Главная страница
Навигация по странице:

  • Форма государственного устройства

  • Политический (государственный) режим

  • Недемократических режимов коммунистических государств

  • Национал-социалистических государств

  • Задания для углубленного изучения

  • Российская академия наук сибирское отделение


    Скачать 3.32 Mb.
    НазваниеРоссийская академия наук сибирское отделение
    Анкор8-Gos_upravlenie_uchebnik-2010-T1.pdf
    Дата20.03.2019
    Размер3.32 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла8-Gos_upravlenie_uchebnik-2010-T1.pdf
    ТипУчебник
    #26177
    страница5 из 35
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35
    § 3. Формы правления
    и основные типы политических режимов
    в системе организации государственной власти
    Государство создается людьми, которые предполагают с его по- мощью достичь определенных целей, в частности выжить, удовле- творить свои потребности, интересы, защитить себя и свою собст- венность от внутренних и внешних посягательств. При этом в силу разного рода обстоятельств они вынуждены выбирать соответствую- щие организационно-политические формы государства как организа- ции государственной власти, которой охватываются форма государ- ственного устройства, форма правления и форма государственного
    (политического) режима.
    Форма государственного устройства обусловливает прин- ципы национально-территориальной организации государства и взаимоотношений центральных органов власти с региональными.
    Различают три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерацию и конфедерацию.
    Унитарное государство (форма, наиболее распространенная в современном мире) характеризуется единой конституцией, единством системы высших органов государственной власти, высокой степенью централизации управления всех административно-территориальных единиц (департаментов, областей, районов и т.п.) при отсутствии у них политической самостоятельности. В качестве примеров унитарно- го государства можно назвать Финляндию, Францию, Японию. Тако- вой была и Российская империя. В настоящее время в некоторых унитарных государствах — Великобритании, Испании, Италии, Дании,
    Финляндии — предусматривается административная автономия для отдельных территорий. Так, в Великобритании ограниченной автоно- мией располагают Шотландия и Северная Ирландия.
    Федерация предполагает иной тип внутренних связей, объединяя несколько государств или территорий (субъектов) в единое союзное государство при сохранении у каждого из них юридической и некото- рой политической самостоятельности. Показателем известной суве- ренности членов федерации является наличие у них собственных конституций, законодательства, органов представительной и испол- нительной власти, а в некоторых случаях и гражданства, флага, гер- ба, гимна. Прямое представительство субъектов федерации в парла- менте страны обеспечивает вторая палата (в России — Совет Феде- рации, в США — Сенат, в ФРГ — Бундесрат). Вместе с тем основопо- лагающий принцип федеративного государства — главенство обще- федеральной конституции и законодательства. Важными объеди- няющими факторами выступают единое социально-экономическое пространство, общность денежной системы и гражданства. В настоя- щее время федеративную форму государственного устройства из- брали около 20 стран.

    49
    Конфедерация представляет собой постоянный союз суверенных государств, образованный с определенной целью, чаще всего внеш- неполитической. Субъекты конфедерации обладают суверенитетом при ограниченных правах конфедеративного центра, в ведении кото- рого находятся, как правило, только главные вопросы внешней, обо- ронной, а в некоторых случаях и финансово-экономической политики.
    При необходимости создания центральных органов, единых воору- женных сил и общей банковской системы их образуют на паритетной основе и только при условии ратификации в законодательных органах субъектов конфедерации.
    Конфедерация, достаточно устойчивая и распространенная в прошлом форма государственного объединения (Рейнская конфеде- рация, 1254–1350; Ганзейская лига, 1367–1665; Швейцарская конфе- дерация, 1291–1798 и 1815–1848; Республика Соединенных провин- ций (Нидерланды), 1579–1798; Соединенные Штаты Америки, 1781–
    1789; Германский союз, 1815–1860; Австро-Венгерская монархия,
    1867–1918; Конфедеративные Штаты Америки, 1861–1865; Шведско-
    Норвежская уния, 1814–1905), в настоящее время находит все мень- ше сторонников, а существование государств-конфедераций стано- вится все более кратковременным. В XX столетии, например, Египет и Сирия образовали Объединенную Арабскую Республику (1958–
    1962), Сенегал и Гамбия — Сенегамбию (1982), Чехия и Словакия —
    Чешскую и Словацкую Федеративную Республику (1990–1992). Союз
    Независимых Государств (СНГ), состоящий из бывших республик
    СССР, ученые причисляют к конфедеративному типу с большими оговорками; на самом деле он является, вероятно, не более чем кон- сультативным межгосударственным союзом.
    Понятие форма правления имеет два основных значения. Пер- вое — это организация высшей государственной власти в стране, второе — конкретная конфигурация высших органов государственной власти, порядок их создания, структура, компетенция, права и обя- занности по отношению друг к другу и к государству, взаимодействие друг с другом и населением, степень, формы и процедуры участия последнего в их формировании.
    В рамках первого значения традиционно различают такие формы правления, как монархия и республика. Второе значение детализиру- ет первое. Так, среди монархических форм правления выделяют аб- солютную и конституционную монархии; последняя распадается на дуалистические и парламентские монархии. Республиканская форма правления существует в виде президентских (дуалистических), пар- ламентских и полупрезидентских (смешанных) республик.
    Каждая форма правления характеризуется определенным соче- танием трех базовых критериев:
    1) способ занятия должности главы государства, его полномочия;
    2) способ формирования правительства, его ответственность;

    50 3) способы взаимодействия (взаимовлияния) главы государства, парламента и правительства
    12
    В современном мире далеко не все государства могут быть отне- сены к одной из названных форм правления, поскольку многие мо- нархии напоминают смешанные или полупрезидентские республики, военные или гражданские диктатуры; отдельные государства, имея признаки республиканской формы правления, воспроизводят харак- теристики абсолютной монархии; многие государственные образова- ния отличаются абсолютным несоответствием конституционного строя реальному распределению власти.
    Монархическая форма правления (гр. monarchia — единовла- стие) — сосредоточение высшей государственной власти в руках единоличного главы государства — монарха; власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престоло- наследия. Особую разновидность монархической формы правления представляет доминион. К доминионам причисляют себя 16 го- сударств из числа бывших британских колоний — Австрия, Новая
    Зеландия, Канада, Барбадос, Ямайка и др. Фактически почти все они являются парламентскими республиками, но формально продолжают объявлять главой государства британского монарха.
    Республиканская форма правления (лат. res publica — достояние народа, общественное дело) — осуществление верховной государст- венной власти избранными на определенный срок органами. Типоло- гически выделяются три подвида республики — парламентская, пре- зидентская и смешанная.
    Многие существенные черты организации государственной вла- сти не в полной мере отражаются в понятии «форма правления» и отчасти выявляются при правовом анализе политических (государ- ственных) режимов.
    Политический (государственный) режим — совокупность
    средств и способов осуществления в обществе государст-
    венной власти (демократический, тоталитарный, авторитарный). Он является функциональной характеристикой власти и рассматривает- ся как правовая и политическая формы правления. Эта конкретиза- ция достигается за счет действия ряда факторов:
    • политические традиции — регулярное, частичное применение конституционных норм или их неприменение;
    • косвенное и законодательное регулирование деятельности высших органов власти через разные механизмы и ограничения про- цедурного характера, меняющие систему построения высших органов государственной власти;
    • система политических партий;
    12
    Старцев Я.Ю. Основы политического государственного управления: Учеб. по- собие. Екатеринбург: УрАГС, 2005. С. 53–54.

    51
    • избирательная система;
    • усиление взаимосвязи между избирательной системой, систе- мой политических партий и государственным режимом (законы Дю- верже).
    Выбор формы правления, функций, структур и других параметров общегосударственной власти существенно влияет на государствен- ное управление, поэтому общенациональные политические процессы преимущественно сосредоточиваются вокруг выбора формы правле- ния и политического (государственного) режима — отношения госу- дарственной власти к правам и свободам человека и гражданина.
    При всей условности любого возможного разделения политиче- ских режимов сегодня наиболее адекватный их перечень выглядит следующим образом:
    1) либеральная демократия;
    2) молодая демократия;
    3) недемократические режимы коммунистических госу-
    дарств;
    4) национал-социализм;
    5) авторитарный национализм;
    6) военный авторитаризм;
    7) исламский национализм;
    8) абсолютизм.
    В современном мире наиболее распространенной государствен- ной идеологией является либеральная демократия, основы кото- рой были сформулированы в трудах классиков философии Нового времени. Мировоззренческое основание либеральной демократии — соединение идеи представительной власти (народного суверенитета) и идеи прав человека. Первая обусловила возникновение современ- ной системы международных отношений и доминирование в мире легитимного типа власти (по М. Веберу). Поэтому можно утверждать, что доминирование в мире другой идеологии привело бы к разруше- нию существующих международных отношений, так как именно либе- ральная демократия нуждается в конституции и системе выборов для обоснования своей легитимности.
    Либерально-демократическую систему характеризуют следующие основные черты:
    1) признается правление большинства, осуществляемое посред- ством свободных выборов при наличии многопартийной системы и системы представительных институтов;
    2) государственные интересы, представленные правительством, ограничены и не являются всеобъемлющими;
    3) правительство несет ответственность перед населением;
    4) признаются важнейшие политические права человека: свобода слова, совести, личности, что обеспечивается независимой судебной властью;

    52 5) существует государственная служба, подконтрольная прави- тельству.
    Всего в мире могут быть определены как либерально-демокра- тические около 80 государств
    13
    . Наиболее старые и стабильные из них расположены на севере и западе Европы, а также в Северной
    Америке.
    Либерально-демократические режимы устанавливаются обычно в наиболее развитых экономически, урбанизированных государствах с высоким доходом на душу населения. Кроме того, в данных государ- ствах высок уровень грамотности и низок процент правительственных расходов на оборону. Иными словами, несмотря на то что либераль- но-демократические идеи получили распространение во всем мире, степень их восприятия обществом в значительной мере определяет- ся уровнем его развития. Именно в этом причина того, что после кру- шения системы колониализма в бывших колониях Запада возоблада- ла отнюдь не либеральная демократия. Отсталость экономическая и образовательная, преобладание сельского хозяйства, высокая мили- таризация и стремление строить отношения с соседями методами грубой силы препятствуют укреплению либерально-демократических идей и возникновению такого типа государств. Либерально-демократи- ческие государства, составляющие 39 % от общего числа государств, концентрируют около 86 % валового национального продукта.
    В литературе выделяют следующие специфические признаки ли-
    берально-демократических государств:
    1) наличие конституционной формы правления;
    2) свободные выборы в законодательное собрание и исполни- тельный орган;
    3) активное участие в политической жизни более чем одной поли- тической партии;
    4) наличие контроля и баланса между тремя ветвями власти: ис- полнительной, законодательной и судебной;
    5) наличие независимого судебного права;
    6) защищенность личных свобод через конституцию и другие ле- гальные гаранты;
    7) очевидная стабильность в либерально-демократическом пра- вительстве
    14
    Вместе с тем в государственных системах некоторых стран не все указанные черты присутствуют в полной мере (Мексика, Сингапур,
    Малайзия, Египет) из-за слабости оппозиционных партий и фактиче- ской однопартийности. В отношении этих и подобных им государств может быть использован термин «частичная либеральная демокра- тия».
    13
    Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира: Пер. с англ. М.,
    2004. Т. 1. С. 31–32.
    14
    Там же. С. 30.

    53
    Молодая демократияотличается от либеральной одним важ- ным моментом — отсутствием стабильности политической системы.
    История таких государств не знает длительного периода существова- ния демократии. В некоторых из них демократические режимы воз- никли давно, но их развитие было прервано военными переворотами и диктатурами, другие длительное время находились под авторитар- ным правлением и только недавно стали демократическими. К стра- нам первой группы можно отнести Бангладеш, Пакистан, Гаити, Па- наму и т.д., к странам второй группы — Россию и прочие государства, образовавшиеся после разрушения социалистического лагеря.
    Всего в мире около 70 государств относятся к молодым демокра- тиям, причем многие из них можно назвать демократическими только условно, так как положение в них значительно сложнее, чем даже при частичной либеральной демократии. В этом отношении молодые демократии делятся на четыре группы:
    1. Государства, которые движутся в направлении реальной де- мократизации, стремясь построить в обществе либеральную демо- кратию: Болгария, Румыния, Словакия, Словения и т.д.
    2. Государства, которые временно вышли из авторитарного со- стояния, но вновь к нему возвращаются: Тайвань, Гаити, Гана, Ниге- рия и др.
    3. Государства, где свержение авторитаризма привело к пример- ному равновесию сил демократии и реванша, столкновение которых продолжается, отчего отдельные из этих государств иногда вынужде- ны отступать от норм демократии, чтобы избежать реставрации авто- ритарного режима. В целом их перспективы пока не определены. В эту группу входят Россия, Индонезия, Замбия и т.д.
    4. Государства, где конституции лишь прикрывают близкий к ав- торитаризму режим, стремящийся нивелировать нарождающуюся демократию: Йемен, Ангола, Бенин, Камерун и т.д.
    Во многих государствах молодой демократии многопартийная система была введена совсем недавно. И хотя выборы стали демо- кратическими, правящие партии, до сих пор отождествляемые с вла- стью, имеют явный перевес в виде государственного ресурса, доми- нирования в средствах массовой информации, а также из-за непра- вовых преследований некоторых деятелей оппозиции и просто стрем- ления населения голосовать за уже привычных вождей. В этих случаях правящие партии до сих пор находятся у власти, так как инерция авто- ритарного прошлого работает против набирающей силу оппозиции.
    Есть и другие проблемы. Так, в некоторых странах традиционно сильное влияние на государственное управление оказывает армия, в других — существуют жесткие межэтнические противоречия, превра- щающие выборы в кровавую вражду. Поэтому о подобных государ- ствах пока нельзя говорить как о сложившихся демократиях. Для это- го им надо пережить несколько законных смен политической власти,

    54 которые приводили бы к руководству страны совершенно разные политические силы; справиться с попытками государственных пере- воротов; реализовать заложенный в многопартийности шанс по- строения устойчиво развивающегося общества. Им необходимо пол- ностью локализовать политическую борьбу в рамках политической системы, вынудить силы реванша играть по правилам, диктуемым демократией, научить общество практике политического консенсуса после длительной практики политического единомыслия, которое коренится в традиционной культуре многих стран.
    Последние десятилетия ХХ в. ознаменовались возникновением большого числа молодых демократий, но в более поздний период многие из них прекратили свое существование. Все больше стран бывшего социалистического лагеря возвращается на путь авторита- ризма, что показали недавние события в Азербайджане и Грузии.
    Недемократических режимов коммунистических государствв настоящее время осталось не так уж много. В Азии это Китай, Северная
    Корея, Лаос и Вьетнам, в Центральной Америке — Куба. В основу поли- тической системы коммунистических государств положена философия
    К. Маркса и Ф. Энгельса, переработанная впоследствии В.И. Лениным.
    По мнению К. Маркса, все человеческие общества, в которых су- ществует частная собственность, несправедливы, так как она приво- дит к образованию классов и эксплуатации меньшинством большин- ства. Упразднение частной собственности должно привести к упразд- нению государства как аппарата насилия господствующего класса над порабощенным. Это состояние и называется коммунизмом.
    Промежуточной фазой между классовым обществом и коммуниз- мом является социализм, при котором пролетариат как передовой класс общества, придя к власти в союзе с крестьянством, осуществ- ляет свою диктатуру, перевоспитывая остатки представителей быв- ших эксплуататорских классов и их союзников и отучая их от эксплуа- таторского мировоззрения.
    В отличие от демократических, коммунистические государства имеют ярко выраженную политическую цель, которая постулируется в процессе создания политической системы. Поэтому если в демокра- тических государствах упор делается на формальные процедуры обеспечения подлинного народовластия (предполагается изучение мнения народа о пути развития на протяжении каждого выборного отрез- ка), то в коммунистических государствах заранее определено содержа- ние народовластия (построение коммунизма), что снимает необходи- мость изучения общественного мнения о правильности пути развития.
    Для коммунистических государств характерны следующие от-
    личительные черты:
    1) марксизм-ленинизм (в Китае — маоизм-цзянизм), принятый в качестве официальной идеологии и являющийся источником законно- сти и главным политическим руководством к действию;

    55 2) сосредоточение большей части экономической деятельности в государственном секторе;
    3) доминирование в политике одной партии — коммунистической;
    4) конституционно ведущая роль компартии в общенациональных делах и ее всепроникающее влияние, контролирующее государствен- ные органы, профсоюзы, СМИ, суды, промышленные и сельскохозяй- ственные предприятия посредством надзора и прямого участия со- гласно ленинскому принципу «демократического централизма».
    В коммунистических государствах, как правило, действуют кон- ституции, закрепляющие всю полноту власти за высшим законода- тельным органом, которому подчиняются суды и исполнительная власть. Сам же высший законодательный орган контролируется через конституционную норму о ведущей роли компартии и сформулиро- ванной цели — построении коммунизма.
    Наше государство еще недавно принадлежало к лагерю комму- нистических стран, мало того, оно было старейшей коммунистической державой на планете, и в те времена коммунизм казался жизнеспо- собным типом политического режима. В настоящее время можно утверждать, что коммунизм уже не занимает главенствующего поло- жения в среде недемократических обществ, он уступает ведущую роль иным типам государственного управления.
    В коммунистических государствах проживает 24 % мирового на- селения, но при этом они производят всего 3,4 % мирового ВВП и имеют крайне высокий уровень милитаризации общества. В начале
    ХХ в. возникновение коммунизма поставило под угрозу существова- ние либеральной демократии, однако с течением времени этот тип политического режима и управления показал свою несостоятель- ность, вследствие чего большинство коммунистических режимов па- ло, а в остальных идет процесс либерализации.
    Национал-социалистических государств до недавнего вре- мени насчитывалось восемь, однако правящий режим одного из них —
    Ирака — недавно был свергнут в результате американской военной интервенции. Определить тип складывающейся там сейчас админи- страции пока не представляется возможным.
    Национал-социалистическими государствами являются Респуб- лика Конго, Эритрея, Сенегал, Зимбабве, Ливия, Сирия, Тунис. В це- лом системы государственного управления этих государств в некото- рых чертах очень близки коммунистическим, в частности, в них тоже существует однопартийная система. Но при этом в национал-социа- листических государствах отсутствует цель построения коммунисти- ческого общества. Роль скрепляющей партию, власть и общество идеи играет национализм, стремление построить процветающее на- циональное государство. В отличие от авторитарного национализма здесь нет направленности идеологии против тех или иных «враждеб- ных» народов и стремления к их порабощению или уничтожению —

    56 скорее, господствует гипертрофированный патриотизм, нацеленный на внешнего, а не на внутреннего врага.
    Подобного рода националистическая идеология нуждается в сильном харизматическом лидере, поэтому партии национал-социа- листических государств — это партии с ярко выраженным лидером, вокруг которого они и строятся, в то время как для партий коммуни- стических государств организующим началом является главным об- разом идея. В этом отношении национал-социалистические режимы более гибки в выборе пути развития, но более нестабильны внутренне.
    В национал-социалистических государствах, как правило, при- знается социалистическая ориентация развития общества, но реаль- но партия старается противостоять увеличению своей зависимости от мирового сообщества, в которой харизматический лидер государства видит угрозу своему положению. Основой политической риторики в этих странах выступает стремление к полной независимости от миро- вых отношений и сохранению культурной и политической самобытно- сти, что в конечном счете служит и сохранению власти харизматиче- ского лидера государства.
    Национал-социалистические государства часто развязывают ло- кальные войны против соседей. Эти возникающие, как правило, на основе территориальных претензий вооруженные конфликты способ- ствуют сплочению нации вокруг правящей партии и идей национа- лизма. Все это приводит к тому, что процент бюджета, выделяемого на оборонные нужды, здесь в среднем больше, чем даже в коммуни- стических государствах.
    В государствах с данным типом режима живет примерно 1 % ми- рового населения; расположены они в основном на Ближнем Востоке и в Африке. Уровень соблюдения прав человека здесь низок; кроме того, отсутствует даже та минимальная степень развития демократии, которая существует в коммунистических государствах, где в послед- ние годы усилилась тенденция к коллегиальности руководства. На- ционал-социализм формирует общество с сильной зависимостью всей политической системы от воли одного человека, что делает его сходным с абсолютистскими режимами.
    В настоящее время в этих государствах наметилась тенденция к нарушению политической стабильности, что заставило их лидеров пойти на частичную либерализацию общества. Создается впечатле- ние, что оппозиционные партии там постепенно формируются и всту- пают в борьбу за установление демократии.
    Страны авторитарного национализма сближаются с нацио- нал-социалистическими в направленности на национальное процве- тание, но в них в качестве «врага» обозначается не мировое сообще- ство, а вполне определенные нации, которые и выступают главными объектами неприятия. Наиболее ярко авторитарный национализм проявлялся в фашистской Германии.

    57
    В настоящее время авторитарно-националистических государств
    12: Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Таджикистан, Турк- менистан, Узбекистан, Мальдивы, Джибути, Руанда, Уганда, Эквато- риальная Гвинея. Во многих из них имели место этнические чистки, причем в некоторых — совсем недавно. Больше половины этих госу- дарств образовалось на обломках бывшего Советского Союза и унас- ледовало сложившуюся в нем авторитарную систему правления.
    Основные черты авторитарного национализма, общие для этих государств, таковы:
    1) единоличная или авторитарная коллективная харизматическая исполнительная власть;
    2) фактическое превосходство одной партии;
    3) ограничения в деятельности одной или всех политических партий;
    4) отсутствие законодательного органа, уравновешивающего власть исполнительного органа, либо присутствие законодательного органа, который по существу является слугой исполнительного
    15
    Правящая партия выступает лишь инструментом авторитаризма.
    Харизматический лидер государства не обладает достаточным авто- ритетом, чтобы обеспечить полное доминирование ее в обществе и иллюзию демократии. Авторитарно-националистические режимы стал- киваются с угрозой внутри страны, а потому вынуждены избегать либе- рализации власти, они стремятся контролировать управление напря- мую, в том числе силовыми методами. В последнее время они все более тяготеют к мировому сообществу, что заставляет их либерали- зировать политические режимы.
    Возникновение части авторитарно-националистических режимов было обусловлено тем, что в момент становления этих государств в обществе существовали проблемы, созданные межэтническими кон- фликтами.
    В военно-авторитарных государствах власть сосредоточена в руках военных лидеров, которые навязывают свое управление об- ществу под разными популистскими лозунгами. Такой политический режим существует в восьми государствах: Мьянма, Бурунди, Гвинея-
    Бисау, Коморские Острова, Демократическая Республика Конго, Ни- гер, Сомали, Судан.
    Главным инструментом политического господства в этих государ- ствах является армия, хотя во многих из них демократические проце- дуры не отменяются. Сам по себе военный авторитаризм исключи- тельно нестабилен, так как опирается на грубое насилие и не легити- мен. В отсутствии традиции и законодательного обоснования режим военных может апеллировать только к харизматическим качествам лидера, но у последнего в этом случае может возникнуть желание не сохранять военный режим, а перейти к такой более устойчивой фор-
    15
    Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира. Т. 1. С. 40.

    58 ме правления, как национал-социализм или авторитарный национа- лизм. При отсутствии же и харизматического способа укрепить свою власть через победу на выборах военным приходится или передавать власть лицам, достаточно близким им по взглядам, но популярным в обществе, или «вуалировать» политическую ситуацию в стране ре- жимом «временного приостановления» демократии.
    Некоторые из военно-авторитарных режимов возникали в перио- ды тяжелых гражданских конфликтов и кровопролитий. Следует при- знать, что они приостанавливали развитие в государстве негативных процессов, и есть опасность, что эти процессы вновь начнутся, если военные уступят власть.
    В целом система военного авторитаризма совмещает три раз- личные структуры власти:
    1) демократические институты, которые могут существовать в полном объеме, а могут быть частично упразднены на неопределен- ное время;
    2) правящая партия, которая обычно не пользуется большой под- держкой, поэтому ее деятельность сопровождается запретом на деятельность других партий, а выборы сопряжены с невозможностью участия в них оппозиционных лидеров (впрочем, правящая партия может и отсутствовать);
    3) армия, из рядов которой зачастую берутся кадры для расста- новки на ключевые государственные посты. Оставаясь военными, эти люди продолжают подчиняться вышестоящим начальникам, что обес- печивает целостность механизма власти.
    В странах, в которых в настоящее время установлен режим воен- ного авторитаризма, проживает 3 % мирового населения; они имеют самый низкий в мире уровень ВВП, урбанизации и грамотности. Ог- ромная часть государственного бюджета тратится на военные цели, но это не обязательно означает рост боеспособности государства.
    В конечном счете большинство военно-авторитарных режимов либерализируются с целью восстановления своих связей с осталь- ным миром. Для некоторых государств военные перевороты являют- ся постоянным элементом политической жизни.
    Исламский национализм в данный момент официально наличе- ствует только в одной стране — Иране. Совсем недавно он сущест- вовал и в Афганистане; не стоит причислять последний к молодым демократиям, так как смена политического режима в нем еще не за- вершена и сторонники исламского национализма продолжают оказы- вать сильное влияние на положение дел.
    В Иране ислам выполняет политическую функцию точно так же, как марксизм-ленинизм при коммунистическом режиме. Исламские духовные лидеры обеспечивают стратегическое руководство в соот- ветствии с шариатом (исламским сводом законов), а политика партий

    59 выработана в соответствии с Кораном и шариатом видными религи- озными деятелями.
    Конституционное доминирование в Иране норм шариата и рели- гиозных лидеров обеспечивается при помощи нескольких важных механизмов, внедренных в систему политических выборов в стране:
    1) шариат и Коран провозглашены непререкаемыми основаниями государственного права;
    2) в стране существует Попечительский совет мусульман- юристов (12 чел.), одобрению которого подлежат все законы, приня- тые парламентом;
    3) совет экспертов (83 чел.) назначает религиозного лидера — не- официального главу государства, заверяющего решения правительства;
    4) все кандидаты на выборные посты проходят процедуру одобрения религиозных лидеров, без чего их регистрация не может состояться.
    Еще в 23 странах ислам является государственной религией, но отнести их к числу исламско-националистических нельзя, так как в них религиозная идеология не распространяется на политические и партийные процессы настолько, чтобы говорить о тотальной ислами- зации общества. Духовные лидеры господствующей религиозной ветви ислама не обладают в этих странах конституционным правом ревизовать решения светских органов власти и определять их кадровый состав.
    Ближе всего среди них к исламскому национализму стоит Саудовская
    Аравия, но в ней существует абсолютная монархия, которая частично смягчает жесткость религиозного давления на светские институты.
    В ряде исламских государств светские органы власти вынуждены были применять крайне жесткие меры против духовных лидеров ис- лама, чтобы не допустить преобразования режима в исламско- националистический. Военный переворот в Алжире в 1991 г. с отме- ной результатов выборов, на которых победили исламисты, постоян- ные конфликты властей Египта с аналогичными движениями — на- глядные примеры противоречий между религией и светской властью в традиционно мусульманских странах.
    В отличие от остальных недемократических режимов, об ислам- ском национализме нельзя говорить, что он либерализируется. На- против, в мусульманских странах очевиден процесс усиления влияния духовных лидеров на политические процессы, что делает возможным расширение числа исламско-националистических государств.
    Идеология абсолютизма возникла в Европе в средние века, ко- гда в обществе сформировалась потребность в осмыслении основ государственной власти. Рамки традиционного общества в то время уже начали размываться, что привело к необходимости рационально- го объяснения существующих отношений власти. Именно тогда поя- вился известный труд «Божественное правление королей», утвержда- ющий неправильность каких-либо ограничений естественного права монарха править вверенным ему народом. Законность власти обос-

    60 новывалась правом рождения, что было нетрудно сделать в период, когда существование европейских монархий насчитывало уже много веков и память о силовом способе их возникновения успела исчезнуть.
    В настоящее время в мире насчитывается 12 абсолютистских го- сударств: Бруней, Бутан, Свазиленд, Бахрейн, Иордания, Катар, Ку- вейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия,
    Ватикан, Тонга. Все эти государства, кроме Ватикана, могут со вре- менем перейти к иным типам режима, а могут оставаться в нынешнем состоянии сколь угодно долго.
    Государству, основанному на абсолютизме, присущи следую-
    щие характерные черты:
    1) отсутствие любой конституционной формы правления, способ- ной противостоять исполнительной власти;
    2) отказ от права формирования политических партий или других видов организованных групп;
    3) формирование системы правления на основе клиентизма
    (поддержки, идущей от патронажа) или неопатримонализма (прав наследования)
    16
    Данные государства расположены в различных регионах мира, но в основном сосредоточены на Ближнем Востоке. В них проживает ме- нее 1 % мирового населения. Большинство абсолютистских государств находятся на низкой стадии экономического и социального развития.
    Однако в ближневосточных монархиях за счет богатства недр уровень жизни достаточно высок (эти государства входят в число 50 наиболее развитых стран мира). Высоки показатель дохода на душу населения, уровень урбанизации и затраты бюджета на оборону.
    В последнее время из числа абсолютистских государств вышли
    Марокко и Непал, в которых установились политические системы, допускающие некоторую степень народовластия. Сходные процессы наблюдаются в Бутане, Тонга, Иордании. Однако сегодня в междуна- родном сообществе возобладала более терпимая точка зрения на сохранение абсолютистских обществ, в отличие от обществ автори- тарных, а потому можно предположить, что монархиям удастся сохра- нить свои позиции.
    Система управления абсолютистских государств состоит из на- значаемых монархом чиновников, которые и занимают государствен- ные должности. В отдельных абсолютистских государствах все клю- чевые должности распределены между членами семьи правящего монарха (Саудовская Аравия, Кувейт), в других существуют выборные органы, которые имеют право совещательного голоса и часть членов которых назначается монархом (Тонга).
    Политические отношения в абсолютистских государствах гораздо более гибкие, нежели в прочих недемократических странах (и даже в
    16
    Дербишайр Дж. Д., Дербишайр Я. Политические системы мира. Т. 1. С. 43.

    61 некоторых странах молодой демократии). Инакомыслие в них карается значительно мягче, так как мало угрожает правящему режиму, сохран- ность которого в конечном счете зависит от воли одного человека.
    Проведенный обзор показывает, что условно всю совокупность
    рассматриваемых стран, относящихся к восьми типам политиче-
    ских режимов, можно разделить на три основные группы:
    1) демократические государства (либеральные и молодые демократии);
    2) диктаторские государства (коммунистические, национал- социалистические, авторитарно-националистические, военно-автори- тарные и исламско-националистические);
    3) абсолютистские государства.
    Критерием такого разделения является отношение государства к представительному народовластию. Демократические государства при- знают его в полной мере или частично, государства абсолютистские пол- ностью отвергают, а диктаторские при формальном признании принципов народовластия пытаются на практике игнорировать их.
    Именно в этом причины принципиальной нестабильности автори- тарных режимов, кроме тех из них, которые могут опираться на рели- гиозные основания (исламский авторитаризм). Военный авторита- ризм наименее жизнеспособен. Даже в демократических странах периодически возникают военные диктатуры, которые могут как спо- собствовать общественному прогрессу, так и привести государство к глубокому экономическому и политическому кризису. Наиболее устой- чивыми в этом отношении являются коммунистические диктатуры, так как они руководствуются принципом демократического централизма, имеют солидную идейную базу, которая может быть использована для идеологической обработки и управления в обществе. Национал- социалистические и авторитарно-националистические страны зани- мают в этом спектре государств промежуточное положение.
    Таким образом, политический режим каждой страны определяет- ся соотношением в ней политических сил: при их устойчивом балан- се, долговременном национальном согласии политический режим стабилен, а при доминировании одной политической силы над другой он постоянно меняется.
    Контрольные вопросы
    1. С помощью каких признаков конкретизируется понятие го-
    сударства?
    2. По каким причинам понятия «государство», «власть» и «по-
    литика» тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены?
    3. Каковы источники государственной власти?
    4. Чем обеспечивается осуществление и единство государст-
    венной власти?
    5. Каковы характерные черты либеральной демократии и чем
    отличается от нее молодая демократия?

    62
    6. Чем отличаются государства с коммунистическими режи-
    мами?
    7. В чем специфика современного положения абсолютистских
    государств?
    8. Каковы тенденции изменения числа демократических и не-
    демократических государств?
    Задания для углубленного изучения
    1. Определите субъект власти и объект воздействия власти.
    2. Сформулируйте современные роли государства в условиях
    глобализации.
    3. Определите, как упорядочивается и регулируется процесс
    осуществления государственной власти.
    4. Определите, в каком направлении эволюционируют извест-
    ные вам страны молодой демократии.
    5. Сравните военно-авторитарные и авторитарно-национа-
    листические государства.
    6. Приведите аргументы «за» и «против» авторитаризма.

    63
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35


    написать администратору сайта