Введение. Развитие исследовательской культуры студентов является одним из актуальных направлений деятельности в современном вузе
Скачать 124.18 Kb.
|
Введение Развитие исследовательской культуры студентов является одним из актуальных направлений деятельности в современном вузе. Оно предполагает обеспечение познавательной активности индивидов, качества профессиональной подготовки, воспроизводства системы академических ценностей. Потенциал исследовательской культуры на уровне личности и группы используется для формирования общепрофессиональных компетенций - критического мышления, нестандартного подхода к решению учебных и социально значимых практических проблем. В современном обществе знание меняет темп и образ жизни человека, влияет на новый тип мышления, характеризующегося гибкостью, оперативностью, креативностью, инновационностью. Способы взаимодействия личности с предметным миром становятся более разнообразными и динамичными, обусловливают индивидуализацию познания. Спектр исследовательских действий расширяется, усиливается их востребованность на уровне быстрого включения индивида в непрерывно изменяющуюся реальность, оптимизируются его способности к оценке перспектив применения знания с точки зрения экономической эффективности, практической значимости. В профессиональном мире ценится умение специалиста подвергать сомнению текущий порядок вещей, искать способы улучшения процессов, умение рассматривать проблемы с разных сторон, слушать и слышать разные точки зрения. Исследовательская культура в данном контексте обладает значимым для современных студентов потенциалом в накоплении познавательного опыта, воспроизводимого в образовательном пространстве вуза и позволяющего в будущем успешно функционировать в разных сферах жизнедеятельности. Однако современная студенческая молодежь, выбирая высшее образование, в большей степени руководствуется такими возможностями, которые способствуют достижению необходимого социально-экономического положения в обществе, что в перечне ценностей доминирует над потребностями в познавательной деятельности и интеллектуальном развитии. Несмотря на преобладающий прагматизм, студенты с интересом относятся к вузу, образовательное пространство которого привлекает их неизвестными знаниями, интересными персонами преподавателей, новым опытом теоретического анализа, практической реализации профессиональных идей. Этот культурный капитал является основой многообразных практик, освоение которых связано с культурой новой для них познавательной деятельности. Однако при наличии и совершенствовании в вузе разнообразных подходов к развитию исследовательской культуры студенты практически не используют данный опыт в учебной и последующей профессиональной деятельности. Следует отметить крайне низкий уровень самостоятельности студентов в написании курсовых, дипломных проектов и других видов работ, большие сложности в выборе темы, формулировании гипотезы, цели и задач исследования, в осуществлении эмпирической части работы. Массовый и предписанный характер культуры познания в вузе является своеобразным барьером по отношению к общей социокультурной тенденции - индивидуализации познания и смещения потребностей современных студентов в сторону конвертации полученных знаний в практике, что, по сути, является предпосылкой дифференциации освоения исследовательской культуры в социальной группе. Особую актуальность в этом контексте приобретает анализ особенностей освоения студентами вузовских практик, определяющих уровень познания и степень присвоенности институционально закрепленных способов интеллектуально-поисковой деятельности. Формирование исследовательской культуры уже давно рассматривается в научном педагогическом и психологическом сообществах. Однако изучение данного вопроса в рамках этих наук сконцентрировано на реализации способов, приемов, различных технологий, ориентированных на развитие способности студентов решать исследовательские задачи и умение следовать этапам познавательного процесса, что, на наш взгляд, недостаточно. Следует отметить ряд противоречий между: • дифференциацией исследовательской культуры студентов в современном образовательном пространстве и стандартизированным подходом к ее развитию; • накопленными знаниями об исследовательской культуре как технологии организации познавательной деятельности и недостаточным анализом исследовательской культуры как социокультурного феномена; • потребностью современных студентов в освоении предлагаемых вузом образовательных практик в рамках индивидуальной познавательной стратегии, имеющей прагматичный избирательный характер, и организацией подобных практик в контексте традиционной системы предписаний в осуществлении познавательной деятельности. Исследовательская культура как способность личности реагировать на изменения, ориентироваться в динамично меняющейся социокультурной реальности не может объясняться только рамками следования общим правилам познания окружающей действительности, в анализе ее развития необходимо учитывать изменения, происходящие на уровне общества, образования, личности, определяющие особенности ее освоения. В данной работе предлагается социологический анализ исследовательской культуры как особого социокультурного феномена, отличающейся от научной культуры. Социологический подход позволяет выделить группу социокультурных факторов, обусловливающих отношение студентов к исследовательской культуре. Среди них - привлекательность высшего образования и профессии, модели поведения современных преподавателей, характер их взаимодействия со студентами, значимость образовательных практик. Данный подход позволяет рассматривать исследовательскую культуру не только в привычном ракурсе - как систему общих требований к ее освоению, но в аспекте анализа потребностей студентов в использовании данного «символического капитала» в учебной и будущей профессиональной деятельности. В подготовке материалов были использованы данные следующих исследований: контент-анализ студенческих научных сообществ российских вузов - групп в социальной сети «Вконтакте», 2013 г. (95 сообществ); визуальный анализ спровоцированных документов (ролики об участии в конференциях и олимпиадах, подготовленные студентами разных вузов и факультетов) за период с 2007 по 2013 г. (40 материалов); опрос экспертов методом интервью, 2012-2013 гг. (20 интервью, целевой отбор); опрос студентов вузов г. Екатеринбурга разных направлений подготовки методом фокус-группового интервью, 2012-2013 гг. (три группы, 30 респондентов); вторичный анализ данных международного социологического исследования по широкому спектру проблем качества высшего образования в вузах Екатеринбурга и Израиля методом анкетного опроса студентов и интервью преподавателей, 2012 г. (757 студентов г. Ариэля и г. Иерусалима, 398 студентов г. Екатеринбурга, 20 преподавателей). Автор выражает глубокую признательность рецензентам профессору Л.Я. Рубиной, доценту Е.В. Прямиковой; коллективу студентов и преподавателей факультета социологии и политологии УрГПУ, принявших участие в исследованиях и обсуждении работы. Исследовательская культура личности в современном обществе Динамичное развитие общества и знаний с точки зрения социологии может рассматриваться в качестве фактора дифференциации способов познания и стратегий ориентации личности в социокультурном пространстве. Информационные технологии инициируют появление новых ценностей, средств производства знания и стратегий познания. Об этом свидетельствует усиливающаяся специализация предметных областей, разделение труда, развитие «информационного капитализма» (М. Кас- тельс). Современность такова, отмечает 3. Бауман, что «предметные области как мысленно ограниченные контексты реальной действительности, подвергаются непрерывным операциям познания и конструирования в виду динамичности общественных процессов»[1]. В соответствии с этим «меняются способы взаимодействия личности с пространством предметного мира и, тем самым, меняется модальность человеческого общежития»[2]. Скорость производства и передачи знаний, интенсивность информационных потоков и способов социального взаимодействия вносит новое ценностное содержание в процесс познания реальности, усиливается его прагматичность, креативность, инновационность, непрерывность, эффективность. На уровне социальных институтов (в частности образования) изменяется роль исследовательской функции в формировании личности. Становится более значимым развитие способности к самоорганизации в познавательной деятельности и апробации полученных знаний на практике. Исследовательская культура как стратегия познания и присвоения значений реальности свойственна каждому человеку. Она выражается в индивидуально выработанной системе представлений о разнообразии предметного, знаково-символического, социального, природного миров, определяющей особое социокультурное ориентирование личности в пространстве. Исследовательская культура является объектом изучения антропологии, культурологии, педагогики, психологии. Она имеет общий (деятельностный) и конкретный аспекты анализа. В первом случае рассматривается совокупность способов, процедур последовательного и целенаправленного изучения объектов реальности, опирающегося на исторически сложившуюся логику научно-исследовательского процесса. Данная культура предполагает направленность действий на решение задач, для которых характерно отсутствие у субъекта способа решения[3]. Во втором случае при анализе данной культуры определяются условия раскрытия сущностных сил человека, его субъективации в пространстве знаний (антропологический подход)[4]. Изучается ее потенциал в развитии личности, взаимообусловленности познания мира, себя и бытия себя в мире (психологический подход)[5]. Ее анализ осуществляется через призму культурных норм и признанных культурных ценностей исследовательского процесса (культурологический подход)[6]. Кроме этого, исследовательская культура рассматривается как технология формирования компетенций в будущей профессиональной деятельности (педагогический подход)[7]. В данных подходах изучение исследовательской культуры сконцентрировано на аспектах, раскрывающих совокупность условий, обеспечивающих формирование готовности индивида к использованию научных способов познания реальности в собственной познавательной деятельности. Вместе с этим появляются вопросы, связанные с динамикой и разнообразием источников обретения культурно-познавательного опыта в современном обществе, трансформациями в сфере науки, образования, рынка труда, изменениями на уровне познавательных потребностей индивидов. Культурный, общественный, личностный аспекты функционирования исследовательской культуры обращают внимание на методологические вопросы о ее социокультурной сущности, об особенностях развития на уровне личности в конкретном социальном институте, ее современной роли в обеспечении жизнедеятельности социального субъекта, а также специфике воспроизводства в современном обществе и системе образования. В связи с этим возрастает актуальность социологического анализа сущности и развития исследовательской культуры. Социологический подход в изучении исследовательской культуры заключается в выявлении социокультурной специфики развития познавательного опыта личности, определении факторов, влияющих на характер присвоения норм познания. Для того чтобы раскрыть особенности функционирования рассматриваемого феномена, нужно определить сущность исследовательской деятельности, ее культурный аспект и причины динамики в современном обществе. Этимологическое значение дефиниции «исследование» подразумевает под собой воспроизведение по косвенным признакам заданного изначально природой порядка в конкретных предметах и явлениях окружающей действительности. На уровне личности она проявляется в совокупности действий, направленных на необходимость получения информации о неизвестном и устранение этой неизвестности. В онтологическом аспекте исследование трактуется как один из видов познавательной деятельности человека[8], реализуемый с целью извлечения свойств предмета без каких-либо последующих его изменений. В основе феномена исследования заложена мыслительная деятельность - форма сознательного отношения человека к окружающему миру и себе. К элементам, образующим процесс исследования, относятся субъект как носитель индивидуального сознания и опыта, предмет познания и способы его изучения. Предметом познания могут выступать объекты природного и социокультурного миров. Динамичность последнего создает проблемность в познании и выступает фактором, влияющим на выработку индивидом разных способов изучения предметной реальности или же подавляющим эту потребность. Познавательная деятельность обусловлена социально, «любое познание связано с социальным опытом и наполняющими его духовными реальностями не только в период своего возникновения, но и продолжает жить, усваиваемое несколькими поколениями, изменяя сам характер жизнедеятельности»[9]. Процесс исследования довольно изменчив и это обусловлено, с одной стороны, динамикой социокультурной реальности, с другой стороны, возможностями индивида в ее познании. Рассмотрим эти факторы подробнее. Сознание человека в силу биологически заданных характеристик обусловливает неосознанное формирование познавательного опыта как результата взаимодействия личности с социокультурной реальностью и природным миром, «тайна» которых пробуждает в индивиде потребность к познанию. «Человек, реагируя на внешние условия, способен проявить ориентировочно-пробовательную реакцию»[10]. Она является следствием исследовательского рефлекса - базисного свойства психики, реакции на изменение среды. Развитие индивидуального сознания и познавательного опыта связано со степенью освоенности личности в пространстве. Ее готовность к исследовательской деятельности определяется ценностно-смысловой позицией в социокультурном пространстве. Индивидуальное сознание воспроизводит врожденные особенности восприятия реальности (реагирование на новизну и изменчивость), влияет на стихийность исследовательской активности в форме «бескорыстной любознательности» к новому в окружающей среде[11] [12]. Вследствие этого у человека возникает потребность в манипулировании предметами окружающей действительности, в извлечении полезных свойств с целью выживания, адаптации, жизнедеятельности. Восприятие нового связано с имеющимся познавательным опытом и является основой его дальнейшего развития". Однако не всегда побуждение к познанию основано на необходимости удовлетворения базовых потребностей. Так, например, исследовательская активность у животных связывается со стремлением «передвигаться, осматривать окружающую среду, даже когда они не испытывают ни голода, ни холода, ни полового возбуждения»[13]. Учеными доказано, что исследовательская активность животных проявляется при следующих условиях[14]: • новизна предмета или изменение пространства. Предметы и пространство становятся внешними раздражителями, когда несут свойства новизны и изменчивости. Особенностью предмета как раздражающего фактора является степень его значимости, необходимости для познающего. Ориентировочная реакция зависит от того, насколько освоено пространство, имеется ли представление о значимости предмета. Продолжительное нахождение в неизменных условиях снижает силу исследовательской активности животного, но при внешних изменениях накопленный опыт обращения с предметом и освоенного пространства стимулируют к поисковому поведению. Кроме этого, в некоторых ситуациях наступают пределы восприятия нового. Они связаны с тем, насколько взаимодействие с предметным миром комфортно и приводит к положительным эмоциям. Если внешние изменения происходят постоянно, то у особи может проявиться реакция в поведении, напоминающем избегание и отторжение раздражающего фактора; • возрастные, половые и иные факторы. Считается, что в животном мире у более молодых особей наиболее часто проявляется исследовательская активность, чем у старших. Кроме того, повышенное поисковое поведение наблюдается у особей мужского пола; • другие виды активности и побуждений. Зачастую, удовлетворение базовых потребностей в пище, питье могут вступать в конфликт с исследовательским поведением. Чем сильнее изменчивость среды, тем сильнее проявляется исследовательская активность. При этом снижается потребность в удовлетворении голода или жажды. Исследовательская активность человека отличается от активности животного способностью концентрироваться на предмете познания в содержательном и функциональном аспекте (пробовать, познавать полезные свойства), открытостью миру (выход за грани влечений), способностью отличать сущность от наличного бытия (предпочитать одну ценность другой)[15]. Процесс исследования предполагает ориентировочную реакцию (деятельностное восприятие возникающих проблем), исследовательское поведение (передвижение в пространстве), исследовательские действия (манипулирование с окружающей средой, с предметами)[16]. Потребности в выживании, пище, тепле и т.д. могут возникнуть как результат исследовательской активности. Биологическая обусловленность исследовательского поведения человека является необходимым условием дальнейшего личностного и социального развития на уровне бессознательного и сознательного отношения к миру. С развитием общества у человека развиваются новые потребности, связанные не только с выживанием, но и с возможностями реализации собственных способностей. Тем самым познавательная потребность индивида как стремление к неизвестному и объяснению непонятного становится неотъемлемой составляющей, первоосновой любой потребности (в пище, питье, безопасности, в любви, уважении, самоактуализации и пр.). Универсальный культурообразующий характер поисковой деятельности обусловлен эволюцией экспериментирования - опыта извлечения полезных свойств предмета, их последующего использования в практической деятельности. Экспериментирование как особый вид исследовательских действий характеризуется тем, что индивид, осознавая проблемность в окружающей действительности, осуществляет манипуляционные действия по отношению к изучаемому объекту. Потребность в экспериментировании обусловлена синтезом субъективных и объективных факторов, поскольку опытность в выборе способов познания требует тренировки и обучения. Развитие исследовательского навыка, следовательно, вплетено в процесс социализации личности. Ценностный аспект в исследовательской культуре заключается в тех действиях, которые позволяют организовать опыт[17]. В поисковой деятельности человека таким образом формируется система способов познания, выработанных в соответствии с социокультурными нормами того или иного социального института и применяемых в проблемных ситуациях. Поисковые действия и способы познания реальности образуют процесс исследования, который является базовым средством познавательной деятельности. Они накапливаются, когда «реальность воспроизводится людьми в процессах ее интерпретации и формулировки знаний о ней»[18]. Таким образом, жизнедеятельность индивида детерминирует не врожденная мыслительная деятельность, а культура мыслительной деятельности как «технология рационального и эффективного ее осуществления»[19] на определенном этапе развития общества. Поэтому «человек в своем приспособлении к внешним условиям руководствуется не непосредственной реакцией, а действует в соответствии с привычной культурной моделью поведения и традиционными социальными нормами»[20]. Эта модель включает в себя такие культурные нормы, как этапы, методы, принципы научного познания. Познавательная деятельность в социокультурном аспекте означает переход от стихийности к целенаправленности, от бессознательного к сознательному отношению к миру, к отдельным предметам, другим людям и к самому себе. Индивидуально выработанное экспериментирование с предметами сопровождается совершенствованием средств познания - от метода проб и ошибок к методам рационального познания, имеющим нормативный, регламентирующий характер. При действиях, связанных с манипуляцией предметами, индивид начинает осознавать возможности собственного развития. К. Манхейм, изучая особенности человеческого мышления, отмечал, что «любой акт познания есть часть экзистенциального отношения между субъектом и объектом»[21]. В процессе познания предметного мира раскрывается внутренний духовный потенциал человека, формируются ценности искомых и апробируемых способов изучения свойств объектов окружающей действительности. Изменения личности, обусловленные взаимодействием с предметным миром и его познанием, способствуют выработке универсальных способов изучения реальности. Выявление полезных свойств предмета в процессе познавательной деятельности влияет на развитие субъектности и осознание ценности как самого предмета, так и тех способов, которые применялись для его изучения. Исследовательская культура, таким образом, является ценностнонормативной основой познавательной деятельности, которая обретается личностью в результате следования ряду этапов поисковой деятельности. К ним относятся: восприятие реальности (реагирование на изменения среды), экспериментирование (воздействие на предмет с целью узнавания нового, поиска полезных свойств), присвоение способов познания и изученных значений реальности (результат понимания, осмысления). В основе развития исследовательской культуры заложен механизм индивидуального накопления познавательного опыта. Посредством экспериментирования складывается культурная модель поведения - совокупность способов поиска неизвестного, обусловливающая развитие исследовательского сознания («культура выступает сферой производства сознания»[22]) и вероятность присвоения полученных знаний. Универсальные требования к познанию сложились благодаря науке как системе общепризнанных норм и правил опережающего отражения действительности. Совокупность процедур, научных методов, этапов познания определили предписанный характер опытно-поисковой деятельности. Он выразился в том, что познание действительности стало основываться на принципах системности, критичности, теоретичности, воспроизводимости, объективности, фальсификации, верификации, рациональности. В данном аспекте процесс присвоения смещается от индивидуально выработанных способов познания к объективно заданным нормам поисковой деятельности. Рассмотрим особенности институционализации культуры исследовательской деятельности в контексте социологической теории познания (П. Бергер, Т. Лукман). Культура исследовательской деятельности как средство познания реальности обладает специфическими социокультурными характеристиками и затрагивает аспект, связанный с предрасположенностью индивида к конструированию реальности. В процессе совершения однотипных исследовательских действий происходит их опривы- чивание и формирование системы правил познания, предполагающей сокращение этапа проб и ошибок в пользу системы методов научного познания и исследования, а также принципов опережающей проблема- тизации реальности. Индивид во взаимодействии с предметным миром постепенно совершает отбор определенных способов познания - формируется типизация исследовательского процесса. Это комплекс методов и этапов исследования, характерный для той или иной предметной области. Институционализация культуры исследовательской деятельности, таким образом, основана на потребности индивида в адаптации к окружающей действительности и последующем ее преобразовании, на базовом познавательном интересе и способности к конструированию способов изучения предметного, знаково-символического, социального и природного миров. Процесс исследования как результат институционализации обрел универсальный, всеобщий характер, выходящий за рамки индивидуальных способов познания. Институционализация усилила значимость научных норм познания и правила следования им. Сформировалась совокупность последовательных этапов научного познания, среди которых[23]: • ориентировка (выделение предметной области); • проблематизация (выявление и осознание проблемы, постановка цели); • определение средств (подбор и обоснование методов и методик исследования); • планирование (распределение последовательности действий исследовательского поиска); • эмпирия (сбор эмпирического материала, постановка и проведение эксперимента, первичная систематизация полученных данных); • рефлексия (соотнесение собственных выводов с полученными результатами, с существующими ранее знаниями); • представление результатов (формирование текста, презентация выводов). Этапы научного познания определили логику исследования действительности и соответствующие им действия, наделенные рациональным характером - методы познания. Освоение человеком предметного мира стало связано с движением познания от внешних свойств объекта к внутренним[24]. Это комплекс исследовательских действий, направленных изначально на познание сущности объекта посредством поисковоэкспериментального изучения, а в дальнейшем - теоретического обоснования. При этом интуитивно-чувственный характер экспериментальных действий стал подчиняться научно обоснованным методам исследования. От природы человек мог определять только внешние свойства предметов, а научно выработанные методы позволили изучать внутренние свойства предмета. В процессе легитимации сформировался научный подход к воспроизведению правил познания реальности. Произошло закрепление научно объективной функции познания - поиск, выработка и систематизация новых знаний о действительности. Благодаря науке сформировались предметные области знания с присущими им законами конструирования реальности, что повлияло на развитие особой культуры научного мышления (технической, естественнонаучной, гуманитарной, социальной). Она предполагает следование образцам теоретической и практической деятельности, нормам их восприятия и речевой коммуникации[25]. Научное мышление отличается рациональными рефлексивными установками по отношению к изучаемым объектам, определяющими особый рациональный опыт. Таким образом, культура исследовательской деятельности в процессе институционализации преобразовалась в систему научных требований и предписаний к познанию. С точки зрения уровней конструирования реальности культура исследовательской деятельности представляет собой не только универсальные нормы познания, но и служит источником дифференциации научного знания - появления динамично развивающихся предметных областей (естественнонаучных, гуманитарных, технических, социальных). Предметная реальность с позиции той или иной области знания приобретает множественность значений и подходов к интерпретации. Институционализация и легитимация повлияли на формирование уровней (теоретического и эмпирического) и видов (фундаментального и прикладного) исследования. Между собой они связаны культурой восприятия, экспериментирования и присвоения способов изучаемых объектов, что позволяет говорить о системе научного познания реальности. Таким образом, логика научного познания становится основой исследовательского подхода активно используемого в образовательных институтах. Однако его реализация обнаруживает некоторые теоретические и организационные затруднения. На наш взгляд, они связаны с уточнением понятий исследовательской и научной культур и соответствующих им целей исследовательских действий. В первом случае речь идет о познании сущности объектов предметного мира, являющегося основой начальных представлений о свойствах и характеристиках окружающей действительности. В сфере образования исследовательский подход является механизмом познавательного погружения личности в предметную область. Во втором случае (когда подразумевается научная культура) исследовательские действия направлены на производство нового знания, обогащающего развитие предметной области. При таком характере исследовательских действий познавательный опыт является опорой экспериментирования с объектами профессиональной предметной области. Отсюда вытекает вывод о том, что исследовательский подход включает в себя как чувственный, так и рациональный характер исследовательских действий, что приобретает весьма важное значение в развитии исследовательской культуры личности. Исследовательская культура в большей степени связана с интуитивно-чувственным характером исследовательских действий, где индивидуально выработанные действия (экспериментирование) становятся основой потребности в опоре на более сложные научные процедуры и теоретическое обоснование изучаемого явления. На наш взгляд, следует отличать в данном подходе исследовательскую культуру от научной (табл. 1). Исследовательская культура является базисным этапом развития познавательной активности. Она включена в процесс становления личности, формирования ценностей познания, интеграции понимания, конструирования и присвоения картины мира. Научные методы в данной культуре имеют второстепенное значение, поскольку являются конечной точкой соотнесения личностью индивидуальных способов познавания с ними. Разнообразие индивидуальных способов взаимодействия личности с предметным, символическим, социальным и природным ми- и познавательный опыт. Культурный капитал в таком пространстве - это система производства, трансляции, сохранения и воспроизводства знаний, способов, норм познания в конструктах социального взаимодействия и практик. Нормы познания представляют собой универсальный культурный конструкт, посредством которого накапливается познавательный опыт личности, формируется исследовательское сознание и позиция в социокультурном пространстве. Освоение норм познания обусловлено спецификой субъекта, предмета познания и культурного капитала. Исследовательское сознание включает в себя совокупность знаний, обеспечивающих эффективную организацию исследовательского процесса, представление о тех ценностях, на основе которых возникают нормы, правила осуществления любого исследования. В ходе практики возникает опыт изучения разнообразных природных и социальных явлений. |