|
Психология травматического стресса
По содержанию каждый сценарий не похож на другой. В этом смысле он так же неповторим, как отпечатки пальцев. С другой стороны, протекает он, по-видимому, по одной из нескольких ясно очерченных схем. Таких схем относительно немного.
В плане содержания сценарии делятся на три группы: выигрышные, проигрышные или роковые, безвыигрышные или банальные (Э. Берн, 2002).
Выигрышный сценарий. По определению Берна, «выигрывающий» — это «тот, кто достигает заявленной цели». «Выигрыш» предполагает также, что достижение «заявленной цели» приносит чувство удовлетворения, успеха и не вызывает внутренней напряженности. «Выигрыш» во всех случаях соотносится с теми целями, которые человек перед собой поставил. «Выигрывающий» всегда учитывает несколько возможностей и благодаря этому выигрывает. Если что-то одно себя не оправдывает, он пробует что-то другое, пока не добивается успеха.
Проигрышный сценарий. «Проигрывающий» — это «тот, кто не достигает заявленной цели». Речь идет не просто о достижении или недостижении, но и о сопутствующем этому чувстве удовлетворенности или неудовлетворенности.
Берн в своем определении связал «выигрыш» и «проигрыш» с «достижением заявленной цели», так как хотел подчеркнуть, что «выигрывающих» нельзя попросту приравнивать к тем, кто наживает деньги и материальные ценности. Подобным же образом «проигрывающие» — не обязательно люди, ограниченные в средствах. Более того, некоторые из нас в детстве могут поставить перед собой такую цель, достижение которой с необходимостью предполагает состояние несчастья, ограничение своих возможностей и даже причинение себе физического вреда.
В зависимости от тяжести развязки проигрышные сценарии можно разделить на три степени.
Проигрышный сценарий первой степени — это сценарий, неудачи и потери при котором достаточно умеренны, чтобы человек мог обсуждать их в своем кругу (очередной конфликт на работе, депрессия средней тяжести или провал на экзаменах при поступлении в институт).
Неприятные последствия проигрышного сценария второй степени слишком серьезны для того, чтобы человек мог обсуждать их в своем кругу (очередное увольнение с работы, госпитализация в связи с глубокой депрессией или исключение из института за неуспеваемость).
Проигрышный сценарий третьей степени завершается смертью, увечьем, тяжелой болезнью или судебным разбирательством. Сценарии и развязки третьей степени нередко называют «роковыми».
Безвыигрышный сценарий. Человек с безвыигрышным сценарием предпочитает «оставаться в тени». Он не стремится к большим деньгам, карьере, славе, ничего особо не выигрывая и ничего особо не проигрывая. Он предпочитает не рисковать. Сценарий такого рода нередко называют банальным. Не-выигрывающий иногда выигрывает, а иногда проигрывает, но никогда по-крупному, так как не рискует. Он ведет безопасную игру, и поэтому остается не-выигрывающим.
Данная классификация сценариев как выигрышных, безвыигрышных и проигрышных в значительной мере условна. Фактически большинство избирают сценарии, которые представляют собой смесь выигрышного, безвыигрышного и проигрышного вариантов. Человек в своем неповторимом наборе детских решений мог определить себя в качестве выигрывающего по части умственной деятельности, не-выигрывающего по части физической и проигрывающего первой степени в личных отношениях. У другого человека неповторимое сочетание таких решений может быть совершенно иным.
Человек живет по сценарию не каждую минуту своей жизни. В какой именно момент он будет действовать по сценарию, точно предсказать нельзя. Однако имеются два фактора, наличие которых повышает такую вероятность:
Когда ситуация здесь и сейчас воспринимается как стрессовая. Когда имеется некоторое сходство между ситуацией здесь и сейчас и стрессовой ситуацией в детстве.
Эти факторы взаимосвязаны и подкрепляют друг друга.
Стэн Вулламс предложил идею шкалы стресса. Он считал, что чем выше стресс, тем выше вероятность включения человека в сценарий. Он предложил шкалу стресса от 1 до 10, но порог для включения человека в сценарий, у каждого индивидуален. «Шкала стресса» — хороший прием, иллюстрирующий связь между стрессом и сценарными откликами. Эта связь не означает, что стресс может кого-то «заставить» включиться в сценарий. Последнее является результатом решения, которое, возможно, не сознается.
Э. Берн писал: «Сценарий — это то, что человек в раннем детстве запланировал сделать, а жизненный путь — это то, что происходит на самом деле» (Берн Э., 2003). Жизненный путь, по мнению автора, является результатом взаимодействия четырех факторов: наследственности, внешних событий, сценария, самостоятельных, осознанных (взрослых) решений.
|
|
|