Техника монтажа.Final cut. Руководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,
Скачать 14.4 Mb.
|
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПОДГОТОВКА К МОНТАЖУ. Я знаю, вам никак не терпится начать. "Надоела теория, старик, давай побыстрей клеить кино!", - что-то вроде этого? О’кей, еще секунду терпения, - почти приехали. Вы не можете монтировать, пока не заполучите материал, не так ли? Так что перед тем, как погрузиться в винтики и болтики монтажного процесса, давайте разберемся, как загрузить весь нужный материал в ваш компьютер. И как его организовать. Большинство этой главы будет посвящено особенностям работы с Final Cut Pro, но заметьте, что я не собираюсь слово в слово переписывать инструкции по работе с Final Cut Pro. Я просто хочу дать вам технологии самого эффективного использования возможностей этой замечательной программы, так как у меня есть немалый опыт работы с ней, которым я собираюсь с вами поделиться. ГИД АССИСТЕНТА МОНТАЖЕРА В Final Cut Pro. Как правило, монтажеры начинают свою работу в качестве ассистентов по монтажу, которые выполняют основную работу по вводу, систематизации материала в монтажную систему и выводу готового продукта из нее. Если вы готовитесь именно к такой работе, вам надо изучить эту главу вдоль и поперек. Если же вы профессионал, у которого есть свой ассистент, просто вырежьте эту главу из книги и дайте читать ее ассистенту. Но если вы - "человек-оркестр" и сам себе ассистент, вам необходимо прочитать эту главу. Немедленно. 148 Распишите - или Потеряйте! Монтаж начинается с расписывания материала: процесса упорядочивания вашего материала перед его захватом. ЗАХВАТ - перенос видео- и аудиоматериала с оригинальной видеопленки на ваш жесткий диск. Во время расписывания вы первый раз знакомитесь с вашим материалом. В это время вы принимаете первые решения, что пойдет в фильм, а что - в корзину. Вы отбраковываете неудачные дубли, обрезаете засветки, хлопушки и неудачные планы. Зачем С Этим Морочиться? Расписывание может показаться скучным процессом. Как правило, оно занимает в два, а то и в три раза больше времени, чем длится сам материал, который вы расписываете. Это без учета времени, которое вы еще потратите на сам ввод материала на ваш компьютер. Например, для "Хочу" мы отсняли около 60 часов материала. На расписывание ушло 150 часов. На захват - еще 75 часов. Так как процесс расписывания требует детального отсмотра (и отбраковки) большинства материала, он может показаться вам пустой тратой времени и лучше поручить его ассистенту. Однако, у такого решения есть как свои преимущества, так и недостатки. Главное преимущество в том, что если вы поручаете эту работу ассистенту, вы экономите время, так как можете уже приступать к монтажу расписанного материала, в от время как другой человек расписывает оставшийся материал. Недостаток - это то, что вы упускаете уникальную возможность ознакомиться со всем материалом, который есть в вашем распоряжении. Знание каждого кадра - это залог хорошего монтажа. Чем больше раз вы отсмотрите материал, тем лучше. Минута из бракованного дубля, когда у оператора закончилась пленка, может "спасти" проблемный переход или сцену. 149 "ДОПИСКА МУСОРА В КОНЦЕ". Чтобы застраховаться от того, что в середине съемки кончится пленка, операторы заряжают новую кассету за 2-3 минуты до того, как должна закончиться пленка в предыдущей кассете. Однако, так как монтажные программы, включая Final Cut Pro, требуют прописки трех-пяти секунд после окончания последнего расписанного дубля, принято дописывать пару секунд "мусора" после последнего плана на кассете с учетом, что вы не будете использовать эти пару секунд при монтаже. Это и называется "допиской мусора в конце кассеты". Позитивный момент расписывания материала - это то, что вам не обязательно делать это в студии. Так как вам еще не надо захватывать материал, записывая его на жесткий диск вашей монтажной станции. Вы можете расписывать материал на ноутбуке - хоть в самолете, хотя на пляже. (Картинка 4.1) Картинка 4.1. Вы тоже ходите на пляж с ноутбуком? Соберите Всю Информацию, Которую Только Можно Собрать Чем больше информации вы соберете во время расписывания материала, тем проще вам будет монтировать фильм. Final Cut Pro разработан таким образом, чтобы максимально упростить и сделать эффективным процесс систематизации и поиска в нужный момент огромного количества информации о материале. Какую Информацию Надо Собирать? Спросите себя: Какая информация лучше всего поможет вам вспомнить содержания того иди иного клипа или дубля при монтаже? Начните с категорий, описанных в Главе 2 ("Киноязык"). Кто или что находится в кадре? Какова величина плана? Это движущийся кадр? Какой номер дубля? Есть ли в нем технический брак (проблемы со звуком, посторонние шумы, блики на объективе и тому подобное)? 150 Каковы комментарии режиссера об этом плане? Если надо, вы даже можете включить короткое описание диалога. Разный материал требует разных критериев расписывания. Например, при съемке игрового кино, нужно указать номер сцены и дубля, комментарии режиссера и проблемы, которые могли возникнуть при съемке (например, шум пролетающего мимо самолета). Может сгодиться короткое описание плана, но если монтажер работает с детальным монтажным листом или раскадровкой, можно обойтись и без этого. Б- материал для документального фильма может содержать описания того, что происходит в кадре, но номера сцен и дублей здесь совершенно ни к чему. ПОДСКАЗКА: Избегайте непонятных сокращений и шифров при расписывании материала. Это особенно может создать проблемы, когда ассистент расписывает материал, которого не видел монтажер. Если монтажеру придется заново отсматривать материал, чтобы расшифровать сокращение "ДырБулЩылУбещур_03", у такого "ассистента-шифровщика" появляются все шансы лишиться работы. К сожалению, как Final Cut Pro, так и операционная система Mac OS имеют ограничения по длине названий файлов, поэтому сокращения неизбежны. Но в вашем распоряжении есть много comment-полей для ввода уточняющей информации. Проверьте Съемочный Журнал К счастью, к вас есть доступ к съемочному журналу, содержащему массу полезной информации о материале, находящемся на пленке: таймкоды, названия и номера планов, комментарии о каждом плане. В журнале может также быть информация о фокусном расстоянии оптики и экспозиции пленки (это полезно, когда надо что-то доснять ли переснять). Также, у вас могут быть раскадровки съемок, и хотя многие съемочные группы от них отказываются, все равно это полезная информация. Эти документы - единственный ключ к тому, что находится на пленках, - кроме того, что вы получите через свои глаза и уши во время отсмотра. 151 Распишите Все Я настойчиво рекомендую каталогизировать каждый метр пленки с вашим материалом. Вам не придется все это захватывать - тем более, что дисковое пространство ограничено. Но расписать нужно все. Ведь никто не знает, что на самом деле может пригодиться. Например, вы расписали обведенные планы какой-то сцены. Потом оказалось, что один из планов никак не монтируется с соседними. Вам придется снова пересматривать весь материал и расписывать его заново. Так как вам вряд ли понравится идея распивать материал несколько раз, потрудитесь расписать все с первого раза. ОБВЕДЕННЫЕ ПЛАНЫ - В конце съемочного дня (или на следующее утро), съемочная группа как правило собирается для осмотра снятого за день материала. Режиссер отмечает, какие дубли ему понравились и в съемочном журнале они обводятся ручкой. (В старые добрые времена из соображений экономии для чернового монтажа печатались только обведенные дубли). Нужно даже расписывать межкадровый мусор. Если вы потом взглянете в журнал, перед вашими глазами будет каждая минута материала. Например, между двумя дублями камера случайно включилась на две минуты. Само собой, монтажер не будет использовать этот материал при монтаже. Но если он посмотрит на определенную сцену или дубль и обнаружит двухминутную "дырку" в таймкоде, он подумает, что какой-то план или дубль отсутствует и будет пересматривать материал снова в поисках нужного дубля. Если бы вы расписали и эту "дырку", вы бы сэкономили время. Ежедневки - для того, чтобы убедиться, что материал отснят успешно, каждый съемочный день (или вечер, или утро следующего дня, если вы снимаете на кинопленку, нужно дать время лаборатории отпечатать материал) отсматривается. Эти образцы и называются ежедневки или попросту “мелочь”. 152 Сцены, Планы и Дубли Если вы новичок в монтаже, эти термины могут сбивать вас с толку. Давайте попробуем разобраться с этим жаргоном. В самом общем смысле, термин "сцена" относится к серии планов, связанный между собой по смыслу и снятых в каком-то одном месте, например, "сцена ограбления банка". Во время съемок сцена идентифицируется по номеру в сценарии или порядку, в котором она была снята на площадке. План - это кусок снятого материала между включением и выключением камеры. Новое включение камеры - новый план. Дубль - это каждая повторная съемка данного плана - дубль 7, дубль 2 и тому подобное.В Голливуде обычно привязываются к номеру сцены, а все последующие дубли сцены называют буквами: 1а, 1б, 1в и. Вот почему часто принято оставлять два пустых места для названия плана - номер сцены (то есть, название плана) и номер дубля (Картинка 4.2). РАСПИЫВАНИЕ МАТЕРИАЛА В Final Cut Pro Окно Log and Capture На первый взгляд, окно Log and Capture непонятно. Кажется, что туда надо вводить кучу информации! Однако, как только вы изучите этот инструмент, он значительно ускорит процедуру расписывания. Основы Как и большинство возможностей в Final Cut Pro, окно Log and Capture содержит множество опций, которые могут вам сразу и не понадобиться. Для начала, вы сможете прекрасно обойтись лишь некоторыми из них 153 Картинка 4.2 Как правило, ставится номер сцены и номер дубля - вот такая. Картинка 4.3 Окно Log and Capture вызывается выбором функции Log and Capture из меню File, или сочетанием клавиш Command+8. Каждый раз, когда вам надо будет ввести материал с пленки в ваш компьютер, вы будете пользоваться этим окном. На самом примитивном уровне, вы можете расписать клип, если "попросите" Final Cut Pro о трех простых вещах: - ввести начало клипа (In-кадр) - ввести конце клипа (Out-кадр) - ввести имя клипа. In-КАДР и Out-КАДР. Final Cut Pro позволяет вам установить специальные маркеры, которые обозначают кадр, с которого начинается и которым заканчивается клип, который вы хотели бы использовать. Эти маркеры называются In-кадр и Out-кадр. 154 Галочка "спрашивать ли имя" Управление авто названием Управление маркерами Кнопка обозначения начала клипа (Mark In), Кнопка воспроизведе ния клипа (Play) Кнопка обозначения конца клипа (Mark Out) Кнопка ввода клипа (Log Clip Когда дело доходит до расписывания клипов, подробная пошаговая инструкция выглядит следующим образом: 1. Воспроизведите вашу видеозапись, нажимая пробел, чтобы начать и остановить воспроизведение и найти клип, который вы хотите расписать. 2. Используйте клавиши i и o, чтобы обозначить In- и Out-кадры. 3. Нажмите F2 или клавишу Log Clip, чтобы ввести клип в базу данных. 4. Введите название клипа в диалоговом окне, которое появится или примите автоматическое имя, сгенерированное компьютером. И все! Если вы научились этим четырем операциям, вы готовы к расписыванию и захвату материала. Остальные функции пока излишни. Я нахожу использование графического интерфейса неудобным, тем более, что вам придется очень часто нажимать на эти виртуальные кнопочки. Так что лучше по ходу запоминайте клавиатурные сокращения. Необходимые Поля Как вы видите, окно Log and Capture содержит более десяти полей, которые надо заполнить. Как знать, что необходимо заполнять, а что нет? Обязательны лишь 4 поля: Кассета, In- и Out-кадры, и Название. Очень важно заполнить поле "Reel", если у вас материал находится на нескольких кассетах. В действительности Final Cut Pro не даст вам нормально расписать клип, если вы не заполните это поле. В это поле можно вводить любую информацию. Final Cut Pro безразлично, что вы введете - текст или цифры. Но чем это поле полезно - это тем, что оно вам скажет, какую кассету вставлять в магнитофон при захвате. Всегда записывайте сюда пометки, которые находятся на обратной стороне кассеты. Вы можете ориентироваться в кассетах в течение первых недель съемки, но кто знает, что у вас будет в голове, когда вы надумаете монтироваться через несколько месяцев или даже лет после съемок? 155 Очень важно, чтобы все клипы с одной кассеты шли с одним и тем же параметром в поле Reel. Final Cut Pro будет воспринимать Reel 2 и Reel 002 как разные кассеты. Чтобы помочь вам в этом, выпадающее меню будет отображать названия всех кассет в поле Reel, которые уже были Вам введены в данном проекте. И проще выбрать название из выпадающего меню, чем вводить его заново вручную, рискуя сделать опечатку. Картинка 4.4 Контекстное меню показывает вам список названий кассет, использованных в данном проекте. Доступ к нему можно получить, нажав клавишу Ctrl и щелкнув мышью по полю Reel. Установка In- и Out-кадров Я уже рассказал, как устанавливать In- и Out-кадры. Но как узнать, когда их надо устанавливать? Оставляйте "Воздух" Всегда берите с захлестом. Устанавливайте In-кадр раньше, а Out-кадр - позже. После того, как вы захватите клип, вам не надо будет отматывать пленку назад и вперед, чтобы узнать, что в соседних планах. Особенно это важно, если расписывает материал ассистент. Также, иногда для осуществления переходов и различных эффектов необходимо несколько лишних кадров до и после In- и Out-кадров. Когда Добавлять Захлесты Во время самого захвата вы можете установить опцию добавления захлеста в начале и в конце клипа. Это один из способов гарантировать, что до и после клипа у вас остается немного материала для эффектов и переходов. ЗАХЛЕСТЫ (здесь): излишний материал до и после In- и Out-кадров. Final Cut Pro автоматически добавляет захлесты во время захвата. 156 Вы можете установить значение длины захлеста по умолчанию в диалоговом окне Batch Capture (Картинка 4.5). эта длина будет применяться ко всем захватываемым клипам в начале и в конце. Обычно монтажеры выставляют пару секунд захлеста. Длина захлеста Картинка 4.5 Диалоговое окно Batch Capture можно вызвать, нажав на кнопку Batch Capture в окне Log and Capture. Здесь вы можете указать, сколько секунд материала вам надо дополнительно в начале и конце каждого захватываемого клипа. Использование захлестов дают вам небольшой плацдарм для маневров внутри клипа. Неплохо бы определиться с тем, будете ли вы использовать захлесты перед тем, как вы приступите к расписыванию материала. Если вы планируете их использовать, вы можете выставлять значения In- и Out-кадров точно по границам действия. Например, мы выставляем In, когда режиссер говорит "мотор" и Out, когда режиссер говорит "снято!". Захлесты могут предоставить вам дополнительное место, которое может понадобиться вам при монтаже. Если же вы не планируете использовать эту опцию, то лучше выставляйте In- немного до действия (как раз на разгоне камеры), а Out- через пару секунд после (после остановки камеры). 157 Единственная проблема, которая может возникнуть с захлестами, это то, что Final Cut Pro ждет пару секунд до и после захвата каждого клипа, перед тем, как на самом деле начнет этот захват производить. Это значит, что вы не можете с чувством полной безопасности выставлять In ранее, чем за 5 секунд до нужного вам места и Out позже, чем за 5 секунд после его конца. Так как большинство людей расписывают кассету до последнего клипа, использование захлестов по умолчанию может перенести Out-кадр последнего плана на кассете за ее конец, что вызовет ошибку при попытке захватить клип. РАЗГОН И ТОРМОЖЕНИЕ - Чтобы Final Cut Pro правильно захватил клип, видеомагнитофону требуется несколько секунд для того, чтобы разогнаться, а также Final Cut Pro требуется несколько секунд, чтобы правильно сохранить клип после того, как он захвачен. Разные магнитофоны требуют разного разгона; вы можете внести эти значения в меню General Preferences. Что в Названии? Как вы помните, я делал предупреждение насчет использования сокращений при назывании клипов, но иногда вы просто вынуждены прибегать к сокращениям. Сокращайте Названия Проблема в том, что ваши названия становятся названиями отдельных файлов на вашем жестком диске. И благодаря ограничению длины имени файла в 32 знака в операционной системе Mac OS, называние ваших клипов не должно превышать 32 символа. Дальше - хуже: Final Cut Pro резервирует для своих целей 6 из этих 32 символов, оставляя в ваше распоряжение лишь 26 символов. Почему? Для того, чтобы приспособиться к еще одному ограничению системы Mac Classic OS: ограничению файлов по размеру не более 2 Гб (а ведь 2 гигабайта - это всего лишь 10 минут видео в формате DV). Но когда вам надо захватить клип, длиннее, чем в 10 минут, Final Cut Pro создает ряд клипов по 2 гигабайта каждый. Каждому из этих клипов дается автоматическое имя: AV-001, AV-002 и т.д. К счастью, с выходом операционной системы MacOS X, эти проблемы решены. |