Главная страница
Навигация по странице:

  • Академическая нечестность

  • «ТҰРАН» УНИВЕРСИТЕТІ» МЕКЕМЕСІ

  • КОНТЕНТ по дисциплине: «Устойчивое развитие личности» Специальность

  • Кол-во кредитов: 3Форма обучения

  • Лекция 2 Эволюция понятия «экология»

  • Основная цель и задача курса

  • Лекция 3. Взаимодействиечеловека с природой: антропоцентризм, натуроцентризм, экоцентризм

  • Устойчивое развитие личности. Протокол от 201 г. Проректор по умр фио


    Скачать 1.41 Mb.
    НазваниеПротокол от 201 г. Проректор по умр фио
    Дата26.02.2018
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУстойчивое развитие личности .doc
    ТипПротокол
    #37232
    страница2 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

    Стратегия успеха


    Пример.

    1. Внимательно изучить силлабус.

    2. Вовремя получить доступ к АИС «Platonus».

    3. Скачать все материалы по курсу с личной страницы студента в АИС «Platonus».

    4. В срок выполнить и защитить все задания.

    5. Вовремя получить консультации в соответствии с графиком СРСП.

    6. Работать в команде.

    7. Вовремя сдавать рубежные контроли и экзамен в соответствии с графиками проведения рубежных контролей и экзамена.

    Академическая честность


    Университет «Туран» стремится поддерживать высокое качество образования, передовой опыт и честность. Студенты университета «Туран» должны демонстрировать высокий уровень «академического гражданства». В частности, студенты должны изучать и следовать всем политикам, процедурам и руководящим принципам, действующим в университете; достигать своих целей в обучении с соблюдением академической честности, сроков изучения курса, кодекса взаимного уважения в отношениях с преподавателями, сотрудниками и другими студентами; вести себя в соответствии со стандартами и кодексами будущей профессии; поддерживать в актуальном состоянии заявленные персональные данные (ФИО, адрес, номер телефона, адрес электронной почты, место регистрации); своевременно выполняют свои финансовые обязательства.

    К студентам, не соблюдающим «академическое гражданство», могут быть применены дисциплинарные меры.

    Академическая нечестность


    Университет «Туран» ожидает от всех своих студентов стремления к учебной и научной деятельности, свободной от фальсификации и обмана. Все преподаватели и административные сотрудники университета придерживаются строгих стандартов академической честности. Академическая нечестность подрывает эту цель.

    Академическая нечестность может принимать следующие формы:

    • получение или предоставление несанкционированного доступа к экзаменам или с использованием запрещенных материалов во время проведения экзамена;

    • передача учетных данных (логин, пароль), которые являются ложными или измененными каким-либо образом;

    • плагиат (копирование материалов из Интернета без указания ссылок на источники, предоставление чужой работы в целом или частично, как своей собственной);

    • содействие актам нечестности других (в том числе выполняя тесты, задания курсов, курсовые и дипломные работы для других студентов, либо непосредственно, либо через сайты обмена документами или другие источники).

    «ТҰРАН» УНИВЕРСИТЕТІ»

    МЕКЕМЕСІ



    УЧРЕЖДЕНИЕ

    «УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН»

    КАФЕДРА «Радиотехника, электроника и телекоммуникации»




    Утвержден

    на заседании УМС

    учреждения «Университет «Туран»

    Протокол № ___ от «___» ___ 201__ г.


    КОНТЕНТ

    по дисциплине: «Устойчивое развитие личности»
    Специальность: 5В040600 – «Режиссура», 5В041200 - «Операторское искусство», 5 В070400 - «Вычислительная техника и программное обеспечение», 5В071900 – «Радиотехника, электроника и телекоммуникации».
    Кол-во кредитов: 3

    Форма обучения: очная/заочная

    Лекция 1

    Введение в предмет «Устойчивое развитие личности»

    Тема: Концепция устойчивого развития

    1. История возникновения понятия устойчивое развитие

    2. Факторы УР

    3. Международное сотрудничество по обеспечению УР

    По инициативе итальянского экономиста А.Печчен в апреле 1968 г. в Риме собралась группа из 30 ученых из 106 стран, чтобы обсудить настоящее и будущее человечества. Группа получила название «Римский клуб». С этого времени издается серия «Доклады Римского клуба». Первый доклад «Пределы роста», - был подготовлен в 1972 г. группой ученых под руководством супругов Медоуз. Группа строила глобальные модели с помощью методик разработанных Дж. Форрестером. Результаты моделирования показали, что в связи со многими ресурсами будут наблюдаться циклы взлетов и падении. Рост – промышленный, - потребление ресурсов, населения, энергии достигнет предела. Затем произойдет катастрофа. Второй доклад «Человечество на перепутье» подготовлен М.Лисаровичем и Э.Пестелем. Анализировались проблемы глобального кризиса, мир не должен развиваться стихийно, необходимо уничтожать пропасти между человеком и природой, бедными богатыми. Создание Рим клуба оценено общественностью. Сейчас построено много моделей – глобальных, которые прогнозируют развитие до конца 21 века, они основаны на использовании на таких компонентах развития, как экономика, природные ресурсы, население, продовольствие, состояние ОС.

    Первая Всемирная концепция по ОС состоялась в Стокгольме в 1972 г. В ней участвовали представители 113 государств. Генеральный секретарь Конференции Морис Стронг сформулировал понятие экоразвития – как экологически ориентированного социально-экономического развития, при котором рост благосостояния людей не сопровождается ухудшением среды обитания и деградацией природных систем.

    Практическая реализация идеи экоразвития – главная задача современности. Она предполагает коренное изменение хода мирового развития, стратегии использования и распределения ресурсов, глубокие преобразования в экономике и межгосударственных отношениях.

    Стокгольмская декларация в мягкой форме поставила эти задачи, предложив разным странам подумать как жить дальше.

    В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР-92). За 20 лет (после Стокгольма 1972 опасные глобальные тенденции усилились Чернобыль, распад СССР), возникали реальные предпосылки для разоружения, открытость границ, информированность масс находится в противоречии с экономическим неравенством людей и стран.

    Поэтому в качестве идеи КОСР-92 постулировала: неизбежность компромиссов и жертв, необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, конференция приняла – декларацию Рио по ОС развитию, заявление о принципах глобального консенсуса по управлению и устойчивому развитию всех видов лесов. В рамках конференции была подготовлены рамочная конвенция об изменении климата и Конвенция о биологическом разнообразии.

    Осенью 2002 г. Йоханнесбурге (ЮАР) была проведена 13-я Конференция Всемирного саммита устойчивого развития, на которой рассматривались 5 важнейших тем: состояние водных ресурсов и санитария, энергоснабжение, здравоохранение, сельское хозяйство и биоразнообразие.

    Участники не достигли согласия, т.к. государства призывают действительное регулирование для всех компании, нарушая принцип «Думай глобально, действуй локально».

    В работе саммита приняла участие делегация РК.

    Хартия устойчивого развития Европейских городов была проведена в 1994 г. в Дании.

    2. В настоящее время уже нет сомнении в том, что продолжение экономических, демографических и экологических тенденции, сложившихся во второй половине 20 столетия, ведет к глубочайшему кризису современной цивилизации. Поэтому изыскиваются модели УР.

    Человечество должно научиться «жить по средствам», использовать природные ресурсы, не подрывая их, вкладывать деньги, образно выражаясь в «страховку» - финансировать программы, направленные на предотвращение катастрофических последствий собственной деятельности. К таким важнейшим программам следует отнести сдерживание роста населения; развитие новых промышленных технологий, позволяющих избежать загрязнения, поиск новых, «чистых» источников энергии; увеличение производства продовольствия без роста посевных площадей, экономический. Например – киотский протокол – способ добиться сокращения СО2, рыночными методами, т.е. торговля квотами на выбросы.

    Международное сотрудничество по обеспечению УР особенно важна в современных условиях среди основных международных организации следует выделить ЮНЕП (программа ООН по ОС).

    Глобальный экологический фонд (ГЭФ), объединяет 166 стран – проекты направлены на решение проблем – биоразнообразия, изменения климата, деградации водных ресурсов и т.д. (Каспия, Арала, Тянь-Шаня).

    Казахстан тесно сотрудничает со многими международными организациями, среди них:

    - организации ООН по вопросам образования, науки и культуры ЮНЕСКО;

    - Всемирная метеорологическая организация (ВМО);

    - ВОЗ;

    - Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) и др. В рамках этих организации и фондов выделяются фонды.

    - С. 100-105.

    [gl] Лекция 2

    Эволюция понятия «экология»

    1.Определение экологии как науки

    2.Цели, задачи и методы экологии

    3.Разделы экологии
    1. Организмы в природе не существуют изолированно друг от друга. Особи одного вида образуют популяции, они способны свободно скрещиваться и населять одну территорию. Популяции разных видов, населяющие одну территорию, образуют сообщества. Сообщества в совокупности с неживыми компонентами среды составляют экосистему. Эти объекты, относящиеся к трем уровням организации живого - организменному, популяционное – видовому, экосистемную изучает – экология.

    Термин экология был предложен в 1866г. Э.Геккелем (oikos – жилье, logos – учение), как наименование науки, изучающее отношение живых организмов с окружающей средой. Сегодня экологическая наука понимается шире, она включает в себя биологические процессы в единстве с экономическими, социальными и техническими системами современного человека.

    Первые попытки обобщения сведений об условиях и характере распределения животных, отмечены в трудах Аристотеля.
    2. Основная цель и задача курса: Сформировать экологическое мировоззрение для решения проблем рационального природопользования.

    Методы экологии – математическое моделирование, лабораторные и полевые исследования, космическое зондирование, биоиндикация мониторинг ОС и др.
    3. Разделы экологии:

    1. Биоэкология включает разделы – аутэкологию, демэкологию, синэкологию,

    2. Социальную экологию

    3. Прикладную экологию

    4. Экологию человека

    Все разделы экологии связаны с биологическими, химическими, физическими науками.
    «Устойчивое развитие» впервые начал приобретать широкое применение после доклада «Наше общее будущее», подготовленного для Всемирного Форума РИО – 92. Речь идет о концепции так или иначе влияющих на судьбу огромного числа людей. Источником развития являются кризисы, а выработка стратегии при котором кризис становится контролируемым, избежать или сгладить их т.е. создании концепции развития. Для этого необходимо знание законов природы и развития общества. Поэтому Устойчивое Развитие связывается с экологией.

    Роль экологии в решении практических задач неоценима – появилась возможность давать рекомендации для сельского хозяйства, предсказывать последствия хозяйственной деятельности, промышленности не нарушая природные сообщества, не истощая природные ресурсы.

    Лекция 3.

    Взаимодействиечеловека с природой: антропоцентризм, натуроцентризм, экоцентризм
    К настоящему времени можно выделить три фундаментальных направления в понимании сути взаимодействия человека и при­роды.

    Первое принято называть антропоцентризмом. В философии под антропоцентризмом понимается воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Такое воззрение да­ет основание рассматривать отношения человека и природы ис­ключительно под углом зрения блага человека, который является ее господином. В современном обществе доминирует объектно-праг­матическое отношение к природе, психологическая противопоставленность человека другим существам, субъект-объектный характер их восприятия. По мнению А.А.Гусейнова, превалирующей являет­ся мировоззренческая установка, противопоставляющая человека природе, как цель средству. Она присутствует в общественном соз­нании, начиная с классической античности, и приобретает цент­ральное место в идеологии Нового времени. Родоначальники совре­менной науки и рационалистически ориентированного гуманизма видели в природе машину, рассматривали ее всего лишь как особой сложности механизм. Они обосновали доминирующее и в наши дни убеждение, что люди благодаря науке и практическому умению мо­гут и должны «сделаться хозяевами и господами природы».

    Наиболее ярко антропоцентристский взгляд, по мнению многих философов и специалистов в области этики, выражен в концепции христианской морали. В сжатом виде основные положения антро-поцентристского взгляда сформировал известный специалист в данной области Б. Калликотт. Вот некоторые из них.

    Бог - царство священного и таинственного - олицетворяет при­роду.

    Человек создан по образу и подобию Божьему и тем самым обособлен от всей остальной природы.

    Бог предоставил человеку управление природным миром.

    Бог заповедал человеку размножаться и покорять природу. Богоподобие человека является основанием для него считать себя высшей ценностью. Поскольку природные объекты лишены богоподобия, они считаются морально несовершенными. В лучшем случае за ними признается инструментальная ценность.

    Все сказанное было закреплено в аристотелетомистской телео­логии: рациональная жизнь - гарант существования природы; не­разумные вещи существуют лишь в качестве средства для поддер­жания наделенного разумом человека.

    Эти положения Б.Калликотта хорошо иллюстрируют пози­цию, заявляющую об особой роли человека в мире, его главенст­вующем значении для природы. В принципе они составили основу для современных взглядов людей технократического общества на природу, экологию и необходимость осуществлять природоохранительную работу. Признается, что ресурсы не являются неисчер­паемыми, что человек должен думать не только о сиюминутных нуждах, но и о последующих поколениях. Он, конечно, обязан на­носить как можно меньше вреда природе, однако исходить при этом лишь из понятия своего блага. Например, если бы богатства природы были безграничны, а ресурсы неисчерпаемы, то человек считал бы вполне допустимым использовать их более интенсивно, воздействовать на природу более агрессивными методами, власт­вовать над ней более полно и более масштабно обладать. Но к настоящему времени реализация умеренности в рамках этой «старой» этики остается недостижимой.

    Второе - натуроцентрическое - направление выделяется доволь­но условно, тем не менее первые наброски такого подхода можно найти как в религиозных системах, например, в комплексе даостско-буддистского миропонимания, так и в философии, например, в идеях Франциска Ассизского, сформулировавшего альтерна­тивный взгляд на природу. Основу такого подхода составляет ве­ра в добродетель смирения не только отдельного человека, но и человечества в целом. Святой Франциск как бы низводит челове­ка с его трона монархического господства над каждой тварью и устанавливает демократию между всеми формами жизни. Следо­вательно, им утверждается духовная самоценность всего, что есть в природе; человек должен признать эту самоценность и не вме­шиваться своей деятельностью в естественный ход событий.

    Примером такого подхода являются также «универсально-кос­мические» этические концепции, предписывающие моральный ста­тус всему живому, сентиментальное поклонение природе, ее романтизация. Природа сама по себе в ее первозданном виде объявляет­ся предметом благоговейного поклонения.

    При всей полярности отмеченные подходы имеют между собой то общее, что в них природа рассматривается как нечто внешнее по отношению к человеку.

    В логике подобной дихотомии развивается анализ двух основ­ных способов существования человека: обладания и бытия, осу­ществляемый Э. Фроммом в книге «Иметь или быть». В качестве иллюстрации, показывающей различие между этими двумя форма­ми существования, Э.Фромм приводит два стихотворения. Пер­вое принадлежит перу английского поэта XIX в. Теннисона:

    Возросший средь руин цветок,

    Тебя из трещин древних извлекаю,

    Ты предо мною весь - вот корень, стебелек, здесь, на моей ладони.

    Ты мал, цветок, но если бы я понял,

    Что есть твой корень, стебелек, и в чем вся суть твоя, цветок,

    Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

    Автором второго стихотворения является японский поэт XVII в. Басе:

    Внимательно вглядись!

    Цветы «пастушьей сумки»

    Увидишь под плетнем!

    Таким образом, если в первом случае человек срывает цветок, хотя и делает попытку оправдать этот поступок тем, что этот цве­ток может помочь ему проникнуть в суть природы Бога и челове­ка, сам цветок обрекается на смерть, становится жертвой прояв­ленного таким образом интереса к нему. Во втором же случае у человека нет желания сорвать его, он даже не дотрагивается до цветка, а только вглядывается в него.

    Представители третьего направления предпринимают попытку сформулировать новую экологическую этику, основанную на глу­боком понимании глобальной взаимосвязи всего живого, вклю­ченности человека в такую взаимосвязь. Коренное изменение в морально-мировоззренческом освоении природы, которое соот­ветствует социально-научно-экологической перспективе, состоит в том, чтобы видеть в природе мир человека, предметное бытие его общественной сущности. В этом случае гуманизм как форма общественной связи между людьми приобретает завершенную форму только тогда, когда он станет одновременно формой связи между человеком и природой.

    Следует отметить, что в ряде восточных религий провозглаша­ется единство всего сущего, поскольку во всем преобладает единая субстанция. Отсюда делается вывод о необходимости любовной заботы обо всем, что есть в природе. Благополучие человечества и благополучие природы, будущее человечества и будущее природы, богатство и разносторонность человеческой жизни и богатство природы - нерасторжимые части единого целого. В то же время здесь чувствуется отношение рядоположенности всех проявлений сущего. В реальности, как известно из опыта, все гораздо сложнее. Поэтому более привлекательным является системный подход, где все имеет свое определенное место, в том числе и человек.

    Много интересного в этом плане можно найти у В. И. Вернад­ского, который выделил два важных принципа функционирова­ния природной энергии: 1) биогеохимический принцип - геохи­мическая биогенная энергия в биосфере стремится к максималь­ному своему проявлению; 2) в ходе эволюции видов выживают организмы, которые своей жизнедеятельностью максимально уве­личивают биогенную геохимическую энергию.

    Следует также отметить, что уже сегодня в ряде нормативных документов находит отражение реализация идеи гармонии чело­века с природой: подходить к природе с точки зрения интересов всего человечества, при этом имея в виду не только интересы ны­нешнего поколения, но и грядущих поколений людей; проявлять заботливость, бережливость и разумность по отношению ко всем природным ресурсам, сводить к минимуму вред, наносимый жи­вым творениям природы и всем другим. В этом смысле наглядным примером служит стихотворение И.В.Гёте «Нашел», которое приводит Э. Фромм в своей книге.

     

    Бродил я лесом...                   Я взял с корнями

    В глуши его                            Питомца рос

    Найти не чаял                        И в сад прохладный

    Я ничего.                                К себе отнес.

     

    Смотрю, цветочек                 В тиши местечко

    В тени ветвей,                       Ему отвел,

    Всех глаз прекрасней,           Цветет он снова,

    Всех звезд светлей.   Как прежде цвел.

     

    Простер я руку,

    Но молвил он:

    «Ужель погибнуть

    Я осужден?»

     

    Здесь также вначале у человека возникает желание сорвать цветок, но цветок здесь представлен как живое существо. Поэтому человек нашел другое решение - взять цветок с корнями, не раз­рушая его жизни и перенести его к себе домой.

    В. А. Ясвин считает экологически целесообразным формировать у населения субъектное отношение к природе субъектно-этического типа. Такой тип отношения характеризуется личностной установкой на партнерское взаимодействие с природными суще­ствами, включением их в сферу действия этических норм.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта