Главная страница

Техника монтажа.Final cut. Руководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,


Скачать 14.4 Mb.
НазваниеРуководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,
АнкорТехника монтажа.Final cut.pdf
Дата19.12.2017
Размер14.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТехника монтажа.Final cut.pdf
ТипРуководство
#12112
страница16 из 31
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   31
Картинка 5.38. Ripple Delete не сможет закрыть пробел, если на других треках в
этом месте тоже есть клипы. Здесь, хоть я и удалил клипы с треков V1 и V2, клипы
на треках V3 и V4 предотвратили закрытие пробела.
Помните, что Ripple Delete, (как и все остальные операции по удалению) не ограничиваются границами одного клипа. Вы можете удалять как один клип, так и несколько за один раз. Эта функция годится для убирания "провисающих" мест в интервью и диалогах.
Например: недавно я начал монтировать сцену из проекта студии Bare Witness под названием "Телефон" и я увидел, что диалог между двумя персонажами, Брюсом и
Рейном, был лишним:
Рейн: У меня молоткообразное искривление пальца ноги.
Брюс: Молоткообразное искривление пальца ноги? Никогда о таком не слышал. Ты что, открыл фирму по этому делу?
Рейн: Нет, я серьезно. Мне надо ехать в Мексику, чтобы лечить его. Там есть специальная клиника. Я хочу одолдить немного денег, чтобы вылечить мое молоткообразное искривление пальца ноги.
Брюс: Ты что, шутишь? Это называется молоткообразное искривление пальца ноги?
Ты хочешь у меня денег одолжить?
Рейн: Ну, всего полторы тысячи долларов...
Во время съемок мы думали, что чем чаще актеры будут говорить "молоткообразное искривление пальца ноги", тем смешнее будет сцена, но в монтажной мы увидели, что это повторение затягивает сцену. Поэтому, я решил убрать конец второй реплики Рейна и начало второй реплики Брюса, чтобы уплотнить сцену
212

Я выставляю In- и Out-кадры, чтобы обозначить участок, который надо удалить и использую Ripple Delete, чтобы осуществить операцию (Картинка 5.40).
ПОДСКАЗКА: Вы можете использовать In- и Out-кадры, чтобы обозначить
определенный отрезок последовательности, но для некоторых операций вам
понадобится на самом деле выделить этот отрезок. Вы можете конвертировать
участок между In- и Out-кадрами (называемый маркерным участком) в выделение,
использовав команду Select In to Out (Выбрать от In- до Out-кадра) в меню Mark, или
использовав клавиатурное сокращение Option+A. Вы можете сделать
противоположное (поставить на краях выбранного участка In- и Out-кадры), через
обратную команду: Mark Selection (тоже в меню Mark) или нажав Shift+A.
Картинка 5.39. В этой сцене я хотел убрать конец клипа 3 и начало клипа 4,
поэтому я выставил мои In- и Out-кадры, обозначив нужную область.
Картинка 5.40. Если ничего не выбрано, Ripple Delete будет применен к текущим In-
и Out-кадрам. Одним движением я убрал части каждого клипа и уплотнил сцену.
Обычно, если вы работаете с клипами на линейке (Timeline), по умолчанию Final Cut
Pro выбирает целый клип. Если вам надо выбрать часть клипа, вы можете использовать инструмент Range Selection (Задайте Область Выбора), который позволит вам выбирать участки, не ограниченные монтажными склейками. (Картинка
5.41)
213

Картинка 5.41 Инструмент Range Selection позволяет вам производить выбор
любого участка на линейке, независимо от монтажных склеек.
Комманду Ripple Delete лучше всего использовать в простых последовательностях. В сложных последовательностях это может привести к серьезным проблемам в связи с рассинхронизацией материала.
Копировать/Вставить (Copy/Paste)
Еще один распространенный вид склейки - это склейка через буфер обмена с помощью команд Вырезать/Копировать/Вставить (Cut/Copy/Paste). Эти команды работают на любой выбранной вами области на линейке. По умолчанию, команда Cut (Вырезать) осуществляет подъем, но она хранит выделенную область в буфере обмена, так что вы можете вставить ее куда угодно. Команда Paste (Вставить) производит склейку с заменой возле воспроизводящего курсора на выбранном треке. Когда лучше пользоваться буфером обмена вместо привычных склеек? Иногда клип плохо работает на выбранном для него месте на линейке и вы хотите подобрать для него новое место.
Например, вы делаете фильм о Галилео и у вас под рукой литография с изображением молодого Галилео Вы пробовали пристроить этот кадр во вступление, но там он не подходит и вы решили поискать для него другое место. Вместо того, чтобы удалять его, просто вырежьте и оставьте таким образом под рукой - вдруг вы найдете новое место для него? Теперь, когда вы наши место, вместо того, чтобы долго искать клип, вы просто вставляете его из буфера.
ПОДСКАЗКА: Вы можете вставлять клипы, нажимая Shift+V. Почти то же самое,
что и обычная вставка, только вместо склейки с заменой Final Cut Pro осуществит
склейку-вставку.
Склейки с Вытеснением, Подгонкой, Наложением (Replace, Fit to Fill,
Superimpose)
Девяносто процентов всех ваши будущих склеек - это комбинация методов, которые мы с вами только что усвоили. Однако, Final Cut Pro предлагает вашему вниманию еще три типа склеек: склейки с заменой, подгонкой, наложением (Replace, Fit to Fill,
Superimpose). Мы подробнее остановимся на склейке с Вытеснением в главе 6
"Продвинутый монтаж". Остальные будут описаны в главе 8 "Специальные эффекты".
Как новичку, вы пока не должны обращать на них внимание. Вы уже в состоянии достаточно уверенно монтировать, используя склейки с заменой (Overwrite) и склейки-
214

Монтаж С помощью Графического Интерфейса
(Drag and Drop) Против Монтажа
Клавиатурными Сокращениями
Вы можете осуществлять все изложенные приемы монтажа, перетягивая клип мышью в окно Canvas и бросая их в нужное поле полупрозрачного меню Edit. Также, вы найдете соответствующие кнопки в окне Canvas (Картинка 5.42), которые произведут соответствующую склейку клипа, который в данный момент открыт в окне Viewer - для каждой кнопки существует свой эквивалент на клавиатуре.
Картинка 5.42. Один из способов
осуществить склейку - нажать на одну из
трех кнопок в окне Canvas. Нажим на
маленькую стрелочку справа от третьей
кнопки выдаст выпадающее меню с перечнем
оставшихся стилей монтажа.
Если перетаскивать клипы прямо на линейку, вы можете выбирать между осуществлением склейки-вставки и склейки с заменой, в зависимости от того, куда вы бросите выделенный клип. Каждый из треков на линейке имеет верхнюю и нижнюю секцию (Картинка 5.43). Если вы занесете клип на в верхнюю треть клипа, то будет сделана склейка-вставка. Если клип будет занесен и брошен в нижние две трети трека, то будет произведена склейка с заменой.
Картинка 5.43. Верхняя треть трека - для склейки-вставки (Insert), и когда курсор
вашей мыши движется вправо в этой трети, курсор превращается в стрелочку
вправо, показывающая, что после произведения склейки все, что находится на
линейке, подвинется вправо. Когда вы движетесь курсором мыши в основной части
клипа, курсор превращается в стрелку, направленную вниз, показывающую, что
склейка будет произведена здесь (Overwrite). При склейке-вставке (Insert) клип
отсвечивается светлой тенью, а при склейке с заменой (Overwrite) - темной.
215

Я - большой фанат изучения клавиатурных сокращений. Кроме того, что быстрое и частое нажимание мыши утомляет, нажать на клавишу - гораздо быстрее, чем выбрать объект на экране и перетащить его куда нужно. Чем быстрее вы будете работать, тем больше ваш монтаж будет напоминать игру на музыкальном инструменте, а не заполнение налоговой накладной.
Однако, как новичок, вы можете начать применять изложенные техники с помощью мыши. После того, как вы поймете, какие операции вы повторяете тысячи раз , вы выучите соответствующие клавиатурные сокращения, которые значительно облегчат вам жизнь.
Клавиатурные Сокращения
В то время как в Инструкции Пользователя Final Cut Pro 2 вы найдете прекрасную таблицу всех клавиатурных сокращений, я думаю, что будет полезно обобщить некоторые из них, которые вы будете использовать чаще всего (в частности, те, которые были перечислены в этой главе)
216
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ/НАВИГАЦИЯ
Воспроизведение (Play Forward)
Обратное воспроизведение (Reverse Play)
Медленное воспроизведение (Slow Forward Play)
Медленное воспроизведение назад (Slow Backward Play)
Быстрое воспроизведение (Fast Forward Plway)
Быстрое воспроизведение назад (Fast Backward Play)
Стоп/Пауза (Stop/Pause)
1 кадр вперед (1 Frame Forward)
1 секунда вперед (1 Second Forward)
1 кадр назад (1 Frame Backward)
1 секунда назад (1 Second Backward)
Следующая склейка (Next Edit)
Предыдущая склейка (Previous Edit)
Идти в начало клипа или последовательности (Go to
Beginning of clip or Sequence)
Идти в конец клипа или последовательности (Go to
Ending of Clip or Sequence)
Воспроизводить вокруг (около) текущего места (play
Around Current)
Воспроизвести от In-кадра до Out-кадра (Play In to Out)
Воспроизвести с текущего места до Out-кадра (Play
From Current To Out)
Пробел или L
Shift+пробел, или J
L+K
J+K
LL, LLL, LLLL
JJ, JJJ, JJJJ
Пробел или K
Стрелочка вправо
Shift+стрелочка вправо
Стрелочка влево
Shift+стрелочка влево
Стрелочка вниз или Shift+E
Стрелочка вверх или Option+E
Home
End или Shift+Home
\
Shift+\
Shift+P

ПОДКЛИПЫ
Сделать подклип (Make Subclip)
Возврат к мастер-клипу (Go to Master Clip)
Command+U
Shift+F
РЕЖИМЫ ЛИНЕЙКИ (TIMELINE)
Включить привязку (Snapping)
Включить функцию Linked Selection
Увеличить масштаб линейки (Zoom In)
Уменьшить масштаб линейки (Zoom Out)
Подогнать масштаб изображения под размер окна (Zoom Fit to Window)
N
Shift+L
Клавиша Option и знак + (плюс)
Клавиша Option и знак - (минус)
Shift+Z
МАРКИРОВКА КЛИПА
Установить In-кадр (Set In)
Установить Out-кадр (Set Out)
Убрать In-кадр (Clear In)
Убрать Out-кадр (Clear Out)
Убрать In- и Out-кадр (Clear In and Out)
Идти к In-кадру (Go to In)
Идти к Out-кадру (Go to Out)
Выбрать от In-кадра до Out-кадра (Select In to Out)
Обозначить Выделение (Mark Selection)
I
O
Option+I
Option+O
Option+X
Shift+I
Shift+O
Option+A
Shift+A
МАРКЕРЫ
Установить маркер (Set Marker)
Редактировать маркер (Edit Marker)
Удалить маркер (Delete Marker)
Удалить все маркеры (Delete All Markers)
Переместить маркер (Reposition Marker)
Расширить маркер (Extend Marker)
Идти к следующему марке ру (Go to Next Marke r )
Идти к предыдущему марке ру (Go to Previous Marker)
M или
M или ` (воспроизводящий курсор н а х одится на марке р е )
Command+`
Ctrl+
Shift+
Option+
Shift+M
Option+M
217

ОБЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Стрелочка/Выбор
Бритва (Razor Blade)
Выбор Трека (Track Select)
Установить Выбор (Range Selection)
A
B
T
GGG
ПЕРЕХОДЫ
Применть переход по умолчанию (Apply Defa u l t
Tr a n s i t i o n )
Установить выравнивание в начале (Set Alignment to
B e gin On)
Установить выравнивание в середине (Set Alignment to
Center On)
Установить выравнивание в конце (Set Alignment to End
O n )
C o m m a n d + T
O p t i o n s + 1
O p t i o n s + 2
O p t i o n s + 3
МОНТАЖ НА ЛИНЕЙКЕ (TIMELINE)
Установка клипов на линейку - это не конец, а всего лишь начало монтажа.
Большинство времени у вас уйдет как раз на доводку клипов до нужного состояния на
218
ОСНОВНЫЕ СКЛЕЙКИ
Склейка-вставка (Insert Edit)
Склейка-вставка с переходом (Insert Edit With Tr a n s i t i o n )
Склейка с заменой (Overwrite Edit)
Склейка с заменой и переходом (Overwrite Edit
With Transition)
Подъем (Lift)
Ripple Delete
Вырезать (Cut)
Скопировать (Copy)
Вставить (с заменой) (Paste)
Вставить (со вставкой) (Paste Insert)
F9
S h i f t - F 9
F10
Shift-F10
Delete
Shift-Delete
Command+X
Command+C
Command+V
Shift-V
линейке. (Помните правило 80/20: 20 процентов монтажной работы забирают 80 процентов общего времени).
Как и со всем остальным в Final Cut Pro, вы можете работать на линейке бесконечным количеством способов. Нет правильного или неправильного способа - просто по ходу обретения профессионализма вы научитесь распознавать гле и каким способом нужно пользоваться. В этой главе я продемонстрирую то, что я называю "монтажем без подрезки". Это значит, что все будет сделано просто перетаскиванием клипов на линейке с использованием простейших инструментов и без сложных операций подрезки, о которых я расскажу в главе 6.
По своей природе монтаж без подрезки - довольно медленная процедура. Если вы хотите тонко подогнать ту или иную склейку, например, укоротить один клип за счет удлинения другого, вам придется сделать много шагов. Но, как ни странно, что мне нравится в безподрезочном монтаже - это то, что он такой медленный. Каждый шаг четко продуман и вы отдаете себе отчет в том, что делаете.
Работайте На Минимальном Количестве
Треков.
Final Cut Pro позволяет работать с 99 видеотреками одновременно - но не стоит этим увлекаться. На самом деле, если вы делаете базовый монтаж, старайтесь работать с как можно меньшим количеством треков (все многообразие треков вам понадобится во время композитинга, когда надо будет создавать многослойные изображения).
ПОДСКАЗКА: Линейка Final Cut Pro отображает треки отображает треки сверху
вниз (как слои в Photoshop'е). Треки, которые выше, будут накладываться на треки,
которые расположены ниже.
В идеале, надо работать с одним видеотреком: это упрощает наложение переходов (см. раздел о переходах дальше в этой главе) и облегчает медиа-управление, например, при перезахвате и работе с EDL. Чем больше треков вы используете, тем больше шансов, что возникнет путаница и начнутся проблемы.
Склейка-обмен (Swap Edit)
Одно из преимуществ работы с одним треком - это возможность склейки-обмена
(Swap Edit). Эта склейка меняет порядок ваших клипов без того, чтобы оставлять пробелы на линейке.
Например, вы монтируете сцену диалога и хотите вставить план украденных часов на руке актера. Первое, что может вам придти в голову – поставить этот план сразу после плана 13, когда второй персонаж (полицейский) упоминает о них слева (Картинка
5.44)
Картинка 5.44 Вставка часов находится между планами 6 и 7.
219

После пересмотра сцены, вы можете прийти к выводу, что можно накалить саспенс, если показать часы еще до того, как полицейский заметит их. И вы решите переставить часы между планами 4 и 5.
Используя склейку-обмен (Swap Edit), вы сможете просто этого достичь. Выберите ваш план часов и перетащите его между планами 4 и 5. Перед тем, как отпускать план, нажмите и удерживайте клавишу Option. Обратите внимание, что курсор приобрел форму изогнутой стрелочки. Это обменный курсор. Когда вы отпустите мышь, план станет на новое место, а клип, который был на этом месте, автоматически "отъедет", закрывая тем самым место, которое образовалось на старом месте, которое занимал передвигаемый клип. (Картинка 5.45)
Картинка 5.45. Инструмент Обмен (Swap) позволяет вам перемещать клип в
разные точки линейки без пробелов. Этот инструмент включается нажатием
клавиши Option во время бросания клипа в нужное место.
ПОДСКАЗКА: Перетаскивание клипа по линейке с удержанной клавишей Option
открывает перед вами широкие возможности и им надо пользоваться осторожно. Если
нажать клавишу Option в неправильный момент, могут получиться самые неожиданные
результаты. Если вы нажмете Option перед тем, как что-то выберете, это аннулирует
текущее состояние выбора. После того, как вы что-то выберете, вы можете нажимать
Option. Если вы начнете перемещать клип с нажатой клавишей Option, выместо
перетаскивания клипа, вы потянете его копию. В конце концов, если вы нажмете клавишу
Option перед тем, как отпустить клип на новое место, вы активируете склейку-вставку
(или в данном случае - склейку-обмен).
220

Монтаж на Двух Треках
В правилах монтажа на одном треке есть исключения. Некоторым монтажерам проще "читать" линейку, если клипы на ней размещены на двух линейках через один - как фигуры на шахматной доске. (Картинка 5.46). Это дает возможность пользоваться дополнительным материалом, который клип содержит до и после себя (за своими пределами). Однако, в таком случае часто бывает сложно увидеть, где находится склейка.
Дополнительный материал на треке
При многодорожечном монтаже бывает сложно определить склейку.
Картинка 5.46. Когда вы работаете на нескольких треках, места наложения
клипов друг на друга сослужат вам хорошую службу.
Другое преимущество расположения материала на нескольких треках - в том, что вам легче подобрать место для плана, например, перебивки без того, чтобы разрезать главный клип. (Картинка 5.47). Если план не подходит, вы можете двигать его назад и вперед по треку V2, пока не найдете подходящее для него место.
Картинка 5.47. Вы можете положить перебивку на трек V2 и искать для него
подходящее место без разрезания плана, находящегося снизу.
221

Использование Инструмента Бритвы (Razor Blade)
Начинающим монтажерам очень нравится инструмент Бритва (Razor Blade), которая разрезает клип на две части. Например, вы можете использовать его, чтобы вырезать часть клипа на втором треке, чтобы показать соответствующую часть на треке первом.
(Картинка 5.48)
Картинка 5.48. Используя инструмент Бритву (Razor Blade), вы можете
освободить место на треке V2, чтобы показать отрезок клипа на треке V1. Таким
образом, вы создаете две склейки одним движением.
Допустим, вы монтируете сцену с диалогом и вы хотите подрезать конец первого клипа, чтобы уплотнить склейку. (Картинка 5.49)
Картинка 5.49. Осуществление простой склейки по безподрезочной схеме состоит
из нескольких шагов. Вот начальный пункт. В этом случае мы хотим укоротить
план под названием МСU Kera.
222

1. Выберите Бритву (Razor Blade), нажав на соответствующий значок на панели инструментов (Tools) или нажав B на клавиатуре.
2. Поставьте курсор мыши в конце первого плана и нажмите на мышь, чтобы разбить клип на 2 куска (Картинка 5.50)
Картинка 5.50. Используйте Бритву (Razor Blade), чтобы разделить клип МСU
Kera на 2 куска.
3. Поменяйте инструмент на Стрелочку (Arrow), нажав на стрелочку на панели инструментов или клавишу A.
4. Выберите отрезанный кусок клипа и поднимите клип 1, нажав Delete. (Картинка
5.51)
Картинка 5.51. Выбрав и подняв подрезанный участок клипа, мы оставляем пробел
в виде черного видеосигнала и тишины.
223

5. Выберите клип 2 и тяните его влево, пока он не состыкуется с клипом 1. (Картинка
5.52)
Картинка 5.52. И наконец, мы выбираем второй клип (среднекрупный план Fenton
OS Kera) и тянем его влево, пока он не состыкуется с новым Out-кадром клипа 1
(МСU Kera).
Перетащите, Чтобы Изменить Размер (Resize)
Вместо того, чтобы использовать Бритву, вы можете уменьшить размер клипа, просто схватив и перетянув его конец. Когда вы берет за край клипа, чтобы изменить его длительность, ваш курсор меняется на инструмент Изменение Размера (Resize).
(Картинка 5.53) Очень соблазнительно просто потянуть клип за конец, чтобы изменить его размер, однако это далеко не самый точный способ работы.
Также помните, что вы должны перепробовать как можно больше монтажных решений во время монтажа последовательности. Поэтому, если вы хотите использовать
Изменение Размеров (Resize) для изменения длительности клипа, то обозначьте границы изменения маркерами. Теперь вы можете вытягивать или сокращать конец клипа, но вы это будете делать по отношению к определенным местам.
Курсор Изменения Размеров (Resize)
Картинка 5.53. Инструмент Изменение Размеров (Resize) появляется, когда вы
перетаскиваете границы клипа на линейке, чтобы изменить длительность клипа.
Используйте маркеры в качестве ориентиров при изменении длительности клипа.
224

Инструменты Выбора Трека (Select Track)
Другой удобный набор инструментов для монтажа на нескольких треках - это Выбора
Трека (Select Track). (Картинка 5.54). Они позволяют выбрать вам все клипы на данном треке вправо или влево от текущего положения курсора или все клипы на всех треках. Если, на примере диалога, который мы только что приводили, за клипом 2 было бы много других клипов, перетаскивание клипа 2 влево для стыковки с клипом 1 оставило бы пробел после клипа 2 (Картинка 5.55). Если бы, вместо этого вы бы выбрали все клипы справа с помощью инструмента Выбрать Трек Вперед (Select Track
Forward), когда вы перетягивали его влево, не осталось бы никакого пробела.
(Картинка 5.56)
Выбрать Весь Трек
Выбрать Трек Вперед
Выбрать Все Треки Назад
Картинка 5.54 Инструменты Выбора Трека (Select Track) очень удобны при
безподрезочной схеме монтажа. Если выбран какой-либо трек, вы можете добавить
к этому выделению другие треки, удерживая Shift.
Картинка 5.55. Если мы двигаем лишь один клип, мы оставляем на его месте пробел.
Картинка5.56. Инструмент Выбора Трека (Select Track) дает возможность
одновременно ихпередвинутъ. Таким образом, вы устраняете все пробелы Также, использование
функции Rippk Delete для подрезанного участкаавтоматически податет все клипы вправо.
225
Выбрать Трек Назад
Выбрать Все Треки Вперед

Монтаж На Быстром Треке
Недостаток безподрезочной модели еще состоит и в том, что кроме медленного темпа работы, он страдает неточностью. Часто остаются пробелы в тех или иных местах, что приводит к черным "подрывам" между склейкам во время воспроизведения последовательности. Функция Привязки (Snapping) помогает с этим бороться, но все равно за всем уследить трудно.
Конечно, если вы выучите некоторые более продвинутые инструменты Final Cut Pro, вы сможете делать эти склейки и быстрее. Например, если бы клипы из предыдущего примера были бы на одном треке, а не на двух, вы бы смогли разбить клип 1 на две части с помощью инструмента Razor Blade и потом убрать пробел инструментом
Ripple Delete (Картинка 5.57). А инструмент Ripple Delete сделал бы эту склейку вообще за один шаг. (См. раздел о Ripple Delete в Главе 6).
Картинка 5.57. Когда все клипы находятся на одном треке, вы можете делать
больше операций за один шаг.
ПЕРЕХОДЫ
Каждая монтажная склейка - это переход от одного плана к другому, поэтому, склейки в каком-то смысле - уже переходы. Если же вы хотите применить какие-то специальные переходы, как например наплыв или вытеснение, вы должны применить их к склейкам как специальные эффекты.
Переходы можно осуществить несколькими способами. Если вы предпочитаете графический интерфейс, вы можете выделить переход в колонке Эффекты (Effects) и перетянуть один на нужную склейку на вашей линейке (Картинка 5.59). Если вы уже находитесь на монтажной склейке, вы можете перетянуть эффект прямо в окно
Canvas. С другой стороны, вы можете воспользоваться меню Эффекты (Effects) и
226
выбрать нужный переход из подменю Видеопереходы (Video Transitions). Меню
Эффекты и таблица Эффекты дублируют друг друга. Если вы измените что-то в таблице браузера, это отразится и на самом меню.
Картинка 5.58. Таблица Эффект
(Effects) в браузере (Browser) отражает
список всех доступных эффектов.
Переход
Картинка 5.59. Перетяните переход из таблицы Эффекты на линейку и
отпустите на склейку. Вы можете перетянуть эффект прямо в окно Canvas, если
воспроизводящая головка находится прямо на склейке.
Вы можете применить переходы из меню Эффекты (Effects), если воспроизводящая головка находится прямо на склейке. Иначе, названия эффектов будут неактивны.
Также, вы можете применить переход к двум клипам, которые находятся на одном треке. (Картинка 5.60)
227

Картинка 5.60. Применение перехода требует, чтобы клипы находились на одном
треке. Даже если вы предпочитаете раскидывать все клипы между двумя треками,
когда необходимо сделать переход, вам придется переставить два соседних клипа на
один трек.
Вы также можете применить переход, нажав клавиши Command+T. Это применит переход по умолчанию к тому переходу, на котором в данный момент находится курсор и по отношению к выбранному треку. Вы можете задать переход по умолчанию, выделив тот или иной переход в таблице Эффекты (Effects) браузера и применив функцию Set Default (Выставить по Умолчанию) в меню Эффекты (Effects).
Убедитесь, Что У Вас Достаточно Материала В
Запасе
Переходы требуют времени, поэтому на них нужно дополнительное место в конце уходящего и начале наступающего клипа. По умолчанию переход длится одну секунду.
Это значит, по обе стороны переход у вас должно быть как минимум по полсекунды "лишнего" материала, чтобы можно было применить эффект (Картинка 5.61). После того, как вы применили переход, вы можете изменить его длительность, либо растянув иконку Эффект (Effect) за края (Картинка 5.62), либо изменив длительность посредством контекстного меню (Картинка 5.63). Вы сможете увеличить длительность перехода лишь настолько, насколько у вас есть дополнительного материала по обе стороны перехода у прилегающих друг к другу клипов.
Картинка 5.61. Каждый переход требует дополнительного материала по обе
стороны монтажной точки, чтобы "покрыть" длительность эффекта. И эти кадры
д о лжны быть без очевидных ошибок, таких как операторский или технический брак.
228

Картинка 5.62. Переходы растягиваются симметрично относительно склейки и
требуют дополнительных кадров со стороны обеих клипов. Вы можете увеличить
длительность перехода, просто потянув за край соответствующей иконки.
Картинка 5.63. Вы можете ввести длительность вашего перехода в числовом виде,
выбрав пункт Duration (Длительность) из контекстного меню. Для доступа к
контекстному меню, щелкните мышью по иконке перехода с нажатой клавишей Ctrl.
Решите, Где Начинаются И Оканчиваются
Переходы.
За каждым переходом кроется склейка и эта склейка может находиться в трех местах:
- в начале перехода
- посередине перехода
- в конце перехода
Это очень важный момент, так как он влияет на характер взаимодействия клипов между собой во время перехода.
229

Иконки переходов в Final Cut Pro дают графическое представление того, в каком из этих трех положений находится склейка (Картинка 5.64) Вы можете выбрать один из этих трех вариантов, когда будете перетаскивать переход из таблицы на линейку.
Переход будет соответствующим образом прикрепляться к склейке, подсказывая, где его следует отпустить. После того, как вы его бросили, вы сможете, если надо будет, изменить его профиль через подменю Transition Alignment (Выравнивание Перехода) меню Sequence (Последовательность).
К началу
К центру
К концу
Картинка 5.64. Иконка перехода показывает, где начинается переход - в начале, в
центре или в конце. Это положение может быть изменено через контекстное меню.
Если у вас переход с выравниванием по центру и вы измените его длительность с одной до двух секунд переход равномерно разойдется в обе стороны. (Как показано на
картинка 5.62). В случае, если это переход, который оканчивается на склейке, то переход разойдется только в одну сторону - влево, за счет предшествующего клипа.
Вам потребуется секунда дополнительного материала в этом клипе, но переход будет использовать уже наличные кадры, так что вам не стоит волноваться, что у вас вдруг закончится материал. (Картинка 5.65)
Картинка 5.65. Когда вы растягиваете односторонний переход, он растягивается
только водном направлении.
Если вы поняли этот принцип, я могу предложить способ использования переходов, если у вас нет лишнего материала специально на переход. Это также поможет вам применять правильные переходы - то, о чем мы говорили в главе 2.
Например, в музыкальном видео, которое я монтировал для Стива Лаки и группы
“Бродяги Румба” был наплыв от гитариста на сцене к танцорам на танцполе. Я хотел, чтобы план с танцорами начинался прямо с начала клипа, поэтому у меня не было дополнительного материала в начале кадров (Картинка 5.66). Я хотел присоединить еще одно движение гитариста (он покачивался в такт музыки) и наложить его на план танцоров, чтобы переход смотрелся гладко.
230

Картика 5.66. В этом плане с танцорами
я выставил In-кадр почти в самом начале
клипа, как вы можете видеть на поле
прокрутки.
Сначала я склеил планы встык, согласовав движения гитариста и танцоров (Картинка
5.67). Потом я поставил 1-секундный наплыв, начинающийся на склейке (Картинка
5.68). Это значит, что наплыв начинается на склейке и уходит в клип с танцорами. Я точно не знал, сколько будет длиться клип, поэтому я растянул его где-то на 10 кадров в середину клипа с танцорами (Картинка 5.69). Так как у меня было достаточно места в клипе с гитаристом, я спокойно мог растягивать наплыв вправо и не волноваться, что у меня мало места в начале клипа с танцорами - я ведь растягивал наплыв в середину клипа и мог делать это сколько угодно.
Картинка 5.67. Сначала я встык смонтировал планы гитариста и танцоров.
Потом я передвинул точку монтажа в самое удобное место с точки зрения ритма
музыки.
СКЛЕЙКА ВСТЫК - Склейка, противоположная наплыву или любому другому
переходу.
231

Картинка 5.68 Когда я применяю переход, я устанавливаю его начало на
склейке.Таким образом, мне не требуется дополнительных кадров перед In-кадром
плана с танцорами.
Картинка 5.69. Если я растягиваю переход, он уходит в глубину плана с танцорами
(вправо), выявляя больше кадров из плана с гитаристом. Так как моя склейка была
точно выверена по ритму, раскачивание гитариста идет в ритм с движениями
танцоров сквозь наплыв.
Измените Параметры Эффекта
Используйте Редактор Переходов (Transition Editor), если вы хотите изменить параметры эффекта, который имеет соответствующие настройки - такие как количество краев в вытеснении или центр диафрагмы при диафрагме. (Картинка 5.70).
Двойной щелчок мышью по иконке перехода откроет Редактор Перехода (Transition
Editor). Там вы также найдете органы управления, с помощью которых вы сможете отладить моменты начала и окончания перехода, а также поменять направление эффекта перехода.
Например, вы можете установить начало диафрагменного вытеснения на одну треть, определив процентную отметку старта. Или используя Reverse Control, вы можете установить эффект, когда переход начинается с точки и заполняет собой весь экран
232

(обычно вытеснение начинается со всего экрана и сходит к точке). Редактор Перехода
(Transition Editor) также можно использовать, чтобы подрезать содержание клипов, попадающих под переход (см. раздел о подрезке под переходом в Главе 6).
Здесь вы можете видеть, что в начале второго клипа оставалось не так уж много свободных
Название кадров. Эта скромная кнопочка
Выравнивание (здесь позволяет вам поменять
Эффекта установлено на начале) направление перехода.
Эти органы управления позволяю вам установить начальную и конечную стадии эффекта. Если на начале вы укажете 50 процентов, дифарагма начнет работать из полуоткрытого состояния.
Картинка 5.70. Редактор Переходов (Transition Editor) представляет вам картину
того, насколько накладываются клипы, и отображает переход как отдельный
элемент Вы также можете выставить такие параметры контроля, как
центральный или конечный пункт этого эффекта овальной диафрагмы (Oval Iris).
Больше Чем Просто Наплыв
Любой переход, кроме базового перекрестного наплыва, привлекает к себе внимание и, как правило, прерывает поток повествования. Но если ваша цель - вывести зрителя из киносна, используйте как можно более яркие переходы.
Например, вы делаете ролик о безопасности при езде на велосипеде, который содержит небольшие драматические сцены, график и дикторский текст. Можно использовать, например, вытеснение после игровых сцен, чтобы дать зрителю понять, что пора приготовиться к восприятию другой информации (дикторского текста, графиков).
233

Какой эффект следует использовать? Думайте комплексно. В этом случае я бы поставил вытеснение, по форме напоминающее велосипед и симулирующее его колесо.
Может быть, я найду в кадре ключевое место для перехода. Например, в финальном кадре велосипедист падает и исчезает из кадра. Я могу усилить драматизм плана, если применю зум-эффект точки падения.
Картинка 5.71. На это катринке вы видите зум-переход, примененный к кадру
падения. Я применил этот эффект для перехода от драматического момента к
неподвижной карточке со списком правил безопасности. Для монтажа
драматического момента использовались просто склейки.
Однако, будьте осторожны: так же, как и со шрифтами на плакате, лучше ограничиться использованием одного или двух переходов и регулярно их использовать в течение всего шоу. Смешение дюжины переходов нивелирует их эффект. Также, яркие переходы сходны со знаками восклицания! Если каждое предложение будет заканчиваться знаком восклицания, никто не поймет, что из них важнее, а что нет. Чем умереннее вы будете использовать такие переходы, тем они буду эффектнее.
Разные Типы Наплывов
Даже среди обычных наплывов есть из чего выбирать. (Картинка 5.72). Наш простой перекрестный наплыв делится на категории, в зависимости от длительности.
(Картинка 5.73)
Также вы можете попробовать аддитивный наплыв, которые смешивает цветовые гаммы двух кадров вместе, так что там где в кадрах попадают светлые участки, там и происходит выбеление. Это хорошо срабатывает на коротких переходах (меньше, чем полсекунды) и создает очень органичный эффект вспышки. Хотя в некоторых кадрах это эффект смотрится очень некрасиво.
Или попробуйте не-аддитивный наплыв, при котором светлые участки кадра растворяются темными. (Картинка 5.74).Эффект как аддитивного, так и не­
аддитивного наплыва очень сильно зависит от композиции соединяемых планов.
234

Картинка 5.72. Final Cut Pro предоставляет
несколько наплывов на выбор.
Картинка 5.73. Эта
картинка показывает
простой перекрестный
наплыв.
Картинка 5.74. На картинках показан аддитивный
(слева) и не-аддитивный наплыв (справа). Эффект
очень сильно зависит от световых качеств
смешиваемых кадров.
Вы также можете попробовать переход с уходом в цвет (dip-to-color dissolve), в котором, вместо двух смешивающихся картинок, первая, перед тем как перейти во вторую уходит в определенный цвет, а вторая из этого цвета появляется. Это позволяет создать вам переход, похожий на обычный ЗТМ, только с эффектом ухода в цвет.
Обратите внимание: стандартная длина эффекта в секунду слишком коротка для такого перехода так как получается полусекундный уход в цвет и полусекундный выход из него.
Вы также можете экспериментировать с цветом, в который уходит план, вместо стандартного черного. Изменение его на белый - хороший способ сделать белые вспышки между кадрами (эффект засветки камеры). В этом случае переход лучше сокращать относительно стандартной длины, чтобы белые фрагменты были больше похожи на вспышки, чем на постепенное выбеление кадра.
Выберите цвет, в который вы бы хотели увести план, - может быть красный для триллера про вампиров или голубой для вашего любимого корпоративного логотипа.
Если уходите не в белое и не в черное, попробуйте подобрать цвет, который уже существует в уходящем кадре. Если ваш персонаж стоит напротив большой зеленой доски и вы "уводите" его в зеленый цвет, это создает более органичный эффект, нежели если бы вы "увели" его в цвет, которого нет в кадре. (Final Cut Pro предоставляет специальную палитру, на которой можно выбрать соответствующий цвет с вашего плана).
235

Настройка Переходов
По умолчанию все переходы в Final Cut Pro длятся одну секунду. Это удачная длительность для многих случаев, но некоторые эффекты и некоторые ситуации требуют, чтобы вы изменили этот параметр. После того, как вы применили переход, вы можете изменить его длительность, растянув иконку перехода за край, используя контекстное меню или открыв переход в Редакторе Переходов (Transition Editor). Если вы хотите изменить длительность перехода перед тем, как примените эффект, это будет немного сложнее. Чтобы это сделать, вы должны скопировать переход и поместить его в папку Favorites (Избранные) (Картинка 5.75)
Картинка 5.75. В папке Favorities
(Избранные) вы держите все
персонально настроенные вами
переходы. Они будут сохраняться в
течение всех монтажных сессий.
Предположим, вы хотите сделать мягкую склейку в пять кадров. Сначала затащите перекрестный наплыв а папку Favorities, сделав таким образом его копию (Картинка
5.76). Теперь, измените колонку Length (Длительность) и выставьте значение
00:00:00:05. Переименуйте эффект в "Мягкую склейку" (Картинка 5.77). Этот эффект теперь доступен вам в любое время из папки Favorites меню Effects.
(Картинка 5.78)
Таким образом, вы сможете сделать сколько угодно эффектов, изменив при этом не только длину эффекта. Вы можете изменить любой параметр эффекта и сохранить его в Избранном.
236

Картинка 5.76. Создайте новый
избранный переход, перетянув в
эту папку переход из другой
корзины в окне Эффекты (Efeects)
Вы также можете перетянуть
переход из линейки в папку
Favorites (Избранное).
Картинка 5.77. Сделайте нужные
изменения в эффекте в папке
Favorites. Измените его
длительность название или
параметры в Редакторе Переходов
(Transition Editor). Все изменения
будут сохранены в переходах в
корзине Favorites.
Картинка 5.78. Все эффекты,
которые вы перетаскиваете в
папку Favorites, будут
отображаться в подменю
Favorites меню Effects.
237

Настройка Переходов По Умолчанию
Вы можете даже установить один из этих переходов в качестве перехода по умолчанию, который будет использоваться при применении команды Заменить с
Переходом (Command+T). По умолчанию этим переходом является односекундный перекрестный наплыв. Но вы можете установить на его место любой эффект, выбрав его в браузере и воспользовавшись функцией Set Default (Установить по Умолчанию) в меню Effects. Определите, какой из эффектов вы чаще всего используете и установите его по умолчанию, чтобы иметь к нему доступ простым нажатием комбинации клавиш, вместо того, чтобы каждый раз его искать в каталоге браузера.
ЗТМ
Если вы примените наплыв к концу или началу целой последовательности, то вы получите эффект ухода в черное или выхода из него (Картинка 5.79). Это быстрый и удобный способ сделать ЗТМ, воспользовавшись, по сути тем же наплывом. Как и с любым другим переходом, если вы примените его по умолчанию к центру, вы будете использовать кадры клипа, которые были до сих пор спрятаны (до In-кадра или после
Out-кадра). Поэтому я рекомендую, чтобы Out-кадр клипа был достаточно длинным, чтобы можно было в конце применить ЗТМ к концу кадра.
Картинка 5.79. Наплыв, примененный к последнему клипу в конце
последовательности дает эффект ЗТМ (ухода в черное)
238

Эффекты, применяемые к клипу на видеотреке V2 или выше, скорее создают переход между клипом и прозрачностью, чем между клипом и чернотой. Это значит, что если вы работаете по безподрезочной схеме с двумя клипами, соединенными в конце вашей последовательности и вы применяете перекрестный наплыв на клипе V2, чтобы создать эффект ЗТМ (Картинка 5.80), вы скорее будете постепенно раскрывать клип на треке V1 по ходу развития эффекта.
Картинка 5.80. Применение эффекта над треком V1 будет выводить клип в
прозрачность (а не в темноту). Это значит, что если клип существует на нижнем
треке, он будет постепенно прояснять по ходу того, как клип на дорожке выше
будет становиться прозрачным. Иногда этот эффект нужен, иногда нет.
Если вы все точно совместите, это будет вам еще одним способом осуществления наплыва, но гораздо менее точным, чем тот, который мы описали в начале главы, посвященной переходам.
Те м не менее, это открывает перед вами некоторые дополнительные возможности. Вы можете одновременно применить много переходов на разных треках, что может создать какой-нибудь многослойный невероятный визуальный эффект. Или, скорее всего, большой визуальный беспорядок. Final Cut Pro не ограничивает вашей свободы действий. Но лишь потому что что-то возможно, совсем не обязательно это делать. В большинстве случаев простота элегантна. А, как известно, чем элегантнее - тем лучше.
Пусть ваш фильм говорит со зрителем, не забрасывая его элементами, которые будут отвлекать его от содержания. Вы не спасете ваше шоу чрезмерным количеством эффектов.
239

ИНТЕРВЬЮ:
ВАЛДИС ОСКАРСДОТТИР
Валдис Оскарсдоттир - исландский киномонтажер, приложившая руку ко многим фильмам - начиная с "Догмы`95" "Торжества" Томаса Виттенберга.
Она также монтировала сделанный в духе "Догмы" фильм Хармони Корин "Жюльен, Мальчик-Ослик" и внесла дух непосредственности в фильм Гаса Ван
Сента "В поисках форрестера"

Майкл Воль: Что происходит, когда вы заканчиваете черновой монтаж?
Валдис Оскарсдоттир: После чернового монтажа мы начинаем все сначала. Мы
смотрим фильм и обычно у режиссера начинается депрессия. Все режиссеры, с
которыми я работала, впадали в депрессию на этой стадии.
Но что же вы делаете?
Иду домой и смотрю телевизор, или иду в кино, что-то в этом духе. А потом
возвращаюсь назад, отсматриваю некоторые сцены и наверняка попадается план,
который тебе очень нравится, но в глубине души чувствуешь, что его надо отсюда
выбросить, но все же не расстаешься с ним как можно дольше. На это может уйти
пять недель, но после одной недели отдыха возвращаешься за компьютер и
спрашиваешь себя: "И о чем я только тогда думала?"
Как вы находите оптимальный способ рассказа истории?
Я не знаю. Я смотрю кассету перед тем, как иду домой вечером, а на следующее
утро история уже в твоей голове. У меня ощущение, что фильм живет сам по себе.
И твоя задача почувствовать эту жизнь. Я уверена, что нельзя торопить события.
Ты всегда должен быть честен со своими героями, историей, фильмом. Это три
обязанности, которые надо выполнять.
Как вам работалось на "Торжестве"?
Ну, со всей этой ручной камерой и подобными вещами у меня было ощущение, что я
играю, ведь я могла делать, что хочу. Никто мне не говорил: "Не делай этого. Этого
нельзя" или "Не пересекай "восьмерку", а то собьешь зрителей с толку". У нас было
56 часов материала и некоторые сцены снимались двумя, тремя, а то и четырьмя
камерами одновременно. А потом надо было все собрать по порядку. Итак, после
трех недель работы мы поняли, что если бы мы коллективно отсматривали все
дубли, мы бы никогда не закончили. Поэтому мы сели в большую комнату и режиссер
Томас Виттенберг сидел на диване в наушниках, отсматривал материал и говорил,
какие дубли берем, а какие - нет, а я сидела за компьютером и монтировала. Было
на самом деле очень приятно, потому что, если он в чем-то сомневался, он
спрашивал меня, а если возникали вопросы у меня, я задавала их ему.
Что влияет на ваш стиль монтажа?
Я учусь у каждого нового фильма, в котором работаю. Но на меня также влияет
буквально все, с чем я сталкиваюсь в жизни - все фильмы, музыка и книги, которые
я прочитала и картины, которые я увидела. Я беру все это с собой в монтажную и
использую.

1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   31


написать администратору сайта