Главная страница
Навигация по странице:

  • Формирование и развитие технических навыков учащихся. Виды фортепианной техники.

  • Общие принципы работы над техникой. Проблема свободы пианистического аппарата.

  • Мышечное напряжение или зажим

  • Забалтывание

  • 1.Специфика планирования музыкальной работы в дошкольном образовательном учреждении.

  • Музыкальная педагогика. Разработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика


    Скачать 317.44 Kb.
    НазваниеРазработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика
    Дата29.05.2020
    Размер317.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМузыкальная педагогика.docx
    ТипСценарий
    #126628
    страница3 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    Дать психолого-педагогическую характеристику учащимся младшего школьного возраста. Охарактеризуйте уровень их музыкального развития.

         К 6 годам ребенок в основном уже готов к систематическому школьному обучению. О нем надобно говорить уже как о личности, поскольку он осознает свое поведение, может сравнивать себя с другими. К концу дошкольного периода формируется ряд новых психических образований:

    1. Стремление к общественно значимой деятельности.

    2. Способность управлять своим поведением.

    3. Умение делать простые обобщения.

    4. Практическое овладение речью.

    5. Умение налаживать взаимосвязи и сотрудничество с другими людьми.

         Младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок  впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.

        В 6-7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими.

        Ведущей деятельностью первоклассников становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Оно характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.

        В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по-прежнему преобладает процесс возбуждения – младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств.

        В развитии наблюдается дисгармония в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Появляется повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении.

        В младшем школьном возрасте продолжается интенсивный процесс развития двигательных функций ребенка. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создает необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций.

    У ребенка 6–7 лет происходит расширение музыкальных впечатлений, он более устойчиво проявляет интерес к музыке. В этом возрасте у ребенка формируется способность понимать поставленную перед ним задачу, самостоятельно выполнять указания, которые направляют и определяют способ действия. Происходят существенные сдвиги и в области мышления. Ребенку хочет знать, о чем рассказывает музыка, что обозначает то или иное слово в песне, как двигаться под различную музыку. Дети анализируют и обобщают, делают простейшие умозаключения, планируют свои действия, словесно выражают свои замыслы. Дети способны освоить элементарные сведения о первичных жанрах музыки (песня, марш, танец) и некоторых сложных жанрах (опера, балет, симфония, концерт), об элементах музыкального языка, о деятельности композитора, слушателя, исполнителя.

    В младшем школьном возрасте начинают развиваться характерные качества голоса. В это время механизм голосообразования у мальчиков и девочек абсолютно идентичен, звук имеет ярко выраженный фальцетный характер, так как пение осуществляется краевым натяжением связок, а голосовая мышца еще только образуется. Музыкальное развитие детей младшего школьного возраста в значительной степени зависит от качества работы педагогического коллектива по музыкальному просвещению и образованию. При условии систематических увлекательных и познавательных занятий, внеклассной работы у них развивается интерес и любовь к музыке, формируется запас любимых произведений, закрепляется навык культуры слушания музыки, эмоционального ее восприятия. Ребенок приобретает способность оценить красоту музыки, выразительное исполнение песни, как свое, так и своих товарищей, творчески подходить к музыкальной деятельности.

    Движущими силами музыкального развития являются воспитание и обучение, обстоятельства внешней жизни, качественные изменения в психических процесса, вызываемые музыкальными переживаниями ребенка. Поскольку внешние и внутренние факторы музыкального развития находятся в сложном взаимодействии, то освоение одного и того же музыкального материала и способов музыкальной деятельности детьми одинакового возраста происходит по-разному. Обучение рассматривается как основной путь и средство музыкального развития, обеспечивающее формирование высокого уровня музыкальной культуры детей младшего школьного возраста


    1. Формирование и развитие технических навыков учащихся. Виды фортепианной техники. 

        Развитие технических навыков учащихся неотделимо от всей системы его музыкально-пианистического обучения. Главная задача – должным образом направлять развитие двигательных навыков учащихся. 

        Навык – это комбинация взаимосвязанных движений, доведенных в ходе соответствующей тренировки до автоматизма. Накапливаясь в достаточном количестве, навыки переходят в новое качество и становятся умениями. Двигательно-технические умения и навыки учащихся формируются и развиваются лучше всего в процессе работы:                                                 

       •над этюдами и виртуозными пьесами; 

                                                                                          

      • над гаммами и специальными техническими упражнениями. 

                                           

       Виды фортепианной техники: 

                                                                                                           

      • мелкая (пальцевая); 

                                                                                                                           

      • аккордовая; 

                                                                                                                                       

      • октавная; 

                                                                                                                                        

      • двойные ноты.

       

    Общие принципы работы над техникой. Проблема свободы пианистического аппарата.    

        Работа над двигательной активностью должна начинаться с самого начала музыкальногообучения учащегося; во многом зависит от его природных данных и включает в себя 2 основных направления: 

                                                                                            

       • формирование свободного и пластичного исполнительского аппарата;

                                   

       • воспитание активных, цепких, независимых пальцев. 

                                           

        Фундамент фортепианной техники – это контакт исполнителя с клавиатурой в сочетании с активным и точным пальцевым ударом. 

        Основные задачи в работе над игровым аппаратом: 

                                                                                                                                            

        • гибкость и послушность; 

                                                                                                                 

        • согласованность всех его звеньев; 

                                                                                                  

        • борьба с пассивностью, приводящей к "недобиранию" звука и общей вялости; 

                         

        • нахождение экономных, организованных движений, которые помогут освободиться от лишних напряжений.  

                                                                                                               

        Работая над техническим развитием ученика, педагог сталкивается с такими проблемами как мышечное напряжение, возникающее при игре, и забалтывание.

    Внешние признаки напряжения:          

       • "тряска" руки;

                                                                                                                                  

       • растопыренные пальцы; 

                                                                                                                  

       • жесткое запястье;

                                                                                                                              

       • прижатые или чрезмерно отведенные локти;

                                                                                   

       • приподнятые плечи; 

                                                                                                                         

       • кривящийся рот;

                                                                                                                                 

       • неритмичное дыхание 

                                                                                                                             

       • отсутствие гибкости в спине.         

        Мышечное напряжение или зажим – это естественная реакция организма на трудности, возникающие при скованности тех или иных частей исполнительского аппарата.     

    Значительную пользу в борьбе с напряжениями могут оказать некоторые двигательные приемы: 

                                                                                                                

        • освобождение кисти во время игры; 

                                                                                                 

        • беззвучное проигрывание неудающегося пассажа или трудной фигурации.   

        Забалтывание – это результат неумеренного и неумелого использования быстрого темпа в процессе работы над техническим материалом. 

            Причины утомляемости и зажатости в руках заключаются в следующем: 

    когда навыки медленной и крепкой игры с высоким поднятием пальцев автоматически переносятся на быстрый темп. Чтобы не уставать, надо научиться играть "близко", уметь отдыхать во время игры "на лету", особенно в тех пьесах, которые построены на непрерывном движении.      

        Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев при игре на музыкальном инструменте, а также его обозначение в нотах. 

        Основные аппликатурные принципы:         

        • соблюдение естественной последовательности пальцев;

                                                                

        • соблюдение одних и тех же пальцев в секвенционных построениях;

                                           

        • аппликатура подбирается при естественно-собранном положении руки;

                                     

        • аппликатура подбирается исходя из естественных особенностей пальцев, каждый из которых обладает своим характером удара; сильные и слабые пальцы;                                        

        • соблюдение принципа подмены пальцев в местах, которые требуют пальцевого легато. При повторении несвязных звуков, когда они должны прозвучать с одинаковой силой, целесообразно, наоборот, применять одинаковые пальцы;

        • аппликатура выступает в роли стилевого фактора, т.е. является элементом выразительности в работе над музыкальными произведениями. 

     Более сложные виды аппликатуры    

        Постепенно учащихся следует знакомить с более сложными видами аппликатуры, которые используются для достижения легато: 

        • перекладывание длинных пальцев через короткие;

        • беззвучная подмена пальцев на одной клавише; 

        • скольжение пальца с клавиши на клавишу; 

        • соответствие пальцев в обеих руках при противоположном и параллельном движении.     

        Одной из существенных исполнительских задач, связанных с аппликатурой, является распределение голосов и элементов музыкальной ткани между руками. Это допустимо, если авторский замысел не искажается.   

    Билет №7 Либенко

    1. Формы организации музыкально-образовательного процесса в школе. Урок музыки.

    2. Педаль, ее художественные функции. Воспитание навыков педализации у учащихся в классе фортепиано ДШИ.

    3. Разработать сценарий лекции-концерта или тематического вечера в ДМШ (тема по выбору студента).

    Билет №8 ЛИБЕНКО

    1. Предмет, задачи и основные категории профессиональной музыкальной педагогики

    2. Работа над музыкальным произведением, условное деление ее на этапы.

    3. Разработать план воспитательной работы или индивидуальный план на учащегося в классе (тема по выбору студента).

    Билет №9 Жукова

    1. Специфика планирования музыкальной работы в дошкольном образовательном учреждении.

    2. Произведения малой формы в репертуаре учащихся младших, средних и старших классов ДШИ.

    3. Разработать сценарий лекции-концерта или тематического вечера в ДМШ (тема по выбору студента).

    1.Специфика планирования музыкальной работы в дошкольном образовательном учреждении.

    Планирование музыкального воспитания детей является актуальной темой в педагогической науке.

    Планирование – это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно -образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов. Принципами планирования являются: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.

    Работа педагога требует постоянной и серьезной подготовки. Поэтому план в организации всех видов музыкальной деятельности играет огромную роль.

    Он помогает:

    – видеть перспективу музыкального развития детей;

    – равномерно распределять музыкально-образовательную работу в течение года;

    – своевременно готовиться к проведению любых форм работы по музыкально- эстетическому воспитанию с детьми, родителями, педагогическим коллективом;

    – обдумывать методы и методические приемы педагогических воздействий на воспитанников.

    Условиями успешного планирования музыкально-образовательной работы с детьми являются:

    – знание требований, определенных образовательной программой детского сада;

    – знание требований той альтернативной программы, материал которой частично используется в работе педагогического коллектива;

    – хорошее знание музыкального репертуара для всех возрастных групп детей и требований к его подбору;

    – знание возрастных особенностей детей, осведомленность об уровне развития каждого ребенка;

    – тесный контакт с членами педагогического коллектива, учет их интересов и возможностей.

    Для создания системы в планирования в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

    1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3 года.

    2. Годовой план ДОУ.

    3. Тематические планы (по основным видам музыкально-практической деятельности).

    4. Индивидуальные планы специалистов и администрации.

    5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

    Действенным руководством в работе музыкального руководителя являются календарный и перспективный планы.

    Календарный план – это перспектива образовательной работы на короткий промежуток времени. Он основан на программе обучения, где для каждой возрастной группы определен объем музыкальных знаний, умений и навыков, который дети должны усвоить в течение года. Музыкальный репертуар, рекомендованный программой, распределен с учетом постепенного возрастания его сложности.

    Календарный план работы составляется на одно-два занятия в каждой возрастной группе в соответствии с теми общевоспитательными задачами, которые осуществляет дошкольное учреждение. Это дает возможность в определенной последовательности равномерно распределить учебный материал по занятиям, избежать поспешности при подготовке к праздникам.

    При составлении календарного плана необходимо предусмотреть оптимальное соотношение новых заданий по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям с повторными, незнакомого и знакомого материала, различных форм занятий и методических приемов обучения. В план одного занятия можно включать только одно новое музыкальное произведение. Другой же материал должен находиться в состоянии разучивания, закрепления или самостоятельного исполнения. Когда в календарный план включается новое произведение, кроме его названия обязательно указываются фамилии композитора, автора текста песни, игры или пляски. При календарном планировании каждого занятия, необходимо указать его программное содержание, воспитательные задачи, основные методические приемы обучения, а также необходимые наглядные пособия. Воспитатель обязан внести планы всех музыкальных занятий в свой календарный план.

    Важным условием правильной организации музыкально-воспитательной работы детского образовательного учреждения является перспективное планирование, как перспектива образовательной работы на более длительный промежуток времени.

    Целесообразно заносить в перспективный план весь объем работы по музыкальному воспитанию детского и взрослого коллектива, которую необходимо осуществлять музыкальному руководителю в течение года.

    Она включает:

    1. Работу с родителями и педагогическим коллективом (планируется совместно с руководителем дошкольного образовательного учреждения) с указанием дней и времени проведения консультаций, открытых занятий, вечеров развлечений, празднований, докладов и сообщений на родительских собраниях; количества и времени практических занятий, семинаров, практикумов для воспитателей.

    2. Разнообразные формы музыкальных вечеров развлечений.

    3. Формулировку специфических задач музыкального воспитания и развития ребенка, выдвинутых дошкольным учреждением и связи с парциальным использованием какой-либо альтернативной программы обучения или учетом специфики региона.

    4. Дополнительный музыкальный репертуар, подобранный музыкальным руководителем в связи со специфическими задачами, опубликованием новых сборников нот, материалов по музыкальной педагогике.

    Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется музыкальным руководителем.

    Музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку работы по разделу "Музыкальное воспитание" во всем детском саду и за осуществление задач музыкального воспитания детей дошкольного возраста, выполнение программных требований по каждой возрастной группе.

    В процессе работы он должен всегда помнить о цели музыкального воспитания - формировании личности ребенка и освоении им действительности средствами музыки, воспитании культурного слушателя.

    В связи с этим музыкальный руководитель детского сада обязан два раза в неделю проводить музыкальные занятия в каждой возрастной группе, на которых в процессе обучения певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам совершенствуется музыкальное восприятие, а также участвовать в проведении физкультурной деятельности.

    Он обязан осуществлять подготовку к праздникам и музыкальным вечерам досуга: проводить индивидуальную работу с детьми - развивать их музыкальные способности, обучать отстающих тем или иным программным умениям; посещать методические объединения с целью обмена опытом; систематически повышать свою педагогическую и музыкальную квалификацию; проводить работу с педагогическим коллективом детского сада с целью его ознакомления с основами музыкального воспитания, практическим музыкальным материалом, формами и методами внедрения музыки в повседневную жизнь дет/сада.

    Музыкальный руководитель на занятиях, различных по форме, знакомит воспитателей с теоретическими вопросами музыкального воспитания детей, раскрывает перед ними задачи, содержание и методы работы по каждой возрастной группе, помогает наметить возможные моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, обсуждает сценарии и планирует проведение праздников и музыкальных вечеров досуга, обсуждает результаты проведенной с детьми работы, обучает воспитателей основным певческим и музыкально-ритмическим умениям. Начиная с ознакомления воспитателей с практическим материалом, планом занятий, музыкальный руководитель постепенно подводит их к пониманию всей системы музыкальной работы с детьми.

    Основной формой работы с педагогическим коллективом является консультация. Она бывает групповой (по 2-4 человека) и индивидуальной. На консультациях воспитатели знакомятся с очередными задачами музыкальной работы в группе, обсуждают то или иное проведенное музыкальное занятие, отмечают достижения и неудачи, планируют содержание индивидуальной работы с детьми, моменты внедрения музыки в повседневную жизнь, воспитательную работу в группе, предваряющую вынесение того или иного нового материала на музыкальное занятие.

    В ходе индивидуальных консультаций музыкальный руководитель отвечает на возникшие вопросы, ведет работу по развитию певческих и музыкально-ритмических умений у воспитателей, не обладающих хорошими музыкальными способностями. Другой формой работы с воспитателями являются практические занятия всего коллектива. На них разучивается музыкальный репертуар для детей, так как его знание обеспечивает работу по программе. Музыкальный руководитель проводит и семинары, где изучается новая методическая литература по каким-либо разделам работы; практикумы, где наряду с теоретическим объяснением и практическим показом музыкальный руководитель дает задание каждому из присутствующих. Например, музыкальный руководитель рассказывает воспитателям о значении и видах музыкально-дидактических игр, показывает ряд игр для каждой возрастной группы, а затем предлагает всем подготовить и провести подобные игры в своих группах. По истечении некоторого времени воспитатели знакомятся с этой работой в группах своих товарищей. Затем все вновь собираются вместе для обсуждения результатов. Проведение практикума занимает длительное время, но, несомненно, приносит существенную пользу.

    Наряду с указанными занятиями музыкальный руководитель детского сада проводит работу по повышению музыкальной культуры педагогического коллектива детского сада. Это может быть доклад на педсовете о важных событиях в музыкальной жизни страны, о музыкальном воспитании детей за рубежом, жизни и творчестве того или иного композитора и т.д. Желательно информировать коллектив о знаменательных музыкальных датах, новостях в музыкальном воспитании детей и других вопросах музыкальной жизни через стенгазету, специальные стенды.

    Важной формой работы является проведение открытых занятий, вечеров досуга по музыкальному воспитанию детей с их последующим обсуждением, которое помогает находить оптимальные методические приемы, развивает критическое отношение к материалу, способу его разучивания.

    Для того чтобы музыка прочно вошла в жизнь детей, музыкальному руководителю нужно охватить музыкальной работой не только педагогический коллектив, но и родителей. Родители должны понимать основные цели и задачи, которые ставит перед собой детский сад в деле музыкального воспитания и развития ребенка. Их должен интересовать процесс его музыкального роста на музыкальных занятиях, высказывания о музыке. Нежелательная песня только в том случае исчезнет из обихода ребенка, если он не услышит ее не только в детском саду, но и дома. Но для этого с родителями должна проводиться определенная работа, в процессе которой необходимо добиться того, чтобы они были проводниками музыкального воспитания, умело поддерживали интерес ребенка к музыке, а не заглушали его. Музыкальный руководитель должен извещать родителей о продвижении их детей в области музыкального развития, о степени их одаренности. Для этого ему следует использовать все удобные моменты жизни детского сада:

    · выступать с докладами на групповых и общих родительских собраниях по разъяснению самых разных вопросов музыкально - эстетического воспитания, организации музыкальной деятельности ребенка в семье;

    · проводить индивидуальные беседы в моменты прихода и ухода детей

    Планирование в организации музыкальной работы с детьми играет огромную роль. Оно помогает видеть перспективу, равномерно работать в течении года, своевременно подготовиться к проведению любых форм работы с детьми по музыкально - эстетическому воспитанию.

    Учет - также важное условие правильного построения музыкально-воспитательной работы. Он дает возможность достаточно точно установить не только объем усвоенных знаний, умений и навыков, но и качество усвоения. Благодаря систематическому учету педагог видит недостатки и достижения в своей работе. Систематически проверяя уровень музыкального развития детей, педагог-музыкант в конце учебного года может иметь четкое представление о музыкальности в широком смысле слова не только каждого ребенка, но и всего детского коллектива.

    Вся деятельность педагога в процессе музыкального воспитания направлена на активизацию у детей музыкального восприятия и музыкальных способностей, тренировку слуховых и двигательных анализаторов, без участия которых не может быть решена ни одна самая элементарная задача, стоящая перед ребенком. Поэтому процесс обучения имеет решающее значение в деле развития и воспитания музыкальности.

    Исходя из целей музыкального воспитания, музыкальная педагогика ставит перед собой следующие задачи:

    Задачи музыкального воспитания детей

    · развивать музыкальность ребенка;

    · обучить детей певческим и музыкально-ритмическим умениям и навыкам; воспитывать способность воспринимать, чувствовать и понимать музыку;

    · развивать художественно-творческие способности. Все эти задачи находятся в теснейшей взаимосвязи.

    Рассмотрим первую задачу.

    Как следует понимать музыкальность? Это ценное качество, заключающееся в единстве двух сторон:

    · эмоциональной отзывчивости - умения переживать музыкальное произведение в связи с его образным содержанием;

    · развития музыкального восприятия и музыкальных способностей, обеспечивающих детям возможность более тонкого дифференцированного слушания, различения главных компонентов в звуковой ткани произведения.

    Обе стороны музыкальности находятся в неразрывном единстве и воспитываются одновременно.

    Благодаря развитию музыкальности дети начинают тоньше чувствовать музыкальные образы - прообразы окружающего их мира. А это, в свою очередь, играет важную роль в познании ими окружающей жизни, в формировании эстетических оценок, художественного вкуса. Музыкальность ребенка воспитывается путем его активной музыкальной деятельности. Организуя и направляя внимание детей на занятиях, педагог помогает им осмысливать воспринимаемое, сравнивать, проявлять интерес, любознательность. У детей появляется сознательное отношение к содержанию музыки, воспитывается желание ее слушать.

    Пути воспитания эмоциональной отзывчивости различны. Необходимо продуманными методическими приемами привлекать детей к непосредственному исполнению музыкальных произведений, к участию в танцах, играх.

    Эмоциональная отзывчивость тесно связана с предыдущим слушательским опытом. Чем чаще ребенок слушает знакомые музыкальные произведения, тем более активным и целеустремленным становится он в музыкальной деятельности. Более осознанному восприятию музыки помогает беседа педагога. Использование им на занятиях игрушек, картинок, поэтического и образного слова углубляет переживания, вызванные музыкой. Так развивается эмоциональная отзывчивость и наряду с ней более тонкое слушание музыки.

    Остановимся на вопросе восприятия ребенком музыкального произведения.

    Восприятие искусства представляет собой сложную психическую деятельность, в которой соединяются интеллектуальные, познавательные и эмоциональные моменты. Умение воспринимать произведения музыкального искусства не может возникнуть, само собой. Ему нужно учиться. Восприятие музыкального произведения начинается с чувства (так как сам образ является конкретно-чувственным), которое вызывает эмоциональную отзывчивость. В этой отзывчивости ребенка сочетается осмысливание несложного, понятного ему содержания и радость - проявление эмоции при восприятии этого содержания, облаченного в художественную форму. Восприятие музыки формируется с раннего детства. Накоплению эмоционально-музыкальных впечатлений способствуют пение, игра на музыкальных инструментах, слушание музыки. К 7 годам ребенок переживает и осмысливает содержание музыкальных произведений.

    Эстетическое восприятие предполагает сочетание трех основных компонентов: эмоциональности, сознательности и воображения. Вне эмоционального отношения к воображаемому не может быть и эстетического восприятия музыки. Когда ребенок воспринимает произведение, у него остается след в сознании - образ произведения в целом. При повторном слушании музыки развиваются музыкальные представления.

    Дети младшего дошкольного возраста узнают знакомую музыку, различают ее по характеру и по простейшим жанрам (марш, пляска, колыбельная), но не умеют выразить это словами. В четырех - пятилетнем возрасте дети более дифференцированно воспринимают характер, форму и средства выразительности музыкального произведения. На вопросы педагога дают словесные ответы. На шестом-седьмом году жизни они могут обобщать свои впечатления, оперировать такими терминами, как вступление, куплет, запев, часть, темп и т.д. Они воспринимают характер и средства выразительности музыкального произведения даже без опоры на игровые образы и приемы обучения.

    Итак, задача формирования музыкального восприятия решается путем:

    · отбора музыкального материала, разнообразного по тематике;

    · систематизации методических приемов воспитания и обучения;

    · постепенного усложнения музыкального материала с точки зрения образного содержания, средств выразительности и формы.

    Рассмотрим вторую задачу музыкального воспитания детей.

    Для того, чтобы добиться ее успешного осуществления, необходимо систематически работать над развитием детского голоса и чувства ритма, формированием певческих навыков, воспитанием у детей слухового внимания. Дети должны сосредоточенно и сознательно воспринимать музыку в процессе слушания. Когда ребенок поет, двигается, происходит как бы упражнение его органов чувств. Чтобы обучение ребенка шло успешно, надо развивать его музыкальные способности, учитывая при этом имеющиеся задатки. Важно обратить внимание на строение слухового аппарата ребенка, рта и носовой полости, речедвигательного аппарата, на свойства нервной системы. Организм ребенка дошкольного возраста очень пластичен и легко поддается воздействию обучающего.

    В процессе обучения необходимо следить, как выполняет задания вся группа детей и каждый ребенок в отдельности, т.е. осуществлять индивидуальный подход. Если тот или иной ребенок не справляется с заданиями, нужно выяснить, в силу каких причин это происходит.

    Иногда наблюдений музыкального руководителя и воспитателя бывает недостаточно. В таких случаях следует проконсультироваться с врачом, побеседовать с родителями. Педагог должен стремиться к тому, чтобы самыми различными методическими приемами добиваться от каждого ребенка более тонкого слушания музыки, более четкого пения и согласованности движений с характером музыкального произведения.

    В процессе обучения надо воспитывать у ребенка умение преодолевать возникающие трудности, желание самостоятельно выполнять задания.

    Рассмотрим третью, наиболее сложную задачу музыкального воспитания - развитие художественно-творческих способностей ребенка. Педагогическая наука считает, что творческая активность детей развивается, воспитывается и совершенствуется в процессе воспитания и обучения - активной целенаправленной деятельности. На музыкальных занятиях детям предлагаются посильные задания, вызывающие у них интерес и стремление проявить инициативу. Воодушевленные музыкой дети объединены на занятиях общим чувством, но каждый ребенок обычно выражает его по-своему. Овладение детьми навыками и способами выполнения заданий того или иного рода освобождает их внимание и силы для творческой деятельности.

    Развитие ребенка происходит в процессе обучения определенным видам деятельности в определенной последовательности. При подготовке процесса обучения педагогу необходимо ясно представлять себе, как источники возникновения у детей тех или иных свойств личности, черт характера, формирования умений и навыков, так и тот желательный уровень развития, которого он хочет достичь в результате своей деятельности.

    Необходимым условием для проведения музыкальных занятий является облегченный костюм детей и легкая удобная обувь. Специальная одежда организует детский коллектив, помогает создать соответствующее настроение, позволяет детям легко и свободно выполнять движения. Мягкая, удобная обувь не создает излишнего шума при выполнении музыкально-ритмических движений.

    Организация работы по музыкальному воспитанию в детском саду зависит от тесного контакта всего педагогического коллектива, от взаимоотношений и взаимопонимания его членов.

     
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта