Техника монтажа.Final cut. Руководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,
Скачать 14.4 Mb.
|
Избегайте Повторов Очень важно не создавать клипов с одинаковыми именами, когда вы расписываете материал. Final Cut Pro допускает существование клипов с одинаковым именами, но так как названия клипов впоследствии превратится в название файлов, одинаковых названий быть не должно. 158 Это может показаться странным, но вы не раз еще поймаете себя на том, что когда вы расписываете большой проект, вас так и будет тянуть на повторы в названиях клипов, таких как "Крупный Ваня смотрит или Дальний пейзаж города". К счастью, в Final Cut Pro предусмотрен механизм, который будет предупреждать Вас при попытке создать клипы с одинаковыми именами. Но так как иногда бывает сложно понять, что в одном клипе, а каково содержание второго, то лучше следить за этим и не допускать повторных имен. Для создания имени используйте какую-нибудь информацию, характерную только для этого кадра, например, "Кр. Ваня играет в хоккей", или дату, когда был снят тот или иной клип. Когда Лучше Пользоваться Функцией Автоназвания Для определенных файлов материала, где названия клипов имеют сильную тенденцию повторяться или следуют какой-то строгой числовой последовательности, лучше использовать функцию автоназвания, она называет ваш клип автоматически, основываясь на информации предоставленной вами в следующих полях . (Картинка 4.6) Выставив крестики напротив соответствующих полей, вы указываете, какая информация будет браться за основу для автоматического названия. Если вы не отмечаете то или иное поле, информация в нем записывается вместе с клипом, но не становится частью названия. 159 Отметьте нужные поля Картинка 4.6 Название этого клипа основано на информации из нижеследующих полей. Отметьте нужные вам поля и информация из них пойдет в название. Вы не можете ничего писать в поле Name ("Название клипа"). В простейшем случае, вы можете использовать одно лишь поле Description (Описание), чтобы назвать ваш клип. Каждый раз, когда вы расписываете клип, полю присваивается какая-нибудь цифра или буква. Это предотвращает создание клипов с дублирующимися именами. Например, вы расписываете кассету с планами природы, снятыми в Йосемитском Национальном Парке. 1-й план на кассете - это длинный план Йосемитскими Водопадами. Длина плана - 20 секунд, Каждый раз, когда вы расписываете клип вы просто вводите Waterfall Hikers Zoom в поле Description и расписываете клип нажатием клавиши F2. После того, как клип расписан, поле Description будет автоматически применено к Waterfall Hikers Zoom (картинка 4.7). Предполагая, что следующий план на кассете - это просто дубль этого наезда, все, что вам надо - это установить In- и Out-кадры и нажать F2 - и следующий план будет автоматически расписан как Waterfall Hikers Zoom1. И не надо ничего вводить с клавиатуры. Картинка 4.7 Поле Description становится названием клипа. Каждый раз, когда вы расписываете следующий клип, это поле автоматически изменяет название предыдущего кадра так, что у текущего клипа появляется уникальное имя или номер. Используйте Несколько Полей Используйте поля Description и Shot/Take, когда вы планируете расписывать много дублей каждого плана. Например, следующая часть Йосемитской кассеты демонстрирует серию крупных планов туристов. Так как вы об этом знаете (из съемочного журнала или потому что сами присутствовали на площадке), смело пишите в поле Desrciption крупный план Туристы и 01 в поле Shot/Take (Картинка 4.8). После того, как вы распишете первый клип, нажав F2, в поле Shot/Take значение сменится на 02. Каждый раз, когда вы расписываете новый клип, изменяется только самое последнее поле; все остальные поля остаются неизменными. Картинка 4.8 Каждый раз, когда вы расписываете новый клип, последнее поле изменяется. 160 Если вы работаете с материалом, который был снят по традиционной голливудской схеме, у вас будут номера сцен и номера дублей каждого плана. В этом случае вы игнорируете поле Desription, и используете поля Scene и Shot/Take. (Картинка 4.9). Или вы можете использовать все три поля. (Картинка 4.10) Картинка 4.9. Материал, снятый в традиционном голливудском стиле, может иметь лишь номер сцены и дубля. В этом случае, используйте лишь два соответствующих поля. Проверьте, стоят ли напротив ни крестики Картинка 4.10. Вы можете добавить и поле Description, чтобы монтажеру было легче разобраться в материале. Вы можете использовать поле Description для номера сцены, поле Scene для номера плана, Shot/Take для номера дубля (Картинка 4.11). это очень полезно для материала корпоративного видео, где вместо названия сцен используются названия планов. Картинка 4.11. Если все ваши планы имеют уникальные названия сцен, номера планов и номера дублей, вы можете использовать все три поля, чтобы держать в них разную информацию. 161 Ручное Изменение Все эти функции авто-названия и авто-изменения названий очень удобны. Они помогут вам сэкономить много времени и сил во время расписывания проекта - особенно большого. Использования инструментов автоназвания также гарантирует, что в вашем распоряжении не будет клипов с повторяющимся названием. Но подождите, это еще не все! Возможно, вы заметили маленькую кнопочку с изображением хлопушки возле каждого поля. Это Кнопка Ручного Изменения (в документации - кнопка с хлопушкой). нажим на нее изменяет добавляет цифру (или букву) в конце поля, которое вы выбрали. Это очень удобно, когда вы хотите изменить номер сцены. Допустим, вы работаете в голливудском режиме и последний план, который вы расписали, назывался Scene 44a, Take 4. следующий план должен носить название Scene 44b, Take 1. Вы можете изменить название сцены с 44a на 44b, просто нажав Кнопку с Хлопушкой (Картинка 4.12). Это не только изменяет значение поля Scene, но и обнуляет значение поля Take/Shot на 01! эти функции очень экономят время, если вы работаете с подобного рода проектами, такими как, например, игровые фильмы или шоу, снятое четко по сценарию. Картинка 4.12. Нажим на Кнопку с Хлопушкой повышает номер или букву в соответствующем поле на 1 и автоматически сбрасывает на начало значение нижних полей. ПОДСКАЗКА: Если вы щелкнете по кнопке с хлопушкой, удерживая клавишу Option, поле очистится полностью. Зачем Все Эти Поля? Вы можете запросто писать сцену, план и дубль сразу в поле Description. Но разбивая информацию на категории, вы сможете сортировать планы и производить поиск по каждой из этой категорий. Например, если вам нужны все планы со сцен 21, вы можете воспользоваться функцией Find All (Найти Все) в Браузере и искать только поле Scene клипы под номером 21. Сделав это, вы можете собрать все эти клипы в одну корзину и отсортировать их на по критерию номера плана или номера дубля. Для 162 простенького проекта с не более, чем сотней клипов, такой степень контроля, конечно же, не нужен. Но в большем проекте, например, в полнометражном игровом кино с тысячей отдельных планов, четкий контроль за порядком - один из залогов хорошего монтажа. Как Расписывать Короткие Клипы В идеале, вы можете расписывать клипы, не останавливая кассету, но если вы будете иметь дело с клипами, которые короче 30 секунд, у вас едва ли хватит времени, чтобы ввести все данные и расписать его до того. как начнется следующий клип. Вам придется либо бежать наперегонки с лентой, либо постоянно останавливать магнитофон, чтобы заполнить все необходимые поля в окне Log and Capture. Самое время воспользоваться функцией Prompt for Name, поставив нужную галочку напротив строки Prompt check box (картинка 4.13). Когда эта функция включена, нажатие на кнопку Log Clip (или клавишу F2) автоматически останавливает ленту и открывает диалоговое окно Log Clip, которое спросит у вас название клипа (Картинка 4.14. После того, как вы закроете диалоговое окно, магнитофон автоматически продолжит воспроизведение пленки и вы можете переходить к расписыванию следующего клипа. Картинка 4.13 Если вы установите галочку напротив Prompt, каждый раз, когда вы будете нажимать кнопку Log Clip (или клавишу F2), будет открываться диалоговое окно Log Clip, в которое вы сможете ввести название клипа, который вы расписываете. Картинка 4.14 Диалоговое окно Log Clip содержит поле Log Note (заметки) и меню Mark Good (для обозначения удачности дублей), которые позволяют вам ввести дополнительную информацию о клипе, который вы расписали. ПОДСКАЗКА: Диалоговое окно Log Clip содержит кнопку ручного изменения (кнопку с хлопушкой). Если вы хотите изменить название плана (деревья, деревья 1, деревья 2 и т.д.), просто нажмите эту кнопку и название клипа будет автоматически изменено. 163 Как Расписывать Длинные Клипы Расписывание длинного клипа дает вам достаточно времени, чтобы ввести всю нужную информацию, как-то имя, комментарии и тому подобное, пока идет клип. Если все клипы длиннее 30 секунд, вы можете расписать кассету, даже не останавливая ее. Чтобы работать по такой схеме, снимите галочку с Prompt check box (см. Картинку 4.13). Потом, пока кассета крутится, установите в нужном месте In-кадр и назовите клип и введите другую информацию, чтобы заполнить поля в таблице Logging tab. Когда план подходит к концу, «на лету» поставьте Out-кадр и распишите клип. Поля, которые вы заполнили, остаются при клипе. Воспроизведение прерываться не будет и вы немедленно можете перейти к расписыванию следующего клипа. ПОДСКАЗКА: Делайте резервные копии файла вашего проекта! Вся информация, которую вы ввели при расписывании, сохраняется в нем (а не в медиа-файлах во время захвата), поэтому вы сможете когда угодно и где угодно воссоздать свой проект. ВВОД ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ Опытные монтажеры путем болезненного опыта хорошо усвоили истину, что чем больше информации вы вводите во время расписывания, тем приятнее потом будет монтировать такой материал. Используйте Поле Log Note Field Для Длинных Пометок Теперь, когда вы разобрались в нюансах процесса расписывания материала в Final Cut Pro, вы, наверное, огорчены этим ограничением в 26 символов для имени файла. Если вам надо ввести более детальную информацию без сильных сокращений, вам придется воспользоваться другой графой. Поле Log Note – к вашим услугам. У вас есть есть сколько угодно места для ввода информации. Но убедитесь, что вы вводите пометки ДО того, как расписали клип. В отличии от других полей, Log Note автоматически очищается после того, как вы ввели клип. Если вы хотите периодически использовать одну и ту же самую пометку, вы можете получить доступ к предыдущим пометкам через контекстное меню, щелкнув курсором мыши по полю Log Note с нажатой клавишей Ctrl. 164 Использование контекстного меню исключает набор одного и того же названия гарантирует систематичность ваших заметок. Картинка 4.15 Контекстное меню в поле Log Note показывает список всех других заметок, использованных в данном проекте. Таким образом, вы можете повторно использовать те или иные комментарии. Устанавливайте Маркеры Во Время Расписывания Final Cut Pro имеют еще одну полезную функцию для облегчения процесса расписывания - возможность пользоваться маркерами во время расписывания. МАРКЕР - Закладка, пометка, с помощью которой вы можете пометить нужные вам кадры (или определенные моменты времени) клипа или последовательности Маркеры - это одни из самых ценных инструментов монтажера-нелинейщика (см. раздел по работе с маркерами главы 5 "Базовый монтаж"). Но только в Final Cut Pro реализована возможность пользования ими во время расписывания материала. Конечно, неудобно тратить время на расстановку маркеров на коротких клипах, но пользуясь ими во время расписывания длинных клипов, вы можете отмечать различные места на них - например, места с браком, удачные места и т.п. Вот как надо выставлять маркеры во время расписывания материала: откройте меню Markers в таблице Logging (Картинка 4.16) (Если вы не собираетесь пользоваться маркерами, вы можете закрыть меню, чтобы оно не отвлекало вас во время работы). Вы можете выставить In- и Out- кадры с помощью кнопок, доступных в этом меню (клавиатурные сокращения - ' для In и Option ' для Out) и назовите маркер в поле Marker. Out-кадры устанавливать обязательно, если вы хотите, чтобы маркер был установлен на определенном участке клипа. Если нет - маркер просто обозначит один клип или кадр. 165 стрелочка-открыватель Картинка 4.16 Таблица Logging имеет набор инструментов для установки маркеров. Эти инструменты могут быть показаны или спрятаны в зависимости от положения открывающей стрелочки. После того, как вы установили начальную и конечную точку маркировки, ввели название, нажим на кнопку Sey Markers добавляет маркер в список. Вы можете добавить сколько угодно маркеров в список или удалить их по своему желанию. Вы можете в любой момент как угодно добавить или удалить маркеры из списка, внеся изменения в точки начала и конца или поменяв имя, после чего надо нажать кнопку Update. Создавайте Подклипы на Лету Так как маркеры превращаются в подклипы, вы можете таким образом запросто создавать подклипы на лету. Например, по сценарию, вам надо сделать вставку руки, открывающей дверь. Вместо того, чтобы снимать несколько дублей движения руки, съемочная группа сняла все дубли одним непрерывным планом. Когда вы расписываете материал, распишите все открывания как один план и с помощью маркеров разбейте клип на подклипы. Во время захвата клипа ваши маркеры будут восприниматься как подклипы в браузере (Browser). (Картинка 4.17). Картинка 4.17 Двойной щелчок по маркеру в браузере открывает его как подклип. 166 Хороший, Лучший, Самый Лучший С помощью галочки Mark Good в окне Log and Capture (Кртинка 4.18) вы можете задать еще один вид дополнительной информации о клипе во время расписывания. А именно - вы можете пользоваться этой галочкой и подменю, которая она предоставляет, отметку удачности дублей. Позже, во время захвата, вы можете произвести поиск по этому критерию и захватить, допустим, лишь самые удачные клипы. Картинка 4.18 С помощью галочки Mark Good вы можете отметить самые удачные клипы и потом произвести поиск по этому критерию в браузере. Конечно, вы можете использовать это меню не только лишь для того, чтобы отметить хорошие дубли. Галочка предоставляет меню с широкой T h e default labels are Good Take, Best Take, Interview, B-Roll, and J u n k — b u t the label names are fully customizable in the Preferences window. Each label has a color associated with it (also customizable). O n c e you get used to the colors, you can quickly distinguish clips in the Browser by the color of their icons. This color also shows up on the clip w h e n it's edited in the Timeline, which can be helpful when you're glancing at a long show and trying to identify a particular clip to which you previously assigned a label. дифференциацией удачности дублей - от плохих до хороших. Как ни странно, я часто пользуюсь функцией Mark Good, чтобы обозначить плохие дубли и брак, чтобы потом знать, чего захватывать не надо. Apple впервые реализовал эту функцию в Final Cut Pro 2, но несколько неудачно. Эта версия предоставляла категорию Label для каждого объекта в браузере и позволяла присвоить ярлык каждому из этих элементов. Ярлыки “по умолчанию” это : “ Good take” , “Best Take” , “Interview” , B-Roll и “Junk”, но имена ярлыков полностью настраиваиваются через окно Preferences. Каждый ярлык имеет цвет (тоже настраиваемый). Как только вы освоитесь с цветами клипов, вы сможете быстро опознавать клипы в окне “Browser” просто по их цветам. Этот цвет также покажет вам когда клип редактировался на линейке, что может пригодиться при монтаже большого фильма, когда вы пытаетесь идентифицировать часть большого клипа, которой вы уже назначали ярлык. 167 Единственная проблема, что вы не можете применить эти ярлыки в окне Log and Capture (там, где это на самом деле нужно). Чтобы применить ярлыки, вам надо сначала расписать клип. Потом вы можете вызвать окно браузера, выбрать клип и присвоить ему определенный ярлык в колонке Label. (Картинка 4.19) Картинка 4.19 Вы можете присвоить ярлык любому клипу, который вы расписываете, но вы можете это сделать лишь в окне браузера после того, как клип расписан. Щелкните мышью по колонке Label с нажатой клавишей Ctrl и присвойте клипу желаемый ярлык. Добавьте Дополнительную Информацию в Колонки Браузера Вы можете использовать другие колонки браузера, чтобы добавлять дополнительную информацию о клипе - но, точно так, как и в случае с колонкой Label, вам обязательно надо сначала расписать клип. Существует четыре поля комментариев для дополнительной каталогизации клипов, в которые вы можете вводить какую угодно информацию. Чтобы сделать это, вам нужно сначала расписать клип, потом открыть его в браузере и в нужной колонке написать нужную вам информацию. Во всех колонках реализованы выпадающие меню, отображающие недавно введенную информацию, чтобы избежать повторного записывания. (Картинка 4.20) Картинка 4.20. Нажатие мышью с удерживаемой клавишей Ctrl на любое из Comment-полей в браузере выдает контекстное меню, отображающие все последние комментарии этого проекта, введенные в колонку. 168 СКОРОСТНОЕ РАСПИСЫВАНИЕ Я уже рассказал вам о некоторых функциях в Final Cut Pro, которые автоматизируют процесс называния клипов, но есть кое-что и получше. Попробуйте вот это: Если вы просто нажимаете клавишу F2 без установки In- и Out-кадров, Final Cut Pro автоматически выставляет In- и Out-кадры в момент нажатия F2. И какой бы вы клип не расписывали, Final Cut Pro автоматически выставляет In-кадр следующего плана сразу после того, как вы нажатием F2 выставили Out-кадр предыдущего плана. Две эти функции позволяют вам расписывать клипы одним нажатием клавиши. Вот как: 1. Вставьте кассету в магнитофон, укажите ее номер и имя первого клипа. 2. Выставьте первый In-кадр в начале кассеты и запустите видеомагнитофон. 3. Когда вы достигнет точки, где надо выставить Out-кадр, просто нажмите F2. Это выставит Out-кадр и автоматически распишет кадр. 4. Final Cut Pro автоматически присвоит новое название следующему клипу, установит In-кадр и запустит магнитофон дальше. 5. Продолжайте делать это до конца кассеты. Если дубли достаточно длинные, у вас даже будет время ввести кое-какие комментарии в Comment-поля, изменить имя клипа и т.д. Когда мы воплотили этот механизм быстрого расписывания, мы поняли, насколько можно теперь сэкономить время расписывания. АВТООПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ПЛАНА Если вам не нравится идет тратить многие часы на подробное расписывание материала, вам наверняка понравится еще одна функция в Final Cut Pro 2, которая называется Автоопределение Границ Плана. Чтобы использовать ее, захватите всю кассету как один клип, потом выберите клип и примените функцию Автоопределение Границ Плана (Auto Scene Detection) из меню Tools. Final Cut Pro автоматически устанавливает маркеры в каждом месте, где вы выключали и включали камеру при съемке, т.е. на границах планов. (Эта функция работает с DV-форматами) 169 Использование memory-чипа, который доступен на дорогих DV-камерах, не требуется). Потом каждый маркер можно открыть в браузере как подклип. Эта функция отмечает моменты включения и выключения камеры. Иногда это может не совпадать с настоящими границами клипа. Конечно, она не определит момент, когда режиссер сказал "Мотор" и "Стоп". И она не называет клипы автоматически (если, конечно название "Маркер 31" не устроит полностью). При профессиональном расписывании материала эта функция вам вряд ли очень поможет. Еще один значительный недостаток в том, что вам придется захватывать каждый сантиметр вашего материала - вместо со всем браком и неудачными дублями, забивая этим много места на дисках. Как и было сказано, в отдельных случаях эта функция очень полезна. Например, если вы расписываете материал любительских съемок сафари в Африке, где достаточно знать границы планов. В случае если оператор не снимал всю кассету одним планом или не забыл выключить камеру между съемками. Работа с Таймкодом. Одно из преимуществ Final Cut Pro, которого достигли разработчики - это его совместимость со всеми основными монтажными системами. Мы хотели, чтобы люди, знакомые с монтажом на таких платформах, как Avid, Media 100 или даже традиционные линейные монтажные системы, могли запросто и без проблем освоить Final Cut Pro. Это очень сильно влияло на то, как называть разнообразные функции и проектировать клавиатурные сокращения. Один из ярких примеров такого подхода - это механизм работы с таймкодом, осуществленный в Final Cut Pro. Почти все линейные монтажные системы работают с дискретным вводом таймкода в систему. Все монтажеры привыкли вводить таймкод в систему, основываясь на 30-кадровой (NTSC) и 25-кадровой (PAL) основе. Хотя поначалу это кажется фокусничеством, после того, как вы научитесь мыслить таймкодом, вы сможете монтировать более аккуратно и точно. Чем более вы будете расти в своем мастерстве, тем больше вы будете мыслить таймкодом и кадрами и вы увидите, что чем дальше, тем больше ваш монтаж будет сводиться к простому вводу таймкодов - как на "допотопных" монтажных "линейках". Для того, чтобы непосредственно перейти к такой технике, надо ознакомится с некоторыми главными правилами и принципами использования таймкода в Final Cut Pro. Не бойтесь: поначалу это может показаться пустой теорией, но потом вы оцените ее важность. Таймкод состоит из восьми цифр, разделенных двоеточиями: 00:00:00:00 (часы: минуты: секунды: кадры). Если вы вводите все восемь значений, забудьте о двоеточиях: 18171615 будет понято как 18:17:16:15. продолжение на следующей странице 170 Работа с таймкодом (продолжение): В реальной практике вам редко придется вводить значение "часы" и ненамно-го чаще "минуты". Большинство склеек длятся не более нескольких секунд или даже кадров. Вот почему мы осуществили в Final Cut Pro возможность ввода неполного таймкода. На самом деле, он читает код справа налево по два значения. Например, если вы введете 01:23, Final Cut Pro интерпретирует его как 00:00:01:23. Двоеточие без цифр будет воспринято как два нуля. Итак... Если вы введете 11:, Final Cut Pro поймет его как 00:00:11:00. Если вы введете 11::05, Final Cut Pro поймет его как 00:11:00:05. Соответственно, вы так же можете вводить команды по передвижению, такие как -5 или +10. таймкод будет понимать их по такому же принципу: Если вы находитесь на отметке таймкода 02:20:55:10... -5 вычитает 5 кадров и текущий таймкод меняется на 02:20:55:05. Или +10: добавляет 10 секунд и таймкод становится вот таким: 02:21:05:10. Вы можете использовать точку или запятую вместо двоеточий, а также пропускать предшествующие нули. Итак, вы можете ввести +10.5. - что будет понято как 00:10:05:00 и изменить наш таймкод с 02:20:55:10 на 02:31:00:10. Но и это еще не все. Вы можете ввести +125, что будет значить "ввести 125 кадров". В системе NTSC это будет равно 4 секундам и 4 кадрам. Это очень удобный подход, которым пользуется множество монтажеров. Вы можете даже соединить эти методы: -2.50 вычтет 3 секунды и 20 кадров. -2. значит "вычесть 2 секунды", а 50 будет понято как 50 кадров или 1 секунда и 20 кадров. В любой момент работы с Final Cut Pro вы можете просто набрать таймкод, даже без активации нужного поля. Final Cut Pro успешно распознает и применит введенные данные. Если активно окно Viewer, ввод таймкода установит положение воспроизводящего курсора в нужное место. Вам даже не придется активировать поле Current Position, хотя, сделав это, вы достигнете того же эффекта. Ввод абсолютного таймкода (01:21:10:15 или просто 10:15) установит воспроизводящий курсор в эту позицию. (Картинка 4.21) Окно Log and Capture работает по такому же принципу: изменения значения таймкода изменяет значение в поле Current Position и подгоняет видеопленку по нужный момент таймкода. Картинка 4.21 Прямой ввод таймкода в окна Viewer или Log and Capture применит этот таймкод к полю Current Position и передвинет воспроизводящий курсор (в окне Viewer) или видеопленку (в окне Log and Capture). 171 Если вы хотите изменить длительность клипа в окне Log and capture или в окне Viewer, нажмите Tab перед вводом таймкода. Это активирует поле Duration в верхнем левом углу окна. Вы можете ввести абсолютное значение таймкода, так и использовать "математику", описанную на предыдущей странице. Например, если текущая длина клипа 00:10:00:05, нажатие Tab и -10. активирует поле Duration и укоротит клип на 10 секунд, изменив положение Out-кадра и установив новую длительность клипа - 00:09:50:05 (Картинка 4.22) Картинка 4.22. Вы можете изменить длительность клипа, щелкнув по полю Duration (или нажав Tab). Изменения значения в этом поле приведут к изменению положения Out-кадра клипа, установив желаемую длительность клипа. Ввод значения таймкода при активных окнах Timeline и Canvas предоставляют много широких возможностей для монтажа (см. подраздел "Просто Введите Число" в Главе 6 "Продвинутый монтаж"). Если нужное вам значение таймкода уже установлено в каком-либо окне, просто перета щите его в нужное вам окно, удерживая клавишу Option, и Final Cut Pro автоматически применит его значение в нужном вам окне (Картинка 4.23) Вы можете пользоваться этим во время расписывания материала, чтобы перевести видеопленку к In- кадру. Перетаскивая таймкод из значения In-кадра в поле Current Position, вы подгоняете пленку к нужному вам значению. 172 Картинка 4.23 Вы может перетянуть нужный вам таймкод из одного поля в другое, удерживая клавишу Option. Drop-Frame-система против Non-Drop-Frame- системы. Таймкод формата NTSC бывает двух видов: Drop-Frame (DF) и Non-Drop-Frame (NDF). Пусть вас не сбивает с толку название. Никакие кадры не теряются. Просто это две разные системы отсчета кадров. NDF-система округляет количество кадров до 30 и каждую новую секунду начинает со следующего 30- кадра. Но так как одна секунда в формате NTSC длится не 30, а 29, 97 секунды, это не лучший способ определить, сколько времени на самом деле будет длиться программа. та или иная программа. Например, если вы показываете программу, которая длится ровно 1 час в NDF- системе, на самом деле одна будет идти 1 час, 3 секунды, 18 кадров. Для кого это имеет смысл? Для телевидения. Проблема начинается, когда надо до секунд расписать график телетрансляции. Вот зачем был изобретен DF- таймкод. В этой системе все кадры отображаются, но некоторые кадры не считаются, так что таймкод соответствует реальному времени. Что-то вроде високосного года, только вместо пропуска 29 февраля в течение 3-з лет из каждых 4-х лет (кроме каждого 100-го года), DF-система выпускает кадры 00 и 01 в каждой минуте (кроме каждой 10-й минуты)Это значит, что если вы захотите взглянуть на кадр №1800 (1 минута), счетчик покажет таймкод 00:01:00:02, хотя в NDF-системе счетчик показал 00:01:00:00. Вы можете установить ту или иную систему отсчета с помощью знаков препинания - в DF, вместо двоеточия перед двумя последними цифрами ставится точка с запятой. Видео формата NTSC DV по умолчанию записывается с NDF-таймкодом. РАСПИСЫВАНИЕ ВНЕ Final Cut Pro. Расписывание не требует большого количества дискового пространства, как при захвате материала. В качестве станции для расписывания годится ноутбук или iMac минимальной конфигурации. Потом, после того, как материал расписан, вы можете перенести вашу информацию в компьютер с большими дисковыми массивами и осуществить захват. Иногда вы можете даже вручную расписать кассету по встроенному таймкоду, от руки составив монтажный лист, содержащий In- и Out- кадры, названия клипов и комментарии. 173 Некоторые видеомагнитофоны и видеокамеры могут отображать таймкоды прямо в контрольном мониторе поверх изображения. Эта функция называется встроенным таймкодом (на английском - burned-in time-code, сокращенно BITC). Такая функция даже дает возможность расписать кассеты даже с непрофессионального формата, такого как VHS (Картинка 4.24) Импортируйте Батч-Листы. Final Cut Pro может импортировать и обрабатывать с монтажными листами с любой программы, если они сохраненные в табличном формате. Вы даже можете таким образом оформить монтажный лист, написанный от руки. Просто перед тем, как импортировать файл, конвертируйте его в таблицу, в каком-нибудь редакторе, типа Excel и удостоверьтесь, что заглавия колонок совпадают с заглавиями колонок в браузере Final Cut Pro. Картинка 4.25. Перед тем, как импортировать файл, конвертируйте его в таблицу, в каком-нибудь редакторе вроде Excel и удостоверьтесь, что заглавия колонок совпадают с заглавиями колонок в браузере, чтобы Final Cut Pro разобрался, в какую колонку браузера какую информацию вставлять. 174 Картинка 4.24 Когда таймкод выносится поверх изображения, это называется "встроенный таймкод", или BITC. Вы можете также пойти и другим путем. Если вы хотите расписать ваш материал в Final Cut Pro, а потом монтировать в какой-нибудь другой системе, - нет проблем. Final Cut Pro может экспортировать батч-лист, которые можно импортировать в Avid или какую-нибудь другую систему. Однако, будьте осторожны: количество информации будет ограничено In- и Out-кадрами, названием клипа и, скорее всего, одним комментарием. Соответственно, периодический экспорт батч-листов - хороший способ создания резервных копий вашего проекта. Даже если вообразить, что файлы повреждены или с момента расписывания прошло 10 лет, фирма Apple давно сошла с дистанции, а Final Cut Pro - антикварная редкость, информация, добытая кровью и потом во время расписывания, все равно будет в вашем распоряжении. Добавьте EDL к оконченному проекту и вы сможете перемонтировать его на любой платформе. EDL (сокращение от edit decision list (список монтажных решений)) - текстовый файл, содержащий всю минимальную необходимую информацию, с помощью которой можно воссоздать последовательность. EDL генерируется для того, чтобы передавать проекты с одной монтажной системы в другую, например из Avid в Final Cut Pro (или наоборот). УСТРАНЕНИЕ НЕПОЛАДОК. Исправление Поврежденного Таймкода Очень возможны случаи, когда в конце кассеты Final Cut Pro обнаружит обрыв таймкода и выдаст вам сообщение об ошибке при попытке захватить участок с оборванным таймкодом. Все что "надо" для обрыва - это просто вынуть из магнитофона ленту до того, как вы закончите захват или перемотать кассету так, что вернуться точно на то место, где вы остановились, будет невозможно. Этого достаточно, чтобы образовался обрыв таймкода. Final Cut Pro очень "не любит" обрывов таймкода и очень даже возможно, что по этой причине вы вообще не сможете захватить поврежденный участок. Единственный выход из ситуации - это перегнать весь материал на новую кассету без остановок с целостным таймкодом в течение всей ленты. 175 Исправление Недостатка Места Для Разгона и Остановки Final Cut Pro может выдать вам сообщение о такой ошибке, если вы пытаетесь оцифровать клип в начале и конце кассеты, если на кассете не хватает места для разгона в начале и конце кассеты. Если такой клип вам очень необходим, следуйте одному простому правилу: просто перегоните его на другую кассету, оставив на ней должное место в начале и конце. Исправление Неправильного Номера Кассеты (Reel Number). Каждый раз, когда вы вставляете новую кассету в магнитофон, Final Cut Pro будет напоминать вам, что надо ввести для нее новый номер кассеты (Reel Number). Но бывают моменты, когда вы сильно увлечены решением очень важной творческой монтажной проблемы (или сильно озабочены тем, что купить жене на день рожденья), и вы "на автомате" закроете это окно и не введете номера кассеты (Reel Number). Как правило, вы в ужасе обнаружите это, когда увидите, что все 15 клипов расписаны с неправильным номером кассеты (Картинка 4.26). Одна простая функция, не описанная ни в какой инструкции, поможет вам исправить эту ошибку. Вы можете выбрать несколько клипов в браузере и разом изменить их номер кассеты, изменив лишь параметр одного из клипов. Картинка 4.26 Если вам надо изменить значение номер кассеты (Reel Number) у группы файлов, выберите их и измените этот параметр у одного из этих клипов. 176 ИНТЕРВЬЮ: СТИВЕН МИРРИОНЕ Стивен Миррионе смонтировал огромное количество проектов - как крупнобюджетных блокбастеров, так малобюджетных независимых фильмов. Все его работы наполняет сильный динамизм - от "Свингеров" Дуга Лимана до "Траффика" Стивена Содерберга. Когда я брал это интервью, он как раз заканчивал последний проект Содерберга, римейк "Одиннадцати друзей Оушена" (первая версия была снята в 1960 г. с Френком Синатрой, Дином Мартином и Энджи Дикинсон). Майкл Воль: Расскажите, пожалуйста, о типичном для вас процессе монтажа? Стивен Миррионе: Я начинаю с отсмотра материала. Не делаю больших пометок - просто выделяю особенно интересные моменты, когда так и хочется воскликнуть "Посмотри, как здесь сыграл актер!" или "Как тут работает камера!". И всегда наступает момент, когда я чувствую - вот она, самая суть сцены. Позже я возвращаюсь к этому моменту и строю всю сцену вокруг него. Что вы делаете после чернового монтажа? Фильм создается в несколько этапов. Сначала собираются отдельные сцены, потом сцены собираются в эпизоды, потом - эпизоды собираются в фильм. Вот почему монтаж фильма занимает столько времени. Иногда нужно полгода, чтобы покончить с монтажом сцен и эпизодов и перейти к фильму как таковому. Вы читаете сценарий перед тем, как приступаете к монтажу? Конечно же, иначе я бы просто потерялся в материале. Но все сценарии - это литература. Писатель вкладывает смысл в голову героя. В большинстве случаев, это тот смысл, который выражается через диалог. Но иногда актеры играют так, что написанный текст начинает звучать неестественно. Именно это произошло в "Траффике", когда Майкл Дуглас в конце произносит речь. В сценарии эта речь была в два раза длиннее, чем то, что вы видели в фильме и он так сыграл, что то, что он должен говорить в течение нескольких минут было выражено в полсекунды. И иногда приходится сильно резать ту или иную сцену с текстом, потому что актер поднятыми бровями или поворотом головы выражает больше, чем заложено в тексте. Иногда один жест делает ненужными три абзаца текста. Как бюджет влияет на ваш монтажный стиль? Ну, фильмы вроде "Одиннадцать друзей Оушена" снимаются, монтируются, потом приходит черед предварительного показа. Здесь бюджет позволяет сказать: "О"кей, монтажом здесь ничего уже не вытянешь, давайте переснимем целую сцену." Вы не сможете такого себе позволить в маленьком независимом кино. Ты получаешь материал в руки и должен вытянуть из него все, что можно. |