Музыкальная педагогика. Разработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика
Скачать 317.44 Kb.
|
1.Современные системы профессионального музыкального образования и воспитания. Одной из ведущих тенденций в области культуры в современном обществе является освоение музыкально-педагогического наследия российских этносов и умелое использование его в воспитании и образовании молодого поколения. Кроме того, признание музыкального искусства как одного из средств в формировании ценностного мира личности имеет еще другие основания. Во-первых, музыка направляет эмоции, мысли слушателя на определенный объект, оказывая сильное воздействие на настроение и чувства; во-вторых, она владеет неподражаемыми возможностями для познания душевного мира человека, развивает в нем чувства альтруизма и толерантности; в-третьих, музыкальные произведения помогают творческому осмыслению личностных, нравственно-эстетических ценностей. В современном мире музыкальное искусство рассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности. Специфика искусства вообще, в числе других характеристик, имеет и такую немаловажную: по своей природе оно является "многофункциональной подсистемой художественной культуры, синтетично удовлетворяющей многообразие человеческих потребностей и воплощающей многообразие проявлений человеческой жизнедеятельности" музыкальной культуры. 2 Современная методика обучения и развитие музыкальных способностей основывается на таких принципах обучения, при которых значительное внимание должно быть направлено на художественную сторону воспитания. Согласно этим принципам, надо с первых уроков приобщать ребенка к искусству, приучать внимательно вслушиваться в музыкальную речь, проникать в ее смысл и строение, работать над качеством звучания. Слуховое воспитание ученика должно осуществляться на художественном, доступном и интересном материале. Музыкальное воспитание детей – именно то своеобразное явление, которое характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка. Сегодня речь не может идти о массовом музыкальном воспитании детей. Нельзя также не учитывать и того, что перегрузка детей в общеобразовательной школе стала актуальной проблемой российской педагогики. Музыкальная педагогика – область включающая в себя преподавание игры на инструменте, истории и теории музыки. Важно, чтобы специфика педагогической деятельности была связана не только прагматичным предметно-ремесленным обучением (научением), овладением информацией и мастерством, а с развитием потенциальных возможностей ребенка, с процессом становления и совершенствования ребенка как субъекта собственного развития. Проблема индивидуализации методов обучения требует сегодня от педагога музыкальной школы более фундаментальных знаний в области психологии, анатомии и физиологии. Занятия с учеником – это каждый раз новая творческая задача. Ее успешное решение немыслимо без развитого педагогического мышления, опирающегося на достижения современной науки. Поиск путей улучшения эффективности учебного процесса необходимо вести и в направлении преодоления недостатков развитие исполнительского слуха, ритма, музыкальной памяти, инициативы и творческого воображения. Основным принципом в работе должна стать направленность на становление личностной профессиональной позиции учителя музыки и побуждение его к самообразованию. Система музыкального образования отражает три важных аспекта модернизации музыкального образования: переход на новые образовательные стандарты, проблему организации внеурочной деятельности, проблему освоения овладения педагогом новых технологий, направленных на формирование личностных результатов. Несмотря на потребности модернизации музыкального образования задачи музыкальных школ остаются неизменными: Формирование музыкальной культуры, представляющей положительный социально-художественный опыт. Воспитание музыкального, художественного и эстетического вкуса на лучших образцах советского, классического русского и зарубежного искусства. Развитие у учащихся музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение ими знаний и умений в области музыкальной (в том числе нотной) грамоты. Подготавливать наиболее одаренных детей для поступления в соответствующие специальные учебные заведения. Современная система муз. воспитания делится на подсистемы: Массовое музыкальное воспитание и Профессиональное музыкальное образование. 1.Массовое музыкальное воспитание – это система образовательных и воспитательных учреждений, охватывающих все возрастные периоды жизни человека. К системе массового музыкального воспитания относятся компоненты: Семейное окружение, Детские дошкольные учреждения , Урок музыки в СШ, Факультет хора в СШ, Кружки в СШ, Студии, Самодеятельные детские музыкальные коллективы при домах и дворцах культуры, Музыкальные школы, ДМШ, Самодеятельные коллективы разных возрастов в учреждениях образования и культуры. 2.Профессиональное музыкальное образование характеризуется многоступенчатостью, преемственность и плановым характером развития. Профессиональное музыкальное образование включает: 1)Начальное образование: -ДМШ, -ДШИ, -Студии,- Гимназии, -СШ с музыкальным уклоном. 2)Среднее звено: -Музыкальное училище, -Колледжи музыки, -Лицеи, -Колледжи искусства и культуры, -Педагогические училища, где готовят воспитателей. 3)Высшее музыкальное образование: -Академия, -Университет, -Педагогический университет музыкальный факультет, -Коммерческие ВУЗы. 4)Поствысшее образование: -Магистратура, -Аспирантура,-Докторантура. Целью музыкально-педагогической системы обучения должно стать формирование личности, разбор в культурных ориентациях, влиять на преобразование духовной действительности общества, а значит общаться при помощи музыки и слова с аудиторией самого разного уровня статуса и образованности.
2. Музыкальное развитие ребенка на начальном этапе обучения. Подбор песен. Работа над самыми легкими пьесами. Нотная грамота. Музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью. Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально – психологических свойств. На первых занятиях необходимо проверять музыкально-слуховые данные ребёнка. Для проверки слуха, ритма и памяти предлагается спеть одну-две знакомые песни. Можно использовать также следующий прием: играют на фортепиано отдельные звуки или короткие попевки, которые ребенок должен повторить. Ритм проверяется при исполнении песен или заданных мелодий. Кроме того, можно сыграть короткий, несложный в мелодическом отношении музыкальный отрывок и попросить воспроизвести его, прохлопав в ладоши. Впечатление, произведенное детьми на первых уроках, обычно уточняют в течение 1-го года обучения (относительно музыкальных способностей). На начальном этапе обучения педагог должен знакомить ученика с устройством фортепиано, учить быстро ориентироваться на клавиатуре, проводить беседы о жанре, характере произведений. Яркое исполнение пьес педагогом, подбор по слуху, пение песенок - помогает заинтересовать ребенка и плавно перейти к изучению нотной грамоты, упражнениям. Обучение в классе детей 7-ми летнего возраста начинается с разучивания детских песенок и попевок. Подбираются песни, понятные ученику по тексту, простые и образные по мелодической и ритмической структуре. Необходимо добиваться чистоты интонирования, ритмической точности, передачи характера текста и музыки. Затем к пению присоединяют игру на фортепиано простых попевок типа - «ку-ку», «а-у», «ба-ю-бай» (и т.п.) и подбирают их вместе с учеником от разных звуков. В уроки также входит прослушивание на фортепиано детских пьес различного характера. Уже на начальных ступенях занятий, необходимо заботиться о том, чтобы музыкальная речь, ее интонации становились для ребенка, привычными и понятными. Параллельно с первых уроков необходимо знакомить ученика с клавиатурой в целом, с членением ее на октавы, с названием клавиш; даётся понятие о регистрах, их звучности, о соотношении звуков по высоте («медведь», «птичка», «зайчик» и т.п.). Очень важно, чтобы новый материал был небольшим и детское сознание не загромождалось обильной информацией. Длительность этого периода работы, называемым донотным (пение, слушание песенок и попевок, пьес, исполняемых педагогом, подбирание по слуху попевок от разных звуков и т.п.) - от 2-3 недель до 1-2 месяцев, в зависимости от индивидуальных данных ученика. Далее на уже знакомом музыкальном материале песенок и попевок показывается соотношение звуков по длительности, сравнивается все ли они одинаковы. Какие-то будут «главными», их захочется подольше послушать. Таким образом, учащийся подводится к понятию размера. В качестве метрической единицы берётся сначала «четверть», начав с размера четыре четверти (4/4). На примере марша подробно изучаются четверти и размер 4/4. Затем переход к размерам 3/4; 2/4 - на примерах танцевальной музыки: вальсы, польки, менуэты. Вслед за четвертями появляются половинные и целые длительности. Постепенно ученик подводится к периоду изучения нотной грамоты. В работе с учащимися младшего школьного возраста педагогу не следует торопиться. Педагогу необходимо объяснять учащемуся, зачем нужна запись нот, что собой представляет нотоносец и сам принцип нотной записи, показывая сначала расположение нот на линейках и сопоставляя его с клавиатурой. Когда ученик познакомится с нотами на линейках и немного научится в этом разбираться, можно объяснить ему ноты, расположенные между линейками. Параллельно с понятием скрипичного ключа вводится понятие басового ключа, но басовый ключ дается несколько позже и только после того, как нотная запись в скрипичном ключе хорошо усвоена. Задачи 1-ого года обучения: 1. Воспитание художественного мышления (целостного восприятия художественно-музыкальных образов). 2. Активизация творческой деятельности (подбор по слуху, импровизации, совместное музицирование, пение). 3. Формирование исполнительских навыков. В течение учебного года учащийся проходит: 15–20 небольших, различных по форме музыкальных произведений, из них: 2-3 полифонических, 4-6 этюдов на разные виды техники, 5-6 разнохарактерных пьес, 1-2 крупные формы (по желанию). Педагог учит выразительности исполнения, качественному и разнообразному звучанию, знакомит с различными видами техники с помощью этюдов, упражнений, гамм, следит за свободой пианистического аппарата. Внимание уделяется ритму, штрихам и динамике. На переводном экзамене исполняется полифония, крупная форма (по желанию), этюд и пьеса. Ученик знакомится с новыми произведениями, читая с листа дома и в классе, играет в ансамбле с другими учащимися или педагогом, учится подбирать по слуху. По окончании 1-ого класса, учащиеся будут уметь: достаточно подвижно исполнять несложные технические произведения. проявлять индивидуальное отношение к исполняемым произведениям. Определять характер произведения. исполнять несколько разнохарактерных произведений на память (в том числе и полифонию). владеть навыком чтения с листа, подбирать по слуху. знать основные темповые значения и музыкальные термины. Второй год обучения. На втором году обучения перед учащимся ставится более сложные музыкальные и технические задачи. Работа над репертуаром второго класса основывается на уже имеющемся небольшом опыте, накопленном учеником на протяжение его обучения в первом классе. Репертуар изучаемых произведений уже более конкретно делится музыкальные жанры: (полифония; крупная форма; пьесы; этюды). Воспитание элементов полифонического мышления и навыков исполнения полифонии является одним из важнейших условий развития пианиста. Изучение полифонической музыки оказывает активное воздействие на освоение учеником гомофонно-гармонической ткани. По сути, вся фортепианная музыка многослойна, полифонична. Одна из главных задач начального периода обучения игре на фортепиано – это овладение учеником нотной грамотой. От того, насколько вдумчиво и осознанно он будет работать в этом направлении зависит прочность и полезность полученных знаний и умений. Педагог помогает ученику, на примере детских песенок понять, как из простого складывается более сложное, как композитор «собирает» музыку из «кирпичиков» - нот, объединяя их в блоки-мотивы, фразы. Нотная грамота. 1 этап – проговаривание названий нот вслух. Итак, в звукоряде много всяких звуков, но есть 7 главных – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Эти названия вы давно уже знаете, ведь так? Эти 7 звуков постоянно повторяются, только на новой высоте. И каждое такое повторение называется октавой. Звукоряд, разделенный на октавы, в которых постоянно повторяются 7 звуков, напоминает по своему устройству многоэтажный дом. Каждая новая октава – это новый этаж, а семь основных звуков – это музыкальная лестница с одного этажа на следующий. Обязательно проделайте упражнение такого толка. Нарисуйте на листе многоэтажный дом, внутри – лесенки по семь ступенек. А теперь, включите фантазию и придумайте для ребенка какую-нибудь историю – например, про пионера Васю, который решил помочь котенку, забравшемуся на чердак. Ваша цель – несколько раз подняться и спуститься подряд по музыкальной лестнице. Дело в том, что ряд «до-ре-ми-фа-соль-ля-си», как правило, без труда проговаривают все дети, а вот в обратную сторону «си-ля-соль-фа-ми-ре-до» – совсем немногие. Данное упражнение это дело легко поправит, а поправить – очень важно! Для той же цели можно использовать и известные всем «считалочки»: До, ре, ми, фа, соль, ля, си – Кошка села на такси! Си, ля, соль, фа, ми, ре, до – Кошка села на метро! 2 этап – лесенка на фортепиано Теперь нужно снова обратиться к фортепиано, важно установить слуховые ассоциации. Упражнение с лесенками нужно проделать за фортепиано, с настоящими звуками. Заодно попутно запоминается расположение нот на клавиатуре фортепиано. Каково же это расположение? На фортепиано есть белые и черные клавиши. Все белые идут подряд без каких-либо особенностей в своем порядке. А вот черные идут маленькими группами – то две клавиши, то три, то две, то снова три и т.д. Ориентироваться на клавиатуре пианино нужно по черным клавишам – там, где две черных клавиши, слева от них, внизу «под горой» всегда находится нота ДО. Дальше можно попросить ребенка (а взрослому – попросить себя) найти все нотки ДО на клавиатуре, причем важно не перепутать их с клавишами ФА, которые будут встречаться в начале групп из трех черных клавиш. Затем от нотки ДО, можно выстроить ряд всех остальных звуков и играть этот ряд вдоль и поперек. 3 этап – запись нот на нотном стане Для записи букв и цифр есть специальные тетрадочки – в клетку или в линейку, наверняка ваш ребенок об этом уже знает! Объясните ему, что для записи нот тоже есть специальная бумага – с нотными станами. Обратите внимание, что нет нужды сразу учить ребенка запоминать ноты на нотном стане, сначала нужно просто потренироваться в написании нот. Нотный стан состоит из пяти линеек, ноты можно писать: А) на линейках, насаживая их как бусинки на ниточку; Б) в промежутках между линейками, над и под ними; В) подряд – на линейках и между ними без пропусков; Г) на добавочных маленьких линеечках и между ними. Все эти способы написания нот нужно обязательно попробовать и ребенку, и взрослому. Никакие скрипичные и басовые ключи на этом этапе не нужны. Правда следует объяснить самый главный принцип – высокие ноты располагаются выше, чем низкие (тот же принцип лесенки). 4 этап – изучение скрипичного ключа и расположения нот на нотоносце На этом этапе занятий музыкальной грамотой с ребенком можно вводить скрипичный ключ. Сначала можно просто порисовать скрипичный ключ. Попутно нужно объяснить, что по-другому скрипичный ключ также называют КЛЮЧОМ СОЛЬ, так как он привязан ко второй линейке, то есть к той же линейке, где пишется нота СОЛЬ первой октавы. Есть два способа рисования скрипичного ключа: начинать со второй линейки и заканчивать крючком; начинать снизу, с крючка и заканчивать на второй линейке. Оба этих способа можно показать ребёнку, попробовать порисовать на бумаге и в воздухе, а затем уже оставить какой-то один, наиболее удобный способ. Следующий шаг – это изучение нот на нотном стане, начинать нужно с ноты СОЛЬ, которая пишется на второй линейке. А затем следует снова обратиться к музыкальной лесенке и выяснить, какие нотки соседствуют с СОЛЬ, какие располагаются выше ее и ниже. Эти же ноты (ФА и ЛЯ) будут соседями СОЛЬ и на нотном стане. Дальнейшее изучение нот можно построить по такому сценарию: Назвать и записать пять нот, которые встретятся нам, если мы будем подниматься по музыкальной лесенке вверх от СОЛЬ (это СОЛЬ, ЛЯ, СИ, ДО, РЕ). ДО и РЕ в данном случае – это уже ноты второй октавы, возможность перехода в следующую октаву ребенку нужно объяснить. Назвать и записать пять нот, которые встретятся, если спускаться по музыкальной лесенке вниз от СОЛЬ (СОЛЬ, ФА, МИ, РЕ, ДО). Здесь следует обратить внимание ребенка на ноту ДО, которой не хватило места на нотном стане, и потому она пишется на добавочной линейке. Ребенок должен запомнить ноту ДО как необычную ноту и впоследствии сразу ее распознавать. |