Карабанова. Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики
Скачать 1.67 Mb.
|
Глава 2 ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЕМЬИ. СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ § 1. Семья как целостная система В рамках системного подхода [Minuchin, 1974; Сатир, 1992; Olson, 1993] се- мья рассматривается как целостная система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов се- мьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархиче- ской ролевой структурой отношений. Границы семейной системы определя- ются взаимоотношениями между семьей и ее ближайшим социальным окружением (внешние границы) и между различными подсистемами внутри семьи (внутренние границы) [Minuchin, 1974]. Семья включает две основ- ные подсистемы: подсистему супружеских отношений и подсистему детско- родительских отношений. Между супружеской и детско-родительской под- системами существуют взаимосвязи и взаимообусловленность. Когда в семье воспитываются несколько детей, выделяется также детская подсисте- ма сиблинговых отношений (отношений братьев и сестер). Степень жестко- сти/прозрачности границ определяет открытость (закрытость) семейной си- стемы и каждой из подсистем. Жесткость границ меняется на протяжении жизненного цикла семьи, отвечая задачам развития семьи и вновь возникаю- щим ее функциям. Подвижность и гибкость границ семейной системы явля- ется важной характеристикой, обеспечивающей возможность быстрой адап- тивной перестройки семейного руководства, перераспределения семейных ролей и выработки новых стандартов ролевого поведения. Супружеские отношения первичны по происхождению, они создают ос- нову функционирования и развития семьи. Х а р а к т е р и с т и к и семьи подразделяются на объективные, субъективные и интегральную. Объективные характеристики функционирования семьи: • особенности эмоциональных связей в семье. Любовь как основа пост- роения семьи и супружеских отношений; • мотивация брака; • главенство и ролевая структура семьи; •особенности коммуникации в семье; 60 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения • способность семьи к разрешению проблемных ситуаций. Субъективные характеристики: •удовлетворенность браком; • семейное самосознание, наличие «семейных мифов» и их содержание. Интегральная характеристика: • сплоченность семьи. Известная модель Макмастера постулирует шесть основных парамет- ров функционирования семьи [см.: Epstein et al., 1978]: • способность семьи к разрешению как инструментальных, так и аффек- тивных проблем, обеспечивающая эффективное ее функционирование; •коммуникация как открытый и направленный обмен деловой и аф- фективной информацией между членами семьи; •ролевая структура, определяющая роли как повторяющиеся модели поведения, выполнение которых членами семьи обеспечивает удовлетворе- ние общих базовых потребностей, распределение ролей и обязанностей, ус- тановление соответствующих границ семейной системы; •эмоциональная отзывчивость как индивидуальная способность чле- нов семьи к сопереживанию и выражению соответствующего диапазона чувств различного содержания и интенсивности; •аффективная вовлеченность, определяющая степень заинтересован- ности и ценностной значимости членов семьи друг для друга; • поведенческий контроль, определяющий правила и стандарты поведе- ния, обязательные для всех членов семьи. Общая оценка эффективности функционирования семьи основывается на успешности решения задач в каждой из выделенных сфер, но ни в коем случае не является их простой линейной комбинацией. С. Минухин [Minuchin, 1974] выделяет три существенных аспекта се- мейной организации: иерархия в родительской подсистеме, характер эмо- циональной связи в ней, стиль взаимодействия и общения. § 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения супружеских отношений Попытки интерпретации любви как психологической реальности пред- принимались в классическом психоанализе (3. Фрейд), неопсихоанали- зе (К.Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм), эго-психологии (Э. Эриксон), гума- нистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), экзистенциальной психологии (Р. Мэй), в рамках социально-психологических исследова- ний в связи с проблемой аттракции. Любовь как эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мо- тивации, генезиса. § 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любоаь как основа... 61 Воздействие на человека может быть двояким: как стеническая эмоция, любовь мобилизует, повышает жизненный тонус; как астеничес- кая эмоция, любовь ведет к снижению жизненного тонуса, замыканию, уходу в себя. Соответственно, можно проследить два сценария воздейст- вия любви на личность: пессимистический и оптимистический. Пессими- стический сценарий основывается на предположении о том, что любовь делает человека зависимым от объекта любви (того, кого любим), приво- дит к возрастанию тревожности (как реакции на угрозу лишиться объекта любви), создает препятствия для самореализации и личностного роста. Оптимистический сценарий предполагает личностный рост в условиях реализации межличностных отношений со значимым Другим, снижение тревожности, формирование личностной независимости [Гозман, 1987]. Поистине любовь всесильна! Конкретное воплощение в жизнь того или иного сценария определяется содержанием деятельности, реализуемой субъектом любви в отношении ее объекта. Итак, любовь может рассматриваться как эмоциональный процесс, име- ющий свой объект; как особый вид деятельности, проявление активности субъекта; как предметное чувство, имеющее генезис и свою динамику раз- вития, допускающую смену объекта. Любовь выражает мировосприятие личности и ее отношение к миру в пределах от базового доверия и откры- тости до тотальной к нему враждебности и недоверия (Э. Эриксон). Любовь в истории человечества проходит сложный путь эволюции и развития [Кон, 1989; Lampert, 1997]. Любовь человека имеет культурно-ис- торическую природу и представляет собой высшую форму человеческой близости, обеспечивающую оптимальные психологические условия для личностного развития и самореализации каждого из партнеров. В онтогенетическом развитии любовь как особый тип отношений между двумя людьми последовательно проходит три стадии: стадию привязан- ности как симбиотической связи субъекта и объекта, стадию дифференциа- ции и стадию автономизации и индивидуализации. На стадии привязаннос- ти как симбиоза доминируют аутоэротизм и первичный нарциссизм. Здесь отсутствуют собственно межличностные отношения, два существа слиты в неразрывном единстве, границы личности не определены. На второй стадии происходит дифференциация партнеров, впервые возникает задача установ- ления межличностных отношений на основе усвоения культурных норм, правил и ценностей. Однако эмоциональные связи строятся на основе гло- бального отождествления, не предполагая целостности и автономии лично- сти. На третьей стадии обеспечивается достижение эмоциональной авто- номности, достигаемой лишь в подростковом или юношеском возрасте. На базе автономизации личности формируется эго-идентичность и происходит осознание себя как целостности и индивидуальности. Межличностные от- ношения строятся осознанно и произвольно. Открывается возможность ус- тановления подлинной близости и интимности, формируются зрелые фор- 62 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения мы любви (Э. Эриксон). Однако стадия эмоциональной автономности до- стигается далеко не всегда, следствием чего становится возникновение про- блем в межличностных отношениях в семье. Любовь мужчины и женщины сочетает в себе два начала — сексуальное и эротическое (3. Фрейд, Э. Берн, Р. Мэй). Фрейд выделяет «уровень чув- ственности» как выражение врожденных биологических влечений человека и «уровень нежности», соответствующий личностному уровню отношений между партнерами. Эти уровни отношений находятся в определенном про- тиворечии, которое разрешается лишь на зрелой стадии любви. Согласно Фрейду, лишь взрослая генитальная любовь способна гармонично объеди- нить .эти два начала. Сексуальное начало в человеке врожденное, с возрас- том меняется только его объект. Нежность — приобретенное качество, гене- зис которого связан с интроекцией материнской любви, а развитие — с характером детско-родительских отношений. Материнская любовь, по мне- нию А. Ламперт [Lampert, 1997], первый вид любви, возникший в процессе эволюции и первый опыт любви в истории каждого человека. Эта «двойная первичность» делает материнскую любовь прототипом всех видов человече- ской любви. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любимым с самого детства. Этот принцип действует уже на высших ступенях эволюционной лестницы животного мира в отношении формиро- вания сексуального и родительского поведения, что было убедительно про- демонстрировано М. Харлоу и Г. Харлоу в известных экспериментах с обе- зьянами. В юности на генитальной стадии происходят второй выбор сексуального объекта и окончательное преодоление комплекса Эдипа (Эле- ктры) как полный отказ от сексуального влечения к родителю противопо- ложного пола и перенос его на другой объект. Интеграция сексуального и эротического начала обеспечивает гармонию супружеских отношений, дез- интеграция приводит к серьезным проблемам. Однако юношеская любовь еще не освобождается до конца от прежней связанности с историей детско-родительских отношений. Влюбленность может рассматриваться как своеобразная форма регрессии на более ран- ние стадии развития и реконструкция отношений в диаде мать—ребенок, соответствующих младенчеству и раннему детству [Lampert, 1997]. На- пример, страх расстаться друг с другом, возможность лишиться общения с партнером воспринимаются «смерти подобно» и равнозначны пережива- ниям младенца, сталкивающегося с ситуацией сепарации с близким взрос- лым. Идеализация партнера, «возведение на пьедестал» сродни «обоже- ствлению» маленьким ребенком родителя как самого могущественного и всесильного. Подобно тому, как ребенок, взрослея, обнаруживает ошибоч- ность своих взглядов в отношении беспредельности власти и возможнос- тей родителя, супруги в браке испытывают чувство крушения иллюзий, обнаружив реальные слабости и ошибки своего кумира и будучи вынуж- денными «низвергнуть» его с пьедестала. В отношениях любви с партне- § 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа... 63 ром молодой человек воспроизводит противоречивость своих отношений с матерью, суть же этой противоречивости состоит в сосуществовании и взаимодействии двух противоположных тенденций — тенденции поиска защиты, близости, опеки, с одной стороны, и стремления (стимулирова- ния) к независимости и автономии — с другой. Баланс этих тенденций меняется с возрастом в сторону все большего преобладания тенденции к самостоятельности и автономии. Проекция такого противоречия на отно- шения любви приводит к тому, что партнеры постоянно испытывают кон- фликт между стремлением к установлению возможно большей близости, реализующей страх сепарации со значимым Другим, и стремлением к ав- тономии, дистанцированию с партнером, отражающим боязнь быть асси- милированным другим, потерять индивидуальность, идентичность, неза- висимость. Чем больший интерес проявляет в паре один из партнеров к другому, чем более явной становится его стремление к сближению, тесно- му и постоянному общению, тем больший отпор проявляет второй парт- нер, тем более явными становятся его стремление к дистанцированию и независимости, попытки уйти от взаимодействия с партнером. И наобо- рот, чем меньшую заинтересованность в нас обнаруживает партнер, чем более он склонен проявлять интерес к другому, тем острее переживаем мы угрозу разлуки и сепарации, тем более настойчивой и бескомпромиссной становится наша борьба за возвращение партнера. Анализ генезиса любви и супружества в контексте особенностей детско-родительских отношений получил благодаря работам корифеев психоанализа широкое признание и стал традиционным (3. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и др.) Установление эмоциональной дифференцированности партнеров на основе разумного баланса привязанности и автономии признано условием эффективности функционирования семейной системы в целом (М. Боуэн). Одной из наиболее интересных и содержательных попыток психологиче- ского анализа любви является теория Э. Фромма [1990], который считал лю- бовь ядром человеческого существования. Любовь рассматривалась им как способ противодействия обезличиванию, отчуждению человека от природы и других людей, острому чувству одиночества, потере гармонии с миром. Из возможных путей преодоления одиночества — конформизма и соглашатель- ства, труда и развлечений, плодотворной творческой активности в сотрудни- честве с другими людьми и любви — психологически оправданными являют- ся лишь два последних. Однако в рыночном обществе потребления, где человек оказывается отчужден от продуктов своего труда, активная творчес- кая деятельность и сотрудничество оказываются невозможными. Второй путь обретения гармонии человека с природой и миром — путь любви — при- знается единственно возможным и универсальным. В силу своей биологиче- ской природы и полярности полов в эротической любви человек направлен на реинтеграцию с природой через полное слияние и соединение с другим че- ловеком, мужчины с женщиной. 64 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения Фромм выделяет различные виды любви: •эротическую — любовь между мужчиной и женщиной; •братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве; •материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремле- ние отдать; •любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отно- шения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому; •любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех фор- мах ее проявления. Фромм считает, что способность человека любить не дана от природы. Это искусство, которым надо овладеть. Любовь формируется прижизнен- но, и то, какой она будет, определяется свободным выбором каждого. Об- щество предлагает для выбора два модуса жизнедеятельности (иметь или быть) и соответствующие им д в а модуса л ю б в и: любовь как облада- ние и любовь как бытие. Первый модус — любовь как обладание — характерен для общества по- требления, где действует принцип «все на продажу». Любовь выступает своеобразным денежным эквивалентом обмена услугами и товарами («я тебя люблю, а ты мне за это...»), становится предметом купли и продажи. Происходит обмен: мужчины предлагают статус, деньги, власть; женщи- ны — красоту, хозяйственность, плодовитость и т.д. При создании семьи акцент переносится на фазу поиска брачного партнера, тут можно видеть особый накал страстей и настоящий азарт игрока — получить больше, от- дать меньше. Начинается торг, где все взвешивается и оценивается, где продавцы и покупатели пытаются обмануть, «всучить», совершить выгод- ную сделку. «Несчастная любовь» у сторонников модуса обладания также интерпретируется в терминах купли-продажи: либо вы «переплатили», ли- бо вам «недодали». Второй модус — любовь как бытие — творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зре- лая, гармоничная форма любви. Важнейшими характеристиками существования бытийной любви, со- гласно Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности.парт- неров и продуктивная личностная направленность. В отношениях бытий- ной любви каждый из партнеров сохраняет целостность и автономность личности. Парадокс ее состоит в том, что два человека являются единым целым и в то же время каждый остается самим собой. Личность, выступая частью целостности «Мы», утверждает также себя индивидуальностью, ак- тивным субъектом в построении «Я—Ты» отношений. § 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа... 65 Продуктивная направленность личности в бытийной любви реализуется в том, что, в отличие от любви-обладания, отношения с партнером здесь строятся преимущественно по принципу «отдавать». Отдавая себя в дар дру- гому, человек обогащает другую личность и одновременно подтверждает се- бе и другим ценность собственной жизни. Способность отдавать, актуализи- ровать и выражать себя в значимом отношении есть высшее проявление духовной силы личности, полноты и радости бытия. Фромм подчеркивает, что способность любить формируется лишь при условии отказа личности от философии потребления, от желания эксплуатировать других и преодоле- ния нарциссизма. Любая форма зрелой любви, будь то любовь материнская, братская или эротическая, включает ряд общих компонентов, тесно связанных между со- бой: заботу, ответственность, уважение и знание. Забота о партнере есть проявление способности отдавать, не связанной, не регламентированной соображениями выгоды и эквивалентности обме- на, проявление истинной сути бытийной любви. Ответственность в любви означает свободу выбора принятия заботы о партнере, готовность к самоотдаче и утверждения себя (Я) в другом (Мы). Ответственность не означает присвоения права личности принимать реше- ние за другого, даже если этот другой уступает в опыте, мудрости и образо- ванности; не допускает манипулирования партнером во имя достижения, пусть даже самых высоких, целей. Уважение партнера предполагает признание его права на выбор собст- венного жизненного пути и своей судьбы, даже если этот выбор представ- ляется необоснованным; веру в то, что партнер способен осуществить от- ветственный разумный выбор. Знание позволяет строить отношения любви с учетом потребностей, интересов и стремлений каждого из партнеров. В основе формирования знания лежит процесс децентрации, развития способности увидеть пробле- му глазами всех его участников, с учетом различных познавательных пер- спектив, образно говоря, «влезть в шкуру партнера». Эротическая любовь, как и другие формы любви, характеризуется ис- ключительностью. Исключительность любви проявляется во всем: в уникальности партнера, предполагающей невозможность сравнения его с кем-либо и замены кем бы то ни было, в уникальности самих отношений, где нет и не может быть норм, правил и стандартов. Эта идея Фромма пере- кликается с пониманием любви в трудах С.Л. Рубинштейна, где любовь вы- ступает как утверждение неповторимости существования другого человека. Любовь, согласно концепции Фромма, не врожденный дар, а искусство; овладеть им можно лишь в результате практики любви, главным результа- том которой становится вера в другого человека, в его возможности, в его личностное развитие. Практика любви предполагает дисциплину как требо- вательность к себе; сосредоточенность, умение слушать партнера, жить на- 66 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения стоящим, ощущая жизнь в ее каждом мгновении; терпение и труд над обретением мастерства. В эпигенетической концепции Э. Эриксона [1995] любовь рассматрива- ется как психологическое новообразование ранней зрелости (молодости), кристаллизующее в себе позитивные достижения предыдущих стадий разви- тия; как способность, позволяющая разрешить противоречие между осозна- нием личностью своей уникальности и направленностью на установление близких, интимных отношений с другими людьми. Любовь понимается как психосоциальное свойство, предоставляющее возможность разделения лич- ностной идентичности в равноправных отношениях и предполагающее со- хранение верности партнеру, готовность к самоограничению и альтруизму. В гуманистической психологии А. Маслоу рассматривает потребность в любви как одну из базовых потребностей человека, образующих, наряду с физиологическими потребностями, потребностью в безопасности, в самоува- жении и иерархическую структуру. Она строится по ти- пу пирамиды, где каждая потребность, занимающая более высокое место в иерархии, основывается на предыдущих и может быть удовлетворена лишь при условии удовлетворения потребностей нижних слоев пирамиды. В этой иерархии потребность в любви и привязанности основывается на потребно- сти в безопасности. Соответственно, если фрустрирована потребность в бе- зопасности, то адекватное проявление и удовлетворение потребности в люб- ви затруднено. Подобно Фромму, Маслоу выделяет два типа любви: дефицитарную любовь, в которой основной функцией любви является вос- полнение дефицита удовлетворения потребностей личности, и любовь бы- тия, в которой сама активность любви выступает как самоценность. Дефи- цйтарная любовь выполняет инструментальную функцию — любовь как средство получения благ, привилегий, преимуществ. Бытийная любовь аль- труистична, в ней главное — благо партнера, его успехи, бескорыстная по- мощь ему, готовность к самопожертвованию. Бытийная любовь способству- ет самоактуализации личности. В концепции любви Р. Мэя, воплощающей принципы гуманистическо- го экзистенциализма, любовь-эрос рассматривается как стремление к твор- честву, единению и воспроизводству, способность к созиданию. Она рас- крывает путь к самореализации, расширению границ самости, обретению высших форм истины, красоты и добра [Мэй, 1997]. Главные мотивы люб- ви, согласно Мэю, — стремление к самоутверждению и надежда на спасе- ние от одиночества. Любовь-эрос объединяет, обеспечивая вселенную вну- тренней связью, как указывал еще Платон в известном сочинении «Пир». Любовь Ромео и Джульетты — жизнь, отданная во имя любви, — преодоле- вает вражду двух знатных родов. Благодаря любви человек постигает все три измерения сознания, переходя от безличного к личностному как стрем- лению любить определенного человека и, наконец, к трансличностному, где происходит постижение смысла любви в жизни человека. Любовь уг- § 3. Развитие любви как чувства , 67 лубляет сознание человека, поскольку в нем возникает нежность к другому человеку как осознание его потребностей, желаний и чувств; слияние с лю- бимым открывает новое бытие личности. Любовь — это переживание своей способности доставлять удовольствие другому, благодаря чему происходит выход личности за пределы своего Я. Наконец, в любви формируется спо- собность отдавать и принимать. Если баланс этих двух процессов наруша- ется, то нарушаются и отношения любви. Стремление лишь отдавать, не принимая взамен, обнаруживает тенденцию доминировать над партнером. Стремление брать, не отдавая взамен, приводит к опустошению. Любовь — это процесс активного творчества, поэтому, считает Мэй, любовь и воля — неразделимы. Любовь — это личностный свободный выбор, осуществление любви требует участия воли. Мэй пишет, что люди «любят и волеют мир». Любят — значит формируют мир, привнося в него часть самих себя. Воле- ют — значит творят мир своим решением. Парадокс любви, по Мэю, заклю- чается в сочетании высочайшей степени осознания самого себя как лично- сти в отношениях любви и высочайшей степени погруженности в другого человека. К. Роджерс значительно обогащает наши представления о любви как про- цессе общения и установления отношений, вводя требование конгруэнтнос- ти — внутренней честности личности в отношении своего внутреннего мира, исключающей самообвинение и самозащиту. Конгруэнтная коммуникация, честная, искренняя, безоценочная, лишенная попыток манипулирования партнером и отрицающая «двойной стандарт» требований и прав для себя и партнера, является основой семейного общения. Одним из наиболее пер- спективных направлений психологической и психотерапевтической работы с семьей справедливо считается оптимизация общения между супругами, ро- дителями и детьми на основе усвоения принципов и техник конгруэнтного общения. |