Уроки изобразительного искусства 6 класс. Просвещение
Скачать 0.53 Mb.
|
Темы уроков «Пейзаж в русской живописи». искусства. Я^ык зображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины. и смысл». 771 оследняя четверть года посвящена жанру пейзажа. Но на- J U звание темы четверти начинается со слов «Человек и пространство...», и это не случайно. Пейзаж — это прежде всего изображение пространства, отношение к изображению которого у разных народов в различные эпохи не было неизменным. Понимание пространства и способов его изображения на плоскости менялось на протяжении истории культуры вместе с изменением отношения человека к миру, его миропонимания. И это очень важно понимать учителю и суметь довести до сознания учащихся. Жанр пейзажа, так же как жанры натюрморта и портрета, которым были посвящены предыдущие четверти года, рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образных представлений человека о нём. Изучая на протяжении четвёртой четверти жанр пейзажа, шестиклассники прослеживают изменения отношения человека к миру природы, различия в подходах к её изображению, с которыми связаны и изменения образного языка пейзажного жанра (способов изображения пространства, колористических задач и т. д.). Ребята обязательно должны понять и почувствовать неисчерпаемые возможности пейзажа в раскрытии оттенков человеческих чувств и переживаний. «Созерцание живописного пейзажа позволяет зрителю услышать исповедь художника, заразиться его настроением, обрести его зоркость, увлечься его фантастическим вымыслом — здесь художник и зритель остаются наедине, и природа служит словарём для того языка, на котором они говорят друг с другом», — пишет искусствовед К. Г. Богемская в своей книге «Пейзаж. Страницы истории». Пейзаж — это лирический, исповедальный жанр изобразительного искусства, созвучный поэзии и музыке. Работая над пейзажем, учащиеся должны понимать, что «задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы её выражать» (О. де Бальзак). В условиях общеобразовательной школы невозможна работа с натуры на пленэре, но возможны и даже необходимы наблюдения за состояниями природы. Изучение жанра пейзажа очень удачно совпадает по времени с весной, когда природа очень изменчива и разнообразна (от последнего апрельского снега и половодья до цветущих садов и первой свежей зелени). Учитель должен на каждом уроке настраивать учащихся на наблюдения за постоянно меняющимися состояниями весенней природы, характером и цветом неба, земли, воды, деревьев. Ведь для художника очень важно развивать умение (и желание) видеть, замечать, удивляться. Необходимо поощрять желание ученика поделиться своими впечатлениями от увиденного. Эти впечатления помогут шестиклассникам создать образ в творческой работе. В работе над пейзажем особое значение наряду с творческим воображением и наблюдением за состояниями природы имеет восприятие и анализ работ художников. Обучение на основе изучения работ мастеров, понятных детям, оказывается весьма полезным: шестиклассники постигают различные варианты композиционного решения пространства пейзажа, художественные техники и манеры письма (особенно в этом плане интересны произведения импрессионистов, а также русских художников XX в.). Имена всех художников шестиклассники не должны заучивать, но «насмотренность» должна быть по возможности широкой. Знать великих мастеров каждому культурному человеку необходимо, поэтому их имена должны звучать на уроках постоянно, а репродукции их произведений должны быть выставлены в кабинете изобразительного искусства. Учителю следует продумывать методику активной работы с учебником на уроке — учащиеся обращаются к текстам учебника, которые могут дополнить рассказ учителя, найти ответ на поставленный учителем вопрос, вспоминают материал прошлых уроков, обобщают знания по теме четверти и года. К репродукциям, помещённым на каждом развороте учебника, нужно обращаться не один раз, они могут быть полезны не только на данном уроке, но и на других уроках, в ином контексте — учитель, безусловно, это заметит. Учебник даёт возможность разнообразить формы работы, помогает разрешать основные проблемы с проведением исследований, анализа и сопоставлений, даёт ориентиры и варианты выполнения практических творческих заданий. Очень важно вызвать у шестиклассников желание обращаться к учебнику самостоятельно дома! Для многих учащихся данный учебник — это единственная в его доме книга по искусству. Кроме того, рекомендуется тщательно продумывать зрительный ряд по теме урока, который должен включать наряду с произведениями, представленными в учебнике, и другие примеры (желательно показать их на большом экране), которые ярко (в апогее) иллюстрируют концептуальные положения данной темы. Желательно, чтобы при просмотре зрительного ряда был не только монологический рассказ учителя, но и диалог с учащимися, которые высказывают свои мнения, поясняют, как они понимают содержание произведения, выразительные средства, которыми художник передаёт это содержание. Рекомендуется также чаще обсуждать работы самих учащихся как с точки зрения основных задач урока, так и с точки зрения общей выразительности, самостоятельности творческого решения, адекватности средств образного языка содержанию работы. Экспозиции работ учащихся (они должны быть достаточно мобильными) меняются на каждом уроке. В конце четверти на обобщающем уроке обязательно организуется выставка с участием лучших работ каждого ученика. Выставки работ шестиклассников желательно показывать их родителям, проводя экскурсии и обсуждения. Связь искусства с жизнью школьников должна обретать реальные черты, создавая в классе и школе особую эстетическую среду. Урок: «Жанры в изобразительном искусстве» Планируемые результаты: называть жанры в изобразительном искусстве; понимать разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; уметь объяснять, почему изучение развития жанров в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира и ценностной системы в культуре; уметь рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт. Понятия: виды изобразительного искусства, жанры изобразительного искусства, предмет изображения, содержание произведения, пейзаж, мотив пейзажа. Зрительный ряд: жанры в изобразительном искусстве: репродукции произведений художников и детские работы по каждому жанру (по выбору учителя); жанр пейзажа: китайский пейзаж; западноевропейский пейзаж (П. Брейгель. Времена года, Падение Икара; К. Лоррен. Пейзаж с похищением Европы, Времена дня; пейзажи У. Тёрнера, Д. Констебла, К. Коро, К. Моне, П. Сислея, К. Писсарро и т. д.); русский пейзаж (А. К. С а в р а с о в. Грачи прилетели; Ф. А. Васильев. Мокрый луг, Оттепель; А. И. Куинджи. Ночное, Ночь на Днепре; М. В. Нестеров. Осенний пейзаж; И. И. Шишкин. Рожь, Полдень. В окрестностях Москвы, Дубовая роща; И. И. Левитан. Весна. Большая вода, Золотая осень, Владимирка, Вечерний звон; пейзажи В. Д. Поленова, Н. К. Крымова, И. Э. Грабаря, А. А. Пластова, Н. К. Ромадина и др.). Основная проблема урока — это осознание шестиклассниками понятий «предмет изображения» и «содержание произведения», их неидентичности в искусстве. Урок строится в форме эвристической беседы учителя с учениками с постоянным обращением к текстам учебника и зрительному ряду, который включает слайды произведений художников, показанные на мультимедийном экране. Целесообразно обратиться к сайтам музеев (см. учебник, с. 13). Изобразительное искусство делится на виды и жанры. Виды изобразительного искусства — живопись, графика, скульптура различаются по способам изображения, средствам выразительности, а также по материальным средствам создания образа (художественным материалам и техникам). Учащиеся вспоминают материал I четверти о видах изобразительного искусства, специфических материалах живописи, графики, скульптуры. Первый урок четвёртой четверти посвящён закреплению и углублению знаний учащихся о жанрах изобразительного искусства. В начальной школе дети знакомились с жанрами станкового искусства, учились различать их специфику и творчески работали в пределах этих жанров. Роль художника-стан- ковиста — познание жизни и выражение отношения к ней средствами живописи, графики, скульптуры. Уже в начальной школе, изображая портрет, пейзаж или натюрморт, дети с помощью линии, цвета, пропорций, композиционного решения выражали настроение, характер и своё отношение к изображаемому. Эта проблема в VI классе становится центральной. В VI классе происходит повторение (а следовательно, введение в программу и тех детей, которые не изучали всего этого в начальной школе) и обобщение ранее полученных знаний, а также углубление понимания специфики жанров изобразительного искусства, знакомство с широкой панорамой произведений художников разных эпох. Жанры постигаются через историю их становления и развития, через изменения образного языка и средств изображения. Необходимо понимать, что жанры — это исторически сложившиеся в XVI—XVII вв. подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждого вида искусства. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения (т. е. что изображено): изображение природы — пейзаж, изображение вещей — натюрморт, изображение человека — портрет, изображение животных — анималистический жанр, изображение событий жизни — сюжетно-тематическая картина (исторический или бытовой жанр). В то же время нужно понимать, что границы между жанрами условны, не всегда можно строго определить жанр, нередко в одном произведении искусства сочетаются черты нескольких жанров. Понятие жанра в изобразительном искусстве очень важно (не случайно в основу тематического деления года положен жанровый принцип). Жанровая система даёт возможность связать историю и практику искусства, что позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр обучения духовные проблемы, подчиняя именно им изменения в способах изображения. Ввести в проблематику урока поможет экспозиция детских работ, структурированная по жанрам. Желательно, чтобы в экспозиции присутствовали все основные жанры изобразительного искусства (здесь могут быть работы не только данного года, но также сделанные в начальной школе). Шестиклассникам предлагается определить, по какому признаку выделены разделы выставки, и назвать эти разделы (т. е. жанры). Ребята могут ответить на вопрос: «На каком основании выделяются жанры в изобразительном искусстве?» (На основании того, что изображено, т. е. каков предмет изображения.) Далее учащиеся, просматривая на большом экране произведения художников, определяют жанры изобразительного искусства, а также отвечают на вопрос: «Какие жанры характерны для живописи, графики и скульптуры?» Шестиклассники приходят к выводу, что в изобразительном искусстве специфика жанров наиболее ярко выражена в живописи (там присутствуют все жанры). В графике также можно встретить всё разнообразие жанров. Для скульптуры наиболее характерно изображение человека или животных, а фрагменты природы или предметы обычно изображаются как сопутствующие образные детали, хотя в таком виде скульптуры, как рельеф, встречается изображение среды происходящих событий. Далее следует поставить перед учащимися очень важные вопросы: «Что же отражают жанры? Какова их роль в изобразительном искусстве?» Дети приходят к выводу, что жанры отражают все стороны человеческого бытия. «Жанры — это свидетельства богатства и разнообразия содержания искусства, его вариативных возможностей в изображении реальности... Историческое развитие жанров изобразительного искусства — необходимая часть развития культуры» — на эту мысль в учебнике необходимо обратить особое внимание учащихся. Понятие жанра в искусстве даёт возможность сравнивать произведения между собой по содержанию. Именно жанры анализируют разные стороны связи человека с жизнью. Для повышения деятельностной активности и интереса детей на уроке целесообразно вычленить основную проблему, требующую исследования, что предполагает анализ текстов и зрительного ряда, привлечение эмоционального опыта учащихся. Можно предложить шестиклассникам проблемный вопрос: «Можно ли поставить знак равенства между понятиями «предмет изображения» (что изображено) и «содержание произведения» (о чём говорит это произведение)?» Проблема решается с помощью анализа и сопоставления произведений. Учителю необходимо подобрать репродукции так, чтобы внутри одного жанра были произведения с разным, даже контрастным содержанием (например, ярко выраженный парадный и лирический портреты или различные по колориту, эмоциональному состоянию натюрморты и пейзажи). В результате исследования проблемы шестиклассники должны прийти к пониманию, что предмет изображения и содержание произведения не одно и то же. И понимание этой проблемы будет углубляться от урока к уроку и в процессе восприятия, и в процессе практической деятельности. Внутри одного жанра при одном предмете изображения содержание произведений может быть совершенно разным. Содержание произведения — это то, что хотел сказать художник как человек определённого мировоззрения, определённой эпохи. Картина мира в понимании человека не оставалась неизменной. Изучая жанры натюрморта и портрета в их историческом развитии, шестиклассники видели, как менялось отношение к окружающему миру и образу человека. В четвёртой четверти будет рассмотрено, как изменялась картина мира в истории жанра пейзажа. Учащимся нужно дать определение жанра пейзажа, который в переводе с французского означает «вид местности», «вид страны». Определение записывается на доске: Пейзаж — жанр изобразительного искусства, посвящённый воспроизведению естественной или преображённой человеком природы. Так же называются и произведения, сделанные в этом жанре. Это общепринятое определение жанра пейзажа. Оно, как и определения других жанров, показывает лишь предмет изображения, но не выражает всего содержания произведения. Задача учителя — показать, что содержание произведений, изображающих природу, может быть очень различным. В жанре пейзажа главным является выбранный художником увиденный (реальный) или сочинённый (идеальный) природный мотив, который становится как бы героем произведения. Отдельные фигурки людей или животных, а также небольшие сюжетные сценки в пейзажном жанре существенной роли не играют и являются стаффажем, т. е. средством дополнения и оживления композиции пейзажа. Сюжеты (мотивы) пейзажа чрезвычайно разнообразны. Учащиеся учатся видеть многообразие сюжетов, определяют пейзажный мотив (это может быть мотив дороги, реки, леса, морской пейзаж, который получил название «марина», архитектурный пейзаж, который может быть городским или деревенским). Сопоставляя пейзажи с одним и тем же сюжетом (мотив реки) (А. И. Куинджи. Ночное; М. В. Нестеров. Осенний пейзаж; А. М. Васнецов. Северный край), учитель обращает внимание учащихся на особенности композиционного решения образа реки в каждом пейзаже, на разный ритм, характер освещения и, как следствие этого, на разное состояние, настроение, переданные в картинах. Учитель может расширить этот ряд пейзажей, показав дополнительно ещё несколько картин с мотивом реки (например: Г. В. Сорока. Рыбаки; И. И. Остроухов. Сиверко; Н. Н. Дубовской. Притихло) или с мотивом дороги (И. И. Левитан. Владимирка; И. И. Шишкин. Рожь) или морские пейзажи (И. К. Айвазовский. Девятый вал; Неаполитанский залив, и т. д.). Сравнивая и анализируя их, ребята приходят к выводу, что пейзажи, в основе которых лежит один и тот же мотив, создают совершенно разные образы природы, раскрывают разное эмоциональное содержание. Следовательно, сюжет (в пейзаже — мотив) и |