Философия.УМК. Философия. Протокол 2006 г. Председатель Титов В. А. Философия
Скачать 0.71 Mb.
|
Тема 2.6. История русской философии. 1. Философия П.Я. Чаадаева. 2.«Западничество» и «славянофильство» в русской философии Х1Х века.
Литература Основная ( 5. Гл.8) Дополнительная ( 11; 14; 15. Раздел: Россия; 11; 20) Методические указания При изучении этой темы надо обратить внимание на возрождение софийного образа философии в трудах российских мыслителей. Уже в творчестве славянофилов идея всецелого разума возвращает философии целостность проявления всех способностей человеческого духа. Такой подход позволил русским философам добиться органического единства рационализма, религиозности, духовности, нравственности и глубинных эстетических переживаний. При всей полемике славянофилов с западниками следует помнить, что последние были далеки от простого копирования западного пути развития и отстаивали самобытный путь России. Особого внимания заслуживает устремленность русской философии к решению предельных вопросов человеческого бытия. Это четко проявляется в философических размышлениях П. Я. Чаадаева, в философии всеединства Вл. Соловьева, в философии свободы Н. А. Бердяева. Особого разговора заслуживает творчество Вл. Соловьева, который своими идеями ( Софии, русской идеи, Мировой души, достижения царство Божия на Земле и т.д.) во многом определил судьбу русской философии ХХ века. Не стоит проходить мимо философских достижений двух выдающихся русских писателей - Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого. Достоевский велик своим даром провидения, ибо он поставил проблемы ( подпольного человека, иррациональности человеческой природы, притягательности и одновременно обременительности свободы, трагичности человеческого существования по ту сторону добра и зла, самоуничтожающей сущности идеи коммунизма и т. д.), ставшие эпицентром судеб людей ХХ века. Л. Н. Толстой велик своей идеей непротивления злу насилием, сумев за ее религиозным содержанием, увидеть действенный социально-политический смысл. Контрольныевопросы:
Тема 2.7. Западная философия ХХ века.
Литература Основная ( 2. Гл. 14; 5. Гл. 7) Дополнительная ( 12; 13. Лекция № 5; 15. Кн. 3 Ч.1. Гл. 7, Ч.2. Гл. 6; Кн.4. Гл. 1, 10; 22; 25. Т.3. Ч. 7, Гл. 9, Ч. 10. Гл. 21-23, Ч. 11. Гл. 25-27, Ч. 15. Гл. 38-39). Методические рекомендации В ХХ веке позитивизм вступил в третью стадию своей эволюции - неопозитивизм. Второй стадией был махизм. Студент должен иметь общее представление о втором этапе, чтобы не потерять главную нить анализа. Махисты переключились на выработку научных процедур, позволяющих уйти от понятий, мешающих исследовательской деятельности. Так появились элементы мира и принцип экономии мышления. Махисты повели атаку на устойчивый понятийный каркас научного знания из-за боязни онтологизации знания. В действительности под огнем критики оказались философские понятия. Во многом эту идею поддержали неопозитивисты. Студент должен сфокусировать свое внимание на основном девизе этого направления: « Наука само по себе является философией». В нем выражено убеждение, что только наука способна дать истинностное знание пригодное для решения всех проблем. Поэтому свою основную задачу представители неопозитивизма ( М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел и др.) видели в поиске безусловно истинностных элементов в конгломерате человеческих идей и мнений. Для этого они провели демаркацию науки от ненауки с помощью принципа верификации. Следует запомнить, что верифицируемость являлась принципом осмысленности языковых выражений. Студент должен показать, что принцип верифицируемости в конечном счете стал своеобразным бумерангом для самой науки. Так возникла потребность в принципе фальсификации К. Поппера. Студент должен понять суть определения фальсифицируемости и ,главное, обратить внимание на то, что фальсификация является критерием демаркации эмпирических наук, но не критерием осмысленности. Поэтому для Поппера метафизика ( философия) хотя и не является наукой, но не является набором бессмысленных высказываний. Более того, Поппер говорит о позитивном влиянии философских идей на развитие науки. Освободив философию от обвинений в бессмысленности, Поппер способствовал возрождению интереса к ней среди историков науки. Особенно он проявился при рассмотрении истории становления науки. Так Т. Кун показал, что философская методология выступает предварительным условием научного исследования, она явно включена в научные теории и неявно присутствует во всех научных результатах. Метафизика (философия) заняла достойное место в парадигме Куна. В дальнейшем усилиями П. Фейерабенда, И. Лакатоса и др. была окончательно развенчана программа неопозитивистов по дискриминации философии. Важно отметить, что если неопозитивизм получил распространение среди естествеено-научной интнллигенции, то экзистенциализи стал одним из выразителей умонастроения западных гуманитариев ХХ века. Теоретические предпосылки экзистенциализма стали формироваться еще в Х1Х веке в учениях Кьеркегора, «философов жизни» ( о чем было сказано выше). Однако потребовались определенные социальные условия, чтобы предпосылки обрели четкие формы одного из влиятельнейших философских направлений ХХ века. Такими условиями явились две мировые войны, которые воочию подтвердили бессмысленность человеческого бытия. Студент должен вычленить два направления экзистенциализма и знать основных их представителей. Необходимо знать значение основных понятий экзистенциальной философии: экзистенция, свобода, экзистенциалы, проект, выбор, пограничная ситуация и др. В настоящее время влияние экзистенциализма явно упало. Следует подумать над причинами падения интереса к экзистенциализму в наши дни. Контрольные вопросы:
Тема 3. Бытие. 3.1. Формы бытия и атрибутивные свойства материи.
Литература Основная ( 1. Раздел 1У; 2. Часть П, Гл. 2; 3. Гл. 2.1; 5. г. 9; 6. Разд. 1У, Гл. 1-2) Дополнительная ( 39. С. 391-406). Методические рекомендации При раскрытии этой темы следует привлечь историко-философский материал, раскрывающий становлении категории бытия. Важно выделить основное смысловое содержание этого понятия, которое сохраняется на всем протяжении истории. Чаще всего обращаются к подлинному. Студент должен показать, как это значение бытия проявляется на различных этапах развития философии. Бытие тесно связано с его видами отрицания: ничто и небытием. Студент должен вычленить эти разные аспекты отрицания бытия и показать их роль в развитии самого бытия. При рассмотрении уровней бытия особое внимание следует обратить на бытие человека и суметь показать его отличие от бытия духовного и бытия социального. Разделение универсума на объективную и субъективную реальность конкретизируется в категориях материи и сознания. Студенту следует показать историческое изменение представлений о материи и объяснить их причины. Надо охарактеризовать вещественно-субстратную, философско-гносеологическую и субстанциально-аксиологическую концепции материи. Есть несколько уровней организации материи. Следует найти для них качественные характеристики. Специального разговора заслуживают биологический и социальный уровни организации материи. Материя имеет атрибутивные свойства: движение, пространство, время. Следует обратить внимание на несводимость высших форм движения к сумме низших и на отличие субстанциальной концепции пространства-времени от реляционной. На конкретных примерах следует показать специфику пространственно-временной организации на биологическом и социальном уровнях. Контрольные вопросы:
Тема 3.2. Системность и самоорганизация.
Литература Основная ( 1. Раздел 1У; 2. Часть П, гл. 4 - 5) Методические рекомендации Одна из центральных философских проблем сводится к поиску ответа на вопрос: « Как возникают материальные системы с различными уровнями организации?». На этот вопрос ответ искала диалектика. В последние годы начала складываться синергетика, изучающая закономерности саморганизации материальных систем. Основоположники синергетики ( И. Пригожин, А. Хакен ) считают, что стремление к хаосу характерно для закрытых систем, природные же процессы принадлежат к незамкнутым системам, которым присущи неравномерность и нелинейность. Если неравномерность и нелинейность являются естественным состоянием природных процессов, то столь же естественным является принцип самоорганизации. Тем самым принцип самоорганизации относится к атрибутивным свойствам материи. Важную роль в решении проблемы самоорганизации, самодвижения материи сыграла диалектика. Студент должен четко представлять различные этапы развития диалектики. Следует различать объективную и субъективную диалектику. Диалектику чаще всего рассматривают как развивающуюся систему универсальных связей. Студент должен знать значение понятия система. Многообразие разнообразных связей в системе фиксируются в универсальных, структурных и детерминационных принципах. Каждый их них конкретизируется соответствующими категориями. Студент должен их отличительные признаки. Душой диалектики является принцип развития. Надо знать его значение и соответствующие законы диалектики, раскрывающие природу, механизм и направление процесса развития. В наши дни диалектика не всеми признается единственным подлинно научным методом познания и преобразования действительности. Студент должен знать основные аргументы противников диалектики и самостоятельно судить об их убедительности. Контрольныевопросы:
Тема 4. Сознание.
2.Загадка возникновения человека. 3. Структура сознания. 4.Сознание и бессознательное. Литература_Основная_(_1._Гл._1Х;_2._Часть_П,_гл._3;_3._Гл._2.1;_5._Гл._11)Дополнительная_(_9._Очерк_первый_–_второй).Методические_рекомендации'>Литература Основная ( 1. Гл. 1Х; 2. Часть П, гл. 3; 3. Гл. 2.1; 5. Гл. 11) Дополнительная ( 9. Очерк первый – второй). Методические рекомендации Фундаментальным принципом материи является отражение. Следует знать его определение и различные формы отражения в живой природе. Важно найти отличительные особенности психики животных применительно к их интеллекту, орудийной и языковой деятельности. Далее стоит остановится на том качественном изменении психики животных, которое стало предпосылкой развития человеческого сознания. Важно показать роль труда и языка в формировании человеческого сознания. Студент должен знать структуру сознания. Отдельного внимания требует проблема бессознательного. Надо знать структуру человеческой психики по З. Фрейду. Желательно иметь представление об эволюции фрейдизма в творчестве А. Адлера, К. Г. Юнга, Э. Фромма. Современная компьютерная технология затрагивает проблему моделирования человеческого сознания. Она носит дискуссионный характер и у студента есть возможность поразмышлять над специфическими особенностями человеческого и машинного сознания. Контрольные вопросы:
Тема 5. Познание.
Литература Основная ( 1. Раздел Ш; 2. Часть П, Гл. 6; 3. Гл. 2.2; 5. Гл. 12) Дополнительная ( 21. Гл.1; 29. Гл.П). Методические рекомендации Следует четко понимать философское содержание проблемы познания, заключающееся в противостоянии объекта и субъекта познания и многообразных трудностях получения знания. Эти сложности обусловлены не только сложностью и многомерностью объективного мира, но и спецификой субъективного отражения действительности человеком. Центральная проблема гносеологии заключается в вопросе: как человек, пронизанный субъективными переживаниями и личностными впечатлениями, может получить объективное знание? Здесь окажутся весьма уместными историко-философские знания о становлении гносеологии. Существует многообразие духовно-практического освоения мира. Надо различать мифологическое, нравственное, эстетическое, научное и другие формы освоения мира. При выделении ступеней познания следует обратить внимание на специфику каждой из них. Так как познавательный процесс разворачивается в отношении незнание-знание, то встает проблема истины. Следует подчеркнуть гносеологический статус истины. В истории философии имели место несколько концепций истины. Надо их охарактеризовать и показать, что истинностные характеристика приложимы к отношению предмета познания, заданного человеческой практикой, к конструктивно построенным утверждениям теории. Человек имеет дело не с миром самим по себе, а с действительностью, опосредованной практической общественно-исторической деятельностью и , соответственно, эту реальность он воспринимает через призму культурно-исторических смыслов своего опыта и теоретических конструкций науки. В таком случае объективность истины будет заключаться в ее интерсубъективности, а не в некой независимости содержания знания ни от человека, ни от человечества. При рассмотрении абсолютной и относительной истины нельзя абсолютную истину сводить к сумме относительных. Подумайте почему. Надо также помнить, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Однако это положение требует к себе диалектического подхода. Особого внимания заслуживает проблема критерия истины. Одним из них является логическая непротиворечивость. Однако универсальным критерием истины является практика. Студент должен знать определение практики. В научной деятельности выделяют эмпирический и теоретический уровни. Надо знать их основное различие. Следует также различать общелогические методы научного познания, а также формы и методы эмпирического и теоретического познания. Неверно полагать, что эмпирический и теоретический уровни научного познания являются простой аналогией чувственной и рациональной ступеням познания. Отдельного разговора заслуживает социально-гуманитарное познание. Эта проблема носит дискуссионный характер и студенту стоит поразмышлять над ней, исходя из специфики будущей профессии. Контрольные вопросы:
|