Уроки изобразительного искусства 6 класс. Просвещение
Скачать 0.53 Mb.
|
Темы уроков «Реальность и фантазия в творчестве художника». «Изображение предметного мира - натюрморт». «Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира». «Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива». «Освещение. Свет и тень». «Натюрморт в графике». «Цвет в натюрморте». «Выразительные возможности натюрморта». изобразительном искусстве натюрморт — это изображение неодушевлённых предметов, объединённых в единую композицию. Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Отметим два момента. Во-первых, натюрморт — это самостоятельная картина, по-своему раскрывающая одну из вечных тем искусства, а именно тему бытия человека. Можно определить сущность содержания натюрморта как отражение мировоззрения художника, определённое понимание прекрасного, которое присуще художнику как человеку своего времени. Предметы, сделанные руками человека, несут на себе отпечаток его мыслей, желаний, влечений, служат человеку, радуют его. Недаром мы узнаём о давно исчезнувших с лица земли эпохах по тем черепкам посуды, домашней утвари и ритуальных предметов, которые становятся для археологов страницами истории человечества. Во-вторых, натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией художника. Натюрморт используют в качестве учебной постановки, первичной стадии изучения натуры в период ученичества. Для изучения жанра натюрморта в учебнике есть соответствующий материал: ёмкий и образный текст, зрительный ряд, проиллюстрированные учебными работами задания. Если у учителя есть возможность расширить зрительные впечатления школьников или он хочет предложить свой вариант прочтения задания, это очень хорошо. Слайды, видеофильмы, визуальные возможности компьютера могут усилить воспитательную роль урока изобразительного искусства. Однако главную роль всё-таки играет учебник, с которым ребёнок общается непосредственно. Изучать жанр натюрморта лучше по определённому плану: общее знакомство с историей жанра как частью человеческой культуры; понимание особенностей выражения содержания в графическом натюрморте и в живописном натюрморте; познание художественно-выразительных средств изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет и цвет); собственное прочтение жанра учащимися. Учебник предлагает необходимый минимум искусствоведческих знаний, а каждый его разворот включает в себя в содержательном единстве текст и зрительный материал (репродукции, методические рисунки). Целесообразно познакомить учащихся с особенностями изображения предметного мира в Древнем Египте, античной Греции и Риме, а также в странах Западной Европы и России. Формирование интереса к изображению предметного мира, а также возникновение жанра натюрморта — всё имело свои исторические предпосылки. Люди издревле создавали вещи, привычно не замечая их, пользовались ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открылась их скрытая сущность, только с ним они вступили в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках, вкусах, укладе жизни, отношении к миру человека. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта, в их произведениях воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих как той или иной исторической эпохе, национальной культуре, художественному направлению, так и индивидуальности отдельных живописцев. Работа над постижением жанра построена на принципе единства восприятия и практической деятельности внутри каждой изучаемой темы. Практические задания имеют свою логику развития навыков: от становления композиционного мышления через постижение живописных умений и навыков рисунка и конструирования к формированию проектнопространственного мышления. Конкретная практическая задача изображения группы предметов не должна рассматриваться как отдельный механический навык в отрыве от художественно-творческих задач. В данном пособии и в учебнике предлагается несколько больше учебных заданий, чем можно выполнить при одном учебном часе в неделю. Однако такой подход, во-первых, даёт больше свободы и творческой инициативы учителю, а во-вторых, учитывает возможности увеличения времени на выполнение заданий за счёт школьного компонента и второй половины дня. Задачи развития наблюдательности, фантазии, умения видеть проходят через все темы четверти. Овладевая художественными материалами и средствами их выразительности, композиционными умениями, умениями видеть форму и конструкцию предметов, развивая чувство ритма, живописные умения, школьник тем самым обучается грамотному изображению предметного мира. В заданной последовательности тем уроков заложена и логика развития конкретных навыков: осознанное построение композиции, передача конструкции и пластики формы предмета, передача фактуры поверхности, учёт взаимодействия предметов со средой (их жизнь в среде), учёт точки зрения, особенностей той или иной традиции изображения и т. д. Урок: «Реальность и фантазия в творчестве художника» Планируемые результаты: уметь рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека; понимать, что воображение и фантазия нужны человеку, чтобы строить образ будущего, а также для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность; получать представление об условности изобразительного языка; характеризовать смысл художественного образа как изображение реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов. Понятия: реальность и фантазия, правда искусства. Зрительный ряд: М. З. Шагал. Прогулка; Леонардо да Винчи. Проекты (учебник, с. 56, 57). Акцент в процессе изучения темы должен быть поставлен на формирование художественных представлений учащихся. Возможны самые разнообразные сценарии проведения уроков на данную тему: целый урок можно посвятить беседе о реальности и фантазии, роли воображения в творчестве художника, не предлагая детям практического задания; данная тема может сочетаться с темой следующего урока и включать в себя соответствующее задание; можно провести небольшую активную беседу и предложить учащимся подходящее творческое задание, например изобразить или сконструировать какой-либо предмет (весёлый зонтик, фантастическое транспортное средство и т. д.); можно построить урок на чтении и анализе отрывков литературных произведений и т. д. Можно предложить учащимся ответить на вопросы, например: «Как вы думаете, был ли Суриков очевидцем казни стрельцов и покорения Сибири Ермаком, видел ли, как везли опальную боярыню Морозову по улицам заснеженной древней Москвы? Встречал ли Васнецов Ивана-царевича на Сером Волке? Опускался ли Репин в подводное царство?» Выбор сценария урока за учителем! В истории изобразительного искусства есть множество примеров, когда не только на исторические и сказочные, но и на современные сюжеты пишутся картины по воображению, т. е. искусство — это образное, а не зеркально точное отражение действительности. Сущность художественного воображения заключается в том, чтобы создать не копию реальности, а творческие образцы, но, что очень важно, путём не нарушения, а сохранения и даже обострения основных впечатлений от жизненной реальности. При этом явно ошибочным является утверждение, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение И. И. Левитана не слабее, чем воображение С. Дали. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и написать новую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая зоркость, творческая самостоятельность воображения. Ещё одна важная мысль, которую учитель должен подчеркнуть в беседе: ценность произведения искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за реальность, а в подлинности чувств и переживаний, передаваемых художником зрителю. Чем реалистичнее художественное произведение, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла. Соблюдение жизненной реальности отнюдь не означает фотографического воспроизведения или копирования непосредственно воспринятого. И. И. Левитан часто повторял: «Из непосредственного снимка с неё (природы. — И. П.) выйдет жалкая, бессмысленная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путём творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником». То, что мы воспринимаем в жизни, в повседневном опыте, по большей части случайно, мы далеко не всегда выделяем характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Художник видит по-иному: его зрение, сознание ведут отбор значимого, характерного. Задача художественного произведения — передать зрителям то, что видит художник, с такой убедительностью, чтобы и они это увидели и почувствовали. Рассмотрим работу М. Шагала «Прогулка» (учебник, с. 57). Разве может быть так, чтобы люди летали? Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Так и в «Прогулке» он изобразил сцену фантастического полёта невесты, вознесённой в широкое, словно раскрытое для полёта небо, но связанной с землёй рукой художника. Герои картины замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и... взлетели над Витебском, устремились на небеса. Полёт в «Прогулке» радостен, безмятежен и возможен только благодаря прекрасному чувству любви жениха и невесты. В другой руке художник-жених держит птицу, таким образом ему (вопреки поговорке) удаётся удержать и небесного журавля, и земную синицу. В этом произведении выражена именно реальность, правда чувств художника. Фантазия — это не просто нереальное сочетание реальных элементов, а обострённое видение сути реальности. Мощное творческое воображение узнаётся не столько по тому, что человек может придумывать, а скорее по тому, как он умеет преобразовывать реальную действительность, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в ещё более подлинный мир, в художественный мир. Некоторые тонкие и хрупкие переживания — значимые факты внутренней жизни — часто как бы заслоняются и затемняются в условиях обыденной жизни. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к изменению некоторых сторон действительности или к их обострению, с тем чтобы придать образную наглядность той стороне реальной действительности, которая для художника наиболее важна. Урок: «Изображение предметного мира - натюрморт» Планируемые результаты: получать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта человека в искусстве разных эпох; получать представление о разных способах изображения предметов (знаковых, символических, плоских, объёмных и др.) в зависимости от целей художественного изображения; приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов; осваивать простые композиционные умения организации плоскости изобразительного натюрморта, ритмической организации листа; уметь выделить композиционный центр; приобретать навыки художественного изображения способом аппликации; приобретать эстетические представления о соотношении цветовых пятен и фактур. Понятия: жанр натюрморта, композиция, художественновыразительные средства натюрморта (силуэт, ритм, композиционная доминанта — главный элемент композиции). Практическая работа: выполнение композиции натюрморта в технике аппликации. Материалы: цветная бумага, клей, ножницы. Зрительный ряд: настенные росписи Древнего Египта, Древнего Рима с изображением предметов; изображение предметов на средневековых иконах; Караваджо. Ваза с фруктами; А. ван Бейерен. Натюрморт с омарами; А. Матисс. Красные рыбки; М. С. Сарьян. Натюрморт (учебник, с. 58—61); профессионально выполненные натюрморты (по возможности). Эта тема продолжает и развивает предыдущую тему, посвящённую реальности и фантазии в творчестве художника, праву художника на вымысел. Основная художественная проблема — дать представление о закономерностях построения композиции натюрморта в разные эпохи. Целесообразно начать урок с активного разговора о становлении жанра натюрморта, о том, как изображали предметный мир в древности. Можно вспомнить материал начальной школы и на его основе построить беседу о правилах изображения предметного мира в Древнем Египте, античной Греции и Риме, а также в странах Западной Европы и России. Важно подчеркнуть, что правила изображения, т. е. изобразительные системы, не были кем-то установлены раз и навсегда, а явились частью общего процесса развития культуры и менялись в зависимости от времени. До того как натюрморт сложился в самостоятельный жанр, вещи, окружающие человека в обыденной жизни, попадали в картину лишь в качестве атрибута или участвовали в создании образа, оттеняя ту или иную сторону замысла. Иногда такая деталь приобретала неожиданно глубокую значительность, получала собственный смысл. Необходимо обратить внимание учащихся на место расположения предметов в общей композиции фрески, иконы или картины. Можно выбрать другой сценарий урока — предложить учащимся объяснить существующее на первый взгляд несоответствие в толковании перевода слова «натюрморт»: в переводе с французского «натюрморт» — мёртвая натура, а в переводе с английского — тихая жизнь. Для разрешения данной проблемы можно использовать на уроке викторины, кроссворды, игры, предложить детям представить себя различными предметами — нежным цветком, торжественной вазой, скромной тарелкой или очень важным кувшином и т. д. Можно разыграть сценки из жизни вещей, ответив на вопросы, какие у них характеры, взаимоотношения, у каких хозяев они проживают и т. д. Однако учитель не должен забывать, что основная проблема — развитие композиционного мышления. С целью получения композиционного опыта необходима вдумчивая работа с разворотами учебника. В учебнике специально дано материала больше, чем может быть освоено на одном уроке, и учитель может выбрать траекторию объяснения закономерностей построения композиции. Можно построить беседу, используя метод сопоставления полотен различных мастеров, а также метод непосредственного присутствия, который поможет школьникам острее почувствовать цвет, характер изображения, композицию и замысел в целом. Обучение, основанное на методе сопоставления работ мастеров, оказывается весьма полезным для развития творческого начала, образности и гибкости мышления ребёнка, что способствует успешности обучения. В наш век растущего объёма информации и знаний первенство должно принадлежать методам обучения, нацеленным не на насыщение памяти учащегося готовыми знаниями, а на формирование умения самостоятельно анализировать, сопоставлять, воспроизводя всю систему частных явлений, привлекая на помощь зрительную и эмоциональную память, гибкость мышления, творческое воображение. В качестве примера проведём беседу, нацеленную на формирование композиционного мышления. Первый в современном понимании натюрморт — это «Ваза с фруктами» итальянского художника XVI в. Караваджо. Живописец выбрал для своего полотна самые обычные для итальянского горожанина предметы — плетёную вазу и фрукты. Всё обыденно — мёртвая натура. Однако мастер представляет на полотне настоящую, самоценную красоту плодов и вещей, любуясь «кусками» живой реальности. Великолепие, рождённое природой, соединилось с композиционным и живописным мастерством Караваджо. Художник выхватывает предметы из пространства, помещает их в светоносный «вакуум» и вплотную придвигает к зрителю. Нужно обратить внимание учащихся на монолитную композицию, её замкнутость и слитность, на красоту своеобразного орнамента, который создают силуэты форм корзины и фруктов. Для уравновешенности тяжёлого и тёмного пятна корзины с фруктами художник оставляет большое пространство фона. Гроздья винограда, спелые яблоки и груши, инжир и персики с каплями живой росы были изображены «с тщательностью отменной» (так отзывались о полотне современники художника). Здесь художник — певец красоты природы. Совсем другое представление о предметах в «Натюрморте с омаром» голландского художника XVII в. Абрахама ван Бей- ерена. Торжествуют, поражают роскошью и богатством красок вещи, сделанные руками человека. Фрукты лишь обрамление дорогих предметов и редких лакомств, которые красуются на покрытом тончайшей шёлковой скатертью столе. Здесь нежно-жёлтые персики, покрытые росой виноградные кисти, прозрачный стеклянный бокал с вином, блестящий серебряный кувшин, отражающий своей гладкой поверхностью льющийся из окна свет и лоснящиеся бока роскошного омара. Вся эта роскошь пугает своей невероятностью, заставляет зрителя испытывать восторг и восхищение |