Речевая деятельность общества. Речевая деятельность общества
Скачать 0.65 Mb.
|
22 - специфика художественно-речевой деятельности обществаХудожественная речь – это функциональная разновидность книжной речи, обслуживающая сферу эстетического познания мира, отражение его через образы и их эмоциональное сопереживание. Основной целью художественного общения является эстетическая. Художественная речь напрямую не связана с практической деятельностью человека и не имеет предписывающего характера. В художественном общении обычная передача информации играет роль скорее цели, чем средства. Ценность художественного текста заключается в том, что он обеспечивает возможность пережить, проиграть в своем воображение судьбу персонажей, в которых воплощаются какие-либо общезначимые свойства и черты. Участниками художественного общения являются автор, т. е. человек, создающий художественное произведение, и читатели, количество которых не определено. Отношения между отправителем информации и получателем различаются, варьируются в разных художественных текстах. Когда автор хочет воздействовать на читателя, воздействие это происходит не прямыми призывами и указаниями, а созданием таких условий, когда читатель таким или иным образом соотносит себя с личностью автора и героя, сопереживает им. Предмет художественной речи не имеет тематического ограничения, однако в любом художественном тексте так или иначе речь идет о человеке, даже если рассказывается о неживых предметах, животных, фантастических персонажах и т. д. Основным объектом описания всегда является человек, его судьба и взаимоотношения между людьми. Художественная литература дает человеку поведенческие, нравственные уроки, учит быть человеком. Выделяют несколько особенностей содержания сообщения в художественной речи: 1. Конкретное содержание. Художественное повествование всегда является изобразительным – то, о чем говорится в тексте, можно легко представить. В художественном повествовании всегда рассказывается о конкретных людях, но одновременно такое повествование является типизированным – персонажи воплощают в себе какие-либо общезначимые свойства и черты, а события и ситуации являются отражением того, что часто встречается в жизни; 2. Личностное содержание. Если даже художественного изложение выглядит внешне как объективное, оно всегда оценочно и эмоционально. Без этого «включить» эмоции читателя и добиться от него сопереживания невозможно; 3. Оригинальное содержание. Многие ситуации, события и герои, которые описываются в художественных текстах, одновременно нам знакомы и незнакомы. Здесь нестандартность изображении достигается за счет авторского мировоззрения. В художественной литературе подражательность – отрицательная черта; 4. Недостаточное/избыточное содержание. В художественном тексте какая-то информация часто накапливается, повторяется, с другой стороны – многое остается недосказанным. В отличие от, например, разговорной речи, это является осознанным поведением поэта или писателя. Нередко в художественном общении информация не выражена словами, большую роль здесь играет подтекст и читательский опыт, который он привносит в художественный текст; 5. Точное/двусмысленное содержание. Обычно один и тот же текст разными читателями (или одним читателем, но в разные периоды его жизни) воспринимается по-разному. Существуют разные уровни толкования, понимания художественного текста и с этой стороны его сложно назвать точным. Но для каждого отдельно взятого человека в отдельный момент возможно и точное восприятие художественного текста. Художественная речь и другие формы речевой деятельности Художественная речь включает в себя разные виды речевой деятельности. В течении многих столетий язык художественной литературы определяли правила ораторского искусства и риторики. Речь, как устная, так и письменная, обязательно должна была производить впечатление, быть убедительной. Отсюда возникли и характерные речевые приемы – эмоционально окрашенные слова, многочисленные повторы и «украшательства», риторические вопросы и т.д. Авторы соревновались друг с другом в красноречии, стилистику определяли все более жесткие правила, литературные произведения часто приобретали сакральный смысл, что особенно характерно для эпохи Средневековья. В результате в эпоху классицизма литература стала понятна и доступна только достаточно узкому кругу образованных людей. Потому, начиная с 17 века, происходит эволюции европейской культуры к простоте. По мнению В. Г. Белинского риторика – «фальшивое идеализирование жизни». Постепенно в литературный язык проникают и элементы разговорной речи. В этом отношении творчество А. С. Пушкина как бы находятся на рубеже этих двух традиций речевой культуры. Произведения поэта часто составляют своеобразный сплав риторической речи и разговорной. Разговорная речь в первую очередь связана с общением людей между собой в их обыденной, частной жизни. Поэтому разговорная речь просто и совершенно свободна от регламентации. В 19-20 столетия литература осознается писателями и учеными как некая своеобразная форма разговора писателя с читателем. Поэтому обращение «мой любезный читатель» в первую очередь ассоциируется именно с этим периодом. Часто художественная речь включает в себя и письменные формы внехудожественной речи, такие как, например, мемуары или дневники. В ней легко допускаются отклонения от языковой нормы и осуществляются новации в области речевой деятельности (например, словотворчество отечественных футуристов). В современных художественных произведениях можно встретить и современные формы речевой деятельности: отрывки из электронных писем, смс-цитаты и другие. Кроме того, нередко смешиваются и разные виды искусства, например, литература и архитектура/живопись (текст вписывается в какую-либо определенную геометрическую фигуру); или литература и музыка (к произведению указывается саундтрек) и т.д. |