Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Составление индивидуального плана ученика в классе фортепиано ДШИ.

  • 1.Методологическая основа и связь профессиональной музыкальной педагогики с другими науками.

  • Музыкальное развитие ребенка на начальном этапе обучения. Посадка, «организация руки», формирования основных навыков звукоизвлечения.

  • Музыкальная педагогика. Разработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика


    Скачать 317.44 Kb.
    НазваниеРазработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика
    Дата29.05.2020
    Размер317.44 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМузыкальная педагогика.docx
    ТипСценарий
    #126628
    страница15 из 19
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19

    1. Охарактеризуйте основные положения государственного образовательного стандарта основного общего образования (образовательная область «Искусство»).

    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    1. ФГОС направлен на обеспечение (формирования российской гражданской идентичности обучающихся, единства образовательного пространства РФ, доступности

    получения качественного основного общего образования, преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного)

    общего, профессионального образования, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья).

    2. В основе ФГОСа лежит системно-деятельностный подход (формирование готовности к саморазвитию, активную учебно-познавательную деятельность, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся).

    3. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет выпускника» (любящий свой край и своё Отечество, активно и заинтересованно познающий мир, социально активный, уважающий других людей). 4. ФГОС положен в основу деятельности работников образования, руководителей образовательных учреждений, их заместителей, сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования, сотрудников учреждений основного и дополнительного пофессионального педагогического образования, авторов (разработчиков) учебной литературы).

    4. ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника «Портрет

    выпускника» (любящий свой край и своё Отечество, активно и заинтересованно познающий мир, социально активный, уважающий других людей).

    5. ФГОС положен в основу деятельности работников образования, руководителей образовательных учреждений, их заместителей, сотрудников организаций, осуществляющих оценку качества образования, разработчиков примерных основных образовательных программ основного общего образования, сотрудников учреждений основного и дополнительного пофессионального педагогического образования, авторов (разработчиков) учебной литературы).

    Предметные результаты освоения основной образовательной программы включают

    Искусство : Изобразительное искусство, Музыку.

    Результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования

    1. Личностные результаты освоения

    2. Метапредметные результаты освоения

    3. Предметные результаты освоения

    Личностные результаты освоения включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению , сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений , ценностно-смысловых установок,

    отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание , способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социум. Метапредметные результаты освоения включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

    Предметные результаты освоения включают освоенные обучающие в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области , виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета , его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных

    ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.Основная образовательная программа содержит три раздела :

    1. Целевой,

    2. Содержательный,

    3. Организационный.

    Целевой раздел включает:

    — пояснительную записку;

    — планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;

    — систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

    Содержательный включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

    — программу развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенцийобучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности;

    — программы отдельных учебных предметов, курсов;

    — программу воспитания и социализации обучающихся.

    Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Организационный раздел включает:

    — учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы;

    — систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта.

    2. Составление индивидуального плана ученика в классе фортепиано ДШИ.

    Предмет «Музыкальный инструмент фортепиано» предполагает проведение индивидуальных занятий (их основная форма – урок). Такой вид обучения создает необходимые условия для наблюдения за учащимся с целью всестороннего изучения и развития его способностей, личностных качеств, позволяет дифференцировать объем и сложность задач. В педагогической практике не встречаются одинаковые ученики: каждый ученик требует применения индивидуальных методов педагогической работы. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность ученика.

    Учебный процесс детской музыкальной школы должен быть организован так, чтобы он содействовал развитию у учащихся любви к музыке и расширению их общемузыкального кругозора.

    Задача педагога ДШИ состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающего заниматься музыкой сложнее, чем в других отраслях искусств, например, в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало, и где он раньше видит конкретные результаты своей работы. В основе владения инструментом лежит не какой-либо технический приём, а музыкальное сознание (слух) ученика. На первых этапах активность преподавателя играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе: он должен систематически давать материал, своего рода пищу для самостоятельной работы обучающегося. От педагога зависит создание той музыкальной базы, на которой будет строиться общемузыкальное воспитание ученика. Одна из важных особенностей музыкальной педагогики – выявление и развитие в процессе обучения индивидуальности ученика.

    Основа работы в школах искусств – индивидуальное обучение в классе по специальности, что позволяет преподавателям не только научить ребенка играть на инструменте, но и развить художественное мышление, научить понимать музыку, наслаждаться ею; воспитать у ученика качества, необходимые для овладения данным видом искусства, а также осуществлять непосредственное влияние на своего воспитанника, сочетать в своей работе воспитание – выявление и развитие лучших задатков ученика, - и обучение, то есть передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы.

    Индивидуальное обучение и воспитание учащихся в ДШИ осуществляется на основе индивидуального плана учащегося( с учётом его возможностей) на каждое полугодие, в котором прослеживается и планируется его развитие за все годы обучения в музыкальной школе. При составлении индивидуальной программы учитывается принцип педагогической целесообразности: доступность изложения, лаконизм и законченность формы, совершенство инструментального воплощения. Программа каждого ученика должна быть разнообразной по стилям и жанрам. Наряду с трудными сочинениями, требующими напряжения всех сил ученика, включаются в план и более легкие для него, которые могут быть быстро разучены.

    В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской, зарубежной и современной музыки. В работе над репертуаром педагог должен добиваться различной степени завершенности исполнения музыкального произведения, учитывая, что некоторые из них должны быть подготовлены для публичного исполнения, другие для показа в классе, третьи – в порядке ознакомления. Все это обязательно фиксируется в индивидуальном плане ученика.

    Составление «индивидуальных планов» учащихся принадлежит к числу ответственнейших и серьезнейших сторон педагогической деятельности и требует постоянной тщательной работы педагога над собой. Для целесообразного выбора репертуара педагог не только должен уметь наметить направления работы с учеником, не только постоянно обогащать свои знания в области фортепианной литературы, но и научиться разбираться в трудностях фортепианных произведений для того или иного

    уровня продвинутости.

    Индивидуальные планы работы, составляемые педагогом, должны опираться на психолого-педагогическую характеристику учащегося, позволять видеть перспективу развития каждого ребенка и служить своеобразным ориентиром в совместной деятельности педагога и его воспитанника. Наиболее конкретная и легко поддающаяся фиксации часть индивидуального плана - это выбор репертуара.

    Репертуар– важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке. Репертуар должен отвечать логике усвоения и освоения учащимся материала, учитывать индивидуальные особенности конкретного ученика. При подборе репертуара педагог обязан «вглядываться в лицо» ребенка, вслушиваться в его реакцию, вопросы, замечания. Правильно составленный репертуар развивает музыкальное мышление учащегося, побуждает его к творческим поискам, развивает в ученике самостоятельность. А серый репертуар, не соответствующий уровню музыкальных способностей и интеллекта ребенка, снижает его стремление заниматься музыкой. Следует поддерживать стремление ученика играть то или иное произведение, даже если оно не соответствует уровню его музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит, оно отвечает его психологическому и эмоциональному состоянию. Пусть играет, если это созвучно его душевным струнам! Очень скоро, выразив себя и\ выплеснув эмоции, ребенок поостынет. Но какую пользу он при этом получит! А педагог, наблюдая, увидит в ученике многое, может быть до того еще не понятое ему. Ясно, что такие пьесы вовсе не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора ребенку нужно. Широкое ознакомление учащегося с музыкой разных времен и стилей, выбор произведений в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, индивидуальная направленность репертуара, умение подобрать для данного ученика именно то музыкальное произведение, которое разовьет и продвинет его способности - вот главные задачи педагога - музыканта при выборе репертуара.

    Выбору репертуара предшествует анализ возможностей учащегося. Важным фактором, влияющим на оптимальное техническое развитие учащегося, является педагогическая диагностика, позволяющая определить, какие виды техники развиты у учащегося в той или иной степени. Существует два главных аспекта подбора репертуара, связанные с педагогической диагностикой. Первый — установление индивидуальных технических возможностей учащегося в начале занятий с педагогом. Здесь определяются следующие моменты:

    -обладает ли учащийся какими-либо природными техническими задатками;

    -насколько легко он поддается научению тем или иным техническим приёмам;

    -какими техническими навыками он обладает, и какие виды техники развиты у него в меньшей степени (или совсем неразвиты).

    Второй аспект — педагогические наблюдения за техническим развитием учащегося, изучение его индивидуальности под этим углом зрения — период длительных занятий. Приступая к подбору репертуара, педагог должен четко понимать, с какой целью выбирается для учащегося то или иное произведение. Можно выделить три основных задачи, которые при этом преследуются:

    1.Воспитание исполнительски-творческого понимания музыки, воспитание музыкального мышления учащегося. При этом речь идет не о воспитании музыкального мышления «вообще», а об определенных конкретных сторонах этого мышления.

    2.Воспитание фортепианного мастерства учащегося.

    3.Накопление репертуара.

    При работе над каждым музыкальным произведением воспитывается и музыкальное мышление, и фортепианная техника учащегося; выучив музыкальное произведение, он обогащает свой репертуар, и в этом отношении указанные задачи тесно

    переплетаются.

    Итак, можно выделить следующие принципы подбора репертуара в классе «Фортепиано»:

    1.Учет индивидуальных музыкальных способностей (музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память и т.д.).

    2.Учет индивидуальных психологических особенностей (внимание, логическое мышление, реакция, темперамент и т.д.).

    3.Репертуар должен быть соразмерен с возрастом ученика, т.е. следует учитывать психолого-педагогические возрастные особенности ребенка (психологические особенности познавательной сферы, ведущую деятельность, соответствующие данному возрасту).

    4.Выбранный репертуар должен соответствовать существующим программным требованиям по отбору музыкального материала. Как известно, программные требования (зачетов, экзаменов, академических концертов) предусматривают общепринятый образец подбора произведений. К ним относятся: полифонические произведения, произведения крупной формы, этюды, пьесы виртуозного плана, пьесы кантиленного характера.

    5.Выбранные произведения должны быть направлены как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося, так и на развитие его исполнительской техники.

    6.Выбранный репертуар должен отвечать критериям художественности и увлекательности, педагогической целесообразности, учёта воспитательных задач. Учебный музыкальный материал является главным носителем содержания учебного познания, поэтому он должен обладать высокой степенью содержательности, ёмкости, многогранности, художественной значимости, а также объёмностью и многообразием.
    Билет № 23 Рябых

    1. Методологическая основа и связь профессиональной музыкальной педагогики с другими науками.

    2. Музыкальное развитие ребенка на начальном этапе обучения. Посадка, "организация руки", формирование основных навыков звукоизвлечения.

    3. Разработайте сценарий музыкального занятия в ДОУ, или урока музыки, или внеклассного мероприятия по музыкальному искусству и покажите фрагмент (тема по выбору студента).

    1.Методологическая основа и связь профессиональной музыкальной педагогики с другими науками.

              Методологической основой музыкальной педагогики является – музыкальная эстетика, которая позволит выработать основные закономерности и принципы муз воспитания и обучения. Музыкальная эстетика является опорой музыкальной педагогики.

           Связь с: 

    1)общая педагогика, 

    2) психологические науки (психология и ее отрасли: возрастная педагогика, возрастная психология, психология художественного творчества, социальная психология и др (у Петрушина муз психология);

    3) с гигиеной и физиологией (продуктивность организации урока (работа, отдых); 

    4) методика преподавания спец. дисциплин (музыкальная  педагогика является основой).

    Музыкальная  эстетика как основа музыкальной педагогики. изучает закономерности развития муз. как вида искусства, влияет на определение целей и задач, содержание курса. 

              Связь с психологией

    - общая психология- закономерности  психики ребенка, решает проблемы развития музыкального восприятия, творческих и музыкальных способностей человека;

    - психология музыкально-творческой деятельности изучает законы композиторского творчества , их проявление в восприятии и исполнении;

    - психология  музыкального обучения  и воспитания - проблемы методов работы с учеником и управления музыкальным  коллективом; 

    - музыкальная  психотерапия изучает использование музыки в лечебных целях. 

    С физиологией- особенности строения детского организма и исполнительского  аппарата музыканта. 

    С общей педагогикой - опора на ее дидактические  принципы и законы.


    1. Музыкальное развитие ребенка на начальном этапе обучения. Посадка, «организация руки», формирования основных навыков звукоизвлечения.

              Работа над формированием естественных движений пальцев и руки представляет собой длительный, сложный и индивидуальный процесс. Рука пианиста должна иметь нормальное сложение, быть богато оснащённой мышцами, иметь широкую пясть, запястье и хорошее растяжение. Рука должна быть энергичная, ловкая, меткая, точная, пластичная в движениях. Она должна быть памятливая и послушно реагирующая на музыкальные сигналы, исходящие из сферы музыкальных представлений.

              В фортепианной педагогике сложилось выражение «постановка рук», которое предполагает определённое положение руки на клавиатуре и связанно с неподвижностью. Но нельзя говорить о каком-либо постоянном положении руки в фортепианной игре. Положение пальцев и вместе с этим форма руки в процессе игры всё время меняется, в зависимости от того, на какие клавиши – чёрные или белые – попадают пальцы. И, следовательно, нельзя, даже в самом начале обучения, навязывать ученику какую-то раз навсегда определённую постановку руки.

              Перед учеником нужно поставить другую цель, а именно: стремление к возможно большей активизации пальцев, что требует наиболее целесообразного положения руки пианиста.

    Педагог должен помогать ученику в поиске наиболее удобного, естественного движения, а значит и правильного положения руки на данный момент, при этом не считать найденное положение за данную раз навсегда норму. При каждой новой фактуре возникает и новая задача. Самое различное положение руки при исполнении одного и того же произведения разными пианистами может считаться правильным. Это зависит от строения руки того или иного исполнителя.

    Таким образом, более точным является выражение «организация руки», нежели её «постановка», что вполне оправдано.

              Положение и форма руки на клавиатуре меняется в зависимости от ряда факторов. Важно соотношение длины пальцев и тыльной поверхности руки, соотношение самих пальцев и соотношение длины фаланг. Не менее существенна степень развитости мышц. Вопрос о наиболее удобном положении рук находится в центре внимания на протяжении всего развития фортепианного искусства.

              Основные правила организации рук: руки должны лежать на клавиатуре, но не давить на неё. При этом плечи должны быть опущены. Пальцы полусогнуты и своими «подушечками» активно сцеплены с клавишами. Подушечка первого пальца находится сбоку и не должна занимать больше половины фаланги. В результате между первым и вторым пальцами образуется «полукольцо». Такая позиция пальцев организует естественную форму руки, которая образует «купол» и определяет положение кисти на уровне этого «купола». При этом рука должна быть не жёсткой, не размягчённой, а гибкой и упругой.

               Особая роль в сохранении формы «купола» принадлежит первому и пятому пальцам, как упругим «столбикам», на которых держится вся конструкция. Сила тяжести пальцев разная. Но в большинстве случаев средняя.

               Большую роль играет сцепление «подушечек» с клавишами. Это обеспечивает наилучшие условия для извлечения звука, гарантирует от прогибания последних пальцевых фаланг, а так же способствует сохранению наиболее естественной формы руки и должной высоты кисти. Контакт с клавиатурой изменяется в зависимости от характера музыки. темпа, динамики и фактуры.

               Первоначально налаженный контакт с клавиатурой иногда нарушается в период усиленной работы над активизацией пальцевого удара. Известно, что для активизации пальцевого удара необходимо упражняться в медленном темпе, иногда даже высоко поднимая пальцы и сильно опуская их на клавиши. Упражнение предполагает движение пальца, производимое почти полностью за счёт своей собственной мускульной энергии. Роль руки в упражнениях сводится к минимуму, что грозит потерей контакта с клавиатурой.

               Играющие на рояле должны научиться активному пальцевому удару, не теряя при этом ощущения опоры пианистически свободных рук на клавиатуру. Если такая работа не ведётся или ведётся не достаточно умело и настойчиво, ученик начинает играть изолированными от руки пальцами. Обнаружив отсутствие контакта с клавиатурой, следует сразу же начинать работу для её налаживания.

               Здесь возможны разные пути. Но лучше всего использовать быстрые одноголосные последовательности, мелодии кантиленного характера и аккорды. Важным условием фортепианных упражнений должно быть слуховое внимание и зрительный контроль.

               Певучесть звука достигается на фортепиано особым способом удара, вернее – нажима клавиш. Суть его состоит в том, чтобы не толкать клавишу, не ударять оп ней, а сначала «нащупать» её поверхность, «прижаться», «приклеиться» к ней не только пальцем, но и через посредство пальца всей рукой, всем телом, и затем, не «отлипая» от клавиш непрерывно ощущая, «держа» её на кончике («подушечке») «длинного», словно от локтя или даже от плеча тянущегося пальца постепенно усиливать давление, пока рука не «погрузиться» в клавиатуру до отказа, до « дна» - таким движением, каким опираются о стол, нажимают на чужие плечи, вдавливают печать в сургуч. Этого способа придерживались почти все пианисты, славившиеся своим умением играть на фортепиано.

            Тольберг утверждал, что певучий звук извлекается не путем жесткого удара по клавишам, а посредством близкого нажатия и глубокого вдавливания их…

            Нужно как бы месить клавиатуру, обжимать её рукой, состоящей словно бы из одного мяса и бархатных пальцев, клавиши в этом случае должны быть скорее ощупываемы, чем ударяемы».

          Шумнов К.Н. говорил ученикам: «При исполнении кантилены пальцы следует держать как можно ближе к клавишам и стараться по возможности больше играть «подушечкой», мясистой частью пальца. Нужно слиться с клавиатурой, «примкнуть» к ней. Особенно при pianissimo пальцы должны оставаться как бы в постоянном контакте с клавиатурой. Клавиши нажимаются лишь посредством переноса тяжести руки на «ударяющие» по мере надобности пальцы. У Мартенсена техника исполнения «подушечками» пальцев имеет название «подушечной» техники. Это пение посредством «подушечек» он описывает так: при покоящихся на клавиатуре руках подушечка пальца извлекает из инструмента теплый, протяжный тон, полно и мягко проникает с нажимом в глубь клавиши.

           При исполнении последования звуков на жесть всей руки переходит постепенно под влиянием желания  петь на инструменте, с одной «поющей» подушечки на другую.

         Основным видом артикуляции «подушечной» техники, следует признать, певучее, глубокое Leqato. Из приемов раздельной артикуляции ближе всего стоит теплое по звучанию, переносимое от звука к звуку путем мягких движений запястья и руки portato.

         Путем тренировочных упражнений в области «подушечной» техники игровой аппарат приобретает тончайшую способность прикасаясь к каждой клавише ту степень нажима которая в данном случае будет наилучшей.

           При интенсивном переступании с подушечки на подушечку почти сама собой расцветает мягкая, пышная звуковая линия.

         Применяя описанный способ звукоизвлечения, необходимо следить за тем чтобы рука была «освобождена от всякой скованности» - особенно в запястье. Ладонь должна находиться над нажимаемой клавишей (или на линии к этому положению), а не сбоку от неё. Пальцы нужно держать по возможности собранными вместе, а не растопыренными; не следует допускать чрезмерного отведения большого пальца.

          Но данный способ извлечения «поющего» звука не является единственно возможным. Что же ещё лежит в основе умения «спеть» на фортепиано мелодическую фразу?

          В основе его лежит владение тем, что может быть названо дыханием руки. «Дышит» ли рука пианиста или нет – сказывается сразу уже в том, как он «интонирует» первый же широкий мелодический  интервал. Чуткий пианист «вокализирует» такие интервалы, т.е. берет их не с той механической легкостью, с какой это возможно на инструменте, а с той «подготовкой», с внутренним усилием, с которым певец «переносит» голос на далекую ноту, связывая её дыханием с предыдущей.

           Рука пианиста должна уметь взять последовательный ряд звуков «на одном дыхании».

     

    Билет № 24 Ганя

    1. Современные системы профессионального музыкального образования и воспитания.

    2. Музыкальное развитие ребенка на начальном этапе обучения. .Подбор песен.Работа над самыми легкими пьесами. Нотная грамота.

    3. Разработайте сценарий музыкального занятия в ДОУ, или урока музыки, или внеклассного мероприятия по музыкальному искусству и покажите фрагмент (тема по выбору студента).
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   19


    написать администратору сайта