Главная страница

Ответы на вопросы. Решение в своем произведении Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии


Скачать 433.85 Kb.
НазваниеРешение в своем произведении Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Дата21.11.2022
Размер433.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОтветы на вопросы.docx
ТипРешение
#803393
страница28 из 32
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32

Решение: Факторами, повлиявшими на становление философии Нового времени, являются экономические, социально-политические и культурные процессы конца XVI–XVII вв. в Западной Европе, повлекшие за собой смену ценностных ориентаций: 1) протестантизм – ответвление западного христианства, возникшее в результате движения реформации – сформировал новое понимание человека как самостоятельной, свободной личности, практически осваивающей мир; 2) развитие естествознания, особенно механики и математики, а также его техническое использование – обусловило отношение к разуму и науке как реальной силе, способной изменить мир к лучшему; 3) индустриализация – переход общества от традиционного типа к индустриально-капиталистическому в результате развития товарно-мануфактурного производства и становления буржуазных отношений – изменила представление о месте человека в обществе и его правах. В результате этих изменений основными ценностями Нового времени становятся разум, наука, свобода.
Вопрос № 592

Вопрос: К представителям позитивизма относятся …

Ответы: ☑ Э. Мах ☐ К. Ясперс ☑ Т. Кун ☑ Г. Спенсер ☑ М. Шлик ☐ Ж. Делез

Решение: Позитивизм прошел следующие стадии развития: 1) классический позитивизм; 2) махизм, или эмпириокритицизм; 3) неопозитивизм и постпозитивизм. Крупнейшими представителями классического позитивизма, кроме О. Конта являются также известные английские ученые Д. Милль и Г. Спенсер. Г. Спенсер попытался разработать учение об эволюции, основанное на простом описании наблюдаемых фактов, однако отказ от масштабных теоретических обобщений не давал возможности раскрыть и объяснить глубинные механизмы процессов развития. Вторая стадия позитивизма имеет два названия: махизм – от фамилии известного австрийского физика Э. Маха (1838–1916), и эмпириокритицизм. Эмпириокритицизм разработал программу критической переоценки человеческого опыта, то есть попытался создать новую теорию познания. На рубеже XIX-XX вв. новые открытия в физике привели к неизбежному выводу: классическая механика не способна объяснить многие явления природы. Э. Мах попытался преодолеть кризис в физике путем пересмотра представлений о природе человеческого познания. В основу его подхода были положены принцип «экономии мышления» и вытекающий из него идеал «чисто описательной» науки. В развитой науке всякие объяснения излишни – из «экономии» она их отбрасывает и ограничивается только простыми описаниями событий. Согласно Э. Маху, мыслить экономно означает наиболее просто, минимальными теоретическими средствами описывать исследуемые наукой явления, которые есть продукт познающего субъекта, возникающий в его опыте. На третьем этапе развития позитивизма возникло несколько философских школ, которые объединяют одним названием – неопозитивизм, а во второй половине XX века на их основе сформировался постпозитивизм. В неопозитивизме сохранилось узкое понимание предмета философии:она по-прежнему сводится к теории познания (гносеологии). По мнению неопозитивистов, философия должна изучать язык науки как способ выражения знания, а также деятельность человека по анализу этого знания и его выражения в языке. Для анализа научного знания наряду с принципом конвенционализма используются два других методологических принципа – верификация и фальсификация. Верификация (от лат.verus – истинный, facio – делаю) – проверка истинности знания на опыте. Принцип верификации ввели М. Шлик и Р. Карнап. Метод верификации состоит в попытке свести все знание к простейшим высказываниям, которые любой человек может проверить на опыте с помощью своих органов чувств. Именно такая проверка дала бы полное подтверждение (или опровержение) истинности той или иной научной теории. Одним из самых известных постпозитивистов был Т. Кун, автор труда «Структура научных революций». Центральное место в его работе занимает понятие парадигмы – совокупности убеждений, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих сохранение научной традиции.
Вопрос № 593

Вопрос: Научная революция конца XIX – первой половины XX вв. связана с формированием…

Ответы: ☑ представлений о новых механизмах возникновения научных теорий ☐ идеи развития в научном познании ☑ представления о природе как сложном динамическом единстве саморегулирующихся систем ☐ механической научной картины

Решение: Научная революция конца XIX – первой половины XX вв. связана с формированием представления о природе как сложном динамическом единстве саморегулирующихся систем. Открытие специфических законов микро-, макро- и мегамира в физике (создание теории относительности и квантовой механики, квантовой химии), космологии, интенсивные исследования механизмов наследственности, обнаружение кибернетикой общих законов управления и обратной связи и др. – все это способствовало формированию представления о целостной, саморегулирующейся, иерархически организованной природе. Утверждается фундаментальная согласованность основных законов и свойств Вселенной с существованием в ней жизни и разума. Другим не менее важным «результатом» научной революции рубежа веков стало изменение представлений о механизме возникновения научной теории, отличающиеся от классического: формулируется принцип конвенциональной природы научной теории, несоизмеримости парадигм, необходимости фальсификации научных теорий и т.д.
Вопрос № 594

Вопрос: Основными идеями футурологической концепции С. Хантингтона являются следующие:

Ответы: ☑ будет возрастать противостояние западной и незападных цивилизаций ☑ единой мировой цивилизационной системы не существует ☐ в будущем неизбежно принятие социально-политических и культурных установок Запада всеми народами мира ☐ человечество на основе достижений техники сумеет создать искусственную среду (подземные города, космические колонии и т.п.) и будет жить в новых условиях не хуже, чем теперь

Решение: С. Хантингтон создал концепцию «столкновения цивилизаций». Он считает, что на нынешней стадии развития человечества единой мировой цивилизационной системы не существует, т.к. всемирные экономические связи не устраняют фундаментальных культурных различий между народами и цивилизациями. С. Хантингтон полагает, что в будущем главную роль в мире будут играть взаимоотношения между западной и незападными цивилизациями (исламской, буддийской, конфуциаской, православно-славянской и др.). На «линиях слома», особенно вдоль границ исламского мира, постоянно будут возникать конфликты, которые могут привести к объединению государств незападных цивилизаций, наращиванию ими военной мощи для борьбы с Западом.
Вопрос № 595

Вопрос: Установите соответствие между основными понятиями античной философии и их значениями. 1. Космос 2. Логос 3. Архе 4. Телос

Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Правильно выбрав значения, Вы неверно установили соответствие между ними и терминами.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Человек как органическая часть целого обозначается в античной философии понятием микрокосм (или микрокосмос), то есть «малый мир», часть Вселенной; в древнейших учениях человек не выделялся из природного целого, а представлялся как зеркало макрокосмоса, сочетание космических стихий (например, воды, земли, воздуха, огня) или часть Мировой души: такое понимание человека встречается у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона и др.

Закрыть данную подсказку.

упорядоченное целое

первоначало

предназначение сущего

человек как часть целого

разумная необходимость

//

Решение: Космос («порядок») – термин древнегреческой философии для обозначения мира как структурно организованного и упорядоченного целого: так, Пифагор называл универсум «космосом», исходя из наличия в нем гармонии; Анаксимандр писал о концентрических сферах «элементов» внутри мира-небосвода; Гераклит говорил о «мирострое» вселенной; Платон объяснял возникновение космоса как результат упорядочивающей деятельности демиурга (творца). Логос («слово», «смысл») – термин, означающий разумную необходимость, управляющую миром; это универсальный закон, придающий смысл, стабильность и гармонию всему сущему: термин был введен Гераклитом с целью обозначить всеединство и законосообразность постоянного движения в мире; стоики называли Логос «душой космоса»; неоплатоники – эманациями (истечениями) умопостигаемого мира. Архе («начало», «принцип») – термин для обозначения онтологического и гносеологического принципа первоначала; большинство древнегреческих философов (Фалес, Гераклит и др.) понимали под «архе» субстанцию или «первоматерию», находящуюся за границами чувственного восприятия и являющуюся основой всего сущего: термин объясняется у Платона как «нечто невозникшее» и у Аристотеля как «недоказуемое» «начало сущности». Телос («завершение», «цель») – предназначение сущего – отдельных вещей, человека и мира в целом: термин формируется в классический период древнегреческой философии у Платона и Аристотеля и означает свойство самой природы вещей («природа ничего не делает напрасно») – это не просто причинно-следственные связи явлений, а внутренняя логика целенаправленного движения.
Вопрос № 596

Вопрос: К праксеологическим теориям познания относятся…

Ответы: ☐ эволюционная эпистемология ☐ субъективный идеализм ☑ прагматизм ☑ диалектический материализм

Решение: К праксеологическим теориям познания относятся прагматизм, диалектический материализм. Знание в данном случае не само по себе биологически адаптивно и целесообразно (как в натуралистических доктринах) и не является самоценной и самосущей реальностью (как в объективно-идеалистических концепциях), а выполняет инструментальную функцию посредствующего звена между миром и активно действующим человеком. Прагматизм трактует знание с точки зрения его практической полезности и эффективности, целью познания объявляется преодоление разрушительного сомнения и обретение индивидом «устойчивого верования», уверенности. Диалектический материализм считает, что в фундаменте познания лежит не индивидуальная, а общественно-историческая практика людей. Хотя знание и приобретает в ходе исторического развития относительную самостоятельность, тем не менее именно материальная, а не духовная общественная практика является определяющим фактором его исторической динамики.
Вопрос № 597

Вопрос: К мировоззренческим принципам средневековой философии относятся…

Ответы: ☐ релятивизм ☑ ревеляционизм ☑ креационизм ☑ провиденциализм ☑ теоцентризм ☐ скептицизм

Решение: К мировоззренческим принципам средневековой философии относятся такие идеи, которые исходят из специфики христианской теологии (учения о Боге), так как главными предметами философских размышлений в V–XV вв. были Бог, дух и мир в их существенных взаимосвязях: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, ревеляционизм. Теоцентризм (theos – бог) – представление о Боге – духовном личностном трансцендентном (вневременном и внепространственном) Абсолюте – как центре, средоточии и источнике всех ценностей: бытия, могущества, добра, истины, красоты, любви. Креационизм (creare – творить) – принцип, согласно которому Бог-Творец создал мир из ничего актом своей воли. Провиденциализм (providentia – провидение) – учение о предопределении мира Богом и об истории как исполнении Божественного замысла. Ревеляционизм (revelatio – откровение) – принцип откровения, лежащий в основе средневековой теории познания: Бог открывает верующему человеку истину, смысл бытия через Священное писание.
Вопрос № 598

Вопрос: Гуманистическая функция философии включает в себя …

Ответы: ☑ помощь человеку в периоды нестабильного развития общества ☐ сведение всех знаний в целостную систему ☐ разработку методов познания ☐ содействие приросту научных знаний ☑ формирование ценностей и идеалов

Решение: Гуманистическая функция философии проявляется, прежде всего, в том, что философия помогает человеку осмыслить эту жизнь, укрепить свой дух. Задачей философии является также осознание коллективных целей, формирование гуманистических ценностей и идеалов. Таким образом, философия призвана помочь человеку в периоды нестабильного состояния общества, когда каждый должен сделать свой выбор.
Вопрос № 599

Вопрос: Установите соответствие между онтологическими идеями Платона и понятиями, их обозначающими. 1. Первоматерия 2. Эйдос 3. Вещь

Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Правильно выбрав представления Платона о мире, Вы неверно установили соответствие между ними и понятиями, их обозначающими.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Цель бытия Платон отождествляет с понятием Благо (в неоплатонизме это Единое, в христианской философии – Бог), которое одновременно является высшей ступенью в иерархии бытия, источником всякого существования (так как заключает в себе все прообразы вещей – эйдосы) и источником положительного смысла всего существующего.

Закрыть данную подсказку.

бытие-становление

небытие

истинное бытие

цель бытия

//

Решение: Первоматерия отождествляется Платоном с небытием, нереальностью, недействительностью как нечто пассивное, бесформенное и потому непостижимое, приобретающее форму конкретных вещей лишь в результате воздействия на нее активных идей. Эйдос есть истинное бытие, прообраз вещей, их идеальная, вечная и неизменная сущность, а также активная мыслеформа, придающая материи качественную определенность и пространственно-временные границы. Вещь – это конкретное бытие-становление, стремящееся к воплощению идеи, но не способное воплотить ее полностью.
Вопрос № 600

Вопрос: Установите соответствие между античными философами и характерным для них пониманием сущности. 1. Все из Воды 2. Все из Воздуха 3. Все из Огня

Ответы: Задание на соответствие, палим "решение"

Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания

Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Правильно выбрав философские направления, Вы неверно установили соответствие между ними и подходами к пониманию сущности.

Закрыть данную подсказку.

Ответ неверный!

Анаксимандр считает, что в основе мироздания не может лежат определенная субстанция.

Закрыть данную подсказку.

Анаксимандр

Гераклит

Анаксимен

Фалес

//

Решение: Вода для Фалеса не одно из физических веществ, а начало бытия – воплощение и символ присущий миру животворящей силы. Вода – это сила рождения, и не только телесного, но и мистического. Воздух для Анаксимена является безграничным, всеобъемлющим и всепроницающим началом, который отвечает двум важнейшим определениям основы бытия: 1) основными слагаемыми жизни являются дыхание и питание; 2) все конкретные вещи и в целом гармонически упорядоченный Космос имеют началом беспредельное, объемлющее этот мир бытие. Гераклит видит Огонь как символ чистого, вечного, себетождественного, неиссякающего бытия: «Этот мир не создан никем ни из (многих) богов, ни из людей, а вечно был, есть и пребудет Огнем, мерами возгорающим и мерами угасающим». Анаксимандр считает, что в основе мироздания не может лежать какая-нибудь определенная субстанция. «То, из чего все есть, – говорит Анаксимандр, – это бесконечное Объемлющее». Вечное нечто образует первоначало космоса, но бытие не ограничивается мирозданием (космосом), а есть нечто большее, чем даже этот мир. Именно Анаксимандр вводит впервые категорию «начала бытия» (греч. «архе»), обозначая ею то исходное сущее, из которого все остальное (и мир в целом) берет свое начало, и понятие беспредельного (греч. «апейрос»).
Вопрос № 601

Вопрос: Установите правильную последовательность возникновения философских представлений о материи.

Ответы: ● Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов ● Ответ неверный! ● Вы неверно установили последовательность исторических представлений о материи. Эволюция материализма представляет собой движение от конкретного понимания материи к абстрактному. ● Закрыть данную подсказку. ● Задание выполнено неправильно, так как сконструирован неполный ответ из предложенной неупорядоченной последовательности элементов. ● Закрыть данную подсказку. ● конкретно-вещественное понимание ● механистический субстанционализм ● диалектический материализм ● атомизм ● //

Решение: Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, включающей в себя бесконечное множество существующих в мире систем. В истории философии в ходе развития естествознания складывались различные концепции материи. До XIX в. в философии господствовало субстратно-субстанциональное понимание, в соответствии с которым у всех вещей мира имеется универсальная, единая материальная основа. Эта основа либо характеризуется небольшим числом неизменных свойств (вещество), либо рассматривается как некий носитель свойств, отличный от них (субстанция). 1. В Древности было распространено конкретно-вещественное (субстратное) понимание материи: природные стихии, или элементы (вода, воздух, земля, огонь и т.д.), трактовались как «первовещество», образующее все многообразие вещей. 2. В V в. до н.э. сформировался атомизм – учение об атомном строении материи (Левкипп и Демокрит), в котором материя стала пониматься как множество атомов – неделимых, вечных и неизменных мельчайших частиц, движущихся в пустоте. Эта концепция принципиально изменила представления о «первовеществе», лишив материю чувственно-воспринимаемых свойств и заложив основы механицизма. 3. В XVII в. Декарт предложил «эфирную» концепцию материи, в соответствии с которой атомы движутся не в абсолютной пустоте, а в эфире, где распространяются электромагнитные волны. В XVIII–XIX вв. ведущим является механистический субстанционализм – учение о материи как вечной и неизменной субстанции, проявляющейся в различных акциденциях – несущественных свойствах (вес, цвет, движение, и т.д.). 4. На рубеже XIX–XX вв. субстанционализм был дискредитирован в ходе революции в естествознании: обнаружилось, что такие характеристики атомов, как неизменность, неделимость, непроницаемость и т.п., потеряли свое универсальное значение. Диалектический материализм отказывается от понимания материи как субстанции и характеризует ее как многообразную и изменчивую объективную реальность, познаваемую через ее свойства – атрибуты. Такая концепция материи называется атрибутивной. Материализм, предшествующий диалектическому, называются метафизическим.
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   32


написать администратору сайта