Техника монтажа.Final cut. Руководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,
Скачать 14.4 Mb.
|
Картинка 5.22) Картинка 5.22. Постукивая по клавише ` в такт музыке, вы можете ставить маркер на каждую долю. Это может быть полезным, если вы пытаетесь делать склейки четко в такт музыке. Помните, каждый маркер - это точка привязки, с которой вы сможете соотносить ваши склейки. СОБИРАЕМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Сборка клипов в последовательность - первостепенная задача монтажера. В Final Cut Pro это можно делать двадцатью различными способами. Сначала это может показаться вам слишком сложным, но если вы усвоите, когда каким способом удобнее всего пользоваться, а о каких приемах в данной ситуации можно забыть, это разнообразие будет вам только на руку. 199 Final Cut Pro - это записывающе-воспроизводящий редактор. Клипы, которые надо монтировать, "загружаются" в окно Viewer так же, как традиционные кассеты загружались в магнитофоны для воспроизведения при традиционном линейном монтаже. Потом, бит за битом, секция за секцией клипы копируются из окна Viewer в окно Canvas. ВОСПРОИЗВОДЯЩЕ-ЗАПИСЫВАЮЩИЙ- РЕДАКТОР - На традиционном линейном монтаже существуют 2 видеомагнитофона: один для подачи (воспроизведения) сигнала, другой - для записи. Эта схема перешла и в нелинейный монтаж, хотя видеомагнитофоны здесь не требуются. Точно также как и при линейном монтаже, Final Cut Pro выполняет неразрушающий монтаж. В старых системах содержание переносилось с мастер-ленты на чистую кассету, не разрушая при этом исходную ленту. Так же и в Final Cut Pro - клипы, которые вы загружаете в окно Viewer, не изменяются, как бы вы их не кроили на линейке. Трехшаговый Монтаж. Перед тем, как мы углубимся в нюансы разных типов монтажа и вы выберете тот, что вам больше всего подходит, давайте обсудим природу трехшагового монтажа. Каждый монтажный процесс, который вы выполняете, состоит из 4 шагов (Картинка 5.23) - определение начала исходного клипа (In-кадр в окне Viewer) - определение конца исходного клипа (Out-кадр в окне Viewer) - определение начала клипа в последовательности (In-кадр в окне Canvas) - определение конца клипа в последовательности (In-кадр в окне Canvas). Если вы сделаете три из этих четырех пунктов, компьютер сам сделает четвертый. (Все очень просто - если клип длится 4 секунды, он будет длиться 4 секунды незаисимо от того, когда он будет начинаться в последовательности. Если клип начинается на 5-й секунде в последовательности и длится 4 секунды, компьютер без труда посчитает, что заканчивается он на 9-й секунде.) Подсказка: Если точки in- и out- не определены в последовательности, текущая позиция воспроизведения считается точкой in-. Если вы просто кладете клипы в последовательность один за другим или помещаете первый клип, точка in- в последовательности не требуется. 200 Out-кадр In-кадр Поле прокрутки Картинка 5.23. Вы можете устанавливать Out-кадр и In-кадр как в окне Viewer, так и в окне Canvas. Поле Прокрутки покажет, сколько материала осталось за пределами вашего выделения. Какие Шаги Должны Сделать Вы? Вы можете выбрать разную комбинацию шагов при разных обстоятельствах. Сборка Торцом К Торцу Если вы собираете клипы концом к концу, как при черновом монтаже, вы можете не беспокоиться об Out-кадре последовательности. Вы выбираете нужные клипы, устанавливаете для них In- и Out-кадры в окне Viewer и складываете их в нужном порядке на линейку. (Картинка 5.24). Три шага, которые вы делаете - это указание In- источника, Out-источника и In-записи. Картинка 5.24. Если вы собираете клипы один за другим, вам не надо беспокоиться об указании In- и Out-кадров на линейке. Каждый следующий клип по умолчанию начинается там, где оканчивается предыдущий. 201 Монтаж Б-материала Если вы кладете на линейку длинный клип, например интервью и вы планируете по второму заходу вставлять в него Б-элементы, вы будете использовать комбинацию двух подходов для определения, какие из четырех шагов вам понадобится сделать. Для длинного клипа (интервью), выбираете In- и Out-кадры и кладете его на линейку (Картинка 5.25). Потом идете в его начало и слушаете интервью. Находите место, куда вы бы хотели вставить Б-элемент и обозначаете In- и Out-кадры на линейке (Картинка 5.26.). Скажем, вы отметили участок в 5 секунд. Когда вы отыщете нужный Б-план и загрузите его в окно Viewer, вам надо будет только отметить либо In- либо Out-кадр нового клипа. Иными словами, Final Cut Pro уже знает, что клип должен длиться только 5 секунд. Картинка 5.25. Сначала кладем клип с интервью на линейку. Картинка 5.26. Потом выставляем границы Б-клипа на линейке. 202 Вы ставите In- и Out-кадры в зависимости от содержания материала. Если диктор рассказывает о фаршировке дикого перца и у вас в Б-материале есть план с человеком, фарширующим этот перец, вы нужно будет выяснить точное время, когда он заканчивает и показывает фаршированный перец в камеру. Если вы пометите это как ваш исходный Out-кадр, план автоматически начнется на 5 секунд раньше. Если вам надо показать целый Б-план от начала до конца, вы сможете задать как In-, так и Out-кадры исходника, но тогда вам понадобится отменить один из кадров, указанных на линейке, чтобы компьютер рассчитал их сам. Вы не можете вставить двадцатисекундный клип в пятисекундный зазор (если, разве что, вы не ускорите клип. Но об этом см. главу 8 "Спецэффекты"). Если вы сделаете все 4 шага, Final Cut Pro не обратит внимания на Out-кадр исходника. ПОДСКАЗКА: Если на клипе исходника не указаны In- и Out-кадры, первый кадр клипа будет воспринят как In-кадр. И если на линейке нет Out-кадра, то исходный клип будет использован целиком. Диалоговые И Экшн-сцены. Если вы складываете на линейке диалоговые и экшн-сцены, вы, скорее всего, будете комбинировать эти разные монтажные подходы. Как правило, я кладу первый план - клип, немного длиннее, чем на самом деле собираюсь использовать. (Картинка 5.27) Если я знаю, что через несколько планов я к этому плану вернусь, я делаю два шага - задаю в окне Canvas два параметра (In и Out) и нахожу подходящие моменты (In и Out) в исходном клипе (Картинка 5.28). Обратите внимание, что кадр, который я выбираю в окне Viewer, должен поддерживать непрерывность с действием кадра в окне Canvas. Таким образом, я поддерживаю непрерывность склейки. Если я не планирую возвращаться к плану 1, я указываю в окне Viewer начало и конец немного длиннее (Картинка 5.29).Не забывайте о непрерывности склейки. 203 Картинка 5.27. Диалоговые или экшн-сцены я начинаю с одного клипа, оставляя небольшой зазор в конце, чтобы можно было выбрать точку монтажа со следующим клипом. Картинка 5.28. Если я планирую вернуться к этому клипу, я делаю три следующих шага: обозначаю два пункта в окне Canvas и один пункт на окне Viewer. В идеале, оба конца клипа (две склейки) должны быть непрерывными. Может быть так, что не удастся поддержать непрерывность по обе стороны склейки; в этом случае я точно устанавливаю первую склейку, а потом подчищаю вторую. 204 Картинка 5.29. Если я не планирую возвращаться к первому клипу или я знаю, что непрерывность склейки здесь поддержать почти невозможно, я задаю две точки (In и Out) исходного клипа и просто выбираю одну точку на линейке. В конце первого клипа я обычно добавляю немного свободного места, так как помню, что мне придется позаботиться о непрерывности следующей склейки. Выбор Правильного Монтажного Стиля Когда вы перетаскиваете клип в окно Canvas, появляется полупрозрачный слой меню Edit (Склейки). Он предоставляет вам семь возможных видов склеек (Картинка 5.30) Картинка 5.30. Полупрозрачное меню Edits (Склейки) дает вам возможность выбрать тип склейки, который вы хотели бы применить после того, как окончательно перетащите клип. 205 Склейки С Заменой (Overwrite) Большинство осуществляемых вам склеек являются склейками с заменой, так как клип, который вы перетаскиваете на линейку, заменяет собой то, что было до этого на линейке, как замена текста с выделением в текстовом редакторе. Так как это самая распространенная из склеек, если вы просто перетащите клип в окно Canvas без уточнения типа склейки, по умолчанию будет применена склейка с заменой (Overwrite, или вы просто можете для этого нажать F10). В старых линейных монтажных системах все склейки были с заменой Выберите Нужный Трек. Если вы хотите заменить только видео или только звук, вам надо выбрать трек, на котором вы хотели бы применить эту замену. (Картинка 5.31). Чтобы это сделать, щелкните мышью по символу пленки или динамика на нужном треке. С другой стороны, вы можете щелкнуть по значку с замком, чтобы сделать данный трек недоступным для изменений и воспроизведения. Смотреть за состоянием значка на треке перед каждым монтажным решением поначалу довольно сложно, но скоро вы к этому привыкнете. Картинка 5.31. В начале каждого трека на линейке вы найдете много полезных органов управления. Значок пленки (для видео) и динамика (для звука) дают вам возможность выбрать, какой трек будет целью следующей операции. Если они выбраны, соответствующие значки буду желтыми, если нет - серыми. Если трек не выбран для осуществления склейки, склейка на нем не состоится. Включение замка предотвращает любые изменения на данном треке. Когда вы тянете клип в окно Canvas, меню Edit отображает текущие целевые треки, на которых будет произведена склейка. (Картинка 5.32). В приведенном интервью о фаршировке перца надо обязательно удостовериться, что не выбран аудиотрек, чтобы не нарушить его целостность. (Картинка 5.33) 206 Нужный видео-трек Нужные аудио-треки. Замок трека. Индикатор целевого трека. Картинка 5.32. Меню Edit показывает вам текущие целевые треки, чтобы вы были уверены, что вы собираетесь сделать именно то, что вам нужно. Если, как в этом примере, вы установите все аудио треки на "Нет", то склейка будет осуществлена только с видеоматериалом. Картинка 5.33. Склейка з заменой "перезаписывает" материал, на который вы положите свой клип. Так как эта склейка проводится только на видеотреке, вы сможете слышать интервью за кадром, в то время как на экране будет Б- материал. Вы также можете использовать функцию установки целевых треков, чтобы организовать свои клипы на большом количесвте треков. Например, если вы выделили треки А5 и А7 только для звуковых эффектов, вы должны будете выделять только эти треки для монтажа звуковых эффектов. Склейка-Вставка (Insert) Второй тип склейки - это склейка-вставка (Insert). Вы можете сделать эту склейку перетащив свой клип на кнопку Insert в полупрозрачном меню Edit или нажав F9. Эта склейка подвинет все, что находится на линейке вправо и вставит клип в зазор, образовавшийся точно по размерам вставляемого клипа. (Картинка 5.34). Помните: Когда вы делаете склейку-вставку, ваш фильм становится длиннее. 207 Картинка 5.34. Склейка-вставка подвигает вправо все, что находится на линейке и удлиняет ваш фильм. Здесь, план был добавлен в начало последовательности. Склейки-вставки невозможны при линейном монтаже, так как вы не можете сдвинуть все, что находится на видеопленке, вправо или влево. Однако, когда монтажер монтирует фильм на кинопленке, склейка-вставка - это единственно доступный для них вид склейки. Каждый раз, когда вы добавляете новый план к фильму, фильм удлиняется. Используйте Склейки-Вставки, Чтобы Добавить Новый Вводный План Склейка-вставка - это прекрасный способ добавить еще один план в начало последовательности, - например, в случае, если вы решили поставить установочный план перед всем тем, что вы уже смонтировали (как показано выше на картинке 5.34). 208 Не Используйте Склейки Для Монтажа Только Видео Или Только Звука. Никогда не используйте склейки-вставки для монтажа только видео или только звука. Склейка-вставка рассинхронизирует следующий материал, так как может сдвинуть видео и оставить звук на месте (в зависимости от того, какие треки выбраны для монтажа). Или наоборот. Картинка 5.35. Любая операция по свдигу угрожает вывести последующий материал в рассинхронизацию. Final Cut Pro обычно предупреждает перед тем, как осуществить такую операцию. Если материал в рассинхроне, появляются красные знаки рассинхронизации. Они не только говорят, что материал в несинхроне, они говорят еще, на сколько кадров звук не соответствует видео. Щелкните по индикаторам несинхрона с удержанной клавишей Ctrl, чтобы узнать, как решить эту проблему. Когда Использовать Склейки с Заменой и Склейки-Вставки с Переходами. Как склейки-вставки, так и склейки с заменой могут быть осуществлены с автоматическим встроенным эффектом перехода (например, наплывом или вытеснением). Final Cut Pro по умолчанию осуществляет тот переход, который был последним выбран из меню эффектов (Effects). Хотя часто использовать эту функцию не придется, иногда она бывает очень полезной. Например, когда вы хотите, чтобы все кадры монтировались между собой через 50-кадровые наплывы. 209 Чтобы применить функцию автоперехода, перетяните каждый план в поле Insert or Overwrite with Transition (Вставить или Заменить с Переходом). Если вы предпочитаете клавиатурные сокращения, удерживайте клавишу Shift и нажимайте соответствующую клавишу - Shift+F9 или Shift+F10. Удаление Клипов Иногда извлечь клипы с линейки даже важнее, чем положить их туда. Может быть, вы захотите извлечь клипы, чтобы сократить затянутую сцену или придать динамизма сцене с диалогами. Может быть, вы захотите отрезать часть клипа, чтобы создать непрерывность склейки или просто выбросить кусок видео или звука. Как и все остальное в Final Cut Pro, это можно сделать большим количеством способов. Главное- знать, когда надо пользоваться тем или иным способом. Подъем Подъем - это способ извлечения клипов, используемый в Final Cut Pro по умолчанию. Чтобы его применить, просто нажмите клавишу Delete. Как и в случае со склейкой с заменой, подъем не меняет позиции окружающих клипов; он просто удаляет выбранные клипы и оставляет пробел на их месте. Общая длина последовательность не меняется. ПРОБЕЛ: Название для пустого пространства, используемое в Final Cut Pro. Если вы вопроизводите пробел, экран будет оставаться черным и звука не будет - в зависимости от того, на каком треке будет находиться пробел. Я использую подъем, чтобы удалить клип, если точно не знаю, что будет на месте удаленного клипа. В конце концов, я заполню чем-то это пустоту или совсем уберу ее, но в случае с подъемом у меня есть время отложить решение и подумать. ПОДСКАЗКА: В Final Cut Pro вы можете прыгать от пробела к пробелу, нажимая Shift+G, чтобы передвигаться вперед, или Option+G, чтобы передвигаться назад. Подъем также - прекрасный способ удалить клип с одного трека или из определенной последовательности. Допустим, у вас есть план с диалогом, где звук записан только на 2-м канале, но по какой-то причине, он был записан на два канала. (см. раздел о формах аудио в главе 7, "Монтируя Трек"). При монтаже этого трека один канал звука вам не нужен. Если вы хотите его удалить, выберите его (нажав Option, чтобы временно убрать соединение) и удалите его подъемом с линейки. (Картинка 5.36). 210 Картинка 5.37 Функция Linked Selection загорается зеленым, когда она активна и сереет, когда отключена. Клавиатурное сокращение этой функции - Shift+L. Картинка 5.36. Чтобы убрать отдельный трек со звуком, просто выберите его и примените команду Lift (Подъем) из меню Sequence (Последовательность). LINKING (СОЕДИНЕНИЕ) - Final Cut Pro соединяет клипы, которые должны быть синхронными (такие как два канада одного и того же стереосигнала). Если вы вносите изменения в один из соединенных клипов, это влияет на все клипы, которые соединены между собой. Функция линейки под названием Linked Selection (Соединенное выделение) (Картинка 5.37) контролирует, производится ли выделение в области линейки с учетом соединения иби без. Отключение этой функции приводит к рассинхронизации материала, но предоставляет гораздо лучший контроль над отдельными элементами. В зависимости от текущего состояния, эта функция включается/выключается клавиатурным сокращением Shift+L. Другой распространенный случай использования этой функции - это когда надо убрать видео с трека V2 (например, компьютерную графику) без того, чтобы повредить остальные клипы. Функция Ripple Delete. Ripple Delete (иногда называемая извлечением) - это противоположность склейки- вставки (Insert). Чтобы применить Ripple Delete, просто нажмите на клавиатуре Shift+Delete. Это уберет выделенные клипы с линейки и автоматически закроет пробел. Это похоже на вырезку отдельного куска пленки с бобины и склеивание оставшихся концов. Общая длина последовательности при этом уменьшается. Однако, Final Cut Pro не сможет закрыть пробел, если он не сквозной (т.е. на каких-то других треках в этом месте есть клип).(Картинка 5.38.) Обычно я использую функцию Ripple Delete, если имею дело с последовательностью, в которой много клипов, смонтированных и я хочу убрать один или несколько клипов, чтобы укоротить последовательность. Ripple Delete удаляет клип, обозначает образовавшийся пробел и его тоже удаляет - и все это за один шаг. 211 |