Ответы на вопросы. Решение в своем произведении Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Скачать 433.85 Kb.
|
Вопрос № 633 Вопрос: Принципами, объединяющими гносеологические учения Джорджа Беркли и Дэвида Юма, являются … Ответы: ☐ объективизм ☑ феноменализм ☑ скептицизм ☑ сенсуализм ☐ рационализм Решение: Принципами, объединяющими гносеологические учения Джорджа Беркли и Дэвида Юма, являются положения, заостряющие субъективистские тенденции эмпиризма и ставящие под вопрос устоявшийся образ реальности: сенсуализм, скептицизм, феноменализм. Сенсуализм (от лат.sensus – чувство, ощущение) направление в теории познания, рассматривающее в качестве первичных данных сознания непосредственные впечатления опыта – ощущения. Скептицизм – сомнение в объективном существовании материальной (а у Д. Юма – и духовной) субстанции, не зависящей от восприятия субъекта. Дж. Беркли выражает принцип сомнения в тезисе «esse est percipi» – «существовать значит быть воспринимаемым»: все качества предметов (цвет, запах, вкус, форма и т.д.) обусловлены нашими ощущениями, поэтому единственной реальностью являются только «идеи» вещей, но не материя. Д. Юм сомневается в существовании объективной причинно-следственной связи вещей, так как, по его мнению, понятие «причинность» есть не что иное, как комплекс психологических реакций (ассоциаций, привычек и ожиданий), создающих «естественную веру» в реальность (психологизм). Феноменализм – принцип, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, а лишь с совокупностью чувственных явлений – феноменов. Д. Юм различает такие феномены сознания, как ощущения, «простые идеи», впечатления внутреннего опыта (аффекты) и «сложные идеи». Вопрос № 634 Вопрос: К мировоззренческим функциям философии относятся… Ответы: ☑ культурно-воспитательная ☑ гуманистическая ☑ социально-аксиологическая ☐ логико-гносеологическая ☐ эвристическая Решение: В философии можно выделить мировоззренческую и общеметодологическую функции. Гуманистическая и социально-аксиологическая функции относятся к мировоззренческим функциям, создающим систему взглядов о мире и о месте человека в нем. Гуманистическая функция философии заключается в том, что она помогает человеку найти смысл жизни, укрепить свой дух. Аксиологическая функция выражается в ориентации на определенные ценности. Культурно-воспитательная функция способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту (Философия: учеб. / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. М., 2004. С. 17). Вопрос № 635 Вопрос: Редукционизм в трактовке сознания характерен для следующих направлений в современной философии: Ответы: ☑ бихевиоризм ☐ интуитивизм ☑ физикализм ☐ феноменализм Решение: Редукционизм, то есть сведение сложных ментальных явлений к иным по отношению к ним сущностям, в трактовке сознания характерен для следующих направлений: физикализм, ментализм, бихевиоризм. Физикализм – позиция, согласно которой наши вопросы о природе сознания полностью исчерпываются нашим знанием о таком физическом объекте, как головной мозг. В определение сознания современные физикалисты наряду с представлением о физико-химических структурах и процессах включили представление об отношениях между элементами мозга – нейронами, трактуемыми как простые логические ячейки. Таким образом, сознание отождествляется либо с мозгом как материальным объектом, либо с процессами в нем, либо с каузальными и/или логическими отношениями между его элементами. Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) – направление в современной философии и психологии, в основе которого лежит понимание поведения как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Предпосылками бихевиоризма явились принципы позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое: сознание как ненаблюдаемый объект, таким образом, сводится к поведению, закрепляющему и воспроизводящему реакции организма на определенные стимулы. С точки зрения бихевиористов, сознание не существует ни как физический объект, ни как идеальный объект. Вопрос № 636 Вопрос: Установите соответствие между именами античных философов и их высказываниями. 1. Гераклит 2. Парменид 3. Протагор 4. Платон 5. Аристотель Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав высказывания, Вы неверно установили соответствие между ними и именами философов. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет», – пишет Эпикур («К Менекею», 125), утверждая тем самым иллюзорность многих человеческих страхов, мешающих получать удовольствие от жизни. Закрыть данную подсказку. «В одну и ту же реку ты не вступишь дважды». «Человек от природы есть политическое животное». «Смерть не имеет к нам никакого отношения». «Мера всех вещей – человек». Различаются: «с одной стороны то, что всегда есть, но никогда не возникает, с другой – то, что всегда возникает, но никогда не существует». «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». // Решение: Гераклит в сочинении «О природе» («Музы») пишет: «В одну и ту же реку ты не вступишь дважды (91а); «на вступающих в одну и ту же реку все новые и новые воды текут» (12), отождествляя космос с вечно движущимся потоком и абсолютизируя всеобщую изменчивость вещей. Парменид в поэме «О природе» пишет: «Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует, ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, мысли тебе не найти. И нет и не будет иного, сверх бытия, ничего» (В 8 DK), утверждая принцип тождества бытия и мышления. Протагор (представитель школы софистов) в трактате «Истина» пишет: «Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Платон в диалоге «Тимей» противопоставляет друг другу два мира – мир вечных, неизменных идей и текучих, изменчивых вещей; истинное бытие и бытие-становление, граничащее с небытием: различаются, «с одной стороны то, что всегда есть, но никогда не возникает, с другой – то, что всегда возникает, но никогда не существует. Первое постигается умом и мышлением и всегда тождественно себе; второе – неразумным чувством и мнением, оно всегда рождается и погибает, но никогда не существует в действительности» (27d – 28a). Аристотель в сочинении «Политика», размышляя о происхождении государства, приходит к выводу о естественности совместного, социального образа жизни людей: «Очевидно, что полис принадлежит к естественным образованиям и что человек от природы есть политическое животное» (1253а 9 сл.). Вопрос № 637 Вопрос: К политическим аспектам свободы человека относятся … Ответы: ☑ свобода объединения в организации ☐ право на свободный труд ☑ свобода избирать ☐ право частной собственности ☑ свобода слова ☐ свобода во всех видах творчества Решение: В анализе свободы можно выделить три аспекта: экономический, духовный, политический. Политический аспект свободы подразумевает свободу слова, свободу создавать политические организации, свободу избирать и быть избранным и т.д. Таким образом, человек оказывает реальное воздействие на политическую жизнь общества. Вопрос № 638 Вопрос: В сочинении «Политика» Аристотель выделил три «правильных» и три «неправильных» формы государственного правления на основе субстанционального (от кого исходит власть) и количественного (от скольких граждан исходит власть) признаков. Установите соответствие между формами государства и их признаками. 1. Монархия 2. Тирания 3. Аристократия 4. Олигархия 5. Полития 6. Демократия Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав признаки, Вы неверно установили соответствие между ними и формами государства, выделяемыми Аристотелем. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Власть честолюбцев, военных – тимократия – называется в качестве одной из «неправильных» форм правления Платоном; у Аристотеля же эта форма государства не выделяется как отдельная, так как является промежуточной между аристократией и олигархией. Закрыть данную подсказку. власть богатых справедливое правление одного власть среднего слоя правление лучших власть честолюбцев, военных беззаконное правление одного власть народа // Решение: Монархия – правление одного – считается Аристотелем лучшей формой государства, осуществляющей принцип единства, закона и справедливости. Тирания – худшая форма вырождения монархии, когда абсолютная власть одного приводит к доминированию единичной воли над законом. Аристократия – правление лучших, привилегированного знатного меньшинства – элиты. Олигархия – худшая форма вырождения аристократии, когда преимущества власти дают возможность элите более заботиться о собственном обогащении, чем об общем благе. Полития – власть среднего слоя, большинства в стабильном государстве. Демократия – власть народа, большинства, вырождающаяся в охлократию – власть толпы, бедняков в нестабильном государстве. Вопрос № 639 Вопрос: К основным категориям гносеологии относятся … Ответы: ☑ знание ☑ суждение ☑ истина ☐ явление ☐ бытие Решение: Гносеология занимается исследованием общих принципов, форм и методов человеческого познания. Познание – процесс, направленный на получение знаний. Знание рассматривается как осмысленная субъектом информация о некотором предмете. В процессе познания человек не только формирует знание, но и оценивает его. Центральное место среди разнообразных видов оценки знания занимает его оценка с точки зрения истинности или ложности. Истина – это знание, соответствующее своему предмету. Понятие «суждение» характеризует мысль, в которой о предмете что-либо утверждается или отрицается. Суждение относится к формам рационального познания. Вопрос № 640 Вопрос: Наиболее авторитетным и оригинальным произведением китайской канонической и философской литературы является … Ответы: ○ «Ши цзин» ○ «Шу цзин» ● «И цзин» ○ «Дао дэ цзин» Решение: «И цзин» или «Чжоу и» – «Канон Перемен», наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, стоящее во главе как «Тринадцатиканония», так и «Пятиканония», оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру традиционного Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии (Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; ИДВ. М., 2006. Т. 1–5. С. 580). Вопрос № 641 Вопрос: Последователи _________ занимались алхимией и поисками эликсира бессмертия. Ответы: ○ Иньян-цзя ○ конфуцианства ● даосизма ○ легизма Решение: «Сянь сюэ» – «учение о бессмертии». Одна из важнейших доктрин даосизма, аспект даосской теории и практики «вскармливания жизни» (яншэн-сюэ), которая в целом ассоциируется с «даосской алхимией» (дань). Эти даосские искусства, тесно связанные с традиционной медициной, предполагали в качестве конечного результата достижение бессмертия (Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; ИДВ. М., 2006. Т. 1–5. С. 422). Вопрос № 642 Вопрос: Установите соответствие между основными философскими школами и направлениями древнеиндийской философии. 1. Вайшешика, санкхья 2. Локаята, джайнизм Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Вы неверно установили соответствие между основными школами Древней Индии и направлениями, к которым они относятся. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Социально-политическое направление не было характерно для философии Древней Индии: она больше занималась религиозными текстами. Деление на ортодоксальные и неортодоксальные философские школы предполагало различное толкование Вед – основного священного текста Древней Индии. Социально-политическая направленность являлась отличительной чертой философии Древнего Китая. Закрыть данную подсказку. ортодоксальное социально-политическое направление неортодоксальное // Решение: Два основных течения, в русле которых развивалась индийская философия: 1) ортодоксальные течения (даршан), к которым относятся веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса – школы, которые опирались на авторитет Вед; 2) неортодоксальные течения, к которым относятся чарвака (локаята), джайнизм, буддизм. Ньяя и вайшешика – две школы, которые возникли как самостоятельные, а впоследствии слились в одну школу. Их сторонники полагали, что атомы, не различаясь с точки зрения размера и формы, в то же время обладают различающими их качествами: температурой, вкусом, цветом и т.д. Вайшешики считали, что атомы формируют не материальный мир, а дхарму, то есть моральный закон, который управляет миром. Санкхья и йога – еще два близких течения индийской мысли. Различия между ними сводятся в основном к тому, что сторонники санкхьи интересовались в основном онтологическими вопросами и создали особую картину мира, тогда как сторонники школы йога больше занимались вопросами практической жизни. Санкхья представляло собой дуалистическое учение, в основе которого лежит противопоставление духа (пуруши) и материи (пракрити). Пуруша и пракрити совершенно изолированы друг от друга, связь между ними является иллюзией. Пуруша полностью пассивна и не может действовать самостоятельно, тогда как пракрити деятельна, но не обладает сознанием. Йога стремилась на основе санкхьи разработать практические принципы поведения человека. Для того чтобы достигнуть спасения (то есть осознания того, что пуруши полностью не зависит от пракрити), сторонники йоги разработали особые практики, в основе которых лежали аскеза и медитация. При их помощи человек должен достичь полного успокоения. Неортодоксальное философское направление в древней Индии было представлено школой чарвака (локаята). Представители этой школы полагали, что мир произошел из первоначала, которому присущи четыре «главные» сути: воздух, вода, огонь и земля, из которых и состоит мир. По мнению представителей данной школы, смысл жизни и мира заключается в счастье и удовольствиях. Джайнизм – еще одно направление в древнеиндийской мысли, не опиравшееся на авторитет Вед и пользовавшееся большим влиянием. Так же как и чарвака, исходит из того, что в основе мира лежат четыре стихии. Материя, по мнению джайнов, не может сформировать организм без участия души, которая рассматривается как организующее начало. Душой обладает не только человек, но и все живые организмы. Человек обладает наиболее развитой душой и поэтому может совершенствоваться. С точки зрения джайнизма, любые страсти приводят к тому, что человек притягивает к себе частички кармы и тем самым препятствует своей душе на пути в мир, населенный высшими существами. Вопрос № 643 Вопрос: Представителями философии Древнего Китая являются … Ответы: ☑ Цзоу Янь ☑ Кун-цзы ☐ Сыма Цянь ☐ Дао-ань Решение: Цзоу Янь (IV– III в. до н.э.) – единственный ныне известный крупный представитель школы иньян-цзя; Кун-цзы (552/551 – 479 до н.э.) – Конфуций, древнекитайский философ, создатель конфуцианства. Вопрос № 644 Вопрос: Установите соответствие между философскими учениями Древнего Китая и их представителями 1. Даосизм 2. Моизм 3. Легизм Ответы: Задание на соответствие, палим "решение" Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания Задание выполнено неправильно, так как сконструирован вариант неполного соответствия элементов двух списков. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Правильно выбрав философские учения Древнего Китая, Вы неверно установили соответствие между ними и их представителями. Закрыть данную подсказку. Ответ неверный! Напоминаем Вам, что Конфуций является основателем конфуцианства. Важную роль в философии конфуцианства играет учение о Небе как воплощении судьбы и силы, обеспечивающей порядок на земле. Отличительная черта Конфуция – подчёркнутое внимание к ритуалам или правильному поведению Закрыть данную подсказку. Лао-цзы Мо-цзы Конфуций Шан Ян // Решение: Основателем даосизма считается Лао-цзы. Исходной идеей философии даосизма является учение о Дао (пути). Напоминаем Вам, что главный принцип – следование Дао, естественной природе вещей – соединяется с принципами «естественности» (цзы жань) и «недеяния» (у вэй) – ненарушения закона естественности. Моизм (основатель Мо-цзы) исходит из представления о процветании народа. Забота о народе должна заключаться в отказе людей, обладающих властью, от роскоши и богатства, так как любой предмет роскоши стоит денег, а следовательно, желание им обладать приводит к попыткам эксплуатировать других. Основные моистские принципы – принцип «всеобщей любви и взаимной выгоды», принцип «экономии в расходах». Легизм – «школа закона» (IV–III вв. до н.э.). Основной принцип легизма – следование закону. Основоположник учения, Шан Ян (390–338 гг. до н.э.), разработал теорию деспотического государства. Он утверждал, что человеколюбие – причина всех проступков, политика несовместима с нравственностью, а вместо убеждения необходимо применять систему принуждения. Идеальным является лишь государство, вся власть в котором должна быть сосредоточена в руках правителя, который должен обладать большими полномочиями. |