Главная страница
Навигация по странице:

  • § 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения

  • Карабанова. Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики


    Скачать 1.67 Mb.
    НазваниеPsychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики
    Дата28.01.2023
    Размер1.67 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаКарабанова.pdf
    ТипДокументы
    #909188
    страница9 из 29
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29
    § 8. Семейное самосознание
    Следует различать объективную картину жизни семьи и ее внутреннюю картину — совокупность субъективных образов семьи у ее членов. Т.М. Ми-

    § 8. Семейное самосознание шина ввела понятие «образ семьи», или образ «Мы», — своеобразное семей- ное самосознание, важнейшей функцией которого является регуляция по- ведения семьи на основе согласования позиций отдельных ее членов.
    С е м е й н о е с а м о с о з н а н и е - - с о г л а с о в а н н ы й о б р а з с е м ь и , р а з д е л я - емые всеми ее членами представления о ценностях семьи, ее статусе, обра- зе жизни, ролях, главенстве, нормах и правилах взаимодействия.
    Важнейшим компонентом семейного самосознания является семейная
    судьба. Можно говорить о двух основных значениях этого понятия. В пер- вом случае речь идет об общей судьбе рода, семьи как единого субъекта.
    Каждый член семьи мыслит свои жизненные планы и выстраивает свою судьбу в контексте жизненных целей и судьбы семьи как единого целого.
    Во втором — о семейной судьбе как разделенном представлении членов се- мьи о сходстве персональных судеб и жизненного пути родственников, их согласованности в пределах родственной сферы [Разумова, 2001]. Сходст- во судеб выступает как повторяемость обстоятельств и особенностей наи- более важных семейных событий: знакомства будущих супругов, возраста и обстоятельств заключения брака, продолжительности жизни, болезней,
    времени рождений, дат смерти и др. Наиболее часто воспроизводимый сце- нарий общности семейной судьбы — это «несчастливая женская судьба», в которой дочери повторяют материнскую судьбу. Анализ рассказов о семей- ной судьбе позволяет усмотреть в них не только объективное сходство, но и стремление интерпретировать членами семьи близкие события семейной жизни как сходные, закономерно повторяющиеся, несущие в себе скрытое мистическое значение.
    Семейный «календарь» выполняет функцию фиксации дат или периодов повторяющихся событий — дней рождений, бракосочетаний, смертей, интер- валов между значимыми семейными событиями. В случае, когда совпадают даты двух или нескольких равно эмоционально окрашенных событий — на- пример, дня рождения или бракосочетания, — это число становится «семей- ным днем», считается членами семьи приносящим удачу. Повторяемость смертей рассматривается как рок, к определенной дате приближаются с тре- вожным ожиданием, стремятся избегать сходных с трагическим семейным событием обстоятельств, чтобы «отвратить несчастье». В семье часто проис-
    . ходит мифологизация совпадения дат смертей и рождений. Основой такой мифологизации является неосознанное представление о том, что новый род- ственник вытесняет/приходит на смену старому и получает свою «долю» се- мейной жизненной энергии и пространства [Байбурин, 1993]. Следствием мифа становится рождение установки на поиск и преувеличение сходства родственников и тем самым неосознанное подкрепление повторяемости су- деб за счет создания объективных условий генезиса сходных черт.
    Еще один важный компонент семейного самосознания — семейная ис-
    тория. Она воплощена в семейной родословной, семейной автобиографии,
    семейных реликвиях, фотографиях, семейном имени.

    90 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
    Семейная автобиография включает рассказы о создании и распаде семьи,
    которые создаются и транслируются в контексте эталонных идей и представ- лений об идеальном супружеском союзе. Основными темами таких расска- зов становятся идеи предназначенности брачных партнеров друг другу, пре- допределенности их союза («от судьбы не уйдешь», «сердцу не прикажешь»)
    в силу сходства или судьбы, высшей мистической силы; описание первой встречи и своеобразного «узнавания» суженого взглядом, случайным физи- ческим контактом, любви с первого взгляда; история несогласия и сопротив- ления родителей браку; ухаживание как цепь «испытаний», которые должен пройти каждый из партнеров, чтобы доказать свою «истинность» как един- ственно возможного супруга, предназначенного «свыше»; преодоление внешних трудностей, разлук, расстояний; воспоминания о свадьбе, рожде- нии и смерти [Разумова, 2002].
    Семейные реликвии — это предметы, длительное время сохраняющиеся в семье и передаваемые по наследству, почитаемые семьей и несущие на себе символическое отражение истории семьи и рода. Выделяют два вида релик- вий: 1) предметы-символы, создаваемые для выполнения функций освяще- ния истории рода и объединения членов семьи; 2) предметы, изначально имеющие обрядовое или эстетическое значение. Круг реликвий достаточно широк. Это могут быть иконы, обручальные кольца как символ бракосочета- ния, украшения; предметы, связанные с рождением, памятными датами
    (бирки из роддома, первый молочный зуб, подарки к юбилею); предметы,
    связанные с домом, семейной трапезой как ритуалом объединения людей
    (серебряные ложки, «фамильный» фарфор); часы, природные предметы (за- сушенные цветы, горсть земли, камни) и предметы, сделанные собственны- ми руками. Часто реликвия имеет особую историю, «вписанную» в историю семьи. Реликвии могут быть исключенными из бытового использования, а могут по-прежнему хранить свою предметно-орудийную функцию. Напри- мер, чашкой-реликвией могут пользоваться по назначению, а могут хранить в шкафу за стеклом на видном месте. Реликвия рассматривается семьей как талисман, приносящий счастье и оберегающий от неудач. Этим, например,
    объясняется существующий в обществе запрет на продажу и утрату релик- вий. Психотехническое значение действия передачи реликвий «по наследст- ву», из рук в руки состоит в укреплении семьи и утверждении особой роли человека, получающего семейную реликвию, — роли ответственного за бла- гополучие семьи, продолжателя и хранителя ее истории и традиций. По ме- ре взросления детей их знакомят не только с самой реликвией, но и с тем зна- нием — семейным преданием, которое раскрывает историю семьи через символическое значение предмета-реликвии. Передача реликвий имеет ри- туализированный характер (дарение, устное или письменное завещание) и смысл инициации члена семьи, получающего дар, во взрослость, признание его автономии и одновременно связи с семьей. Реликвии могут являться предметом семейной гордости, подтверждать статус семьи, ее достижения и

    § 8. Семейное самосознание 91
    уникальность, социальное признание и, таким образом, укреплять чувство семейной идентичности. Могут они также символизировать семейную тайну и в силу этого утаиваться от детей и других «непосвященных» членов семьи.
    Семейные фотографии и семейный альбом обеспечивают единство ис- тории рода, четко структурируют временную ретроспективу. Фотографи- рование позволяет запечатлеть моменты счастья, положительного эмоцио- нального состояния, наиболее значимых жизненных, мемориальных событий семейной жизни. Групповой семейный снимок, по сути, есть вос- произведение «идеального» образа семьи, где пространственное располо- жение, одежда, позы, жесты, мимика участников группового фото, предме- ты интерьера четко выверены в соответствии с этим образом. Вот почему анализ семейных фотографий и создание «семейного портрета» стали из- любленными техниками проведения семейного консультирования и се- мейной психотерапии. С их помощью можно воссоздать, объективировать и сделать предметом рефлексии историю семьи и межличностных отноше- ний в ней. Обычай носить с собой фотографии членов семьи также раскры- вает семейному консультанту особенности эмоциональных привязаннос- тей и симпатий консультируемых, приоритетность и значимость в их семейных отношениях.
    «Семейное имя» как наречение детей именами покойных или здравст- вующих родственников из поколения в поколение также выполняет функ- цию стабилизации семьи и рода. Имена, передаваемые «по наследству»,
    имянаречение «в честь» уважаемого и любимого родственника отражают стремление закрепить в роду «фамильные» черты, накрепко ассоциирован- ные с определенным именем, подтвердить близость и единство членов се- мьи, общность рода и связь поколений. Мифологизация семейного имени выступает в форме запрета на то, чтобы давать одинаковые имена здравст- вующим родственникам, «удвоение» имен будто бы может привести к смерти, поскольку один из родственников должен «уступить дорогу» дру- гому [Разумова, 2001].
    В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ
    «Мы», отражающий характер супружеских отношений, согласованное ро- левое поведение и стиль жизни семьи. Источником формирования образа
    «Мы» является совместная деятельность и внутрисемейное общение.
    В случае возникновения дисфункции семьи и нарушений межличностной коммуникации актуализируются механизмы защиты и формируется не- адекватный образ «Мы» — так называемые семейные мифы, выполняющие функцию регуляции отношений в дисфункциональной семье.
    Семейное самосознание как неосознаваемое единство представлений о се- мье является причиной известного феномена сбывшихся предчувствий глав- ных событий в семье (смертей, несчастных случаев, болезней, свадеб близких родственников и т.д.) или общих сновидений. Психологическое содержание предчувствия — ориентировка в ситуации пространственно-временных раз-

    92 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения рывов общения между членами семьи [Новик, 1994]. Синхронизация ориен- тировки «героя произошедшего события» и члена семьи, предчувствовавше- го это событие, становится возможной именно на основе согласованности взглядов на семью, правила и сценарии семейного функционирования.
    Искаженный образ «Мы» включает кредо семьи — ее принципы и цен- ности; ожидания в отношении ролевого поведения каждого из ее членов;
    субъективный образ семьи (может не совпадать с объективной картиной ее жизни). На формирование семейных мифов оказывают влияние «наивно- психологические теории», неадекватные способы каузальной атрибуции
    [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999], селективность и предвзятость отбора ин- формации, преувеличение, сверхгенерализация, дихотомия мышления и т.д. В основе неэффективности наивно-психологических теорий в объяс- нении динамики внутрисемейных взаимодействий лежат низкая степень коммуникативной компетентности, использование житейских понятий и моделей для описания поведения партнера. Селективность отбора инфор- мации (предвзятость) и сверхгенерализация приводят к формированию неадекватного образа члена семьи и искаженному восприятию семейной системы в целом. Например, родители могут принимать как должное хоро- шую учебу и ответственное выполнение домашних заданий ребенком, а случайно полученная «двойка» или невыполненное домашнее задание вос- принимается ими как типичное поведение — и складывается миф о «безот- ветственном лодыре и лентяе».
    Т.М. Мишина [1983] выделяет некоторые защитные механизмы, ис- пользуемые семьей при создании семейных мифов и патологизирующих ролей. К ним, в частности, относятся:
    •проекция как проецирование на социальное окружение или на другого члена семьи отвергаемых в себе потребностей, мотивов, влечений, представ- лений. Например, если доминирующим эмоциональным фоном семьи явля- ется переживание отсутствия чувства безопасности и базового доверия к миру, что вступает в противоречие с Я-концепцией, приписывающей Я от- крытость, доверие, доброжелательность, то механизм проекции приведет к формированию враждебного отношения к социальному окружению, к спло- чению семьи на основе единства намерений противостоять внешней агрес- сии — и образуется так называемая «семья-крепость»;
    • расщепление как вытеснение и подавление одним из супругов своих отвергаемых личностных качеств в сочетании с культивированием их в партнере. Например, жена, осуждающая и подавляющая в себе агрессив- ность, недоброжелательность в отношении мул^а, провоцирует его на аг- рессивное поведение в ситуации конфликта, в результате чего рождается семейный миф об идеальной терпимой жене — «мученице, несущей свой крест» и муже-злодее.
    Сочетание использования различных защитных механизмов создает разнообразие мифов.

    § 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 93
    Обязательным компонентом консультативной работы с семьей должно стать изучение особенностей образа «Мы». В случае искажения представ- лений членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом семейные мифы должны стать мишенью психокоррекционных воздействий.
    § 9. Особенности межличностной коммуникации в семье.
    Нарушения общения
    Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обмена информа- цией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельнос- ти, установления и развития межличностных отношений, познания парт- нера и самопознания [Андреева, 1980; Лисина, 1986; Петровская, 1987].
    Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения.
    Структура коммуникативного акта включает следующие звенья:
    •возникновение потребности и мотивов общения;
    • определение задач коммуникации (информационно-познавательная, за- дачи воздействия на поведение и деятельность партнера, подтверждения или изменения характера межличностных отношений, предоставления обратной связи партнеру о его личностных характеристиках и своем отношении к нему,
    получения обратной связи от партнера о себе и его отношении к себе); .
    •передача информации, включая выбор определенного содержания
    (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с уче- том задач коммуникации;
    •получение информации партнером, включая процессы декодирования содержания, реконструкции намерений и мотивов партнера по коммуника- ции;
    •анализ полученной информации и принятие решения о содержании ответного акта коммуникации;
    •передача информации, включая выбор определенного содержания
    (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с уче- том задач коммуникации и т.д.
    Процесс межличностной коммуникации опосредуется системой обра- зов, выполняющих важную регулирующую и ориентирующую функцию.
    Указанная система включает образы: «Я», «Другой моими глазами», «Я гла- зами другого», «Наши отношения», «Наши отношения для другого» и «На- ши отношения для меня глазами другого». Эмоциональная насыщенность указанных образов приводит к перегрузке коммуникационного канала и возрастанию вероятности нарушений межличностной коммуникации в слу- чае искажения или недостаточной адекватности хотя бы одного из них.
    В работах Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, Э.Г. Эйдемиллера, К. Вац- лавика, В. Сатир, К. Роджерса, Т. Гордона выделены условия эффективно-

    94 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
    го межличностного общения в семье, включающие как общие принципы ор- ганизации успешной коммуникации, так и специфические нормы и прави- ла, устанавливаемые применительно к семье:
    •открытость коммуникации;
    • высокая активность коммуникации, обеспечивающая интенсивное об- суждение значимых для членов семьи проблем. Регламент семейной жизни должен предусматривать специальное время и создание ритуалов для воз- можности такого обсуждения — вечернее совместное чаепитие, разговор с детьми перед сном и т.д.;
    • необходимая степень самораскрытия в процессе общения, конгруэнт- ность общения;
    •согласованность представлений о семейном укладе, общность семей- ных ценностей, адекватность семейного самосознания, согласованная це- лостность системы «Мы»;
    •точность невербальной коммуникации, непротиворечивость вербаль- ных и невербальных сообщений;
    сенситивность к высказываниям партнера, использование техники ак- тивного слушания («Ты-сообщений») с обратной связью;
    •безоценочность и эмпатическое принятие партнера как условие пози- тивного развития эмоциональных отношений в семье, создания атмосферы психологической безопасности и гармонизации образа Я партнера;
    • проявление любви, взаимной эмпатии и поддержки, уважения партне- ра, что особенно важно в кризисных периодах жизненного цикла семьи и при возникновении стрессовых, фрустрирующих и проблемных ситуаций;
    •формирование семейного языка — определенных, согласованных и лег- ко узнаваемых семейных символов, традиций, норм. Семейный словарь включает особые имена, прозвища, символы значимых событий (годовщины знакомства, первого свидания, объяснения и пр.), шутки, остроты, дразнил- ки, «приколы», семейные рассказы. Существует согласованный язык взгля- дов, мимики, жестов, поз. Семейные реликвии — предметы, связанные с оп- ределенными «знаковыми» событиями семьи, — также выполняют важную функцию стабилизации семейного общения, взаимодействия и формирова- ния семейного самосознания, задающего нормативность жизни семьи.
    Нарушения межличностного общения — одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования. Можно выделить следующие виды
    нарушений межличностной коммуникации в семье: 1) противоречивость вербальной и невербальной коммуникации; 2) возникновение коммуника- ционных барьеров; 3) манипулирование партнером в процессе коммуника- ции, злоупотребление управлением коммуникацией (Э. Берн); 4) наруше- ние и искажение передачи чувств (В. Сатир); 5) «отклоненная»
    коммуникация; 6) парадоксальная коммуникация; 7) «замаскированная»
    коммуникация — мистификация (Р. Лэнг); 8) борьба за коммуникацион- ный канал.

    § 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 95
    Трудности в общении часто возникают из-за низкой коммуникативной компетентности супругов и использования ими высказываний типа комму- никационных барьеров, затрудняющих процесс эффективного общения. Ти- пы неэффективных высказываний включают: приказания, прямое инструк- тирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическую аргументацию; прямую негативную оценку; высме- ивание, навешивание ярлыков; похвалу; интерпретацию поведения, поста- новку диагноза; расследование, допрос; утешение, успокаивание; отвлечение внимания, уход от проблемы [Гордон, 1997]. Причинами нарушения межлич- ностного общения в семье также выступают перегруженность информацион- ного канала и требование учета системы опосредующих образов, неадекват- ность самих опосредующих образов, личностные особенности супругов.
    Если трудности общения приобретают хронический характер, возника- ет так называемая «коммуникационная проблема» [Эйдемиллер, Юстиц- кис, 1999], связанная с существованием актуальной потребности одного из членов семьи в помощи или содействии партнера и неадекватностью спо- соба передачи информации. Э.Г. Эйдемиллер выделяет три этапа развития коммуникационной проблемы: информационно-дефицитный, этап заме- щающе-искаженного коммуницирования и поведенчески-коммуникацион- ный. В супружеских отношениях достаточно часто дефицитной информа- цией, т.е. информацией, передача которой оказывается затруднена,
    является просьба о подтверждении любви, обращение за эмоциональной поддержкой и сопереживанием. Например, муж испытывает потребность в выражении любви, поддержки со стороны жены, однако обращение с по- добной просьбой не согласуется с его представлениями о маскулинности и о себе как сильной личности. На первом, информационно-дефицитном эта- пе реальная коммуникация заменяется воображаемой, частично невербаль- ной — поведение мужа представляет собой молчание, «сверлящий» и умо- ляющий взгляд вслед уходящей жене, мысленные призывы. На следующем этапе происходит замещение и искажение информации, поскольку непо- средственное выражение супругом своих потребностей диссонирует с его ожиданиями и предписанным сценарием ролевого поведения («когда при- быть сильным, а хочется быть слабым...»). Например, муж, вместо того чтобы сказать: «Побудь со мной, мне не хватает твоего внимания, и во- обще я сегодня устал и чувствую себя жалким», говорит: «Что-то я плохо себя чувствую...» Жена, бросая все, мчится в аптеку и, возвращаясь, обна- руживает «тяжелобольного», почти умирающего полчаса назад мужа раз- валившимся в кресле перед телевизором. Скандал. Наконец, на поведенче- ском этапе начинается манипулирование партнером с целью заставить его делать то, что желает носитель «дефицитной информации». В нашем слу- чае муж использует любые средства для того, чтобы заставить жену все время проводить дома рядом с ним (упреки, использование мнения родст- венников в целях давления и пр.). Отношения катастрофически ухудшают-

    96 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения ся, наблюдается потеря взаимного доверия, эскалация конфликта. Исход- ная потребность так и не удовлетворена, более того, шансов на эмоциональ- ную поддержку и взаимопонимание уже почти не осталось.
    «Отклоненная» коммуникация представляет собой односторонний процесс, в котором один из партнеров, по сути, занимает позицию изоля- ции и молчаливого отказа от коммуникации. Внешне такая коммуникация выступает как монолог вместо диалога, в общении партнеров отсутствует зрительный контакт. Блестящей иллюстрацией отклоненной коммуника- ции может стать картина совместного ужина, изображенного на картине
    В. Ван Гога «Едоки картофеля». Вечер, крестьяне собрались за столом за скудным ужином. Казалось бы, совместная трапеза объединяет, едоки вро- де глядят друг на друга, однако продолжение линии взора легко обнаружи- вает, что на самом деле ни один из них не смотрит на сотрапезника, взгляд каждого из них устремлен в никуда — коммуникация разорвана!
    Парадоксальная коммуникация представляет собой передачу по ком- муникационному каналу одновременно двух взаимоисключающих сообще- ний, каждое из которых должно быть воспринято партнером как истинное
    [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999]. Противоречивое сообщение подкрепляет- ся еще и запретом его замечать или комментировать. Например, супруг,
    вернувшись домой, застает заплаканную жену и встревоженно спрашивает:
    «Что случилось?». Следует ответ со слезами на глазах: «Все в порядке, у меня все хорошо!»
    «Замаскированная» коммуникация, или мистификация, часто исполь- зуется супругами в условиях актуального или хронического семейного конфликта и представляет собой маскирование и затушевывание противо- речий и конфликтов в отношениях с целью сохранить статус-кво, не объек- тивировать конфликтную ситуацию. Мистификация состоит в том, что один член семьи отвергает адекватную интерпретацию семейной ситуации,
    своих чувств и переживаний, предлагаемую партнером.
    Борьба за коммуникационный канал выступает как попытка одного из членов семьи установить безусловное доминирование и главенство над партнером в форме стремления сохранить за собой «последнее слово», ут- вердить первенство и создать ощущение, что именно ему принадлежит пра- во на решение всех семейных проблем независимо от их ранга. В основе по- добного нарушения межличностной коммуникации лежит неразрешенная проблема главенства в семье.
    Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жиз- недеятельности, определяет эффективность ее функционирования и ресур- сы роста и развития. Наиболее перспективным направлением работы с дис- гармоничной семьей признается оптимизация внутрисемейного общения.
    Семейное информационное пространство неоднородно как с точки зре- ния его содержания, так и открытости для всех членов семьи. «Семейные тайны», или «скелеты в шкафу», включают информацию о криминальных

    § 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 97
    и этически ненормативных поступках членов семьи, «неестественных»
    смертях, трагических событиях, психических заболеваниях и других «по- зорных» болезнях; супружеских изменах; некоторых мотивах и обстоя- тельствах заключения брака; конфликтах супругов, актах насилия в семье и пр. Доступ к такой семейной информации наиболее ограничен для детей.
    Информация о многих событиях семейной жизни и истории оказывается для них закрытой или табуированной до достижения ими определенного возраста. Например, под запретом оказывается интимная жизнь родителей,
    события, которые могут нанести ущерб репутации родителей и других чле- нов семьи [Разумова, 2001].
    Распределение ролей и характер общения определяют формы взаимо- действия и сотрудничества в семье. СВ. Ковалев [1987, 1988] предлагает следующую классификацию типов взаимодействия в семье:
    •сотрудничество — гибкое распределение ролей в зависимости от ста- дии жизненного цикла семьи, конкретной ситуации, индивидуальных осо- бенностей членов семьи; взаимная поддержка и взаимопомощь, высокий уровень эмпатии, готовность вместе решать конфликтные
    •паритетные отношения — союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах партнеров. По сравнению с сотрудничеством паритетные отношения характеризуются более низкой степенью эмпатии и взаимопо- мощи. При разрешении конфликтных ситуаций каждый партнер стремит- ся к личной выгоде, игнорируя интересы семьи как целого. Вместе с тем есть готовность искать компромиссное решение, понимание преимуществ сотрудничества с партнером;
    •соревнование — явно выраженное стремление к первенству на фоне со- хранения доброжелательности к партнеру. В семье сочетаются, с одной сторо- ны, кооперация на основе решения общих задач, интересов, эмоциональная поддержка, эмпатия, с другой — стремление утвердить свое превосходство в чем-либо —' в профессиональной деятельности, карьере, претензиях на лю- бовь и уважение детей. Однако самоутверждение осуществляется не за счет унижения партнера, а достижения реального превосходства;
    • конкуренция — желание обойти и «подавить» партнера любыми средст- вами. Превосходство над ним рассматривается как единственный вариант самоутверждения. Отношения супругов окрашены завистью, ревностью к успехам друг друга, ожесточением в борьбе за лидерство и единоличное гла- венство. Однако и при ярко выраженной конкуренции центростремитель- ные силы обеспечивают сохранение семьи за счет общих задач, интересов и эмоциональной привязанности;
    • антагонизм — дисфункциональность и дисгармоничность семьи, несо- вместимость, противоречивость интересов ее членов, хронический всеобъ- емлющий конфликт, переходящий в кризис, искажение или утрата эмоци- ональной привязанности. Как правило, антагонизм интересов и отношений супругов приводит к распаду семьи.
    7-6210

    98 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
    Т.М. Мишина [1987] дополняет приведенную классификацию, выделяя такие виды амбивалентных супружеских отношений, характеризующих дисфункциональную семью, как соперничество, псевдосотрудничество и изоляция. Соперничество отличается частыми открытыми столкновения- ми супругов, обусловленными несогласованностью семейных ролей и низ- ким уровнем эффективности функционирования семьи; отношения супру- гов амбивалентны, враждебность соседствует с доброжелательностью.
    Псевдосотрудничество супругов выглядит как вполне благополучные от- ношения, забота о партнере нередко преподносится в гипертрофированном варианте. Однако реальной помощи и эмоциональной взаимной поддерж- ки в такой семье нет. Изоляция предполагает дистантные отношения су- пругов, в которых внешняя согласованность действий сочетается с эмоци- ональной разобщенностью.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   29


    написать администратору сайта