Главная страница
Навигация по странице:

  • Период (в риторике)

  • Демосфен (384–322 до н.э.)

  • 1.2 Искусство судебной речи в Средние века и Новое время

  • 1.3 Отечественная традиция судебного красноречия

  • Владимир Данилович СпасоMвич (1829–1906)

  • Константин Константинович Арсеньев (1837–1919)

  • Константин Федорович Хартулари (1841–1897)

  • Фёдор Никифорович ПлеваMко (1842–1909)

  • Александр Иванович Урусов (1843–1900)

  • юриспруденция конспект по истории. 2_konspekt юриспруденция. Рекомендованная литература


    Скачать 0.71 Mb.
    НазваниеРекомендованная литература
    Анкорюриспруденция конспект по истории
    Дата07.10.2022
    Размер0.71 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла2_konspekt юриспруденция.pdf
    ТипЛитература
    #720598
    страница2 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
    Исократ (436–338 до н.э.) древнегреческий публицист, знаменитый афинский ритор, ученик
    Горгия и других софистов, испытал влияние Сократа; писал политические памфлеты, которым придавал форму речей. В первом и наиболее значительном публицистическом произведении
    «Панегирик» Исократ развивал мысль о необходимости политического объединения греков для совместного завоевательного похода на Восток. Общеэллинская война с персами изображалась
    Исократом как средство преодоления политической раздробленности Эллады и способ решения социальных проблем, в том числе и проблемы бедности. В конце своей жизни Исократ в речи
    «Филипп» призывал македонского царя Филиппа II осуществить объединение Эллады и возглавить поход греков против персов. Сохранилось 30 произведений Исократа – 21 речь и
    9 писем. Его считают представителем пышного, торжественного красноречия. Обладая слабым голосом, он сам не выступал публично, а писал тексты судебных речей и обучал молодежь ораторскому искусству. В речи «Против софистов» Исократ доказывал, что нельзя смешивать истинную риторику, философию с ухищрениями софистов. Оратор, считал Исократ, должен обладать талантом, быть образованным человеком и кропотливо работать над составлением речей.
    Большое значение придавал он отделке языка, выбору слов; советовал избегать резких и трудных сочетаний звуков, резкого перехода от одного сюжета к другому. Исократ явился создателем
    «периодической речи». Он впервые стал писать большими периодами, легкими по конструкции.
    Период (в риторике) – значительное по своей протяженности сложноподчиненное предложение, включающее второстепенные предложения, которые в разных аспектах вскрывают смысл главного. Ценители изящной словесности в Греции восхищались таким стилем.
    В ораторской школе, которую открыл Исократ, была разработана композиция ораторского произведения. В нее входили:
    1) введение, цель которого – привлечь внимание и вызвать благожелательность слушателей;
    2) убедительное изложение предмета выступления;
    3) опровержение доводов противника и аргументация своих собственных;
    4) заключение, подводящее итог всему сказанному.
    Благодаря софистам, судебная риторика получает признание в гражданском обществе
    Древней Греции.
    Рассмотрение истории судебной риторики было бы несостоятельным без обращения к имени
    Демосфена. Демосфен (384–322 до н.э.) – один из выдающихся ораторов античности, превзошедший всех, кто соперничал с ним в судах, точностью выражения мысли, ее обоснован- ностью, великолепием и пышностью слога. Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона и Сократа. С юных лет

    11
    Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии.
    Еще в детстве, услышав судебную речь Каллистрата, он был поражен силой слова, которое, как он ясно понял, способно пленять и покорять слушателей. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр.
    Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки: учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.
    Сам Демосфен говорил, что его ораторские способности – всего лишь некоторый навык.
    Все его речи отражают его настойчивый характер. Предметом своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов эллинов и никогда не менял своих убеждений. Все его речи, например,
    «О венке», «Против Аристогитона», «За освобождение от повинностей», пронизаны мыслью, что все нравственно прекрасное заслуживает уважения. Особенно хороша речь «О венке»
    («За Ктесифонта»). Демосфен выступил инициатором усовершенствования городских укреплений и вложил в это немало личных средств. Ктесифонт внес в Совет Пятисот предложение наградить
    Демосфена золотым венком, однако из-за протеста «македонской партии» награждение было отложено. Когда Александр Македонский одержал победу над Грецией, «македонская партия» начала процесс против Ктесифонта. По существу же это был процесс против Демосфена, вступившего в состязание с вождем «македонской партии» Эсхином.
    Своеобразна композиция этой речи: оратор начинает и заканчивает ее обращением к богам.
    Главной частью является изложение существа дела, ясное по форме, полное динамики и экспрессии. Здесь рассуждение перемежается с повествованием. В речи большое количество изобразительных приемов: великолепная градация, метафоры, «вопрошания», риторические вопросы. Манера произнесения речей была очень бурной, оратор всегда стремился к максимальной внешней выразительности. Эратосфен утверждал, что во время произнесения речи
    Демосфена охватывало какое-то вакхическое неистовство. Особое значение придавал он интонационно-выразительным средствам. В результате упорного труда Демосфен овладел всеми лучшими качествами, которые были у других ораторов, хотя и другие греческие ораторы мастерски владели правилами устной речи, рассуждений.
    В Древнем Риме расцвет судебного красноречия совпадает с последним периодом Республики и кончается вместе с нею. Его развитию во многом содействовали блестящие образцы греческого ораторского искусства. Когда в Риме появились греческие риторы и открыли там первые риторические школы, в них устремилась молодежь.
    Противостояние патрициев и плебеев наложило яркий отпечаток на римское ораторское искусство. Форум, где мог выступить каждый свободный гражданин Рима, постоянно слышал процессы по обвинению в вымогательстве, насилии, пристрастии и изменах. Крупным римским

    12
    оратором и автором трудов по юриспруденции был Марк Порций Катон Старший
    (234–149 до н.э.). Историк и агроном, полководец и государственный деятель, он был родоначальником латинского красноречия, и главное в его речах – их большой внутренний смысл.
    Когда Катон выступал обвинителем в суде, он всегда исходил из существа дела, ясно и логично излагал мысли, давал объективные оценки явлениям. Любой его противник оказывался побежденным. Говорил Катон с особым подъемом, целеустремленно, с жестикуляцией, что считалось главным достоинством оратора. Основные качества его речей – это точность, краткость и стилистическое изящество. Цветы красноречия использовались для того, чтобы глубже проникнуть в существо вопроса, например, повторы употреблялись для усиления мысли, которая должна проникнуть в сознание слушателей. Цицерон высоко ценил Катона как оратора: «Все можно сказать и благозвучнее, и с большим изяществом, но с большей силой и живостью не может быть сказано ничто». Плутарх также отмечал, что Катон умел говорить метко и остроумно.
    Славу выдающегося судебного оратора приобрел Гальба, который обладал юридическим мышлением, умел собирать и располагать в речи доказательства. Ораторское мастерство Гальбы в полной мере соответствовало требованиям Цицерона к оратору, который должен уметь убеждать точными доводами, волновать души слушателей внушительной и действенной речью, воодушевлять судью. Нередко Гальба произносил защитительные речи столь яркие, что заканчивались они под шум рукоплесканий.
    В середине II в. до н.э. значение судебного красноречия в Древнем Риме возрастает; теория судебной речи разрабатывается на базе греческого наследия. Судебная речь делилась обыкно- венно на пять частей: 1) вступление; 2) изложение обстоятельств дела; 3) приведение доводов в пользу своей точки зрения; 4) опровержение доводов противника; 5) заключение. Начало речи должно было привлечь внимание судей и настроить их благосклонно, поэтому его необходимо было тщательно отделать, однако оно должно быть скромным по форме. Для аргументации существовал целый ряд правил. Все самые действенные приемы оратор оставлял на заключи- тельную часть. Для каждой композиционной части существовали соответствующие украшения речи. Обращение во вступлении речи можно было употреблять только в исключительных случаях.
    Римские риторические школы старались привить ученикам навыки судебного ораторского искусства, учили подбирать аргументы, применять так называемые общие места, учили пользоваться украшениями. Риторы прекрасно владели правилами публичной речи, знали и учитывали законы логики, умели внушать свои мысли огромной аудитории.
    Знаменитым судебным оратором этого периода был Гай Папирий Карбон (?–82 до н.э.), который блестяще показал себя во многих процессах по уголовным и гражданским делам.
    Цицерон называл его в числе великих и самых красноречивых ораторов.
    В этот период произносил свои речи ещё один знаменитый адвокат – Гай Скрибоний
    Куриондед. Цицерон назвал его оратором поистине блистательным, а речь Куриона в защиту
    Сервия Фульвия о кровосмешении – образцом красноречия.
    Судебные речи Марка Антония (143–87 до н.э.) имели политический оттенок. Главным оружием в его защите был пафос. Антоний обладал способностью мгновенно оценить обстановку и, обладая даром импровизации, прибегнуть то к вкрадчивости, то к мольбе, то к сдержанности, то к возбуждению ненависти.
    Решительно недостижимым, по характеристике Цицерона, судебным оратором был Красс.
    Речи его отличались тщательной подготовленностью. Это касалось прежде всего юридической

    13
    обоснованности, а также стилистического изящества. Цицерон называл его «лучшим правоведом среди ораторов».
    Последним ярким представителем доцицероновского периода римского судебного красноречия был Квинт Гортензий Гортал. Речь Гортензия, всегда отработанная, изящная и доступная, покоряла слушателей благородством мыслей, точным и уместным выбором слов и конструкций. Ясность речей достигалась тем, что оратор умело выделял главные пункты, анализировал и оспаривал доводы противной стороны и в конце представлял новые, бесспорные аргументы. Гортензий ввел два приема, каких не было ни у кого другого: разделение, где перечислял, о чем будет говорить, и заключение, в котором напоминал все доводы противника и свои. Голос Гортензия отличался приятностью и ровностью, манеры – достоинством, жесты – одушевлением. Каждое его появление в суде вызывало восторг слушателей.
    Все лучшее, чего достигло древнее римское ораторское искусство, сконцентрировано в ораторском мастерстве Марка Туллия Цицерона. Цицерон писал: «Есть два искусства, которые могут возвести человека на самую высокую ступень почета: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора». Одаренный от природы, он получил прекрасное образование: изучал римское право у знаменитого юриста Сцеволы, учился искусству спора и аргументации, знакомился с греческой философией, изучал ораторское искусство греческих мастеров слова у Красса и Антония.
    Одним из залогов успеха Цицерона было трудолюбие: он много работал над голосом, чтобы устранить его природную слабость и придать ему приятное звучание и силу. Всегда тщательно готовился к произнесению речей, постоянно совершенствовал свое ораторское мастерство.
    Наиболее полезным для оратора Цицерон считал этику и логику, философию, историю и литературу, так как знание логики помогает логически правильно построить речь, знание этики – выбрать тот прием, который вызовет нужную реакцию у слушателей. Философия, история и литература делают интересным то, что уже известно.
    Наиболее важными условиями успеха Цицерон считал убежденность самого оратора и стремление убедить суд, а решающим фактором в выступлении оратора – знание. Если говорящий плохо знает дело, то никогда не сможет убедить слушателей, каким бы искусством ни обладал; знание же «дает содержание красноречию, материал для выражения». Оратор, по его убеждению, должен подобрать материал и доказательства, уметь расположить их. Главная сила речей
    Цицерона – в их содержательности, умении подбирать веские доказательства, в логичном расположении материала. Он постепенно и целенаправленно разбивал все нападки противников, старался не столько победить, сколько убедить.
    Глубокому содержанию речей Цицерона соответствовала яркая форма. Все изобразительные средства были использованы и «разбросаны по речи с умом», особенно сильны были его патетические заключения с риторическими вопросами. Цицерон писал: «Чтобы зажигать сердца, речь должна пылать». И все его судебные речи, сильные по аргументации, удивительные по форме, очаровывали и подчиняли себе слушателей: он умел возбудить в них чувство сострадания к подсудимому, умел остроумным замечанием ввести противника в замешательство, заставить судью улыбнуться. Квинтилиан так оценил ораторское мастерство Цицерона: «Небо послало на землю Цицерона, по-видимому, для того, чтобы дать нам пример, до каких границ может идти могущество слова… С полной справедливостью современники провозгласили его царем адвокатуры».

    14
    Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 – ок. 96) – римский ритор и учитель красноречия, автор
    «Двенадцати книг риторических наставлений» – самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторических школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка
    1.2 Искусство судебной речи в Средние века и Новое время
    Средние века характеризуются не только феодальным землевладением и бесконечными войнами, но и уничижительным отношением к человеку, господством инквизиции, когда и феодальные, и церковные суды были лишены какой-либо состязательности. Однако красивые обвинительные речи произносились. Со временем ситуация стала очень медленно эволюциони- ровать. Яркие страницы в историю мирового судебного ораторского искусства вписали французские судебные ораторы. Если в XI–XV вв. речи адвокатов были пересыпаны цитатами из церковных книг, то постепенно они освобождаются от этого и приобретают светский характер.
    Растет авторитет римского права. Появляются сочинения, посвященные теории судебного красноречия, например «Диалог об ораторах» Луазеля. Авторы теоретических работ требуют от судебного оратора прежде всего глубокого знания дела. В XVII в. были известны такие мастера судебного слова, как Ле Местр, Патрю, де Саси, Жербье, Кошен, де Молеонь.
    Расцвета судебное ораторское искусство достигло здесь в XIX в., его представляли настоящие мастера судебной речи: Жюль Фавр, Лашо, Беррье, братья Дюпен, Шэ д'Эст Анж, Лабори, Кремье,
    Морнар. Их речи отличает ясность изложения, изящество формы. Речи легко читаются и воспринимаются, так как мысли в них выражены точно, доказательства приведены последовательно. В них нет противоречий, длинных и тяжелых фраз. Эти качества в одинаковой мере свойственны большинству речей названных ораторов. Русский адвокат К.К. Арсеньев, изучавший красноречие французских юристов, писал, что «весь материал, как бы обширен он ни был, тщательно сгруппирован и разделен на части, тесно связанные между собой, естественно вытекающие одна из другой. Ни скачков, ни возвращений назад, ни повторений, кроме тех, которые необходимы для лучшего освещения фактов». Речи французских судебных ораторов могут научить выражать мысли ясно, точно, логично.
    1.3 Отечественная традиция судебного красноречия
    Называя (вслед за Аристотелем и Квинтилианом) три известных в древности рода красноречия, М.В. Ломоносов заметил, что судебного распространения в России не было.
    Так было вплоть до реформы 1864 г., которая заложила новые принципы судопроизводства.
    Слушание дел стало гласным, в процесс ввели прокурора, адвоката, присяжных заседателей
    (судьи-непрофессионалы). Суд стал местом публичных заседаний, полем словесных битв чинов прокуратуры и защитников. Громкие судебные процессы привлекали на свои заседания широкую публику, они стали освещаться в печати. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов, таких как В.Д. Спасович, К.И. Арсеньев, К.Ф. Хартулари, Ф.Н. Плевако, А.И. Урусов, П.А. Александров,
    В.И. Жуковский, С.А. Андреевский, П.Я. Пассовер, Н.П. Карабчевский, А.Ф. Кони.

    15
    Владимир Данилович СпасоMвич (1829–1906) – польский публицист, критик и историк польской литературы, общественный деятель, русский юрист-правовед, выдающийся адвокат.
    Константин Константинович Арсеньев (1837–1919) – русский писатель, общественный и земский деятель, адвокат, в 1900 году избран почётным членом Юридического общества при
    Санкт-Петербургском университете, в 1900 году – почётным академиком по разряду изящной словесности Императорской академии наук.
    Константин Федорович Хартулари (1841–1897) – один из самых известных адвокатов второй половины XIX века, автор множества научных работ, гласный Санкт-Петербургской
    Городской Думы, состоял почетным столичным мировым судьей (1878–1881), в судебных речах наиболее сильными местами являлись доказательства, рассмотрение и оценка юридических элементов дела, толкование закона, освещение его примерами из западноевропейских кодексов; специализировался, в основном, по уголовным делам, отличался основательностью в разборе деталей улик, умением завоевать внимание и симпатии аудитории.
    Фёдор Никифорович ПлеваMко (1842–1909) – российский адвокат, юрист, судебный оратор, действительный статский советник, выступал защитником на крупных политических процессах, в своих судебных речах избегал эксцессов, полемизировал с тактом, требуя и от противников
    «равноправия в борьбе и битве на равном оружии».
    Александр Иванович Урусов (1843–1900) – князь присяжный поверенный (адвокат), талантливый защитник, именно его современники называли «русский Демосфен», внешними ораторскими данными он обладал в высокой степени; он прекрасно владел богатыми голосовыми средствами, его дикция и жесты были безукоризненны. Он умел захватывать слушателей, подчинять себе их мысль и чувство; его напечатанные речи могут дать только бледное представление о том, чем они были в момент произнесения. Он убеждал силой своего увлечения, блеском нападения и полемики, удачным раскрытием слабых мест противника. Он не столько изучал дело во всех подробностях, сколько старался взять в нем самое важное и на этом строил свою защиту. С большим искусством Урусов владел также и иронией. На психологической стороне дела, требующей изучения характеров и событий, Урусов останавливался редко; его характеристики не отличались ни глубиной, ни силой. Он был прекрасным диалектиком, умевшим оспорить чужое доказательство и отстоять свое, собрать для поддержания своего взгляда самый разнообразный материал и подкрепить аргументацию силой увлечения.
    Урусов повиновался единственно голосу своей совести. В этом – общественное значение адвокатской деятельности Урусова, в этом же главная причина силы и убедительности его речей.
    «Выше совести человека нет силы в мире» (А.И. Урусов) (Из речи по делу о беспорядках в деревне Хрущевке).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта