Музыкальная педагогика. Разработать сценарий лекцииконцерта или тематического вечера в дмш (тема по выбору студента). История музыкальной педагогики. Общая и профессиональная музыкальная педагогика
Скачать 317.44 Kb.
|
1.Формы организации внеурочной музыкальной деятельности в школе Внеурочная музыкальная деятельность содержит в себе комплексный подход ко всем видам музыкальной деятельности. Она нацелена на поддержание интереса детей к музыке. Школьники получают заряд положительных эмоций от демонстрации своих музыкально-творческих результатов в самых разных формах. Это могут быть выступления детей перед родителями или совместно с ними, участие в музыкальных фестивалях, конкурсах, смотрах, концертах или показ театрализованного представления. Можно выделить четыре основных направления в деятельности: вокально-хоровая – развитие вокально-хоровых навыков; музыковедческая - знакомство учащихся с композиторами и музыкальными произведениями, расширение музыкального кругозора учащихся, формирование их слушательской культуры, развитие умения анализировать и правильно оценивать различные музыкальные явления в окружающей жизни; проходит в форме гостиных, вечеров музыки; творческая – представление музыкальных сказок, спектаклей, шоу-программ, викторин; концертно-исполнительская - повышение исполнительского мастерства на концертах, фестивалях, конкурсах). Ведущее значение в деле приобщения школьников к музыкальному искусству отводится хоровому пению. Именно поэтому в программе большая роль отводится этому виду деятельности. Хоровое пение обладает возможностью эстетического воздействия на коллектив и исполнителей и слушателей. Оно создает условия для непосредственного музыкального общения в совместных, дружных действиях. Хоровое пение развивает учебные навыки и умения, которые пригодятся школьникам не только для успешного обучения в другой образовательной области, но и в последующей профессиональной деятельности: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности. Содержание певческого репертуара нацелено на развитие у ребенка позитивного отношения к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла каждого музыкального произведения, через формирование личностной оценки исполняемой музыки. Большое значение для результативности внеурочной деятельности имеет совместная музыкальная деятельность коллектива учителей, детей и их родителей, которая проявляется в создании музыкальных театров, музыкально-литературных композиций, гостиных, в совместном посещении спектаклей, концертов с их последующим обсуждением. Приглашая в школу преподавателей и учащихся музыкальной школы, можно устраивать интересные мастер-классы и музыкальные гостиные. Это поможет приобщить школьников к шедеврам отечественной и мировой музыкальной культуры. Для детей очень интересна работа в школьной творческой мастерской: занятия мелодической импровизацией и сочинение оперы, постановка музыкальной сказки, музыкальная живопись и театрализованный концерт и т.д. Желающие могут заняться здесь поисково-исследовательской деятельностью, создается возможность формировать у школьников способность искать и находить ответы на многие свои вопросы. В такой работе часто бывают задействованы учителя, друзья, члены семьи школьников (проводится анкетирование, изучается большое количество разнообразных материалов), что даёт дополнительный импульс к дальнейшему эстетико-культурному развитию учеников. Другая форма внеурочной деятельности – вокальный клуб «Лира». Дети, занимающиеся в музыкальном клубе, принимают участие в концертных выступлениях, конкурсах, фестивалях; представляют свои музыкальные спектакли, оперы, музыкальные сказки родителям, учащимся школы, детям детского сада, шефам; проводят благотворительные концерты для детей с ограниченными возможностями, для ветеранов и пожилых людей; принимают участие в городских акциях. В своей совокупности различные виды музыкальной деятельности создают необходимые условия для полноценного вхождения ребенка в окружающий мир, для понимания социальной реальности и повседневной жизни, для познания жизни людей и общества, для получения опыта самостоятельного социального действия. Результаты внеурочной деятельности I уровень - приобретение школьниками социальных знаний (выступление и посещение концертов, восприятие и слушание музыкальных произведений; беседы о музыке, викторины исполнение песен, посещение гостиных); - понимание социальной реальности и повседневной жизни (посещение гостиных, выступления на концертах, посещение спектаклей, знакомство с шедеврами музыкальной культуры); - умение анализировать и правильно оценивать различные явления в окружающей жизни (посещение спектаклей, концертов, слушание музыки); - приобретение знаний об общественных нормах поведения (посещение и выступление на концертах, фестивалях). II уровень - формирование ценностного отношения к социальной реальности (выступления на концертах, фестивалях, конкурсах, спектаклях); - формирование позитивного отношения к нормам морали и нравственностивыступления на концертах, фестивалях, конкурсах, спектаклях); - позитивное отношение к своему здоровью (выступления на концертах, фестивалях, конкурсах, спектаклях). III уровень - приобретение школьниками опыта социальных знаний (благотворительные концерты пожилым людям, ветеранам, детям детского сада, детям с ограниченными возможностями). Решение задач программы внеурочной музыкальной деятельности в комплексе способствует достижению основной цели - формирование духовно-нравственной, творческой и культурной личности. Новым для школьников являются разнообразные творческие задания в музыкальном клубе и творческой мастерской: это различные музыкальные игры, импровизации, творческие этюды, театрализации. Система творческих заданий разного уровня сложности, которая основывается на принципах систематичности, последовательности и индивидуализации способствует общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает активность, самостоятельность, развивает воображение и образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка. Постепенное усложнение творческих заданий, их содержания и направленности способствует обогащению музыкального опыта и творческих возможностей учащихся. Творческие задания в различных видах музыкальной деятельности должны стать не только основой формирования конкретных творческих навыков, но и активным средством развития творческой личности. Творчество во внеурочной деятельности представляет собой познавательно-поисковую музыкальную деятельность, где учащиеся приобретают музыкально-слуховые представления, знания, умения, навыки и применяют их в новых условиях, в различных видах музыкальной деятельности. В ходе реализации программы внеурочной деятельности решаются задачи: Образовательные: - формировать у учащихся средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни; - формировать знания о музыке, многообразии музыкального искусства, специфики музыкального языка и его выразительных средств. Развивающие: - развивать у детей творческий и эмоционально-эстетический отклик на произведения искусства; - развивать музыкально-творческие способности учащихся; - развивать воображение и фантазию на основе творческих заданий; - способствовать развитию творческой самореализации. Воспитательные: - воспитывать музыкально-эстетический вкус, духовность и культуру; -формировать у учащихся инициативность, толерантность, способность к успешной социализации и активной адаптации в обществе. Решение задач программы успешно обеспечивает творческое, личностное, познавательное, социальное и коммуникативное развитие учащихся. Для успешности творческой музыкальной деятельности используются разнообразные методы: методэмоционального воздействия и создания ситуации успеха, метод создания эффекта удивления и метод творческих заданий, метод игры и импровизации, метод создания проблемно-поисковых ситуаций и метод дискуссий, метод моделирования художественно-творческого процесса, метод наблюдения и сравнения, метод парадокса (контраста и неожиданности), метод проектов. Программа внеурочной деятельности опирается на принципы педагогического опыта: -принцип единства обучения и воспитания (взаимодействие и взаимопроникновение этих процессов в учебной творческой деятельности); -принцип воспитания и всестороннего развития (доказывает важность направленности воспитательной работы на развитие личностных качеств учащихся); -принцип сознательности и творческой активности (развитие сознательного отношения учащихся к творческой деятельности); -принцип систематичности, последовательности (систематическая и последовательная работа по развитию творческих способностей детей); -принцип индивидуализации и дифференциации обучения (к вопросу развития творческих способностей нужно подходить индивидуально, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка). -принцип увлеченности и эмоциональной отзывчивости (учащиеся должны испытывать радость от творческого процесса). Внедрение в практику комплекса эффективных форм, методов и средств обученияспособствует качественному формированию всех умений и навыков творческого процесса, способствует созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности. Программу внеурочной музыкальной деятельности можно смело отнести к программе здоровьесберегающих технологий: эмоциональная разрядка и отдых во время слушания музыки; ощущение радости во время исполнения песни и танца; удовольствие от творческого процесса при выполнении творческих заданий; музыкальная зарядка и дыхательная гимнастика, способствуют формированию психического и нравственного здоровья учащихся. Различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся создают условия для их творческого самовыражения, а также помогают сохранить и укрепить здоровье детей. 2. Музыкальный слух, его виды, приемы и методы для развития учащихся в классе фортепиано. Музыкальный слух — это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Музыкальный слух представляет своеобразную человеческую способность, значительно отличающуюся от биологического слуха, развивающуюся с приобретением знаний, навыков, опыта. Это явление исключительно сложное, комплексное, многогранное, затрагивающее многие стороны интеллекта, имеющее различные формы, разновидности, свойства. Музыкальный слух подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма). Различают 2 разновидности музыкального слуха: Способность слухового восприятия реально звучащей музыки, или внешний музыкальный слух; Способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки -внутренний музыкальный слух или внутреннее слуховое представление. Деление музыкального слуха на внешний (как восприятие) и внутренний (как представление музыкального материала) соответствует двум психическим процессам, посредством которых происходит отражение реального мира в сознании людей, а именно - восприятию явлений и предметов и представление их. Музыкальный слух включает в себя несколько видов: звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический, тембро -динамический. внутренний (музыкально-слуховые представления). Безусловно, если один из видов развит недостаточно, это в процессе обучения можно сразу почувствовать. Мелодический, гармонический, темброво-динамический слух надо воспитывать и развивать. Существует ещё и вокальный слух, то есть способность правильно интонировать, но его несовершенство может компенсироваться внутренним слухом. Звуковысотный слух Звуковысотный слух развивается в процессе занятий, работы над произведением. В значительной степени влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. При правильном подходе к начальному обучению можно воспитать и довести звуковысотный слух до совершенства. Условия развития: Настроенный инструмент даёт чувство стройности. Вокал даёт чувство высоты (действенное средство). Подпевание - форма проявления слуховых представлений. Как метод самонаблюдения при выраженном сопении, гудении. Методы: унисон с инструментом; дублирование голосом играемой мелодии во время игры (Щапов); пропевание одного из 2-х, 3-х, 4-х голосов (Бах). Профессор Санкети развил свой слух до абсолютного; небыстрое чтение с листа с одновременным определением на слух интервалов, аккордов; чередование пения и игры по фразам (Нейгауз); пропевание целиком основных тем и мотивов до непосредственного воплощения на клавиатуре. Мелодический слух. Мелодический слух проявляется в восприятии мелодии именно как музыкальной мелодии, а не как ряда следующих друг за другом звуков. Хотя чистота интонирования, точность воспроизведения и восприятия звуковысоты музыкальной мысли необходима. Далее идёт глубина и содержательность мелодии, её эмоционально- психологическая сущность. Интонация - это осмысление звучания. Мелодический слух находится в прямой зависимости от художественного качества. «Интонация - ядро музыкального образа, как средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения» (К.Н. Игумнов). «Интервал - наименьший интонационный комплекс» (Б.В. Асафьев). Мелодический интервал - это та или иная степень напряжения. Мелодический рисунок должен быть пережит. Он воспринимается через ощущение его и упругости, сопротивляемости, психологической весомости. а) близкий или далёкий; б) консонанс или диссонанс; в) в пределах лада или «вне его» (Савшинский). Слышание продольных (горизонтальных) интонационно-интервальных строений, т.е. «музыкальных слов» (мотивов) - один из важных аспектов развития мелодического слуха Восприятие мелодического целого. Методы и приёмы: а) Проигрывание мелодии без сопровождения. б) Восприятие мелодии на более простом сопровождении (Гольденвейзер). в) Исполнение на фортепиано аккомпанемента и пропевание мелодии, желательно «про себя». г) Рельефное, укрупненное по звуку проигрывание мелодии на РР в аккомпанементе (Н. Метнер). Д.Асафьев требовал от слуха ежеминутного осознания логики развертывания звучащего потока, через интонацию, смысл, живую речь. Полифонический слух. Полифоническое ухо необходимо всюду, т. к. умение воспринимать и оперировать несколькими музыкальными линиями требуется в любой форме или жанре. Важен объём слухового внимания, его устойчивость и распределяемость. Методы и приёмы: а) Проигрывание по голосам с осмыслением их самостоятельности. б) Совместное проигрывание голосов и пар. в) Пропевание одного из голосов - игра остальных. г) Исполнение вокальным ансамблем полифонических произведений. Все фуги пелись в классе Н. Метнера. д) Проигрывание целиком с показом насыщенно одного из голосов, другие затушёвывая. Гармонический слух. Гармонический слух - это проявление слуха к созвучиям: комплексам различной высоты в их одновременном сочетании. Сюда входят: умение отличить консонирующие от диссонирующих созвучий; слуховое «небезразличие» к ладовым функциям аккордов и их тяготениям; разборчивость на части правильных и фальшивых аккомпанементов. Всё это требует работы по формированию таких умений и навыков. Механизм формирования гармонического слуха: а) Восприятие ладовых функций аккордов; б) Восприятие самого характера звучания вертикали. Аккордовая вертикаль. Повторение, освоение ведёт к образованию представлений. Через оседание и закрепление в слуховом сознании аккордовых формул и формируется гармонический слух. Пристальное «всматривание» в ладогармонические связи, соединенные последования в процессе длительных контактов «просвещают» и окультуривают гармоническое ухо. Приёмы и метода развития: Проигрывание в медленном темпе с вслушиванием до понимания склада композиции, её модуляционного плана, мелодического и гармонического содержания, выводя из этого фразировку, оттенки, педаль и т.д. Извлечение их произведений «спрессованных» гармоний и последовательное, «цепочечное» проигрывание их на клавиатуре (Оборин, Нейгауз). Арпеджированное исполнение новых или сложных аккордовых образований. Метод дробления, упрощения. Варьирование, видоизменение фактуры при сохранении гармонической основы. Подбор гармонического сопровождения к мелодиям, игра с листа цифрованного баса. Так как методик по развитию гармонического слуха мало, каждый продвигается как может. Это и цветные ступени гамм, затем на такого же цвета карточках картинки для интервалов, аккордов. Придумываются всевозможные игры (слуховые, зрительные, образные), примерно в следующей последовательности: Интервалы. Трезвучия (TDT, TST). Играть секвенционно, по диатоническим и хроматическим ступеням гаммы. Гармонические последовательности, осуществляя соединения по общему звуку. Разные виды фактурной фигурации в жанрах марша, вальса, польки и т. д. Аккорды двумя или одной рукой, разбивая их. D и его обращения с разрешениями на слух, называя ноты, по секундам секвенционно. Подбор мелодии, с аккомпанементом или с использованием готовых мелодий в песенниках и подбором к ним сопровождений. |