Ричард Кох 2080
Скачать 2.3 Mb.
|
Ересь о времени, предлагаемая Принципом 80/20 Принцип 80/20 отвергает традиционные и устоявшиеся понятия о времени. Выводы, следующие из анализа вре-мени по Принципу 80/20, достаточно разнообразны и не-сут освобождение тем, кто страдает от традиционных взглядов на проблему времени. Принцип 80/20 утвержда-ет следующее. • Мы используем время нерационально, поэтому нет смысла производить мелкие улучшения того, как мы его используем. Мы должны начать с нуля и отбро-сить все наши прежние понятия о времени. • Нехватка времени — нонсенс. На самом деле мы располагаем океаном времени. С пользой же мы тра-тим лишь двадцать его процентов. Наиболее одарен-ные люди часто пользуются еще более мелкими коли-чествами времени. Принцип 80/20 говорит о том, что если мы удвоим время, расходуемое на 20% наиболее полезной деятельности, то сможем работать два дня в неделю и делать на 60% больше, чем мы делаем сей-час. Наша концепция времени ушла на световые годы вперед от беспокойного мира охоты за крупицами времени, предлагаемой традиционными школами ре-гулирования времени. • Если мы пользуемся Принципом 80/20, то время для нас друг, а не враг. Время, которое прошло, — это не по-терянное время. Время всегда приходит снова и снова. Вот почему в неделе семь дней, в году двенадцать ме-сяцев, вот почему времена года сменяют друг друга. Если мы изберем для себя удобную, расслабленную позицию относительно времени, если мы будем со-трудничать с ним, то получим немало пользы. Наш враг — не время как таковое, а использование его. • Принцип 80/20 утверждает, что мы должны работать меньше. Чем больше мы делаем, тем меньше мы думаем. Происходит это потому, что времени у нас так много, что мы просто разбрасываемся им. Наиболее произво-дительными в проекте являются обычно последние 20% времени — просто потому что работа должна быть закончена в срок. Продуктивность большинства проектов может быть удвоена просто путем сокраще-ния вдвое времени, отводимого на них. Уже это сви-детельствует о том, что времени нам хватает. Время — это благословенная цепь, которая связывает прошлое, настоящее и будущее Вовсе не недостаток времени должен беспокоить нас, а тенденция непродуктивного использования большей час-ти времени. Те, что мы будем подгонять время и старать-ся быть более «эффективными» в его использовании, нам не поможет; такой способ мышления в действительности будет скорее проблемой, чем решением. Мышление 80/20 направляет нас к «восточному» виде-нию времени. Мы не должны считать время некой после-довательностью, которая проходит слева направо, как это стало привычным почти во всех графических изображе-ниях времени, навязанных нам культурой делового мира. Время лучше воспринимать в качестве механизма син-хронизации, действующего циклически, как и было заду-мано изобретателями часов. Время все движется и дви-жется по кругу и песет с собой возможность учиться, углублять немногие ценные отношения с другими людь-ми, производить лучший товар, совершенствовать то, что вы хотите совершенствовать, и вообще делать жизнь более ценной. Мы не просто существуем в настоящем вре-мени, мы родом из прошлого, и наше будущее незримо присутствует в настоящем. Гораздо лучшим графическим представлением времени в нашей жизни будет не прямая, идущая слева направо, а серия помещенных друг в друга и все увеличивающихся треугольников, как это изображено на рис. 11. Рис. 11. Триада времени Такое представление времени хорошо тем, что под-черкивает нашу потребность пронести через всю жизнь наиболее драгоценные и ценимые нами 20% того, что у нас есть, — нашу индивидуальность, наши способности, дружеские привязанности и даже материальное имущест-во, — и питать, развивать, расширять и углублять эти 20%, с тем чтобы увеличивать наши продуктивность, ценность и счастье. Все это может быть сделано, только если мы сохраним постоянные и продолжающиеся отношения с людьми, основанные на оптимизме, уверенности в том, что будущее будет лучше, чем настоящее, потому что мы можем взять и развить лучшие 20% прошлого и настоя-щего и создать лучшее будущее. С этой точки зрения, бу-дущее — это не случайно попавшаяся нам кинолента, ко-торую мы наполовину просмотрели, осознавая быстроту, с которой время превращается в прошлое (и поражаясь ей). Нет, будущее — это скорее измерение настоящего и прошлого, которое дает нам шанс создать нечто лучшее. Мышление 80/20 утверждает, что это всегда возможно. Все, что нам нужно сделать, — это дать свободу и указать направление наиболее позитивным нашим 20% времени. Детонатор для революционеров в использовании времени Здесь вы найдете семь шагов, с помощью которых можно разжечь пожар революции времени. Совершите в своем уме этот трудный переход разграничения усилий и получаемых результатов Протестантская мораль, касающаяся работы, так глубоко засела в каждом из нас, будь то верующий или атеист, что мы должны приложить усилия по ее искоренению. Проб-лема в том, что мы все-таки любим тяжелую работу или, по меньшей мере, то чувство удовлетворения, которое возникает, когда работа сделана. Что нам нужно сделать, так это твердо усвоить, что упорный труд, особенно на кого-нибудь другого, совсем не лучший способ достичь того, чего мы хотим. Упорный груд ведет к низкой отдаче. К высокой отдаче ведет понимание того, чего именно мы хотим, и занятие этим желаемым. Придумайте себе собственного святого—покровителя продуктивного ничегонеделания. Мои святые — Рональд Рейган и Уоррен Баффет. Рейган, например, начав акте-ром второсортных фильмов, практически без усилий стал самым популярным деятелем правого крыла республи-канской партии, затем губернатором штата Калифорния и закончил чрезвычайно успешным президентом. Что же Рейган имел в своем активе? Хорошая внеш-ность, медоточивый голос, который он инстинктивно за-действовал в нужный момент (кстати, шедевром этой его способности были его слова к Нэнси: «Дорогая, я забыл пригнуться», сказанные после совершенного на него по-кушения). Что еще? У Рейгана были хитрые советники по проведению выборов, он обладал старомодной грациоз-ностью и диснеевским видением Америки и всего мира. Работоспособность Рейгана была, в лучшем случае, огра-ниченной, понимание реальности — еще более хрупким, а способность вести за собой США и стремление разру-шить коммунизм внушали благоговейный ужас. Вопреки изречению Черчилля, никогда не было достигнуто так много таким немногим и с настолько малым усилием. Уоррен Баффет был одно время самым богатым чело-веком в США, причем добился он этого не работой, а инвестированием. Начав с очень небольшого капитала, он наращивал его в течение многих лет темпами, намного превышавшими обычные темпы рыночного роста. До-бился он этого с помощью достаточно ограниченного анализа (начинал он тогда, когда еще не была изобретена даже счетная линейка), но в основном благодаря не-скольким плодотворным идеям, которых последователь-но придерживался. Свой взлет по американским горкам богатства Баф-фет начал, имея одну большую идею: местные американ-ские газеты обладают монополией в своей местности и посему являются идеальными деловыми партнерами. На этой простой идее он сделал свое первое состояние, а за-тем немалую часть своих богатств он получал, инвестируя в средства массовой информации — в ту отрасль, которую он хорошо знал. Если бы Баффет не ленился, он старался бы очень экономно расходовать свою энергию. Тогда как боль-шинство биржевых игроков покупали множество самых разных акций, а затем пытались быстро и выгодно их пе-репродать, Баффет покупал немного акций и держал их годами. Таким образом, ему не нужно было делать много работы. Он презирал традиционный взгляд на стратегию разнообразия инвестиционных портфолио и окрестил его методом «Ноева ковчега»: «Вы покупаете каждой твари по паре и оказываетесь в зоопарке». Баффет руководствовал-ся инвестиционной философией, которую можно охарак-теризовать как «на грани летаргии». Когда у меня появляется соблазн сделать слишком много, я вспоминаю Рональда Рейгана и Уоренна Баффета. Вы должны найти свои примеры для подражания сре-ди людей, которых знаете лично, или среди обществен-ных деятелей, — таких людей, которые просто олицетво-ряют продуктивную инерцию. Почаще вспоминайте о таких людях. Отбросьте чувство вины С проблемой опасности слишком упорного труда напря-мую связаны задача освобождения себя от чувства вины и вопрос о том, делаем ли мы те вещи, от которых получаем удовольствие. Нет смысла делать то, что вам не нравится. Занимайтесь тем, что вам нравится делать. Преврати-те это занятие в свою работу. Превратите свою работу в занятие, которым вы можете наслаждаться. Почти все люди, ставшие богатыми, занимались вещами, которыми им нравилось заниматься, и это еще раз иллюстрирует своенравие Вселенной, устроенной по Принципу 80/20. 20% людей владеют 80% материальных ценностей, и 20% людей монополизируют 80% удовольствия, получае-мого от работы, — но это одни и те же 20%! Один старый желчный пуританин, Джон Кеннет Гэлбрайт, обратил внимание на то, как несправедливо устро-ен трудовой мир. Работа, которой занимаются представи-тели среднего класса, не только более высоко оплачива-ется, но и является более интересной и приносит больше удовольствия. Представители среднего класса имеют сек-ретарей, ассистентов, совершают поездки первым клас-сом, живут в роскошных отелях, да вообще проводят ра-бочее время гораздо интереснее. Фактически вам понадо-билось бы целое состояние, чтобы позволить себе все привилегии, которые для крупных промышленников яв-ляются чем-то самим собой разумеющимся. Гэлбрайт развил свой революционный взгляд на вещи до вывода о том, что те, кто занимается менее интересной работой, должны бы получать большие зарплаты, чем те, у кого более интересная работа. Неплохой способ насо-лить людям! Подобные взгляды, хотя и выглядят револю-ционными, заключают в себе очень мало полезного. Как и в случаях с другими проявлениями работы Принципа 80/20, если вы откажетесь от поспешных выводов, то смо-жете обнаружить глубокую логику, которая стоит за этим кажущимся неравенством. В данном случае логика проста. Те, кто достигает вершин, просто должны получать удовольствие от того, что они делают. Только полная самореализация позволяет создавать хоть что-то, имеющее ценность выше средней. Качество и количество созданного любым великим ху-дожником просто потрясает воображение. Ван Гог никог-да не прекращал рисовать. Пикассо управлял художес-твенной фабрикой задолго до времен Энди Уорхолла, по-тому что это ему нравилось. Окунемся в удивительный, чувственный и возвышенный мир творений Микеланджело. Даже того, что я могу сей-час вспомнить, невероятно много для одного человека — «Давид», «Умирающий раб», Лаврентийская библиотека, Новая Сакристия, потолок Сикстинской капеллы, «Опла-кивание Христа» в соборе Святого Петра! И Микеланджело создал все это не потому, что это была его работа или что он боялся вспыльчивого папу Юлия II, и даже не потому, что зарабатывал деньги, но потому, что любил то, что творил. Ваша ориентация может, конечно, быть совсем дру-гой, но вы не сможете создать ничего хоть сколько-ни-будь ценного, если вы не наслаждаетесь процессом его создания, — и это применимо как к личной жизни, так и к миру бизнеса. Я не защищаю бесконечное ничегонеделание. Работа является естественной активностью, которая соответст-вует внутренним потребностям человека, — и безработ-ные, и пенсионеры, и неожиданно разбогатевшие люди очень хорошо это понимают. Каждый человек имеет соб-ственный естественный уровень равновесия, собственный ритм и оптимальный уровень соотношения работа/игра; и большинство людей интуитивно чувствуют, когда они работают или бездельничают слишком много. Мышление 80/20 ценно тем, что настраивает людей на получение пользы и удовольствия как в период работы, так и во время игры, а не призывает превращать работу в игру. Однако я подозреваю, что многие люди слишком упорно занима-ются не теми делами. Современный мир получит огром-ную выгоду, если работа позволит людям отдавать больше времени развитию собственных умственных и творческих способностей. Если 20% самых ленивых из нас будут за-ниматься наиболее интересной работой, то на 20% наибо-лее напряженно работающих придется гораздо меньше работы, и такой арбитраж устроит обе стороны. Количест-во работы имеет гораздо меньшую важность, чем ее ка-чество, а ее качество зависит от нашей мотивации. Освободите себя от обязательств, навязанных вам другими людьми Когда 80% времени приносит вам 20% результатов, то можно спорить почти на что угодно, что в эти 80% време-ни вы занимаетесь делами других людей. Становится все очевиднее, что вся идея работы на кого-то — работы с меньшей долей ответственности, но и ограниченной свободой действий — была лишь переход-ной фазой (хотя и длившейся два столетия) в истории тру-довых отношений 4 . Даже если вы работаете в большой кор-порации, вы должны рассматривать себя в качестве неза-висимого предпринимателя, который работает на себя, несмотря на то что какой-нибудь «Монолит корпорэйшн» платит вам зарплату, как и любому другому свое-му работнику. Принцип 80/20 раз за разом демонстрирует нам, что наи-более преуспевающие 20% людей либо работают на себя, либо ведут себя так, как будто так и есть на самом деле. Та же идея применима и к вашей жизни вне рабочего места. Очень трудно провести время с пользой, если вы его не контролируете. (Это трудно делать, даже когда вы контролируете время, поскольку наш ум является плен-ником чувства вины, традиций и устоев, а также других навязанных извне взглядов на то, чем вы должны зани-маться, — но вы-то, по крайней мере, имеете шанс побо-роть это.) Однако и заходить слишком далеко в использовании моего совета не стоит, да это и невозможно сделать. Вы всегда будете иметь некоторые обязательства перед дру-гими людьми, и выполнение этих обязательств чрезвы-чайно полезно для вас. Даже частного предпринимателя нельзя в полной мере назвать одиноким волком, который ни перед кем не должен держать ответа. У частного пред-принимателя имеются партнеры, наемные работники, со-юзники и целая сеть контактов, и если ничего не даешь им, то и ничего не получаешь взамен. Мы говорим здесь о том, что выбирать себе партнеров и обязательства нужно очень внимательно и с умом. Избегайте условностей и шаблонности, будьте эксцентричны в своем использовании времени Вряд ли у вас получится в те наиболее важные и ценные 20% времени быть «хорошим мальчиком», делая то, что от вас ожидают другие, приходя на все собрания, на кото-рых, по мнению других, вы должны быть, делая то, что делает большинство ваших знакомых и коллег по работе. Вы не сможете освободиться от тирании соотношений 80/20, то есть вероятности того, что 80% времени вы тра-тите на то, что нужно бы делать в последнюю очередь или не делать вообще, — вы не сможете сделать этого путем следования общепринятым стереотипам поведения и шаб-лонным решениям. Для начала вам было бы неплохо разработать наибо-лее нестереотипные или эксцентричные из возможных для вас способы использования своего времени. Посмот-рите, насколько далеко вы можете отклониться от нормы без того, чтобы быть выброшенным из своего мира. Не все нестереотипные способы использования времени уве-личат вашу эффективность, но некоторые из них, хотя бы даже один, обязательно окажется именно таковым. Со-здайте несколько сценариев и используйте тот из них, ко-торый позволяет вам отдавать большую часть своего вре-мени высокоценным видам деятельности, тем, которые приносят вам наибольшее удовольствие. Кто из ваших знакомых является одновременно эф-фективным и эксцентричным? Выясните, на что они тра-тят свое время и насколько это времяпровождение отли-чается от общепринятых норм. Может быть, вы найдете полезным для себя скопировать некоторые вещи, кото-рые они делают и которых не делают. Определите те 20%, которые дают вам 80% Очень возможно, что примерно 1/5 часть вашего времени дает вам 4/5 всех ваших успехов или результатов, а также ответственна за 4/5 вашего счастья. Поскольку это не одна и та же пятая часть времени (хотя обычно 1/5 часть времени, ответственная за результаты, и 1/5 часть време-ни, ответственная за счастье, значительно перекрывают друг друга), то первое, что мы должны сделать, — это разграничить наши цели — достижения и счастье, — и рассмотреть каждую из них по отдельности. Рассмотрим счастье. Определите свои острова счастья — небольшие отрезки времени, или какие-то годы, которые принесли вам непропорционально большое в сравнении со временем счастье. Возьмите лист бумаги, напишите в верхней его части слова «острова счастья» и перечислите их так много, как только сможете вспомнить. Затем по-пытайтесь выявить общие черты всех или хотя бы нес-кольких ваших островов счастья. Повторите процедуру и отношении ваших островов несчастья. В общем-то, эти острова не дадут вам в сумме 80% времени, поскольку (для большинства людей) между островами счастья и несчастья есть еще и «нейтральная земля» умеренного по интенсивности счастья. Повторите вышеописанную процедуру в отношении собственных достижений и побед. Определите острова достижений: недолгие периоды времени, когда вам удава-лось достичь непропорционально высокого, в сравнении с остальной частью недели, месяца, года или жизни в це-лом, соотношения польза/время. Возьмите чистый лист бумаги как «острова достижений» и перечислите как можно больше таких островов, — если возможно, то в отношении всей вашей жизни. Попытайтесь выявить общие характеристики остро-вов достижений. Прежде чем закончить анализ, взгляните на список «10 наиболее ценных способов применения времени», который вы можете найти здесь . Возможно, этот список, составленный на основе опыта множества людей, поможет вам вспомнить больше таких островов. Отдельно составьте список ваших «островов нулевых достижений», то есть периодов наибольшей неплодотвор-ности и наименьшей продуктивности. Здесь вам может пригодиться список «10 наименее ценных способов ис-пользования времени» также по ссылке выше. Выясните, что общего имеют ваши острова, нулевых достижений. А теперь вам нужно действовать в соответствии с ре-зультатами анализа. |