Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.Художественное и пианистическое развитие ученика старших классов в работе над пьесами.

  • Пьесы виртуозного характера

  • Ф.Шпиндлер.Тарантелла. 5 класс.

  • Э. Григ «Кобольд» 5 класс

  • Пьесы с элементами джаза

  • Музыкальная педагогика. Разработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика


    Скачать 317.44 Kb.
    НазваниеРазработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика
    Дата29.05.2020
    Размер317.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМузыкальная педагогика.docx
    ТипСценарий
    #126628
    страница8 из 19
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19

    1.Восприятие как главный вид музыкальной деятельности учащихся на уроке музыки.

    Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Чем разнообразнее и активнее деятельность на уроке музыки, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творческих способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей. К видам музыкальной деятельности на уроке музыки относятся:

    1. Восприятие музыки

    2. Хоровое пение

    3. Музыкально-ритмические движения

    4. Игра на детских музыкальных инструментах

    5. Творчество учащихся

    Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально-осознанного постижения содержания музыкального произведения.

      Особенности музыкального восприятия.

    Музыкальное восприятие - сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно – образное отражение действительности. Слушатель как бы «вживается» в музыкальные образы произведения. Однако почувствовать в музыке настроение – это ещё не всё, важно осмыслить идею произведения.

    Вид музыкальной деятельности - слушание – даёт возможность познакомить учащихся с доступной им музыкой известных композиторов, получить необходимые знания о музыке, её выразительных средствах и музыкантах.

    В процессе восприятия музыки детям прививается любовь к высокохудожественной музыке, формируется потребность в общении с ней, воспитываются их музыкальные интересы и вкусы, формируется представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроения человека.

    Однако процесс слушания не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них музыкальные, творческие способности, а также интерес и музыкальный вкус.

    В начальной школе учитель учит детей:

    - внимательно слушать музыкальное произведение от начала до конца, воспринимать музыку;

    - проникаться её эмоциональным содержанием;

    - делать посильный разбор произведения (эмоционально-образное содержание, средства музыкальной выразительности, исполнение);

    - узнавать по звучанию изученные музыкальные произведения и имена композиторов.

    Основой любого музыкального произведения является интонация – выразительность, ядро музыкального образа. На основе принципа повтора и контраста интонация приводит к развитию музыкального образа.

    Музыка воздействует на человека благодаря комплексу выразительных средств. Это - ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм. Они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с переживаниями человека.

    Восприятие музыкальных образов происходит в результате своеобразной творческой деятельности слушателя, так как включает его собственный опыт.

    Слышать музыку – значит не только эмоционально откликаться на неё, но и понимать и переживать музыку, её содержание, хранить её образы в своей памяти, внутренне представлять её звучание. Поэтому восприятие музыки – это способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности, а не механическую сумму разных звуков.

    Условно выделяют следующие этапы восприятия музыкального произведения:

    1.Вступительное слово учителя.

    2.Исполнение (слушание) произведения.

    3.Беседа о прослушанном произведении, его анализ.

    4.Повторное прослушивание произведения.

    5.Слушание музыкального произведения на последующих уроках с целью повторения, закрепления, сравнения его с новыми произведениями (сравнение музыкальных образов).

    Вступительное слово учителя предполагает решение двух взаимосвязанных задач: помочь детям воспринимать музыку и заинтересовать их, подготовить к слушанию, должным образом настроить.

    Слово учителя должно быть кратким, живым, поясняющим всё непонятное детям .

    При исполнении произведения особенно важным представляется качество звучания музыки в исполнении учителя. Разбор произведения, прежде всего, должен быть нацелен на то, чтобы «музыка была и понятна, и произвела должное впечатление».

    Педагог создаёт все условия для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Благодаря этому происходит более сильное воздействие на чувства и мысли детей. У них формируются навыки культурного слушания, умение рассуждать о музыке, то есть давать эстетическую оценку её содержанию.

    У каждого ребёнка с его особым внутренним миром свои интересы. В тоже время в определённом возрасте детей объединяют и общие увлечения. Младшие школьники с радостью слушают весёлую, жизнерадостную музыку, а также произведения, посвящённые героической тематике. Их привлекают пьесы, выражающие их, детский мир, отличающихся яркостью образов. Девятилетние школьники хорошо воспринимают в музыке образы героической тематики прошлого и настоящего, музыку разных народов. Подростков привлекают образы любви, образы борющегося героя. Развивая у учащихся восприятие музыки нужно стремиться формировать у детей способность следить за развитием музыкального образа, замечать изменения в её развитии, различие особенностей характера каждой части, изменение динамики.

    На начальном этапе осознание содержания произведения и средств музыкальной выразительности происходит на основе яркой, доступной детям жанровой музыки.

      Полученные знания позволяют ребятам глубже воспринимать музыку, высказывать о ней свои суждения.

    Учитель постоянно расширяет словарный запас учащихся при характеристике музыкальных образов и знакомит с музыкальными терминами.

    Для того чтобы школьники чувствовали и понимали музыку нужно направлять их внимание на характер произведения и средства его воплощения. Постепенно ребята начинают понимать, что образное содержание произведений передаётся средствами музыкальной выразительности.

    Важное значение для развития восприятия музыки имеет метод сравнения музыкальных образов.

    Развитию более тонкого и глубокого музыкального восприятия способствует формированию у школьников представления об интонации как «ядре» музыкальной мысли. Музыкальная интонация сравнивается с речевой. Так, одно и то же слово можно произнести, изменяя звучание голоса и внося различное эмоциональное содержание. Выразительность интонации ярче почувствовать можно при её пропевании, исполнении ритмического рисунка.

     Каждый ученик, имея свой музыкальный опыт и индивидуальные особенности, по-своему воспринимает музыкальное произведение. При этом восприятие музыкального образа зависит от развития музыкальных и творческих способностей слушателя. Последовательность развития музыкального восприятия должна идти от простых жанров и форм к более сложным. 

    В целом необходимыми условиями полноценного музыкального восприятия произведений искусства младшими школьниками являются:

    - систематическое педагогическое руководство;

    - эмоциональная открытость и педагога, и детей. В этом смысле ценностны радость, удивление, восхищение детьми музыкой;

    - интересная форма передачи детям музыкально-эстетических знаний;

    - небольшие объёмы музыкальных произведений, ибо «музыка, предлагаемая в больших пропорциях неподготовленному слушателю, превращается в организованный шум» (К.И.Кондрашин). 

    При каких бы обстоятельствах мы ни беседовали с детьми о музыке - мы ни на секунду не должны забывать о главной своей задаче: заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их, «заразить» их своей любовью к музыке.

    Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль.

    2.Художественное и пианистическое развитие ученика старших классов в работе над пьесами.

    Главная и конечная цель при изучении любого музыкального произведения  ̶  достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, т. е. осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно.

    Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс воспитания ученика-пианиста. Согласно программным требованиям ученик ДШИ изучает в течение одного  учебного года 10-12 (младшие классы) и 6-8 (старшие классы) пьес малой формы различного стиля, характера, уровня сложности. Для ориентации в огромном разнообразии пьес  их можно разделить на типы:

    -кантиленные;
    -жанровые;
    -клавирные;
    -виртуозные;
    -программно-характерные;
    -эстрадно-джазовые.

    Рассмотрим некоторые особенности работы над разнохарактерными пьесами.

    Кантилена (лат. cantilena ̶ распевное пение)  ̶  широкая певучая мелодия. В ходе исполнения кантиленной музыки различных жанров и стилей у учащихся заметно улучшается мелодический слух; работа над лирическими миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности, художественно-исполнительской инициативы ученика. Как правило, в основе кантиленных пьес лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает плавное и певучее исполнение. Штрих легато-основной прием игры на фортепиано, и работе над этим штрихом необходимо уделять внимание на протяжении всего периода обучения в ДМШ. Легато – это основа звукоизвлечения на фортепиано. Преподаватель должен помнить о необходимости включения в репертуар учащихся таких пьес. Работа над ними дает возможность закрепления приобретенных звуковых и интонационных представлений, воспитывает слуховой контроль и культуру звукоизвлечения; осознанное отношение к фразировке и «дыханию» мелодии.

    В распоряжении педагога-пианиста имеется ряд практических приёмов и методов, помогающих укрепить мелодический слух обучающихся:

    1. Проигрывание на инструменте мелодического рисунка пьесы отдельно от партии сопровождения. Это с одной стороны, эффективный метод пианистической работы, с другой  ̶  отличный метод развития мелодического слуха.

    2. Воспроизведение мелодии на фоне аккомпанемента (более простого или чтобы играл педагог этот аккомпанемент, а ученик играл мелодию). Ребёнок сразу представляет, как должна звучать мелодия.

    3. Исполнение на фортепиано отдельной партии аккомпанемента с одновременным пропеванием мелодии голосом вслух, затем ̶ то же, но с пропеванием мелодии «про себя»  ̶  активным внутреннеслуховым переживанием, осмыслением её.

    4. Максимально детализированная работа над фразировкой музыкального произведения, тщательное звуковое оттачивание мелодической фразы. Это укрепляет мелодический слух учащегося.

    При разучивании кантиленных пьес существует проблема в связности звуков. Задача состоит в том, чтобы связать без толчка один звук с другим, переступая с пальца на палец или передавая «эстафету» от одного пальца к другому. Шагающие пальцы ведут руку, которая подкрепляет их и в тоже время сохраняет общее плавное движение. Взаимодействие пальцев и руки придает звукам глубину, а мелодии – связность. Необходимо следить, чтобы руки были свободными, а пальцы собранными. Обращаем внимание на соотношение звучания мелодии и аккомпанемента. При этом уровень звучания сопровождения должен быть таким, чтобы можно было каждый звук мелодии дослушать до конца, ощутить разную глубину в звучании обеих рук. В музыке, как и в живописи, есть передний и задний план, между которыми должна быть «воздушная прослойка». Пьесы виртуозного характера можно встретить в репертуаре ученика музыкальной школы довольно редко. Как правило, это ученики старших классов, участники каких-либо конкурсов, где виртуозная пьеса является обязательной формой. Данные  пьесы предполагают сочетание многих художественных исполнительских задач и высокий уровень сложности (фактура, выносливость, моторика). Включение в репертуар такой пьесы не должно быть случайным. Ученика необходимо подготовить, изучив с ним ряд произведений, содержащих элементы фактуры, с которыми придется встретиться  в виртуозной пьесе. Обязательно принять во внимание физиологические особенности ребенка. Кому-то доступны произведения аккордовой фактуры, кто-то наоборот блеснет мелкой техникой и артикуляцией

     1. Безусловно, необходимо учитывать личностные особенности ученика, его «бойцовские» качества, специфику нервной системы, сценическую выносливость.

    2. Важность взаимосвязи технических сложностей и художественного замысла.

    Главный принцип работы над виртуозной пьесой состоит в том, чтобы решая технические сложности, помнить о главном – художественном замысле композитора. Именно его воплощению должна служить техническая сторона исполнения. Воспитание художественной техники – основная задача в работе над виртуозной пьесой. Приобретение техники движений всегда связано с развитием как  физических (мышечных), так и психических (волевых) свойств учащихся.

    В работе над пианистической техникой, кроме указанных свойств, требуются еще такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недоразвитость этих сторон, часто бывает причиной несовершенства техники, ее ограниченности, скованности, неровности, а также «не музыкальности», которая включает в себя и недостатки звуковой области. 

    Полезно применять такие способы как метро - ритмический – учащение метрической пульсации в тактах и артикуляционный вариант  ̶  прием  членения фразы. Одним из критериев правильного соотношения этих двух способов работы является звуковой результат; это самый надежный «компас». Другим показателем служит облегчение технического выполнения; приемы не должны вызывать скованность, а, наоборот, приводить к большей свободе, устойчивости и удобству.

    Ф.Шпиндлер.Тарантелла. 5 класс. Тарантелла (итал. tarantella)- итал. танец в быстром темпе (размеры 3/8, 6/8, 12/8), живой и страстный по характеру.

    1. При разборе данной пьесы  возникают проблемы с артикуляцией в гаммообразных пассажах в правой руке: при подкладывании 1 пальца рука «западает». Для решения этой задачи мы проигрывали партию правой руки на мелкое staccato с «высоким» 1 пальцем.

    2. В 3 части произведения обратили внимание на глубокое исполнение аккордов в левой руке: нужно обязательно снимать руку на паузах для «концентрированного» исполнения созвучий».

    3. В коде пьесы следует обратить внимание на прослушивание в правой руке нот «до» и «си» и не «заваливать» 5 палец.

    «Великим художником малых форм», «гениальным миниатюристом называли Э. Грига его музыкальные современники. Влечение к малой форме было присуще ему, прежде всего, как лирику стремящемуся к сосредоточенному высказыванию мысли и чувствам.

    Присущий Григу дар поэтической фантазии блистательно проявился в его знаменитой фантастической картинке «Кобольд» из ор.71.

    Э. Григ «Кобольд»  5 класс 

    Сложность исполнения этого произведения в четкой артикуляционности пальцев их физической активности не столько при взятии звука сколько при его снятии, в хорошем прослушивании верхнего звука в двойных нотах, темповом единстве.

    «Кобольд» произведение техничного плана, трехчастное. Для того чтобы оно получилось, необходимо играть гаммы, ганоны, аккорды и  терции. Начинать разучивание с очень медленного темпа. Полезно вычленять отдельно трудные мотивы и работать над ними отдельно. Четвертные ноты и аккорды следует исполнять острым, отрывистым ударом по клавишам. Особое внимание стоит обратить на динамику и акценты. Цель  ̶  добиться яркой, эмоциональной, техничной игры.

    Пьесы с элементами джаза. 

    Джаз – это вид полуимпровизационного музыкального искусства. 

    Какие главные задачи стоят перед педагогом? Как приобщить юного музыканта к специфическому джазовому языку с его непростой ритмикой и гармонией, помочь расширить репертуар?

    Одна из первых задач – помочь ученику разобраться с музыкальным стилем, разнообразием джазовых терминов и понятий, чтобы в старших классах ученик различал жанры, формы джазовой музыки, такие как спиричуэл, регтайм, блюз, буги-вуги, босса-нова.

    Вторая задача, не менее важная, – научить ученика чувствовать непростой синкопированный ритм, улавливать «внутренним голосом» метр,  одним словом, овладеть главным элементом исполнительской техники джаза, свингом (в пер. с англ. – качание, балансирование). 

    Заключение.

    Самым главным в музыкальных занятиях с ребёнком – помочь овладеть особенным художественным музыкальным языком. Приобщая детей к музыке, нужно увлекать их именно Музыкой, и учить всех – независимо от способностей. Учить фантазировать, думать, анализировать, слушать, бережно относиться к звуку, грамотно, содержательно и заинтересованно играть произведения слушателям, иметь собственное отношение к исполняемой пьесе. Необходимо помочь ребёнку раскрыть его внутренние резервы и через звуки попробовать выразить себя и своё видение окружающего мира. Именно работу над смыслом, содержанием и характером звука необходимо определить основным требованием обучения. Художественная игра должна рука об руку идти с техническим развитием. В 5–7 классах все явственнее прослеживаются индивидуальные различия в овладении учащимися пианистической моторикой, гибкостью, техническими навыками и приемами. Систематическая работа над этюдами, гаммами является обязательной стороной комплексного развития техники. Этюдной литературе придается наибольшее значение в этой работе. В зависимости от степени податливости пианистического аппарата количество и характер подбираемых этюдов могут быть неодинаковыми для разных учащихся. Для детей, обладающих средними музыкальными способностями, работа над этюдами, в основном, восполняет пробелы в их текущей технической подготовке. Исполнительски же перспективный учащийся приобретает навыки владения виртуозностью, необходимые для будущего профессионального развития. При обучении в старших классах большое внимание уделяется развитию гаммообразной техники. Важную роль в ее освоении играет работа над различными видами позиционных поступенных группировок. Для работы над пианистически сложной фактурой особенно эффективна форма работы, при которой учащийся применяет временные изменения фактурных средств. Среди них темповые, динамические, ритмические, артикуляционные варианты используются в наибольшей степени. Нередко наблюдаемое длительное проигрывание технически сложных эпизодов произведения только в медленном темпе притупляет исполнительское внимание ученика. Важно также предостеречь учащегося от частого проигрывания в надлежащем темпе уже удавшихся ему технических мест. Это приводит к частичному разрушению усвоенного приема.  Использование динамики в работе над техническими трудностями должно быть таким же гибким, как и отношение к темповым вариантам. Однотипному использованию динамики следует противопоставить прием сочетания контрастных сопоставлений динамических уровней с применением пластичной волнообразности звучаний. Особенно бережно следует подходить к использованию метроритмических вариантов. В репертуаре старших классов мы сталкиваемся и с крупной техникой (это двойные ноты, аккорды и октавы), что представляет немалую трудность особенно для учащихся с маленькими руками. Необходимо напомнить, что главное в двойных нотах – точность созвучия. В октавах борются с опасностью зажима кисти.

    Важную роль в развитии учащихся играет чтение с листа. Не всем учащимся мы можем предъявить одинаковые требования относительно умения читать с листа, но работать в этом направлении все-таки необходимо, так как мы выпускаем, в основном, учащихся, не связывающих свою дальнейшую судьбу с профессией. А умение работать с текстом – большая предпосылка к тому, что ученик, окончивший школу, все-таки будет садиться за инструмент. Нельзя не коснуться вопроса о волнении ученика в предконцертный период и на самом выступлении. Возросшая ответственность ученика старших классов неминуемо связана с желанием показать себя на концерте с наилучшей стороны, что у многих учащихся отрицательно сказывается на эстрадном самообладании. В числе главных задач предконцертной репетиции становится необходимость больше играть при большой аудитории, используя классные концерты и любые выступления на публике.

    Билет №14 Ганя

    1. Становление профессионального музыкального образования в Западной Европе.

    2. Формирование и развитие технических навыков учащихся средних классов.

    3. Разработать план воспитательной работы или индивидуальный план на учащегося в классе (тема по выбору студента).
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19


    написать администратору сайта