Главная страница
Навигация по странице:

  • 9.2. КОММУНИКАТИВНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ 47

  • 9.3. ПОЗА И ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА

  • Глава 10 ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ

  • 10.1. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИ- ЕМ

  • Обращение к актуальным проблемам и событиям

  • Обращение к авторитетным источникам

  • 10.2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОПРОСОВ

  • Двойные направляющие вопросы

  • Вопросы, направленные на проверку компетентности

  • Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний

  • 10.3. ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ

  • Не заканчивайте предложение вместо другого человека

  • Задавайте вопросы на понимание

  • Напутствие начинающему тренеру

  • УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ И МЕТАФОРЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТРЕНИНГЕ

  • психотренинг. психотренинги. Психологический тренинг


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеПсихологический тренинг
    Анкорпсихотренинг
    Дата10.04.2023
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлапсихотренинги.pdf
    ТипДокументы
    #1051487
    страница8 из 15
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15
    Глава 9
    НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
    Про невербальную коммуникацию напи-
    сано много книг. Их нельзя читать не-
    критично. Но нельзя и не читать.
    Наблюдения автора
    9.1. О МЕЛОЧАХ
    Жизнь во многом состоит из мелочей. Каждое действие можно разло- жить на отдельные составляющие (кирпичики), каждый из которых придает ему свой особый эмоциональный смысл, особенное понимание. Рассмотрим такой пример. Встретились два человека, пожали друг другу руки и пошли дальше. Что может быть проще? Но остается вопрос КАК? КАК ИМЕННО это произошло? Кто подал руку первым? Когда подал руку: когда они порав- нялись — или протянул, когда оставалось еще несколько шагов? Как именно подал руку для приветствия человек: вытянул ее вперед или держал близко к себе? Как ее держал: вверх ладонью, вниз или ребром? Как пожал руку: твер- до и уверенно или слабо и безразлично? Произнес ли при этом что-нибудь, и если да, то что? Куда при этом смотрел: в глаза, на одежду, в сторону — или во время рукопожатия он уже мысленно шел дальше? Кто первым закончил рукопожатие? Если рассмотреть более детально, то можно обнаружить еще ряд особенностей.
    Все это мелочи. Но именно они придают определенный смысл проис- ходящему. Если их удалить, то останется только одно — встретились два че- ловека, пожали друг другу руки и пошли дальше.
    Или другая ситуация. Человек стучит в дверь и заходит, например, в кабинет к начальнику
    46
    . Как именно он это сделал? Была ли пауза после того, как человек остановился у двери, и до того, как постучал в нее? Что он делал в эту паузу? Как именно он постучал в дверь: твердо и уверенно или осто- рожно, как бы извиняясь? Постучал костяшками всех пальцев или одного?
    Сделал ли паузу между стуком и открыванием двери? Насколько при этом
    46
    Пример из книги Леонида Кроля и Елены Михайловой «Человек-оркестр»[28].
    85
    приоткрыл дверь? Сделав это, спросил ли разрешения войти? Если спросил, то в какой момент, когда уже вошел полностью или только просунув голову?
    Какими словами спросил разрешения войти? Если держал в руке документы, то как именно: внес впереди себя, держал позади, как бы пряча за спиной, или внес, зажав под мышкой?
    Понятно, что каждый человек сделает описанное выше по-разному. В этом будет проявляться его индивидуальность, а главное, его отношение к данному действию. Именно эти мелочи могут помочь вам понять человека и его ситуацию, если, конечно, вы умеете их замечать.
    Руки, ноги и голова
    Когда ребенок рисует человека, он неизменно выделяет голову, тело, руки и ноги какого основные составляющие. В общении участвуют все эти части. Если голова вашего партнера вам что-то говорит, это не значит, что все остальное тело при этом молчит. И руки при этом пытаются что-то объ- яснить. И ноги что-то добавляют, особенно если человек сидит и они свобод- ны от своих прямых обязанностей. Даже если голова ничего не говорит, то все остальные части тела всегда рады пообщаться. Как предупреждал Зиг- мунд Фрейд: «Ибо имеющий глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может убедиться: ни один смертный не способен сохранить ничего в секрете.
    Если запечатаны его уста, проболтаются кончики пальцев, и измена просо- чится даже хоть сквозь малейшие поры его тела».
    Человек есть человек, с головы до пят.
    Вы поговорили с человеком.
    Вы поняли, что он вам говорил?
    А вы поняли, что именно при этом вам объясняли его руки? А что именно хотели добавить его ноги? Если вы — это только ваша голова, то, возможно, рук и ног вашего партнера вы также не заметили, но ваше подсоз- нание заметило. Подсознание человека, как правило, безошибочно считывает невербальные сообщения собеседника. И хотя люди обычно воспринимают подобные невербальные сообщения лишь как смутные впечатления, источ- ник которого они определить затрудняются, тем не менее чаще склонны им доверять [24].
    А вы заметили, что ВАШИ руки и ваши ноги при этом тоже не молча- ли? Они тоже успели что-то рассказать о ВАС вашему собеседнику!
    От подобной утечки информации и вы никогда не застрахованы. Кон- троль человека над своим телом снижается сверху вниз. Он может более кон- тролировать речь, менее — выражение лица, еще менее — наклоны и кива- ние головы. Более-менее может контролировать свои руки. Хотя бы потому, что он чаще их видит! Ну а все то, что ниже, — корпус, ноги, для некоторых людей во время общения может вообще не существовать.
    9.2. КОММУНИКАТИВНАЯ КОНГРУЭНТНОСТЬ
    47
    47
    В математике под конгруэнтностью понимается: схожесть, подобие фигур.
    86

    Человеку иногда свойственно говорить не совсем то, что он хотел бы сказать в данном случае. И свое несогласие с произносимыми им словами он так или иначе отражает в характеристике речи и передает невербально. Ком- муникативная конгруэнтность отражает соответствие вербального сообщения человека его действительным желаниям, ценностям и убеждениям и проявля- ется в том, насколько его слова, интонация, положение тела, жесты и мимика соответствуют друг другу.
    Например, участник говорит: «Я готов поговорить об этом». При этом откидывается на спинку стула, смотрит в сторону, кладет ногу на ногу и складывает руки на груди. В этом сообщении участник хотя и дал вербальное согласие, но также сообщил, что он не совсем согласен со своим утвержде- нием. Что разговор не будет ему приятен, что он насторожен и закрыт, что обсуждение данной темы в настоящий момент будет нежелательно.
    Или человек сообщает, что у него все хорошо, но при этом говорит это дрожащим голосом и со слезами на глазах...
    Подсознание человека очень точно замечает несоответствие смысла слов собеседника тому, как были произнесены эти слова (интонация, темп, громкость и др.) и какое невербальное сопровождение они имели (поза, жес- ты, мимика и др.). И хотя сознание при этом главным образом обращено на смысл слов, подсознание может вынести свой вердикт — не верю. В резуль- тате человек испытывает противоречивые чувства, не зная, какому из сооб- щений верить (вербальному или невербальному), что приводит к замеша- тельству и дискомфорту. В подобных ситуациях больше доверяйте информа- ции, передаваемой телом собеседника, это более надежный источник инфор- мации.
    Ведущему тренинг для того, чтобы более точно ориентироваться в си- туации, необходимо уметь замечать и понимать невербальные сообщения как исходящие от участников группы, так и контролировать те, которые он по- сылает им. И не путайте конгруэнтность и честность. Это не одно и то же.
    9.3. ПОЗА И ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
    Поза и изменение положения тела человека содержат очень много ин- формации. В них так или иначе отражено его психическое состояние. Частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость выдают внутреннее беспокойст- во, напряженность. Сидение на кончике стула может означать либо желание уйти, либо готовность к действию в создавшейся ситуации, либо стремление унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подклю- читься к разговору. Положение тела показывает действительное отношение к происходящему. Наклон туловища к собеседнику показывает внимание и расположение, в отличие от отстранения. Обратите внимание на то, как сидит человек, которому приятно общение, который чувствует себя спокойно и комфортно. Он сидит удобно, посадка глубокая, ноги расслаблены, все его тело показывает, что ему это нравится и что он настроен на продолжение бе- седы. Но если в какой-то момент для этого человека беседа станет неприят-
    87
    ной и раппорт разрушится, то сразу поднимется центр тяжести его тела, че- ловек вытянется вверх, как будто он уже перестал доверять стулу, на котором сидит. Он подтянет ближе к себе ноги, скорее всего, постарается опереться на что-то руками: или о крышку стола (если он сидит за столом), или на соб- ственные колени, всем своим телом сообщая, что он вот-вот готов встать и уйти. И даже если при этом человек будет убеждать вас в том, что ему при- ятно продолжать общение, его тело уже сообщило вам истинное отношение человека к происходящему
    Особо стоит отметить открытые и закрытые позиции участников как показатель их эмоциональной вовлеченности.
    Открытые позиции — проявляются в нескрещенных и незамкнутых позициях рук и ног, открытых ладонях, наклоне корпуса тела к собеседнику.
    Они свидетельствуют о психологической открытости, искренности и жела- нии продолжать общение.
    Закрытые позиции — проявляются в «барьерах» в виде скрещенных рук и ног, отстранении или отвороте корпуса от собеседника. Они говорят о психологической закрытости, стремлении отгородится от ситуации. Сжатые в кулаки ладони усиливают позицию.
    9.4. ЖЕСТЫ
    Жесты наиболее уместны, когда они служат подкреплением и усилени- ем ваших слов. Достаточно сложно объяснить дорогу человеку, не используя жестов, показывающих направление. Процесс подкрепления и усиления слов жестами добавляет наглядности рассказу и может быть своеобразной формой визуальной поддержки. Руки — наиболее «общительная» часть тела после языка. Как уже было сказано выше, руки постоянно стремятся что-то доба- вить к сказанному. «Что мне делать со своими руками?» — один из сложных вопросов, которые задают себе многие коммуникаторы. Ведущему следует контролировать свои жесты и по возможности отказаться от засоряющих общение ненужных жестов. К числу последних можно отнести.
    Первбирание мелких предметов. Часто можно заметить, как человек вертит в руках ручку, крутит кольцо, пуговицу или браслет от часов. Подоб- ные жесты могут расцениваться аудиторией как нервозность и неуверенность руководителя группы.
    «Заламывание» рук. Подобные жесты часто воспринимаются аудитори- ей как мольба о снисходительности (чем оно часто и является).
    Собирание с одежды ворсинок. Подобные жесты часто выдают не- одобрение человеком происходящего. Собирание ворсинок, в том числе не- существующих, является признаком того, что человеку не нравится то, что происходит, и то, о чем говорится в настоящий момент в группе.
    Прихорашивание. Нет ничего неестественного в том, чтобы поправить галстук или прическу. Однако постоянные прихорашивания могут вызывать раздражение.
    88

    Поглаживания. Различные поглаживания относятся к числу ус- покаивающих жестов и направлены на организацию самоподдержки, что од- нозначно интерпретируется группой.
    9.5. ВЗГЛЯД
    Зрительный контакт является важным элементом коммуникации. По- средством зрительного контакта вы можете управлять коммуникацией в группе. Если вы смотрите в глаза человеку и при этом что-то говорите, то этот человек воспринимает вашу информацию как адресованную именно ему. Если вы задаете вопрос и смотрите при этом куда-то в сторону, то и че- ловек воспринимает ваш вопрос как обращенный в сторону, соответственно ему гораздо проще проигнорировать ваши слова. Следует отметить, что че- ловек инстинктивно избегает контакта глазами в случае, если он хочет скрыть свои переживания. Постоянно ускользающий взгляд ведущего может восприниматься группой как скрытность и недостаток доверия, что разруша- ет раппорт. В то же время неоправданно продолжительный взгляд может восприниматься участником как чрезмерное проявление внимания к нему или как вызов. Продолжительное отведение взгляда участника в процессе бе- седы на окружающие предметы или в потолок может означать разрушение раппорта, падение его интереса к беседе и происходящему.
    В литературе выделяются следующие особенности взгляда на собесед- ника.
    - Деловой взгляд — направлен на треугольник, образованный глазами собеседника и его ртом. Свидетельствует об официальных, формальных от- ношениях.
    - Дружеский взгляд — глаза движутся внутри треугольника, образо- ванного глазами собеседника и центром его груди. Свидетельствует о неофи- циальных взаимоотношениях, об определенной сердечной близости.
    - Интимный взгляд — скользит от глаз вниз по телу и обратно. Смысл очевиден.
    - Взгляд искоса:
    • в сочетании с улыбкой — заинтересованность;
    • в сочетании с опущенными бровями — враждебность.
    - «Сверлящий» взгляд неподвижным взором в середину лба собеседни- ка может означать недоброжелательность или враждебность.
    Глава 10
    ПРИКЛАДНЫЕ ЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ
    В этом разделе представлены дополнительные знания и техники, кото- рые также могут быть полезны ведущему тренинг.
    10.1. ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ВНИМАНИ-
    ЕМ
    89

    Для успешной работы участников в тренинге необходимо настроить их на правильное восприятие информации, пробудить интерес к теме разговора и к происходящим в группе событиям, сформировать готовность к понима- нию и анализу приобретаемого и имеющегося опыта. Для этого ведущему необходимо владеть приемами активизации и управления вниманием челове- ка. Под активизацией внимания понимается пробуждение активности вос- приятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств за счет возбуждения ранее образованных систем временных связей (ассоциаций)
    48
    Обращение по имени
    Это самый простой прием активизации и привлечения внимания. Имя человека неотъемлемо связано с самоотождествлением. Внимание практиче- ски любого человека активизируется в момент, когда он слышит свое имя.
    Чаще обращайтесь к участникам по имени и вообще произносите их имена.
    Обезличенное общение однозначно воспринимается членами группы как от- сутствие интереса к ним. Но обратиться к человеку, это не значит просто произнести его имя, а направить на него свой взгляд и слова. Вы можете быть уверены, что человек будет внимательно вас слушать в течение опреде- ленного времени только потому, что вы назвали его имя и смотрите на него.
    Интенсивность активизации внимания данным способом очень высока, но без дополнительного подкрепления не очень долговременна.
    Неожиданный поворот
    К числу причин, активизирующих внимание человека, относится как новизна раздражителя, так и резкое изменение его интенсивности. При этом большее значение имеет не столько абсолютная, сколько ее относительная интенсивность. Суть приема заключается в неожидаемом изменении раздра- жителя, или смене деятельности. Вы можете изменить параметры вашего го- лоса, увеличив или уменьшив его громкость. Или вообще на время прервите ваш монолог. Подобная пауза привлечет внимание участников «Куда пропал этот усыпляющий голос?!» Также можно изменить характер действия, на- пример задать несколько адресных вопросов. Адресное предъявление вопро- сов, когда участники не знают, кому следующему и какой вопрос будет за- дан, хорошо активизирует внимание группы. При этом важно правильно за- дать нужный вопрос (практика использования вопросов описана далее).
    Обращение к актуальным проблемам и событиям
    У каждого человека есть актуальные для него проблемы и события. У различных людей они могут отличаться, но в каждой группе, как большой, так и малой, есть некоторая совокупность общих проблем, которые для них небезразличны. Обращение к данным проблемам и событиям активизирует внимание участников. Источником непроизвольного внимания в данном приеме является значимость информации в данный момент.
    Обращение к авторитетным источникам
    48
    Вахиина В. В.. Дебольский М. Г., Дулов А. В. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии: Методическое пособие —
    М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000.
    90

    Способ заключается в обращении к авторитетным источникам, цитиро- вании известных людей, глубоких мыслей. Успех приема зависит от новизны информации, глубины высказанной мысли и авторитетности для участников источника.
    Использование юмора
    Удачная шутка, высказанная ведущим, вызывает приятные эмоции, симпатию, заинтересованность в группе. Использование юмора помогает снять напряжение в группе и вызвать положительное восприятие последую- щей информации. Хотя юмор привлекает внимание не столько к содержанию работы, сколько к личности ведущего, это внимание в последующем можно использовать, направив в нужном направлении.
    10.2. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОПРОСОВ
    Использование вопросов позволяет или организовать конструктивную и эффективную коммуникацию, или разрушить раппорт. Что именно вы сде- лаете, во многом зависит от того, какой вопрос, когда и как именно вы зада- дите. Можно свести процесс восприятия и мышления человека к последова- тельности задаваемых им себе вопросов и получаемых ответов. Человек це- лый день напролет отвечает себе на вопросы о том, что он видит, слышит, чувствует, хочет, что он имеет, что ему предстоит сделать, почему с ним так поступают и т. п. При этом его отношение к жизни, к себе и к проис- ходящему во многом определяется именно характером вопросов. Вопросы
    ведут к ответам, а ответы вызывают соответствующие чувства.
    Ведущему следует уметь правильно и в нужный момент задавать нуж- ные вопросы. Вовремя заданный уместный вопрос может стимулировать ак- тивность группы, изменить направленность внимания, усилить вовлечен- ность участников в происходящее. Также вопросы могут задаваться для про- верки уровня понимания группой ситуации.
    Если вы хотите получить нужный ответ, вы должны сначала задать правильный вопрос.
    В вопросах так или иначе заложен ответ, который вы получите. Дэвид
    Ли
    49
    выделяет следующие типы вопросов, которые можно использовать в группе.
    Закрытые вопросы
    К закрытым относятся вопросы, предполагающие однозначные ответы типа «да», «нет» или другие, состоящие из одного слова. Они более направ- лены на получение или проверку конкретной информации.
    Открытые вопросы
    Открытые вопросы предполагают развернутый ответ, затрудняя воз- можность простого ответа одним словом. Тем самым открытые вопросы бо-
    49
    Ли Дэвид. Практика группового тренинга.
    91
    лее направлены на поддержание коммуникации и дают возможность для об- суждения чувств и отношений участников.
    Задавая вопросы, вы являетесь ведущим в беседе и можете направлять се в нужном вам направлении. При этом открытые вопросы предоставляют собеседнику свободу. Закрытые ее ограничивают. Разумно используя откры- тые или закрытые вопросы, вы можете управлять коммуникацией, развора- чивая или сворачивая ее в ваших интересах.
    Наводящие вопросы
    Наводящие вопросы, как следует из их названия, служат для того, что- бы подвести отвечающего к нужному ответу. Использование наводящих во- просов может быть средством помощи отвечающему найти нужный ответ.
    Однако при неправильном использовании наводящих вопросов они могут быть расценены как средство манипуляции, мешающие отвечающему чело- веку дать свободный ответ. Это может вынудить его принять защитную по- зицию и тем самым разрушить раппорт.
    Двойные направляющие вопросы
    Данные вопросы являются одной из разновидностей наводящих вопро- сов. В некоторых случаях мы неосознанно используем направляющие вопро- сы, пытаясь «смягчить» обращение, даже в ущерб своим интересам.
    Сравните следующие вопросы:
    «Вы не скажете, который час?»
    «Скажите, пожалуйста, который час?»
    При использовании первого типа вопроса, в отличие от второго, чело- веку проще сказать НЕТ. Первый вопрос содержит в себе два подвопроса:
    «Скажете или не скажете?» и «Который час?» Также в него включена части- ца «не», склоняющая человека сказать НЕТ, ответив тем самым на первую часть вопроса хотя бы потому, что так проще.
    Возвратные вопросы
    Возвратные вопросы могут быть направлены как на уточнение пра- вильности вашего понимания, так и на присоединение к тому, что говорил человек, демонстрацию внимания и включенности в беседу. Они могут быть такие: «Правильно ли я понял, что?..» или «Ты сказал, что..., мог бы ты при- вести пример?»
    Контрольные вопросы
    Контрольные вопросы помогают управлять вниманием группы, позво- ляют обратиться (и присоединиться) к предыдущим этапам работы, а также позволяют проверить понимание. «Как вы считаете, что еще развивает дан- ное упражнение?».
    Кроме того, следует упомянуть, что:
    • вопросы «кто, что?» более ориентированы на факты;
    • вопрос «как?» в большей мере ориентирован: на человека, его пове- дение, внутренний мир;
    • вопрос «почему?» нередко провоцирует защитные реакции челове- ка.
    92

    К вышеописанным типам вопросов следует добавить и вопросы, кото- рые могут задавать участники ведущему тренинг. Ведущий должен уметь не только правильно задавать вопросы, но и отвечать на них. При этом следует различать цели, которые преследует участник, задающий вопрос. Кроме оче- видной цели — получить ответ — вопросы могут задаваться и с иными це- лями. В процессе работы группы следует быть готовым к следующим типам вопросов.
    Вопросы, направленные на проверку компетентности
    Цель таких вопросов — оценка знаний и опыта ведущего. Как правило, автор подобного вопроса уже знает ответ, но хочет проверить, как справится с ним ведущий. Если вы точно распознали данный тип вопроса, то можете вежливо спросить: «Александр, зачем ты задаешь вопрос, если ты сам знаешь на него ответ?»
    Вопросы, направленные на демонстрацию своих знаний
    Цель таких вопросов — блеснуть собственной компетентностью и эру- дицией перед другими участниками группы. Это одна из форм самоутвер- ждения, попытка задаванием «умного» вопроса получить расположение группы. Если вопрос действительно относится к работе группы, то вы може- те попросить самого автора вопроса ответить, что он сам думает по этому поводу. Задавая вопрос, участник вряд ли собирался отвечать на него сам.
    После того как он закончит, вы можете дополнить ответ.
    Сбивающие вопросы
    Цель таких вопросов — перевести внимание группы в область интере- сов спрашивающего участника, лежащую в стороне от основного направле- ния работы. Данные вопросы могут задаваться умышленно или непреднаме- ренно. Задающим данные вопросы участником может двигать вполне объяс- нимое желание решить некоторые из собственных проблем. Ведущему не следует поддаваться искушению и уходить в сторону от основной работы группы. Лучше предложить рассмотреть данные вопросы в другое время.
    Провокационные вопросы
    Подобные вопросы чаще всего строятся на противоречии информации, данной ведущим ранее, и той, что он говорит сейчас.
    Если так случилось, что вы не можете оправдать своего противоречия, то лучше и не пытайтесь оправдываться. Защищаясь, вы убедите группу в ис- тинности провокационного замечания. Но даже если вы правы и непоследо- вательность информации имеет объективные причины и вы можете доказать это, то все равно не стоит использовать провокацию как возможность разо- браться с провокатором. Не самый лучший способ завоевывать авторитет группы, ввязываясь в «разборки» с ее членами. В лучшем случае после вашей победы данный участник выпадет из работы, в худшем — будет искать воз- можность отомстить позже.
    Продемонстрируйте, что вы выше ответов на подобные «уколы», и вы заслужите уважение группы [3; 29; 34].
    10.3. ТЕХНИКИ АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ
    93

    Успешность беседы во многом зависит не только от умения говорить, но и умения слушать. Когда мы внимательно и заинтересованно кого-то слу- шаем, то самопроизвольно поворачиваемся лицом к говорящему или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт и др.
    Умение слушать «всем телом» помогает вам лучше понять собеседника, по- казывает собеседнику заинтересованность в нем. При этом умение слушать подразумевает определенный алгоритм, который можно произвольно вос- производить.
    Смотрите на собеседника
    Как уже было сказано ранее, зрительный контакт глазами является важным элементом коммуникации.
    Если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым вы показываете, что вам важно и интересно то, что говорит собеседник.
    Если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым вы сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а то, что он говорит, — вторично.
    Если в то время, как собеседник что-то говорит, вы рассматриваете предметы в комнате, тем самым вы сообщаете, что вам не важен ни собесед- ник, ни то, что он говорит, по крайней мере в этот момент.
    Реагируйте
    Главный элемент активного восприятия — умение дать человеку по- нять, что вы его внимательно слушаете. Это можно сделать, сопровождая речь собеседника киванием головы, произнесением сопровождающих слов типа «да», «понимаю вас...» и т. п. Важно реагировать на слова собеседника, но не следует переусердствовать. Гротескное реагирование и внимание могут вызвать напряжение и разрушить раппорт.
    Не заканчивайте предложение вместо другого человека
    Иногда у вас может появляться желание «помочь» говорящему и за- кончить за него начатую им фразу. Даже если вы уверены в том, что пра- вильно понимаете, о чем хочет сказать человек, не следует стараться проде- монстрировать это таким образом. Дайте человеку возможность самому по- нять и оформить мысль.
    Задавайте вопросы на понимание
    Если вы чего-то не поняли, спрашивайте. Обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника — один из показателей активного слушания.
    Если вы поняли то, о чем хочет сказать человек, но он затрудняется выразить мысль, помогите ему вопросом.
    При этом помните, что каждый вопрос содержит в себе ограниченное количество возможных ответов на него. Ваш вопрос определяет те ответы, которые вы получите. Поэтому важно уметь задать правильный вопрос в нужный момент.
    Перефразируйте
    Перефразирование означает попытку уточнить смысл высказывания собеседника посредством повторения говорящему его же сообщения, но
    94
    своими словами. Кроме проверки правильности понимания, перефразирова- ние дает возможность говорящему увидеть, что его слушают и понимают.
    Замечайте чувства
    Фразы «Я понимаю ваше состояние...»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» и т. п. — показывают собеседнику, что его состояние по- нимают, ему сопереживают. При этом акцент делается не на содержании со- общения, как при перефразировании, а на отражении чувств, выраженных говорящим, его установок и . эмоционального состояния.
    Напутствие начинающему тренеру
    В заключение данной части я хочу дать напутствие тем, кто хочет на- чать тренерскую практику. Следующую часть лучше читать с уверенностью в себе и настроенностью на работу. Каждый тренер находился в ситуации, когда уже есть желание провести группу, вроде как есть необходимые знания и понимание, что и как делать, но при этом есть и неуверенность в том, дос- таточны ли эти знания, или их необходимо еще пополнить. При этом могут появляться мысли: «Получится ли у меня?», «Смогу ли я?».
    Есть хорошие слова Адама Дж. Джексона:
    Если вы боитесь, что вас побьют, считайте себя битым.
    Если вы думаете, что вы не смеете, вы не посмеете никогда.
    Если вам нравится побеждать, но вы думаете, что вы не сможете побе- дить, вы почти наверняка потерпите поражение.
    Если вы считаете, что вы проиграете, вы уже проиграли.
    Если вы считаете, что вас оставляют позади, это так и есть.
    Потому что во всем мире успех начинается с воли человека.
    Ваши мысли и стремления должны лететь высоко, чтобы дать вам под- няться.
    Любые обстоятельства человека являются отражением его убеждений.
    Убеждения управляют человеком. Не позволяйте вашим сомнениям останав- ливать вас. Без веры в себя, в успешность своих действий вам будет трудно чего-либо достичь. Можно, конечно, «стараться» хотя бы для того, чтобы по- том сказать себе: «Я пытался». Но эти попытки без веры не боле чем алиби поражения и неудачи.
    Что для вас важнее: успех или невиновность в неудаче?
    Если вам нужна победа, а не алиби в вашем поражении, то не пытай- тесь, а действуйте и не останавливайтесь на неудачах. Ваши неудачи — это ваш опыт, на котором вы можете учиться и двигаться дальше.
    Если вы неуверенны в самостоятельном проведении группы, проведите еще одну группу с наставником. Если вы уже провели несколько групп с на- ставником, — значит, вам уже пора работать самостоятельно. Если рядом нет наставника, то начинайте с проведения отдельных упражнений, прорабаты- вайте их в соответствующих условиях. И помните, что любое достижение требует усилий и упорства. Их не заменит ни талант, ни образование. Мир полон талантливыми и образованными неудачниками.
    95

    ВЫ ответственны за создание и сохранение ВАШЕГО отношения к са- мому себе. Вы определяете, сможете вы или не сможете и кем вы будете.
    Ваши стремления каждый раз должны быть на шаг впереди ваших возмож- ностей. Но при этом вы должны точно знать, чего вам не хватает, что нужно достичь или развить, чтобы сделать этот шаг.
    Часть 3
    УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ
    И МЕТАФОРЫ
    В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
    ТРЕНИНГЕ
    В данной части представлен мини- мальный «арсенал» начинающего тренера. В ней отдельной главой описаны метафоры и притчи, которые можно использовать для формирования содержательного контекста в группе и утилизации различных проявлений групповой динамики. Упражнения в ней то- же классифицированы и представлены в от- дельных главах. Большинство процедур данной части были или когда-то увидены мною в процессе многочисленных занятий в тренинговых группах, или рассказаны кол- легами, или прочитаны и адаптированы под собственный стиль.
    Я не претендую на авторство описан- ных в книге упражнений, хотя часть из них и является собственной разработкой или модификацией. В процессе описания я буду ссылаться на авторов историй и разработ- чиков упражнений, если они мне известны.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15


    написать администратору сайта