Главная страница
Навигация по странице:

  • Роль символической детали в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»

  • «Драма разговоров» в пьесе А.П. Чехова «Три сестры»

  • Лирическое и драматическое в пьесе А.П. Чехова «Чайка

  • Романтические традиции в повести А.П. Чехова «Черный монах

  • Вопросы к зачету. Вопросы к зачету Рус.лит.посл.трети 19в. Роль гротеска в Истории одного города М. Е. СалтыковаЩедрина


    Скачать 219.55 Kb.
    НазваниеРоль гротеска в Истории одного города М. Е. СалтыковаЩедрина
    АнкорВопросы к зачету
    Дата06.04.2022
    Размер219.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы к зачету Рус.лит.посл.трети 19в.docx
    ТипДокументы
    #447111
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Конфликт «отцов» и «детей» в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

    Благодаря роману И.С. Тургенева "Отцы и дети" в русской литературе появляется тема конфликта поколений, где ярко прослеживается невозможность старшего поколения жить по-старому, а нового поколения - жить по-новому.

    Вновь тема "отцов и детей" была затронута на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Противоречия между сходящими с исторической сцены и входящими на нее описывал А. П. Чехов.

    А.П. Чехов в пьесе "Вишнёвый сад" продолжает эту тему.

    Представители уходящего с исторической арены дворянского поколения Любовь Андреевна Раневская и её брат Гаев не готовы к восприятию каких-либо перемен. Раневская живёт воспоминаниями о прошлом, сентиментально вздыхая о доме своего детства. Ей горько осознавать, что с имением придётся расстаться.

    Молодое поколение представляют Петя Трофимов и Аня. Понимая, что общество ждут перемены, они мечтают о светлом будущем. Но как приблизить это будущее, они не знают. Поэтому всё заканчивается пустыми разговорами. Хотя сам автор с теплотой говорит об Ане, её светлых мечтах.

    Новой действующей силой российской действительности становится купечество. Лопахин трезво оценивает ситуацию и предлагает коммерческий вариант спасения усадьбы: разбить его на дачные участки и сдавать в аренду. Но для Любови Андреевны такое решение равносильно гибели дворянского гнезда. И Лопахин вынужден купить Вишнёвый сад.

    Лопахин, один из интереснейших персонажей комедии, пытается помочь старшему поколению, но оно слишком бездейственно, и "отцам" остается только тихо и спокойно, с затаенной печалью, но и с достоинством, уйти в небытие. По Чехову, основное зло - в ненормальном укладе русской жизни в целом, в присущем ей несовершенстве социальных и нравственных отношений. Получается, что даже близкие люди не способны понять друг друга..

    Несовершенство устройства российского общества в девятнадцатом веке, как свидетельствуют художественные произведения, провоцировало непонимание поколениями друг друга, приводило к противостоянию между ними и к трагическому исходу.

    Недовольство "детей" деяниями "отцов" вызывало глобальное отрицание всего созданного старшим поколением, а нежелание последнего изменяться стоило обществу промедления на пути прогресса.


    1. Роль символической детали в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

    Большая роль у драматурга отводится различным художественным деталям, символическим образам, темам и мотивам, а также звуковым и цветовым эффектам. У Чехова символично само название пьесы. Образ вишневого сада, скрепляющий весь сюжет пьесы, наполняется особым значением для каждого из главных героев. Так, для Раневской и Гаева этот образ - символ дома, юности, красоты, пожалуй, всего лучшего, что было в жизни. Для Лопахина - это символ его успеха, торжества, своеобразный реванш за прошлое: «Вишневый сад теперь мой! Мой! (Хохочет)

    Петя Трофимов сопоставляет вишневый сад с образом России: «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест». Вместе с тем этот персонаж вводит здесь мотив несчастий, страданий, жизни за чужой счет: «Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов… Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней…».

    Для автора же, думается, цветущий вишневый сад - символ красоты и чистоты, а вырубка его - нарушение былой гармонии, покушение на вечные, незыблемые основы жизни. Символом самого же вишневого сада становится в комедии букет, который присылает садовник (первое действие). С гибелью сада герои лишаются своего прошлого, фактически лишаются дома, родственных связей. Образ вишневого сада вводит в пьесу белый цвет как символ чистоты, юности, прошлого, памяти, но одновременно и как символ грядущей гибели. Мотив этот звучит и в репликах персонажей, и в цветовых определениях предметов, деталей одежды, интерьера. Кроме того, одна из комнат Раневской - «белая». Как отмечают исследователи, эта цветовая перекличка объединяет героев с образом сада.

    Символичны в пьесе и некоторые художественные детали. Так, прежде всего это ключи, которые носит с собою Варя.

    В самом начале пьесы Чехов обращает внимание на эту деталь: «Входит Варя, на поясе у нее связка ключей». Здесь возникает мотив хозяйки, ключницы. И действительно, автор наделяет эту героиню некоторыми такими чертами. Варя ответственна, строга, самостоятельна, она способна управлять домом. Тот же самый мотив ключей развивает и Петя Трофимов в разговоре с Аней. Однако здесь этот мотив, данный в восприятии героя, приобретает негативную окраску. Для Трофимова ключи - это плен для человеческой души, разума, для самой жизни. Так, он призывает Аню освободиться от ненужных, по его мнению, связей, обязанностей: «Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер». Тот же мотив звучит и в третьем акте, когда Варя, узнав о продаже имения, в отчаянии бросает ключи на пол. Лопахин же подбирает эти ключи, замечая: «Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь…». В финале пьесы все двери запирают на ключ. Таким образом, отказ от ключей символизирует здесь потерю дома, разрыв родственных связей.

    Свое особое значение обретают в пьесе и шумовые эффекты, и музыкальные звуки. Так, в начале первого акта в саду поют птицы. Это пение птиц соотносится у Чехова с образом Ани, с мажорным строем начала пьесы. В финале же первого акта звучит свирель, на которой играет пастух. Чистые и нежные звуки эти также ассоциируются у зрителя с образом Ани, героини, которой симпатизирует автор. Кроме того, они подчеркивают нежные и искренние чувства к ней Пети Трофимова: «Трофимов (в умилении): Солнышко мое! Весна моя!» Далее, во втором акте, звучит песня Епиходова: «Что мне до шумного света, что мне друзья и враги…». Песня эта подчеркивает разобщенность героев, отсутствие настоящего взаимопонимания между ними.

    Кульминация (сообщение о продаже имения) сопровождается в «Вишневом саде» звуками еврейского оркестра, создавая эффект «пира во время чумы». И действительно, еврейские оркестры в ту пору приглашались играть на похоронах. Под эту музыку торжествует Ермолай Лопахин, но под нее же горько плачет Раневская.

    Лейтмотивом проходит в пьесе звук лопнувшей струны. Исследователи (З.С. Паперный) отмечали, что именно этот звук у Чехова объединяет персонажей. Сразу после него все начинают думать в одном направлении. Но каждый из героев по-своему объясняет этот звук. Так, Лопахин считает, что «где-нибудь далеко в шахтах сорвалась бадья», Гаев говорит, что это кричит «птица какая-нибудь… вроде цапли», Трофимов считает, что это «филин». У Раневской загадочный звук этот порождает неясную тревогу: «Неприятно почему-то». И наконец, Фирс словно подытоживает все сказанное героями: «Перед несчастьем то же было: и сова кричала, и самовар гудел бесперечь».

    Таким образом, звук этот символизирует грядущую гибель вишневого сада, прощание героев с прошлым, которое уходит безвозвратно. Тот же самый звук лопнувшей струны у Чехова повторяется в финале пьесы. Значение его здесь повторяется, он четко определяет границу времени, границу прошлого и будущего. Тот же самый смысл обретают в «Вишневом саде» звуки топора в финале. При этом звук топора сопровождается музыкой, которую заказывает Лопахин. Музыка символизирует здесь «новую» жизнь, которую должны увидеть его потомки. Символическое значение приобретает в пьесе мотив глухоты. И звучит он не только в образе старого слуги Фирса, который «плохо слышит». Герои у Чехова не слышат и не понимают друг друга. Так, исследователи неоднократно отмечали, что персонажи в «Вишневом саде» говорят каждый о своем, словно не желая вникать в проблемы окружающих. Часто использует Чехов так называемые «пассивные» монологи: Гаев обращается к шкафу, Раневская - к своей комнате - «детской», к саду. Но, даже обращаясь к окружающим, герои фактически лишь обозначают своё внутреннее состояние, переживания, не ожидая какой-либо ответной реакции. Так, именно в этом ракурсе во втором акте Раневская обращается к своим собеседникам («О, мои друзья»), в третьем акте точно так же Пищик обращается к Трофимову («Я полнокровный…»). Тем самым драматург подчеркивает разобщенность людей в пьесе, их отчужденность, нарушение родственных и дружеских связей, нарушение преемственности поколений и необходимой связи времен. Общую атмосферу непонимания обозначает Раневская, обращаясь к Пете: «надо это иначе сказать». Герои у Чехова живут словно в разных измерениях. Отсутствие взаимопонимания порождает множество внутренних конфликтов. Как отмечают многие исследователи, у каждого из персонажей свой конфликт. Так, Раневская - любящая мать, легкая, добрая и деликатная натура, тонко чувствующая красоту, фактически всех пускает по миру. Петя Трофимов все время говорит, что «нужно работать», но сам он - «вечный студент», который не знает настоящей жизни и все мечты которого утопичны. Лопахин искренне любит семью Раневской, но одновременно торжествует на поминках вишневого сада. Герои Чехова словно потерялись во времени, каждый из них играет свою трагикомедию.

    Символичны в пьесе и сами образы героев. Так, Епиходов символизирует нелепого, смешного человека, неудачника. Его так и прозвали - «двадцать два несчастья». Раневская и Гаев олицетворяют прошлую эпоху, Петя Трофимов и Аня - призрачное будущее. Символом прошлого становится в пьесе и старый слуга Фирс, которого забывают в доме. Последняя сцена эта также во многом символична. Нарушается связь времен, герои теряют свое прошлое. Таким образом, символика художественных деталей, образов, мотивов, звуковых и цветовых эффектов создает в пьесе эмоционально-психологическую напряженность. Проблемы, поставленные философскую глубину, переносятся из временного плана в ракурс вечности. Психологизм Чехова также обретает невиданную ранее в драматургии глубину и сложность.


    1. «Драма разговоров» в пьесе А.П. Чехова «Три сестры».

    Конфликт пьесы «Три сестры» состоит в том, что разное видение мира и восприятие действительности мешает Ольге, Ирине и Маше Прозоровым определить смысл собственной жизни. В одной из первых сцен мы видим, насколько различно их отношение к дому, в котором они живут, какие воспоминания оставляет время. Ольга говорит, что «время — прекрасный художник», оно «не только очищает, но умеет опоэтизировать воспоминания». В словах героини чувствуется определенная надежда, ее воспоминания связаны в основном с приятными эпизодами жизни. И в то же время Ирина в эмоциональных репликах выражает собственное отношение к действительности: «Зачем вспоминать!», а также «Уехать в Москву. Продать дом и уехать в Москву...». Героиню не устраивает провинциальная жизнь с ее нравами и бытом. Чехов намеренно использует в речи этого персонажа инфинитивные предложения. Тем самым автор подчеркивает непреклонность и верность героини своему решению. Жизненную позицию сестер можно, наверное, сравнить с вокальным трио. Каждый из его участников обладает определенным тембром и оттенком голоса. В течение всей пьесы мы можем наблюдать эти различия, хотя в конце произведения сестры приходят к единому мнению. Их желание переехать в столицу оказывается общим. Как и большинство пьес Чехова, финал драмы «Три сестры» остается открытым, что позволяет нам, читателям, самим определить, а, может быть, придумать дальнейшую судьбу героинь.


    1. Лирическое и драматическое в пьесе А.П. Чехова «Чайка».

    Пьеса была создана в 1895 году. В «Чайке», как и во всех других драматических творениях Чехова, наличествуют так называемые слова-доминанты, определяющие основные смыслы произведения. Это такие слова, как «жизнь», «любовь», «искусство». Любовь в «Чайке» являет собой один из важнейших двигателей сюжета.

    Искусство (для персонажей «Чайки» это, главным образом, литература и театр) составляет громадный пласт идеалов героев, это их профессия и увлечение.

    Две главные героини пьесы - Аркадина и Заречная - актрисы, Тригорин и Треплев - писатели, Сорин также мечтал когда-то связать свою жизнь с литературой, но не состоялся как писатель. Шамраев хотя и не является впрямую человеком искусства, тем не менее, близок к нему, интересуется им, в особенности литературным творчеством. Дорна также можно назвать «окололитературным персонажем».

    Между героями существуют противоречия. Например, несовпадение людских привязанностей, безответная любовь: Маша любит Треплева, ее любит Медведенко, мать Маши влюблена в доктора Дорна, так же, как и дочь, безответно. Треплев любит Нину Заречную, Нина же питает глубокое чувство к Тригорину. Треплев страдает еще и от холодности к нему матери. Аркадина не любит сына - это постоянно подчеркивается на всем протяжении пьесы. Пересекаются любовные и творческие линии, создавая все новые и новые столкновения. Однако все эти противоречия не приводят к конфликту личностей. Герои пьесы по большому счету - люди безвольные, ленивые, безынициативные.

    Треплев, пожалуй, наиболее цельная личность среди главных персонажей пьесы. Для него искусство и Нина Заречная превыше всего. Молодой человек постоянно стремится к созданию новых форм, его жестоко ранит равнодушное пренебрежение матери к этим попыткам.

    Аркадина и в самом деле поглощена искусством, сценой, она не мыслит существования без этой области жизни. Однако, узнавая ее все больше, мы начинаем понимать, что главное для этой женщины не само искусство, а лишь то, как «ее принимали».

    Образ Заречной представляет нечто недостижимое, создает ауру романтизма, мечты. Девушка, в которую давно и глубоко влюблен Треплев, всегда оставалась для него недосягаемой.

    Писатель Тригорин - состоявшаяся личность, однако недотягивает он до Толстого и Тургенева..

    Пьеса содержит три знаковых символа: озеро, чайка, мировая душа. Озеро символизирует красоту среднерусского пейзажа - важный элемент чеховских пьес. Мы не видим описания городской среды. Пейзаж становится участником драматических событий. Закат, луна, озеро - все это проекции душевной жизни героев.

    Чайка – символ мечты, чистоты, молодости. Этот образ-символ - проходит через каждого персонажа. Чайка – призвание. У каждого человека своя «чайка». Быть актрисой, писателем, женой и матерью. Люди рвутся взлететь, вырваться из обыденности. То, что из чайки делают чучело, страшно, омертвение чайки означает омертвение души, искусства, любви. Погубленная чайка – Константин Треплев, который потерял веру в себя, увидел свою «чайку».

    Все персонажи анализируемой пьесы объединены одним общим качеством: каждый в одиночку переживает свою судьбу, и помочь другу никто не может. Все герои в той или иной степени неудовлетворены жизнью, сосредоточены на себе, на своих личных переживаниях и чаяниях.

    И на пути любви, и в искусстве от человека требуется самопожертвование и самоотдача.

    Нина Заречная много страдала, искала. Но она смогла подняться. «В нашем деле - все равно, играем мы на сцене или пишем - главное не слава, не блеск, не то, о чем я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своем призвании, то не боюсь жизни». Жизнеутверждающие слова Заречной.


    1. Романтические традиции в повести А.П. Чехова «Черный монах».

    Чехов всем своим творчеством славил телесное и духовное здоровье, боролся за восстановление пушкинской гармонии. Его обращение к сюжету о бегстве в болезнь совершенно закономерно: он должен был выступить против эстетизации безумия. Он не искал легких побед, не снисходил до вульгарных подражателей декадентской моде — он оспаривал философию декаданса. Эта философия была неоромантической. Поэтому Чехов обратился к истокам этой традиции, в данном случае — к «Сильфиде» Одоевского.

    Сам Чехов написал о «Монахе» М. Меньшикову известные слова: «Это рассказ медицинский, historia morbi. Трактуется в нем мания величия». Чеховское определение следует воспринимать с оговорками, как и его отшучивания на репетициях Художественного театра: «Я не режиссер, я доктор». Конечно, болезнь магистра Коврина описана с медицинской точностью, с профессиональным знанием дела, но повесть не сводится к этому. Анализируя причины безумия Коврина, Чехов ставит вопрос об ответственности больного.

    Начинается «Черный монах» с того, что магистр Коврин, переутомившись от научных трудов, по совету врача решил провести весну и лето в деревне. Он едет в гости к своему бывшему опекуну Песоцкому, известному садоводу. Дочь его Таня, видимо, давно любит Коврина, хоть и скрывает это. Песоцкий относится к Коврину как к родному. Боясь, что после его смерти чудесный сад пропадет, Песоцкий говорит Коврину: «Ты единственный человек, за которого я не побоялся бы выдать дочь. Ты человек умный, с сердцем, и не дал бы погибнуть моему любимому делу <…> Если бы у вас с Таней наладился как-нибудь роман, то — что ж? я был бы очень рад и даже счастлив». Через некоторое время Коврин делает неожиданное предложение; Таня ошеломлена, она плачет. После Успенского поста «с треском» празднуют свадьбу.

    Чехов пересоздал весь этот эпизод в той же последовательности, планомерно и неуклонно снимая все литературные штампы. Богатый, но скучный сосед превращается в простого, но дельного садовода, отдавшего жизнь несомненно прекрасному делу; тем самым облагораживается и мотивировка его оригинального сватовства к Коврину. Миловидная дурочка Катенька, заспанная поместная барышня, превращается у Чехова в некрасивую, умную и нервную Таню Песоцкую. Если Катя усмиряла гнев отца и окрестные жители называли ее «ангелом» (невыносимый штамп), то у Чехова: «Егор Семеныч и Таня часто ссорились и говорили друг другу неприятности». Если Катя, получив предложение, обрадовалась, покраснела и произнесла чувствительную тираду, то у Чехова аналогичная реакция получает следующую форму: «Ну! — сказала Таня и хотела опять засмеяться, но смеха не вышло, и красные пятна выступили у нее на лице». На примере этого эпизода виден способ работы Чехова с текстом-прототипом. Этот способ прослеживается на всем протяжении повести «Черный монах».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта