|
Морено Я. Социометрия. Расстояние версты, мили Нас расставили, рассадили
Социометрия – это не чисто социологическая, психологическая, экономическая или политическая процедура, преследующая те или иные частные или социальные цели. Это синтетическая процедура, изменяющая саму жизнь группы и каждого, но не в направлении, указанном терапевтом.
Социометрические тезисы Все люди связаны между собой. Человечество – есть органическое единство, имеющее свою собственную структуру, не похожую на известные нам структуры внешнего общества, а тем более структуры социального строя и государства, существующие в данный момент. И среди всех структур и отношений, образующих социальную реальность, социометрическая структура (непрерывный самоуглубляющийся процесс спонтанных выборов и отвержений) рано или поздно определяет все остальные: социальную, экономическую, политическую, психологическую и другие. В ней – самая мощная энергетика всех изменений в человеческой реальности. Чем сильнее различаются между собой социометрическая структура и внешнее общество, тем сильнее общая социальная и психологическая напряженность данного общества (сообщества) в данной ситуации.
Реальность любого человека всегда субъективна, из таких реальностей складывается социальная реальность, которая не может быть объективно исследована и кому-то преподнесена. Она может быть познана только теми, кто в нее включен. Любой исследователь, консультант, терапевт и экспериментатор должен быть погружен в реальность той группы (личности), с которой он работает и на какое-то время стать частью ее. Нельзя проводить эксперимент над людьми, социометрическое и социо- психодраматическое вмешательство должно быть понятным каждому члену группы, «эксперимент должен стать общим делом» данной группы здесь и сейчас», он должен работать с самым актуальным для них содержанием, что является их спонтанным выбором.
Социометрический метод – это ситуативный инструмент (если условно отобразить на шкале психологических методов он будет «самым проективным». А на социологическом – самый «качественный» или «мягкий», «слабо формализуемый». Однако социометрический (драматический) метод нельзя считать ни психологическим, ни социологическим, поскольку он работает с уникальной и неповторимой ситуацией. Социометрический метод: 1) диагностирует, ищет самое актуальное для данной группы (клиента), с самого начала меняется, настраивая себя на данную реальность, идет на концентрацию всей жизни, предъявленной клиентом (группой) 2) проверяет на реальность любые понятия, привнесенные в социометрическую ситуацию всеми ее участниками (включая социометриста (драматиста), например «народ», «демократичный», «лидер», «сплоченность», «дружба» и т. д. и в то же время способствует рождению и конкретизации смыслов «здешних», ситуативных понятий, актуальных для всех присутствующих и концентрирующих их реальность 3) очерчивает границы ситуации (ее качественную определенность, насколько и где «здесь» и когда «теперь»), границы контракта между организацией социального терапевта и социальной организацией, желающий изменений (где каждый становится как бы терапевтом-экспериментатором52), границы возможной для участников глубины и степени концентрации действия. Таким образом результат имеет качественный характер, который невозможно правильно использовать без погружения в ситуацию (что обязательно нужно учесть возможному заказчику), социологическим языком это – нарратив, картинка, отражающая полный цикл социального явления от locus nascendi (места рождения).
Неравномерность выборов в любой группе и в каждой ситуации не устранима (если брать конкретный критерий образования группы и выбора, конкретную интеракцию в конкретном «здесь и теперь»). Поэтому у каждой ситуации есть своя социодинамика: свои «звезды» и отверженные, у каждой группировки есть свои лидеры и лишенные взаимности – подлинная социометрия показывает не только объем внимания к индивиду (кто именно) и его экспансивность (его внимание), но и полную реальность ситуации измерения: где именно, когда именно, конкретную направленность данной сплоченности (на кого, против или за кого, на что). Во все времена, у всех народов, при любом строе есть отверженные и остающиеся в пренебрежении индивидуумы и группы – Морено называет их «социометрический пролетариат» - поэтому в конечном счете в своем обществе они и страдают от экономической, политической, расовой, религиозной, психологической нищеты. В мире постоянно происходят революции, модернизации и прочие социальные сдвиги, которые как правило проводятся ради нуждающихся, но которые на деле только обостряют противоречия между лидерами и отверженными, между крайностями в каждом из нас: «мир, другие нуждаются во мне больше, чем я в них» и «я нуждаюсь в других больше, чем они во мне».
Результаты социометрического эксперимента, правильно построенного и в конечном счете обязательно должны приносить пользу его участникам и группе как целому. Реальное сплочение или создание группы – тоже результат. Кстати сплочение может быть «за» или «против», позитивное относительно конкретного социума или негативное (естественно то же касается и лидера) и социометрия позволяет не только это увидеть, но и повлиять на это. Но социометрия неаксиологична, то есть сама по себе она не утверждает и не навязывает ценностей, не оценивает, она может помочь проявлению реальных чувств, взгляду на себя и на нас (наше «мы») со стороны и многому другому, но не призывает: «Давайте жить дружно!» и не примиряет людей ради самого мира. Она делает отношения реалистичными и открытыми.
Социометрия вначале становится важным делом для одного, двоих, троих конкретных людей здесь и теперь. Это их «здесь и теперь» тянется множеством нитей к другим людям и связывает их не только выбором, ведь любой выбор – это и эмоционально-чувственный канал, по которому между людьми передается любое человеческое содержание: знания, энергия, ценности, верования – словом вся жизнь. То же передается и социометристу если его принимают. Социометрия – это не столько ответ почему люди поступают так а не иначе, выбирают тех, а не других, сколько возможность совместного действия Истинно мореновская социометрия – это погружение в полноту жизни всех людей и всех отношений, что на первый взгляд кажется бесконечно неисчерпаемым. Однако принцип качественной жизненной полноты требует с одной стороны проявления всех существенных связей между людьми и между событиями а с другой стороны – полноты истинной ситуации, но не фактической (в материально-формальном смысле этого слова), а концентрированной художественным способом, то есть художественной правды. Морено требует восстановления всего цикла данного социального или психологического явления от места его рождения (locus nascendi) до его социальной смерти. Этот принцип также означает отсутствие какой либо цензуры, кроме границ, установленных самой группой.
Подлинная социометрия – это не только констатация социометрической ситуации, но и первый шаг по ее изменению. Социометрия плавно и естественно переходит в социодраму и психодраму (рожденных из одного источника – методологии Морено). При этом все социальные структуры развиваются социогенетически, непрерывно, но социальные организации (как объекты) и общественные институты и формации меняются дискретно и на фоне этого социометрические методы позволяют увидеть рудиментарные структуры отношений предшествующей формации (организации) и эмбриональные структуры возможной будущей формации (организации) – все они действуют одновременно и могут сопротивляться как изменениям, так и консервации. Социодрама и психодрама также имеют диагностические функции момента, но также безотрывно от терапевтических целей, которые, впрочем, не может задать терапевт, а задает группа (что сразу же теряет форму цели в обычном смысле этого слова).
Таким образом, существующее сообщество само себя преобразует в так называемое терапевтическое с помощью социометрических методов, переходящих в социо- и психодраматические и синтезирует эти процедуры в единое целое, налаживает социостаз – равновесие между социальными атомами, связанными между собой. Если в результате появляется большее число взаимных выборов (даже если они отрицательные!), больше взаимно одинаковых (не обязательно близких!) и адекватных дистанций в связанных атомах, более реалистичное восприятие людьми друг друга, любое (пусть даже очень недружелюбное!) отношение – это означает сближение психограммы социального атома и общей социограммы – это и есть движение к социостазу. Ведет к этому равновесию – к терапии всех, кто связан друг с другом «здесь и теперь», уже не терапевт, а сами по себе люди и группы, которые стремятся к целостности. Словом групповая морено-терапия – «метод, предохраняющий и стимулирующий механизмы саморегуляции естественной группы за счет использования одного человека в качестве терапевтического агента для другого» (3).
Глубинной социометрическая матрица является (становится) потому, что социальные внешние структуры постепенно расходятся все дальше друг от друга, социальные игры разнятся, их разнообразие увеличивается, меняются «правила игры», раздвигаются рамки социальной реальности и становится все труднее это объединять в одной жизни. Энергия новой интеграции идет из глубины, из синкретически неразделимого мира «первой вселенной», из которой все произошло. Одновременно извне все человечество стремится к общению и к действию (хотя оно и бывает связано, заторможено), разворачивающемуся в общении. Именно через глубинную социометрическую матрицу общества связаны все, даже совершенно различные и несопоставимые между собой люди и группы. В поисках выхода мы идем на общение (даже если идем на конфликт – это тоже общение), ищем причины конфликтов и социальных болезней на глубине, чувства там становятся сильнее (поэтому их и называют «более глубокие»), приоткрытые отношения становятся прямее, самые сильные – любовь и ненависть приводят нас к истокам53 и к нашим противоположностям, к антиподам, антагонистам самых жизненно важных ситуаций. Любая ситуация с другой стороны, со стороны Другого и Других выглядит совершенно иначе и только социометрическим путем можно попасть на тот, другой полюс и драматическим способом на себе самом реально почувствовать то, что чувствует Другой (другие). Полюса создают универсум, целостность. К ней и стремятся наше «Я» (подобно платоновской легенде о «половинках») и наше «Мы» в поисках утраченной целостности. Социометрия и социодрама.
«Без спонтанности и процесса разогрева всей группы по отношению к общей проблеме социометрические тесты бесполезны. Подобным же образом социометрическая процедура без наблюдения, интервью и последующих за этим методов на уровне реальности является искалеченной, лишенной значения. Социометристы, для того чтобы наиболее полно использовать свои инструменты, должны объединить социометрические тесты на уровне выбора и реальности с психо-, социо- и аксиодраматическими процедурами и всегда должны быть готовы внести изменения в пользу коллектива людей, в которых они применяются» (стр. 278, подчеркнуто мною Р.З.).
Синтез социометрии и социодрамы на порядок поднимает уровень адекватности изучения и изменения групп любой численности и разнообразия (разнообразия социальных качеств) не только в силу “мягкости” этого метода (многим его формализация кажется слабой, дискретность - низкой, рациональность - недостаточной), но и в силу отказа от точности: каждый снимок-срез структуры рассматривается качественно и не претендует на полное отражение состояния группы и каждого ее члена. Социометрический снимок имеет бесконечно малую длительность и поэтому может поймать “мгновенную скорость” движения души каждого и групповой души («психодрама» дословно – «душедействие»). То есть социограмма точна, но бездвижна в момент анализа как производная, не знающая откуда шла и куда пойдет дальше замысловатая кривая жизни до и после той общей с исследовательской прямой точки, где она взята.
Точность здесь — не достоверность конкретности а процесс приближения к объёмной, драматической истине (как отличается правда от художественной правды талантливого произведения), поднимающейся из плоской социограммы в вихре социодраматического синтеза, “где дышит интеграл”. Теперь мгновенные (с точки зрения скорости и логики сюжета в группе) срезы дифференциального подхода суммируются в интегральной картине общего действия (общедействия), которая должна стать промежуточной формой концентрированной жизни этих людей. Успех интегрирования зависит не только от правильного дифференцирования, то есть поиска важнейших социометрических критериев(«вопросов») выбора “точек-производных”,, но и от самых важных поворотов сюжета в дальнейшей социодраме, которую ведет также и сама группа. Поэтому главное искусство социодраматиста всегда одновременно и идти за группой, чутко чувствуя её пульс, энергию, проблемы, климат, и вести группу за собой, находя самые острые углы проблем данной группы и обнажая их перед ней, заставляя группу дифференцироваться по самым важным для неё самой критериям, которые становятся ключевыми событиями и единицами анализа, то есть вновь возвращаться к «аналитической» фазе на новом, более глубоком уровне понимания группы «in situ».
Если дословно перевести на русский язык слово «социодрама», то оно будет звучать как «Общедействие», это:
общедействие, объединяющее (концентрирующее и драматизирующее) и изучающее общее социальное, то есть групповое действие
действительное общение, позволяющее людям понять друг друга и научиться глубокому пониманию (что очень важно для социологов и психологов), особому вчувствованию и видению ситуации. Это истинная Встреча.
действенное общение, позволяющее не только понять, но и менять социальную реальность, прошлое, будущее (расширять настоящее), отношения людей, их выборы или критерии выбора, разрешать конфликты, менять предпочтения в социальных архетипах или заставить задуматься о критериях выбора и тенденциях сюжета в новом видении — словом заниматься социатрией .
действие общей души, позволяющее исследовать жизнь социума в целом (групповое сознательное и групповое бессознательное54), жизнь любых групп внутри данной: старых и новых, существенных и номинальных, нарождающихся и растворяющихся, сознаваемых и неосознанных общностей, параллельных социальных подпространств, дух её жизни в целом55. Социодрама выявляет и исследует технологии общения — ритуалы, образцы поведения и мышления, интонации, знаки, используемые людьми в разных знакомых и незнакомых, значимых и незначимых ситуациях, выработанные в своих и чужих ролях.
|
|
|