Главная страница
Навигация по странице:

  • 16.2. «ТЕХНИКА ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА»

  • 16.3. «РАССМЕШИ ПАРТНЕРА» 70

  • А. Упражнения для развития памяти и наблюдательности 17.1. «СЛОВЕСНЫЙ КОМ» 71

  • «10 минут из жизни человека».

  • 17.4. «ОПИШИ ПАРТНЕРА» 72

  • 17.5. «ГДЕ Я» 73

  • 17.6. «ТЫ ЕГО УЗНАЕШЬ»

  • 17.7. «ПРИЗНАК ОТЛИЧИЯ» 74

  • Б. Упражнения для развития мышления 75

  • 17.11. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

  • Упражнения-головоломки 76

  • 17.13. «КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА»

  • 17.14. «ПРИНЦЕССА И КРЕСТЬЯНИН»

  • 17.15. «КОМАНДИРОВАННЫЙ»

  • 17.16. «ЧЕЛОВЕК И ТОЛПА»

  • В. Упражнения для развития внимания 17.17. «МУХА» 77

  • Вариант 1 (на плоскости)

  • Вариант 2 (объемный) 78

  • 17.19. «ЧУЖИЕ КОЛЕНКИ» 79

  • психотренинг. психотренинги. Психологический тренинг


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеПсихологический тренинг
    Анкорпсихотренинг
    Дата10.04.2023
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлапсихотренинги.pdf
    ТипДокументы
    #1051487
    страница12 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Глава 16
    КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
    Данная серия упражнений предназначена для развития комму- никативных качеств, хотя некоторые из описанных далее упражнений могут быть использованы и для раскрепощения участников.
    16.1. «ГРУППОВОЙ РАССКАЗ»
    69
    Описание процедуры
    Группа разбивается на две команды. (Лучше выполнять упражнение в круге, разделив участников на два полукруга.) Каждой команде необходимо сочинить групповой рассказ. При этом можно взять какой-нибудь предмет, например авторучку или карандаш как «рабочий инструмент писателя ».
    69
    Идея предложена Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [59].
    130

    Представитель первой команды берет ручку и произносит первую фразу, на- пример: «Была хорошая погода...», — и передает ручку следующему по кругу участнику из этой команды. Следующий участник повторяет предыдущую фразу и в качестве продолжения добавляет свою, например: «Была хорошая погода, и у всех было хорошее настроение...», после чего передает «ав- торское перо» следующему, который также повторяет предыдущую фразу и дополняет ее своей. После некоторых продолжений (если участники поняли, что их дополнение должно согласовываться с предыдущим рассказом) веду- щий предлагает участникам больше не повторять уже «написанную» часть рассказа, а очередному «писателю» просто продолжать рассказ дальше. Ко- гда очередь доходит до последнего участника из этой группы, он снова пере- дает «перо» первому участнику для продолжения рассказа.
    Процедура заканчивается, если команда допустит длинную паузу или какой-нибудь участник продолжит рассказ фразой, содержательно не сты- кующейся с предыдущим рассказом. После этого свой рассказ сочиняет вто- рая команда.
    По окончании оценивается фантазия каждой команды, длина рассказа и обсуждаются затруднения.
    16.2. «ТЕХНИКА ВЕЖЛИВОГО ОТКАЗА»
    Установка
    Предположим, к вам пришел рекламный агент с целью вынудить вас что-нибудь купить или другими навязчивыми намерениями. Вы торопитесь и, кроме того, совершенно не заинтересованы в том, что вам предлагается.
    Как быть? Иногда и умение просто выгнать бывает полезно, но сейчас наша цель научиться другому опыту действия.
    А время идет... Конечно же, рекламный агент специально обучен и
    действует расчетливо, используя все ваши слабые стороны. Что делать?
    Как поступить? Что говорить ?Но нужно как-то решить эту проблему.
    Причем:
    Не потерять время.
    • Не выйти из себя.
    • Не поддаться на уговоры.
    Описание процедуры
    Участникам предлагается объединиться в пары и проиграть вышеопи- санную ситуацию.
    При этом задача агента, всеми способами пытаться «зацепить клиента».
    «Утилизировать» аргументы клиента, не давая ему возможность повторять один и тот же отказ. Пытаться тем или иным способом переиграть его.
    Задача клиента: не грубить, отвечать таким образом, чтобы в ответе прозвучало «да» человеку: «Вы очень любезны...», «Вы так внимательны и добры...», и «нет» предложению: «Спасибо, но я в этом не заинтересован...»
    При попытках агента расширить каким-либо образом круг обсуждае- мых проблем, чтобы все-таки навязать свою игру, клиент применяет принцип
    «заезженной пластинки». То есть, чтобы ни говорил агент, клиент его вы-
    131
    слушивает и с неизменной вежливостью повторяет одну и ту же фразу, на- пример: «Спасибо, но меня это не интересует».
    В процессе обсуждения необходимо дать каждому участнику возмож- ность высказаться и оценить успешность действий партнера.
    16.3. «РАССМЕШИ ПАРТНЕРА»
    70
    Описание процедуры
    Выбирается первая пара игроков. Задача одного участника — любыми средствами рассмешить своего партнера. При этом он свободен в выборе действий и может что-то говорить, корчить рожицы и т. д.
    Задача другого участника — постараться сохранить самообладание и не улыбаться.
    Если первому участнику удается рассмешить партнера или хотя бы вы- звать ответную улыбку, то он выбирает другого из оставшихся игроков и пы- тается рассмешить его.
    Если никакими силами рассмешить не удается, то на его роль выбира- ется другой участник.
    Во время обсуждения нужно дать возможность высказаться каждому участнику. Можно группе определить самого насмешливого и самого смеш- ливого участника.
    16.4. «РАЗГОВОР»
    Легенда
    Неуверенным в себе людям часто бывает очень трудно первыми начать разговор с другим человеком. А если разговор и начался, то им бывает очень трудно его поддержать и еще труднее открыть свой внутренний мир для дру- гого человека.
    Как ни печально, но это обостряется в ситуации встречи со значимым человеком, человеком, который им очень интересен. Как назло именно в этот момент «просыпаются» все комплексы и зажимы. Именно в этот момент ста- новится очень не все равно, «как все это будет выглядеть со стороны...».
    В результате это никак не выглядит со стороны, потому что разговор так и не начинается... или быстро завершается. В результате человеку так и приходится жить одному в своем мире...
    Если для вас важен разговор, то важно, как вы его начнете, как вы бу- дете его в дальнейшем поддерживать и как вы из него выйдете.
    Описание процедуры
    Упражнение выполняется в парах. Можно заранее оговорить, где именно встретились участники, а можно выполнять по принципу «здесь и те- перь».
    Первый участник обращается к своему коллеге, задавая какой-нибудь вопрос. При этом нужно задавать открытые вопросы, которые представляют
    70
    Идея предложена Н. В. Цзеном и Ю. В. Пахомовым [59].
    132
    максимум возможностей для ответа. Отвечая на этот вопрос, можно расска- зать целую историю.
    Например: «Откуда ты приехал?» — открытый вопрос.
    «Ты приехал из Красноярска?» — закрытый вопрос, предполагающий конкретный и короткий ответ.
    Второй участник (отвечающий) стремится как можно полнее ответить на вопрос.
    Хорошим развитием разговора считается вариант, в котором первому участнику в конечном итоге удается перевести разговор из режима «вопрос- ответ» к рассказу вторым участником какой-либо истории. При этом первый участник внимательно слушает и всячески поддерживает рассказчика. При необходимости он осторожно продлевает разговор, прося подробнее описать или пояснить что-нибудь из сказанного.
    Как правило, при нормальном развитии упражнения (разговора) участ- ники сами меняются ролями.
    По окончании процедуры — обсуждение.
    16.5. ПРОСЬБА
    Очень многое зависит от того, какими словами, с какой интонацией и в какой обстановке вы представите вашу просьбу. Именно от этого зависит ус- пешность действия.
    Данное упражнение направлено на то, чтобы максимально повысить вероятность выполнения просьбы.
    Описание процедуры
    Упражнение выполняется в парах. Задача одного участника — попро- сить другого выполнить какую-либо его просьбу. Для начала можно по- просить что-нибудь не очень значимое на время, например авторучку. Или попросить о каком-либо более существенном одолжении. Участнику необхо- димо проявить все свое мастерство, оригинальность и находчивость. При этом лучше попробовать использование различных приемов, например: на- чинать просьбу с комплимента, упомянуть некоторые заслуги того, к кому вы обращаетесь, его авторитет и значимость, попробовать высказывать сразу за просьбой косвенную признательность, благодарность за предстоящую услугу и т. п.
    Задача второго участника — внимательно выслушать просьбу, оценить, насколько эффективно действовал партнер, и в конечном итоге согласиться или не согласиться выполнить просьбу.
    Комментарии
    Многое зависит от того, в какой именно форме излагается просьба и как при этом учитываются личностные особенности партнера. В процессе обсуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться и оценить успешность действий партнера. При этом можно выделить стратегии наиболее удачливых «просителей».
    16.6. ИНТОНАЦИИ
    133

    Интонации — наиболее важный элемент речи. Они создают общий ме- лодичный рисунок речи и придают ей особенный колорит. Одну и ту же фра- зу можно сказать по-разному, передав тем самым различный смысл. Поэтому владение искусством использования различных интонаций в речи является полезным навыком эффективного коммуникатора.
    Данное упражнение направлено на развитие навыков управления инто- нацией.
    Описание процедуры
    Выбирается какая-нибудь простая фраза, например: «Какая хорошая сегодня погода». По очереди (по кругу) каждому участнику необходимо один раз произнести данную фразу. При этом следующий участник должен произ- нести фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, безраз- личной, с удивлением или др.). Повторять интонации нельзя. Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры (или пропускает ход).
    В процессе произношения ведущий определяет, с какой именно инто- нацией была произнесена фраза (например — вопросительная). Если интона- ция трудно определима, тогда группа совместно находит ей название или описывает эмоциональное состояние (ситуацию), в которой могла быть про- изнесена данная фраза.
    Глава 17
    УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ
    ПРОЦЕССОВ
    В данную главу включены упражнения на развитие мышления, внима- ния, памяти и наблюдательности. Подобные упражнения чаще используются в специально ориентированных тренингах, но их можно использовать и как вспомогательные средства в СПТ.
    А. Упражнения для развития памяти и наблюдательности
    17.1. «СЛОВЕСНЫЙ КОМ»
    71
    Описание процедуры
    Упражнение выполняется в круге. Первый участник произносит любое слово. Следующий по кругу участник произносит предыдущее слово, а затем любое другое. Следующий за ним по кругу участник произносит предыду- щие два слова и добавляет одно свое. Далее каждому последующему участ- нику необходимо произнести все слова, сказанные до него в порядке их по- явления, и добавить к ним свое. Таким образом, количество слов увеличива- ется с каждым участником, разрастаясь как «снежный ком». Если участник ошибся, то группа помогает ему, напоминая пропущенное слово или пере- ставляя перепутанные слова. Процедура заканчивается, когда три участника
    71
    Идея предложена Г. H.Марасановым [33].
    134
    подряд не смогли воспроизвести слова без помощи группы. После этого под- считывается, из скольких слов удалось «скатать» ком группе.
    Комментарии
    Во время обсуждения участники описывают свои способы запоминания последовательности слов. Кто-то пытается зазубрить слова механически.
    Кто-то связывает слова с их авторами или «развешивает» их по комнате.
    Часть участников пытается связать их логикой или объединить в рассказ.
    Обсуждение направлено на «вскрытие» имеющихся способов запоми- нания у различных людей, и каждый участник мысленно так или иначе
    «примеряет» иные способы. Поэтому ведущему следует останавливать лю- бые попытки оценивать их эффективность. Каждый сможет это сделать са- мостоятельно.
    После обсуждения упражнение полезно сделать еще раз, предложив участникам попробовать иные способы запоминания. По окончании снова подсчитывается, из скольких слов удалось «скатать ком» группе, и проводит- ся обсуждение.
    Внимание!
    В процессе выполнения упражнения очень важно создать в группе ат- мосферу, исключающую конкуренцию и критические замечания в отноше- нии других участников и их способов запоминания Участникам необходимо объяснить, что нет правильных или неправильных способов, важно то, на- сколько тот или иной способ эффективно работает у конкретного человека.
    Только в случае, когда участники тренинга работают на поддержку друг дру- га, начинают творчески пробовать иные способы и проверять их эффектив- ность.
    17.2. «СКУЛЬПТОР»
    Описание процедуры
    Выбирается доброволец, который выходит за дверь. Определяются же- лающие побыть немного в роли «материала» для работы скульптора. (Для первого раза достаточно 3—4 человек.)
    Остальные участники — скульпторы. Их задача: быстро «слепить» скульптурную композицию из участников, исполняющих роль материала.
    Скульпторы сообща расставляют и придают определенные позы участникам
    — материалу, которые должны сохранять эти позы.
    Когда композиция готова, ведущий приглашает участника, ожидающе- го за дверью. Ему предлагается внимательно посмотреть на композицию
    (примерно 5-10 секунд) и еще раз выйти за дверь. После этого скульптурная композиция разрушается, ведущий «перемешивает» всех участников.
    Задача участника после приглашения — восстановить по памяти всю композицию как можно точнее, выбрав тех же участников и восстановив все детали, в том числе одежды (расстегнутые — застегнутые пуговицы и т. п.).
    Вся группа при этом выполняет роль материала. После того как он закончил, группа оценивает точность копии и находит отличия. Как правило, участники очень хорошо запоминают первоначальные позы и их можно попросить
    135
    встать так же, как они стояли в оригинальной композиции, для того чтобы заметить отличие.
    Далее за дверь выходит следующий доброволец.
    Комментарии
    Обычно в процессе развития упражнения участники сами усложняют процедуру, делая более сложную композицию, увеличивая число входящих в нее участников и даже частично переодеваясь после разрушения оригиналь- ной скульптуры.
    17.3. «ФОТОРОБОТ»
    Описание процедуры
    Выбирается доброволец, который садится на отдельный стул в дальней части комнаты или за что-нибудь прячется. Важно, чтобы остальные участ- ники не могли его видеть, но он мог бы слышать то, что о нем говорят. Ве- дущий рассаживает группу таким образом, чтобы они сидели спиной к этому участнику. Задача группы — описать, как выглядит этот человек. При этом ведущий, как фиксирующий информацию, просит вспомнить все детали его одежды, цвет глаз, цвет волос и т. п. Если возникают спорные версии, следу- ет фиксировать их все. Ведущий может стимулировать группу, задавая во- просы: «Это все, что на нем одето, или есть еще что-то, кроме свитера?», «У его волос есть цвет?» и т. п. При этом ведущему следует принимать от груп- пы только описания, а не интерпретации, останавливая их при необходимо- сти.
    По окончании составления фоторобота участник возвращается в груп- пу. Ему зачитывается составленное группой описание и проверяется его пра- вильность.
    После этого дается слово описываемому участнику, чтобы он поделил- ся впечатлениями, рассказал о мыслях и чувствах, которые у него возникали, пока он прятался или ожидал в дальней части комнаты. Именно для этого он и оставался в комнате, а не выходил за дверь.
    Комментарии
    В процессе ответного слова некоторые участники говорят, что испыты- вали удивление в связи с тем, что группа заметила детали, которым он сам не придавал значения.
    Второй раз проводить упражнение в том же виде оказывается менее эффективным. Обычно, предвосхищая второе действие, участники внима- тельно рассматривают друг друга. Можно обратить внимание группы на это.
    Можно повторить упражнение, но несколько изменив инструкцию.
    Выбирается другой участник. Ему лучше тоже выйти из круга, чтобы не смущать участников. Задача группы — восстановить в деталях, что делал данный человек сразу, как пришел на занятие, но еще до того, как занятие началось. Как вошел? Что сказал? Куда прошел? Что сделал? Где встал или сел? С кем говорил? О чем говорил? Что при этом делал? И т. п., но как мож- но более подробнее. Можно ограничиться 10 минутами и назвать упражне-
    136
    ние «10 минут из жизни человека». Ведь прошли 10 минут жизни. Они бы- ли чем-то наполнены.
    По возвращении участника в круг ему зачитывается описание десяти минут его жизни и предоставляется возможность исправить неточности.
    17.4. «ОПИШИ ПАРТНЕРА»
    72
    Данное упражнение можно использовать как дополнение предыдущего или как самостоятельное.
    Описание процедуры
    Упражнение выполняется в парах и состоит из двух частей. После объ- единения участников в пары, им предлагается выполнить упражнение со- гласно инструкции ведущего.
    Часть 1 (разминочная)
    Инструкция
    Внимательно посмотрите на вашего партнера в паре и постарайтесь за- метить как можно больше визуальной информации о нем (достаточно 30 с).
    Возьмите тетради и ручки и сядьте так, чтобы вы не видели своего партнера (лучше спина к спине).
    Сейчас я буду задавать вам вопросы, касающиеся вашего партнера. Вам необходимо записывать ответы в порядке предъявления вопросов.
    • Какого цвета волосы у вашего партнера?
    • Какого цвета глаза у вашего партнера?
    • Есть ли на лице у вашего партнера родинки, и если есть, то где они находятся?
    • Какого цвета брови у вашего партнера?
    • Есть ли на лице вашего партнера какие-нибудь ямочки или морщин- ки, и если есть, то где они находятся?
    По окончании участникам предлагается развернуться лицом к партнеру и каждому по очереди зачитать ответы и проверить их правильность.
    Часть 2 (основная)
    Инструкция
    Еще раз внимательно посмотрите на вашего партнера.
    Сядьте так, чтобы вы не видели своего партнера.
    Сейчас я буду продолжать задавать вам вопросы, касающиеся вашего партнера. Ваша задача — записывать ответы в порядке предъявления вопро- сов.
    • Есть ли часы у вашего партнера? Если есть, то вспомните и опишите, какие они. Как они называются? Какой они формы? Какого цвета циферблат?
    Какого цвета ремешок? Из какого материала сделан ремешок? и т. п.
    • Опишите, какая обувь на вашем партнере? (Туфли? Тапочки? Или, быть может, ласты?!) Какого цвета эта обувь? Есть ли шнурки или ремешки?
    Если есть, опишите, какие они?
    72
    Идея предложена С. И. Макшановым, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38].
    137

    • Есть ли пуговицы у вашего партнера? Если есть, то сколько их и где они находятся? Опишите, какой они формы и какого цвета?
    • Есть ли у вашего партнера какие -либо украшения? Если есть, то опишите, какие они и где находятся?
    • Какого цвета носки у вашего партнера? Удивительно, но некоторые участники даже описывают цвет и ширину полосок на носках. Обычно это девушки, но партнер у них, как правило, юноша.
    • Какой ручкой пишет сейчас ваш партнер? Опишите ее.
    После окончания участникам предлагается снова развернуться лицом к партнеру и зачитать написанные ответы.
    Комментарии
    Нередко участник указывает на наличие какой-то вещи, например ча- сов, которой нет у его партнера. В одних случаях оказывается, что у него есть такие часы, но сегодня он их не надел. В других случаях можно поискать по- добные часы у других участников группы, и очень часто они у кого-то нахо- дятся.
    На этих примерах можно выйти на обсуждение того, что нередко мы приписываем другому человеку те качества, которых у него нет, так как он уже изменился. Более того, нередко мы приписываем человеку качества, ко- торых у него никогда и не было, перенося их на него с другого человека...
    17.5. «ГДЕ Я?»
    73
    Описание процедуры
    Ведущий предлагает группе закрыть глаза и по очереди (по кругу) на- зывает имя участника и задает каждому из них по вопросу, касающемуся пребывания здесь и сейчас.
    Участник, которому был задан вопрос, отвечает на него вслух. Осталь- ные участники, каждый про себя, отмечают неточности ответа. Позже, в про- цессе обсуждения упражнения, у всех будет возможность высказаться. Во- просы могут быть следующими:
    • Сколько человек находится в этой комнате?
    • Сколько окон в этой комнате?
    • Сколько ламп в этой комнате?
    • Какая дверная ручка на входной двери? (Описать)
    • Какого цвета стены (обои) в комнате?
    • В чем одет сосед справа?
    • Какая обувь у соседа слева?
    • И т. п.
    Вопросы могут касаться участников, их одежды, особенностей комна- ты, предметов, находящихся в комнате, и др.
    Во время обсуждения ведущий еще раз по порядку зачитывает задан- ные ранее вопросы, давая каждому участнику возможность дополнить свой ответ и устранить неточности.
    73
    Идея предложена А. Г. Лидерсом [28].
    138

    17.6. «ТЫ ЕГО УЗНАЕШЬ?»
    Описание процедуры
    Выбирается доброволец, который выходит за круг и встает спиной к группе. Второй доброволец описывает внешний облик любого человека, си- дящего в круге. Все описания он должен давать ПРО ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА (у этого человека, на этом человеке... и т. п.). Для усложнения процедуры мож- но запретить описания, раскрывающие пол человека. Это более чем вдвое уменьшит сообщаемую информацию. Нельзя будет говорить о юбке или брюках, о длине волос, большинстве украшений и т. п.
    Задача участника за кругом — угадать, кого ему описывают. (В услож- ненном варианте он не может задавать вопросы.)
    Если у угадывающего участника появилась версия, в которой он уве- рен, он называет имя. В случае его успеха группа аплодирует, и за круг вы- ходит следующий. Если участник не угадал, то группа ему описывает психо- логические и социальные качества угадываемого человека до тех пор, пока он не угадает его имя.
    Комментарии
    В процессе обсуждения полезно предложить участникам поделиться возникающими в процессе выполнения упражнения трудностями. Обычно они касаются того, что отгадывающий участник не может сам запросить нужную ему информацию. Соответственно трудности описывающего участ- ника чаще заключаются в том, что он готов помочь, но не знает, какая допол- нительная информация нужна.
    17.7. «ПРИЗНАК ОТЛИЧИЯ»
    74
    Описание процедуры
    Выбирается доброволец, который выходит за дверь. Участникам пред- лагается разделиться на две группы по какому-либо заметному признаку.
    Первоначально можно помочь группе, предложив разделиться по про- стому внешнему признаку: например, справа садятся участники со светлыми волосами, а слева — с темными. Или по одежде: справа сидят участники в брюках, слева — в юбках.
    После того как группа разделилась на две части, приглашается участ- ник, который все это время нетерпеливо ожидал за дверью, и ему предлагает- ся определить, по какому признаку они различаются. Если участник долгое время не может справиться с заданием, то группа может ему помочь наводя- щими вопросами и фразами. После того как участник угадал признак разде- ления группы, за дверь выходит следующий кандидат.
    Комментарии
    По мере развития упражнения группа постепенно переходит от про- стых внешних отличий к более индивидуальным: интересы, хобби, черты ха- рактера и т. п.
    74
    Идея предложена С. И. Макшановым, Н. Е. Хрящевой и Е. В. Сидоренко [38].
    139

    17.8. «СЫЩИКИ»
    Описание процедуры
    Упражнение выполняется в круге. Изготавливаются карточки с имена- ми всех участников. Каждый участник вытягивает одну из них, не показывая никому. Если ему досталась карточка с его именем, то он возвращает ее об- ратно и берет другую.
    Задачи для всех участников:
    • Скрытно наблюдать за участником, имя которого он «вытянул», для того чтобы определить, за кем наблюдает этот участник. При этом не рас- крыть себя.
    • Определить, кто наблюдает за ним. Необходимое время 5—10 минут.
    Ведущий в течение этого времени может рассказывать про важность развития собственной наблюдательности. Или про то, что на каждом этапе жизни всегда кто-то наблюдает за человеком: будь то его родители, его со- весть или бог.
    По окончании процедуры каждый участник по кругу говорит свое предположение о том, кто следил за ним и как он узнал об этом. После того как круг завершился, каждый участник по кругу «раскрывается», показы'вая карточку с именем того, за кем он следил, и высказывает свое пред- положение о том, за кем, по его мнению, следил его подопечный.
    Можно оценить каждого участника в баллах, при этом баллы начисля- ются тем:
    • кто смог выполнить первую задачу, но при этом раскрылся — 1 балл;
    • кто смог выполнить первую задачу и не раскрылся сам — 2 балла;
    • кто смог раскрыть сыщика, следившего за ним, — 1 балл.
    После этого можно провести обсуждение в группе, какую задачу было проще выполнять, какую сложнее и кто что чувствовал.
    Б. Упражнения для развития мышления
    75
    17.9. «СИТУАЦИЯ»
    Описание процедуры
    Группа делится на подгруппы (до пяти человек каждая). Ведущий предлагает ситуацию, например: «Он проснулся ночью и заметил какое-то
    существо в углу комнаты».
    Задача каждой подгруппы: в течение 15 минут написать как можно больше версий, объясняющих данную ситуацию, или то, что это за существо.
    Версии могут быть любыми, даже самыми фантастическими.
    По окончании заданного времени каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает та подгруппа, которая написала большее количество вер- сий.
    75
    В главе 18 предложен ряд занимательных задач, которые вы также можете использовать и в тренинге раз- вития гибкости мышления
    140

    После этого ведущий предлагает каждой подгруппе рассказать, как они придумывали версии, и организует короткое обсуждение.
    Затем группе в составе тех же подгрупп предлагается следующая си- туация, например: «Вернувшись из магазина, он обнаружил, что дверь его
    квартиры распахнута. Хотя дома никого не было и ключ он никому не да-
    вал».
    Участникам также дается 15 минут, по окончании зачитываются вер- сии.
    Если какая-то подгруппа стабильно показывает низкий результат по отношению к другим, то можно поменять состав подгрупп.
    17.10. «ПРИЗНАКИ»
    Описание процедуры
    Группа делится на несколько команд. Ведущим задается два или более признака. Например:
    1) инструмент,
    2) с отверстиями.
    Задача каждой команды — придумать как можно больше предметов, одновременно обладающих данными признаками. Время выполнения 5—10 минут.
    По окончании каждая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает команда, предложившая их большее количество.
    17.11. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
    Описание процедуры
    Упражнения выполняются в подгруппах. Время выполнения — 10—15 минут. Предлагается три не связанных друг с другом слова. Задача каждой подгруппы — составить как можно больше предложений, каждое из которых должно включать эти три слова одновременно. По окончании времени каж- дая подгруппа зачитывает свои версии. Побеждает подгруппа, написавшая большее количество версий.
    Упражнения-головоломки
    76
    Данные упражнения относятся к разряду задач-головоломок, предна- значенных для поиска совместного решения. Их лучше выполнять в малых группах (до 5 человек). Большие группы следует разделить на несколько ко- манд.
    Ведущий описывает ситуацию и предлагает участникам совместно ис- кать решение. При этом участники группы могут в произвольной форме предлагать свои варианты решения и задавать вопросы ведущему, на которые он может отвечать только «да» или «нет».
    17.12. «АДАМ И ЕВА»
    76
    Ответы Приводятся в конце данной части.
    141

    Описание процедуры
    Ведущий предлагает ситуацию: «Адам уронил предмет, и Ева умерла».
    Вопросы командам:
    Какой предмет уронил Адам?
    • Почему умерла Ева?
    Команды по очереди задают ведущему вопросы, на которые ведущий отвечает «да» или «нет».
    Выигрывает команда, которая ответит на поставленные условием во- просы.
    17.13. «КРЕПОСТНЫЕ ВОРОТА»
    Описание ситуации
    Давным-давно жили два принца. Они родились близнецами и постоян- но стремились превзойти один другого. Их отец Король делал все, чтобы они жили дружно, не соперничали и поддерживали друг друга. Он сулил им на- грады и грозил им карами, но ничто не было столь близко сердцу каждого принца, как возможность взять верх над другим. Всю жизнь Король стремил- ся примирить их, но ничего не мог поделать с их стремлением к соперниче- ству. И когда уже подошло ему время умирать, он придумал план. В своем завещании он повелел, чтобы сыновья доехали верхом до края королевства, благо оно было не очень большим, и вернулись назад в королевский замок.
    Тот из них, чья ЛОШАДЬ войдет в ворота замка ВТОРОЙ, унаследует все королевство. При этом они могли спешиться за все это время только один раз, чтобы отдохнуть и напоить лошадей. И принцы отправились в путь. Ка- ждый из них старался ехать медленнее другого. После двух дней и двух но- чей, в течение которых они всячески замедляли ход, принцы и их лошади, выбившись из сил, доехали до края королевства. В крайней усталости они ос- тановились на ночь в придорожном трактире. На следующее утро трактир- щик разбудил их обоих, чтобы они продолжили свой путь. Когда они собра- лись в дорогу, один из братьев шепнул что-то другому на ухо. И тогда они оба рассмеялись, вскочили в седла и со всей скоростью пустились к замку.
    Вопрос
    Что один из братьев прошептал другому на ухо?
    17.14. «ПРИНЦЕССА И КРЕСТЬЯНИН»
    Описание ситуации
    Крестьянин и принцесса полюбили друг друга, и крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отру- бить крестьянину голову за дерзость.
    Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию.
    Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карточек и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карточке будет написано «Свадьба», а на другой «Смерть». Если он откажется, то ум- рет. Однако король смошенничал: он написал на обеих карточках «Смерть» и
    142
    положил в ящик. Королева заметила это и поспешила рассказать об этом принцессе, чтобы та сумела предупредить своего возлюбленного о неразре- шимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул кар- точку, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.
    Вопрос
    Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым коро- лем?
    17.15. «КОМАНДИРОВАННЫЙ»
    Описание ситуации
    Человек приехал в командировку в другой город и поселился в гости- нице. Устав после трудного дня, он поужинал и лег спать. Посреди ночи он внезапно включает свет, встает с постели, разыскивает телефонную книгу и, найдя в ней какой-то номер, набирает его. Однако, дождавшись, когда на другом конце провода поднимут трубку, он тут же кладет свою и, довольный, ложится спать.
    Вопрос
    Кому и почему он звонил?
    17.16. «ЧЕЛОВЕК И ТОЛПА»
    Описание ситуации
    Ненастный осенний день. Идет небольшой дождь. Возле ворот стоит человек. Навстречу к нему бежит толпа людей. Вдруг человек падает.
    Вопросы
    Что за толпа людей бежала навстречу ?
    Почему он упал?
    В. Упражнения для развития внимания
    17.17. «МУХА»
    77
    Достаточно известное упражнение, хорошо тренирующее образное мышление и способность концентрировать внимание. Здесь предлагается два его варианта: простой — на плоскости и более сложный — объемный.
    Вариант 1 (на плоскости)
    Описание процедуры
    Участникам предлагается представить себе листок бумаги, разлинован- ный на девять клеточек (то есть квадрат три на три клеточки) и вообразить муху, сидящую в самой средней клетке. Это не простая муха, а «дрессиро- ванная», которая может перемещаться, послушно выполняя отданные ей ко- манды. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо»,
    «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку.
    77
    Идея предложена Цзеном Н. В. и Пахомовым Ю.В. [59].
    143

    Команды подаются участниками по очереди. Иными словами, каждый участ- ник во время своего хода перемещает воображаемую муху в одну из сосед- них клеток, давая вслух команду, например «вверх». Следующий за ним уча- стник перемещает муху дальше, по своему желанию, например: «вправо», и передает ход следующему. При этом муху нельзя двигать обратно, чтобы ис- ключить челночные движения, например: если предыдущий игрок дал ко- манду: «вниз», то следующему нельзя давать команду «вверх», возвращая ее обратно. Ведущий (или один из участников) контролирует все перемещения мухи на реальном листке бумаги, реальным карандашом. Так как муха для всех одна, а управляют ею все, то главная задача участников — мысленно следить за всеми перемещениями мухи и не допускать ее выхода за пределы игрового поля. Если это произошло, то ведущий заявляет: «Муха улетела»,
    — и игрок, допустивший ошибку, выбывает из игры. По команде «Муха в центре» игра возобновляется без выбывшего участника.
    Вариант 2 (объемный)
    78
    Описание процедуры
    По процедуре данный вариант мало чем отличается от предыдущего, за исключением того, что в данном случае участникам предлагается предста- вить не плоскость 3 на 3 клетки, а куб, состоящий из 27 маленьких кубиков
    (нечто вроде прозрачного кубика Рубика с дрессированной мухой внутри).
    То есть предыдущая плоскость 3 на 3 клеточки является в данном кубе толь- ко одним из трех слоев. Наша муха в данном случае первоначально сидит в центре куба. Соответственно к первоначальным командам «вверх», «вниз»,
    «вправо» и «влево» добавляются еще две команды «вперед» и «назад».
    По окончании упражнения следует обсудить затруднения участников и обменяться выработанными техниками сосредоточения и переключения вни- мания.
    17.18. «СЧИТАЛКА»
    Описание процедуры
    Упражнение выполняется в круге. Участникам предлагается поиграть в считалку. Но не в простую, а в особенную. Первый участник называет число
    «один», сидящий слева от него участник называет число «два», затем сле- дующий за ним по кругу (по часовой стрелке) говорит «три» и так далее.
    Особенность заключается в следующем: участнику, которому предстоит на- звать число, кратное «4» или содержащее в себе цифру «4» (например, 4,
    8,12, 14, 16 и т. д.), необходимо хлопнуть в ладоши и тем самым пропустить ход. Данное число называет следующий за ним человек. Если кто-то ошиба- ется, то он выбывает из игры, но остается сидеть на своем месте, пропуская ходы.
    Комментарии
    Можно усложнить условие, добавив в процессе выполнения упражне- ния дополнительную кратность, например «3». В результате хлопать должны
    78
    Идея предложена В. Ю. Большаковым [2].
    144
    участники, на кого выпадают числа: 3, 4, 6, 8, 9, 12 и т. д. При данном испол- нении участники выбывают гораздо быстрее.
    17.19. «ЧУЖИЕ КОЛЕНКИ»
    79
    Описание процедуры
    Упражнение выполняется в круге. Каждый участник кладет свою пра- вую руку на левое колено соседа справа, а левую руку на правое колено сосе- да слева. Таким образом, все руки участников лежат на чьих то коленях та- ким образом, что на коленях каждого из них лежат чьи-то руки.
    Задача участников — хлопать по коленкам соседа таким образом, что- бы в целом по кругу руки хлопали по коленкам последовательно, не обгоняя друг друга. Получается бегущая волна хлопков по кругу. При кажущейся простоте участники сразу начинают сбиваться. Сложность заключается в том, что им необходимо следить за тем, когда очередь дойдет до их руки, а не до их коленки. Участник, который ошибся, убирает свою проштрафившуюся руку. После того как и вторая его рука ошибется, участник выбывает из игры вместе со стулом. Круг сжимается, и упражнение продолжается.
    Через некоторое время упражнение можно усложнить, предоставив право каждому участнику менять направление движения хлопков. Для этого ему необходимо в момент, когда до его руки доходит очередь, быстро хлоп- нуть ею по коленке дважды. После этого волна должна пойти в обратную сторону.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта