Музыкальная педагогика. Разработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика
Скачать 317.44 Kb.
|
1 Виды музыкальной деятельности и их взаимосвязь Одним из ведущих видов музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Слушание музыки предваряет разучивание песни, пляски, партитуры для детского оркестра. В основе развития музыкального восприятия лежит выразительное исполнение музыкального произведения и умелое применение педагогом разнообразных методов и приемов, помогающих понять содержание музыкального образа. Другим видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Оно проявляется в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и предполагает способность ребенка выразительно, непосредственно и искренне передавать настроение, характер музыки и свое собственное отношение к ней. Следующий вид музыкальной деятельности — детское музыкальное творчество. В дошкольном возрасте можно наблюдать лишь самые первоначальные его проявления, которые выражаются в умении создавать простейшие песенные импровизации; комбинировать знакомые танцевальные движения, создавая новые варианты танцев, находить выразительные игровые движения для передачи различных образов; музицировать на детских музыкальных инструментах. Еще один вид музыкальной деятельности — музыкально-образовательная, которая предполагает усвоение детьми элементарных сведений о музыке, ее выразительных особенностях, а также приобретение определенного запаса навыков и умений в различных пилах исполнительства. Формы организации музыкальной деятельности Теория и практика дошкольной педагогики определяют следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, в игровой, самостоятельной деятельности. Музыкальные занятия — основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной. Музыкальные способности ребенка дошкольного возраста проявляются в совместной деятельности со взрослым и другими детьми. Педагог правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого опосредованно через весь детский коллектив. При этом используется положительный пример сверстников, помогающий отстающему быстрее преодолеть трудности. Занятия проводятся в соответствии с программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности. Педагог распределяет материал на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и как бы отрезком целостного педагогического процесса. Важно также заинтересовать детей последующими занятиями, рассказать, какие они выучат песни, как подготовятся к празднику и т. п. Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими. Можно наметить примерную схему организации учебного процесса: ознакомление с новым материалом, разучивание частично усвоенного, закрепление полученных знаний. На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку. Это создает известные трудности для педагога, так как он должен, умело переключая 2. Музыкальные способности и их развитие в процессе обучения игре на фортепиано Советские психологи утверждают, что все способности поддаются развитию и что именно методике обучения определенному виду деятельности принадлежит решающая роль в проявлении человеком способностей в данной области. В процессе обучения музыке ребёнок приобретает необходимые навыки, знания, умения, проявляя при этом определенные музыкальные способности, и целесообразно найти такие методы обучения, при которых они выявлялись бы наилучшим образом. Прежде чем приступить к непосредственному обучению детей игре на фортепиано, педагог должен обогатить запас их музыкальных впечатлений, научить слушать музыку и переживать её, иначе говоря, привить детям элементарные навыки восприятия музыки. "Весь секрет таланта и гения состоит в том, - говорил Г. Нейгауз, - что в его мозгу уже живет полной жизнью музыка раньше, чем он первый раз прикоснется к клавише или проведет смычком по струне; вот почему младенцем Моцарт "сразу" заиграл на фортепиано и на скрипке". Каждого юного пианиста надо, прежде всего, научить слушать музыку заинтересованно, глубоко воспринимая услышанное с тем, чтобы у него появилась потребность выразить свои чувства в собственном исполнении. Восприятие музыки так же, как её исполнение, является творческим процессом. Педагоги знают, что часто ученику хочется самому исполнить музыкальную пьесу, которая особенно понравилась при прослушивании. Активное восприятие может перерасти в творчество. Наблюдения показывают, что интереснее передают музыку те ученики, которые любят слушать её. Чем внимательнее и напряженнее вслушиваются они в звучание, тем острее переживают услышанное. А ученики, у которых восприятие музыки не развито, слушают её не охотно, "вертятся”, смотрят по сторонам; занимаются они обычно вяло, без особого желания, их исполнение бесцветно и невыразительно. Долг педагога - "расшевелить" таких учеников, вдохнуть жизнь в их исполнение. Одним из эффективных методов является развитие у детей любви к прослушиванию музыкальных произведений (в концерте, классе, дома), умения активно переживать их содержание, непосредственно реагировать на услышанное. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально - слуховых представлений - один из эффективных методов обучения игре на фортепиано. Музыкальные способности учащихся сказываются в эмоциональном отклике на музыку, в слуховых восприятиях звуковысотного и ритмического движения мелодии, в восприятии формы, основных средств выразительности музыкального произведения, в координации между музыкально - слуховыми представлениями и пианистической техникой. Педагогу нужно знакомить своих воспитанников с тембровыми особенностями инструмента, помогая полюбить его звучание, уловить его неповторимость. Детей следует учить слушать музыку, вникать в нее, стремясь не только эмоционально, но и сознательно воспринимая ее. Знакомя учеников с песнями и доступными им фортепианными пьесами, педагог прежде всего указывает на различие в характере исполняемой музыки, ее содержания, настроения. Ярче всего оно улавливается в пьесах контрастного характера. Гораздо сложнее почувствовать своеобразие в пьесах, близких по характеру. Педагог, развивая восприятие остроритмических пьес с определенными ритмическими закономерностями, объясняет и показывает ритмы вальса, польки, мазурки, помогает учащимся определить особенности трех различных танцев: вальса (плавного, изящного, с характерным трехдольным движением), польки (двудольного живого и веселого танца), мазурки (как и вальс, трехдольной, но отличающейся острым синкопированным ритмом, стремительностью, динамичностью). Темпы этих танцев связаны с их характером: полька исполняется быстро, а вальс и мазурка - более сдержанно. Такой анализ музыкальных пьес способствует сознательному слушанию музыки учащимися, развивает активность их мышления. На первых же уроках следует учить восприятию основных средств выразительности музыки, в частности, динамических оттенков, формы исполняемой пьесы, регистров фортепиано и т.д. Для успешного усвоения лада можно предложить одну и ту же пьесу сыграть сначала в мажоре, затем в миноре. Исполнению в мажоре должно предшествовать красочное описание педагогом какого-нибудь радостного события. Рассказ педагога о неожиданном изменении ситуации и исполнение пьесы в миноре воспринимается детьми с чувством грусти. Билет №5 Билибова Возрастные уровни музыкально-эстетического развития детей. Развитие у школьников интонационно-образного музыкального мышления. Музыкальное развитие ребенка на начальном этапе обучения. Основное содержание первых уроков с детьми. Разработать сценарий лекции-концерта или тематического вечера в ДМШ (тема по выбору студента). 1.Возрастные уровни музыкально-эстетического развития детей. Развитие у школьников интонационно-образного музыкального мышления. Знание возрастных особенностей детей даёт возможность находить более эффективные способы управления психическими процессами ребёнка, в том числе и музыкальным развитием. В дошкольном детстве (3-7 лет) ребёнок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности . В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, а в старших группах — игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество. В дошкольном периоде дети различных возрастов значительно отличаются по своему развитию. Дети 3-4 лет находятся в переходном периоде — от раннего к дошкольному. Происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, укрепляется организм, улучшаются функции мышечно-двигательного аппарата. У детей появляется желание заниматься музыкой и активно действовать. Они овладевают простейшими навыками пения и к четырем годам могут спеть маленькую песню самостоятельно или с помощью взрослого. Умение выполнять несложные движения под музыку дает ребенку возможность более самостоятельно двигаться в музыкальных играх, плясках. Дети 4-5 лет проявляют уже большую самостоятельность и активную любознательность. Это период вопросов. Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями, событиями, делать простейшие обобщения, в том числе и по отношению к музыке. Он понимает, что колыбельную надо петь тихо, не спеша. Ребенок этого возраста наблюдателен, он уже способен определить, какая исполняется музыка: веселая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; на каком инструменте играют (рояль, скрипка, баян). Ему понятны требования, как надо спеть песню, как двигаться в пляске. Голосовой аппарат ребенка укрепляется. Певческий диапазон примерно в пределах ре-си первой октавы. Налаживается вокально-слуховая координация. Значительно укрепляется двигательный аппарат. Дети способны запомнить последовательность движений, прислушиваясь к музыке. В этом возрасте более отчетливо выявляются интересы к разным видам музыкальной деятельности. Дети 5-6 лет способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения . В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. Например, они больше любят танцевать, чем водить хороводы, у них появляются любимые песни, игры, хороводы, пляски. Могут объяснить, как исполняется (например, лирическая) песня: «Нужно спеть красиво, протяжно, ласково, нежно». Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация. Дети 5-6 лет проявляют в движении ловкость, быстроту, умение двигаться в пространстве, ориентироваться в коллективе. Ребята больше обращают внимание на звучание музыки, лучше согласовывают движения с ее характером, формой, динамикой. Дети лучше усваивают все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, ритмические движения. Постепенно они овладевают и навыками игры на инструментах. Все это база для разностороннего музыкального развития детей. Дети 6-7 лет воспитываются в подготовительной к школе группе. Развиваются умственные способности детей, обогащается их музыкальное мышление. Дети способны отметить не только общий характер музыки, но и ее настроение (веселая, грустная, ласковая и т. д.). Они уже относят произведения к определенному жанру: бодро, четко, грозно, радостно (о марше); ласково, тихо, немного грустно (о колыбельной). Разумеется, и здесь ярко выступают индивидуальные особенности. Если одни дети (в том числе и шестилетние) дают лишь краткие ответы (типа «громко-тихо», «весело-грустно»), то другие чувствуют, понимают более существенные признаки музыкального искусства: музыка может выражать разнообразные чувства, переживание человека. Голосовой аппарат у ребенка 6-7 лет укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Помимо пения, слушания музыки, музыкально-ритмических движений, большое внимание уделяется игре на детских музыкальных инструментах. Дети овладевают простейшими приемами игры на ударных (барабан, бубны, треугольники и др.); они запоминают их устройство, по тембру различают звучания. Не все дети одного возраста одинаковы по уровню музыкального развития. Существуют значительные отклонения в силу их индивидуальных особенностей. Следовательно, необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности детей. Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от 7 до 10-11 лет. Младший школьный возраст — очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах. Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. С поступлением ребенка в школу игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место. Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мотивы его поведения. Учение для младшего школьника — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые серьезные обязанности по дому, связанные с учением и трудом, а также ребенок выходит за рамки семьи, т.к. у него расширяется круг значимых лиц. Особое значение имеют отношения со взрослым. Школьный учитель выступает как представитель общества, носитель социальных образцов. Взрослые начинают предъявлять к ребенку повышенные требования. Все это вместе взятое образует проблемы, которые ребенку необходимо решать с помощью взрослых на начальном этапе обучения в школе. Социальная ситуация в младшем школьном возрасте предполагает следующее: - Учебная деятельность становится ведущей деятельностью. - Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. - Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам). - Мотивация достижения становится доминирующей. - Происходит смена распорядка дня. - Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. По мере формирования учебной деятельности школьник приучается управлять своим вниманием, ему необходимо научиться внимательно слушать учителя и следовать его указаниям. Формируется произвольность, как особое качество психических процессов. Она проявляется в умении сознательно ставить цели действия и находить средства их достижения. В ходе решения различных учебных задач у младшего школьника формируется способность к планированию, а также ребенок может выполнять действия про себя, во внутреннем плане. Развитие у школьников интонационно–образного музыкального мышления. Образное мышление – процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов и сущности их структурной взаимосвязи. Образное мышление лежит в основе музыкального, так как музыкальное мышление начинается с оперирования музыкальными образами. Важным звеном музыкального мышления является творческое, которое, в свою очередь, тесно связано с воображением и фантазией. Воображение предполагает ассоциативное осмысление художественных идей в процессе восприятия художественного произведения. Особенности детского мышления. Младший школьный возраст – очень короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно, складывается потенциал для интенсивного познавательного, волевого и эмоционального развития ребенка. Возрастные особенности мышления младших школьников зависят от их предшествующего психического развития, от наличия готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых. Особое значение имеет учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания. В младшем школьном возрасте на первый план наряду с деятельностью других психических функций (восприятие, память, воображение) выдвигается развитие интеллекта. И это становится главным в развитии ребенка. В детском мышлении имеют огромное значение наглядные образы и представления. Как показывают исследования психологов (В.В. Зеньковский, А.Н. Зимина), основная форма мышления детей 6-7 – летнего возраста – это мышление по аналогии. Ребенок стремится найти единство в действительности, установить важнейшие сходства и различия. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через множество вопросов. Усложнение и развитие мыслительной деятельности ведет к появлению образного мышления. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Мышление детей младшего школьного возраста имеет значительные качественные различия от мышления взрослых. В них большое место занимают воображение и фантазия. Воображение может реально «помогать мышлению». Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, важнейшая предпосылка развития способности к творчеству. Одной из характерных черт воображения детей младшего школьного возраста является наглядность и конкретность. Все, что слышит ребенок, он переводит в наглядный план. Перед его взором проходят живые образы, картины. У младших школьников слушание требует опоры на картину, на конкретный образ. Иначе они не могут вообразить, воссоздать описываемую ситуацию. Психолог Л.С. Выготский указывал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Младший школьник уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников. Таким образом, изучение психологических закономерностей мышления показало, что образное мышление – один из основных видов мышления младших школьников, на который в музыкальном обучении должен опираться учитель. Совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение новых форм и методов обучения, стимулирующих творческую активность учащихся – один из актуальных вопросов на современном уровне организации занятий по специальному инструменту в системе профессионального образования. Интонационное мышление, как и мышление вообще, имеет преобразующую (творческую) функцию, что предполагает развитие его самостоятельности. Следовательно, методы формирования интонационного мышления учащихся должны создавать условия для творческого проявления всех его компонентов. При правильно организованном процессе музыкального обучения учебная деятельность становится творческой: ученик открывает для себя новое, неизвестное, хотя оно известно и не ново для науки. Учебная деятельность не только деятельность познавательная, но и преобразующая. Для того, чтобы организовать ее таким образом, специалисты в области педагогической психологии разработали широкий арсенал методов, интенсифицирующих процесс обучения, формирующих активное, самостоятельное творческое мышление. Поэтому эмоциональность и интеллект учащегося, которые являются составляющими музыкально-образного компонента интонационного мышления, представляются нам важнейшими качествами, которые нужно воспитывать в первую очередь. 2.Музыкальное развитие ребенка на начальном этапе обучения Прежде чем начать обучение ребенка игре на музыкальном инструменте, необходимо проверить его музыкально-слуховые данные. Полученные в первичном общении сведения ни будут исчерпывающими, однако, помогут в выборе путей начального обучения. Компонентами музыкально-исполнительного дарования ребенка являются, с одной стороны, комплекс природных физических музыкально-слуховых данных, и с другой стороны - развивающихся музыкально- исполнительских способностей. К первому комплексу относятся показатели музыкального слуха, ритма, музыкальной памяти, эмоциональной отзывчивости на музыку. Второй комплекс объемнее, многограннее и включает в себя музыкально-исполнительские и общие способности. Здесь может идти речь и о таких качествах, как творческая инициатива при воспитании музыки, эмоционально-слуховая чуткость при прочтении авторского текста, четкость и быстрота исполнительских реакций, организованность в работе, воля к преодолению трудностей и т.д. Звуковысотный мелодический слух выявляется с помощью различных форм пения. Какие должны быть требования к подбору песенного материала? Сначала предлагается спеть знакомые мелодии. Регистр должен быть удобен и к этому следует отнестись особо внимательно.Структура доступных мелодий и фраз должна быть поначалу представлена в преобладающем постепенном нисходящем движении с устойчивым завершении на тонике («Василек», «Во поле береза»). Ритмическое чувство устанавливается при проверке слуха в пении. Обычно ясно выраженные слуховые данные проявляются у детей не только в чистоте интонирования, но и активном отношении к ритму, в движении. Специальные ритмические задания следует давать исходя из восприятия звучащего ритмического образа. При испытании ритмических способностей, следует особое внимание уделять ощущению пульсации, другими словами равномерности ритмических долей. Первые уроки, на которых начинается общение с инструментом, вводят ребенка в мир мелодических образов. Исполнение на протяжении одного - двух месяцев обучения лишь одноголосых мелодий можно объяснить не только технической доступностью игрового процесса, сколько необходимостью слухового восприятия учеником выразительной сущности мелодики. Если прочтение литературного текста ассоциируется у первоклассника с уже приобретёнными понятиями, то при первом «прочтении» даже самой простой мелодии зарождение музыкально-образных связей происходит не столь непосредственно. Чем ближе ученику интонационный строй мелодии, тем быстрее он схватывает и исполняет ее. Сделать новую для ребенка мелодию доступной его восприятию, можно лишь с помощью приобщения его к ее образно интонационному смыслу, не случайно игра разбираемой мелодии без предварительной подготовки слуха к ее восприятию, у многих детей превращается просто в исполнение нот, лишенных музыкального смысла. Что же должно лечь в основу развития чувства музыкального ритма с первых шагов обучения ребенка? Раскрытие образно-эмоциональной сущности ритма - вот основное направляющее начало в воспитании у детей навыков слухового восприятия ритма. Подобно тому, как живая мелодическая интонация может интерпретироваться лишь в связи с образностью мелодии, живой ритм находит свое индивидуально-характерное воплощение в различных по жанру, форм: фактуре, ритмическому рисунку, произведениях, в то числе и легчайших, разучиваемых детьми. Как же формируется чувство музыкального ритма у детей? Уже при изучении одноголосных мелодий прививаются начальные навыки метрической точности и ритмической выразительности исполнения. В первых песенных отрывках дети соприкасаются с различными длительностями. Зачастую им чисто арифметически объясняют, что такое целая нота, а потом рассказывают о ее дроблении на половинные и четвертные. Такое схематическое пояснение никак не согласовывается с главной стороной познания ритмики, слышанием разных длительностей в их связи друг с другом. Ведь восприятие ритма детских произведений начинается с одноголосных песен, связано в первую очередь со слышанием естественного ритмичного движения при чередовании простейших длительностей - четвертей, восьмых, половинных нот. Четвертная нота является для слуха не частью целой ноты, а самостоятельной метрической единицей, с которой начинается слуховое различие длительностей. Звучание длительностей во времени может ассоциироваться у ребенка с такими наглядными временными представлениями: четверть - шаг, восьмые - легкий бег, половинные - остановка. Простой ритмический рисунок станет близким восприятию ученика, если мы подтекстуем его примерно так: «шаг, шаг, шаг, шаг, побежали, побежали, стоп - стоп». Исходя из того, что слышание четвертной ноты как основной временной единицы, является наиболее естественным способом измерения длительности, уже с начального обучения сам счет следует вести по четвертным нотам. Значительное влияние на развитие чувства ритма оказывает игра ученика в ансамбле с педагогом. Первой ступенью такой ансамблевой игры является исполнение учеником партии правой руки, а педагогом левой и наоборот. Необходимо отметить, что в воспитании чувства музыкального ритма и выработке навыков ритмически выразительной игры следует исходить из чуткого слухового восприятия учеником закономерностей ритма в произведении и их естественного исполнительского воплощения в доступных детям приемах. В процессе работы над произведением, следует иногда временно видоизменять фактуру сопровождения. Исполняя партии обеих рук одновременно, ученик должен особо внимательно прислушиваться к местам перехода на новую гармонию. Для более развитых учеников в слуховом отношении можно рекомендовать игру гармонического сопровождающего фона при мысленном или явном напевании мелодии. Таким образом, развитие гармонического слышания уже с первых лет обучения открывает новые горизонты в музыкально-художественном воспитании юного музыканта. Урок специальности в музыкальной школе – это особый вид деятельности, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора и, как следствие, – повышение интеллекта. Каждый урок специальности имеет свои цели, которые ведут к достижению одной, более глобальной – научить играть самостоятельно, играть правильно, осмысленно передавать характер исполняемого. Выполнение целей каждого урока в отдельности зависит от многих факторов: психические и физические особенности ученика, эмоциональное состояние на уроке, подготовленность ученика к уроку и др. Методика проведения урока целиком и полностью должна быть направлена на выполнение целей и задач урока и основных задач по воспитанию ученика, а значит, она неразрывно связана с видами, типами и структурой уроков. На разных этапах обучения они могут быть разными и чередоваться друг с другом. Это: метод прослушивания ученика и коррекция его исполнения, метод показа (исполняет сам педагог), метод устного объяснения, метод прослушивания, просмотра аудио-, видеозаписей, ответы на вопросы (учителя ученику и наоборот). При работе над новым материалом обычно используются следующие методы: инструктаж (устное разъяснение), метод показа (исполняет сам педагог), тренировка (прорабатывание наиболее сложных мест, в том числе с помощью отвлеченных упражнений). Однообразие и монотонность образовательного процесса губительно на любом этапе обучения, особенно на начальном. Если из урока в урок звучат одни и те же такты и фразы произведения, а к ним предъявляются одни и те же требования, рекомендации, слова и интонации, с которыми они были сказаны, восприятие учеником того, что говорит педагог, резко снижается. Если ученик долгое время не может выполнить задание педагога, то необходимо либо «забыть» на время об этой проблеме, либо подойти к ней с другой стороны. Здесь очень важно помнить, что «сравнительно слабые новые... раздражители дают больший эффект, чем сильные, но много раз применявшиеся». Не следует жёстко планировать и проводить урок. Имея план того, что предстоит сделать, педагог всегда должен быть готов к импровизации своих действий в зависимости от реакции, действий и внимания своего ученика. Живость, непосредственность общения учителя с учеником будет способствовать созданию творческой атмосферы на уроке. Конкретная регламентация того, что предстоит сделать ученику, должна сочетаться с предоставлением ему возможности для собственного творчества. Любая работа, которую ученик может выполнить самостоятельно, должна делаться им самим. При разном уровне подготовки ученика это могут быть: рисунок к изучаемому произведению, аппликация, несложные поделки из доступных видов материала, поиск альтернативных вариантов аппликатуры, приёмов игры, досочинение мелодии, вариации к мелодии, сочинение второго голоса, интерпретация музыки и т.д. При подобном методе работы создаются предпосылки для реализации творческого потенциала ученика, развиваются мышление, воображение, фантазия, формируется находчивость, сообразительность, изобретательность. Важно, чтобы ученик не просто выполнял задание, но еще и анализировал качество выполнения, т.е. оценивал собственную игру. Полезность самооценки очевидна - ученик следит за своими действиями, повышает слуховой контроль, а значит, активно участвует в проведении урока. Сложная работа, требующая больших усилий со стороны маленького ученика (обычно это освоение нового материала, технически сложные места), должна перемежаться с работой, которая ему хорошо знакома и с которой он легко может справиться (повторение ранее выученных пьес, исполнение легких упражнений). Такое чередование сложного и простого поможет избежать быстрого утомления ребёнка, поддержать его интерес к занятиям. Методика проведения первых уроков. «… Ребенок допускается к инструменту. Сразу появляется масса новых, незнакомых задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счет, паузы, ключи и т.д. Но среди обилия решаемых задач важно не упустить основную – в этот ответственный период не только сохранить любовь к музыке, но и развить интерес к музыкальным занятиям». Первый урок некоторые педагоги рекомендуют проводить в форме группового занятия, поскольку маленькие дети в кругу своих сверстников, пусть даже и не знакомых, быстрее раскрепощаются. Познакомившись с учениками, можно плавно перейти к музыкальным темам: рассказать в общих словах о музыке, об истории исполнительства вообще, и на данном инструменте, в частности, познакомить их со звучанием инструмента и его особенностями; неплохо было бы рассказать какую-нибудь легенду, связанную с историей вашего инструмента. На самых первых уроках главная задача – заинтересовать, подавать материал так, чтобы он не казался сложным, переходить от простейших приемов игры к сложным очень постепенно, не форсировать события. Необходимо также разнообразие на уроке: слушание, теория, ритм, посадка, отвлечение на иные темы, использование музыкальных игр (развивает анализаторские способности, ритм, внимательность), чередование работы за инструментом и без него, стараться давать меньше теории, предпочитать больше показа, а для малышей также необходима и творческая работа (рисование, чтение стихов, игры, фантазирование). Методика проведения уроков с маленькими детьми. Педагоги, работающие с детьми дошкольного возраста и младшими школьниками, прекрасно знают, как непросто, в силу возрастных психофизиологических особенностей ребенка, сконцентрировать его внимание на поставленной задаче. Если удаётся на какое-то время это сделать, возникает другая проблема - как удержать внимание на протяжении всего урока. Для концентрации внимания ребенка и достижения поставленных задач урока следует чередовать различные виды и формы работы: сольную и ансамблевую игру на инструменте, движение под музыку, рисование, пение, рассказ, воображение, игра (не на инструменте), слушание музыки и т.д. Интерес в работе всегда присутствует, когда перед учеником открывается возможность самовыражения. Самовыражаясь в игре, ребёнок настолько увлекается работой, что его внимание становится одновременно и целенаправленным и непроизвольным. Поэтому начальное обучение рекомендуют практиковать с двумя-тремя детьми одновременно. «Следует учесть, что у маленького … ученика результат не может быть плодом долгого ожидания. Мыслящий в конкретных понятиях, он нуждается в практическом результате сегодня, сейчас, иначе ему трудно понять, во имя чего он должен трудиться, и рабочий тонус резко снижается. … Особенно сильное воздействие на работу маленьких детей оказывает метод поощрения. Уверенность, что их усилия привели к результату, подтверждённому педагогом, удваивает их волю к труду». Иные варианты проведения уроков. Групповые уроки по специальности. Опыт многих педагогов, работающих с начинающими, свидетельствует о том, что «вхождение» в музыку ученика и самовыражение в ней всегда эффективнее в коллективе. Видя реакцию своих соучеников, ребёнок более активно «включается» в работу, воспринимает музыку внимательнее и глубже, чем наедине с педагогом. Если учеников несколько, то любой способ работы может принять форму игры. Например, использование метода соревнования между учениками в решении одной и той же задачи всегда оживляет урок, способствует более успешному освоению материала. Необходимо также практиковать и совместное исполнение гамм, упражнений и пьес, что развивает способность слышать партнёра и слушать себя. Столь раннее музицирование в ансамбле применяется довольно редко, но практика показывает, что ансамблевая форма работы очень привлекательна (особенно для маленьких детей), а потому более результативна. Зачастую ансамблевые партии они выучивают быстрее и качественнее, чем свои сольные пьесы. Объём и сложность осваиваемого материала, последовательность и скорость его прохождения, характер подачи его педагогом и т.д. должны быть разными для каждого ученика в отдельности. Не следует часто подчеркивать ученику его недостатки, критиковать за леность или плохую подготовку; лучше постараться найти в нем что-нибудь положительное. Начав свои замечания примерно так: «У тебя не плохо прозвучала эта фраза. А ну-ка, попробуй сыграть ее интереснее, более выразительно», - педагог создает доверительную атмосферу и условия для плодотворной работы, а значит - обеспечивает успешное проведение урока. Таким образом, чтобы уроки не были пустой тратой времени, но приносили пользу, учитель должен быть готовым к уроку и, используя все видовое многообразие уроков и методик их проведения, уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику. Билет №6 ГОЛЕВА Дать психолого-педагогическую характеристику учащимся младшего школьного возраста. Охарактеризуйте уровень их музыкального развития. Формирование и развитие технических навыков учащихся. Виды фортепианной техники. Разработать план воспитательной работы или индивидуальный план на учащегося в классе фортепиано (тема по выбору студента). |