Главная страница
Навигация по странице:

  • История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика. 2. Приемы и методы обучения игре на фортепиано.

  • 1.Дать психолого-педагогическую характеристику ребенку дошкольного возраста. Охарактеризуйте уровень его музыкального развития.

  • 2. Организация и планирование учебного процесса в классе фортепиано ДМШ.

  • Главными критериями выбора репертуара являются

  • Направления работы педагога в решении этой проблемы

  • Основные факторы, положительно влияющие на мотивацию занятий музыкой

  • Музыкальная педагогика. Разработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика


    Скачать 317.44 Kb.
    НазваниеРазработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика
    Дата29.05.2020
    Размер317.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМузыкальная педагогика.docx
    ТипСценарий
    #126628
    страница1 из 19
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19



    Билет №1 Зубова

    1. История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика.

    2. Приемы и методы обучения игре на фортепиано.

    3. Разработать сценарий лекции-концерта или тематического вечера в ДМШ (тема по выбору студента).



    1. История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика.

    2. Приемы и методы обучения игре на фортепиано.

    В современных условиях, при большой загруженности детей, особенно важно использовать наиболее эффективные методы занятий, выработанные опытом педагогов-практиков и рекомендуемые современной наукой – педагогикой и психологией. Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика, к его интеллекту, - это основные методы воздействия при обучении игре на любом инструменте, в том числе игре на фортепиано.

    Приемы обучения: словесные пояснения педагога и исполнительский показ.

    Наиболее благоприятная ситуация возникает в тех случаях, когда педагог, используя традиционные методы воспитания, сочетает их с рекомендациями теории развивающего обучения. Применительно к работе в классе фортепиано, это означает продумывание педагогом путей для максимальной активизации самостоятельности учащихся в решении тех или иных технических и художественных задач, которые перед ним возникают, т.е. это поощрение его творческой инициативы. Педагог должен разумно сочетать в своей практической деятельности различные методы и приемы обучения в

    зависимости от индивидуальности ученика, т.е. от его способности, характера, уровня развития и т.д.

    Обучение фортепианной игре – сложный и многогранный процесс, включающий в себя не только пианистическое, но и общемузыкальное развитие учащихся. Необходимым его элементом является воспитательная работа, которая сводится к следующим основным направлениям:

    1) воспитание мировоззрения и моральных качеств ученика;

    2) воспитание воли и характера;

    3) воспитание эстетических вкусов и любви

    к музыке (в том числе и к народной);

    4) воспитание интереса и любви к

    работе за инструментом;

    5) забота о здоровье и физическом развитии.

    Педагог по специальности должен быть для ученика, в первую очередь, учителем Музыки, а уже потом учителем фортепианной игры; он призван научить ученика любить и понимать музыку, самостоятельно мыслить, работать, добиваться поставленной цели, т.е. по словам Г.Нейгауза "стать как можно скорее ему ненужным". Авторитет педагога, опирающийся на его общую культуру, знания, человеческие качества – это важное условие полноценной воспитательной работы в классе. Существуют различные формы воспитательной работы:

    1 Урок, как основная форма обучения и воспитания, позволяющая педагогу использовать свои профессиональные знания и эрудицию в полном объеме.

    2 Проведение музыкальных вечеров и концертов просветительского характера силами учащихся ДМШ в общеобразовательных школах.

    3 Классные собрания с различной тематикой,

    позволяющие педагогу использовать эффективные формы коллективного

    воздействия на ученика.

    4 Совместные посещения концертов, театральных спектаклей, открытых репетиций оркестра и хора с последующим обсуждением; встречи с известными исполнителями, композиторами,

    студентами училищ и консерваторий. 5 Проведение педагогом родительских собраний, посещение родителями уроков по специальности с целью контроля успеваемости своего ребенка.

    Урок по специальности представляет собой основную форму обучения и воспитания ученика-пианиста, это отдельное звено в общей цепи учебного процесса. Общее назначение урока, при всем разнообразии целей, вытекающих из его конкретных условий, – это проверка состояния работы ученика на данный момент и обеспечение ее успешности в дальнейшем.

    Структура урока: Проверка домашнего задания, желательно при этом, чтобыпедагог не прерывал игру ученика частыми комментариями. После прослушивания педагог должен остановиться на достоинствах и недостатках исполнения, стараться не перегружать своими замечаниями внимание ученика, лучше делать их поэтапно, а не все сразу. Работа над разучиваемыми произведениями. Иногда целесообразнее остановиться на наиболее типичных для данного сочинения трудностях. Можно пройти все произведение, можно взять более трудные, "узловые" моменты и поработать над ними, при этом используя, наиболее эффективные в данный момент, методы работы. Это могут быть как словесные пояснения, так и игровой показ педагога. Уходя с урока, ученик всегда должен знать конкретное домашнее задание. Младшим школьникам его необходимо записать в дневник и попросить еще раз прокомментировать. Урок не обязательно начинать с гамм и этюдов, можно начинать с того материала, который в данный момент наиболее важен. В процессе урока, особенно, если педагог видит, что ученик устал, ему можно предложить почитать с листа. Одна из важнейших проблем – взаимосвязь урока и домашних занятий учащихся. Успешной эта работа будет только в том случае, если учащийся приобретет не только желание, но и умение заниматься самостоятельно.

    Самостоятельная работа ученика всегда основывается на музыкальной осмысленности, слуховой активности, отчетливом представлении конкретной

    цели занятий и на обеспечении сознательного к ним отношения. Длительное время следует показывать ученику, как надо работать над произведениями, чтобы в дальнейшем выработать у него интерес к самостоятельным занятиям.

    учеником успехах.

    Билет №2 Кодаченко

    1. Закономерности и принципы музыкального образования и воспитания.

    2. Воспитательная работа педагога в классе фортепиано ДШИ.

    3. Разработать план воспитательной работы или индивидуальный план на учащегося в классе фортепиано (тема по выбору студента).

    Билет №3 Кодаченко Иванова

    1. Дать психолого-педагогическую характеристику ребенку дошкольного возраста. Охарактеризуйте уровень его музыкального развития.

    2. Организация и планирование учебного процесса в классе фортепиано ДШИ.

    3. Разработать сценарий лекции-концерта или тематического вечера в ДМШ (тема по выбору студента).

    1.Дать психолого-педагогическую характеристику ребенку дошкольного возраста. Охарактеризуйте уровень его музыкального развития.

    Ранний и младший дошкольный возраст - период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможности приобщение ребенка к музыкально-дидактическим играм. На первом году жизни, отмечают психологи, у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А. А. Люблинской, у малыша на 10—12-й день жизни возникают реакции на звуки. На втором месяце ребенок прекращает двигаться и затихает, прислушиваясь к голосу, к звучанию скрипки. В 4—5 месяцев отмечается склонность к некоторой дифференциации музыкальных звуков: ребенок начинает реагировать на источник, откуда раздаются звуки, прислушиваться к интонациям певческого голоса. С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым комплексом оживления, радуется или успокаивается. К концу первого года жизни малыш, слушая пение взрослого, подстраивается к его интонации гулением, лепетом. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное питание с самого раннего возраста.

    Второй год жизни: при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребенок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребенок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

    Третий и четвертый год жизни: у детей повышается чувствительность, возможность более точного различения свойств предметов и явлений, в том числе и музыкальных. Отмечаются также индивидуальные различия в слуховой чувствительности. Например, некоторые малыши могут точно воспроизвести несложную мелодию. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Происходит переход от ситуативной речи к связной, от наглядно-действенного мышления к наглядно - образному, заметно укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребенка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют в известной степени самостоятельно плясать и играть.

    Пятый год жизни: он характеризуется активной любознательностью детей. Это период вопросов: «почему?», «отчего?». Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыка веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация.

    Шестой и седьмой год жизни: это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Но это не означает, что аналитическая деятельность может нанести вред целостному восприятию, исследования, проведенные в области сенсорных способностей и музыкального восприятия детей, показали интересную закономерность. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребенок может выделить эти средства и, учитывая их действовать в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам.

    У детей 6—7 лет еще более укрепляется голосовой аппарат, расширяется и выравнивается диапазон, появляется большая напевность, звонкость. Песни, пляски, игры исполняются самостоятельно, выразительно и в какой-то мере творчески. Индивидуальные музыкальные интересы и способности проявляются ярче.

    Таким образом, дошкольный период детства является сензитивным для восприятия музыки как искусства, для формирования первых представлений об эмоциональной природе музыки, а также для организации процесса приобщения ребенка к музыкальной деятельности.

    Игра— это свободная деятельность, в которой важен не столько результат, сколько сам процесс, доставляющий ребенку удовольствие. В дошкольной педагогике игра издавна использовалась для обучения и воспитания детей. Она являлась непременным атрибутом и народной педагогики. Ее образы передавались самым маленьким детям из поколения в поколения через взрослых и старших детей в народных песнях, играх, играх - потешках, прибаутках.

    В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т. д.

    Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную. Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваясь в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки - в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, тихие - другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т. д.

    В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки сред­него регистра - второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.

    Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

    В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Практическое изучение развития музыкально-сенсорных способностей у детей старшего дошкольного возраста в ходе музыкально – образовательной деятельности показывает ее эффективность при условии правильной ее организации. Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающих детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. Применение музыкально-дидактических игр и пособий на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно.

    2. Организация и планирование учебного процесса в классе фортепиано ДМШ.

    Учебный  процесс  в музыкальной школе всегда выстраивается в соответствии с учебными планами. Он  должен  быть  продуман  таким образом,  чтобы   содействовать  развитию  у  учащихся  любви  к  музыке  и  расширению  их  музыкального  кругозора.

    В этой связи задача педагога состоит в том, чтобы суметь заинтересовать  ребенка  процессом  овладения  инструментом,  и  тогда  необходимый  для  этого  труд  постепенно  станет  потребностью.  Добиться  этого  у  начинающего  заниматься  музыкой  сложнее,  чем  в  других  отраслях искусств,  например,  в  рисовании или  танцах,  где  ребенку  легче  проявить творческое  начало  и  где  он  раньше  видит  конкретные  результаты  своей работы.

    В  основе  владения   любым инструментом  лежит  не  какой-либо технический приём, а музыкальный слух ученика. На первых этапах активность преподавателя играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе:  он  должен  систематически  давать материал, своего рода пищу для самостоятельной  работы  обучающегося. От педагога зависит создание той музыкальной базы, на которой будет строиться общемузыкальное воспитание ученика.

    Одна из важных особенностей музыкальной педагогики - выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика.

    Основа работы в музыкальных школах и школах искусств –индивидуальное обучение в классе по специальности, что позволяет преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею; воспитать у ученика качества, необходимые для овладения данным видом искусства, а также осуществлять непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей работе воспитание, выявление и развитие лучших задатков ученика, и обучение, то есть передачу ученику знаний, умений, навыков, приемов исполнительской работы.

    Индивидуальное обучение и воспитание учащихся в ДШИ осуществляется на основе индивидуального плана учащегося, в котором прослеживается и планируется его развитие за все годы обучения в музыкальной школе. При составлении индивидуальной программы учитывается принцип педагогической целесообразности: доступность изложения, лаконизм и законченность формы, совершенство инструментального воплощения. Программа каждого ученика должна быть разнообразной по стилям и жанрам. Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил ученика, включаются в план и более легкие для него, которые могут быть быстро разучены.

    Наиболее конкретная и легко поддающаяся фиксации часть индивидуального плана - это выбор репертуара. В трудах методистов справедливо подчеркивается, что основным критерием при выборе музыкального материала для учащихся должно быть его идейно-эмоциональное содержание, оказывающее глубокое влияние на формирование музыканта.  Молодое поколение, считает М. Фейгин, надо воспитывать на основе образной, реалистической, высокохудожественной музыки, что не исключает использование в ограниченной мере “инструктивного” материала. Классический репертуар, проверенный многолетним коллективным опытом, при всей его высокой ценности недостаточен для воспитания музыкантов нового поколения. Педагоги обязаны изучать, отбирать и включать в репертуар учащихся лучшее из созданного и вновь создаваемого советскими, российскими и зарубежными композиторами. Это в равной мере относится и к музыке, написанной специально для детей и юношества, и к наиболее доступной части музыки для взрослых, включаемой в репертуар учащихся.

    Программа каждого ученика - музыкальная пища растущего организма – должна быть более разнообразной, ученику нужны и легко усваиваемые, и требующие больших усилий произведения. В программе ученика всегда должна иметься хотя бы одна соответствующая его склонностям пьеса, которую он может хорошо исполнить публично, проявив себя с лучшей стороны. Наряду с этим в работе должны быть и произведения, дающие возможность развивать недостающие пока ученику качества исполнения, расширяющие его музыкальный кругозор, воспитывающие его вкус, помогающие ему всесторонне развивать владение инструментом.

    О значении подбора репертуара учащимся А.Б. Гольденвейзер пишет следующее: “Какую литературу давать детям? Надо давать хорошую музыку. Есть целый ряд произведений в детской классической литературе, вроде сонатин Клементи, легких произведений Баха и т.п., есть немало хороших произведений более поздних композиторов, есть много ценного у русских, советских авторов, которые создали большую детскую литературу, - достаточно указать на Чайковского, Майкапара, Гедике и многих других. Если исполнитель очень  склонен к  классической музыке, надо давать ему современный репертуар, если он склонен к современному репертуару, ему надо давать классическую музыку.”

    Среди педагогов встречаются сторонники “классического” воспитания детей, которые рассуждают: “Зачем ученикам современная музыка, если есть Бах, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуман, Чайковский”. Репертуар ученика должен быть стилистически разнообразным. Искусственное отгораживание от сложившихся творческих школ ни к чему хорошему не приведет. Любой репертуарный комплекс без современной музыки будет обедненным и неполноценным. Репертуарный комплекс должен охватывать произведения различных стилей, жанров и периодов - от старинной до современной музыки.

    Л. Баренбойм в своих трудах утверждал, что: “Современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классикой, но не обгоняя и не опережая её.” По мнению многих педагогов, умело составленный репертуар -  важнейший фактор воспитания музыканта

    Главными  критериями  выбора  репертуара  являются:

    - художественная ценность произведения, где основные составляющие этого понятия -  глубина содержания и совершенство музыкальной формы;

    - доступность, трактуемая как динамично развивающееся понятие, отражающее исполнительский уровень конкретного учащегося”.  

    Важность  правильного  выбора  при  обучении  игре  на  фортепиано  признаётся  всеми  педагогами.  О  требованиях  к  его  подбору  написаны  многочисленные  пособия,  методические  разработки  и  теоретические  труды. Т.Б. Юдовина Гальперина считает, что “репертуар для начального обучения должен отвечать “логике усвоения ребенком материала”, что должны учитываться индивидуальные особенности конкретного ученика, что музыка, “строго и сурово” отобранная для обучения, должна быть “пусть самой простой, но талантливой”. При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности, в которых как в зеркале отражаются душевная организация, сокровенные желания. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. Инаоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.

    Отношение обучающегося к музыке - мотив для занятий ею сегодня, но многие педагоги скорее ориентируются в своей работе на освоение инструмента, чем на освоение языка музыки. Такая позиция является основной причиной того широко распространенного явления, что подавляющее число выпускников музыкальных  школ так и  не приобщились к музыке за время обучения.

            Направления  работы  педагога  в  решении  этой  проблемы:

    Определение  музыкальных  познаний,  пристрастий  ученика,  как  отправной  точки  для  его  дальнейшего  индивидуального  развития.

    Целенаправленная работа педагога с учеником над освоением музыкального языка - образного содержания и структурного строения произведений, направлений, стилей, жанров, различных форм и т.д. Мотивация занятий музыкой будет возрастать естественным путем по мере освоения музыкального языка. С расширением круга музыкальных интересов, формированием вкуса ученика, музыка становится частью его внутренней, духовой жизни; он уже не только занимается на инструменте, но и слушает музыкальные записи, посещает концерты.

    Нормальным  можно  считать  положение,  при  котором  уровень  освоения  музыкального  языка,  а,  следовательно,  и  уровень  музыкального  мышления  несколько  опережает  инструментальное,  техническое  развитие  учащегося.  Мотивация  занятий  в  таких  случаях  носит  духовный  характер  и  способствует  оптимальному  развитию  всех  процессов  становления  юного  музыканта.

    Репертуар –важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке.

    Основные факторы, положительно влияющие на мотивацию занятий музыкой:

    Увлеченность  музыкой:

    а) Освоение  языка  музыки  и  развитие  музыкального  вкуса.

    б) Доступный  на  первом  этапе,  лучше  знакомый  репертуар.

    в) Слушание  музыки  в  концертах,  записях,  игра  педагога.

    г) Выступления  на  концертах,  перед  классом,  родителями.

    д) Игра  в  ансамбле,  коллективные  занятия.

    Контакт  ученика  и  педагога:

    а) Заинтересованность  и  благожелательность  педагога.

    б) Уважение  к  ученику,  желание  понять  и  изучить  его  личность.

    в) Общение  с  учеником  на  самые  различные  темы.

    г) Внеклассная  работа.

    Психологические  аспекты  мотивации:

    а) Работа на результат – успешность работы рождает интерес и любовь к ней.

    б)Поощрение  и  помощь  ученику  в  проявлениях  инициативы,  творческого  самовыражения.

    в) Использование педагогом факторов, стимулирующих занятия: самолюбия, конкурентности участия в конкурсах. Стимулирование младших учеников игрой продвинутых старших.

    г) Поощрение  ученика.

    Работа  с  родителями:

    а) Родитель репетитор в домашних занятиях своего ребенка. Поэтому его присутствие на уроках необходимо.

    б)Заинтересованность родителей занятиями ребенка –это благожелательная домашняя атмосфера, повышающая интерес ученика к занятиям, поднимающая их престижность.

    Любовь  к  своему  инструменту.

    Любой способ, позволяющий стимулировать занятия музыкой, будет способствовать успешному развитию ученика, так как создающиеся благоприятные психологические предпосылки не замедлят сказаться на качестве работы.

    Билет №4 ГОЛЕВА

    1. Виды музыкальной деятельности, их взаимосвязь.

    2. Музыкальные способности и их развитие в процессе обучения игре на фортепиано.

    3. Разработать план воспитательной работы или индивидуальный план на учащегося в классе фортепиано (тема по выбору студента).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта