Главная страница
Навигация по странице:

  • Функции хранения опыта.

  • История как помощник в возращении на более ранние этапы ин

  • А. Истории для формирования понимания и содержательного кон- текста в группе 11.1. Пустыня 51

  • 11.2. Открытые возможности 52

  • возможно- сти

  • 11.3. Притча о рыцаре 53

  • 11.4. Четвертый туннель 54

  • 11.5. Метафора общения 55

  • 11.6. Точки опоры 56

  • 11.7. Сказка о милостивой судьбе 57

  • психотренинг. психотренинги. Психологический тренинг


    Скачать 1.49 Mb.
    НазваниеПсихологический тренинг
    Анкорпсихотренинг
    Дата10.04.2023
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлапсихотренинги.pdf
    ТипДокументы
    #1051487
    страница9 из 15
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15
    Глава 11
    ПРИТЧИ, МЕТАФОРЫ И ИНЫЕ ИСТОРИИ
    Метафора — это нечто среднее
    между непонятным и хорошо
    известным.
    Полезная мысль
    Духовные переживания и преобразования по самой своей природе за- частую бывают тонкими и неопределимыми, но существует множество их метафоричных описаний. Притчи и метафоры, объединенные общим назва- нием «истории», иллюстрируют какие-то аспекты духовного развития и яв-
    96
    ляются хорошим средством формирования содержательного контекста в группе и регулирования эмоциональной атмосферы.
    Н. Пезешкиан выделяет следующие функции историй
    50
    :
    Функция зеркала. Образный мир историй позволяет приблизить их со- держание к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию с ним.
    Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказыва- ется в данной истории, и воспринять то, что в данное время соответствует собственным психическим структурам.
    Функция модели. Истории — это по своей сути модели. Они могут отображать конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их разрешения или указывают на последствия отдельных попыток разрешения ситуации. Таким образом, они помогают учиться при помощи модели. При этом модели в историях не являются чем-то застывшими. Они дают возмож- ность человеку по-разному интерпретировать содержание истории, событий, изложенных в ней, сопоставлять это содержание с собственной ситуацией.
    Функция опосредования. Участники тренинга порой с трудом расста- ются со своими жизненными принципами, духовными ценностями, индиви- дуальными мифологиями, несмотря на то что они мешают им конструктивно справляться со своими конфликтами. Подобно тому как не умеющий плавать боится отпустить спасательный круг, человек боится расстаться с привыч- ными для него способами самопомощи. История становится своеобразным защитным буфером, позволяющим участникам выразить свои мысли через свое понимание истории.
    Функции хранения опыта. Благодаря своей образности, истории легко запоминаются и, будучи связанными с опытом, помогают сохранять его.
    Функция — носитель традиций. В историях запечатлены культурные и семейные традиции, традиции определенной социальной общности и инди- видуальные традиции как результат жизненного опыта. В этом смысле исто- рии направляют мысль за пределы индивидуального жизненного горизонта и передают дальше эстафету мыслей, размышлений, ассоциаций.
    История как помощник в возращении на более ранние этапы ин-
    дивидуального развития. Использование в ходе психотерапевтической рабо- ты восточных историй, сказок, притч помогает снять напряженность в груп- пе, атмосфера становится теплее, в отношениях появляются непринужден- ность, приветливость и доверительность. Истории обращены к интуиции и фантазии.
    Используя притчи и метафоры, ведущий может управлять вниманием группы, утилизировать возникающие в ней ситуации, актуализировать нуж- ный содержательный контекст. Правильно и в нужный момент рассказанные истории практически не встречают сопротивления в группе. Из них человек извлекает то понимание, к которому он готов в настоящий момент, которое имеет свое отражение в его Модели мира.
    50
    Пезешкиан Н. Торговец и попугай. С. 40—48.
    97

    Неблагодарное дело давать собственные интерпретации смысла мета- фор. Поэтому к ним приводятся только комментарии по использованию.
    А. Истории для формирования понимания и содержательного кон-
    текста в группе
    11.1. Пустыня
    51
    Эта история о профессоре, некоем Мелвине Стюарте. Это был биолог высочайшей квалификации. Главной научной страстью профессора было изучение фауны пустынь. Он часто организовывал небольшие экспедиции с участием молодых, физически крепких специалистов и отправлялся с ними в пустыню для интенсивной работы на природе. В большинстве случаев все эти путешествия завершались без особых приключений, принося в то же время большую пользу образовательной цели экспедиций.
    Однако одним летом, будучи в одной пустынной местности, очень да- леко от ближайшего населенного пункта, у них сломалась машина. Мелвину и его молодой команде ничего не оставалось, как отправиться пешком за по- мощью. С собой они взяли только предметы первой необходимости, нужные для выживания, — еду, воду и карту. Согласно карте, они должны были по- тратить, по крайней мере, три дня, чтобы дойти до ближайшего форпоста ци- вилизации. Начался пеший поход. Шагая, потом отдыхая, потом опять шагая, эта торжественная и решительная группа продвигалась сквозь страну горяче- го безмолвия. На утро третьего дня эта усталая и ободранная группа добра- лась до вершины высокого песчаного бархана. Измученные жаждой и пере- гревшиеся на солнце, они начали оглядывать с вершины местность, раски- нувшуюся перед ними. Очень далеко справа от себя они увидели нечто напо- минающее озеро, окруженное небольшими деревьями. Студенты начали прыгать и кричать от радости, но профессор никак не отреагировал на это, поскольку знал, что это был всего лишь мираж. «Я бывал в таких местах», — сказал он себе. Он воспринял эту дурную новость, как это сделал бы любой умудренный жизнью и опытом человек, то есть как факт, который нужно принять к сведению, и не более. Он знал, к чему могут привести погони в пустыне за миражами. Однако все студенты бурно запротестовали и стали настаивать на том, что они знают, что видят, что они верят тому, что видят.
    Их спор с профессором продолжался до тех пор, пока, в конце концов, он не сдался. Он разрешил им пойти к миражу, но с одним условием, что как толь- ко они дойдут до место и убедятся в своей ошибке, они сядут и не сдвинутся с того места до тех пор, пока он не вернется с помощью. Все стали клясться, что они будут ждать там, на месте, и больше никуда не пойдут.
    И тогда профессор пошел туда, куда считал нужным идти он, а студен- ты направились туда, куда считали правильным идти они.
    Через три часа студенты приблизились к новенькому, недавно выстро- енному роскошному спасательному посту, где действительно были деревья, где был фонтан, ресторан и плавательный бассейн.
    51
    Метафора описана в книге Дэвида Гордона «Терапевтические метафоры». Текст изменен.
    98

    Через некоторое время, после того как они искупались и поели, они вместе со спасателями сели в машину и отправились за своим учителем и другом Мелвином Стюартом.
    Но он так и не был найден ими.
    Никогда.
    * * *
    Описанная выше метафора может выполнять функцию пролога для ра- боты с понятием Карты и Территории. Также ее можно использовать для утилизации критических высказываний различных «профессионалов», же- лающих подискутировать по поводу полезности и эффективности различных упражнений и действий ведущего группы.
    11.2. Открытые возможности
    52
    Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные бо- гатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрас- ной женщине.
    Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он до- шел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему:
    «Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Всю свою жизнь я ждал... но ничего не произошло».
    «Я не это тебе обещал, — ответил ангел. — Я обещал тебе возможно-
    сти богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной жен- щиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил».
    Человек был озадачен.
    «Я не представляю, о чем ты говоришь», — сказал он.
    «Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?» — спросил ан- гел.
    Человек кивнул.
    «Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через не- сколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самых богатых людей в царстве».
    «И еще, помнишь, — сказал ангел, — был случай, когда большое зем- летрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы о помощи и остался дома».
    52
    История описана в книге Адама Дх. Джексона «10 секретов любви». Текст изменен.
    99

    Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке. «Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе», — сказал ангел.
    «Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Оно не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что она никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?» Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы. «Да, мой друг, — сказал ангел, — она стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливи- лось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь».
    Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям поме- шать нам использовать их.
    11.3. Притча о рыцаре
    53
    Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял ко- ня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бил- ся, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более сто- ять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил:
    — Рыцарь, ты чего хотел-то?
    Рыцарь отвечает:
    — Воды попить.
    — Ну, дак и пил бы...
    Данную притчу можно рассказать в группе, если в ней находится «ры- царь», постоянно стремящийся сражаться с «драконами».
    11.4. Четвертый туннель
    54
    Данную историю можно назвать метафорой-примером и использовать для работы с убеждениями участников.
    Вы думаете, что вы глядите на реальность и делаете выводы? Нет! Вы сделали это десятки лет назад. Во многом вы идете со своими выводами че- рез всю жизнь, как роботы. Человек конструирует свою реальность через свои выводы, порой десятилетней давности. Неудивительно, что наша жизнь не работает.
    53
    Метафора рассказана Л. Н. Плетневой на одном из психологических семинаров.
    54
    Фрагмент работы с убеждениями в тренинге Вернера Эрхарда, описанном в книге В. Кагана «Психотера- пия для всех и для каждого». Текст изменен.
    100

    Есть очень показательный пример с крысой и туннелями. Если поса- дить крысу в лабиринт с четырьмя туннелями и всегда класть сыр только в четвертый туннель, крыса через некоторое время научится искать сыр имен- но в четвертом туннеле. Хочешь сыр? Бегом в четвертый туннель — вот и сыр.
    И если через некоторое время великий бог в белом халате кладет сыр в другой туннель, крыса все равно бежит в четвертый туннель. Сыра нет. Кры- са выбегает. Опять бежит в четвертый туннель. Сыра нет. Выбегает.
    Через некоторое время крыса перестанет бегать в четвертый туннель и поищет в других.
    Разница между крысой и человеком проста — человек будет бегать в четвертый туннель ВЕЧНО. Потому что человек ПОВЕРИЛ в четвертый тун- нель. Крысы ни во что не верят, их интересует сыр. А человек способен ве- рить. Он начинает верить в «четвертые туннели» и считает, что бегать в них правильно, есть там сыр или нет. Человеку чаще больше нужна его правота, чем сыр.
    И он будет продолжать ходить по одному и тому же пути, даже если давно не получал сыра и его жизнь плохо работает. Человек склонен верить в свои «четвертые туннели».
    И вы знаете, что ВЫ ПРАВЫ. Вся ваша жизнь во многом базируется на принципе вашей правоты. И даже если вы страдаете, ваша жизнь не работает и вы не получали сыра с тех пор, как были в четвертом классе, — для вас скорее всего не важно. Главное, что Вы правы.
    Человек предпочитает лучше быть правым, чем счастливым. И он го- дами может бегать по четвертым туннелям, чтобы доказать никому не нуж- ную свою правоту. А великий бог жизни не забывает перемещать сыр.
    И вы никогда не будете счастливы, пытаясь быть счастливыми, если ваши попытки полностью определяются верой в то, что вы знаете, где нахо- дится сыр.
    * * *
    Все обстоятельства человека являются зеркалом его убеждений. Очень часто причины неуспешности человека в жизни заключаются в том, что он механически живет в системе своих верований и убеждений, вместо того чтобы жить в мире актуальных переживаний. Убеждения создаются для того, чтобы упрощать жизнь человеку. Но очень часто они управляют им.
    Ведущий не может менять убеждения членов группы. Убеждения ме- няет сам человек. Но ведущий может актуализировать их и создать благо- приятные условия для их изменения.
    11.5. Метафора общения
    55
    55
    История описана в кни ге Адама Дж. Джексона « 10 секретов любви». Текст изменен.
    101

    Однажды один человек заблудился в лесу, и, хотя он направлялся по нескольким тропинкам, каждый раз надеясь, что они выведут его из леса, все они приводили его обратно в то же место, откуда он начинал.
    Еще оставалось несколько тропинок, по которым можно было попробо- вать пойти, и человек, усталый и голодный, присел, чтобы обдумать, какую из тропинок теперь выбрать. Когда он размышлял над своим решением, он увидел, как к нему идет другой путешественник. Он крикнул ему: «Вы може- те мне помочь? Я заблудился». Тот вздохнул с облегчением: «Я тоже заблу- дился». Когда они рассказали друг другу о том, что с ними случилось, им стало ясно, что они уже прошли по многим тропинкам. Они могли помочь друг другу избежать неверных дорог, которыми кто-то из них уже прошел.
    Скоро они смеялись над своими приключениями и, забыв усталость и голод, вместе шли по лесу.
    * * *
    Жизнь похожа на лес; иногда мы теряемся и не знаем, что делать. Но если мы будем делиться своими переживаниями и опытом, путешествие по жизни станет не таким уж плохим, и мы сможем находить лучшие пути.
    11.6. Точки опоры
    56
    Одна из задач работы в тренинге — помочь человеку найти в себе внутренние точки опоры. Проявить положительные качества, на которые в дальнейшем можно опираться, осмыслить «отрицательные» качества и найти в них позитивное начало (то есть те достоинства, продолжением которых они являются). Для актуализации данного содержания можно использовать фраг- мент из книги Носсрата Пезешкиана «Торговец и попугай», представленный ниже.
    Представьте себе человека, который длительное время стоит на одной ноге. Через некоторое время мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Он едва удерживает равновесие. Уже болит не только нога, но и все тело. Боль становится нестерпимой, человек взывает о помощи. Окру- жающие пытаются всячески помочь ему. Один массирует больную ногу.
    Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам искусства. Третий, видя, что человек вот-вот потеряет равно- весие, предлагает ему свою руку для опоры. Стоящие вокруг советуют опи- раться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног. Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пру- жиной, и чем сильнее он на этом сосредоточится, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает:
    «Утро вечера мудренее». Наконец появляется еще один, подходит к бедняге
    56
    Фрагмент работы в тренинге общения Г. Н. Сартана. Текст изменен.
    102
    и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу и встань на нее. У тебя же есть вторая нога».
    * * *
    Работа человека над собой не должна включать только его работу со своими недостатками и слабыми сторонами на предмет избавления от них.
    Недостатки человека нередко являются продолжением его достоинств. К со- жалению, очень часто человек, однажды получив неудачный опыт, вместо того чтобы осмыслить его (когда поступать так, а когда не следует), отказы- вается от него в будущем. Тем самым он «поджимает эту ногу» навсегда.
    Сколько таких опор «поджато» у каждого из нас? Может быть, поэтому мы порой так неустойчивы в жизни?
    11.7. Сказка о милостивой судьбе
    57
    Росли рядом два молодых и красивых деревца.
    Вечерами они шептались о судьбе.
    — Я вырасту высоким и раскидистым, — говорило одно. — У меня в ветвях поселятся птицы и будут петь веселые песни. В моей тени будут ук- рываться от непогоды лесные звери. Я первым буду встречать рассвет, и ут- ренний ветерок будет шевелить мои листья. Пройдет время, и меня окружит поросль моих детей. Они будут маленькие и замечательные. Я буду закры- вать их от сильного ветра и палящего солнца.
    —Нет, — говорило другое, — расти страшно. Зимой бьют морозы, ле- том сушит солнце. Целый день нужно трудить корни и гнать воду вверх, что- бы прокормить ветви и листья. Нет, пусть лучше меня возьмут дровосеки, а потом плотник выточит из меня что-нибудь прекрасное и полезное. Я буду лежать на бархатной подушке и приносить пользу другим.
    Прошло время. Пришел бородатый человек и срубил второе дерево.
    Часть его сожгли в печке, а из ствола плотник сделал прекрасную резную шкатулку. Долго лежала шкатулка на бархатной подушке, храня в себе се- режки, бусы и дорогие духи. Потом она потихоньку рассохлась, сломался за- мочек, и ее отдали детям. Дети испытывали нескрываемое удовольствие, иг- рая с ней, но потом окончательно доломали и выбросили.
    Через некоторое время птица свила гнездо на дереве, которое когда-то было первым. И встроила в стенки этого гнезда щепки старой шкатулки.
    Встретились подружки, узнали друг друга и подивились судьбе.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   15


    написать администратору сайта