Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Музыкальный ритм. Метр и ритм в музыке. Воспитание художественно-исполнительского ритма у учащихся.

  • 1.Дать психолого-педагогическую характеристику учащимся подросткового возраста. Охарактеризуйте уровень их музыкального развития.

  • 2.Воспитание и развитие творческих навыков учащихся в классе фортепиано.

  • Социальные аспекты музыкальной педагогики. Музыкальная педагогика как наука и искусство.

  • Работа над вариациями в младших и средних классах ДШИ.

  • Сонатная форма

  • . Дидактические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе.

  • 2. Методическая работа педагога в классе фортепиано ДШИ по повышению своего педагогического мастерства.

  • Цель методической работы

  • Музыкальная педагогика. Разработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика


    Скачать 317.44 Kb.
    НазваниеРазработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика
    Дата29.05.2020
    Размер317.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМузыкальная педагогика.docx
    ТипСценарий
    #126628
    страница13 из 19
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   19

    1.Методики начального развития вокально-хоровых навыков в системе дошкольных образовательных учреждений

    Многие взрослые не заинтересованы перспективой обучения детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребёнка музыкального слуха. На самом деле музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей, только уровень его различный. Кроме того, как и любая другая способность, он поддаётся тренировке и развитию.

    Начинать формировать вокальные способности следует как можно раньше, и дошкольный возраст - самое благодатное для этой работы время (об этом говорили многие известные музыканты, исследователи, врачи). Ни для кого не секрет, что пение является одним из самых любимых детьми видов деятельности, который способствует не только формированию музыкальности, но и общему развитию ребёнка, его социализации. Об этом мы хорошо знаем (именно поэтому пение является доминирующим видом деятельности на музыкальных занятиях), однако зачастую относимся к детскому пению формально, забывая о том, что ребёнок при пении должен испытывать удовольствие, а не дискомфорт, что пение должно быть для него естественным, не доставляющим напряжения процессом.

    Методические приемы и содержание работы на вокально – хоровых занятиях.

    Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них вокально - хоровых навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение, дикция, дыхание) необходимо использовать в работе самые разнообразные приемы. Как форму углубленной работы над вокальными данными детей проводим занятия по подгруппам (наблюдение, отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей деятельности и т.д.).

    В первую группу, как правило, входят дети плохо интонирующие, во вторую - лучше звучащие. С целью лучшего усвоения музыкального материала в первой подгруппе дается материал попроще, типа песенок-упражнений, развивающих не только звуковысотный, но и мелодический слух, что не маловажно для слабо слышащих детей.

    В результате проведенной работы дети первой группы стали чище петь высокие звуки, дотягиваться своим голоском до звучания ноты. Пение со словами и без слов, вслух и про себя доставляли детям огромное удовольствие. А настроение детей на занятии - не маловажный фактор овладения вокальными данными. Чтобы вызвать интерес к новой песне, используются следующие методические приемы: показ иллюстраций, картин, стихи, пословицы, загадки, игрушки, наглядные пособия, атрибуты.

    В период разучивания песни используются следующие методические приемы: проигрываются трудные мелодические обороты, пропеваю без музыкального сопровождения, прохлопываются сложные ритмические места (пунктирный ритм). На первых этапах разучивания песни не обязательно пользоваться аккомпанементом, можно играть только мелодию или запомнить ее с голоса взрослого. А в дальнейшем чередовать игру мелодии без фортепианного сопровождения с сопровождением.

    Работая над чистотой интонации, используются такие методические приемы: пение в полголоса, ( тихое пение), пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм...), слогами (ду-ду, ла-ла), по строчкам, по фразам, по рядам, "мальчики - девочки", по сигналу. Такие задания нравятся детям. Они становятся более внимательными и более точными в интонировании мелодии. Они лучше себя слышат.

    Прием закрепляющий навыки чистого интонирования:

    Предлагается спеть мотив дуэтом, причем один ребенок должен быть хорошо поющим. Даются разные задания, в которых слабо слышащий ребенок должен подтянуть свой голос до хорошо поющего ("помоги другу").

    Нечисто поющим детям уделяется особое внимание. Считается, что размещать их на музыкальном занятии лучше так, чтобы они сидели ближе к музыкальному руководителю. Но в практике, необязательно все слабо слышащие дети чувствуют себя удобно при таком размещении. При такой посадке детей должный эффект возникает тогда, когда в группе больше в процентном отношении детей хорошо поющих. Поэтому, чтобы слабо поющие дети быстрее научились чище воспроизводить мелодию, необходимо хорошо поющих детей садить рядом со слабо поющими. Тогда дети слышат чистое пение не только сзади, но и рядом с собой. А для более эффективных результатов необходимо детей размещать в «шахматном порядке».

    Одна из сложных задач в пении - это уметь петь без сопровождения (а капелла). Как правило, с детьми разучиваются песни с музыкальным сопровождением и одновременно пением взрослых (музыкального руководителя, воспитателя). Такое пение часто заглушает детей. Для них складывается неприятное условие - они не могут контролировать качество исполнения песни. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развивается чувство самоконтроля, не формируется умение петь самостоятельно, без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.

    Полезны и такие приемы: пение стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой, небольшими подгруппами и индивидуально ("сценическая площадка"). При таком пении дети стали лучше слышать.

    С удовольствием используется прием "тактирования", в котором в непринужденной форме дети работают над ритмическими особенностями песни. Этот прием очень нравится, они отсчитывают ритм хлопками, иногда усложняя притопами, под пение общее, индивидуальное, чередуя пение со счетом вслух и про себя, отмечают паузы ("часики-ходики").

    В работе над ансамблевым пением применяются иногда дирижерские жесты: сильный взмах - громкое звучание, слабый - тихое; показывая рукой начало и конец фразы, начало и конец пения; жестом обозначается задержка звука, паузы, изменение темпов, высоты мелодии, ритмический рисунок песни.

    Работая над песней, возвращаемся к ранее разученным, включая их в то или иное занятие, развлечение, праздник. В знакомых песнях ярче проявляются усвоенные певческие навыки.

    Пение постоянно сопровождает каждого ребенка по жизни, а заполняя его досуг, оно помогает организовать творческие и сюжетные игры, трудовую деятельность и отдых.
    2. Музыкальный ритм. Метр и ритм в музыке. Воспитание художественно-исполнительского ритма у учащихся.

    Ритм - это последовательность звуков одинаковой и разной длительности, организованных метром.

    Метр - это чередование сильных и слабых долей в определенном темпе.

    РИТМ (от греч.- соразмерность ,стройность)-организация музыкальных звуков во времени. Одно из главных выразительных средств музыкального языка, во многом определяет характер музыкального произведения. Слово РИТМ очень широко распространено и применяется по отношению к самым разнообразным случаям. Говорят о стихотворном ритме, о ритме прозы, ритме спектакля, о ритме смены времен года, о ритме сердца и т.д. Понятие ритма связывается с особенностями чередования явлений во времени. Обязательным условием ритма является наличие акцентов.

    В этом смысле он сродни ритму в поэзии. Если читать стихи без ритма, они будут восприниматься как проза. Как ритм поэтического произведения определяется размером, так и музыкальный размер определяет ритмическую структуру музыкального произведения. В стихах размер ощущается благодаря чередованию акцентированных и не акцентированных слогов. И в музыке акцентированные звуки (сильные, опорные доли) перемежаются с не акцентированными (слабыми, не опорными долями). Музыкальный язык гораздо больше, чем речь подчинен ритмической необходимости. Входящие в мелодию звуки связаны между собой ритмическими тяготениями, которые придают мелодии неповторимость, смысл, содержательность.

    Метроритм - живой пульс музыки, одно из основных выразительных средств. Выразительность ритма связана с движением различного характера. Музыка величаво-торжественного шествия, задорного танца, состояния безмятежности или страстной взволнованности создается средствами ритма. Ритм и метр определяют жанровые свойства мелодии. Именно по ритму мы легко отличаем мазурку от вальса. Жанр марша отличает пунктирный ритм выразительное значение ритма ярко выявляется в связи с мелодией.

    Вне ритма немыслимо подлинно художественное исполнение. Диапазон задач, стоящих перед учащимися, очень велик. Он простирается от элементарных ритмических задач для учащихся первых классов до «свободного» или художественного ритма, необходимого для подвинутого исполнителя.

    Чувство музыкального ритма способно развиваться. Музыкантам педагогам хорошо известно, что развитие музыкальных способностей, в частности, ритма происходит интенсивней на примере художественных произведений, нежели при изучении гамм и упражнений, имеющих лишь вспомогательное значение. Полезно исполнение пьес с ярко выраженной метроритмической основой, в частности пьес танцевального и маршеобразного характера.

    Неразвивающихся способностей в природе не существует. Воздействие педагога может оказаться достаточно эффективным. Учащийся осознает содержание музыки в различных видах музыкальной деятельности, начиная со слушания. Но особенно интенсивно ученик проникает в смысл музыкальной речи в процессе собственного исполнения, когда наиболее обострено музыкальное переживание.

    Музыкально-ритмическое воспитание сводится к усвоению и слуховой переработке учащимися конкретных типов метро -ритмических рисунков. Фортепианный репертуар широк и разнообразен для решения любых ритмических задач. Неоднократное восприятие и воспроизведение музыки, ее ритмического орнамента ведет к хорошему запоминанию. По мере продолжения работы над музыкальным произведением, у учащегося складываются устойчивые представления, что ведет к упрочению метро -ритмического чувства. Основа работы педагога-музыканта- раскрытие эмоциональной, образно-поэтической сущности муз. ритма. Учитель должен воздействовать на душевные качества учащегося, будить его воображение, впечатлительность. Заставлять чувствовать, мыслить, переживать искусство как саму жизнь. Убедительность музыкально-ритмического исполнения достигается ежедневными практическими занятиями.

    Неоценима польза в развитии чувства ритма игра в ансамбле, а также слушание музыки. Тогда ученик сможет отличить метроритмические особенности полифонии Баха, пластичность. распевность ритмических узоров музыки романтиков (Мендельсона, Шуберта), четкость. энергичность метроритма венского классицизма.
    Билет №19 Амеленкова

    1. Дать психолого-педагогическую характеристику учащимся подросткового возраста. Охарактеризуйте уровень их музыкального развития.

    2. Воспитание и развитие творческих навыков учащихся в классе фортепиано.

    3. Разработайте сценарий музыкального занятия в ДОУ, или урока музыки, или внеклассного мероприятия по музыкальному искусству и покажите фрагмент (тема по выбору студента).

    1.Дать психолого-педагогическую характеристику учащимся подросткового возраста. Охарактеризуйте уровень их музыкального развития.

    Ученые справедливо отмечают, что подростковый возраст – период тяжелого кризиса, его называют даже возрастом катастроф. Этот период труден как для самого подростка, так и для окружающих его людей. На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе. Исследования показывают, что личность подростка получает развитие в системе обширной, многоплановой, социально признаваемой и социально одобряемой деятельности. Стремление занять значимую позицию в обществе, в мире взрослых делает подростка особенно сензитивным к социальным ценностям, облегчает их усвоение. На первый план все более выступает потребность в признании миром взрослых своей самостоятельности. Растет стремление к самоактуализации, повышается уровень социальной активности подростков, развивается способность к осознанию своего внутреннего мира и личностных качеств.

    Практика показывает, что подростковый возраст наиболее благоприятен для развития творческой деятельности в силу стремления к личностному самосовершенствованию, которое происходит через самовыражение, самоутверждение. Одним из важных направлений художественного развития личности подростка является приобщение к музыке, музыкальному творчеству. В современной социокультурной ситуации музыка все больше выдвигается на первый план в структуре художественных предпочтений молодежи. Она опережает другие виды искусства по количеству потребления, так как имеет непосредственно-чувственное воздействие на человека. Следует особо отметить, что музыкальное искусство, как яркое выражение чувств, эмоций и настроений, становится областью интересов практически всех подростков. В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению музыкальных образцов сомнительного художественного качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная простота гармонического языка, близость тематики содержания текстов).

    Описывая этот возраст следует указать на такие противоречия:

    - непримиримость с несправедливостью - с одной стороны - готовность к борьбе с наименьшими отклонениями от истины, с другой стороны - неумение разобраться в сложных жизненных явлениях;

    - подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу и в то же время не любит, чтобы его воспитывали;

    - желание самоутвердиться и неумение это сделать;

    - большая необходимость в совете и помощи взрослого, и в то же время - отсутствие желания обратиться к старшим;

    - противоречие между количеством желаний - с одной стороны, и ограниченностью сил, опыта, возможностей их осуществления - с другой;

    - отрицание авторитетов, увлечение идеальным и сомнение в том, что идеальное может существовать в нашей обыденной жизни.
    Психологи отмечают, что подростковый возраст характеризуется потребностью в самоутверждении и самореализации в деятельности, имеющей личностный смысл. Именно в это время вырабатываются умения, навыки, деловые качества, происходит выбор будущей профессии. Наиболее важной психологической характеристикой подростка является повышенная познавательная и творческая активность, которые находят реализацию в процессе обучения музыке. На уроках дети стремятся узнать новое в области музыкального искусства, быстрее освоить инструмент, музыкальную грамоту. Дефицит времени, отпущенный на музыкальное обучение, стимулирует подростков к самообразованию, самосовершенствованию. Выученные с интересом музыкальные произведения, успешное выступление на эстраде, одобрение окружающих ведет к их самоутверждению. Важной особенностью подросткового возраста является дифференцированное отношение к учебе, предметам, видам деятельности. Практика показывает, что если учащийся в качестве любимого и нужного ему занятия выбирает музыку, то отношение к ней характеризуется осознанностью, повышенным интересом. Появляется устойчивая мотивация, связанная с расширением знаний, формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься любимым делом, самостоятельной творческой работой. Можно сделать вывод, что такие новообразования подросткового возраста, как повышенная эмоциональность, стремление к идеалу, качественные изменения в интеллектуальной сфере (способствующие развитию самосознания подростков), чувство взрослости (позволяющее развитию самоконтроля, самокритичности), становление Я-концепции (позволяющее развить способность к самооценке, самоанализу и саморазвитию), выступают определяющими факторами для эффективного музыкального воспитания учеников-подростков.

    2.Воспитание и развитие творческих навыков учащихся в классе фортепиано.

    1.Творческие способности как компонент структуры личности

    В процессе детского развития все формы проявления творческой инициативы чрезвычайно важны, ибо детское творчество имеет не самостоятельную художественную, а воспитательную ценность. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями и тому подобным. Различные психические процессы в совокупности с образованием (знания, умения и навыки), служат основой, на которой формируется психологический облик личности конкретного человека. Психические качества отдельного человека разделяют на 3 класса: характер, темперамент, способности; познавательная сфера; мотивационная и волевая сферы.

    Характер является более или менее стабильной системой мотивационно-волевого поведения.

    Под общими способностями понимают совокупность потенциальных (наследственных, врожденных) психодинамических характеристик человека, определяющих его готовность к деятельности. Предпосылками осуществления деятельности являются общая работоспособность и активность. В структуре общих способностей выделяют интеллект (способность решать задачи на основе имеющихся знаний), обучаемость (способность приобретать знания), и креативность (способность преобразовывать знания с участием воображения и фантазии).

    Творчество является высшей ступенью деятельности, охватывающая такие моменты, как отражение проблемной ситуации и поиска решения определенной задачи; выдвижение идеи решения; корректировка и оценка со стороны достигнутого результата и характера возникающих трудностей при отсутствии положительного решения.

    Творчеству научить нельзя. Но можно научить творчески работать, развивая и воспитывая ряд способностей. К общемузыкальным творческим способностям относятся восприятие, воображение и мышление.

    Музыкальное мышление исполнителя в широком понимании слова – высокая степень восприимчивости образно-выразительной стороны музыки, соединенная с максимальным претворением внутренне слышимого в реальное звучание на инструменте. Доказано, что более сложная и самостоятельная работа благоприятствует формированию более сложного и гибкого мышления. Поскольку объектом музыкального мышления являются идеи, выражаемые посредством мелодии, ритма, гармонии, контрапункта, тембровой окраски, артикуляции, принципов формообразования, то для понимания смысла музыкального сочинения необходимо раскрытие протекающих в нем интонационно-ритмических и ладово-гармонических процессов. Таким образом, познание объективных закономерностей искусства развивает в учениках творческое мышление.

    К творческим музыкально-исполнительским способностям относятся способность сочинять музыку, умение импровизировать, подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним, читать с листа.

    2. Проблемный подход к музыкально-исполнительской подготовке

    Учитель, развивая творческие способности учащихся, в поисках наиболее адекватных методов обучения и воспитания сам является творцом и новатором. Творчество педагога охватывает разные стороны его деятельности – построение урока, беседы, работу над организацией коллектива учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, проектирование личности учащихся и т. п.

    Стимул к творчеству – создание на уроке проблемной ситуации. Опираясь на ранее усвоенные знания, обучающиеся анализируют, сравнивают, сопоставляют, обобщают и конкретизируют учебный материал, получают из него новую информацию. Все это активизирует формирование у обучающихся диалектического мышления и побуждает к самостоятельной деятельности.

    В музыкально-педагогическом процессе могут создаваться следующие проблемные ситуации:

    1.Ситуация конфликта состоит в возбуждении интереса у учащихся к решаемой проблеме.

    2.Ситуация неожиданности возникает при столкновении с фактами, вызывающими удивление, поражающими своей неожиданностью.

    3.Ситуация предположения вовлекает учащихся в самостоятельный исследовательский поиск.

    4.Ситуация неопределенности характеризует противоречие между наличным и необходимым уровнем теоретических знаний и исполнительских умений и навыков.

    5.Ситуация заинтересованности всегда должна содержаться в самой формулировке познавательных задач.

    Обязательным условием обучения на всех его этапах должен быть сравнительный анализ. Он позволяет узнать множество аналогичных ситуаций и приводит к накоплению значительного нового и подобного музыкального материала. Абстрагирующий анализ применяется для вычленения характерных особенностей как в одном произведении, так и в различных. В подтверждение можно привести слова Л.Баренбойма: «Для творчества нужна детализация представлений, доведенная до последнего предела».

    Проблемно-развивающий эффект будет высок, если осуществить взаимодействие методов преподавания и активность самого обучающегося. Это может быть следствием последовательно повышающихся требований педагога к качеству исполнения и постановки все более трудных художественно-эстетических задач. Со стороны учащегося – все большая учебная и исполнительская самостоятельность, стремление к ознакомлению и разучиванию новых и все более сложных музыкальных произведений.

    Содержание урока является основой воспитательной работы, а исходной точкой педагогического процесса в классе по специальности является работа над музыкальным произведением и, конечно, что чрезвычайно важно – выбор репертуара. Умело составленный репертуар – важнейший фактор воспитания творчески мыслящего музыканта.

    Смыслом и целью всех воспитательных мероприятий фортепианной педагогики является художественное произведение, творческая художественная интерпретация исполняемой музыки. Наличие художественной интерпретации служит основным признаком, раскрывающим сущность музыкального исполнительства. Художественно-творческая интерпретация проходит через несколько ступеней: конкретизацию музыкально-слуховых представлений, формирование исполнительского замысла, репетиционную работу, публичное выступление. В этом процессе авторский замысел преломляется сквозь призму сознания исполнителя, становится актом его собственного творчества.

    Творческое развитие учащихся в различных видах учебно-исполнительской деятельности.

    Хорошее владение навыками, автоматизированность движений освобождают сознание от руководства и контроля за большим количеством выполняемых операций. Хорошо освоенные навыки дают музыканту исполнительскую свободу, открывают возможность для творчества, создают условия для творческого проявления музыкально-исполнительских способностей.

    Важнейшими способами формирования осознанного, творческого деятельно-практического отношения к музыке, а значит развития слуховых и внеслуховых ощущений и представлений являются подбор по слуху, чтение с листа, транспонирование.

    Игра по слуху может осуществляться лишь при наличии у исполнителя прочных и ясных слуховых представлений этого материала и четкой двигательной установки на его воспроизведение.

    Чем менее подготовлен учащийся в музыкальном отношении, тем меньшим по объему должен быть музыкальный материал для подбора. Практика показывает, что если ритмический рисунок мелодии уложился в сознании учащегося, то и другие элементы музыкальной речи (включая и звуковысотные соотношения) исполняются значительно успешнее.

    Обучение чтению с листа лучше начинать с анализа нотной записи. Анализ нотного текста является важнейшей предпосылкой грамотного чтения с листа. Он активизирует музыкально-творческое мышление.

    Для развития гибкости в чтении с листа полезно ставить перед учащимся различного рода проблемные задачи, например, сыграть нотный текст в замедленных темпах, но с соблюдением всех авторских указаний; в быстром темпе, независимо от допускаемых текстовых неточностей; с упрощением фактуры; с вычленением заданных голосов и т. п.

    Под транспонированием по нотам принято понимать всякую транспозицию, осуществляемую в процессе зрительного восприятия нотного текста. В целях налаживания первичной взаимосвязи между зрительно-слуховыми и слухо-двигательными представлениями на первых шагах обучения транспонированию по нотам логично использовать знакомый по памяти музыкальный материал, например, мелодии песен, которые ранее предназначались для подбора по слуху и чтения с листа.

    В процессе приобретения навыков транспонирования по нотам у учащихся проявляется желание подбирать по слуху услышанные мелодии, транспонировать ранее усвоенный по слуху или по нотам музыкальный материал, что говорит о росте их творческой активности и самостоятельности.

    Резюмируя вышеизложенное, можно подчеркнуть, что совпадение обучающей и развивающей ценности урока зависит от педагогических условий, способствующих творческому развитию личности и определяющих выбор форм и методов обучения.

    В число тех методических путей и способов, которые в максимальной степени способствуют интенсификации творческого развития учащихся-исполнителей, входят:

    1. Проблемный подход к музыкально-исполнительской подготовке. Систематическое включение обучающихся в процесс самостоятельного решения познавательных задач является стимулом к творчеству.

    2. Метод художественной интерпретации на основе анализа позволяет рассмотреть музыкальное произведение последовательно по пунктам и в комплексе. Такая многогранная проработка способствует глубине интерпретации произведения учеником, обогащает культуру личности ребенка, способствует его творческому росту.

    3. Творческие виды музыкально-исполнительской деятельности (игра по слуху, чтение с листа и транспонирование) приучают ученика-пианиста осознанно и активно, на основе прочных музыкально-теоретических знаний и ярких музыкально-слуховых и двигательных представлений воспринимать и воспроизводить музыку.

    Знания и творческие умения, которые ученик усвоил и развил в фортепианном классе, способствуют становлению художественно-эстетических, духовно-нравственных потребностей как движущей силы, которая воздействует на всю его жизнь. Поэтому соприкосновение с музыкой должно открыть для маленького человека весь прекрасный мир искусства и стать стимулом для бесконечного совершенствования личности.

    Билет №20 Стяжкина

    1. Социальные аспекты музыкальной педагогики. Музыкальная педагогика как наука и искусство.

    2. Работа над вариациями в младших и средних классах ДШИ.

    3. Разработайте сценарий музыкального занятия в ДОУ, или урока музыки, или внеклассного мероприятия по музыкальному искусству и покажите фрагмент (тема по выбору студента).



    1. Социальные аспекты музыкальной педагогики. Музыкальная педагогика как наука и искусство.

    Социальные аспекты музыкальной педагогики.

    Музыкальная педагогика – область музыкальной культуры, обеспечивающая ее сохранение и развитие. Основные задачи музыкальной педагогики состоят в передаче от поколения к поколению всей совокупности музыкального опыта – специфических знаний и навыков, обеспечивающих слышание, исполнение и создание музыкальных произведений. Она развивает музыкальные способности, формирует ценностные ориентации. В задачу музыкальной педагогики входит также формирование у музыкантов понимания функции искусства, его места в общественной жизни и в культуре в целом.

    Понятие музыкальной педагогики имеет два аспекта. С одной стороны - это практическая деятельность по музыкальному воспитанию и обучению. С другой стороны – это наука, изучающая данный вид деятельности, обобщающая и осмысливающая накопленный исторический опыт.

    Под музыкальным воспитанием следует прежде всего понимать формирование музыкально-эстетического чувства, воображения, художественного мышления, вкуса, как механизма ориентировки в музыкальной среде и средства эстетической оценки музыки. Сюда входит также развитие музыкального слуха, как инструмента, позволяющего проникать в материально-звуковую ткань музыки, постигать ее структуры. Под обучением музыке следует понимать формирование умений и навыков конкретной музыкальной деятельности, связанной прежде всего с исполнением и сочинением музыки, а также сообщение знаний о музыке и музыкальной культуре.

    Если же обратиться к внутреннему строению музыкально – педагогического процесса, то в нем нужно выделить три взаимосвязанных компонента: формирование личности музыканта, его художественно-эстетическое и профессионально-техническое воспитание. В центре этой триады стоит художественное воспитание. Современное понимание художественного воспитания предполагает формирование творчески активного музыканта, опирающегося в своей деятельности на разнообразные явления музыкального и других видов искусства, способного охватить широкий круг культурных ценностей.

    Музыкальная педагогика как наука и искусство

    Педагогика – одна из древнейших наук, которыми владеет человечество. Она рождалась вместе с человеческим обществом. И все, что является достоянием взрослых членов этого общества, должно быть передано следующим поколениям. В структуру педагогики входит общая педагогика, которая исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний, в том числе и музыкальной педагогики. К возникновению последней привело становление музыкальной культуры общества. Существуя на первых порах в латентных, невычлененных из других видов деятельности формах, музыкальная педагогика со временем выделилась в самостоятельную область деятельности. Социальная цель музыкальной педагогики – сохранение и развитие культурно-художественных традиций, накопленного художественного мастерства, культуры музыкального слуха путем формирования как музыкантов-профессионалов, так и любителей музыки.
    Долгое время музыкальная педагогика существовала в единстве с другими разделами педагогики и лишь в относительно недавнем прошлом выделилась в самостоятельную область знаний, впрочем, переживающую до сих пор период своего становления. И все же мы с полным правом можем говорить о том, что музыкальная педагогика как практическая деятельность и как область научного знания имеют длительную и богатую историю.
    Сегодня музыкальная педагогика - отрасль педагогической науки, занимающаяся передачей учащимся всего комплекса музыковедческих знаний, изучением и разработкой наиболее эффективных путей, способов, форм организации и методов музыкального обучения и воспитания, а также формирования творческих умений, опыта и практических навыков в различных областях музыкального искусства.

    Объектом музыкальной педагогики является процесс музыкального образования и воспитания личности, а её предметом следует считать совокупность всех форм организации, методов, средств и других материальных и нематериальных атрибутов музыкального обучения и воспитания, которые складываются в целостный комплекс профессиональной подготовки и формирования личности музыканта. Музыкальная педагогика является комплексной наукой, содержание которой направлено не только на развитие отдельных музыкальных задатков человека, но и на формирование его личности в целом. Целью данной работы будет являться изучение истории становления общей и музыкальной педагогики.
    Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
    – определить связь развития музыкальной педагогики с различными сторонами жизни общества и общей педагогикой;

    – выявить влияние общей педагогики на педагогику музыкальную в историческом контексте;

    – обозначить особенности развития музыкальной педагогики в различные исторические эпохи;

    – определить влияние музыкальной культуры на становление музыкальной педагогики.

    1. Работа над вариациями в младших и средних классах ДШИ.

    Работа над крупной формой в 1 классе начинается во второй половине учебного года и является, пожалуй, самой сложной. Приобщение ученика к произведениям крупной формы в младших классах происходит на материале вариационных циклов и сонатин. 

    Сонатины и вариации, даже самые легкие, следует давать учащимся, уже овладевшим основными навыками игры на фортепиано и обладающим пальцевой беглостью, необходимой для исполнения пьес в подвижном характере. 

    Трудность сонатин и вариаций объясняется, однако, не только техническими задачами, но и самой формой этих сочинений, более крупных по масштабу и построенных на контрастном материале. В связи с этим при исполнении учащимся нужно достичь единства целого и выявить особенности образов и тем.  Для исполнения требуется объем памяти и умение удержать внимание на длительном отрезке времени. Одним из определяющих условий в достижении этой цели является умение сохранить единый темп на протяжении всего произведения. Если же исполнение контрастных эпизодов предполагает по замыслу автора отклонение от основного темпа, необходимо уметь точно к нему возвращаться (после, например, более медленного к первоначальному).

    Другим важным моментом при исполнении пьес крупной формы является умение найти и достаточно убедительно показать главную, общую для всего произведения кульминационную точку (или кульминационный эпизод). Исполнение пьес крупной формы требует от ученика уже довольно развитого музыкального мышления и практических элементарных основ формообразования.
    Если излагать коротко, то крупная форма предполагает в первую очередь протяженное развитие, глубину замысла, безусловное наличие контрастных образов и связанные с ними специфические исполнительские задачи, а именно: уметь передать характер каждого образа, уметь моментально перестраиваться с одного образа на другой и собрать воедино, охватить единым взглядом все произведение целиком.
    Приступая к работе над крупной формой полезно предварительно в общих чертах рассказать ученику об особенностях и строении подобных произведений. В самых простых и доступных словах можно дать учащемуся представление о построении крупной формы: вариационной, рондо, сонатной. Проиллюстрировать свои пояснения несколькими примерами. Именно анализ крупной формы помогает ученику осмысленному исполнению произведения.

    Вариация

    Вариации. Эта форма является любимой для многих учащихся, т.к. открывает богатый простор для фантазии ребенка. Латинское слово «вариация» - чисто музыкальное. Вариации произошли от народной музыки.  Можно представить, как народный умелец -музыкант играл на рожке, дудке или скрипке мелодию какой-нибудь песни, и каждый раз мотив этой песни повторялся, но звучал по-новому, обогащаясь новыми подголосками, интонациями: видоизменялся ритм, темп, отдельные обороты мелодии. Так появились вариации на песенные и плясовые темы.        
    Использование композиторами в качестве темы русских, украинских и других народных песен, делает вариации особенно привлекательными. Возможность спеть тему со словами – большое подспорье для ученика.
    Тема вариаций - как правило, простая, легко узнаваемая, с типичными оборотами, тонально замкнута, чаще всего 2х-частная и квадратная.
    В вариациях тема проходит несколько раз, но при каждом повторении в чем-то изменяется, варьируется.

    Можно объяснить так: вариации – это ряд картин, иллюстрирующих рассказ об истории, переживаниях (и даже приключениях) лица-образа, с которым слушатель знакомится в теме. Фактурные, ладовые, ритмические и прочие изменения каждой из вариаций обретают в этом случае конкретное значение, подводят к пониманию целостности формы и динамического развития пьесы.
    Сонатная форма

    Как знакомить детей с сонатной формой подробно пишет А. Артоболевская в своем сборнике «Первая встреча с музыкой».  Соната - крупная форма, форма сложная, способная передавать нашу жизнь. А Сонатина – маленькая соната. Как в жизни, так и в сонатной форме действуют противоположные, контрастные начала: добро и зло, любовь и ненависть, мужественность и нежность и т.д. Отображающие эти начала мелодии в сонате называются «темами»: первая тема носит название «главная», вторая – «побочная». Показ двух тем называется «экспозицией». Но добро и зло мирно существовать не могут. Добро всегда борется со злом. Это столкновение противоположных начал происходит в «разработке» (так называется следующий за экспозицией раздел). В третьем разделе сонаты, «репризе», вновь повторяются обе темы, но примеренными. Добро чаще всего торжествует. Вторая тема («побочная») проводится в той же тональности, что и главная (в экспозиции она была в тональности доминанты). Общая тональность объединяет их, «мирит». Наконец следует заключение – «кода». 

    Для учащихся важно уметь думать и слушать «вперед», чувствовать движение внутри самого звука, которое становится импульсом к развитию и помогает достичь цельности и естественности фразировки. 
    Учащемуся следует почувствовать выразительность ведущего голоса, понять логику его развития, ощутить энергию и интонационные тяготения. Так прокладывается путь от интонации к фразе, к формированию единого целого и, наконец, к охвату формы произведения, что помогает воспитанию горизонтального мышления ученика в интонировании мелодии. Вопросно-ответное строение фраз позволяет понять диалогичность, характер беседы двух персонажей. 

    В Сонатине даются разные варианты одного душевного состояния. Мрачные, печальные краски в ней практически отсутствуют. Все светло и безоблачно, хотя содержатся мужественные моменты. Побочная партия в жанровом отношении не является резко контрастной главной. В ней нужно решать трудную задачу - сочетание мелодической линии с аккомпанементом, добиться звукового соотношения, в котором сопровождение исполняется тихо, а мелодия - ярко. Чтобы сыграть выразительно тему, ученик должен представлять разноплановое звучание голосов. 

    Для достижения результата можно предложить ученику раздвинуть рамки голосов, увеличить дистанцию между ними и сыграть в разных октавах. Педагог должен приобщать ученика к красоте гармонии и логике гармонических переходов. Для этого полезно гармонические фигурации собирать в аккорд, поиграть их вместе с мелодией сначала половинными, затем восьмыми. Такой прием учит пианиста слышать гармоническую основу. Можно восьмые в левой руке играть от восьмых (более легко и тихо) к басу, слегка оттеняя его небольшим tenuto.

    Полезным оказывается прием в работе над соотношением партий с беззвучным сопровождением в сочетании с глубоким, полновесным звучанием. Также приносит плоды прием разучивания с разным весовым ощущением в руках. И главное здесь — активизация слухового контроля. Пока ученик не услышал линию ведущего голоса как самостоятельную и выразительную партию, результата добиться будет сложно.
    Разработка занимает сравнительно небольшой объем и состоит из восьми тактов. Она построена на тематическом материале главной партии и не содержит явно выраженного конфликта. Развитие в ней можно представить в виде диалога, беседы двух героев, один из которых о чем-то просит, а другой возражает. Здесь следует обратить внимание на скрытый голос в партии левой руки, имеющий восходящее движение, которое указывает на его активный характер. Чтобы сделать этот раздел сонатины более доступным для восприятия ребенка 7-8 лет, можно «привязать» его содержание к сцене на балу, в которой принц уговаривает Золушку остаться и не покидать праздник.     

    Реприза воспроизводит тематические основы экспозиции. Как правило, ученик легко определяет репризу. В этой сонатине имеется заключительное построение (кода), которое приводит к счастливому финалу - принц ищет и находит Золушку, - чему способствует утверждение основной тональности. В этом разделе присутствует техническая сложность в левой руке, характерная для классических сонатин, так называемые «альбертиевы» басы, выписанные восьмыми нотами. Используя известные приемы разучивания на выдержанном звуке, удается преодолеть эту трудность. Кроме того, исходя из опыта работы, для достижения подвижного темпа можно посоветовать проучивать такие места следующим способом: четыре восьмых медленно, четыре — быстро, затем наоборот, а далее — все в одном темпе.  

    В сонатинах, так же, как и в вариациях, большую трудность представляет сохранение единства темпа при смене движения. Обычно учащиеся замедляют темп в побочной партии сонатины, особенно если она имеет лирический, напевный характер, и после этого никак не могут вернуться к первоначальному. На такие темповые отклонения необходимо указать ученику с самого начала работы над сочинением.
    Для того, чтобы добиться единства темпа, полезно, работая над побочной партией сонатины, предложить учащемуся предварительно просчитать один-два такта в нужном темпе и только после этого начать играть. Полезно иногда играть заключительный эпизод и сразу же начало, как бы «выравнивая» движение.

    Разумеется, что сонатины и вариации требуют тщательной работы над отдельными местами (особенно представляющими технические трудности), разучивания партии правой и левой руки отдельно, отчетливого выполнения динамических оттенков. Контрастный материал, на котором построены эти произведения, обычно рассчитан на разнообразные приемы звукоизвлечения (legato, non legato, staccato). При разборе музыкального текста необходимо следить за точной игрой указанных способов исполнения, с тем чтобы в дальнейшем не приходилось исправлять и переучивать неправильные движения.

    Рондо

    Что представляет собой форма рондо? Рондо – слово французское, означает круг и напоминает нам о постоянном возвращении одной и той же главной темы. Тема (рефрен) повторяется не менее трех раз в основной тональности, чередуясь с двумя-четырьмя контрастными эпизодами в других тональностях.

    Всем известна сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - это цепочка событий; встреча старика с золотой рыбкой, за ней волшебное превращение, затем снова старик и рыбка и новое волшебство, опять старик и рыбка и очередное превращение. Очень напоминает форму Рондо. 
    Также форму рондо дети легко воспринимают в виде песни, где куплеты имеют разное содержание, а припев – один, он-то и объединяет песню в целое. А то, что песня начинается с «припева», не удивляет: ведь рондо – это круг, а «края» у круга должны смыкаться.

    Знакомство с формой рондо в младших классах можно начать с произведения К. Орфа Рондо Ре мажор (Баренбойм Б, Перунова Н. «Путь к музыке»).  Решительно и звонко в начале звучит маленький танец для трех труб. Это и есть главная часть. В нотах каждая часть обозначена буквами. Строение ее, ее форму. Можно изобразить так:

    А – Б – А – В – А – Г – А

    Четыре раза повторяется «А». Четыре раза мы возвращаемся к «Маленькому танцу для трех труб», который мы обозначили буквой «А». 
    В рондо одна часть (главная) всегда повторяется. Отдельные части рондо отличаются друг от друга по-своему характеру. За решительным и звонким танцем следует небыстрая танцевальная пьеса. Певуче и очень свободно исполняется песня. Озорно и шутливо проходит плясовая. И последнее слово остается за светлым и звонким «Маленьким танцем для трех труб».
    Образно-ассоциативное мышления в крупной форме дает возможность сделать содержание произведения более доступным для восприятия 7-8-летнего ребенка. Содержание музыки можно соотнести с хорошо известными сказками. Конечно, не следует всю музыку превращать в иллюстрации к литературным произведениям, но приблизить и создать красочные образы для пробуждения фантазии учащегося - такой прием помогает. Ведь главное для педагога — заложить основы понимания принципов развития крупной формы, сделать понятным материал, объясняя его увлекательно и интересно.

    В заключение хочется подчеркнуть, что произведения крупной формы - служат основным учебным материалом, с помощью которого осуществляется гармоничное художественное и техническое развитие пианиста.

    Билет №21 Ларина

    1. Дидактические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе.

    2. Методическая работа педагога в классе фортепиано ДШИ по повышению своего педагогического мастерства.

    3. Разработайте сценарий музыкального занятия в ДОУ, или урока музыки, или внеклассного мероприятия по музыкальному искусству и покажите фрагмент (тема по выбору студента).

    1. Дидактические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе.

    Как педагогическая наука методика музыкального воспитания школьников определяется закономерностями педагогического процесса и отражающими эти закономерности дидактическими принципами. Назовем их:

    • обусловленность учебно-воспитательного процесса общественными потребностями;

    • соответствие содержания и методики обучения и воспитания детей уровню общественного развития;

    • связь и единство обучения и воспитания с общественной практикой и наукой;

    • комплексность решения задач обучения, воспитания и развития;

    • взаимосвязь цели, содержания, форм, методов, средств обучения и воспитания;

    • сочетание педагогического руководства с развитием самостоятельности, инициативы и творчества детей;

    • постоянство требований и систематическое повторение действий;

    • обусловленность общего развития личности школьника характером и способами обучения и воспитания.

    Наряду с вышеуказанными закономерностями и дидактическими принципами педагогического процесса методика музыкального воспитания школьников подразумевает также закономерности:

    • социологические зависимость эффективности воспитания и обучения от сочетания единства требований и уважения к личности каждого ребенка, а также соблюдения юридических положений о правах ребенка;

    • коммуникативные - зависимость эстетического развития детей от характера взаимодействия учителя и учеников;

    • физиологические зависимость результатов от анатомо-морфологического развития организма ребенка;

    • организационные зависимость результатов от работоспособности учащихся, состояния здоровья, расписания, времени суток, погодных условий;

    • психологические - зависимость результатов от интереса детей к урокам музыки, возрастных особенностей детей, степени постоянства внимания, уровня развития памяти.

    Спецификой музыкального искусства определяются собственные принципы методики музыкального воспитания: единство эмоционального и сознательного, художественного и технического. Так, например, слушание музыки детьми предполагает не только получение ими эстетического наслаждения, но и приобретение историко-теоретических знаний (понимание стиля, формы, жанров), выполнение музыкально-ритмических движений - проявление эмоционального отклика на восприятие музыки и одновременно понимание особенностей музыкального языка (метроритма, динамики, фактуры и др.). Аналогично в пении равно важными являются выразительность исполнения и мастерство владения вокально-хоровыми навыками.

    Помимо закономерностей педагогического процесса, определяемых критериями всеобщности и повторяемости, основным фондом методики музыкального воспитания школьников являются и казуальные (т.е. случайные) связи, которые подчас не могут быть предопределены и во многом зависят от конкретной ситуации, детской непосредственности.

    Э.Б. Абдуллин выделяет следующие дидактические принципы музыкального обучения1:

    • 1) принцип музыкального воспитания и образования, музыкального развития школьников;

    • 2) принцип наглядности, который выступает в качестве логической основы построения системы музыкального обучения;

    • 3) принцип связи музыкального обучения с жизнью;

    • 4) принцип интереса, увлеченности, положительного отношения к урокам музыки;

    • 5) принцип оптимизации процесса обучения, который характеризует деятельность учителя на уроке и обращен к процессу обучения с выявлением особенностей каждого учащегося, фиксацией их музыкальных способностей, наблюдением за усвоением программы и т.д.;

    • 6) принцип прочности и действенности результатов музыкального образования по показателям (степень эмоционального отношения, интереса и любви к музыке, мера усвоения знаний в эстетической оценке, уровень сформированности исполнительских навыков).

     

    2. Методическая работа педагога в классе фортепиано ДШИ по повышению своего педагогического мастерства.

    Методическая работа в школе – система взаимосвязанных мероприятий, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства преподавателей, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива.    Ее основа – передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.

    Цель методической работы – оказание действенной помощи преподавателям,  обобщение и внедрение передового педагогического опыта, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей.  Разработка учебных, методических и дидактических материалов.
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   19


    написать администратору сайта