Главная страница

Музыкальная педагогика. Разработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика


Скачать 317.44 Kb.
НазваниеРазработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика
Дата29.05.2020
Размер317.44 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаМузыкальная педагогика.docx
ТипСценарий
#126628
страница19 из 19
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

Музыкальное обучение — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Музыкальное обучение направлено на овладение такими знаниями, умениями и навыками практической музыкально-эстетической деятельности, которые бы отвечали определённому уровню музыкального образования. Музыкальное обучение осуществляется как государственными заведениями так и негосударственными, или частными учреждениями, а также физическими лицами. В соответствии с этим, музыкальное обучение разделяется на любительское (непрофессиональное) и профессиональное.

Музыкальное воспитание — это процесс передачи и усвоения музыкальных знаний, умений и навыков, направленных на развитие и формирование музыкальных склонностей, способностей, вкуса, идеалов, вдохновляющих личность на практическую музыкально-эстетическую деятельность. Музыкальное воспитание в общепедагогическом контексте относится к системе обязательной воспитательной работы современной общеобразовательной школы. Согласно законодательным актам многих стран об образовании, музыкальное воспитание учеников реализуется в школе на уроках музыки и входит в государственный (инвариантный) компонент содержания общего среднего образования.

Формы организации музыкального обучения и воспитания — внешние характеристики музыкального учебно-воспитательного процесса, которые предопределяются видами и характером музыкально-эстетической деятельности его участников. Это практические занятия (уроки), концерты, лекции, фестивали, конкурсы, экскурсии и др. Общие методы музыкальной учёбы и воспитания — взаимодействия между участниками музыкального учебно-воспитательного процесса, во время которых происходит передача и усвоение музыкальных знаний, умений, навыков практической музыкальной деятельности и развитие личностных музыкально-эстетических качеств.

 2. Виды полифонии. Трудности при изучении полифонических произведений и способы работы над ними.

Полифония бывает трех видов – подголосочная, имитационная и контрастная.

Подголосочная полифония (гетерофония: «гетерос» – другой, «фонэ» – звук, голос) – образуется от одновременного звучания основной мелодии и ее вариантов – подголосков. Она характерна для некоторых народно-песенных культур, откуда перешла в творчество профессиональных композиторов.

Имитационная полифония, с лат. «подражание». Это точное или неточное проведение в каком-нибудь голосе мелодии, только, что прозвучавшей в другом голосе. Голос, первым излагающим мелодию называется начальным. Голос, повторяющий мелодию – имитационный. В музыке различают простую и каноническую имитацию. Простая возникает в тех случаях, когда имитирующий голос повторяет лишь небольшую часть мелодии начального голоса. Каноническая образуется в результате систематического воспроизведения имитирующих голосов начального голоса.

Контрастная полифония – соединение двух и более мелодических линий самостоятельных в своем интонационном развитии.

Полифония и гомофония – это два вида музыкальной речи и, следовательно, два вида музыкального мышления. Превосходной школой для развития навыков мышления, слуха и техники исполнения многоголосной фактуры любого склада, является работа над полифонией в ее чистом виде. Г.Нейгауз говорил: «Самым мне дорогим, самым чудесным в фортепианной музыке, я считаю полифонию. К счастью, здесь не надо говорить об упражнениях и этюдах, ибо они благодаря великому труженику и учителю И.С.Баху совпадают с самой музыкой в лучшем ее виде, с чистейшим благороднейшим искусством.»

Полифония является неотъемлемой частью всей фортепианной литературы. В известном смысле вся фортепианная музыка полифонична. Полифоническая ценность и воспитательное значение полифонических произведений делают их незаменимыми в процессе обучения ученика. Работа над полифонией является важным фактором в музыкальном развитии учащегося, а недостаточное внимание в процессе обучения к проблемам полифонического стиля неизбежно сказывается на всем облике начинающего музыканта.

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Ведь фортепианная музыка вся полифонична в широком смысле слова.

Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то есть способности расчлененно, дифференцированно воспринимать (слышать) и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в одновременном развитии звуковых линий - один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Современная фортепианная педагогика с большим доверием относится к музыкальному интеллекту детей.

Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью и самостоятельностью каждого голоса отдельно. Самостоятельность голосов - непременная черта любого полифонического произведения. Поэтому так важно показать ученику на примере Менуэта, в чем именно проявляется эта самостоятельность: в различном характере звучания голосов (инструментовка); в разной, почти нигде не совпадающей фразировке (например, в тактах 1-4 верхний голос содержит две фразы, а нижний состоит из одного предложения); в несовпадении штрихов (legato и поп legato); в несовпадении кульминаций (например, в пятом - шестом тактах мелодия верхнего голоса поднимается и приходит к вершине, а нижний голос движется вниз и подъем к вершине совершает только в седьмом такте); в разной ритмике (движение нижнего голоса четвертными и половинными длительностями контрастирует с подвижным ритмическим рисунком мелодии верхнего, состоящей почти сплошь из восьмых нот); в несовпадении динамического развития (например, в такте четвертом второй части звучность нижнего голоса усиливается, а верхнего уменьшается).

Билет № 29 Рябых

  1. Дать характеристику теории, методике музыкального образования как науке и как учебному предмету.

  2. Значение гамм и упражнений в техническом воспитании ученика в классе фортепиано.

  3. Разработайте сценарий музыкального занятия в ДОУ, или урока музыки, или внеклассного мероприятия по музыкальному искусству и покажите фрагмент (тема по выбору студента).

1.Дать характеристику теории, методике музыкального образования как науке и как учебному предмету.

Теория музыкального образования рассматривает следующие аспекты:

• положения и закономерности, раскрывающие возможности искусства и педагогики в музыкальном воспитании, обучении и развитии учащихся;

• представление о ребенке как субъекте музыкального образования;

• приоритетные профессиональные качества личности педагога-музыканта;

• целостную модель компонентов музыкального образования;

• сущность, виды и особенности профессиональной деятельности педагога-музыканта.

Содержание понятия «музыкальное образование»

Изучение теории музыкального образования невозможно без раскрытия и усвоения важнейших понятий, определений, положений, входящих в некий обязательный тезаурус педагога-музыканта (терминологический словарь, относящийся к данной науке, предмету изучения).

Овладение будущими педагогами-музыкантами профессиональным тезаурусом педагогики, относящейся к области музыкального образования, является одним из показателей профессионализма (в теоретическом плане) педагога-музыканта, ибо обеспечивает корректность (т. е. точность, правильность) употребления специальной терминологии, помогает с профессиональных позиций анализировать специальную литературу по вопросам музыкального образования, активно участвовать в обсуждении его насущных проблем.

Приступая к изучению вузовской учебной дисциплины «Теория музыкального образования», следует обратить специальное внимание на термин музыкальное образование. В современном толковании этот термин рассматривается как интегративный, объединяющий музыкальное воспитание, обучение, развитие.

Термин музыкальное воспитание употребляется в двух значениях. В узком смысле под музыкальным воспитанием понимают воспитание прежде всего определенных качеств личности учащихся – т. е. данный термин употребляется в первую очередь в психологическом аспекте. В широком смысле – это нравственное, эстетическое, художественное воспитание.

Термин музыкальное обучение также применяется в двух значениях. В узком смысле слова под музыкальным обучением понимают освоение учащимися музыкальных знаний, умений и навыков. В широком – данный термин, помимо музыкальных знаний, умений и навыков, включает опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и их музыкально-творческой деятельности. Такое представление о содержании обучения, как мы видим, принципиально отличается от первого – оно значительно полнее и глубже.

Говоря о музыкальном образовании, нельзя не иметь в виду и музыкальное развитие учащихся, ибо именно оно находится в центре внимания педагога-музыканта при обучении и воспитании ребенка. При этом речь идет о самых разных аспектах музыкального развития, направленных на становление музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой и важной части всей его духовной культуры. Это и развитие музыкальных интересов, вкусов, потребностей учащегося; и развитие всех сторон его музыкального слуха, музыкальной памяти, мышления, воображения; интуиции и ассоциаций; и развитие музыкально-творческих способностей, исполнительских, слушательских и даже композиционно-творческих умений и навыков и т. п.

Еще одно уточнение. Педагогика музыкального образования, в том числе теория музыкального образования, как уже отмечалось, изучает деятельность, связанную с музыкальным образованием, направленную на приобщение учащихся к музыкальной культуре в целом, а не только к музыкальному искусству. Вот почему Д. Б. Кабалевский при обсуждении вопроса о школьном учебном предмете настаивал именно на названии «Музыка», имея в виду музыкальную культуру, а не «Музыкальное искусство» и тем более «Пение».

Предназначение учебного предмета «Теория музыкального образования»

Эффективность деятельности педагогов-музыкантов во многом зависит от того, в какой мере они владеют теоретическими знаниями в области музыкального образования. Овладение теорией музыкального образования способствует:

• раскрытию значимости теории музыкального образования для педагога-музыканта;

• приобретению знаний о сущности теории музыкального образования, ее основных категориях, закономерностях, понятиях;

• формированию теоретического профессионального мышления;

• накоплению опыта творческого применения теоретических знаний в области музыкального образования в своей практической педагогической деятельности; становлению профессиональной позиции по отношению к актуальным вопросам музыкального образования;

• развитию способности самостоятельного обогащения профессиональных знаний, умений и навыков, опыта творческой музыкально-педагогической деятельности.

В содержании учебного предмета «Теория музыкального образования» рассматривается прежде всего общее музыкальное образование. Под общим музыкальным образованием понимается образование, направленное к каждому учащемуся, ибо общее среднее образование в нашей стране является обязательным. Оно осуществляется в школах, гимназиях, лицеях в рамках учебного предмета «Музыка» под руководством учителя музыки, который имеет среднее специальное или высшее педагогическое (музыкально-педагогическое) образование и работает по одной из учебных программ, в соответствии с Государственным стандартом общего образования.

Система музыкального образования включает в себя и дополнительное музыкальное образование, которое не является обязательным. Дети по желанию могут заниматься музыкой в студиях, кружках, в музыкальных школах, которые теперь официально называются «Музыкальные учреждения дополнительного образования детей» и др.

Основное предназначение таких учреждений заключается в реализации дополнительных образовательных программ в интересах личности, общества, государства. При этом учитывается, что музыке «нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих».

Данная педагогическая установка продолжает действовать и в наши дни. Поэтому работа с детьми в музыкальных учреждениях дополнительного образования ведется по двум основным направлениям:

• общее музыкально-эстетическое развитие;

• подготовка наиболее одаренных из них к поступлению в специальные учебные заведения для получения выбранной ими музыкальной специальности.

 

2.Значение гамм и упражнений в техническом воспитании ученика в классе фортепиано.

С самого начала обучения игре на фортепиано дети встречаются с понятием "Гамма". Первые прикосновения к клавишам, первые песенки построенные на звуках гаммы, желание научиться играть на фортепиано. Хотелось бы, чтобы интерес, с которым ребенок пришел в музыкальною школу не угас у него на первом занятии, а только разгорался с каждым годом обучения. И здесь не последнюю роль играет работа над гаммами.

В своей работе я постараюсь доказать, что гаммы действительно достойны вашего внимания, что гаммы играть интересно и увлекательно.

Все дело в том, как эти занятия организовать. «Музыкальной таблицей умножения» назвал гаммы Иосиф Гофман.

Задачи:

- раскрыть значение игры гамм на фортепиано;

- поэтапный рассказ работы над гаммами в младших, средних и старших классах;

- показ примеров в процессе изложения данного методического сообщения.

Работа над гаммами и упражнениями, на мой взгляд, должна быть систематизирована и выстроена для того, чтобы педагог смог более точно и доступно для учащегося выстроить работу над гаммами.

Значение гамм в игре на фортепиано.

Гаммы – важный момент в обучении учащихся игре на фортепиано.

Изучение гаммна уроках требует особого внимания в силу следующих причин:

1. Гаммы, а также аккорды и арпеджио – развивают ладовый, мелодический и гармонический слух (учащиеся различают мажорное и минорное наклонение гамм, ощущают ладовые функции мажора и минора, их виды – натуральный, гармонический и мелодический, усваивают направление движения (вверх, вниз, слышат интонационную сторону тонов-полутонов - интервалику).

2. Гаммы – способствуют развитию двигательного аппарата (развивается беглость пальцев, совершенствуется техника).

3. Гаммы – необходимы для ознакомления с клавиатурой и хорошей ориентации в ней.

4. Гаммы – нужны для понимания основных закономерностей аппликатуры.

5. Гаммы – помогают развитию и расширению музыкально-теоретических представлений (учащиеся знакомятся с определенной терминологией, с названием тех или иных понятий – звукоряд, гамма, лад, тональность, аккорды, интервалы, гармония, созвучие, арпеджио и т. д.).

Гамма содержит в достаточно чистом виде тот материал, из которого состоят все шедевры. Это те кирпичики, которые подойдут для строительства любой пьесы, любого произведения.

Работа над гаммами в младших классах (1-2 класс)

Прежде, чем приступить к изучению гамм, необходимо освоить подготовительные упражнения.

I. Освоение подготовительных упражнений к игре гамм.

Подготовительные упражнения учащемуся можно давать с подготовительного класса. Я даю ребенку такие упражнения, после того как ребенок освоит основные штрихи (staccato, legato, non legato). Подготовительные упражнения нужны для того, чтобы подготовить пианистический аппарат к игре гамм, я имею в виду:

- подготовка первого пальца;

- подготовка кистевых движений;

- подготовка к игре аккордов – одновременное звучание нескольких звуков.

Для достижения поставленных мною задач я использую следующие подготовительные упражнения:

1. «Паучок» Играем 1-2, 1-3, 1-4 пальцами на legato, поочередно переступая. При исполнении используем подтекстовку (прим. 1).

Паучок плетет свой дом,

Паучку прекрасно в нем,

Он плетет и напевает,

Всех друзей к себе сзывает.

Это упражнение помогает почувствовать первый палец, не заваливаться на него.

2. «Веревочка». Играем 1-2, 1-3, 1-4 всю гамму до-мажор. Следим за тем, чтобы рука не разворачивалась, пальцы не прогибались, 1-й палец ребенок должен ставить правильно.

Следующие упражнения направлены на одновременное взятие 2х звуков – интервалов. В этих упражнениях я ставлю перед учащимся задачу – взять 2 звука вместе, без так называемых «квакушек».

3. «Квинты» - играем 1 и 5 пальцами, перелетая через октаву. 

4. «Часы» - играем терции 1-3, 3-5 как маятник часов. 

5. «Кварты» - играем 1-4, 2-5 пальцами, как упражнение «Квинты»

Также я использую подготовительное упражнение для гибкости кисти.

6. «Игра» - это упражнение делаем на крышке инструмента, как бы встаем на 3й пальчик и под подтекстовку начинаем выполнять вертикальные, горизонтальные и круговые движения кистью.

После того, как учащийся освоил эти упражнения, можно переходить к знакомству непосредственно с гаммой.

II. Знакомство с гаммой.

При знакомстве с гаммой я ребенку объясняю, что гамма – это ряд упражнений, которые играются по определенным правилам. Гаммы нам нужны для того, чтобы делать зарядку для наших пальчиков, разогревать наши мышцы, тренировать пальчики, чтобы они умели быстро и красиво играть.

III. Работа над гаммами во 2м классе.

Во втором классе в работе над гаммами стоят уже следующие задачи:

- игра гамм 2-мя руками;

- игра гамм в две октавы;

- ровность, четкость исполнения гамм в медленном темпе;

- звуковедение в арпеджио;

- в аккордах – точное взятие всех звуков вместе.

Таким образом, для достижения этих целей я использую следующие упражнения:

1. В прямом движении, расходящаяся и хроматическая гаммы:

2. Арпеджио.

3. Аккорды. При игре аккордов нужно брать все звуки вместе, без «квакушек»

IV. С третьего класса в работе над гаммами я использую следующие упражнения:

1. Игра гамм в прямом и расходящемся движении.

а) Игра гамм разными штрихами (staccato, legato, non legato) для пальцевой артикуляции, цепкости пальцев. Можно чередовать игру разными штрихами (например, играем одну октаву на legato, а другую – на staccato; а также для более старших классов, которые хорошо справляются с предыдущим заданием можно поиграть, например, правую на staccato, а левую на legato, и наоборот).

б) игра гамм с ритмическим варьированием для четкости и ровности исполнения (прим. 6).

в) с акцентировкой по 2, 4 звука для ровности исполнения в ритмическом плане.

г) игра на крышке инструмента, точно исполняя аппликатуру. Главная задача в этом упражнении, на мой взгляд, состоит в том, что нужно подравнять пальцы, чтобы звучание было ровным, без «выпадения» каких-либо звуков.

д) при игре расходящейся гаммы отдельную трудность вызывает у учащихся встреча знаков альтерации (особенно в миноре, которые не совпадают в обеих руках. Для устранения этих затруднений можно поиграть гамму медленно, называя знак альтерации в той руке, в которой он встречается (например, в ре миноре мелодический вид – в левой до, си-бемоль, в правой си-бекар, до-диез).

е) при игре расходящейся гаммы поиграть по два раза звук со знаком альтерации.

2. Игра коротких арпеджио по 4 звука.

3. Ломаные арпеджио. 

4. Длинные арпеджио. При игре этого вида упражнений зачастую у учащихся возникают трудности подкладывания 1го пальца вовремя, без остановок и запинок. Для решения этой трудности я использую следующие упражнения:

5. Аккорды. При игре аккордов в средних и старших классах стоит задача сыграть не только вместе аккорд, но и выстроить его по верхнему звуку. 

V.Работа над гаммами в средних и старших классах.

При работе над гаммами в средних и старших классах стоят следующие задачи:

- изучение 4х звучных арпеджио;

- игра всех видов упражнений в 4 октавы (с 4го класса);

- ровность, четкость исполнения;

- скорость исполнения;

- добавляются некоторые виды упражнений (ломанные и длинные арпеджио, терция, децима в старших классах академического направления).

Таким образом, пользу от изучения гамм (как и гаммового комплекса в целом) обычно видят в том, что такое изучение позволяет, 

во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техники

во-вторых, на практике (а не только в теории) познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; 

в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами;

в-четвёртых, выработать пальцевую чёткость, ровность, беглость.

Однако, гаммаобразные последовательности, а также арпеджио, аккорды составляют существенную часть пианистической техники. Наряду с другими видами фортепианного изложения они представляют собою, по выражению Листа, те «ключи», владение которыми открывает путь к любому музыкальному произведению.

Билет № 30 Овчар

  1. В чем актуальность освоения музыкального искусства в общеобразовательных школах. Охарактеризуйте программы по Музыкальному искусству в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы).

  2. Воспитание навыков педализации у учащихся в классе фортепиано ДШИ.

  3. Разработайте сценарий музыкального занятия в ДОУ, или урока музыки, или внеклассного мероприятия по музыкальному искусству и покажите фрагмент (тема по выбору студента).

1.В чем актуальность освоения музыкального искусства в общеобразовательных школах. Охарактеризуйте программы по Музыкальному искусству в общеобразовательных учреждениях» (1-8 классы).
1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


написать администратору сайта