Главная страница
Навигация по странице:

  • Концепция национальной безопасности Казахстана в новых внешнеполитических реалиях

  • «ТҰРАН» УНИВЕРСИТЕТІ» МЕКЕМЕСІ

  • МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ/-------- по дисциплине: « » Специальность: « »

  • Устойчивое развитие личности. Протокол от 201 г. Проректор по умр фио


    Скачать 1.41 Mb.
    НазваниеПротокол от 201 г. Проректор по умр фио
    Дата26.02.2018
    Размер1.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУстойчивое развитие личности .doc
    ТипПротокол
    #37232
    страница14 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    Концепция национальной безопасности Казахстана в

    контексте современных внешнеполитических реалий 12 марта 2012, 13:22

    Современные мировые тенденции сегодня сигнализируют о возникновении

    новых форматов угроз для национальной безопасности Казахстана в XXI веке.

    Во многом катализатором этих процессов стала стремительная рецессия в

    мировой финансово-экономической системе начавшаяся в 2008 году. Претерпевающая серьезные потрясения западная модель финансово-экономической системы показывает что меркантилизм, сконцентрированный на погоне за безграничной прибылью и не имеющий в своей основе гуманистических ценностей, является тупиковым. Социальные протесты «Захвати Уолстрит» сегодня стали широко распространенными по всей Америке и значительной части Европы, демонстрирующими антисоциальный и кабальный характер сложившейся финансово-экономической системы.

    На этом фоне большому испытанию на прочность подвергаются западные ценности глобализма, либерализма, мультикультурализма, космополитизма и др.

    Несмотря на то, что мировое сообщество в какой-то мере по инерции продолжает с оглядкой смотреть на Запад в надежде получить какие-то новые рецепты решения этих проблем, свидетельствует о не полном осознании растущего кризисного содержания современного мирового порядка. В тоже время индикаторов указывающих на это очень много. Мультикультурализм в Европе перешел границу критической отметки невозврата и Норвежские теракты это показали. По социологическим замерам, проведенным в Германии еще в 2010 году, стало ясно, что наметились тенденции роста радикального национализма и возможно фашизма.

    Безграничные свободы либерализма сегодня привели к крепчающему социальному разложению в Европе. Свобода употребления наркотических веществ в Нидерландах, процветание однополых браков во многих странах Европы, распространение порнографической и поп культуры снижают  социальный капитал, потребительская культура, затягивающая молодое поколение в долговые кабальные условия и многие другие социокультурные проблемы, сегодня говорят о серьезном системном кризисе западных ценностей.

    Таким образом, финансово-экономический кризис является производной от духовного кризиса, который стал сегодня очевидным. В условиях, когда процессы глобализации показали, что современные ценности не имеют будущего, а на замену им еще не придумано ни чего нового и более универсального, то в перспективе следует ожидать в мировом масштабе массового возврата к духовным, культурно-цивилизационным истокам, которые в условиях идеологической опустошенности, скорее всего, станут единственной точкой опоры.

    Культурно-цивилизационный ренессанс уже сегодня закладывает новый формат международных отношений и если ранее человечество прошло эпохи геополитики и геоэкономики, то в новых условиях огромную роль уже будет играть геокультура.

    Формирование нового мирового порядка, скорее всего, будет сопровождаться стремительным ростом поисков идентичности. В этом отношении возрастающие национальные и религиозные идентичности станут важными факторами, вокруг которых, будут формироваться геокультурные  механизмы и технологии.

    Сегодня практика показывает, что информационное и киберпространство вполне реально могут стать мощными проводниками геокультуры, ни чем не уступающими, военно-политическим или финансово-экономическим методам влияния. Последствия событий, так или иначе связанных с такими интернет ресурсами как «викиликс», «твиттер» и другие наглядно это демонстрируют. Несмотря на системные проблемы в Западных ценностных ориентирах инерция привлекательности западных ценностей в некотором смысле, сегодня стала двигателем «арабской весны». Необходимо отметить, что социально-экономическое положение арабских стран не было главной причиной этих потрясений, в отношении этих стран были применены методы постепенного культурно-идеологического воздействия путем информационных и кибернетических технологий. В результате воспринявшая это воздействие молодежь и стала основной движущей силой «арабской весны».

    Современные технологии доказали, что способны придать очень сложный и многоуровневый характер мировой политической системе. В перспективе, следует ожидать, что полем военных действий будут информационные и кибернетические пространства, а борьба в них будет вестись не за экономические позиции или геополитические точки на карте мира, а за самое ценное – за души и умы людей.

    В этой связи можно предположить, что в основе геокультурных войн, движущим механизмом станет алгоритм, предполагающий геокультурную ассимиляцию как «вызов» и способность геокультурного противостояния как «ответ». Страны, обладающие более развитой системой культурно-цивилизационных маркеров и технологий, будут обладать большими преимуществами перед странами, не обладающими таковыми.

    Вместе с тем, не стоит ожидать, спада активности радикальных религиозных, террористических и сепаратистских организаций. Более того, падение западных ценностей будет означать победу традиционализма,  культурно-цивилизационных и религиозных ценностей, что в первую очередь скажется на возрождении усилении вышеперечисленных организаций.

    Концепция национальной безопасности Казахстана в новых внешнеполитических реалиях   

    Находясь в центре Евразийского пространства и гранича с колыбелями древних цивилизаций, Казахстану как молодому государству предстоит очень тесное взаимоотношение с такими мощными геокультурными пластами, такими как китайский и арабо-исламский. Следует сказать, что европейский и российский христианские пласты, скорее всего, будут находиться в стагнации или пытаться пересмотреть свои ценности к их укреплению. Скорее всего, Европе придется отказаться от того либерализма и мультикультурализма, которые сегодня оказали значительное негативное влияние на самосохранение.

    На сегодняшний день Казахстан представляет собой страну с недозревшей национальной и цивилизационной идентичностью, которая была загашена в период советской власти. После распада Советского Союза, Казахстан, как и многие другие государства, был подвержен вестернизации и на данный момент представляет собой комбинацию всех предшествовавших геокультурных пластов.

    Сегодня, необходимость обеспечения форсированного технологического прорыва, вынуждает Казахстан обращаться к внешнему заимствованию, вместе с которым происходит и культурно-цивилизационный импорт, грозящий в долгосрочно перспективе ассимиляцией. Поэтому Казахстан, постепенно сталкиваясь с этой угрозой, стал повторять исторический опыт России, который заключается в выборочном заимствовании у Запада технологических достижений, это в определенной степени защищало Россию от угрозы интервенции и возможности быть ассимилированной романо-германской западной культурой. В тоже время Россия обрекла себя на систему догоняющего развития, которая не может стать фактором успешного цивилизационного развития и возможно в перспективе приведет к более серьезным последствиям.

    В этой связи перед Казахстаном в новых внешнеполитических реалиях стоит очень важная цель обеспечения национальной безопасности. Казахстан находится в очень серьезном промежутке своей истории, когда необходимо преодолеть не только технологическое отставание, но и понять свою культурно-цивилизационную идентичность. Если не выработать свой уникальный культурный код самосохранения, возникнет  вероятность геокультурной ассимиляции.

    В этой связи, важным для Казахстана становятся концепции иродианства и зелотизма. История показала, что эти концепции способны дать возможность устоять перед более развитыми цивилизациями посредством изучения технологического знания более развитой культуры и отставания и сохранения культурно-цивилизационной самобытности. Одним из ярких примеров, реализовавших эти концепты в реальность, сегодня является Япония. Эта страна в краткие сроки обеспечила научно-технологический прорыв, путем постижения основ западной технической науки, при этом сохранив самобытную национальную идентичность.

    В этом отношении, если иродианство для Казахстана на сегодня становится более менее достижимой концепцией и население страны в какой то степени обучаясь за рубежом воспринимает научно-инновационный потенциал, то с зелотизмом ситуация складывается куда тяжелее.

    Для Японии этот факт не вызвал серьезных проблем поскольку многовековая консервация и письменная культура обеспеченная оседло-земледельческими традициями дали возможность сохранить памятники национальной и культурно-цивилизационной идентичности, которую необходимо было лишь модернизировать.

    В этом отношении для Казахстана с его преимущественной кочевой исторической традицией, насыщенной опустошительными войнами с соседями, сегодня очень сложно  собрать какую-то целостную обеспеченную материальными артефактами картину национальной и культурно-цивилизационной идентичности.

     В этой связи перед Казахстаном возникает необходимость возродить и модернизировать, а где-то воссоздать и реконструировать на новой основе казахские культурно-цивилизационные ценности. Во главу угла должно быть поставлено культурное возрождение, которое могло бы обеспечить новый культурный подъем через создание казахских цивилизационных маркеров.

    Под цивилизационным маркером необходимо понимать определенный набор духовных и материальных атрибутов, которые присущи лишь одной отдельно взятой культуре, способных отчетливо выделить одну цивилизацию от другой. При этом они должны иметь свою ценность и значимость, благодаря которым, будут создавать основу культурно-цивилизационного ядра.

    Эти идентификаторы должны охватывать все сферы бытовой жизни. Государство должно обеспечить развитие музыкального искусства, ювелирного и ремесленнического творчества, кулинарного дела, поэзии, литературы и изобразительного искусства, кинематографа, языка, национального спорта и других сфер культуры, которые смогут создать материальные, визуальные и аудиальные маркеры цивилизационных ориентиров на начальном этапе. На заключительном этапе необходимо наполнить цивилизационные рамки духовным, нравственным и идейным содержанием.

    В тоже время пока будет осуществляться концепция культурно-цивилизационного возрождения, необходимо будет обеспечить безопасность возрождающейся идентичности.

    Так как серьезные воздействия будут происходить на информационной и кибернетической арене, огромное значение необходимо уделить информационному пространству Казахстана. В условиях, когда информационные потоки разных культурных полюсов невозможно будет остановить, Казахстану предстоит обеспечить свое не только конкурентоспособное, но и привлекательное в геокультурном плане информационное поле, что на сегодня является серьезным вызовом для Казахстана.

    Последние события, связанные с терактами и другими чрезвычайными событиями в 2011 году показали, что Казахстан достаточно слаб в информационной сфере.  В стране только начинает зарождаться информационная политика трактовки тех или иных событий. Вместе с тем,  кибернетическое пространство интернета, сегодня является отрытой площадкой для дискуссии, где произвольно возникает множество различных версий и трактовок тех или иных событий, что во многом оказывает негативное влияние на национальную безопасность.

    Сегодня становится очевидным, что геокультурное противостояние в интеллектуальном плане Казахстан проигрывает. В этой связи геокультурное противостояние на интеллектуальном уровне посредством  информационных и кибернетических технологий должны стать сегодня передовым фронтом фильтрации негативного геокультурного влияния извне. Стране необходимы не только специалисты в области информационных и кибернетических технологий, которые могли бы обеспечивать национальную безопасность, но также геокультурные технологи, которые будут обеспечивать содержательную и теоретико-концептуальную основу  геокультурной безопасности Казахстана.

    Наряду с виртуальными угрозами также не стоит забывать и о реальных физических угрозах геокультурного влияния. В этой связи большой опасности геокультурное поле Казахстана может быть подвержено в 2014 году после вывода войск США из Афганистана. В условиях, когда эйфория победы над интервентами создаст эмоциональный порыв идеологического триумфа не исключено, что начнется новая волна радикальной исламской экспансии на геокультурное пространство Казахстана. В этой связи необходимо, чтобы границы Казахстан обеспечивались двумя концентрическими кругами военно-силовой и духовно-интеллектуальной безопасности. Силовая безопасность должна заключаться в защите границ от проникновения нежелательных радикальных и террористических элементов. Вторая система безопасности, предполагающая духовно-интеллектуальную  безопасность, должна представлять собой агентурную сеть внутренних религиозно подкованной интеллектуальной элитной службы, которая будет обеспечивать иммунитет и не восприятие радикальных религиозных и иных антигосударственных идей у населения.

     

    Из сборника «Материалы круглого стола «Внешнеполитические перспективы и новые концепты международной стратегии Казахстана»»

    Махмутов А.С.


    «ТҰРАН» УНИВЕРСИТЕТІ»

    МЕКЕМЕСІ



    УЧРЕЖДЕНИЕ

    «УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН»

    КАФЕДРА «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»




    Утверждены

    на заседании УМС

    учреждения «Университет «Туран»

    Протокол № ___ от «___» ___ 201__ г.


    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ/--------

    по дисциплине: « »
    Специальность: « »



    «ТҰРАН» УНИВЕРСИТЕТІ»

    МЕКЕМЕСІ



    УЧРЕЖДЕНИЕ

    «УНИВЕРСИТЕТ «ТУРАН»

    КАФЕДРА «КИНОИСКУССТВО»




    Утверждены

    на заседании УМС

    учреждения «Университет «Туран»

    Протокол № ___ от «___» ___ 201__ г.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта