Уроки изобразительного искусства 6 класс. Просвещение
Скачать 0.53 Mb.
|
Темы уроков «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств». «Рисунок - основа изобразительного творчества». «Линия и её выразительные возможности. Ритм линий». «Пятно как средство выражения. Ритм пятен». «Цвет. Основы цветоведения». «Цвет в произведениях живописи». «Объёмные изображения в скульптуре». «Основы языка изображения». ервая четверть посвящена осмыслению, систематизации уже имеющихся знаний об изобразительном искусстве и получению новых. Как часто мы встречаемся с изобразительным искусством, какое место оно занимает в нашей жизни? Зачем уметь надо рисовать? Что значит понимать искусство и почему надо этому учиться? Почему в истории человечества никогда не существовало общества без искусства? На эти вопросы должен уметь ответить каждый ребёнок. В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество. Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа. Урок: «Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств» Планируемые результаты: объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе; характеризовать три группы пространственных искусств — изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей; иметь представление об изобразительном искусстве как сфере художественного познания и создания образной картины мира; уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя; иметь представления о роли художественного материала в построении художественного образа; называть основные графические и живописные материалы и давать им характеристики; обрести навыки работы графическими и живописными материалами в условиях школьного урока. Понятия: пространственные искусства, изобразительное искусство. Практическая работа: проба графических и живописных материалов — создание выразительных ритмических (беспредметных) композиций. Материалы: карандаши, уголь, тушь и перо (палочка), цветные мелки, пастель, гуашь, акварель, кисти, бумага. Зрительный ряд: произведения разных видов пространственных искусств, произведения разных видов изобразительных искусств, демонстрирующие их разность (учебник, с. 8—23); выставка живописных, графических, скульптурных работ учащихся за прошлые годы. Урок начинается с вводной беседы о роли и месте искусства в жизни человека, о классификации искусств, о месте изобразительных искусств в семье пространственных (пластических) искусств. «Искусство есть такая же потребность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком», — писал Ф. М. Достоевский. Задача учителя — помочь ученику глубже вникнуть в текст учебника, осознать, что человек никогда не жил без искусства. Искусство зародилось в глубокой древности: сохранились наскальные изображения животных, сцен охоты. Эти выразительные рисунки были сделаны ещё тогда, когда люди не умели писать. Искусство сопровождало человечество на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в различных регионах мира. Стоит задуматься, почему в истории человечества никогда не было и не могло быть общества без искусства. Где мы встречаемся с искусством? Какую роль искусство играет в жизни человека? Эти вопросы стоит обсудить с учащимися. Существует множество различных видов искусства: музыка, танец, живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, литература, театр, кино, фотография и др. Дети по просьбе учителя называют их. Различаются искусства пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство), временные (музыка, литература), пространственно-временные (хореография, театр, кино). И каждое из искусств выражает мысли, чувства, отношения с помощью особого языка (образного языка искусства). Этот язык надо учиться понимать, чтобы полнокровно общаться с искусством, а также создавать собственные творческие работы. Далее, рассказывая о семье пространственных искусств, учитель прибегает к помощи иллюстраций и репродукций на разворотах учебника. Шестиклассники учатся работать с учебником: находить соответствующие повествованию учителя иллюстрации, нужные понятия и определения. Новые термины и понятия (определения) учитель выписывает на доске (или прикрепляет на доску заранее изготовленные таблички с терминами), создавая на протяжении урока схему опорных слов и понятий. Учащиеся также могут записать их в специальную тетрадь («Словарь терминов») в виде опорных конспектов. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИСКУССТВА — это искусства, обладающие видимой объёмной или плоскостной формой, располагающейся в пространстве, не изменяются и не развиваются во времени. Пространственные искусства включают в себя три группы искусств: изобразительные (графика, живопись и скульптура), декоративные, конструктивные (дизайн и архитектура). Эти искусства имеют между собой много общего. Объединяет их общность языка изображения — цвет, линия, тон, объём, пространство, фактура, ритм. Здесь учителю для лучшего понимания проблемы (а может быть, и учащимся тоже) полезно обратиться к схеме «Единое древо пластических искусств» (корни, ствол, ветви). На основе единых корней формируется богатейший ансамбль художественных языков не только видов и жанров искусства, но и разных стилей, течений, индивидуальных почерков. Но существует ещё одна связь — связь самих образных языков. В них тоже нет непроходимых границ, но есть более или менее чёткие зоны, где каждый вид искусства пребывает в относительной чистоте (в апогее). Иначе и не сформировались бы самостоятельные виды искусства. В основе единства пространственных искусств лежит и нечто более существенное и сутьевое — целостность трёх видов художественной деятельности: изобразительной, декоративной и конструктивной (в начальной школе эти виды деятельности олицетворяли три Брата Мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки). Эти три вида художественной деятельности возникли до формирования искусств — в те седые века, когда возникло само человечество. В течение веков на основе слияния этих видов деятельности возникли развитые формы искусства (изобразительные, конструктивные, декоративные). Учителю необходимо понимать, что виды искусства сформированы именно на основе трёх видов деятельности, но не идентичны им. Суть этой неидентичности в том, что в развитии каждой группы искусств приняли участие все три вида художественной деятельности. Это как бы три сердца художественного творчества, и какое сердце в данном произведении бьётся сильнее, к такому виду искусства его и можно отнести. Учащиеся, знакомясь с тремя видами пространственных искусств, должны понять, что конструктивность, декоративность, изобразительность как виды деятельности присутствуют в разной степени во всех произведениях конструктивных, декоративных, изобразительных искусств (как когда-то в начальной школе работали вместе, помогая друг другу, Братья Мастера). Однако смысл существования тех или иных видов пространственных искусств разный. Виды искусства имеют разное назначение в жизни людей, и понимание этой разности необходимо донести до шестиклассников. Конструктивные искусства, т. е. искусства художественной постройки, организуют пространственно-предметную среду нашей жизни. С помощью декоративного искусства (от франц. «декор» — украшение), т. е. искусства украшения, люди показывают, «кто есть кто», свои роли, намерения и тем самым организуют общение, человеческие отношения. Изобразительные виды искусства имеют целью художественное познание и формирование образных представлений о мире. «По сути своей это искусства исследовательские. Они исследуют мир человеческих отношений, мир человеческой души» (Б. М. Неменский). Именно изобразительному искусству, постижению его образного языка, видов и жанров, а главное, сути его содержания, его роли в жизни человека посвящено обучение детей в VI классе. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА — это искусства, основанные на воспроизведении явлений жизни в их видимом, предметном облике. Видимое сходство, подобие образа и реальности, правдивое отображение действительности — это всё характеристики изобразительного искусства. Но что есть правдивое отображение, что значит изобразить похоже, а также что такое выразительность и как она достигается в произведениях искусства — всё это шестиклассникам предстоит осмыслить в течение этого учебного года через восприятие произведений художников и собственное творчество. От урока к уроку продолжается начатый ещё в начальной школе разговор (диалог), о чём говорит искусство, как говорит и, главное, зачем. В продолжение урока учитель обращает внимание учащихся на выставку их работ за прошлые годы. Экспозиция разделена на живопись, графику и скульптуру. Задача экспозиции заключается в том, чтобы представить детям их прошлые работы как произведения трёх видов изобразительного искусства. Учитель задаёт вопросы: «Какой вид пространственных искусств здесь представлен? По какому принципу (на какие разделы) делится экспозиция выставки? Чем и как выполнены работы?» Дети вспоминают, какими материалами они работали, какие их выразительные возможности использовали. Учащимся предлагается дать названия разделам выставки. Учитель вешает таблички-названия «Живопись», «Графика», «Скульптура». Дети определяют, чем различаются разные виды изобразительного искусства, и приходят к выводу, что у каждого из них свои средства изображения и выражения: в живописи это прежде всего цвет, в графике — линии, штрихи, пятна, в скульптуре — объёмные формы. В живописи и графике изображения создаются на плоскости, скульптурные образы существуют в пространстве. Картины, рисунки, скульптуры, которые имеют самостоятельное значение и не связаны с архитектурным ансамблем, называют станковыми произведениями (от слов «станок», «подставка»). В отличие от станковых, монументальные формы изобразительного искусства (настенные росписи, панно, фрески, монументы) по своему назначению и характеру связаны с архитектурой или природным ландшафтом. Существует огромное разнообразие специальных материалов изобразительного искусства. Далее идёт диалог учителя с детьми о художественных материалах скульптуры, графики, живописи, их характере, образных возможностях. Беседа ведётся с привлечением текстов и иллюстраций учебника. Причём необходимо обратить внимание учащихся не только на различие живописных, графических и скульптурных материалов, на особые качества красок, карандашей, мелков, материалов для изображения в объёме, но и на разнообразие художественных техник (способов и приёмов) при работе каждым материалом. Репродукции в учебнике демонстрируют очень разные образы, созданные одним и тем же материалом (акварель, темпера, гуашь, масло), но с применением различных художественных техник. Учитель может использовать на данном уроке дополнительный зрительный ряд — произведения различных видов изобразительного искусства, а также (по возможности) оригинальные авторские произведения, выполненные в различных художественных техниках, в том числе и в тех, в которых сами дети не работали (например, масло, различные виды графики). Особенно это необходимо в том случае, если учитель не работал с данными детьми в начальной школе и не может сделать выставку их работ (могут быть представлены работы из педагогической коллекции учителя). Учащиеся могут записать в тетрадь названия видов изобразительного искусства, художественных материалов, выписанных учителем на доске (или на табличках). В конце урока учащиеся выполняют практическую работу: они пробуют различные живописные и графические материалы, создавая на листах бумаги пятна, линии, штрихи, добиваясь при этом выразительных ритмических (беспредметных) композиционных решений. Учитель обращает внимание учащихся на самоценность и своеобразную красоту живописных и графических фактур, увлекая их игрой, свободным экспериментированием, помогая не бояться материала, а подружиться с ним. Пробу художественных материалов можно продолжить дома. И конечно, с самого первого урока необходимо вызвать у шестиклассников интерес к учебнику по искусству, самостоятельной, вдумчивой работе с учебником дома. Учебник должен быть у каждого подростка. Текст учебника предназначен для самостоятельного чтения учащимися. Зрительный ряд и вопросы учебника активно помогают ученику и учителю на каждом уроке. Урок: «Рисунок - основа изобразительного творчества» Планируемые результаты: иметь представление о рисунке как о виде художественного творчества; различать виды рисунка по их целям и художественным задачам, участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров; овладевать начальными навыками рисунка с натуры; овладевать навыками размещения рисунка в листе; учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы; овладевать навыками работы графическими материалами. Понятия: художественный образ, графика, набросок, зарисовки. Практическая работа: наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) и предметов. Материалы: карандаш, тушь, перо, бумага. Зрительный ряд: Э. Мане. Набросок; В. А. Серов. Портрет Т. П. Карсавиной; Леонардо да Винчи. Зарисовки рук. Из подготовительных работ к «Портрету Джиневры Бенчи», наброски; «Модель мира» по Иоганну Кеплеру; Е. А. Кибрик. Ласочка; рисунки Рембрандта, Г Гольбейна, наброски Э. Мане, рисунки П. Пикассо, Ф. П. Толстого, а также современных художников (учебник, с. 24—29). Эта тема призвана подчеркнуть, что самое главное качество художника — умение видеть. Художник не просто автоматически отражает жизнь, как бездушное зеркало, а выбирает, изображает в своём произведении то, что для него важно, значимо, и воплощает это так, как видит, чувствует и понимает он сам, т. е. создаёт художественный образ. «Многократное прикосновение к явлению умом, сердцем, душой — вот первая задача обучения искусству» (Б. М. Неменский). Тема художественного образа сложна, так как часто человеку проще ощутить и понять созданный художником, литератором, музыкантом художественный образ, чем подобрать слова и грамотно объяснить, что мы называем художественным образом. Серьёзный разговор о художественном образе ещё впереди — в четвёртой четверти VII класса («Реальность жизни и художественный образ»). В VI классе рекомендуется дать общие представления о понятии. Можно подчеркнуть, что искусство мыслит образами. Связано это с тем, что мышление художника ассоциативно, эмоционально насыщенно. В его воображении первоначально рождается некая идеальная модель того духовного содержания, которое он хочет вложить в создаваемое произведение. Для того чтобы реализовать духовный замысел, художник использует различные изобразительновыразительные средства: линию, пятно, форму, пропорции, свет и тон, цвет, объём, фактуру, пространство, композицию и др. Можно сказать, что художественный образ — это поэтическая форма воплощения, опредмечивания всем известного смысла (например, три богатыря — образ земли Русской; тонкая рябина — образ женского одиночества и т. д.). С помощью художественного образа искусство передаёт многозначную информацию о мире. Именно в таком творческом, поэтическом отношении к жизни происходит переосмысление действительности, благодаря которому обычное становится художественным. В художественном образе действительность преображается, один и тот же смысл может быть воплощён в самых разных образах. Художественным образом может быть как отдельный кадр в кинофильме, отдельный рисунок, отдельный эпизод в книге или отдельная сцена в спектакле, так и всё произведение в целом. Учитель вправе выбрать сценарий урока: провести беседу (исследование по истории возникновения рисунка) или предложить учащимся выполнить и представить проекты о значении рисунка в истории изобразительного искусства. Темы проектов могут быть такими: «Рисунок в творчестве мастеров Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело», «Значение набросков и зарисовок в творчестве художников», «Виды рисунка», «Художественные материалы в рисунке» и др. Необходимо, чтобы на уроке нашлось время для выполнения творческого задания. Учителю не стоит забывать, что творческий проект по изобразительному искусству заключается не только в изучении теории. Проект может содержать серию рисунков или живописных произведений, самостоятельно выполненных учащимися. Основой изобразительного творчества по праву считается рисунок. Очень долго рисунок не осознавался как особый вид искусства и играл лишь подсобную роль в процессе создания завершённого произведения. Существуют разные виды рисунка. Выстраивая беседу о видах рисунка и техниках его выполнения, целесообразно обратиться к учебнику. Учебник предлагает рассмотреть набросок Э. Мане. «Портрет мадам Жюль Гийоме» исполнен Мане быстрыми широкими штрихами мягкого итальянского карандаша, которые не столько воссоздают формы, сколько растворяют их в свете и воздухе. Быстрота исполнения рисунка прекрасно согласуется с его образностью. Художник не стремился к основательной портретной характеристике модели, и рисунок напоминает скорее мимолётный образ прелестной парижанки, промелькнувший в толпе, чем подготовительную штудию к живописному портрету. Не зря такую линию называют «живой». Вот линия напряглась, как струна, передавая тонкий женский профиль, или мягко расплылась, передавая пластичность волос, шляпки, ленты. Это как бы выразительная графическая запись своего впечатления или идея будущей работы. Такой рисунок называют наброском. Рисунок может быть и более долгим, изучающим. Тогда его называют зарисовкой. Можно рассмотреть некоторые наброски и зарисовки Леонардо да Винчи. Здесь линия принадлежит форме и строит её. Зарисовки, хотя бы изредка, делают все люди, когда надо что-то внимательно рассмотреть, понять, из каких частей состоит предмет, какими особенностями он обладает. Чтобы объяснить, как устроена машина или какая-нибудь постройка, делают технический рисунок (например, «Модель мира» по Иоганну Кеплеру). Чётких разделительных границ между всеми этими видами рисунков, конечно, нет. Более знаком учащимся учебный рисунок (учебник, с. 25). Цель такого рисунка — освоение правил изображения, грамоты изобразительного языка, поэтому учебные рисунки, сделанные разными людьми, бывают похожими. Но рисунок может быть и настоящим произведением искусства. Учителю необходимо показать учащимся, каким разным может быть рисунок, что каждая эпоха раскрывает в этом виде изобразительного искусства свои возможности. Большой потенциал творческого рисунка раскрыли мастера Высокого Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи). Большинство этих рисунков — штудии с натуры, но они далеко не всегда связаны с определённой картиной. В них, при всей их фрагментарности, чувствуется самостоятельный рисовальный замысел. Это как бы эскизы сложного движения, открытого жеста, динамической позы, т. е. эскизы пластической активности формы как таковой. Излюбленными инструментами художников были мягкие грифели — итальянский карандаш, уголь, сангина, позволяющие отмечать малейший изгиб поверхности, улавливать оттенки изменения внутренней формы при чрезвычайной пластической цельности. В рисунках Микеланджело серии штрихов передают сокращение, напряжение мышц, проступающее сквозь очертание фигур; поразительная плавность ритмов в рисунках Рафаэля словно бы происходит от стремления замкнуть несколько пластически наполненных форм в один цельный объём. И характерно, что свет в этих рисунках — это обезличенный космический свет, играющий лишь формообразующую роль, т. е. выделяющий нюансы пластики. Можно рассмотреть рисунки мастеров эпохи Возрождения в учебнике, выслушать сообщения учащихся. XVII век — это иной художественный мир. Меняется в рисунке XVII в. и масштаб человека: его соотнесённость с целым миром исчезает, он может действовать, проявлять себя лишь в отведённом ему пространстве. Рембрандт открывает для рисунка новую категорию — свет, а через него и среду, атмосферу. В эпоху Рембрандта свет, его контрасты, его переходы, его текучесть, его резкость определяют всю художественную форму, духовную выразительность работ. В XVIII в. рисунок прежде всего оказывается средством самовыражения художника, но это самовыражение всегда получает некие принятые, условные формы. Но художники всегда помнят о быстроте графического ритма, об интервалах и паузах, о беглости линии, позволяющей им передавать живость своего минутного ощущения. Ритмическое начало, воплощённое в рисунке, — отличительная черта этого века: линии изгибаются выразительным арабеском, не утрачивая при этом своей жизненности, ритм их движений не только создаёт в рисунке тональную вибрацию, но и придаёт целостность всей композиции. Она словно непосредственно рождается у нас на глазах в самопроизвольном, почти орнаментальном беге ритмически безукоризненных линий. Недаром рисовальщики того времени так охотно обращались к материалам и техникам, дающим возможность работать с особенной лёгкостью, быстротой, сохранять спонтанность, позволяющим руке художника следовать внутреннему ритму его мысли, чувства, ощущения. Рисовальное искусство XIX в. сознательно ориентируется на скульптурную чёткость, пластический рельеф, становится образцом для рисунка. В конце XIX в. появляется новый стиль рисования. Начало изобразительности всё сильнее подчиняется началу выразительности: в фигурном рисунке линия рисует не формы, а их движение, в пейзаже основным становится не изображение того или иного места, а настроение, состояние, впечатление, которое оно вызвало в художнике. В результате всего этого рисунок словно перестаёт быть завершённым, он открывается зрителю, становится активным, живёт лишь во взаимоотношении с ним (нагляднее всего у Ван Гога, у Т. Лотрека). В значительной мере оба стиля рисунка XIX в. — и описательный, и артистический — получают продолжение и в XX столетии. Но определяющим в XX в. становится рисунок совсем иных качеств. Главная его черта — это интеллектуализм. Такой рисунок призван не отзываться эмоционально на то или иное явление, а найти ему графическое обозначение, прояснить его. Учитель подводит ребят к выводу, что творческий рисунок всегда особенный, в нём автор стремится выразить то, что ему кажется интересным. Учиться рисовать означает учиться особым образом мыслить. Практическая работа: наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) или предметов. Это задание выполняется обязательно с натуры. Учащиеся приносят на урок растения, ветки деревьев, листья, ягоды и кладут перед собой на белую бумагу. Главное, чтобы было интересно их изучать! Ребята рисуют карандашом, гелевой ручкой, пером и тушью. Объекты раскладывают на листы белой бумаги. Рисунок не должен повторять внешний контур предметов, задача состоит в том, чтобы найти точную форму объектов, соотношения величин основных частей, характерные черты объекта. Можно предложить сделать зарисовки и наброски с натуры трав или веток деревьев. Работа выполняется без простого карандаша сразу гелевой ручкой или чёрной тушью, что заставляет ребят быть более наблюдательными и внимательными при выполнении задания. У современных детей почти отсутствует умение замечать красоту того, что не движется на экране. В процессе выполнения зарисовок учитель обращает внимание детей на неброскую красоту засушенной травинки, учит восхищаться неповторимой красотой природы, результатами своего труда. Из отдельных рисунков может быть собрана |