Главная страница

Техника монтажа.Final cut. Руководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,


Скачать 14.4 Mb.
НазваниеРуководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,
АнкорТехника монтажа.Final cut.pdf
Дата19.12.2017
Размер14.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТехника монтажа.Final cut.pdf
ТипРуководство
#12112
страница20 из 31
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31
Картинка 6.50)
281

Картинка 6.50. Подводя воспроизводящий курсор в обеих кадрах к моменту, когда
дверь полностью закрыта, мы устанавливаем точку, которая синхронизирует оба
клипа для замены. Замена производится перетаскиванием клипа в поле Replace
полупрозрачного меню Edit.
Вы не только сможете заменить общий план на крупный план с помощью Replace, но и не нарушить времени. Дверь в новом клипе дверь захлопнется именно в тот момент, когда она захлопнулась в старом клипе.
Очень полезно иметь ту или иную точку синхронизации для замены двух клипов, но это не обязательно. Например, если вы хотите заменить перебивку с камерой наблюдения перебивкой с тикающими часами, вы можете выбрать любую точку клипа и покуда план с часами имеет достаточный запас неиспользованного материала, чтобы заполнить собой длину плана с камерой наблюдения, вы можете спокойно выполнять cклейку с удалением (Replace Edit).
Синхронизируйте Клип По Метке (Используя
Комманду Match Frame)
Вы можете также использовать cклейку с удалением (Replace Edit), чтобы синхронизировать клип по какому-то определенному кадру относительно других клипов. В этом случае, вместо того, чтобы заменять какой-то клип другим клипом, вы используете то же самый клип, только изменяете его положение во времени. Это может звучать непонятно, но обо всем по порядку.
282

Например, возьмем все тот же проект с похищением бриллиантов. В черновом монтаже у вас есть сцена, когда вор берет бриллиант в 500 карат, подносит к лицу и смотрит на него с патологическим упоением. Через несколько секунд срабатывает сигнализация и грабители начинают бежать.
Однако, тестовые просмотры показали неэффективность этой сцены. В ней нет напряжения: зрители перестают сопереживать ворам после того, как они заполучили бриллиант в руки за несколько секунд до того, как сработала сигнализация.
Поэтому, в монтажной комнате вы решаете, что надо изменить события во времени и дать сигнализацию как раз в тот момент, когда вор берет бриллиант в руки. Вот как с этой задаче вам поможет справиться cклейка с удалением (Replace Edit).
Сначала, найдите на линейке первый кадр, где вор поднимет бриллиант. (Картинка
6.51)
Картинка 6.51. Установите ваш воспроизводящий курсор на кадре, который вы
используете как точку синхронизации.
283

Потом, используйте команду Match Frame (в секции Go To меню Mark или нажав F на клавиатуре). Эта команда открывает копию клипа, который вы выбрали на линейке в окне Viewer, так что клип в этом окне тоже открыт на том же самом месте, что и курсор на линейке. Потом, расположите воспроизводящий курсор на линейке в том месте, где звенит звонок. (Картинка 6.52.)
Картинка 6.52. После использования команды Match Frame, которая откроет ваш
клип в окне Viewer, расположите воспроизводящий курсор на месте, которое вы
хотите использовать как вторую метку синхронизации.
В конце концов, осуществите склейку с удалением (Replave Edit). Это поставит клип на линейку таким образом, что кадр, где вор берет бриллиант в руки, будет как раз тем местом на линейке, где срабатывает сигнализация. (Картинка 6.53)
Студия в восторге от новой версии, продюсер подписывает с вами контракт на съемку сиквела, а аудитории эта сцена нравится больше, чем в первом варианте.
284

Картинка 6.53. Используя команду Match Frame и склейку с удалением (Replave
Edit), вы можете синхронизировать два клипа с помощью очень простой процедуры,
даже без использования маркеров.
Replace с In- и Out Кадрами
Склейка с удалением (Replaсe Edit) не требует никаких In- и Out-кадров, но вы можете их использовать, чтобы заполучить дополнительный контроль над этой склейкой.
Давайте вернемся а моменту закрытия дверей, где мы меняли общий план на крупный.
Допустим, что вместо того, чтобы менять целый план, мы просто хотим перейти на крупный план за одну секунду до того, как закрывается дверь. Мы можем сделать это, используя In-кадр и склейку с удалением (Replaсe Edit)
Начнем таким же образом. Откроем крупный план в окне Viewer и поставим курсор там, где закрывается дверь.
Потом, на линейке, мы находим аналогичное место и обозначаем In-кадр на секунду раньше. Убедитесь, что воспроизводящий курсор на линейке находится все на том же месте - моменте закрытия дверей. (Картинка 6.54)
285

Картинка 6.54. Склейка с удалением (Replaсe Edit) синхронизирует
воспроизводящий курсор на линейке и в окне Viewer, но, кроме того, эта операция
всегда "прислушивается" и к In- и Out-кадрам на линейке.
286

Когда вы выполняете склейку с удалением (Replaсe Edit), заменяется лишь только область между In-кадром клипа на линейке и концом клипа, а не замена целого клипа.
Теперь общий план переходит к крупного за одну секунду до того, как закроется дверь.
Склейка получилась непрерывной, так двери в обеих планах закрываются с одинаковой скоростью и мы знаем, что клипы синхронизированы между собой, потому что мы пользовались склейкой с удалением (Replaсe Edit).
Синхронизируйте Позицию Воспроизводящего курсора вне In- и Out-кадров.
Вы можете выполнить эту операцию, если даже место синхронизации находится за пределами заменяемого клипа. Если вы обозначите In- и Out-кадры на линейке и поставите воспроизводящий курсор за их пределами, положение воспроизводящего курсора будет служить точкой синхронизации.
Неплохо, правда? Должен признаться, что это мой любимый инструмент во всей программе.
Давайте потренируемся на том же примере. Допустим, что вместо того, чтобы переходить к крупному плану после того, как дверь закрылась, мы захотим смонтировать планы в процессе закрытия дверей (на пару секунд), а потом вернуться к общему плану, на котором дверь закроется окончательно. Это может быть отличная склейка: начинаем на общем, потом на пару секунд на крупный, а потом опять на общий. Так как нам надо синхронизировать материал, давайте для этой цели используем все ту же точку - момент закрытия дверей и выставим на нее воспроизводящие курсоры в окне Viewer и на линейке.
Потом мы выставляем In- и Out-кадры на линейке с обеих сторон того отрезка, в который хотим вставить крупный план. (Картинка 6.55)
Когда мы произведем склейку с удалением (Replaсe Edit), клипы будут синхронизированы по воспроизводящим курсорам, но для замены будет взято столько
(по времени) клипа с крупным планом, сколько отмеряно In- и Out-кадрами на линейке. Склейки по оба конца клипа будут непрерывными, так как все было синхронизировано по курсорам.
Согласен, это достаточно продвинутый способ использования склейки с удалением
(Replaсe Edit), но в процессе эксперимента может пригодиться все.
Например, вы можете применять этот трюк для синхронизации клипов без помещения на линейку их лишних “хвостов”, выходящих за пределы разметки.
287

Картинка 6.55. Вы можете установить свои In- и Out-кадры где угодно в
последовательности и потом применить склейку с удалением (Replaсe Edit),
ориентируясь по положениям курсоров. Здесь мы применяем склейку с удалением
(Replaсe Edit), несмотря даже на то, что курсор стоит за пределами In- и Out-
кадров.
288

Убедитесь, Что У Вас Достаточно Материала В
Окне Viewer.
Одна из самых больших проблем, с которой сталкиваются монтажеры, используя склейку с удалением (Replace Edit) - это недостаток материала с той или другой стороны воспроизводящей головки в окне Vіewer. Например, если вы хотите заменить
10-секундный клип на линейке и при этом ваш воспроизводящий курсор стоит на 7- секунде клипа, вам надо, чтобы в клипе, который вы хотите поставить на линейку, тоже было как минимум 7 секунд до текущего положения воспроизводящего курсора и
3 секунды после. Если в окне Viewer курсор стоит на отметке 1-секунд, то будь ваш клип длинной хоть в 30 секунд, у вас ничего не получится. Программа выдаст сообщение об ошибке “недостаточно материала”. (Картинка 5.65). Чтобы произвести эту склейку, вам нужно, чтобы ваш курсор находился хотя бы за 7 секунд после начала клипа и за 3 секунды до его конца. (Картинка 6.57)
Картинка 6.56. Чтобы выполнить склейку с удалением (Replace Edit) успешно,
необходимо, чтобы в заменяющем клипе было достаточно материала. Здесь,
воспроизводящий курсор в окне Viewer стоит на отметке в 1 секунду после начала
клипа, а воспроизводящий курсор стоит на отметке 7 секунд после начала клипа.
попытка произвести склейку с удалением (Replace Edit) приведет только к
сообщению об ошибке.
289

Картинка 6.57. Передвинув курсор вглубь клипа, вам будет достаточно материала
до и после текущего положения курсора, чтобы успешно выполнить склейку с
удалением (Replace Edit).
СКЛЕЙКИ С ЗАХЛЕСТОМ
(РАСЩЕПЛЕННЫЕ СКЛЕЙКИ)
Я уже немного объяснил, когда и почему надо использовать монтаж с захлестом.
Разделив склейки на звуковых видеотреках, вы можете сгладить порой очень некомфортную склейку. Монтаж с захлестом также обязателен почти для всех сцен диалогов.
Большинство монтажеров расщепляют склейки после того, как смонтируют последовательность, просто прокатив видеосклейку отдельно от звуковой или наоборот. (Картинка 6.58) Это хорошо работает, но часто приходится попотеть, пока нормально подгонишь склейки.
Картинка 6.58.
Простейший способ
создать расщепленную
склейку - это отдельно
прокатить либо
видеосклейку, либо
звуковую склейку.
290

Чистовая Подгонка Склейки с Захлестом
Разные ситуации требуют подгонки разной сложности, но комбинация таких инструментов, как Roll и Ripple предоставляет вам неограниченные возможности для подгонки расщепленных склеек, которые значительно сглаживают видеосклейки.
В качестве примера я попробую использовать типичный диалог:
Бен: Это новая игра! Я хочу назвать ее "Бесмыссленная
Смерть".
Трей: Бен, ты больной!
Бен (возбужденно кивает головой)
Трей (продолджает): Как они будут пересылать оружие по почте?
Бен: Да откуда мне знать, дюдя! Это Таиланд. Там не знают, что, черт возьми, происходит!
Картинка 6.59. Последовательность начинается с трех клипов, смонтированных
встык.
В большинстве случаев, в диалогах применяются непрерывные склейки. А в этой последовательности все склейки рваные. Вед я еще не сделал захлестов.
Теперь я хочу расщепить последнюю склейку, чтобы начать с реплики Бена " Да откуда мне знать, дюдя..." прозвучало на втором плане. Вот так:
1. Я воспроизвожу последовательность, останавливаю воспроизведение на том месте, где я хочу сделать склейку и ставлю там либо маркер, либо 1п-кадр.
2. Катаю видеоролик, пока он не достигнет нужного места. (Картинка 6.60)
291

Картинка 6.60. После того, как вы выставили маркер, прокатайте видеосклейку до
нужного места.
В некоторых случаях это все, что нужно сделать. Но иногда клип еще требует доводки.
Например, прокатав склейку, вы высвободили материал, который идет несинхронно со звуком. Например, в данном случае, хоть Бен и не смотрит в камеру, его движения не синхронизируются со звуком с клипа 3. Чтобы исправить ситуацию, мы можете воспользоваться инструментом Ripple (Картинка 6.61)
Картинка 6.61. Во многих случаях, чтобы достигнуть непрерывной склейки с
захлестом, вам понадобится выполнить дополнительный тримминг после главного
прокатывания склейки. Здесь я применял Ripple назад, чтобы сжать время между
репликами и добиться нужного времени для склейки.
Теперь, когда мы воспроизводим последовательность, мы видим, что захлест не изменился, но мы подрезали конец плана 2. Это как бы собрало склейку, убрав лишнее пространство и, что важнее, синхронизировав движения Бена в плане 2 со словами, которые мы слышим в плане 3.
292

Метки Для Захлеста
Так как монтаж с захлестом - фундаментальный раздел профессионального монтажа,
FCP имеет специальную функцию, созданную для облегчения установки захлестов: метки для захлеста. Когда вы выставляете In- или Out-кадры либо в окне Viewer, либо в окне Canvas, эта функция выставляет отдельные метки-привязки для видео и для звука. (Картинка 6.62). Это дает вам возможность установить склейки с захлестом еще до того, как клип попадет на линейку.
Спросите, зачем с этим возиться? Это прекрасная функция, если вы точно знаете, где и как вы хотите захлест. Например, довольно часто, когда я монтирую диалог, я замечаю, какую-то реплику или какое-то движение, на котором у меня будет склейка с захлестом. Я могу установить In-кадр только для видео или только для аудио прямо в окне Viewer и вычислить второй кадр позже.
Картинка 6.62. Пометки для захлеста дают вам возможность выставить
отдельные In- и Out-кадры для видео и для звука. Видеопометки - это наивысшая
половина In- или Out-кадра, а звуковые - наинизшая. Вы можете как угодно
перетаскивать каждую метку, нажав клавишу Option.
293

Как Устанавливать Метки Для Захлеста
Метки для захлеста могут быть установлены (и удалены) через команды меню Mark
(Картинка 6.63) или через контекстное меню в поле прокрутки окна Viewer или
Canvas или в поле воспроизводящего курсора линейки. Я знаю, что, как хорошим монтажерам, вам не терпится научиться устанавливать их "на лету" с помощью клавиатурных сокращений. Вот некоторые из них:
Обозначить In-кадр для видео
Обозначить Out-кадр для видео
Обозначить In-кадр для аудио
Обозначить Out-кадр для аудио
Ctrl+I
Ctrl+O
Command+Option+I
Command+Option+O
Картинка 6.63 Меню Mark содержит
подменю для маркировки склеек с
захлестом и очистки этой маркировки.
В то время как вы можете использовать
клавиатуру для установки отдельно
каждого In-кадра и каждого Out-кадра,
для очистки надо использовать Option+I
или Option+O (это удалит оба In-кадра и
оба Out-кадра) или Option+X (будут
удалены все метки).
В то время как метки для захлеста позволяют вам выполнять сложную операцию одним нажатием клавиши, эта функция требует еще и особенного контроля с вашей стороны, так как нужно всегда точно рассчитывать захлесты. Вам нужно держать в голове в два раза больше информации, чем при обычной склейке. Где должно начинаться видео в исходном клипе? Гд е звук? Они начинаются в одном месте или должен быть захлест? В какую сторону захлест? Гд е начинается и где оканчивается захлест?
294

Четырех-, Пяти-, Шестишаговый Монтаж
При трехшаговом монтаже вам надо задать лишь три необходимых параметра, чтобы произвести склейку. Но когда вы работаете с захлестом, количество необходимой информации сильно варьируется. И могут понадобиться самые неожиданные комбинации.
Один Захлест
Простейший случай - это когда вам нужно указать лишь один параметр для захлеста.
Например, вы можете указать разные In-кадры для исходного видео и звука и оставить
Out-кадры неопределенными. Потом вы можете установить неразведенные In и Out- кадры в окне Canvas (Картинка 6.64)
Картинка 6.64. Простейший случай использования меток захлеста - это
обозначить только одну из четырех меток. Как и при трехшаговом монтаже, вы
можете оставить один параметр неуточненным.
295

Когда вы применяете склейку, тот из In-кадров исходного клипа (аудио или видео), который идет раньше по времени, будет стыковаться с In-кадром клипа на линейке
(Картинка 6.65)
Картинка 6.65. Когда вы ставите этот клип в последовательность, In-кадр в
последовательности соотносится с более ранней из In-меток исходного клипа.
Это самый распространенный способ использования меток-захлестов, но сразу предупреждаю, что обратный ход не работает. Если вы разделяете Out-кадр клипа и указываете Out-кадр записи (на линейке), FCP проигнорирует Out-кадр и будет считать, что это неразделенный Out-кадр. Это неправильная логика работы программы и если вы не будете о ней знать, то это может доставить вам немало раздражения. К сожалению, из-за этого ваша свобода действий ограничена.
(Картинка 6.66)
296

Картинка 6.66. Одна комбинация, которая не работает (без уважительной
причины) - это когда вы задаете расщепленный Out-кадр исходника, не указав при
этом параметров In-кадра записи.
297

Два Захлеста
Иногда вам понадобится точно указать точные места, где в последовательности будут находиться склейки. Как я объяснил, программа по умолчанию синхронизирует In-кадр последовательности с более ранним из двух In-кадров в окне Viewer. Если вы хотите избежать этого и сделать так, чтобы In-кадр стыковался с более поздней из расщепленных склеек, вы можете этого добиться, установив только одну метку захлеста в последовательности (Картинка 6.67).
In-метка только для видео.
Картинка 6.67. Если вы хотите преодолеть параметр FCP, согласно которому в
начало последовательности ставится более ранний из захлестов исходника,
установите In-метку на линейке. И склейка окажется там, где вы хотите.
298

Зачем это делать? По причине того, что каждый клип, который ложится в последовательность, должен нормально сочетаться с клипами, которые уже там находятся. Если вы монтируете с большим количеством захлестов, надо обязательно создавать непрерывность - либо по видео, либо по звуку.
Например, вы монтируете последовательность , в которой двое человек ведут диалог.
Вы монтируете их на среднекрупных планах и вы хотите создать L-захлест, так что уходящее видео заканчивается еще до того, как вступает звук со следующего клипа.
Вы можете расщепить соответствующие входящие видео и звук в окне Viewer, но когда вы будете ставить клип на линейку, вам надо обязательно поддержать непрерывность звука, чтобы диалог был непрерывным; при этом на видео вы не обращаете особенного внимания (Картинка 6.68). Чтобы этого достичь, просто обозначьте In-кадр для аудио в нужной точке на линейке и диалог будет монтироваться идеально. Видео может потребовать некоторой доводки, но зато L-склейку вы сможете применить одной операцией.
ПОДСКАЗКА: Вы не можете установить две пары расщепленных склеек, которые
не будут сочетаться с соседними планами. Если вы попытаетесь установить
захлест исходника, в котором звук будет опережать видео на 20 кадров и в то же
время на линейке вы установите захлест в 10 кадров (или видео будет опережать
аудио), вы получите сообщение об ошибке Неправильной Склейки (Invaid Edit).
Мультизахлест
Чем больше вы будете приобретать опыта и уверенности, тем больше вы будете экспериментировать с усложненными метками захлеста, будете выполнять очень сложные захлесты одним нажатием клавиши (представьте план с L-захлестом в начале и J-залестом в конце, который ложится в нужное вам место на линейке, которое вы задали с помощью метки захлеста). К сожалению, очень возможно, что не все комбинации будут срабатывать (одну я уже описал), - хотя по идее должны. Если вы попадете в такую ситуацию, значит вы наткнулись на баг. Позвоните или напишите в
Apple.
Но чем дальше я захожу в этих экспериментах, чем более усложненные операции я произвожу, - в сравнении с теми, которые я описал в предыдущих разделах, тем больше я нахожу, что трачу гораздо больше времени на подготовку захлеста, чем на его осуществление "одним нажатием клавиши". В итоге бывает, что иногда гораздо проще выполнить несколько простых операций на линейке.
299

In- метка только для аудио
In
Картинка 6.68 В этом примере я сначала точно указываю аудио -In на линейке, а
потом в один шаг осуществляю L-захлест по меткам захлеста в окне Viewer.
300

ДЕЛИТЕ БОЛЬШОЙ ПРОЕКТ НА
НЕБОЛЬШИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Если вы монтируете большой фильм и хотите упростить процесс монтажа, воспользуйтесь функцией Nested Sequence (Комплексная Последовательность).
Вы можете монтировать каждую сцену в отдельной последовательности, потом создать мастер-последовательность и расположить на ней последовательности сцен в нужном порядке. (Картинка 6.69) При этом переставлять местами сцены так же легко, как обычные клипы. Просто выберите сцену, перетяните ее на новое место, удерживая клавишу Option, и отпустите мышь.
Картинка 6.69. вы можете смонтировать каждую сцену на отдельной линейке, а
потом собрать фильм в мастер-последовательности. При этом сцены
переставляются, как будто это обычные клипы.
К сожалению, изначально эта технология разрабатывалась не для этих целей, а для работы с приложениями по композитингу (см. раздел о композитинге в Главе 8,
"Спецэффекты"). Поэтому приготовьтесь к тому, что некоторые функции работать не будут.
Изменение Длины Не Отображается
Хотя большинство монтажных изменений, производимых в последовательностях более низкого порядка отображаются на мастер-линейке, если вы измените длины той или иной последовательности, на мастер-линейке это не отразится.
Например, вы положили 10 сцен на мастер-последовательность и при этом длина сцены
4 - 2 минуты 23 секунды. Потом на соответствующей линейке вы выполнили Ripple, что укоротило эту последовательность на три секунды. На мастер-линейке длина сцены 4 не изменится: 2 минуты 23 секунды. Просто вместо последних трех секунд будет отображаться черный экран. Если же вы удлинили последовательность на 3 секунды, мастер-линейка просто обрубит ее на пометке 2:23.
301

Выход: Воспользуйтесь Ripple
Выход из ситуации довольно простой: просто выполните на мастер-линейке операцию
Ripple по отношению к нужному клипу, чтобы подровнять сцену под ваши изменения.
(Картинка 6.70)
Картинка 6.70 Вы можете выделить склейку сцены и перетащить ее с помощью
инструмента Ripple, как в случае с простым клипом. Это обновит вашу мастер-
линейку .
Не Надейтесь На Экспорт EDL.
Другой недостаток архитектуры комплексных последовательностей - то, что вы не сможете экспортировать EDL с мастер-линейки, который бы отображал все клипы, использованные в каждой последовательности. Такой EDL не сможет прочитать архитектуру последовательностей более низкого порядка, поэтому у вас будет лишь
EDL, состоящий из десяти бесполезных клипов.
Выход: Воспользуйтесь Буфером Обмена
Есть два единственных пути решения этой проблемы:
- экспортируйте EDL для каждой последовательности
- создайте мастер-последовательность, скопировав через буфер обмена все клипы каждой последовательности на одну линейку.
Согласен, это не самые удобные варианты. Если вы воспользуетесь буфером обмена, то ваша мастер-последовательность может разбухнуть до невероятных размеров и на ее создание может уйти немало времени (буфер обмена в FCP, как известно, не очень быстрый). Более того, если после этого вы будете производить изменения в какой- нибудь из последовательностей, они не будут отображаться на мастере. Но если вы создадите мастер после окончательного монтажа, это позволит экспортировать нормальный EDL для всего фильма, что позволит вам в любой момент вернуться к работе или работать с проектом на другой монтажной системе.
302

Еще О Проблемах Организации Медиа В
Проекте
Перезахват, нахождение клипов после перемещения (reconnection) и другие операции по организации медиа в проекте могут создать ошибки при работе с последовательностями, составленными из последовательностей более низкого порядка.
Я не знаю другого выхода, кроме как вообще избегать работы комплексными последовательностями, если вам надо произвести какую-либо из вышеперечисленных операций. Надеюсь, в следующих версиях FCP эти проблемы будут исправлены.
БОЛЬШАЯ КАРТИНА
Все тонкие монтажные приемы, изложенные в этой главе, направлены, в основном, на шлифовку и подгонку тех или иных мелких склеек в вашем проекте. И это очень ценные техники, та как вы наверняка будете использовать их для обработки тысяч склеек вашего большого проекта.
Но не забывайте время от времени окидывать взглядом шахматную доску целиком.
Грубая монтажная ошибка, допущенная в масштабе всего проекта, гораздо более опасна, чем грубая склейка или использование Roll вместо Ripple.
Что Делает Последовательность?
Когда вы воспроизводите последовательность целиком, спросите себя, работает ли она?
В идеале, повествование должно течь гладко: монтажные склейки не должны отвлекать зрителя и нарушать повествование. Также, нужно не ошибиться с ритмом: не должно быть "провисающих" мест, где ничего не происходит, а также никаких "сверхплотных" мест, где зрители не понимают, что происходит. В конце концов, в последовательности не должно быть ошибок непрерывности - как по вине монтажера, так и по вине съемочной группы. Если вы находите такие проблемы, немедленно вернитесь к ним и исправьте.
После того, как вы смонтировали несколько сцен, соедините их вместе и оцените в целом. Вот некоторые моменты, на которые надо обращать особенное внимание.
303

История
В большинстве случаев драматургически фильм состоит из тем, которые вы стараетесь раскрыть и идей, которые вы стремитесь утвердить или опровергнуть.
Достигли ли вы этого в своем фильме? Если вы делали информационный фильм, подаете ли вы в нем всю необходимую информацию последовательно, эффективно и лаконично? Если это игровой фильм, поражает ли он силой своей драмы? Он оригинален? Он впечатляет?
Отложите Сценарий В Сторону
Иногда главная болезнь фильма "заложена" уже в сценарии. Вы можете, конечно же, свалить всю вину на сценариста, но от этого монтировать фильм вам легче не станет.
В некоторых случаях сценарий вообще теряет всю свою значимость - и вы должны будете создавать практически новый фильм из предоставленного вам материала.
Если фильм в критическом положении, дело может дойти до того, что вам придется выбрасывать целые сюжетные линии или уводить главную сюжетную линию на задний план, ставя вместо нее то, что изначально задумывалось как элемент драматургического фона. Разумеется, что в такой тяжело ситуации вам придется работать в тесной связка с режиссером и сценаристом для принятия решений.
Честность - Лучшая Политика
Все члены производственной группы должны крайне честно относиться к своей работе и трезво осознавать, что работает, что не работает и что можно сделать, чтобы улучшить фильм как таковой. В то время как я, в общем-то, стою на позиции толерантности в вопросах критики чужого труда, я считаю медвежьей услугой говорить, что то-то хорошо, когда на самом деле это не так. К своему фильму надо относиться так же честно, как и к любому другому.
Клиент Всегда Прав
Конечно же, все мы стремимся сделать из каждой своей работы шедевр, но если вы работаете, предположим, по корпоративному или правительственному заказу, то главной вашей целью должно быть удовлетворить клиента. Не важно, нравится или не нравится фильм вашей жене или вашему мужу, или вам самим. Ваша задача - дать клиенту то, чего он хочет.
Продемонстрируйте Свое Творение
С другой стороны, если вы монтируете фильм для публичной демонстрации, в вашу ответственность перед продюсером или режиссером входит смонтировать фильм так, чтобы он максимально понравился целевой аудитории.
304

Я имею в виду обратную связь. На определенной стадии производства обязательно нужно показать фильм какой-нибудь незаангажированной стороне (в идеале, представителям целевой аудитории), чтобы получить реальную оценку своей работе.
Сокращайте
Если фильм затянут, неважно, насколько он хорош: усталость и нетерпение оттолкнут от вас зрителей. Золотое правило кинобизнеса - если можно фильм сократить, то в девяти из десяти случаев это пойдет ему только на пользу. Если вы понимаете, что фильм не работает, начните с поиска того, что можно выбросить.
Недавно я смотрел черновой монтаж фильма одной моей знакомой. Это была экранизация театральной постановки и в черновом варианте фильм длился 96 минут.
Но режиссеру почему-то фильм не нравился и она попросила меня помочь советом. В то время как очень многие сцены были просто великолепные - смешные, правдоподобные, блестяще сыгранные - дюжина сцен были очень плохие, плохо сыгранные - неправдоподобные, в конце концов. В довершение, почти все сцены были затянуты. Я решил, что треть фильма просто великолепна, треть - посредственна, а треть - просто ужасна.
Я предложил режиссеру сократить фильм до размеров короткометражки. При длительности в полчаса это было бы отличное кино. Конечно, придется попотеть, чтобы собрать все хорошие моменты, но ведь получасовой хит лучше занудного полного метра.
Длина фильма влияет на зрителей гораздо сильнее, чем вы можете себе представить.
Отчасти - по физиологическим причинам. Задайте вопрос, сколько времени может без проблем высидеть ваша аудитория? (Кресла в кинотеатрах очень удобны, - в отличии от стульев в учебных аудиториях или презентационных комнатах). Понадобится ли вашим зрителям перерыв, чтобы сходить в туалет? Может, эти вопросы вам покажутся глупыми, но к ним надо относиться серьезно.
Я помню один из первых показов "Титаника", когда один из зрителей признался, что всю последнюю треть фильма с кучей планов разъяренной воды он безнадежно хотел в туалет. По его словам, после фильма очередь в туалет растянулась неимоверно.
Если у вас в фильме нет таких звезд, как Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет (и такого режиссера, как Джемс Кэмерон), которые удержат ваших зрителей на местах, вам надо позаботиться о влиянии таких моментов на впечатление зрителей от вашего фильма.
Чтобы выбросить плохой материал из фильма, большого ума не надо. Но только очень хороший монтажер знает, что из удачного материала нужно сократить, чтобы фильм выглядел еще лучше.
305

Продолжаем Сокращать
Независимо от того, сколько я провозился с той или иной сценой, каждый раз, когда я принимаюсь за нее вновь, передо мною сразу открывается масса мест, откуда еще можно выбросить хоть несколько секунд материала. Доверяйте своим зрителям - они не такие уж дураки, чтобы не прочитать любой ваш кадр за считанные секунды; не уставая, кормите их все новыми и новыми мыслями, все новой и новой информацией, которая будет цепко держать их внимание. Я имею в виду не гламурные сахарные кадры в угоду ленивому обывателю, который, не слезая с любимого диванчика, переключает ТВ-каналы, - я о насыщенной смыслом информации, которая вызовет искренний интерес ваших зрителей.
В черновом варианте "Хочу" длился 190 минут! Я планировал длительность в 90-110 минут. Как видите, мне предстояло сократить фильм чуть ли не наполовину.
Перед тем как, скрепя сердце, я начал выбрасывать целые сцены, я пересмотрел весь фильм и максимально уплотнил каждую сцену. Подрезал некоторые сюжетные линии.
Убрал ненужные переходы. Таким образом, я выиграл целых 40 минут. Пять секунд тут, десять секунд там, - и фильм не только стал короче, а еще и динамичнее, а значит, интереснее. После второго такого прохода я вырезал еще 12 минут.
Расстаемся С Самым Дорогим
Даже если вы в полном восторге от композиции в конце плана, когда двое женщин гуляют по набережной в восхитительном контражуре от лучей восходящего солнца, это никак не оправдывает 15-секундного "провисания" между последней репликой диалога и этим замечательным планом.
Если вы до сих пор считаете, что рождены для монтажа, то сразу приготовьтесь к тому, что почти каждый фильм, на котором вы работаете, будет напичкан сценами и кадрами - подчас очень короткими - при виде которых вас будет распирать от гордости. Или склейками, на которые вы потратили по часу времени на каждую, причем одна из них в секунду выражает сразу тему и идею фильма. Или вам попадется какая-то сцена, которая обошлась продюсеру в целое состояние. А в другой сцене актеры играют до того хорошо, что с режиссером прямо на площадке случается приступ восторга...
Как бы там ни было, чуть только что-то из этого не укладывается в фильм или сцену - его место в корзине. И выбросить это должны именно вы.
Я расскажу вам одну историю. В моем фильме "Хочу" был один интересный персонаж, старушка по имени сеньора Гуэро. Я хотел провести тонкую аналогию между ней и одной молодой девушкой, которой был увлечен Трей, поэтому я попросил актрису сыграть обе роли. С помощью латекса и грима мы "прибавили" ей возраста для сцен, в которых она изображала старуху.
306

Нужно отметить, что актриса с трудом переносила изнурительный процесс гримировки. Чтобы наложить латекс, нужно было целых пять часов и это создавало дискомфорт. Более того, после отсмотра материала я пришел к выводу, что грим наложен плохо и сцену надо переснять, загримировав ее другим латексом. Поэтому на сцены, которые мы планировали снять за два дня, ушло больше шести. Работа спецгриммера стоила очень дорого, к тому же, все сцены с ее участием были эмоционально насыщены и очень трудны для съемки. Те шесть дней были, безусловно, самыми напряженными и дорогостоящими за всю съемку.
В конце монтажа, недовольный фильмом, я вырезал целую сюжетную линию - ту, в которой участвовала сеньора Гуэро. Это было очень трудным решением, которое все изменило - и в лучшую сторону. Такой выбор не только дал мне возможность сэкономить десять минут экранного времени, он открыл нам новый способ, как можно соединить некоторые сцены. Всей съемочной группой мы грустили за сеньорой Гуэро, но именно удаление ее сюжетной линии было именно тем, чего не хватало.
Найдите Лишнее
Повторение, в общем, хороший прием, например в комедии или в фильмах с напряжением (см. раздел "Второй Раз Смешнее" в Главе 3). Но в своем фильме вы неизбежно найдете сцены или планы, которые покажутся вам лишними. Возможно, повторяется одно и то же событие, две сцены могут идти с одинаковым настроением или какой-то, без сомнения, важный жест или план повторяется слишком часто. Вы должны удалять такие элементы. Лучше оставьте что-то одно, но самое лучшее, а все остальное вырежьте. В большинстве случаев повторение просто-напросто тормозит историю ненужной информацией.
Монтируйте Сцены Перекрестно
Есть один маленький секрет, который поможет сократить фильм. Это перекрестный монтаж сцен. Вы еще убедитесь, что если перекрестно смонтировать две сцены длительностью по четыре минуты, то в сумме запросто можно получить не восемь, а шесть минут практически без потерь для содержания. Я гарантирую, что такая практика сэкономит вам как минимум одну минуту на каждой сцене, что не так уж мало.
С помощью этой техники вы сможете удалить много лишних элементов. Допустим, у вас есть три сцены, которые лишь дополняют какое-то одно событие или сценарный элемент. Смонтируйте их перекрестно, оставив лишь то, что нужно. Иногда достаточно оставить по одному плану с каждой сцены.
307

Борьба Сантиметров
В прошлом я занимался яхтовым спортом, и кто-то когда-то сказал мне, что гонки на яхтах - это борьба сантиметров. Не столько потому, что на финише тебя могут обойти на считанные сантиметры, но больше из-за того, что при очень тесной гонке, яхты могут маневрировать на расстоянии всего нескольких сантиметров друг от друга, часто цепляясь и нанося удары друг другу. К тому же, чем плотнее парус, тем точнее вы можете контролировать ветер, и, натянув основной парус на десять сантиметров выше, вы можете поймать нужный поток, который и определит, кто выиграет гонку, а кто проиграет.
Так же и в монтаже. Микроскопические изменения могут сильно повлиять на весь фильм. Если вы "промажете" на 3-4 кадра, это может полностью испортить переход или склейку. Одна неудачная склейка может испортить всю сцену. Удаление одного лишнего кадра может изменить динамику всей последовательности. А одна затянутая сцена может сделать нудным весь фильм.
Однако, не переусердствуйте с борьбой сантиметров. Перед тем, как менять что-то кардинально, поэкспериментируйте с небольшими изменениями. Чем больше опыта у вас будет, тем тоньше вы будете чувствовать важность небольших изменений.
В начале своей карьеры я монтировал небольшой фильм о гостиничном клерке. Когда я показал черновой монтаж режиссеру, ему ужасно не понравилось. Он не мог точно сказать, что именно. Все, что он сказал - что я не передал силу актерской игры.
Несколько дней я рылся в корзине (я монтировал на 16-мм пленке) в поисках планов, которые бы спасли фильм. Не найдя их, я начал сомневаться в себе и полностью все переклеил. Разочаровавшись, я по памяти начал возвращаться к первоначальному варианту. Однако, при этом я случайно потерял один план (когда монтируешь на пленке, такое случается довольно часто) и смонтировал сцены без него.
После того, как я отсмотрел фильм, я понял, что он смотрится совсем по-другому.
Планом, который я потерял, был незначительный план-реакция главного героя. Когда я показал новый вариант режиссеру, он опять не смог заметить, в чем разница, но однозначно сказал, что этот вариант - явный прогресс по сравнению с предыдущим.
Мораль: никогда не впадайте в отчаяние, делайте выверенные, терпеливые изменения и доверьтесь процессу. Не исключено, что вы спасете ту или иную сцену, просто поменяв два плана местами.
308

ИНТЕРВЬЮ: КРИС ТЕЛЛЕФСЕН
Крис Теллефсен начал свою карьеру в
1990 году, смонтировав "Метрополитен"
Уита Стиллмана. С тех пор он успел
поработать на довольно большом
количестве проектов - от импровизации
Уэйна Уанга "Грусть В Лице" до
скандально известного фильма Милоша
Формана "Народ Против Ларри Флинта".
На его профессиональном счету также
комедия Харольда Рамиса "Анализируй
это" и "Флирт С Опасностью" Девида
О’Рассела. Во время интервью он
монтировал фильм "Изменчивые
Тропинки" британского режиссера
Роджера Митчелла.

Майкл Воль: Чтоб вы больше всего любите в своей работе?
Крис Теллефсен: Среди всего прочего, больше всего я люблю монтаж сцен и работу с
дублями. Создание такой монтажной формы, в которой игра актеров бы просто
блистала. Ну и сборку фильма, конечно же.
Опишите, как вы преодолеваете путь от долгой черновой версии до чистового
монтажа?
Самое главное - почувствовать где сильные стороны фильма, а где слабые, где что
затянуто. Это достигается только путем многократного просмотра фильма. На
определенной стадии начинаешь чувствовать стилистику и хорошие места.
Соображаешь, что делать с ритмом, чтобы было интересно смотреть.
Монтажный ритм - очень важный вопрос - это вдохи и выдохи твоего фильма.
Вы можете немного рассказать о монтаже комедий?
Комедия имеет свою определенную форму: ее задача вызвать смех. Задача очень
четкая. Здесь главное обострить потенциально смешные моменты. Здесь на первом
месте смех. У тебя в голове как бы сидит целый зрительный зал и ты просто
прислушиваешься к его смеху. С драмой в этом плане труднее.
А что у вас на первом месте в драме?
Увлечение. Зрителя надо увлечь событиями, которые происходят с персонажами.
Чтобы он жил историей, приобретал опыт вместе с персонажами. Нужно
чувствовать присутствие зрителей, их отклик. В то время как в комедии знаком
такого сопереживания четко является смех.
Изменил ли компьютерный монтаж вашу работу?
Иногда самая лучшая склейка - это та, которую делаешь спонтанно. Вот что мне
больше всего нравится в цифре: здесь можно позволить себе быть очень
спонтанным. Тебе в голову может прийти идея и ты можешь ее тут же
реализовать. Это очень удобно. Это как бы развязывает руки. Я очень люблю
работать с пленкой, но в цифре можно достичь большего.
Как вам работалось с Милошем Форманом?
Он постоянно ворчал. Я делал четыре варианта сцены, а у него только разжигался
аппетит. Он говорил: "О, это уже лучше, только давай не четыре версии, а десять!".
Это было безумие. Я делал по 11 вариантов каждой сцены. Вкалывал, как в шахте.
Я не шучу, мы вместе сидели в монтажной с 9:30 утра до 23:00. И никаких
перекуров.

1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31


написать администратору сайта