|
Музыка ФГОС 2021. музыка. Протокол от 2022г. Согласовано Заместитель директора по увр Сабаева Е. М
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
|
| менной музыке
| религиозной темы в творчестве ком- позиторов XX— XXI веков . Рели- гиозная тематика в контексте
поп-культуры
| Исполнение музыки духовного содержания, сочинён- ной современными композиторами .
Навыборилифакультативно
Исследовательские и творческие проекты по теме
«Музыка и религия в наше время» . Посещение концерта духовной музыки
|
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»15
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| А)
| Камерная
| Жанры камерной
| Слушание музыкальных произведений изучаемых
| 3—4
| музыка
| вокальной музы-
| жанров, (зарубежных и русских композиторов); ана-
| учебных
|
| ки (песня, ро-
| лиз выразительных средств, характеристика музы-
| часа
|
| манс, вокализ и
| кального образа .
|
|
| др .) . Инструмен-
| Определение на слух музыкальной формы и составле-
| тальная миниатю-
| ние её буквенной наглядной схемы .
| ра (вальс, нок-
| Разучивание и исполнение произведений вокальных
| тюрн, прелюдия,
| и инструментальных жанров .
| каприс и др .) .
| Навыборилифакультативно
| Одночастная,
| Импровизация, сочинение кратких фрагментов с со-
| двухчастная,
| блюдением основных признаков жанра (вокализ —
| трёхчастная ре-
| пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т . п .) .
| призная форма .
| Индивидуальная или коллективная импровизация
| Куплетная форма
| в заданной форме .
|
| Выражение музыкального образа камерной миниатю-
|
| ры через устный или письменный текст, рисунок,
|
| пластический этюд
| Б)
| Цикличе-
| Сюита, цикл ми-
| Знакомство с циклом миниатюр . Определение прин-
| 4—6
| ские фор-
| ниатюр (вокаль-
| ципа, основного художественного замысла цикла .
| учебных
| мы и
| ных, инструмен-
| Разучивание и исполнение небольшого вокального
| часаов
| жанры
| тальных) .
| цикла .
|
|
| Принцип контра-
| Знакомство со строением сонатной формы . Определе-
|
|
| ста .
| ние на слух основных партий-тем в одной из класси-
|
|
| Прелюдия и фуга .
| ческих сонат .
|
|
| Соната, концерт:
| Навыборилифакультативно
|
|
| трёхчастная фор-
| Посещение концерта (в том числе виртуального) .
|
|
| ма, контраст ос-
| Предварительное изучение информации о произведе-
|
|
| новных тем, раз-
| ниях концерта (сколько в них частей, как они назы-
|
|
| работочный прин-
| ваются, когда могут звучать аплодисменты) . Последу-
|
|
| цип развития
| ющее составление рецензии на концерт
|
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| В)
4—6
учебных часов
| Симфони- ческая му- зыка
| Одночастные сим- фонические жан- ры (увертюра, картина) . Симфо- ния
| Знакомство с образцами симфонической музыки: про- граммной увертюры, классической 4-частной симфонии . Освоение основных тем (пропевание, графическая фик- сация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развёртывания музыкального повествования . Образно-тематический конспект .
Исполнение (вокализация, пластическое интонирова- ние, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки . Слушание целиком не менее одного симфонического произведения .
Навыборилифакультативно
Посещение концерта (в том числе виртуального) симфо- нической музыки . Предварительное изучение информа- ции о произведениях концерта (сколько в них частей, как они называются, когда могут звучать аплодисмен- ты) . Последующее составление рецензии на концерт
| Г)
4—6
учебных часов
| Театраль- ные жан- ры
| Опера, балет . Ли- бретто . Строение музыкального спектакля: увер- тюра, действия, антракты, финал .
| Знакомство с отдельными номерами из известных опер, балетов .
Разучивание и исполнение небольшого хорового фраг- мента из оперы . Слушание данного хора в аудио- или видеозаписи . Сравнение собственного и профессио- нального исполнений .
|
|
| Массовые сцены .
| Различение, определение на слух:
| Сольные номера
| — тембров голосов оперных певцов;
| главных героев .
| — оркестровых групп, тембров инструментов;
| Номерная струк-
| — типа номера (соло, дуэт, хор и т . д .) .
| тура и сквозное
| Музыкальная викторина на материале изученных
| развитие сюжета .
| фрагментов музыкальных спектаклей .
| Лейтмотивы .
| Навыборилифакультативно
| Роль оркестра в
| Посещение театра оперы и балета (в том числе вирту-
| музыкальном
| ального) . Предварительное изучение информации
| спектакле
| о музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и
|
| исполнители, наиболее яркие музыкальные номера) .
|
| Последующее составление рецензии на спектакль
|
Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
А)
3—4
учебных часа
| Музыка и литерату- ра
| Единство слова и музыки в вокаль- ных жанрах (песня, романс, кантата, ноктюрн, баркаро- ла, былина и др .) . Интонации расска- за, повествования в инструментальной
| Знакомство с образцами вокальной и инструменталь- ной музыки .
Импровизация, сочинение мелодий на основе стихот- ворных строк, сравнение своих вариантов с мелодия- ми, сочинёнными композиторами (метод «Сочинение сочинённого») .
Сочинение рассказа, стихотворения под впечатлением от восприятия инструментального музыкального про- изведения .
|
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
|
|
| музыке (поэма, баллада и др .) . Программная музы- ка
| Рисование образов программной музыки . Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений
| Б)
3—4
учебных часа
| Музыка и живопись
| Выразительные средства музыкаль- ного и изобрази- тельного искусства . Аналогии: ритм, композиция, ли- ния — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр, светлотность — ди- намика и т . д .
Программная музы- ка . Импрессионизм (на примере творче- ства французских клавесинистов,
К . Дебюсси,
А . К . Лядова и др .)
| Знакомство с музыкальными произведениями про- граммной музыки . Выявление интонаций изобрази- тельного характера .
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений .
Разучивание, исполнение песни с элементами изобра- зительности . Сочинение к ней ритмического и шумо- вого аккомпанемента с целью усиления изобразитель- ного эффекта .
Навыборилифакультативно
Рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера .
Сочинение музыки, импровизация, озвучивание кар- тин художников
|
В)
3—4
учебных часа
| Музыка и театр
| Музыка к драма- тическому спекта- клю (на примере творчества Э . Гри- га, Л . ван Бетхо- вена, А . Г . Шнит- ке, Д . Д . Шоста- ковича и др .) .
Единство музыки, драматургии, сце- нической живопи- си, хореографии
| Знакомство с образцами музыки, созданной отече- ственными и зарубежными композиторами для дра- матического театра .
Разучивание, исполнение песни из театральной поста- новки . Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня .
Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей .
Навыборилифакультативно
Постановка музыкального спектакля .
Посещение театра с последующим обсуждением (уст- но или письменно) роли музыки в данном спектакле . Исследовательские проекты о музыке, созданной оте- чественными композиторами для театра
| Г)
3—4
учебных часа
| Музыка кино и те- левидения
| Музыка в немом и звуковом кино .
Внутрикадровая и закадровая музыка . Жанры фильма- оперы, фильма-ба- лета, фильма-мю- зикла, музыкально- го мультфильма (на примере произведе- ний Р . Роджерса, Ф . Лоу, Г . Гладко- ва, А . Шнитке)
| Знакомство с образцами киномузыки отечественных и зарубежных композиторов .
Просмотр фильмов с целью анализа выразительного эффекта, создаваемого музыкой .
Разучивание, исполнение песни из фильма .
Навыборилифакультативно
Создание любительского музыкального фильма . Переозвучка фрагмента мультфильма .
Просмотр фильма-оперы или фильма-балета . Анали- тическое эссе с ответом на вопрос «В чём отличие ви- деозаписи музыкального спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?»
| Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»
№ блока, кол-во часов
| Темы
| Содержание
| Виды деятельности обучающихся
| Б)
3—4
учебных часа
| Мюзикл
| Особенности жан- ра . Классика жан- ра — мюзиклы середины XX века (на примере твор- чества Ф . Лоу,
Р . Роджерса, Э . Л . Уэббера и др .) .
| Знакомство с музыкальными произведениями, сочи- нёнными зарубежными и отечественными композито- рами в жанре мюзикла, сравнение с другими теа- тральными жанрами (опера, балет, драматический спектакль) .
Анализ рекламных объявлений о премьерах мюзи- клов в современных СМИ .
Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов, написа- ние собственного рекламного текста для данной по- становки .
|
|
| Современные по- становки в жанре мюзикла на рос- сийской сцене
| Разучивание и исполнение отдельных номеров из мю- зиклов .
| В)
3—4
учебных часа
| Молодёж- ная музы- кальная культура
| Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX— XXI веков (рок-н- ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп
и др .) . Социаль- ный и коммерче- ский контекст массовой музы- кальной культуры
| Знакомство с музыкальными произведениями, став- шими «классикой жанра» молодёжной культуры (группы «Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли, Виктор Цой, Билли Айлиш и др .) .
Разучивание и исполнение песни, относящейся к од- ному из молодёжных музыкальных течений .
Дискуссия на тему «Современная музыка» .
Навыборилифакультативно
Презентация альбома своей любимой группы
| Г)
3—4
учебных часа
| Музыка цифрового мира
| Музыка повсюду (радио, телевиде- ние, Интернет, на- ушники) . Музыка на любой вкус (безграничный вы- бор, персональные плей-листы) . Му- зыкальное творче- ство в условиях цифровой среды
| Поиск информации о способах сохранения и переда- чи музыки прежде и сейчас .
Просмотр музыкального клипа популярного исполни- теля . Анализ его художественного образа, стиля, вы- разительных средств .
Разучивание и исполнение популярной современной песни .
Навыборилифакультативно
Проведение социального опроса о роли и месте музы- ки в жизни современного человека .
Создание собственного музыкального клипа
| Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных на 3—6 часов учебного времени. Для удобства вариативного распределения в рамках календарно- тематического планирования они имеют буквенную маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестановку блоков (например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между блоками. Могут быть полностью опущены отдельные тематические блоки в случае, если данный материал был хорошо освоен в начальной школе.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных мероприятий — посещений театров, музеев, концертных залов; работы над исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов, отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана внеурочной деятельности образовательной организации (п. 25.3 ФГОС ООО). Виды деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».
3. Планируемые результаты освоения рабочей программы:
Личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета) Предметные (по годам обучения).
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
|
|
|