Главная страница

Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами внеурочной деятельности по технологии. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами внеурочной деятельности по технологии аннотация


Скачать 0.57 Mb.
НазваниеРаскрытие творческого потенциала учащихся средствами внеурочной деятельности по технологии аннотация
АнкорРаскрытие творческого потенциала учащихся средствами внеурочной деятельности по технологии
Дата07.11.2022
Размер0.57 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаrabota.docx
ТипДокументы
#773815
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

Раздел 1
Теоретические аспекты развития творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности

1.1 Психолого-педагогическая характеристика понятия «творческий потенциал»


Понятие «потенциал» (от лат. Potentia – сила, возможности) отображает возможность, способность субъекта к какой-либо деятельности. В контексте данного исследования творческий потенциал следует понимать как способность индивидуума к творческой деятельности.

Трактовка понятия «творческий потенциал» в педагогической науке зависит от методологического подхода, приверженцем которого является тот или иной исследователь. В современной педагогике применяется целый ряд методологических подходов: интегрированный (реже – интегральный), средовой, компетентностный, процессный, системный, личностно-деятельностный, развивающий, синергетический и др. [1; 2, с. 20; 3], однако, такое разнообразие подходов и толкования содержания каждого из них не исключает взаимного перекрытия их зон проявления и применения.

Государственные образовательные стандарты (ГОС) начального общего, основного общего и среднего общего образования (НОО, ООО, СОО, соответственно) в редакции 2022 года предполагают реализацию в ходе образовательного процесса системно-деятельностного подхода [4-6]. Кроме того, ГОС НОО, ООО и СОО, а также разработанные на их основе примерные основные образовательные программы НОО, ООО, СОО [7] предполагают достижение в результате освоения этих программ результатов обучения трёх типов: личностных, метапредметных (т.е. «надпредметных», системных, интегральных, комплексных) и предметных. Следовательно, возникает необходимость в выделении еще одного педагогического подхода – личностного, или личностно-ориентированного.

На наш взгляд, указанные два подхода – личностно-ориентированный и системно-деятельностный  достаточно полно вмещают особенности перечисленных выше многочисленных подходов.

Таким образом, в рамках настоящего исследования считаем целесообразным рассматривать сущность понятия «творческий потенциал» в рамках двух подходов – системно-деятельностного и личностно-ориентированного. Также следует заметить, что эти подходы не исключают, а дополняют друг друга, поскольку без личности нет деятельности, гармоничное развитие личности возможно только в результате системного воздействия на неё, а личность вне деятельности неспособна к развитию.

Ставя во главу угла личность perse, приверженцы подобного подхода (С.Л. Рубинштейн, И.Я. Лернер, В.И. Андреев и др.) раскрывают творческий потенциал личности через такие её характеристики, как субъектность, самобытность, возможность создавать уникальные объекты и вести творческую (созидательную, создающую нечто новое) деятельность [2, с. 20]. Реализация творческого потенциала личности предполагает всесторонний анализ ситуации, поиск альтернативного решения проблемы, преодоление стереотипов в выборе способов деятельности и критический анализ предыдущего опыта. В результате подобной мыслительной деятельности, предшествующей практическому воплощению творческой идеи, происходит качественное изменение, развитие личности [2, с. 20-21].

В рамках личностно-ориентированного подхода творчество как проявление креативности, или общей творческой способности, имеет дуалистическую природу, выражаясь одновременно в потенциальной (творческий потенциал) и в актуальной (творческая деятельность) формах [8, с. 244]. При таком понимании творческого потенциала как способности к творческой деятельности, её личностной внутренней основы происходит структурирование творчества на два взаимосвязанных элемента: потенциала как внутриличностного зачатка внешнего проявления творческих способностей – выражения творчества в виде объектов материальной и нематериальной культуры как результат творческой деятельности.

Таким образом, реализация творческого потенциала предполагает практическое применение творческих способностей личности, иными словами, определённую деятельность индивидуума. А следовательно, требуется переход к системно-деятельностному подходу к пониманию творческого потенциала.

Приверженцы данного подхода (Я.А. Пономарёв, Л.А. Даринская, Е.А. Глуховская и др.) определяют творческий потенциал как систему способностей, знаний, умений и отношений. Даная система должна включать ряд ресурсов личности, используемых в процессе её творческой деятельности:

  • мотивационный ресурс (для чего я это делаю?);

  • интеллектуальный ресурс (как это можно рационализировать?);

  • операционный ресурс (как я это делаю?);

  • психофизиологический ресурс (с помощью каких свойств моей личности я это делаю?) [2, с. 22].

Все элементы творческого потенциала как системы взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. И лишь в комплексе эти ресурсы наделяют личность тем, что называют креативностью, творческими способностями.

Но творческий потенциал в виде глубинных творческих способностей так и останется нераскрытым вне творческой деятельности.

Понятие «деятельность» предполагает, что активное взаимодействие человека с окружающей средой, в процессе которого человек творчески преобразовывает эту окружающую среду. То есть, любая человеческая деятельность в той или иной мере является творческой.

Творчество обычно понимают как создание качественно новых материальных и духовных ценностей (того, чего ранее не существовало) [9, с. 63]. При этом основным отличием творчества от, например, производства является уникальность его результата. Результат творческой деятельности неповторим. Однако, творческая деятельность по сравнению с другими видами человеческой деятельности также отличается непредсказуемостью ее результата. Невозможно точно сказать, какова будет, например, картина, написанная художником, и насколько она будет соответствовать его первоначальному замыслу. Точно также невозможно предсказать, каких результатов добьется учёный-исследователь, сможет ли подтвердить или опровергнуть свою гипотезу, удастся ли ему сделать важное открытие и т.д.

Важной характеристикой творческой деятельности является значимость ее результата не только для одного человека, но и для множества других. Хотя эта ценность далеко не всегда выражается через денежную стоимость результата творческого труда. Многие результаты творческой деятельности не имеют стоимости в денежном выражении. В то же время их ценность для всего человечества бесспорна. Ведь, например, результаты научного творчества помогают людям лучше понимать окружающий мир, его законы и закономерности, и использовать их в своих практических целях. То же можно сказать и о произведениях литературы и искусства [10, с. 73].

Результаты творческой деятельности характеризуются в большей мере субъективной, чем объективной стоимостью. И эта субъективная стоимость формируется не автором, а другими людьми, которые определяют ценность результат чужого творчества со своей индивидуальной точки зрения.

Таким образом, творческую деятельность можно определить как процесс создания человеком качественно новых материальных и духовных ценностей, которые характеризуются уникальностью, значимостью не только для их автора, но и для других людей, а также преобладанием их субъективной оценки над объективной.

Объединение двух выделенных выше подходов к трактовке творческого потенциала – личностно-ориентированного и системно-деятельностного, – а также раскрытие взаимосвязи творческого потенциала как способности к творчеству и творческой деятельности как реализации творческого потенциала, позволяет представить структуру творческого потенциала личности следующим образом:

  1. нереализованный творческий потенциал – способности к творчеству, которыми обладает индивидуум и для реализации которых необходимо создание определённых условий;

  2. реализованный творческий потенциал – творческая деятельность и её результаты как выражение творческих способностей, воплощённое в объектах материальной и духовной культуры.

Подобное понимание сущности творческого потенциала и его структуры позволяет глубже проникнуть в смысл понятия «развитие творческого потенциала».

Развитие творческого потенциала предполагает, с одной стороны, выявление и развитие творческих способностей индивидуума, его креативности, а с другой – оказание содействия в поиске путём выражения этих способностей. В практическом выражении развитие творческого потенциала происходит через развитие аналитического мышления, преодоление мыслительных и деятельностных стереотипов, воспитание самостоятельности, обучение продуктивному применению умений и навыков (т.е. применению ранее сформированных умений и навыков в ситуациях, отличных от тех, в которых они были сформированы) [11, с. 43-44].

Указанные механизмы, хотя и были предложены для развития творческого потенциала в сфере научного, технического и иных подобных видов творчества, на наш взгляд, подходят и развития потенциала в иных сферах творческой деятельности. А таковых выделяют достаточно большое количество. Приведём лишь одну из наиболее широко используемых классификаций [12]:

  1. социальное творчество (деятельность по созданию новых или усовершенствованию трансформацию существующих общественных отношений);

  2. научное творчество (деятельность по производству нового знания, по раскрытию новых законов и закономерности окружающего мира);

  3. техническое творчество (деятельность по превращению научного знания в применимую на практике производительную силу);

  4. художественное творчество (деятельность по созданию эстетических ценностей, по свободному соединению фантазии и реальности, по инициации эмоционального, эстетического, нравственного отклика общества или отдельных индивидуумов).

Разделение творчества на отдельные его виды, столь не похожие друг на друга, требуют построения соответствующей композиции творческого потенциала путём выделения в его составе потенциала к социальному, научному, техническому, художественному творчеству, в рамках каждого из которых с требуемой степенью конкретизации могут быть выделены более мелкие элементы.

Резюмируя изложенное, считаем целесообразным представить творческий потенциал как систему взаимосвязанных элементов таким образом, как это представлено на рис 1.1.


Рисунок 1.1  Структурно-логическая схема концепта «творческий потенциал»

Разработано автором.
Тогда творческий потенциал следует понимать как совокупность творческих способностей личности (нереализованный творческий потенциал), направленных на создание чего-либо нового в процессе социальной, научной, технической и художественной творческой деятельности (реализованный творческий потенциал).
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта