Уроки изобразительного искусства 6 класс. Просвещение
Скачать 0.53 Mb.
|
содержание произведения — не одно и то же. Эту разницу очень важно видеть и понимать! Содержание — главное в любом произведении станкового искусства. Это открытие можно воплотить в практической творческой работе: изобразить пейзаж с рекой, стараясь при этом выразить эмоциональное содержание природного мотива. Художники по-разному выражают своё понимание красоты природы. Природа во все времена глубоко волновала человека, но в искусстве разных эпох и народов отношение к природе не было неизменным. Уже на первых уроках, посвящённых пейзажному жанру, целесообразно продемонстрировать на большом экране произведения различных эпох и стилей: китайский пейзаж, западноевропейский пейзаж, русский пейзаж. Количество произведений не должно быть слишком обширным, главное, чтобы в них было ярко выражено совершенно разное отношение к миру природы (ко многим произведениям учитель будет обращаться не один раз, возвращаться к ним на следующих уроках, всё более углубляясь в их содержание, акцентируя внимание учащихся на изменениях в способах изображения). Показывая репродукции и слайды, учитель может познакомить учащихся (разумеется, очень кратко) с историей становления жанра пейзажа. Очень хорошо посвятить введению в жанр пейзажа дополнительное занятие, которое можно провести в форме виртуального путешествия по истории пейзажа. И конечно, очень полезно совершить экскурсию в музей изобразительного искусства. Важно понять и почувствовать, что жанры станкового искусства в своём историческом развитии дают нам эмоционально-ценностные представления о картине мира, об изменениях в видении мира в разные эпохи, об отношении человека к окружающему миру и самому себе. Краткая обобщённая информация об истории развития жанра пейзажа поможет учителю провести беседу, подготовиться к уроку. Отдельные элементы окружающего мира природы изображал ещё первобытный человек в наскальных росписях, но эти изображения служили символами. Прежде чем изображение природы стало самостоятельной темой искусства, прошли тысячелетия. Долгое время схематично изображались отдельные элементы природы, которые указывали на место действия персонажей. На древнерусских иконах мы видим как бы намёки на окружающий фигуры пейзаж («горки», отдельные деревца неопределённой породы). Как самостоятельный жанр пейзаж появился в искусстве Китая ещё в VI в. Пейзажи китайских художников очень одухотворены и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы. В европейском искусстве вплоть до XVI в. пейзаж служил лишь фоном для тематической картины или портрета. Предпосылки для формирования жанра пейзажа складываются в эпоху Возрождения. Почему это происходит? Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах научно разработанной перспективы, пейзаж становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи. В то же время выявляется различие подхода к образу природы у итальянских художников и мастеров Северного Возрождения. В картинах итальянцев А. Мантеньи, Пьеро делла Франчески, Джорджоне, Леонардо да Винчи, Тициана природа созвучна, гармонична человеку. Нидерландские мастера Ян ван Эйк, Х. ван дер Гус, Р ван дер Вейден рассматривали человека как частицу окружающего необъятного мира. Особенно это ярко выразилось в творчестве Питера Брейгеля Старшего. Он был первым живописцем в Европе, который рассматривал пейзаж как выражение философии жизни. В пейзажах Брейгеля человек стоит в одном ряду со всеми другими порождениями природы — землёй, водой, деревьями, и скромный труженик вызывает больше симпатий у художника, чем какие бы ни были герои («Падение Икара», «Времена года»). В этом глубокое отличие Брейгеля от художников итальянского Возрождения, у которых сильная личность всегда царила над окружающим миром. Постепенно становясь самостоятельным жанром, в XVII в. пейзаж ещё сохраняет связь с исторической или мифологической картиной. Природа представала на холсте не в своём обыденном облике, но как некий прекрасный мир. Таковы пейзажи Клода Лорена, французского художника, работав- щего в Италии. В его картинах — волшебная страна, где живут мифологические герои («Пейзаж с похищением Европы», «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь»). Это идеальный пейзаж, образ мечты, идиллии. Наряду с идеальным пейзажем в живописи зарождается и другой тип изображения природы — эмоциональный, драматический (Эль Греко. Вид Толедо). В картинах голландских художников мир природы необычайно близок человеку, обжит им: мы видим бескрайние, уходящие вдаль поля, леса и болота, одинокие мельницы на горизонте, а также фермы, пастбища, сценки из сельской жизни. Голландские мастера создали тип морского пейзажа — марины. Особой областью голландского национального пейзажа были виды городов и городских улиц. В XVII—XVIII вв. распространяется пейзаж, с топографической точностью воспроизводящий виды отдельных местностей и особенно городов. Замечательными мастерами точных городских видов — ведут — были итальянцы Каналетто и Беллот- то. В России мастером ведуты был живописец Ф. Я. Алексеев, создавший многочисленные картины с видами Петербурга и Москвы. В первой половине XIX в. в живописи романтизма пробуждается интерес к передаче различных состояний природы, выражению могущества природных стихий (У. Тёрнер), своеобразию национального пейзажа. Крупный вклад в развитие пейзажной живописи внёс английский художник Д. Констебл, писавший свои картины целиком с натуры, передававший живую свежесть зелени, облачное небо, разный характер освещения в различное время дня, а также французские художники барбизонской школы. Барбизонцы открыли красоту сельской Франции, простой благожелательной человеку природы. Близким барбизонцам по своим художественным исканиям был К. Коро, запечатлевший изменчивые состояния природы, стремившийся с помощью валёров создать ощущение вибрирующей воздушной среды. В пейзажах Коро — поэзия лирического созерцания. Наконец, пейзажи-впечатления импрессионистов, наполненные солнечным светом и воздухом, написаны непосредственно на открытом воздухе — пленэре (К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро). Выдающиеся русские художники-пейзажисты И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, Ф. А. Васильев, И. И. Левитан и другие создали проникновенные образы природы России. Они буквально открыли для русского зрителя неповторимость красоты нашей природы. Какое разнообразие взглядов на природу, отношений к миру, понимания красоты его! На вводном уроке по жанру пейзажа именно это открытие (и удивление!) является главной целью показа столь обширного зрительного ряда. Панорама русских пейзажей наряду с ещё неизвестными детям произведениями обязательно должна включать картины, хорошо знакомые, узнаваемые, с которыми ребята уже встречались на уроках в начальной школе. Возможно, теперь в контексте других произведений ребята увидят их по-новому, поймут глубже. Желательно, чтобы шестиклассники высказали своё мнение о картинах, поделились впечатлениями, рассказали, что им особенно понравилось. Жанр пейзажа в XX в. становится широко распространённым, очень любимым и продолжает быть таковым до сегодняшних дней. Можно попросить ребят ответить на вопрос: «Почему жанр пейзажа популярен и любим?» — или написать дома небольшое сочинение-размышление о пейзаже. «В пейзаже художники увидели возможность воплощения огромного пространства человеческой души, всей гаммы переживаний и духовной сущности человека» — на эту мысль, высказанную в учебнике, нужно обратить особое внимание. Учащиеся приходят к выводу, что пейзаж — это не простое изображение местности, страны и т. п. За изображением всегда стоит определённое содержание, определённое миропонимание, состояние души. Пейзаж как произведение искусства — это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроения и чувства. Урок: «Изображение пространства» Планируемые результаты: получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выразительности в изобразительном искусстве; рассуждать о разных способах перспективы как выражении различных мировоззренческих смыслов в искусстве; различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства; наблюдать и воспринимать пространственные сокращения уходящих вдаль предметов; приобретать навыки изображения перспективных сокращений, делая зарисовки наблюдаемого пространства. Понятия: пространство, ракурс, точка зрения, линия горизонта, перспектива. Практическая работа: графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений. Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; произведения художников эпохи Возрождения: Пьеро делла Франчески, А. Мантеньи, Леонардо да Винчи, Тициана и т. д.; произведения русских художников. Основная проблема урока— осознание учащимися, что способы изображения пространства на плоскости связаны с пониманием мира человеком определённой культуры. Прежде чем приступить к изучению законов перспективы, необходимо понять, что отношение к изображению пространства, понимание способов его изображения не были неизменными. Они менялись на протяжении истории культуры. И происходило это изменение потому, что менялось само видение мира людьми, живущими в разных странах в разные исторические эпохи. Кроме того, очень важно понимать, что перспектива — это средство выражения, обусловленное определёнными содержательными задачами, и что художники подчас нарушают правила перспективы для большей выразительности создаваемого образа. Рассказ учителя о способах изображения пространства в истории искусства сопровождается просмотром и обсуждением с учащимися зрительного ряда, в котором ярко выражены различные способы решения пространства на плоскости. Пояснять просмотр помогают тексты учебника (с. 142—145). Необходимо понять причины, родившие непривычные для нас способы передачи пространства в искусстве Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Средневековья в Европе. Иллюстрации и текст учебника очень тактично подводят к осознанию глубокой связи форм передачи пространства с формами понимания мира. Не случайно именно в эпоху Возрождения возникло современное для нас понимание перспективы. Именно в эпоху Возрождения родились понятия точка зрения и линия горизонта. Учитель напоминает учащимся, что с этими понятиями они встречались на уроках во второй четверти (можно вернуться к с. 65—66 учебника). Также рекомендуется прочитать текст и рассмотреть «сетку Альберти» для исследования перспективных сокращений (учебник, с. 142—145). Пространство, изображаемое в картине при помощи перспективы, — это особый мир, построенный и организованный художником так, чтобы вызвать у нас определённые впечатления, а соответственно, мысли и переживания. Учитель обращает внимание учащихся на картину Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» (учебник, с. 71). «„Мадонна в скалах“ — большая картина, форматом напоминающая типичное ренессансное окно: прямоугольник, наверху закруглённый. Это распространённый в ренессансной живописи формат. Ренессансная картина действительно подобие окна, окно в мир. Мир, в нём открывающийся, укрупнённый, величавый, торжественный, более торжественный, чем настоящий, но столь же реальный, долженствующий поражать глаз своей реальностью, своим сходством с зеркальным отражением.... Вот где по-настоящему берёт начало станковая живопись. Живопись, которая не покрывает плоскость, но „пробивает" в ней окно; не входит в пространственные отношения интерьера, но создаёт для себя своё собственное пространство, собственный мир, отдельное бытие», — пишет о картине искусствовед Н. А. Дмитриева. Законы перспективы знает любой профессиональный художник. Но нередко в картинах (особенно современных художников) правила построения пространства сознательно нарушаются. И делается это для того, чтобы усилить выразительность композиции, что-то в ней выделить, передать особое состояние и настроение. В качестве такого примера можно показать произведения Давида Штеренберга, одного из мастеров русского авангарда начала XX в. Шестиклассники приходят к выводу, что способов передавать пространства на плоскости существует множество. Применение того или иного способа изображения связано с формой выражения определённого содержания, которое обусловлено мироощущением художника и эпохой. Важно понимать, что любое правило в искусстве не догма, а лишь одно из средств выразительности, которое подчиняется главной задаче художника — созданию образа, выражению отношения к тому, что он изображает. Учащимся предлагается также дома изготовить «сетку Альберти» и провести исследовательскую работу с использованием этой сетки (рамки): проверить для себя правила перспективы, наблюдая их в помещении и на улице. Затем желательно сделать графические зарисовки наблюдений. Урок: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива» Планируемые результаты: объяснять понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии. различать высокий и низкий горизонт и характеризовать его как средство выразительности в произведениях изобразительного искусства; объяснять правила воздушной перспективы; приобретать простые навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы. Понятия: линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива. Практическая работа: изображение пейзажа с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. Материалы: карандаш, гуашь ограниченной палитры цветов (или чёрная и белая гуашь), кисти, бумага. Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы; А. Дюрер. Художник изучает перспективные сокращения через стекло; П. делла Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; М. Хоббема. Дорога; М. Н. Воробьёв. Итальянский пейзаж, Аллея в Аль- бано; С. Ф. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, Новый Рим; И. И. Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И. И. Шишкин. Рожь, Полдень. В окрестностях Москвы (учебник, с. 65, 146, 147). Правила линейной и воздушной перспективы — основа изобразительной грамоты. С этой проблемой дети уже сталкивались в начальной школе: обращалось внимание на соотношение в пейзаже земли и неба, изображение ближних и дальних планов (ниже — ближе, крупнее; выше — дальше, мельче). В VI классе во второй четверти учащиеся знакомились с основными правилами линейной перспективы при изображении объёмных предметов на плоскости листа. Теперь они изучают перспективу в пейзаже. На прошлом уроке ребята узнали, что открытие правил перспективы произошло в искусстве эпохи Возрождения. Потребность в изображении глубины пространства возникает как ответ на повышенный интерес к изучению реального мира и человека в этом мире. В переводе с латинского глагол, от которого происходит слово «перспектива», означает «ясно вижу». Перспектива позволяет художнику запечатлевать на картине любые объекты так, как мы видим их в натуре. Перспектива — учение о способах передачи глубины трёхмерного пространства на плоскости изображения. Учащиеся вспоминают и формулируют основные правила линейной перспективы. На доске выписываются (или вывешиваются) основные понятия: линейная перспектива, точка зрения, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива. Прежде всего необходимо иметь ясное представление о том, что такое линия горизонта, ведь с ней связаны все перспективные построения. Обычно, говоря о горизонте, имеют в виду линию, отделяющую небо от земли. Условно можно считать, что географический горизонт совпадает с перспективным. Перспективный горизонт делит всё на предметы, видимые снизу, и предметы, видимые сверху. Линия перспективного горизонта всегда находится на уровне глаз. Перспективный горизонт опустится, если мы сядем на землю, поднимется вместе с нами на гору. Итак, |