Техника монтажа.Final cut. Руководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,
Скачать 14.4 Mb.
|
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. МОНТАЖ ЗВУКА. Вспомните фильм "Ведьмы из Блэр". Спорим, что чуть ли не любой из вас во время просмотра хоть раз подумал "Я тоже так смогу"?. Если судить с точки зрения сценария и операторской работы, то здесь я с вами согласен. Но вы можете и не подозревать, что перед тем, как фильм попал в ваш местный кинотеатр, на сведение звука было потрачена сумма, наверное, превышающая бюджет фильма в десять раз. Без такого превосходного звука никто не вытерпел бы этот фильм. Даже несмотря на то, что современная публика научилась относиться терпимо к низкому качеству операторской работы (о чем свидетельствует недавний успех таких фильмов, как "Ведьмы из Блэр" и им подобные - все они сняты ручной камерой на видео с низким разрешением), она совершенно нетерпима к плохому звуку (наверное, из-за широкого распространения в кинотеатрах системы объемного звучания). Без капли преувеличения, такие супернизкобюджетные фильм как "Ведьмы из Блэр" требуют очень тщательной работы со звуком, если они рассчитывают на успех на экране. РОЛЬ ЗВУКА В ФИЛЬМЕ Звук - это ток, который движет историю: невидимая сила, которая направляет видимые экранные элементы. Вот почему J- и L- захлесты так важны для монтажа диалогов. Непрерывный прозрачный звуковой трек - один из важных элементов, которые удерживают внимание зрителя. Проблема, с которой сталкиваются неопытные монтажеры, - это то, что звук невидим, поэтому им легко можно пренебречь. Но недооценка важности звука - очень серьезная ошибка. 312 Успех фильм больше зависит от хорошего звука, чем от изображения. В то время, как я полностью согласен с мыслью о том, что мы живем в визуальной культуре, все-таки на нас больше влияет то, что мы слышим, нежели то, что мы видим. Звук - это прямая связь с нашими эмоциями. Если смотреть - значить верить, то слышать - значит, скорее всего, чувствовать. Задумайтесь на минуту о силе, с которой на нас влияет музыка: симфония или даже хорошо сделанная песня могут вызвать у нас самые настоящие слезы или веселье. Редко картинка добивается такого эффекта. Все это находится на саундтреке, который создается во время сведения. ЧТО ТАКОЕ СВЕДЕНИЕ ЗВУКА? После того, как мы создадим синхронную фонограмму, последняя стадия монтажа - это сведение фонограммы. Итак, мы имеем дело с тремя типами звука - диалоги, шумы и музыка, которые нужно свести вместе. Как правило, весь этот поток находится на разных треках. Сегодня звук к среднему фильму находится на 24 - 28 разных дорожках; некоторый фильмы насчитывают до 120 дорожек! ДИАЛОГОВЫЕ ТРЕКИ Диалог или закадровый текст - это наиболее информативная часть вашего саундтрека. Он содержит множество звуковых компонентов, которые вы, естественно, захотите четко услышать. Мы имеем дело с общепринятой практикой, когда каждый голос отдельно обрабатывается с помощью эквалайзера, чтобы максимально оптимизировать его параметры. При сведении на традиционном микшерном пульте, каждой дорожке можно присвоить лишь какое-то одно значение эквалайзера, так что каждый голос размещается на отдельной магнитной ленте. ВЫРАВНИВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЭКВАЛАЙЗЕРА - Шлифовка аудиотрека с помощью повышения или понижения уровня звучания определенных частот или частотных полос. Например, вы можете поднять высокие частоты, чтобы добиться четкости, или опустить "бормотание" низкой частоты. 313 Аналогом этого в FCP является помещение каждого голоса н отдельную дорожку на линейке. Технически это не нужно, так как в FCP можно присвоить разные значения эквалайзера разным клипам, находящимся на одной дорожке. Однако, до сих пор в практике кинематографа часто звук принято сводить вне FCP. Если собираетесь это сделать, то вам придется развести все диалоги по разными дорожкам, так как внешние микшерные системы требуют такого разделения (Картинка 7.1). Картинка 7.1. Хорошо размещать диалоги каждого отдельного персонажа на отдельную дорожку. ДОРОЖКИ СО ЗВУКОВЫМИ ЭФФЕКТАМИ Все в вашем санудтреке, что не является ни музыкой, ни диалогами, отчасти относится к звуковым эффектам. Звуковые эффекты разделяются на шумы и спецэффекты. 314 Шумы Шумы исходят об объектов или событий, которые мы можем увидеть на экране. К ним относятся скрип дверей, шум шагов, звуки выстрелов, звонки телефонов и т. п. В то время как под все эти элементы принято отводить лишь одну дорожку, иногда случается, что несколько эффектов звучат одновременно. (Картинка 7.2) Картинка 7.2. На шумы надо отводить несколько дорожек. В крупнобюджетных проектах каждый шум пишется на отдельной дорожке. Воссоздание Звуковых Эффектов После Съемок Любой звук, который мы слышим на экране, может быть воссоздан во время пост- продакшн. Это предоставляет звукомонтажеру больше контроля над тем или иным элементом. С однй стороны, можно работать с уровнем шума, не затрагивая при этом диалоговые дорожки. Например, в фильме "Твистер" все звуки торнадо были полностью синтетическими. Были обработаны рыки диких зверей и шумы, издаваемые разными кухонными принадлежностями (посудомоечная машина и миксер). Если у вас нет денег и времени на ручное озвучивание шумов, вы можете воспользоваться стандартными библиотеками шумов (вы там можете найти стандартные шумы, вроде проезжающей машины, воя сирен или аплодисментов) 315 Обычно, эти библиотеки (как правило, на компакт-дисках) предлагают несколько вариантов одного и того же звука, поэтом всегда можно выбрать вариант, который лучше всего ложится под ваше изображение. Проблема в том, что, если вы не знаете хорошо той или иной библиотеки, на поиск нужного шума может уходить много времени. Ладе если у вас есть распечатка шумов, вы можете провести несколько часов, прослушивая чириканье птичек, пока не выберете нужное - если вы вообще его найдете. Не исключен вариант прослушивания нескольких десятков звуков разбивающегося стекла, после которых вы так и не найдете, что вам нужно. Фоли (Foley) Многие звукорежиссеры убеждены, что гораздо проще записать тот или иной звук самостоятельно, чем полагаться на библиотеки. Это один из способов воссоздать синхронные шумы, такие как звук шагов. Процесс записи таких шумов называется Фоли-запись, в честь Джека Фоли, одного из первых звукорежиссеров. Фоновые Шумы Кроме синхронных шумов, к шумам относят еще специфические звуки, характерные для атмосферы, в которой происходит действие - сумма шумов от источников, которые мы не видим. Если вы не живете в открытом космосе, любое место имеет свой набор характерных фоновых шумов. Допустим, если вы читаете эту книгу возле своей монтажной станции, шум компьютера - наверняка один из самых сильных звуков, который вы в данный момент слышите, но если прислушаться, то можно, наверное, услышать тиканье часов или шум кондиционера. Может быть, ваш стул немного поскрипывает, когда вы по нему ерзаете. А если на некоторое время замереть, еще можно услышать собственное дыхание. Хотя чтобы услышать все эти звуки, нужна очень высокая концентрация, но если бы они вдруг исчезли, вы бы сразу это почувствовали. Когда съемочная группа снимает сцену, все стараются не допускать ненужных звуков такой природы. Перекрываются улицы, окна драпируются тканью, шумные приборы выключаются. Это позволяет записывать синхронные шумы безо всяких примесей. А в монтажной комнате все эти эффекты воссоздаются, чтобы добиться максимально естественного эффекта. Это очень тонкая работа, равно как и один из важнейших элементов процесса работы над звуком. Вам надо добиться правильной смеси фоновых шумов, чтобы реалистично воссоздать ту или иную атмосферу. Как и в классическом примере Джека Фоли, который раскалывал арбуз, чтобы воссоздать звук, который получается, когда в человеческое тело всаживают нож. 316 Например, если сцена происходит в кафе на улице, и допустим на заднем плане проходит человек с собакой на поводке, вы можете вставить лай собаки, даже если на съемках собака своем не лаяла. Более того, вы можете спокойно вставить этот звуковой элемент между репликами героев. Вы создадите чувство реальности, не разрушив тем самым диалога. Атмосфера Даже если вы уберете все фоновые шумы, все равно останется еле заметный фон. Этот звук называется атмосферой, и она уникальна для каждой отдельной среды. Она записывается каждый раз после записи каждого диалогов. Атмосфера - важнейший элемент для создания реалистичного шума среды, в которой происходит действие. Атмосфера особенно важна, когда надо закрыть пробелы в диалоге. Например, допустим, что во время записи действительно удачного плана кто-то их съемочной группы кашлянул между репликами актеров. Поэтому вам надо вырезать три секунды паузы между репликами, чтобы убрать кашель. Но если вы просто вырежете диалог, то останется неестественная пустота. Если же вы наложите на нее атмосферу, никто не заметит пробела, так как уровень закадровых шумов останется тем же самым (Картинка 7.3) УРОВЕНЬ - имеется в виду уровень громкости звука Картинка 7.3 317 Тишина Из Подручных Средств Но что же делать, если звукооператор забыл записать атмосферу для "сцены с кашлем"? Выход - взять атмосферу из другой сцены, особенно если она записана в тех же декорациях. Но тогда нужно начинять этой атмосферой всю сцену. Если же такой возможности нет, то отыщите в "сцене с кашлем" нормальную паузу между репликами. Это можно просто сделать, если поискать тихие места на волновой диаграмме сцены (Картинка 7.4). Скопируйте этот участок и вставьте его в нужных местах (Картинка 7.5) Однако, будьте осторожны: если в "тишине" этого кусочка есть хоть какой-то различимый звук (например, проезжающая за окном машина), постоянное копирование и вставка его создадут неестественные повторы. В этом случае, вам надо отыскать несколько таких участок и просто перемежать между собой. Картинка 7.4. Участки, где графическая диаграмма не содержит колебаний (или почти не содержит), могут быть использованы для заполнения атмосферы сцены. Картинка 7.5. Периодически копируя и вставляя "немой участок" на линейку, вы можете создать самодельную атмосферу. Особенно эффективно эти участки можно использовать для звуковых переходов. 318 Спецэффекты В некоторых фильмах возникает необходимость наложить шумы, которые в данный момент не присутствуют в месте действия. Например, это может быть аудиоэффект, который воспроизводится, когда на экране появляется таблица или график. По ходу фильма "Хочу" мы хотели дать зрителю чувство углубления в разум Трея. Один из способов достижения этой цели лежал в области звукорежиссуры: когда Трей начинал терять чувство реальности, мы вводили в фонограмму звуковые эффекты, неестественные, которых на самом деле нет в данном месте действия. Так как один из факторов, сопровождающих упадок Трея - это огромный винегрет из рекламных слоганов, мы использовали много моментов из телевизионных роликов и радиорекламы. В начале фильма звук был оправдан присутствием в кадре его источника (телевизор, радио и т.п.). Однако, по ходу фильма эта реклама (иногда с умышленными искажениями или многослойным наложением) начинает вторгаться в фонограмму, даже если поблизости нет никакого источника. Используя звуки, которые не являются частью той или иной окружающей обстановки, мы разбиваем конструируемую реальность, но если умело использовать эту технику, она может изящно дополнить естественные элементы сцены, подчеркнуть тему фильма и как бы усилить голос звукорежиссера. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРЕКИ Музыка оказывает значительное воздействие на настроение сцены, но при этом требует очень осторожного подхода к ее выбору. Использование неправильной музыки может разрушить сцену, но использование нужного музыкального отрывка в нужном месте может превратить сцену в настоящий бриллиант. Не Прикрывайте Музыкой Плохие Склейки Музыка может сделать хорошую сцену еще лучше, но пытаться спасти музыкой плохо смонтированную последовательность - идея не из лучших. Перед тем, как подкладывать музыку вы должны смонтировать сцену так, чтобы она нормально выглядела и без музыки. Если это вам не удалось, если вы попытаетесь с помощью музыки подтянуть ее эмоциональный уровень, это может немного помочь, но тогда вы можете потерять аудиторию из-за того, что так открыто пытаетесь манипулировать ее эмоциями. Опытные зрители очень плохо воспринимают ситуацию, когда с помощью музыки им указывают на то, что они должны чувствовать в данный момент и пытаются 319 сопротивляться такому контролю, особенно если в сцене нет тех эмоций, которые навязывает музыка. Например, однажды я просто вышел из просмотрового зала после того, как услышал третье проведение темы скрипок. И правильно сделал, потому что, как мне потом передавали, эта тема звучала еще несколько раз. Временная Музыка Она может помочь вам в монтаже, если вы сразу подберете такую музыку, которая точно передает чувство и ритм сцены, над которой вы работаете. Конечно, если это будет не та музыка, что нужно, вы можете неправильно смонтировать сцену под ее влиянием. Если у вас в голове крутится какая-то песня, ее ритм и общее настроение повлияют на ваши монтажные решения и помогут вам создать более правильный темпоритм сцены. Однако, если вы до конца не уверены, что эта временная музыка не пойдет в окончательно сведенную фонограмму, монтаж сцены "под нее" может потом привести к серьезным проблемам. В этом случае монтаж, сделанный под черновую музыку, не "ляжет" под чистовую. Некоторые монтажеры во время работы ставят черновую музыку и это особенно им мешает. Но совсем другое дело - загрузить аудиоматериал в компьютер, поставить на линейку и монтировать сцену под него таким образом. Не доверяйте особенно черновому саундтреку. Если вам (или вашему режиссеру) очень понравится какая-нибудь песня, под которую вы смонтируете сцену, а потом вы не сможете заполучить права на ее использование, все закончится катастрофическим разочарованием. Я избежал этого во время работы над "Хочу", чередуя две-три песни в качестве черновой музыки. Так как я знал, что не буду так чередовать музыку в фильме, это спасло меня от привязки к какой-либо одной теме. Выбор Черновой Музыки Выбор музыки для фильма может быть тяжелым решением, и иногда очень тяжело найти что-нибудь, что подходило бы к сцене. Всегда хочется поставить что-то, что очень нравится самому, но не поддавайтесь искушению. Выбирайте музыку, которая соответствует сцене. 320 Дополнение Или Контраст? Первый вопрос, на который надо себе ответить при выборе музыки: хотите ли вы, чтобы музыка дополняла сцену, усиливая эмоциональное влияние сцены, или контрастировала с ней, создавая полифоническую фактуру? Первая стратегия очень похожа на ситуацию, когда вы диктуете зрителю, что ему надо чувствовать, но по большому счету, всем своим монтажом вы непрестанно указываете зрителю что чувствовать. Фокус в том, чтобы делать это тонко. Использование дополняющей музыки может создать четкое содержательное послание, которое очень легко понять, не чувствуя при этом опеки со стороны режиссера. Например, вы можете использовать музыку с ярко выраженным чувством тревоги (стаккато медных духовых на фоне тихой трепетной мелодии скрипок) для сцены, в которой персонаж пытается убежать от преследователя. Эта музыка усилит напряжение. Использование контрастной музыки снизило бы в этом случае эмоциональное напряжение сцены. Однако, иногда контраст может быть более провокативным. Например, в ключевой сцене в "Хочу" с Треем и его отцом было очень меланхоличное настроение. Между репликами были долгие паузы и оба персонажа много смотрели в пол. Сначала я решил выбрать дополняющую музыку, чтобы усилить настроение и я поставил медленную гитару на фоне синтезатора. Это сработало: музыка сделала сцену еще более грустной. Но от этого появилось ощущение, что сцена затянута. Я попробовал укоротить сцену и выбросил все, кроме самых необходимых диалогов. Все нормально, она стала динамичнее, однако потеряла в настроении. Поэтому я вернулся к предыдущему варианту и попробовал поменять музыку. Я нашел соло кларнета из этого же куска: спокойная мелодия со случайными резкими всплесками бурного отчаяния (так как только кларнет умеет). Я так подложил музыку, что всплески были как раз между репликами персонажей. Результат был блестящим! Музыка выразила подспудное напряжение, которое царило между персонажам и сцена совсем не казалась затянутой. Подкладывайте Музыку По Частям Музыка может очень привнести в сцену очень многое, но она может нарушать целостность фильма. Ведь музыка, вышедшая из-под пера композитора - это отдельный завершенный организм, живущий своей жизнью. Включение песни или произведения в смонтированную последовательность привносит в нее нечто новое. Но иногда ее вмешательство может оказаться для последовательности смертельным. Один из способов убедиться, что музыка в вашем фильме работает хорошо - это разложить ее на составные части и подкладывать их постепенно. Таким образом, вы как бы пересобираете музыку, так что ваши шумы и образы ее дополняют. Если музыка специально писалась под ваш фильм, эта процедура сводится 321 к экспериментированию с треками, включению и выключению различных элементов музыки (струнных, духовых, ритм-секции и т.п.). Как смотрится ваша сцена с теми или иными элементами? А не конфликтуют ли шумы с музыкой, можно одни заменить другими? В то время, как опытный композитор экспериментирует с этим сам, перед тем как представить вам окончательный вариант, не забывайте сами о таком эксперименте и используйте эту технику при монтаже музыки. Если вы работаете с записанной музыкой (не для вас), вы можете попросить друга- музыканта перезаписать песню или какой-либо инструмент (гитару или бас-гитару, к примеру). Можно переделать партию барабанов на секвенсере или драм-машине. Можно попытаться перезаписать всю песню по кускам. Однако, имейте в виду, что подобные упражнения по семплингу могут нарушить чьи-то авторские права. Прочитайте раздел "Никакого Воровства", чтобы почерпнуть больше информации об авторских правах на музыку. |