ся на следующие слова в учебнике: «Можно сказать о двух потребностях души, которые пробуждают творчество худож­ника. Это желание передать впечатления от окружающей действительности и потребность выразить свои особен­ные переживания, свой внутренний мир».

Именно эти побуждения (а не желание получить хорошие оценки) должны вдохновлять на творчество и наших шести­классников. Пусть они сами выберут для себя практическое задание из предложенных в учебнике (см. с. 155) и передадут в работе своё любимое состояние природного мотива и свой эмоциональный настрой. Работы станут частью выставочного проекта, который будет представлен в конце учебного года.

Урок: «Пейзаж в русской живописи»

Планируемые результаты:

  • получать представление об истории развития жанра пейзажа в русской живописи;

  • называть имена великих русских живописцев и узна­вать известные картины А. Г. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана;

  • характеризовать особенности понимания красоты оте­чественной природы в творчестве И. И. Шишкина, И. И. Леви­тана;

  • уметь рассуждать о значении образа отечественного пейзажа для развития чувства Родины;

  • приобретать умения и творческий опыт в процессе создания живописного образа пейзажа своей Родины;

  • принимать посильное участие в сохранении памятни­ков российской культуры.

Понятия: лирический пейзаж, пейзаж-картина.

Практическая работа: работа над пейзажем на темы: «Страна моя родная», «Дали моей Родины»; «Поэтический об­раз природы», «Весенний мотив» (по выбору учащихся).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: произведения русских художников:

А. Г. Венецианов. Спящий пастушок; Г. В. Сорока. Ры­баки; А. К. Саврасов. Грачи прилетели; Ф. А. Васильев. Мокрый луг; пейзажи И. И. Шишкина, И. И. Левитана (учебник с. 15б—163); пейзажи В. Д. Поленова, В. А. Серова.

Эпиграфом к уроку на тему «Пейзаж в русской живописи» могут быть стихотворные строки Ф. И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Русский пейзаж в лучших его воплощениях всегда являлся прежде всего средоточием глубоких переживаний художника, философских раздумий его о жизни.

«Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси — ре­ки разлились, оживает всё... Нет лучше страны, чем Россия! Только в России может быть настоящий пейзажист», — писал в одном из писем из-за границы И. И. Левитан.

Вместе с русскими писателями художники-пейзажисты словно раскрыли людям глаза на родную окружающую их при­роду, помогли увидеть её неброскую, но какую-то щемящую сердце русского человека красоту. Они создали лирический образ России, который стал особо любимым соотечественни­ками и интерес к которому не исчерпан. Со времён Саврасова русский пейзаж будит в людях чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая стать, как выразился художник Крамской, «лучше, добрее и здоровее. А разве не в этом состоит главная цель искусства?».

Основная задача на этом уроке — направить восприятие детьми произведений мастеров русского пейзажа и беседу о них на осознание особого поэтического отношения русских художников к родной природе, ярко выраженного личностного начала в пейзажах, их особой душевности.

Имена великих мастеров русского пейзажа — Сороки, Сав­расова и особенно Шишкина и Левитана должны остаться в памяти и сердце ребёнка. Сегодня каждый может увидеть эту красоту только потому, что её открыли для нас именно эти художники.

Учитель может воспользоваться материалом учебника, а также расширить зрительный ряд урока, включив произ­ведения других художников и рассказ о них. На наш взгляд, было бы очень полезно предложить учащимся самостоятельно подготовить исследовательский проект о творчестве рус­ских художников, подобрать по возможности репродукции, слайды, фотографии.

Учитель рекомендует литературу, которая поможет уча­щимся при подготовке к выступлению по заданной тематике. Кроме того, ребята могут воспользоваться соответствующи­ми интернет-сайтами (см., например, сайты ведущих музеев, указанных на с. 13 учебника).

Практическое задание из предложенных в учебнике (с. 163) учащиеся могут выбрать самостоятельно. Творческие работы следует рассматривать как часть выставочного про­екта, который будет представлен в конце учебного года.

Учителю следует позаботиться о дополнительных часах на проектную деятельность. Проект может выполняться совмест­но, например, с учителем литературы как интегрированный.

Урок: «Пейзаж в графике»

Планируемые результаты:

  • получать представление о произведениях графическо­го пейзажа в отечественном и западноевропейской искусстве;

  • уметь рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности произведений пейзажной графики, об об­разных возможностях различных графических техник;

  • приобретать навыки наблюдательности, поэтического видения окружающего мира путём создания графических за­рисовок;

  • приобретать навыки рисунка и композиции в процессе создания пейзажных зарисовок.

Понятия: графический пейзаж, набросок, зарисовка, стан­ковый рисунок.

Практическая работа: создание графического пейзажа на следующие темы: «Весеннее пробуждение природы», «Вес­на в городе», «Весенние воды» (по выбору учащихся).

Материалы: простой карандаш, тушь, перо, гелевые ручки, уголь, бумага.

Зрительный ряд: рисунки И. И. Шишкина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. Ван Гога, Ю. И. Пименова, П. В. Митурича,

В. А. Фаворского, В. М. Конашевича и др. (см. учебник).

Учитель ставит цель показать учащимся богатые образ­ные возможности графического пейзажа, углубить их знания

о выразительных средствах рисунка, о техниках и материалах.

Живописный пейзаж воспроизводит многоцветный мир окружающей человека природы. Но пейзажный рисунок, даже небольшой набросок с натуры или беглая зарисовка, сделан­ные рукой мастера, тоже имеют большую ценность и о мно­гом могут нам рассказать. Если у живописца в руках целая палитра красок, то художник-график, как правило, пользует­ся только одним чёрным цветом. График существует в более условном мире, в мире, лишённом цвета, и, пользуясь ску­пыми средствами, создаёт тем не менее трепетную и живую картину мира. В начале урока может быть проведена беседа.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть пейзажные рисунки и гравюры известных художников на страницах учебника (с. 164—167). Они очень разнообразны: от беглых набросков до серьёзных станковых произведений. Ребята вспоминают и называют виды рисунка, их место и назначе­ние в искусстве. Вспомнить пройденный материал об искус­стве графики поможет учебник. Шестиклассники высказывают своё мнение о произведениях зрительного ряда, анализируют выразительные средства и графические техники. Следует об­ратить внимание учащихся на живую выразительную линию, на разный характер штриха, на то, как художник передаёт пространство, воздушные дали, освещение. Важно заметить, что белая или тонированная бумага не является безмолвным фоном рисунка, она становится цветом, воздушной средой, создаёт пространство. Интересно будет поразмышлять, как влияет на образное содержание работ характер графического материала. Безусловно, учитель может расширить зрительный ряд, который поможет учащимся выбрать графическую тех­нику и материалы для выполнения собственной работы, про­анализировать варианты композиционного решения пейзажа.

В качестве практической работы учащимся предлагается выполнить графическую работу «Весенний пейзаж». Темы твор­ческой работы можно уточнять, например: «Весеннее пробужде­ние природы», «Весна в городе», «Весенние воды», «Весенний мотив», «Прилёт птиц». Можно взять в качестве темы стихотвор­ные строки о приходе весны. Шестиклассникам предлагается выбрать в зависимости от замысла наиболее подходящий ма­териал (карандаши, уголь, тушь, палочки, перо, гелевые ручки) или выбрать технику гравюры (наклейки, граттаж, монотипия). Ребятам следует внимательно прочитать задание на с. 166 учебника, познакомиться со справочным материалом о техни­ках гравюры на с. 77, 167. Шестиклассники должны научиться пользоваться по необходимости учебником как справочником.

Очень полезно было бы продолжить графическую работу после уроков: сделать натурные пейзажные наброски и зари­совки на городских улицах, в сквере, парке, во дворе, проявив при этом наблюдательность, умение подмечать и отбирать са­мое интересное, видеть поэтическое в повседневном окруже­нии. Эти наброски и зарисовки могут перерасти в серию графи­ческих рисунков для итоговой выставки (выставочный проект).

Урок: «Городской пейзаж»

Планируемые результаты:

  • получать представление о развитии жанра городского пейзажа в отечественном и западноевропейском искусстве;

  • приобретать навыки восприятия, эстетического пере­живания образности городского пространства как выражения самобытного лица культуры и истории народа;

  • приобретать композиционные навыки, навыки на­блюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

  • овладевать навыками композиционного творчества в технике коллажа;

  • приобретать коммуникативный опыт в процессе вы­полнения коллективной творческой работы.

Понятия: городской пейзаж, ведута, зарисовки города, па­норама, коллективное панно.

Практическая работа: работа над графическими зарисов­ками города на темы (по выбору учащихся): «Наш (мой) го­род», «Улица моего детства», «Города, где я бывал».

Материалы: простые карандаши, тушь, перо, гелевые руч­ки, уголь, бумага.

Вариант практической работы: коллективная работа над проектом «Город» в технике коллажа.

Материалы: цветная разнофактурная бумага, большой лист бумаги (ватман) для фона, ножницы, клей.

Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII—XVIII вв., город в живописи и графике XIX—XX вв., в част­ности городские зарисовки А. В. Кокорина, Т А. Мавриной, Н. В. Кузьмина, В. А. Фаворского (см. учебник).

Основная художественная задача урока — расширение у уча­щихся представлений о городском пейзаже, в котором вырази­лось отношение художника к городу как второй природе и среде обитания человека. На уроке прослеживаются этапы развития городского пейзажа, его место в истории искусства. В качестве основной проблемы можно выделить то, что город (постоянно растущий, вытесняющий естественную природу), с одной сто­роны, противопоставляется чистой природе, а с другой — ин­тересует и вдохновляет художников не меньше самой приро­ды, изображение города даже носит то же название — пейзаж. В истории искусств известно немало поэтических образов горо­да, окрашенных любовным отношением автора к широким пло­щадям и скромным тихим улочкам, архитектурным сооружениям и городской толпе. Город в беглых зарисовках и больших живо­писных полотнах, в графических листах и книжной иллюстрации занимает значимое место в творчестве художников.

Учитель демонстрирует учащимся репродукции городских пейзажей, сопровождая показ рассказом об истории жанра. Главная цель показа зрительного ряда — раскрыть разные об­разы города в истории искусства.

Учитель может заранее попросить нескольких учеников подготовить короткие сообщения о мастерах городского пей­зажа (но это, видимо, возможно только при наличии дополни­тельного времени), а также провести поисковую работу и при­нести на урок репродукции и фотографии с видами городов. Ниже приводится текст, который поможет учителю провести с шестиклассниками беседу по истории городского пейзажа.

Городской пейзаж явился результатом нескольких веков развития пейзажа, который в Средние века являлся не само­стоятельным видом живописи, а только фоном, на котором разворачивалась фигурная композиция. Впервые подробное и в то же время условное изображение города появилось в пе­риод готики. Затем в итальянском искусстве XV в. получили развитие так называемые архитектурные пейзажи, в которых изображались виды городов с необычайной точностью, но, как правило, с высоты птичьего полёта. Развитие городского пейзажа в эпоху Возрождения связано с изучением прямой перспективы и архитектуры как науки.

«...Итальянский архитектор Филиппо Брунеллески при по­мощи различных опытов стремился убедить своих сограждан в могуществе перспективы. Так, однажды он сделал изображе­ние нескольких зданий, а в центре перспективного схода линий в этой картине проделал дырочку, сквозь которую предлагал смотреть с обратной стороны картины на её отражение в зер­кале. Иллюзия была столь полной, что зрители видели насто­ящую, а не нарисованную архитектуру. Введение прямой пер­спективы имело очень большое значение для развития пейзажа. Изображение строилось уже не путём перечисления увиденных фигур, зданий и предметов, когда взгляд мог блуждать по пло­скости, а как целое, подчинённое единому смысловому центру» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С. 35).

В XV в. получил распространение воображаемый городской пейзаж — так называемый «идеальный город». Это были виды площадей придуманного города, построенные по законам цен­тральной перспективы (Ф. Д. Мартини. Идеальный город).

Виды городов и городских улиц стали особой областью голландского пейзажа XVII в.

«Были и целые панорамы городов, были виды, где город рисовался лишь силуэтом на берегу реки, были тщательные перспективные штудии улиц и домов. Именно у голландцев городской пейзаж впервые в истории искусства становится столь разработанным жанром. ...Вехами в развитии этого вида пейзажа стали произведения Яна Вермера Делфтско- го „Уличка“ и „Вид Делфта“. Вермер посмотрел на свой дом в маленькой улочке и на вид своего города как на мотивы столь же прекрасные, как самые лучшие зрелища, которые может создать природа» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страни­цы истории. — С. 97—99).

В XVIII в. в Италии стал завоёвывать популярность архитек­турный пейзаж — ведута (в переводе с итальянского — уви­денная). Этот пейзаж, документально точно изображающий вид города, один из истоков искусства панорамы.

«Подобно тому как туристы нашего времени покупают на память цветные открытки, путешественники прошлых ве­ков увозили домой из Италии виды её городов, написанные или гравированные художниками» (Богемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — С. 107).

Стремление утвердить точность в изображении реального вида города привело к подробным, узнаваемым городским пейзажам — видам Венеции, Рима, других городов Европы.

«Самую большую славу завоевали мастера венецианской ве- дуты. Их город сохранил своеобразие своих нравов и обычаев, в которых было много театрализации. Город каналов в XVIII ве­ке стал городом музыки, театра и карнавалов. Художники опи­рались на традиции театральной живописи своего времени, стремились продемонстрировать своё мастерство в передаче архитектуры и перспективы. Самый крупный мастер венеци­анской ведуты Антонио Каналь, прозванный Каналетто, пере­давал светлый и праздничный облик города („Большой канал в Венеции", „Площадь Сан Марко“). В работах Каналетто и его учеников всегда царит хорошая погода, небо ясно, безоблачно, но яркое освещение не „съедает" чётких линий архитектурных фасадов. Для достижения перспективной точности ведуисты пользовались камерой-обскурой — специальным прибором, помогающим созданию больших панорамных видов. Каналетто работал во главе большой мастерской. Одним из его учеников был Бернардо Белотто. Белотто, в отличие от любившего тё­плый солнечный свет Каналетто, писал в более прохладной, зе­леновато-голубой гамме красок, он чаще пользовался вырази­тельными контрастами света и тени („Площадь рынка в Новом городе в Дрездене", „Пирна с правого берега Эльбы").

Наряду с ясным и стройным видением Каналетто и ху­дожников его школы в Венеции проявились черты более поэтического и непринуждённого обращения с пейзажем. В произведениях Франческо Гварди виды каналов соседствуют с изображениями двориков и жанровых сцен, увиденное сочета­ется с сочинённым („Вид площади с дворцом"). ...Пейзаж Гвар­ди не обладает топографической точностью, он перекликается с жанром „каприччо" — архитектурной фантазии. В противопо­ложность чёткости линейных построений и ясности перспек­тивных планов пейзажей Каналетто, в работах Гварди большое значение имеет красочное пятно, он умеет показать красоту обы­денных мотивов, которые в жизни могли и не привлекать внима­ния. Тонкие переходы от света к тени, отблески света, которые художник передаёт густыми мазками белой краски, отдельные яркие красочные акценты — всё это передаёт в первую очередь атмосферу Венеции, когда впечатление от влажного воздуха, солнечного света и исторических зданий сливается воедино» (Богемская К. Г Пейзаж. Страницы истории. — С. 111).

Городской пейзаж в русском искусстве родился в виде гравюрных изображений молодой столицы Санкт-Петербурга. Одним из первых мастеров живописного городского пейзажа был Фёдор Алексеев.

В XVIII столетии примером для русских, как и многих дру­гих европейских мастеров, были итальянские художники. Как и в прошлые века, путешествие в Италию рассматривалось как необходимый этап художественного образования. Фёдор Яковлевич Алексеев отправился в Венецию учиться театраль­но-декорационной живописи. Там он копировал Каналетто.

«...Отечественные ценители стремились видеть в нём ис­ключительно „российского Канале". Всё же копии с иностран­ных мастеров принесли Алексееву успех, и он сумел перейти к писанию видов русских городов согласно собственным худо­жественным устремлениям. ...Петербург и Москва значитель­но разнятся в его картинах, как различались они и в сознании современников. Москва — оплот старины, русской истории. Алексеев пишет Красную площадь, Кремль с соборами. Мо­сква у Алексеева всегда более оживлена, чем Петербург. В мо­сковских пейзажах можно увидеть и купчих, и разносчиков, и зевак. Иное дело — Петербург. Это город, наполненный де­ловой жизнью, обозначивший себя в строгих формах Биржи, Адмиралтейства. ...Речной простор Невы придаёт городу па­радность. Приближаясь по своему ощущению к классицистам, Алексеев стремился к идеализации того, что видит в натуре. Отсюда приподнятый радостный строй его пейзажей» (Б о- гемская К. Г. Пейзаж. Страницы истории. — C. 124—127).

Учащиеся рассматривают картины Ф. Я. Алексеева «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости», «Улица в Москве» (учебник с. 169). Желательно их показать и на большом экране.

Новый образ города — делового, многолюдного, запечат­лён в работах импрессионистов.

В русском искусстве начала XX в. тема города лидирует. Она становится ведущей в творчестве М. В. Добужинского, А. П. Остроумовой-Лебедевой, К. Ф. Юона. Так или иначе ей отдают дань едва ли не все видные художники — и живописцы «Бубнового валета» И. И. Машков, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, и представители «русского авангарда» М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. З. Шагал, В. В. Кандинский. Привлекает тема города и многих современных художников.

Желательно, чтобы учитель расширил зрительный ряд го­родских пейзажей некоторыми произведениями названных выше художников.

В качестве практической работы учащимся предлагается сделать несколько зарисовок города, желательно попробовать сделать их в различных техниках. Стоит ещё раз посмотреть на рисунки А. В. Кокорина, Т. А. Мавриной, Н. В. Кузьмина, об­ратить внимание на характер линии в их рисунках, на то, как изображено городское пространство. Безусловно, нужно ду­мать о перспективных сокращениях в рисунке, но изображе­ния делаются без вычерчиваний и построений, на глаз. Очень важно выбрать подходящую для замысла точку зрения. В ком­позиции рисунка необходимо улавливать главное, опускать некоторые детали. Можно остановиться на серии зарисовок, оформив их на лист для экспозиции в классе. Но хорошо бы продолжить работу и создать городской пейзаж на тему (по выбору): «Наш город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал». Для пейзажей можно выбрать любую технику, в том числе смешанную (цветные мелки, пастель, восковые мелки с акварелью, акварель и гелевые ручки, гуашь).

Панораму города можно выполнить в технике аппликации, т. е. вырезать и наклеить силуэты, при этом нужно осмыслен­но подобрать цвета бумаги (их не должно быть много, лучше всего 2—4) — и в декоративном изображении нужно думать об общем колористическом решении. Как всегда, в апплика­ции следует поискать наиболее удачное расположение на ли­сте всех частей композиции, передвигая вырезанные детали, добиваться ярко выраженного образа города. Необходимо об­ратить внимание на ритмическую организацию листа.

Теме города желательно посвятить и
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


написать администратору сайта