Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Основные задачи в работе над этюдом в младших классах ДШИ.

  • Музыкальная педагогика. Разработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика


    Скачать 317.44 Kb.
    НазваниеРазработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика
    Дата29.05.2020
    Размер317.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМузыкальная педагогика.docx
    ТипСценарий
    #126628
    страница7 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19

    1.Назовите и охарактеризуйте этапы становления и развития музыкальной педагогики.

    Этапы становления музыкальной педагогики соответствуют исторической периодизации: 

    1. Музыкальное образование Древнего мира. 

    Передача музыкального опыта начала осуществляться наравне с передачей опыта в других сферах деятельности, так как музыка к этому времени стала необходимым элементом жизни людей. В местах первичного расселения людей сложились четыре крупнейшие цивилизации Древнего Востока: Египет, Шумерская держава (Междуречье), Древний Китай и Древняя Индия. Именно там были изобретены первые музыкальные инструменты: глиняные и деревянные духовые (Египет, Междуречье, Китай); ударные и примитивные струнные (Индия). В III–II тысячелетии до н.э. появились первые музыкально- образовательные учреждения: в Индии, в храмах, посвященных Шиве и Ганеше, существовали школы, где обучали игре на храмовых музыкальных инструментах и готовили профессиональных танцовщиц. Музыка как элемент китайской культуры складывалась под влиянием религиозно-философских доктрин: буддизма, конфуцианства, индуизма.

    Следующей исторической ступенью является период продолжительностью приблизительно 20 веков: начиная с XV в. до н.э., именуемый античностью. В Древней Греции и Древнем Риме был достигнут высокий уровень культуры, распространившийся на многие сферы, в том числе музыкальное образование. Музицировали на инструментах, среди которых наибольшее распространение получили лира, кифара и авлос. Механиком Ктесебием во II в. до н.э. был сконструирован гидравлос – водяной орган. В этот период появились первые образцы инструментальной нотации, были сформулированы основы теории музыки (учение о ладе, ритме, мелодии, модуляции, музыкальной форме, музыкальных инструментах). Были созданы первые педагогические теории в области музыки: школа профессиональной кифародии под руководством Лизандра, школа авлевтики, которой руководил Полимнекст. Первым хормейстером древности, имя которого сохранилось, был Стесихор. К III в. до н.э. получила распространение хейрономия – условная жестикуляция для управления хором, где движения пальцев показывали мелодическую фигурацию, ритм, динамику, агогику. Образованным считали человека, имеющего «мусическое образование». В соответствии с учением Платона, обязательными для изучения были литература, математика, музыка и гимнастика. Литература и математика полагались необходимыми для развития ума, гимнастика – тела, а музыка – души. Идеи Платона о роли музыки в формировании гармоничной личности развил Аристотель. В Древнем Риме взгляды на музыку долгое время находились под влиянием философских учений: стоицизма, эпикурейства, скептицизма. В целом музыкальное искусство в Древнем Риме имело развлекательно-зрелищный характер и функционировало преимущественно в виде масштабных театрализованных мероприятий. К той эпохе относятся первые профессиональные конкурсы музыкантов- инструменталистов и певцов: «греческие состязания» под покровительством императора Нерона, в которых он сам выступал как певец и кифаред.

    2. Музыкальное образование Средневековья. 

    С гибелью античности наступил резкий упадок культуры на большей части Европы, за исключением Византии, в раннем средневековье бывшей основной хранительницей античных традиций. От греко-римского мира византийская школа унаследовала классическое образование, основу которого составляло изучение семи свободных искусств. Традиционно основоположником системы обучения, основанной на «свободных искусствах», считался софист Гиппий. Учение о свободных искусствах было систематизировано в V в. Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвященном обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест. Курс обучения, позволявший получить всестороннее образование, складывался из дисциплин тривиума и квадривиума. Тривиум включал грамматику, риторику и диалектику. Квадривиум – математику, музыку, астрономию и физику. Однако содержание образования отличалось от античного: в его основе лежало религиозное начало.

    Музыкальное образование сделало значительный шаг вперед именно в средние века, так как изучение музыки входило в содержание богословского образования. Епископские кафедры, на основе которых впоследствии, в среднее и позднее средневековье, возникли университеты, стали центрами изучения музыки. Это определило тот подход к музыкальному образованию, который российские исследователи называют «умопостижением» (Г.Б. Корнетов, О.Е. Кошелева). Была начата также реформа системы нотации. Синкретичность музыкальной деятельности уже тогда предопределила будущий тип музыканта-универсала. многие выдающиеся мыслители средневековья оставили труды о музыке. Это трактат Августина «О музыке», фундаментальный труд Боэция «Наставление к музыке», трактаты Кассиодора. В этих работах рассматриваются вопросы ритма, метра, движения, а также воспитательной роли музыки. Боэций теоретически обосновал структуру средневековой системы образования, в частности, ее высшей ступени – квадривиума, который был положен в основу образования среднего и позднего средневековья. В XII в. католическая церковь приняла орган, оценив силу его психологического воздействия на людей. С этого периода начало развиваться искусство игры на органе, которое передавалось от мастера- учителя к немногим наиболее способным ученикам. В это время в Европе начали появляться первые музыкально-педагогические руководства. В поле зрения педагогов стали включаться вопросы инструментоведения. Завершилась реформа системы нотации с нотно-линейным типом записи, возник еще один раздел теории музыки, связанный с обучением музыкальной грамоте.

    3. Музыкальное образование эпохи Возрождения 

    XIV–XVII вв. характеризуются тем, что в Западной Европе музыкальное образование вышло из рамок церкви и начало принимать светские формы. Менестрели, олицетворяющие некое единение народной и светской традиции, в эпоху Возрождения зачастую оставались во дворцах вельмож и впоследствии составили одну из основ светского музицирования. Музыка эпохи Возрождения выполняла не только гедонистическую функцию. Именно нравственное совершенствование выдвигалось в качестве цели музыкального образования, речь шла о духовном возрождении идеалов античности. К этому времени относится начало нотопечатания, расцвет любительского музицирования, приведшие к переосмыслению социального статуса музыки. Появилась музыка «народная» и музыка «ученая» – для «неискушенных любителей» и для «изысканных ушей» (для «сеньоров и князей»). Просматривалась тенденция элитарности музыкального образования. В этот период видоизменялись и совершенствовались сами музыкальные инструменты. Путь от крохотного ящичка со струнами (пошетты) до виолы да браччьо и, наконец, скрипки проделал самый популярный струнно-смычковый инструмент. Другая разновидность виолы – виола да гамба – превратилась в виолончель. Эти инструменты были излюбленными в Италии. Видоизменялись и струнно-щипковые инструменты: наиболее популярными из них постепенно стали лютня (Италия, Франция) и гитара (Испания). Постепенно совершенствовали свои возможности духовые – деревянные и медные. В Х в. было изобретено значительное усовершенствование органа – система самовозвращающихся клавиш. Дальнейшие изобретения постепенно приблизили его к современному органу: в XV в. была изобретена педаль, в XVI в. – усовершенствована система регистров. Возникло множество клавишных инструментов: клавесин (Франция), верджинал (Англия), чембало или клавичембало (Италия), флюгель (Германия). В 1528 г. был написан знаменитый трактат Б. Кастильоне «Придворный» – своего рода кодекс великосветского поведения. В нем указывалась на то, что владение пением и музыкальным инструментом служит приметой душевной утонченности и истинно светского воспитания. Совершенствование клавесина привело к его коренной модификации – созданию молоточкового фортепиано (1709). Это, как и дальнейшее развитие – от прямострунного (моцартовского) фортепиано к современному фортепиано – отражало потребности и концертного музицирования, и виртуозно-исполнительских школ, и широкого музыкального образования, в истории которого клавишные музыкальные инструменты сыграли особую роль. Основу для развития клавирной педагогики заложили мастера клавесинного искусства XVI–XVIII вв. 

    4. Музыкальное образование эпохи Просвещения 

    Педагогическая мысль Просвещения приняла эстафету Возрождения и поднялась на новую ступень. Эстетическое воспитание мыслилось в эпоху Просвещения как главное средство установления «общественной гармонии». Характерной для эпохи Просвещения стала мысль о том, что посредством искусства и эстетического воспитания можно поднять человека до уровня свободной общественной, политической и нравственной жизни. В эпоху Просвещения возникли оригинальные и детально разработанные эстетико-воспитательные концепции социалистов-утопистов. Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Гер- мания. Наиболее яркую и своеобразную концепцию музыкально- эстетического воспитания разработал Ш. Фурье. Выдвинув идею целостного всестороннего воспитания, он активно поддержал мысль о педагогическом значении удовольствия в процессе приобщения детей к искусству. Ш. Фурье разработал систему конкретных мероприятий с целью музыкально-эстетического развития детей начиная с 6- месячного возраста, выдвинул программу организации музыкально- драматических школ и институтов. В эпоху Просвещения возникают и оформляются как самостоятельные области музыкознания социология музыки, история музыки, художественная критика. Появляются специальные музыкальные словари. Д. Дидро предусматривал три блока образования: 1) философия, мораль, история, география; 2) рисование и начала архитектуры; 3) музыка, фехтование, танцы, верховая езда, плавание. В когорте деятелей французского Просвещения выделяется фигура Жан-Жака Руссо (1712-1778). Философ, писатель, композитор, Ж.-Ж. Руссо стоит в ряду великих педагогов. В конце XVII–XVIII вв. начинает складываться тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) и Георг Фридрих Гендель (1685- 1759). Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных направления: классицизм и романтизм. Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей. Итог Просвещению подводит И.В. Гёте в трагедии «Фауст», оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность. В XVI–XVII вв. в Западной Европе происходило оформление музыкальной педагогики в самостоятельную отрасль знания. Это было связано с философией Просвещения, выдающие представители которой отмечали значительную роль музыки в формировании гармонических взаимоотношений личности и общества (Р. Декарт, Ж.-Ж. Руссо). Расширились представления об общественной роли музыки и музыкального образования. Универсальность музыкантов XVI–XVIII вв., позднее постепенно утраченная и сменившаяся узкой специализацией, является отражением общего процесса движения науки и искусства от синкретической стадии к дифференцированному состоянию. В рассматриваемый период музыкальному искусству еще был свойствен синкретизм: и профессиональные композиторские, и профессиональные исполнительские школы находились на первичной стадии развития, как и музыкальная педагогика. В понятие «музыкант» включалось владение несколькими музыкальными инструментами; наличие композиторского дара и владение профессиональной техникой композиторского письма; владение искусством музыкальной импровизации; умение передавать свое мастерство ученикам. Наибольшего расцвета в этот период достигли органные и клавирные школы. Среди клавирных школ XVII–XVIII столетий выделяются: испанская, итальянская, нидерландская, германская, английская и французская.

    2. Основные задачи в работе над этюдом в младших классах ДШИ.

    Этюд (с французского - изучение, упражнение) - инструментальная пьеса, основанная на применении определенного технического приема игры и предназначенная для усовершенствования мастерства исполнителя. Обычно этюды создаются сериями, сборниками. В педагогической практике широкое распространение получили этюды для фортепиано Клементи, Генри, Крамера. Высокую художественную ценность имеют этюды Шопена, Шумана, Листа, Рубинштейна, Рахманинова, Лядова, Аренского, Скрябина.

    В конце первого - начале второго года обучения на фортепиано в репертуаре ученика появляются пьесы подвижного характера. Постепенно их скромные технические задачи становятся сложнее, а некоторые сочинения ставят целью развитие определенного технического навыка.

    Большое значение имеет систематичность и последовательность в изучении этюдов. Они эффективно служат учащимся для развития технических навыков, Этюдные сочинения К. Черни, Л. Шитте, Г. Беренса. А. Гедике, А. Лемуана, Т. Лака, А. Бертини просты и непритязательны, вместе с тем они мелодичны и даже элегантны. Техническая задача поставлена в них исключительно ясно. 

    Многие этюды отлично "тонизируют" руки, развивают гибкость и эластичность межкостных ладонных мышц. 

    Работа над этюдами позволяет воспитывать у учащихся точные ритмические навыки, метроритмическую организованность. Четкая равномерная пульсация обуславливает столь же четкие двигательные представления и, в частности, пальцевую ровность. Появление нового фигурационного рисунка обычно сопряжено с изменением метроритмической организации аккомпанемента, что помогает быстро переключать внимание с одной технической формулы на другую. Метроритм в таких случаях служит тем внутренним толчком, который способствует большей слуховой активности и более точным игровым ощущениям, ибо, как известно, восприятие временных соотношений тесно связано с двигательными моментами. Этюды не только содержат материал для технического совершенствования, но и ставят перед учащимися разнообразные и артикуляционные задачи.

    Слуховой контроль ученика имеет принципиально важное значение при работе над ними. Поставленная в том или ином этюде технологическая задача может быть решена лишь при условии, что слуховое включение пианиста будет активизировано.

    Работа над этюдами - это не только упражнения для развития кисти, пальцев - это физическая тренировка для достижения выносливости всего аппарата, укрепления пальцев. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук, певучесть.

    Систематическое прохождение этюдов необходимо для успешного развития ученика. Значение этого жанра заключается в том, что этюды позволяют сосредоточиться на разрешении типичных исполнительских трудностей и что они сочетают специальные технические задачи с задачами музыкальными. 

    При знакомстве с новым этюдом, помимо обычного разбора нотного текста, полезно проделать разбор специально технический- выяснить характерные, с этой точки зрения, особенности его фактуры. 

    В дальнейшей работе над преодолением технических трудностей следует применять всевозможные способы работы:

    1. проигрывание в различных темпах;

    2. вычленение;

    3. ритмические варианты;

    4. транспонирование всего этюда или отдельных его построений в другие
      тональности;

    5.  специальные упражнения.

    В репертуар учащихся включаются этюды на элементы гамм, арпеджио, гармонические фигурации. Большое внимание следует уделять этюдам с развитой красивой мелодией незаменимым в выработке напевного legato.

    В начале обучения техническая литература исполняется в спокойных темпах. Слишком раннее форсирование беглости вызывает "зажатость" и "тряску" рук. По мере продвижения учащихся возможен переход к относительно подвижной игре. 

    Литературы для 3-4 классов характерна оптимистической определенностью и развитой фактурой (этюды на пальцевую, фигурационную, аккордовую технику, технику арпеджио, этюды со сложным мелодическим, гармоническим и ритмическим содержанием). Главный критерий при отборе этюдов - их художественная и педагогическая ценность. Сроки изучения этюдов должны быть гибкими. 

    Методика изучения этюдов зависит от данных учащихся и их продвинутости. Первое требование - грамотный разбор текста. 

    Изучение этюдов (после разбора) основывается на 3-х частном действии: игра целиком — работа над деталями — игра целиком. По поводу степени трудности изучаемых этюдов существуют разные точки зрения.

    В младших классах необходимо уделять большое внимание важным элементам техники - гаммам и арпеджио. Для работы над ними используются различные этюды, в первую очередь Черни. Большинство многочисленных этюдов этого автора служит развитию мелкой пальцевой техники - быстроты, ровности и отчетливости исполнения. Особенно полезны они для тренировки в гаммах - виду техники, которому Черни придавал огромное значение.

    Полезно использовать подготовительные упражнения: поиграть те же фигуры с отдельных звуков различных трезвучий - основного тона, терции, квинты. Гаммы в этюде даны в виде небольших отрезков протяжением в одну октаву. Помимо этого, имеются пассажи из позиционных фигур. Учить все эти последовательности надо в медленном темпе и методом вычленений.

    При подкладывании 1 пальца необходимо добиться того, чтобы движения его были плавными, и он опускался на клавишу без толчка.

    Среди наиболее трудных последовательностей шестнадцатыми надо отметить следующие такты в партии левой руки.

    Учащиеся часто не доигрывают или переигрывают трель, иногда "комкают" ее. Для устранения этих недостатков надо наметить опорные точки - особенно важно ясно ощутить и отметить легким акцентом момент смены движения, приходящийся на сильную долю такта. 

    Большое значение в разбираемом этюде имеет правильное исполнение аккордов. Аккорды staccato надо играть легко и остро, аккорды четвертями и половинными - полно, погружая руку в клавиатуру. В целом этюд должен прозвучать очень жизнерадостно и ритмически упруго.


    Билет №13 Билибова

    1. Восприятие как главный вид музыкальной деятельности учащихся на уроке музыки.

    2. Художественное и пианистическое развитие ученика старших классов ДШИ в работе над произведениями малой формы.

    3. Разработать сценарий лекции-концерта или тематического вечера в ДМШ (тема по выбору студента).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19


    написать администратору сайта