Главная страница
Навигация по странице:

  • МОНТАЖ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАНДАРТНЫХ ШАБЛОНОВ

  • Картинка 3.1 ) Картинка 3.1

  • Покажите, Что Между Сменами Мест Действия Прошло Время

  • План – Обратный План –План

  • Монтаж Между Двумя Персонажами

  • Покажите Закадровое Действие

  • Сожмите Сложные Процессы

  • РАБОТА С ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ СТРУКТУРОЙ

  • НЕПРЕРЫВНАЯ СКЛЕЙКА

  • Сначала Смонтируйте Звук

  • Картинка 3.3 ) Картинка 3.3

  • Картинка 3.5 ) Картинка 3.5

  • Техника монтажа.Final cut. Руководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,


    Скачать 14.4 Mb.
    НазваниеРуководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,
    АнкорТехника монтажа.Final cut.pdf
    Дата19.12.2017
    Размер14.4 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТехника монтажа.Final cut.pdf
    ТипРуководство
    #12112
    страница8 из 31
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31
    ГЛАВА ТРЕТЬЯ.
    МОНТАЖНЫЕ ШАБЛОНЫ.
    Хорошие монтажеры опираются на библиотеку "стандартных" монтажных шаблонов, которые выступают как бы директивами в типичных монтажных ситуациях. В конце концов, не у всех есть время изобретать велосипед при монтаже каждой последовательности.
    Я прекрасно понимаю, что вы думаете, что вы - уникум, который обладает таким свежим и нестандартным взглядом на все вокруг, что каждая ваша склейка будет завораживающе оригинальной... Но помните, что средний фильм содержит около 1000 склеек и на этом поле быстро исчерпывается фантазия даже таких уникумов, как
    Федерико Феллини или Жан-Люк Годар. Поэтому в использовании того, что было до вас наработано другими монтажерами, совсем нет ничего зазорного.
    Термин "шаблон" я использую для типичной последовательности и соответствующего типичного способа ее монтажа, которая дает типичный стойкий эффект на экране вне зависимости от содержания монтируемых планов. Эти формулы вряд ли помогут вам глубже раскрыть тему и выразить идею, но зато избавят вас от лишней траты времени и подскажут, что эффективней всего смотрелось бы после той или иной последовательности. Чтобы расширить понятие метафоры, заложенное в предыдущей главе, запомните, что данные шаблоны - это типичные идиомы киноязыка.
    Естественно, некоторые часто используемые обороты от частого использования успели превратиться в монтажные клише и изобретательные монтажеры стараются оригинально выходить даже из самых банальных положений. Более того, каждый монтажер, равно как и каждый фильм, - уникальность; хороший монтажер воплотит свой индивидуальный стиль, даже используя эти общие шаблоны. Отбор конкретных кадров для каждой конкретной монтажной последовательности - дело совсем уж специфическое. В этом плане киноязык развивается бесконечно.
    Эта глава расскажет вам о разных типах последовательностей (диалогах, экшн, комедиях, документальных и т.п.), с примерами и разъяснениями, как монтировать каждую из них наиболее эффективно, используя традиционные монтажные шаблоны.
    100

    МОНТАЖ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
    СТАНДАРТНЫХ ШАБЛОНОВ
    Перед тем, как мы приступим к обсуждению специфических жанровых шаблонов, давайте пройдемся по шаблонам, общим для всех жанров. Вы наверняка будете возвращаться к этим структурам снова и снова в стандартных монтажных ситуациях.
    Начало Сцены
    Каждая сцена где-то начинается, но начало часто является одной из труднейших задач.
    Самый распостраненный способ начала сцены - это стандартная последовательность "Однажды": общий план, средний план, крупный план. Общий план - установочный план, показывающий героев в окружающей обстановке, средний план - подводит зрителя ближе к персонажам и крупный план представляет вам детали происходящего.
    (Картинка 3.1)
    Картинка 3.1 В этом типичном начале сцены мы начинаем с общего мастер-плана,
    показывающего Жене в антураже. Потом, мы переходим к среднему плану, чтобы
    ближе познакомится с героями: Жене читает астрологический прогноз. В третьем
    кадре мы видим как с заднего плана приближается Трей.
    Это одна из самых распространенных монтажных последовательностей. Вы можете применять ее как в начале сцены, так и в начале любого события в рамках сцены. Ее можно использовать как для реверса, так и чтобы закончить последовательность.
    Изменения Положения
    Один из самых распространенных способов, которыми пользуются монтажеры, чтобы гладко перейти от одного места действия к другому, это так называемый шаблон "входа-выхода". Человек выходит из кадра в одном месте, а входит в кадр уже в другом. Этот шаблон походит к кадрам, где соблюдены правила экранного направления, хотя, как известно, в отдельных случаях вы можете просто перевернуть
    ("флипнуть") кадр с неправильным направлением.
    101

    Картинка 3.2 Здесь, на плане 2 мы видим, как Трей уходит из кадра направо а в
    следующем плане, №3, он входит в кадр слева. То, что в момент склейки он еще не
    вышел до конца из кадра, создает промежуток между кадрами, хотя место
    действия и поменялось.
    Чтобы сделать эту склейку незаметной, делайте склейку за несколько кадров до того, как персонаж полностью выходит из кадра и через несколько кадриков после того, как персонаж вошел в следующий кадр. Так как персонаж все время находится на экране, создается впечатление непрерывности движения и стык получается комфортным, даже несмотря на то что место действия поменялось.
    Покажите, Что Между Сменами Мест Действия Прошло Время
    Вы можете немного изменить эту технику, чтобы показать, что между сменами места действия прошло какое-то количество времени. Для этого просто дайте вашему персонажу выйти из кадра, подождите несколько секунд, а затем уже давайте следующий кадр за несколько кадров до того, как в него зайдет герой. Главное определиться, сколько кадров надо до и после того, как герой покинет\войдет в кадр.
    Если вы "переждете", внимание зрителя уйдет от самого героя и переключится на окружающую его обстановку. Соответственно, "пустое пространство" в конце предыдущего и начале следующего кадра должно быть равным по длительности.
    План – Обратный План –План
    Когда в сцене изображен живой человек, зритель, как правило, смотрит ему в глаза для того, чтобы понять, о чем персонаж думает или что он чувствует. Если персонаж смотрит на какой-то предмет за пределами экрана, зритель будет пытаться понять, на что же он смотрит. Это и есть психологическая основа для еще одного монтажного шаблона под названием "План-обратный план-План" " Обратный план " - это любой план, который показывает то, что находится напротив взгляда персонажа из предыдущего кадра.
    Монтаж Между Двумя Персонажами
    Если вы "прыгаете" между планами персонажей, ведущих диалог, вы наверняка используете шаблон "План- Обратный План -План". Например, когда Актер 1 смотрит на Актера 2, монтажер покажет на что именно смотрит актер (другой актер). Затем, когда второй актер смотрит на первого, монтажер снова ставит план первого актера.
    Взгляд актера, между прочим, - это главная подсказка для монтажера, когда надо давать обратный план.
    102

    Покажите Закадровое Действие
    Вы также можете использовать этот шаблон для того, чтобы смонтировать сцену, где герой смотрит на что-то, находящееся за кадром.
    Например, в кафе сидит мужчина и пишет что-то в записной книжке. В то же время, он поглядывает на что-то за окном кафе. Немедленно покажите, на что он смотрит, иначе вызовете у аудитории чувство недоумения. Вы можете намекнуть на это действие закадровым звуком, или крупным планом, показывающим эмоциональное состояние героя, но в любом случае, вы должны дать знать, что происходит за кадром.
    Повествовательные штампы и реакции на эти штампы настолько сильны, что вы, дорогой читатель, наверное сами удивились, на что он смотрит там, за окном кафе.
    Если бы я вам в свое время этого бы не разъяснил, вы бы стали чувствовать себя неудобно и отвлеклись бы от темы этого урока. Чем дольше монтажер тянет с ответом на вопрос, тем больше напряжения возникает у зрителя - что может сыграть и на руку, если вы конечно знаете, где это напряжение нужно. Если же вы безосновательно затягиваете с ответом на вопрос, то это не тревога, а просто плохой монтаж. В некоторых ситуациях вы можете вообще не отвечать на этот вопрос, - если это некоторый "секрет", который вы раскроете гораздо позже. (Ах, да. Человек в кафе смотрел за окном на Альфреда Хичкока собственной персоной с французским горном в руках).
    Нарезка
    Монтажеры используют это несколько жаргонное слово для обозначения последовательностей коротких планов, собранных по тематическим признакам, но не по принципу длительности пространства и времени на склейке.
    Нарезки используются в любых проектах. Они легко решают проблему показа большого, сложного события за короткий период времени. Хорошая нарезка – это поэма, передающая глубокие чувства минимумом слов. Искусство нарезки в том и состоит, чтобы найти минимум планов (самых выразительных), которые раскрыли бы суть большого события.
    В нарезках очень редко используются перекрестные наплывы и вообще переходы, - все монтируется встык. Склейки ритмизируются скорее не синхрону, а по музыке или закадровому звуку.
    СИНХРОН – Это звук, который синхронизирован с изображением. Например,
    снихронная сцена дегустации вина может состоять из таких синхронов, как
    звуки открывающихся бутылок и обсуждение достоинств этого сорта Совиньона.
    103

    Покажите Время
    Наиболее клишированный монтаж, показывающий преходящесть времени, обычно сводится к монтажу таких штампов, как отрывающиеся один за другим листики календаря (или вращающиеся стрелки часов) и действий персонажа в разные периоды времени, например, изображение заключенного в камере или стоп-кадры постепенно подростающих детей. Скорее всего, вам не захочется повторять клише, поэтому придется поискать свежие способы передачи времени: может быть, показать, как растут волосы или желтеют листья. Попробуйте найти что-нибудь, что будет сочетаться с вашей историей.
    Сожмите Сложные Процессы
    Вы можете использовать нарезку, чтобы упростить сложные процедуры. Например, представьте себе историю об автомобильной компании, разрабатывающей новую машину. После того, как рассказана драма проектировки новой машины, сложный процесс сборки машины может быть показан в нарезке, показывающей различные операции на линии сборки. Таким образом, процесс, который занимает несколько дней в реальном времени, может быть показан за несколько секунд.
    Обобщение и Вывод
    Нарезка может быть очень удобна при подведении итогов и операциях обобщения и вывода. Например, если бы вы монтировали образовательный или информационный видеоиролик, в конце эпизода или всего фильма можно поместить нарезку запоминающихся моментов, которые кратко резюмируют увиденное.
    Не случайно в игровом фильме эта техника используется для обобщения ключевых моментов в конце. Это может подать весь фильм в более широком контексте. Хороший пример - это "Энни Холл" Вуди Аллена. В конце этого фильма Элви Сингер, персонаж
    Вуди Аллена, размышляет о потерянных отношениях с Эни Холл. Аллен в сопровождении нарезки ключевых моментов их отношений. Это бы не сработало, если бы он включил сюда кадры, которых мы раньше не видели. Цель этого - напомнить нам об эмоциях, которые ассоциируются с каждой сценой в фильме. Нарезка собирает эти сцены в единое целое для того, чтобы предоставить нам более подробное впечатление о сладко-горькой природе этих отношений.
    104

    Роль Контраста
    Очень во многом монтаж нарезки похож на создание экспериментального видео или музыкального клипа. Так как правила непрерывности здесь не действуют, создание запоминающейся нарезки во многом зависит от визуального и эмоционального контраста сопоставляемых кадров. Начните с подбора планов, которые вы намереваетесь использовать. Конечно же, вы возьмете кадры персонажа, которые в данный момент находятся под рукой. Обычно, вам не понадобится более одного ракурса на сцену или деталь. Например, в нарезке автосборочной линии вполне достаточно будет по одному плану каждого события. Выбирайте планы, которые лучше всего раскрывают суть происходящего и всегда ищите визуально выразительные кадры.
    Затем, поэкспериментируйте со сборкой этих планов. Порядок этих планов вряд ли принципиален, поэтому переставляйте их как угодно - лишь бы добиться зрительной выразительности. Непрерывность не важна - главное визуальный эффект, рождаемый смежными кадрами.
    Роль Композиции
    Помните одно из правил, которое мы установили при обсуждении вопроса смены сцен и монтажа склейками-скачками? Обращайте особенное внимание на композицию кадров. Как он сопоставляются? Как они монтируется визуально? Оцените позитивные и негативные стороны разных планов. Смежные кадры должны контрастировать между собой. Если кадры слишком схожи, склейка может оказаться незаметной или будет восприниматься как нежелательный подрыв, то есть монтажный брак.
    Эти закономерности будут влиять на отбор кадров, равно как и на порядок их расположения. В монтаже автосборочной линии, например, вы можете все монтировать только на сверхкрупных планах различных движущихся деталей машин (с учетом того, что они будут визуально различаться).
    Сборка клипов в последовательность - первостепенная задача монтажера.
    С другой стороны, вы можете комбинировать сверхкрупный план и общий план.
    В идеале следует применять эти закономерности к эмоциональному содержанию кадров, применяемых при нарезке. В случае, когда вы хотите сжато показать набор эмоциональных состояний, через которые проходит заключенный во время одиночного заключения, можете не заботиться о непрерывности монтажа. Можно монтировать план, где он плачет с планом, где он спокоен. Потом покажите, как он кричит, потом - он в ступоре. Сопоставление эмоционально контрастного материала лишь усилит эффект от сцены.
    105

    РАБОТА С ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ
    СТРУКТУРОЙ
    Вы можете подумать , что повествовательные монтажные шаблоны и техники рассказа в основном применимы к игровым художественным фильмам. Будьте уверены, что все эти приемы можно применить в любом жанре монтажа. Вы будете использовать эти приемы как при монтаже корпоративных видеороликов, так и при сборке учебных фильмов. Основы техники рассказа также необходимы для монтажа хорошего документального фильма. На самом деле, единственным полем, где можно забыть обо всех этих закономерностях - это абстрактный поэтический кинематограф, элементы которого, на сегодняшний день, можно отыскать лишь в музыкальных клипах, рекламе да экспериментальном видеоарте.
    Наиболее применимые монтажные шаблоны относятся к монтажу диалогов и последовательностей, выражающих действие. Если вы преуспеете в искусстве непрерывной склейки данных сцен, то, в конце концов, вы обнаружите, что на 80 процентов "сидите" на монтажных шаблонах.
    НЕПРЕРЫВНАЯ СКЛЕЙКА - склейка, которая не нарушает непрерывности
    действия, пространства, времени экранного направления на стыке кадров.
    Монтаж Диалогов.
    Сцены с диалогами - это краеугольный камень всего повествовательного кинематографа. И где бы ни сходились в разговоре двое или больше людей, монтажер всегда может уверенно опираться на шаблоны при монтаже такой сцены.
    Цель практически любой сцены с диалогами - четко донести содержание разговора до зрителя. Однако, в сцене, как правило, происходит нечто большее, чем просто обмен словами: язык тела актеров, реакция слушающего, окружающая обстановка, в которой проходит разговор и другие элементы вносят свой вклад в историю.
    При монтаже диалоговой сцены, которая была снята по частям в разные дни очень важно понимать "драматургию пауз" (см. раздел о манипулировании временем в Главе
    2 "Киноязык").
    106

    Сначала Смонтируйте Звук
    В большинстве диалоговых сцен вы будете стремиться к созданию естественного ритма разговора. Один из простых способов достичь этой цели - это смонтировать аудио перед тем, как приступать к монтажу изображения.
    После того, как вы произвели захват всех клипов данной сцены, все они находятся у вас перед глазами в браузере Final Cut Pro. Пересмотрите клипы и отберите самые удачные. После этого приступайте к монтажу последовательности. Для начала, не волнуйтесь за визуальную сторону клипов. Выбирайте планы, из которых можно смонтировать наиболее гладкий аудиотрек.
    Возможно, вам немного придется повозиться с клипами, монтируя минуту к минуте, пока в вашем распоряжении окажется саундтрек с естественным звучанием.
    Возможно, вам захочется изменить темп диалога, добавив (вырезав) паузы между словами. Может, вы захотите в некоторых местах наложить реплику на реплику, создав эффект одновременного разговора, как это бывает в жизни. Так как вы не занимаетесь на этой стадии картинкой, вы можете полностью сосредоточиться на точной сборке звуковой дорожки. Используйте все возможности timeline Final Cut Pro, чтобы добиться нужного вам наложения звука (Картинка 3.3)
    Картинка 3.3 Звук на треках А3 и А4 взяты из клипа среднекрупный план Starr
    29U_02. Накладывая этот клип на аудиоклипы с треков А1 и А2, монтажер может
    сжать время, создавая впечатления, что диалоги персонажей перекрываются.
    После того, как вы смонтировали саундтрек, закройте глаза и прослушайте его от начала до конца, - насколько естественно он звучит. Конечно, по ходу монтажа видео, вы будете немного изменять звук, но чем детальнее вы проработаете звук до монтажа видео, тем проще вам будет подобрать соответствующее визуальное наполнение диалоговой сцены.
    107

    Работайте По Номерам
    В Final Cut Pro вы можете двигать клипы на линейке (Timeline) назад или впе-ред
    на определенное количество кадров, просто выбрав клип и написав на кла­
    виатуре +5, -3 - количество кадров, на которое вы хотите подвинуть клип на-зад
    или вперед. Используйте это для монтажа вашего аудиотрека. Вы быстро
    научитесь чувствовать и измерять экранное время в кадрах и создавать нуж-ный
    вам ритм разговора. (Картинка 3.4). (Я подробнее остановлюсь на этой технике в
    Главах 4, "Готовимся к монтажу" и 6, "Продвинутый монтаж")
    Контекстное окошечко отображает, какие значения вы вводите с клавиа-туры.
    Это всплывающее окошко визуально покажет вам число кадров
    Картинка 3.4 Если на временной шкале выбран клип и с клавиатуры введено какое-
    либо число, автоматически активизируется функция "Передвинуть" (Move). Нажим
    Enter, или Return осуществляет это изменение.
    Вы можете также двигать клипы по временной шкале вручную, но это менее точная техника. В зависимости от текущего масштаба временной шкалы, один крошечный движок может передвинуть ваш клип как на 10 кадров, так и на 10 секунд (Картинка
    3.5)
    Картинка 3.5 Выбор и перетаскивание любого клипа, находящегося на временной
    шкале, позволяет вам его перемещать, но это менее точная операция, чем
    перемещение с помощью ввода точных параметров с клавиатуры. Однако, вы
    можете перетаскивать клип с шагом в один кадр, если будете удерживать клавишу
    "S" во время перетаскивания.
    108

    Иногда в изображении или в звуке находится ошибка, которая грозит уничтожить план. Поэтому иногда проще поменять аудио (через фильтр Foley, ADR или просто взяв хороший звук его из другого плана), чем менять весь план целиком, что повлечет за собой возможный перемонтаж. Таким образом, почти всегда можно исправить ошибку в звуке, чем в изображении.
    Например, представьте себе, что вы монтируете великолепную сцену свадьбы в одном из "Крестных отцов". Ваша текущая цель - создание самого лучшего саундтрека, на который вы только способны. У вас есть два дубля крупного плана, где Майкл
    Корлеоне произносит тост в честь новобрачных. В дубле 1 оператор поймал восхитительный блик солнца на бокале с шампанским, но звук испортил пролетающий сверху самолет. В другом дубле нет никакого блика, но зато звук идеален. Сделайте исключение и поставьте дубль 1, а звук возьмите из дубля 2; в худшем случае, "сдайте" этот план на досъемку.
    Если игра актеров удачна, вы можете руководствоваться их темпом, паузами и фразировкой при определении темпа саундтрека и монтажа, но чаще всего, особенно, когда последовательность собирается из разных дублей, вам придется устанавливать свой темпоритм саундтрека. Сегодня среди монтажеров в моде несколько ускоренный темп диалога. То, что звучит естественно в реальной жизни или в театре, на экране будет наверняка казаться заторможенным.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   31


    написать администратору сайта