Главная страница

Техника монтажа.Final cut. Руководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,


Скачать 14.4 Mb.
НазваниеРуководство и коллектив Want, и всю Bare Witness Productions Group, Эрика Пельтье и, конечно же, Дэниэля Гамбурга, который всегда был готов выполнять все, о чем я попрошу,
АнкорТехника монтажа.Final cut.pdf
Дата19.12.2017
Размер14.4 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаТехника монтажа.Final cut.pdf
ТипРуководство
#12112
страница22 из 31
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31
Избегайте Лирики
Использовать музыку без вокала, в общем, хорошая идея, даже если сцена, на которую вы накладываете музыку, не содержит диалога. Лирика воспринимается слишком буквально и ее образы могут спорить с образами на экране. Лирика также может занять центральное место в вашем фильме и изображение может просто дополнять лирические образы, как в музыкальном видео. Конечно, здесь могут быть и исключения, как например с песней группы Doors "Конец", которая звучит в первой сцене фильма "Апокалипсис Сегодня". Хорошо подобранная вокальная музыка может прекрасно дополнять фильм, но только в очень исключительных случаях.
Малоопытные монтажеры должны остерегаться создания противоречия между повествовательностью песни и повествовательностью самого фильма.
Никакого Воровства
Бесплатное использование материалов с защищенными авторскими правами незаконно.
В музыкальной индустрии существует целый легион недовольных музыкантов, готовых загрызть любого, кто нарушит их авторские права. И они имеют на это полное право. Музыканты вкладывают много труда в свое искусство. Если вы включаете ее работу в свою и делаете на этом прибыль (коммерческую или чисто художественную), они заслуживают на должное вознаграждение.
Свяжитесь с издателем музыки по вопросу использования той или иной песни. Если вы используете музыку в документальном фильме или в фильме, не предназначенном для публичного показа, вы можете попробовать договориться о бесплатном использовании или минимальной плате. Однако, если вас поймают с фильмом, при создании которого
322
использована краденая музыка на телевидении или кинофестивале, вам придется уплатить штраф.
Наймите Композитора
Если у вас есть деньги и время, вы можете нанять композитора, который напишет музыку специально для вашего фильма. Композитор может соотнести ритм музыки с ключевыми моментами вашего фильма или сцены (вплоть до монтажных склеек). Вы также сможете позволить себе роскошь менять инструментовку или темп, чтобы подогнать музыку под фильм. Вместо обаяния известной всем песни, в ваших руках появляется полный контроль над музыкой. А подобная работа с чужой музыкой редко приносит желаемые результаты, тем более что на переделку чужой музыки тоже надо брать разрешение.
АУДИОПРОЦЕСС
Процесс создания готового саундтрека проходит четыре стадии: запись отдельных частей (и захват их на компьютер); монтаж звука и изображения; тонировка и подгонка; и окончательное сведение всех элементов звуковой партитуры фильма в один трек.
323

ЗАПИСЬ И ЗАХВАТ
Я не буду в деталях рассказывать, как правильно записывать звук. Для монтажера гораздо важнее понять, как правильно захватывать звук и работать с ним в FCP.
Вы не можете изменять уровень звука, если захватываете его в формате DV-аудио.
Что записано на ленту, в таком же виде идет на ваш жесткий диск.
Это не относится к захвату звука с других источников, таких как DAT-магнитофон или любой аналоговой источник (кассета, VHS, Hi8 или Betacam SP) или даже с микрофона, подключенного прямо к вашему компьютеру. В этих случаях в можете использовать функцию Gain control в таблице Clip Settings окна Log and Capture
(Картинка 7.6)
Если вы оцифровываете аналоговый сигнал
(предположим, с кассеты формата Betacam SP или кассетного аудиомагнитофона), на внешнем устройстве надо выставить уровень выходного сигнала в 0 dB, а в FCP - соответственно -12dB. В этом случаем аудио будет оцифровано без изменения уровня звучания. Чтобы добиться этого, найдите на вашей ленте участок, где уровень звучания выходного сигнала составляет 0dB (в начале пленки должен быть прописан пик специально для этой цели) и подстройте ползунки Gain control, пока индикатор не остановится на отметке -12dB.
Картинка 7.6. Ползунки Gain
неактивны, если вы
захватываете звук с DV-
носителя. В других случаях
используйте эту функцию для
контроля уровня входного
сигнала.
324

Аудиоформы
Вы можете захватывать звук пятью возможными способами, или в пяти "формах"
(shapes) (Картинка 7.7). В большинстве случаев выбор формы просто сообщает компьютеру, в каком формате был записан звук на оригинальном носителе.
Картинка 7.7. Звук может быть
захвачен пятью разными способами
в зависимости от формата записи
звука на ленте.
Как Был Записан Ваш Звук?
Большинство видеомагнитофонов записывают звук на один или два канала. Некоторые видеомагнитофоны пишут звук на четыре канала, однако редко используются все четыре. В профессиональном производстве почти всегда пользуются двумя каналами.
Это значит, что если у вас один микрофон, он пишется на один канал. Если два - они раздельно разводятся на два канала, т.е. по одному микрофону на канал. Таким образом, вы можете независимо контролировать их уровни, чтобы выставить оба на оптимальный уровень.
Допустим, на один канал вы пишете звук с пушки, на другой - с лавалье. Даже если оба микрофона направлены на один объект, вы, скорее всего, захотите писать сигналы раздельно, чтобы потом можно было выбрать тот или иной для монтажа или свести их в FCP, чтобы добиться более естественного эффекта, нежели при синхронной записи на площадке.
ПУШКА - Микрофоны часто называются по их модели работы. Пушка - это
сверхнаправленный микрофон, который ловит звуки в пределах очень узкого
угла впереди микрофона. В большинстве фильмов диалоги пишутся пушкой,
закрепленной на удочке. Это дает возможность располагать микрофон
довольно далеко от источника звука, чтобы он не попадал в кадр, но при этом
записать сигнал без примеси посторонних шумов.
325

ЛАВАЛЬЕ (ПЕТЛИЧКА) - Маленький всесторонне направленный микрофон,
который обычно прикрепляется к воротнику или отвороту одежды говорящего.
С помощью этих микрофонов принято компенсировать недостаток низких частот
за счет того, что микрофон крепится к груди говорящего, которая является
резонатором этого диапазона.
Иногда у вас может быть два радиомикрофона, каждый направлен на отдельного персонажа и записан на отдельный звуковой канал. Как видите, это другой случай, когда необходимо записывать сигнал отдельно, чтобы потом их можно было бы развести при монтаже.
Один Канал
Если ваш звук записан на один канал, укажите в контекстном меню именно на нужный канал. Канал 1 (Channel 1) эквивалентен левому каналу при записи, а Channel 2 - правому. FCP создаст клип с только одной аудио-таблицей и баланс будет отцентрован по обеим каналам, так что его можно будет одинаково слышать как слева, так и справа. (Картинка 7.8)
БАЛАНС (АУДИО) - аудиотрек может звучать из правого канала, из левого
канала, из обоих каналов одновременно (из центра) или с определенным
уклоном влево или вправо. Функция контроля за этой характеристикой
называется балансом.
Картинка 7.8. Если вы
захватываете клип только с
одним аудиоканалом, вы
можете видеть волновую
диаграмму сигнала и можете
выставлять уровень и баланс в
соответствующей таблице в
окне Viewer.
Два Моноканала
Если ваш трек был записан на 2 аудиоканала, выставьте контекстное меню на опцию
Ch 1 + Ch 2. Два канала будут разведены по разным трекам, и баланс будет выставлен по центру. (Картинка 7.9)
326

Картинка 7.9 Если вы
захватываете клип с
предустановкой Ch 1 +
Ch 2 (по умолчанию), в
вашем распоряжении
при монтаже будет 2
аудиографика в окне
Viewer. Баланс будет
выставлен по центру.
Стереоканалы
Много бытовых камер оснащены встроенными микрофонами, которые записывают звуковой сигнал на ленту в формате "стерео". Хотя качество встроенных микрофонов постоянно повышается, они пока еще не в состоянии записывать настоящий стереосигнал. Правильный стереосигнал требует, чтобы два микрофона находились на таком расстоянии друг от друга, на каком они сами находятся об объекта записи
(чтобы получался равносторонний треугольник). Если у вас есть такое "стерео" или на вашу пленку писалось настоящее стерео (скажем, с микшерного пульта на концерте), выставляйте предустановку в известном контекстном меню на режим Stereo. Это создаст клип с одной аудиодиаграммой, но с двумя каналами. Баланс будет выставлен таким образом, что канал 1 пойдет влево, а канал 2 - вправо. (Картинка 7.10)
Постфактум
Если вы вдруг сделали ошибку, установив неправильное значение контекстного меню до захвата звука и хотите изменить формат сигнала после того, как захвачен звук, просто измените аудидоформу клипа. Однако, помните, что сделать это можно только на линейке.
Линейка распознает и представляет стереозвук в форме двойного клипа, расположенного на двух соседних дорожках, на границах клипов вы можете видеть индикаторы стереосигнала в виде четырех маленьких стрелочек, попарно направленных друг к другу. (Картинка 7.11). Если вы выбираете стереоклип, в меню
Modify включается функция Stereo Pair (Стереопара) (Картинка 7.12)
327

Картинка 7.10.
Стереоклип
отображается двумя
треками в одной таблице.
Функция контроля
баланса, доступная в не­
стерео аудиографиках,
здесь представленна в
виде функции Spread,
которая подстраивает
баланс обоих каналов
одновременно.
Индикатор Стереопары
Картинка 7.11. Индикатор стереопары виден на клипах на линейке.
Картинка 7.12. Галочка напротив функции
Stereo Pair включается, когда на линейку
попадает стереоклип.
328

Выбрав в меню опцию Stereo Pair, вы можете изменить аудиоформу клипа. Чтобы уничтожить один трек целиком, выберите его на линейке и уничтожьте. Это изменение не повлияет на сам клип в браузере, но клип, с которым вы работаете на линейке, приобретет новые свойства.
ПОДСКАЗКА: стереопары должны начинаться и оканчиваться в один и тот же
момент, у них должны быть одинаковые уровни и ключевые кадры, поэтому если вы
выберете два аудиоклипа с разной длиной или разными установками ключевых
кадров и превратите их в стереопару, FCP изменит второй клип под установки
первого клипа.
Режим Mono Mix
Иногда нужно сконвертировать звук, который был записан на два трека, в моносигнал.
В этом случае в контекстном меню в окне Log and Capture выберите функцию Mono
Mix (Моносмесь). Это сведет два сигнала в один моносигнал для монтажа.
МОНТАЖ ЗВУКА
Правил монтажа звука в основном совпадают с правилами монтажа изображения.
Однако, вот несколько моментов, на которые нужно обращать особенное внимание.
Воспроизводите Звук на малой Скорости.
Иногда необходимо попасть на нужный кадр в аудиоклипе, например, если вы хотите отыскать точный момент в звуке закрывания двери или пытаетесь уловить последнее слово в предложении. Если вы будете использовать колесо прокрутки Jog или стрелочки влево и вправо на клавиатуре, FCP воспроизведет весь звук покадрово на нормальной скорости, но рывками. Вы услышите весь звук в пределах одного кадра, воспроизведенный на нормальный скорости.
В ином случае вы можете слушать звук на замедленной скорости, используя ползунок
Shuttle или клавиатурные сокращения K+L. Это создает эффект замедленного воспроизведения звука. Звук воспроизводится непрерывно и скорость понижена настолько, что вы легко можете услышать границы нужного слова или другого звукового отрезка.
329

Обычно я пользуюсь ползунком Shuttle, если хочу узнать точное начало или конец определенного звука (особенно это касается слов или долгих резких звуков). Этот эффект основывается на том явлении, что звук может начинаться или оканчиваться в границах одного кадра. Даже если одна секунда видео содержит 25 или 30 кадров, то одна секунда звука содержит 48 000 аудиосэмплов. Это значит, что в одном видеокадре содержится 1600 сэмплов. То есть 1600 возможностей для начала и окончания того или иного звука.
Синхронизируйте Звуки, Которые Начинаются
в Середине Кадра
Если аудио и видео не синхронизируются в рамках одного кадра, вы можете двигать звуковой трек с частотой дискретизации в 1/сотую кадра, чтобы исправить ошибку синхронизации.
Допустим, взрыв начинается в 13-м кадре вашей последовательности, но звук запаздывает на полкадра. Несмотря на то, что это, казалось бы, крошечная нестыковка, человеческое ухо может легко ее распознать и зрители это заметят. Вот способ решить эту проблему:
Сначала откройте клип в окне Viewer и увеличьте масштаб до максимума (zoom in)
(Картинка 7.13). Воспроизводящий курсор отобразит границы кадра. Все сэмплы данного кадра укладываются в обозначаемую ширину воспроизводящего курсора.
Картинка 7.13. Когда вы
очень сильно увеличиваете
масштаб волновой диаграммы,
вы можете увидеть, сколько
звука умещается в один кадр
(темная область).
330

Вы можете изменить звук таким образом, что кадр начнется как раз в начале звука взрыва, просто перетащив воспроизводящий курсор в нужное место и установив новый
In-кадр. эта операция автоматически подвинет Out-кадр таким образом, что общая длина клипа не изменится. Так вы подстраиваете звук под изображение.
Чтобы двигать воспроизводящий курсор в пределах одного кадра, просто удерживайте клавишу Shift во время перетаскивания. (Картинка 7.14). Это позволит вам разместить головку точно в том месте, где начинается нужный звук. После этого нажмите клавишу I, чтобы установить новый In-кадр. (Картинка 7.15)
Картинка 7.14. Удерживайте Shift и
перетягивайте воспроизводящую головку
в нужное место в рамках кадра.
Картинка 7.15. Установка нового In-
кадра подтягивает аудиоклип отдельно
от видео, соотнося начало звука с
началом видео.
331

ТОНИРОВКА
FCP предоставляет в ваше распоряжение массу способов как можно улучшить качество ваших звуковых клипов и манипулировать вашим звуком в художественных целях.
Если вы хотите создать убедительный реалистичный саундтрек, одна из лучших стратегий улучшения качества звука, - это подстройка звука под акустическую среду, в которой он звучит. Эта работа относится к тонировке.
Это приобретает особую важность, когда вы тонируете диалоги после съемки.
Тонировка Диалогов
Некоторые части звука, записанного во время съемок неизбежно будут непригодны для чистового монтажа: в сцене, разворачивающейся в середине 17 века вы вдруг услышите звук пролетающего сверху самолета, или электростатический разряд вдруг поразит петличку в самой середине напряженного диалога. Режиссеру может вздуматься переозвучить некоторые реплики, которые, на его взгляд, выпадают из общего монолога, даже если он записан качественно.
Существует целая линейка профессионального оборудования для тонировки. Актер проговаривает текст в микрофон в то время как слышит черновой звук в наушниках и смотрит на экран, чтобы синхронизировать свою речь с движением губ на экране. Этот процесс повторяется до тех пор, пока актер максимально не приблизится к изображению по синхронности и к требованиям режиссера по настроению.
Если у вас нет под рукой профессиональной тонировочной станции, вы можете спокойно сделать это дома. Посадите актер напротив своей FCP-станции, загрузите проблемный клип в окно Viewer и выберите функцию повторяющегося воспроизведения (Loop Playback) в меню View. Скорее всего, вам надо будет озвучить какой-то определенный участок сцены, поэтому установите In- и Out-кадры вокруг этого отрезка и воспользуйтесь командой Play In to Out (Shift+\). Запустите черновой звук в наушники актера, а то, что он наговорит в микрофон, запишите на чистую DV- кассету. Прорепетируйте участок несколько раз, чтобы он мог "поймать" движения губ. В идеале необходимо использовать те же самые микрофоны, которыми вы писали первый вариант звука.
332

Потом захватите новый вариант и вручную синхронизируйте лучший дубль с изображением.
ПОДСКАЗКИ: Если вы тонируетесь дома, усадите актера в самую тихое и
звукоизолированное помещение. Оградите его звукоизоляцией из ткани и накройте
ваш компьютер, чтобы не было слышно его гула.
А вот еще одна хорошая техника переозвучки: выведите видео с компьютера на
новую DV-кассету с таймкодом, чтобы вы могли точно синхронизировать новый
звук по старому таймкоду.
Введите Новый Клип
Записав диалог, вы сделали лишь половину работы. Теперь нужно синхронизировать запись с оригинальным изображением. Если ваш актер хорошо справился с задачей и "поймал" движения губ, то это сделать будет довольно легко.
Поставьте новый клип на линейку под оригинальным звуковым клипом (Картинка
7.16). Увеличьте масштаб и синхронизируйте волновые диаграммы максимально точно.
Во время воспроизведения вы можете услышать небольшое эхо, так как два клипа воспроизводятся одновременно. Возьмите новый клип и подвиньте его на кадр-второй в нужную сторону, пока эхо не пропадет (Картинка 7.17.)
Картинка 7.16. Синхронизируйте новый звук с оригинальным по волновым
диаграммам. Вы можете включить отображение волновой диаграммы на клипе,
нажав Comand+Option+W.
333

Картинка 7.17. Подвиньте клип на кадр-второй в нужную сторону, чтобы
избавиться от эффекта эха.
Если тонированный вариант не соответствует оригинальномув точности, вы можете никогда не избавиться от эха. В этом случае найдите несколько выразительных движений губ на изображении (губные звуки вроде "П" или "Б") и синхронизируйте волновую диаграмму по ним (Картинка 7.18). Вам может даже придется подрезать звуковой клип, добавляя или убирая маленькие пробелы между словами, чтобы добиться более удачной синхронизации. После того, как вы сделали все, что смогли в плане синхронизации, удалите черновой звук.
Картинка 7.18. Найдите выразительное движение губ и максимально точно
синхронизируйте звук по нему.
334

Качество Звука
После того, как вы синхронизировали клип, нужно убедиться, что качество его звучания совпадает с качеством звучания соседних клипов. Чем более вы приближаетесь к первоначальным условиям записи (используя тот же микрофон и расположение), тем больше перезаписанный звук будет похож на дублируемый оригинал. В этом случае небольшие изменения помогут сделать замену совсем незаметной.
ПОДСКАЗКА: Пользуйтесь наушниками. Когда вы занимаетесь чистовой
шлифовкой звука, пользуйтесь профессиональными наушниками с хорошим
прилеганием. Такую тонкую подстройку невозможно выполнить ни в каких других
условиях.
Выровняйте Звук Эквалайзером.
Первым делом нужно использовать эквалайзер, чтобы частотные характеристики звука совпадали с оригиналом. Выберите нормальный участок оригинального диалога и поместите его на линейке прямо перед тонированным вариантом. После этого можно экспериментировать с настройками фильтров на новом клипе до тех пор, пока звучание клипов не совпадет полностью. (Картинка 7.19) После того, как вы подобрали нужные настройки нужных фильтров, примените их к новым клипам.
Картинка 7.19. Поставьте копию
старого диалога рядом с новым и
вопросизведите их подряд, чтобы
уловить разницу.
Чтобы применить фильтр, выберите нужный фильтр из меню Effects (Эффекты) (В этом случае вам понадобится фильтр 3 Band Equalizer (трехполосный эквалайзер).
Чтобы изменить параметры применяемого фильтра, его надо открыть в окне Viewer.
Сделайте это, щелкнув по клипу на линейке дважды. Чтобы убедиться, что вы работаете с участком клипа, который в данный момент находится на линейке, проверьте это по In- и Out-кадрам в окне Viewer (Картинка 7.20).
335

Картинка 7.20. Чтобы
изменить настройки клипа,
загрузите этот участок в
окно Viewer. Поле прокрутки
окна Viewer отображает
неиспользованные участки
клипа.
Воспользуйтесь таблицей Filters (Фильтры) для подстройки параметров фильтров, примененных к клипу (Картинка 7.21). Трехполосный эквалайзер FCP (3 Band
Equalizer) - довольно прост в использовании и очень похож на другие эквалайзеры, которыми вы могли до этого пользоваться.
Картинка 7.21. Выберите закладку Filters (Фильтры) для внесения изменений в
настройки фильтров, примененных к клипам последовательности.
Например, если клип тонировки диалогов перегружен низкими частотами по сравнению с оригинальной записью, вы можете убрать уровень низких частот клипа, подвинув вниз ползунок Low Gain (Картинка 7.22)
336

Картинка 7.22. Изменяя положение ползунка Low Gain (Уровень Низкой Частоты),
вы можете добавить или убавить уровень низких частот вашего клипа.
Если частота, которую вы хотите изменить, лежит за порогом стандартной предустановки, вы можете изменить диапазон изменяемой частоты, подвинув ползунок
Low Frequency (Низкая частота), чтобы изменить порог. Просто опускайте ползунок до тех пор, пока не услышите изменения в нужном диапазоне.
Выберите Определенные Частоты С Помощью Параметрического Эквалайзера
(Parametric Equalizer)
Если угодно, вы можете использовать фильтр "Параметрический Эквалайзер"
(Parametric Equalizer) (Картинка 7.23). У него идет подстройка только по одной частоте, а также Q-установку. Чтобы изменить уровень определенной частоты, сначала выберите точную частоту, которую вы хотите изменить. Чем меньше число (от 10 Гц), тем ниже звук, чем выше число (до 20 000 Гц), тем выше звук. Потом подберите желаемое значение Q-установки, чтобы установить "ширину" фильтра (какие частоты выше и ниже указанной нужно изменять).
Картинка 7.23. Параметрический Эквалайзер (Parametric Equalizer) дает вам
возможность изменять какую-то одну определенную частоту.
337

Например, вы работаете с клипом, в котором по техническим причинам слышен свист в высоких частотах. Для начала, определите частоту свиста. Выставите Q-установку на 1 (что сводит ширину изменений к 1 Гц ) и установите ползунок уровня (Gain) на отметку -20 dB (что полностью заглушает выбранную вами частоту). Теперь "пройдитесь" по всем частотам, пока свист не исчезнет или, как минимум, станет чуть тише. Так как звук наверняка находится в высоком диапазоне, можете смело начинать где-то с 8000 Гц медленно двигаться вверх, воспроизводя клип, пока свист не исчезнет.
После того, как вы определите частоту свиста, поднимите значение Q-установки, чтобы расширить зону работы фильтра. Когда свист полностью исчезнет, вы нашли правильное значение Q-установки. Теперь медленно поднимайте ползунок уровня, отыскивая уровень, на которой свист только-только пропадает. Таким образом, вы избавляетесь от свиста с наименьшими потерями. Полное "выпадение" даже самой узкого диапазона частот сразу становится заметным, так как все звуки обладают большим количеством гармоничных частот.
ПОДСКАЗКА: Лучше убирать полосы нежелательных частот, чем "выпячивать"
полезную частоту. Эквалайзер - всего лишь способ изменять уровень громкости
определенных частот, и если вы выставите какую-то частоту слишком громко, в
процессе смешивания с другими звуками могут произойти искажения.
Поместите Звук В Пространство
После того, как вы соотнесли новый клип с оригиналом по всем параметрам, вам нужно применить немного реверберации, чтобы звучание акустического пространства клипа тоже максимально совпадало с оригиналом.
Обычно звуковые волны отражаются от стен комнаты и других ровных поверхностей, создавая малозаметное эхо, которое вплетается в звук основного сигнала. Эти отражения создают реверберацию. Чем больше пространство, тем больший путь проходят волны до и после отражений, тем большим появляется эффект эха. Вот почему в большой церкви или зале такая гулкая акустика. Однако, эхо можно легко синтезировать с помощью цифровых эффектов.
Мощный фильтр реверберации (Reverberation), доступный в FCP, позволяет воссоздавать диапазон акустических пространств, начиная с маленькой комнатки и заканчивая большим собором. Однако, правдоподобного результата можно добиться, лишь работая с небольшими установками, которые дают очень тонкий эффект.
Установки, принятые по умолчанию, слишком грубы для большинства практических случаев. Также как и с эквалайзером, лучшая стратегия - подобрать правильные параметры, с которыми новый клип будет максимально соответствовать старому, - это поместить новый клип радом с копией оригинального нового (фильтрованного) клипа.
Воспроизводите их и экспериментируйте с установками реверберации. Если в
338
результате ваших экспериментов два клипа невозможно отличить друг от друга по звучанию, значит вы добились своего. Теперь просто примените эти установки к другим клипам, которые вы хотите изменить. После того, как вы применили реверберацию (Reverberation), выбрав ее в меню Effects (Эффекты), выберите тип реверберации, которую вы бы хотели применить. (Картинка 7.24) Для большей реалистичности эффекта я считаю установки Thin Plate самыми естественными.
Картинка 7.24. Начните с выбора типа реверберации в выпадающем меню.
Ползунок Effect Mix (Миксаж Эффекта) контролирует, сколько эффекта попадает в оригинальный сигнал. Effect Level (Уровень Эффекта) - насколько громкий эффект реверберации. Я советую оставлять этот параметр на значении умолчания (0 dB) и контролировать количество реверберации с помощью ползунка Effect Mix (Миксаж
Эффекта).
Фильтр Реверберация (Reverberation) также содержит ползунок Brightness (Яркость).
В естественной акустической среде звук звучит несколько глухо, если он реверберирует в большом пространстве, так как низкие частоты от этого перекрывают высокие. Этот ползунок позволит вам контролировать это явление, делая эффект более чистым и ярким.
Не Забывайте Об Атмосфере
После того, как вы отфильтровали свой клип до полного совпадения с другими клипами, введите наконец атмосферу места действия. Только после этого, если повезет, вы не отличите тонированный клип от оригинального.
339

Проверьте Все
Если после этого клип "выпадает", сделайте все заново, шаг за шагом.
Сначала проверьте синхронизацию клипа. Хотя слова произносил тот же самый актер, глядя на свои губы, он мог все сказать немного по-другому, так что будет слышна разница. Дело может дойти до того, что тот или иной план окажется просто безнадежным для тонировки. Вот почему средние и общие планы лучше поддаются тонировке, чем крупные.
Потом, проверьте все настройки эквалайзера, реверберации и уровень атмосферы - и подстройте то, что нужно, пока клип не зазвучит однородно с соседними.
ЧИСТИМ ЗВУК
Существует много дополнительных видов чистки, которые можно применить в процессе тонировки.
Убираем Подрывы
Допустим, что в звуковом клипе, удовлетворяющем вас по всем параметрам, вы вдруг слышите подрыв (по причине проблем с кабелем или, допустим, из-за ошибки при сведении). Вы можете легко с этим справиться, просто убрав громкость перед подрывом и повысив ее назад после него - так быстро, что зрители даже и не заметят.
Вот как:
Как же и в случае со сверхточной синхронизацией, о которой я недавно рассказывал,
FCP позволяет вам сделать изменения ключевых кадров с той же частотой дискретизации - 1/сотая кадра. Это, конечно, не 1 сэмпл, но для того, чтобы убрать подрывы, хватает.
Сначала найдите подрыв. Откройте подозрительный клип в окне Viewer и увеличьте масштаб до тех пор, пока не найдете подрыв на волновой диаграмме (Картинка 7.25)
Вы можете установить ключевые кадры уровня, щелкнув по линии уровня (розовая линия), удерживая клавишу Option. Установите ключевой кадр прямо на подрыве, а также по обе стороны от него. Потом потяните центральный ключевой кадр в самый низ (Картинка 6.27). Звук так быстро уйдет и вернется, что никто ничего не заметит.
Чем ближе друг к другу вы расположите ключевые кадры, тем незаметнее будет уход/выход.
340

-Подрыв
Картинка 7.25. Подрыв
обычно выглядит на
волновой диаграмме как
узкий шпиль.
Картинка 7.26.
Установив три
ключевых кадра, вы
можете создать
быстрый у ход/выход
уровня, который
скроет подрыв.
Если подрыв длинный или два подрыва находятся рядом, вы можете установить четыре ключевых кадра и увести вниз два соседних кадра, так что тишина будет несколько длительней (Картинка 7.27)
Обратите внимание, что линия подъема и спуска на волновой диаграмме несколько изогнута. FCP автоматически применяет логарифмические подстройки аудиоуровня, чтобы динамика совпадала с картиной, привычной для человеческого уха. Уровень в -
10dB дважды громче, чем в -20 dB, а не в десять раз. Но вам об этом думать не надо, разве что если вы делаете изменения уровня по числам.
341

Точно так же как я советовал принимать монтажные решения во время воспроизведения материала, я советую принимать решения насчет подстройки уровня звука тоже во время воспроизведения. Одно из самых больших ограниченй FCP состоит в том, что вы не можете делать аудиоподстройку на лету. Вам нужно прослушать, сделать паузу, изменить, потом опять прослушать, сделать паузу, изменить и т.д.
Картинка 7.27. Если
вы хотите вывести в
тишину больший
отрезок клипа,
установите четыре
ключевых кадра и два
средних из них
опустите вниз.
Отрезок между
третьим и четвертым
клипом будет
абсолютной тишиной.
Фильтры Для Решения Проблем
В FCP имеется широкое разнообразие фильтров и некоторые из них могут очень помочь решить некоторые общие проблемы, возникающие при работе с аудиотреком.
Снижаем Уровень Фонового Шума
Для одной и той же цели - убрать нежелательные шумы - существует несколько разных фильтров. К сожалению, невозможно убрать какую-либо частоту, не повлияв на соседние. Кроме того, как я уже упоминал, каждый голос имеет много гармоничных частот и, таким образом, как бы звучит по всему диапазону. Так что, кроме несущей частоты вам придется убирать еще и обертоны в других диапазонах.
342

Удалите Нежелательные Частоты с Помощью Pass-фильтров
Если вы хотите удалить частоты выше или ниже какой-либо отметки, вы можете использовать фильтры Low Pass или High Pass. (Картинка 7.28) Фильтр High Pass
"пропускает" все частоты, которые находятся выше того или иного порога. Все частоты ниже удаляются. Вы можете использовать этот фильтр, чтобы быстро избавиться от слишком громких низов в вашем клипе.
Фильтр Low Pass делает противоположное и используется для удаления высоких частот, например, статики или шума волн (диктор, конечно, смотрится хорошо на фоне волн, но не забывайте, что место съемки отражается и на звуке).
Картинка 7.28. Фильтры High Pass и Low Pass позволяют вам задать частотный
порог, выше (или ниже) которого звуки не будут слышны.
Отфильтруйте Нежелательный Шум
Каждый аудиосигнал содержит определенный шум между участками, которые вы хотели бы использовать (Картинка 7.29). Это особенно касается атмосферы и в большинстве случаев такой шум желателен. Но иногда вам понадобится уничтожить этот звук.
Например, вы записали голос диктора в парке, и когда диктор делает паузу, мы слышим звук проезжающих машин на заднем фоне. А вам нужно подложить эту речь на планы, где действие происходит в интерьере. Конечно, этот шум нужно убрать.
С этой работой справится фильтр Expander/Noise Gate (Картинка 7.30), который уничтожает все сигналы тише определенного уровня громкости.
343

Картинка 7.29. Участки, где волновая диаграмма небольшая по амплитуде, но все
же неровная представляют шум атмосферы, записанный между участками
полезной информации.
Картинка 7.30. Фильтр Expander/Noise Gate используется для удаления
нежелательных участков шума с клипа.
Выставьте ползунок Порог (Threshold) на нужную отметку, чтобы удалить шум, а также воспользуйтесь установками Время Атаки (Attack Time) и Время Затухания
(Release Time) для того, чтобы определить, как скоро должден включаться фильтр и как долго надо ждать до выключения (Обычно не нужно удалять маленькие пространства между словами, но более долгие паузы между фразами и предложениями нужно чистить).
344

Уберите Гул
Воспользуйтесь фильтром Очиститель Гула (Hum Remover) для удаления стандартного гула. Этот фильтр работает таким же способом, как и описанный выше
Параметрический Эквалайзер, но по умолчанию он настроен на удаление 60- цикличного гула. Американское электричество работает на частоте 60 Гц , и если электрический сигнал вмешивается в звуковой сигнал (что часто случается, если звуковой кабель находится рядом с электрическим), вы слышите 60-цикличный гул (в других странах электричество работает на других частотах и порождает разные виды гулов).
Так как гул может вызывать реверберацию на дополнительных частотах (такова природа звуковых гармоник), Очиститель Гула (Hum Remover) имеет поля для галочек, позволяющих очистку соответствующих гармонических частот. Если после очистки базового параметра вы все же слышите остатки гула, одна за одной ставьте галочки и чистите гармоничные частоты до тех пор, пока гул не исчезнет.
Картинка 7.31. Очиститель Гула (Hum Remover) создан для того, чтобы
(внимание, сюрприз!) отфильтровать гул. Воспользуйтесь параметром Q, чтобы
контролировать ширину действия эффекта.
345

Фильтры DePop и DeEss
Запись голосов относится больше к искусству, чем к науке. Нужно выбирать из множества микрофонов, экспериментировать с расположением микрофонов и решать множество других проблем. Если говорящий находился слишком близко к микрофону, то фонограмма может содержать множество шипящих (сипящих "Сссс") и губных
(шлепающих "П", " Б " , "Т" и "Д"), которые могут создавать отвлекающий эффект.
В FCP имеются инструменты специально для решения этой проблемы. Используйте фильтр Vocal DeEsser, чтобы убрать избыточные шипящие. Используйте фильтр Vocal
DePopper, чтобы убрать избыточные губные (Картинка 7.32)
Картинка 7.32. DeEsser и DePopper специально разработаны для решения проблем с
записью голоса.
346

СВЕДЕНИЕ В FCP
В FCP доступны 99 звуковых дорожек на одну последовательность и так как можно встраивать последовательность в последовательность (комплексные последовательности), вы имеете дело практически с неограниченным количеством звуковых треков. Это делает FCP необходимым инструментом для создания окончательно сведенной фонограммы фильма.
Начните с разделения всех ваших элементов, разведения их на разные треки и выполнения разных тонировочных операций, описанных в предыдущей главе и с помощью функций громкости и баланса, сбалансируйте разные треки по разным каналам, чтобы добиться стереоэффекта.
Подстройте Уровень и Баланс
Вы можете контролировать показатели уровня и баланса множеством способов.
Один из сособов - это изменить эти настройки в закладке Audio в окне Viewer
(Картинка 7.33). Вы можете постепенно изменять параметры во времени, используя ключевые кадры. Добавьте ключевой кадр, щелкнув внужном месте с нажатой клавишей Option и установите делаемый параметр, перетащив ключевой кадр (точку на линии) до нужного уровня. Также вы можете нажать на кнопку Add Keyframe и установить желаемое значение с помощью ползунка.
Ключевой кадр Кнопки добавления ключевых кадров
Линия контроля баланса
Линия контроля уровня
Картинка 7.33. Измените аудионастройки в закладке Audio окна Viewer, щелкнув и
потянув за определенные точки на линиях, изначально расположенных над волновой
диаграммой. Розовая линия - показатель уровня, пурпурная - баланс/темп.
347

С другой стороны, вы можете изменять эти параметры прямо на линейке. Для этого сначала включите функцию Clip Overlays в левом нижнем углу линейки (Картинка
7.34) или нажав Option+W. Когда эта функция включена, вы можете видеть контроль резинкой прямо на иконке клипа на линейке. Вы можете выставлять ключевые кадры прямо на линейке, - точно так же, как вы это делаете в окне Viewer: нажмите Option и щелкните по линии, чтобы выставить ключевой кадр и перетяните точку на желаемый уровень.
Вам может понадобиться сделать изменение сразу нескольких клипов - чтобы поднять уровень всех аудиоклипов на определенных планах или изменить уровень всех шумов на каких-то определенных планах.
Контроль над функцией Clip Overlays
Картинка 7.34. Уровни можно также менять и на линейке.
Чтобы осуществить такое множественное изменение, выберите клипы и выберите пункт Levels (уровни) в меню Modify. Это откроет вам диалоговое окно Gain Adjust
(Подстройка Уровня), которое позволит вам изменить уровень выбранных клипов как относительно (изменив уровень клипов от текущей громкости на, скажем, 2 dB), либо абсолютно, установив громкость на такой параметр в абсолютном смысле. (Картинка
7.35)
Картинка 7.35. Диалоговое окно Gain
Adjust (Подстройка Уровня) позволяет
вам изменить уровень сразу нескольких
клипов.
348

Также вы можете производить простые изменения уровня и баланса клипов как на линейке, так и в окне Viewer, используя подменю Audio меню Modify
(Картинка 7.36). Здесь вы можете изменять аудиоуровни от 1 до 3 dB вверх или вниз или менять баланс вправо, влево или по центру. В меню указаны соответствующие клавиатурные сокращения для каждого действия.
Действительно Ли Реальное Время?
Главный недостаток сведения в FCP - это ограничение по работе в реальном времени.
В рекламе FCP анонсирована возможность сведения восьми треков в реально времени.
Это значит, что если на вашей линейке находится восемь треков, вы можете выставить все уровни и баланс, свести, нажать на воспроизведение и сразу услышать результат.
На самом деле, в зависимости от того, с каким видео- и аудиоформатом вы в данный момент работаете, только самые мощные компьютеры справляются с этой задачей без выпадения кадров. Большинство компьютеров "залипают", если количество треков начинает превышать пять-шесть.
Эти восемь треков заполняются довольно быстро на первом попавшемся более-менее серьезном проекте. Более того, каждый фильтр имеет свой "трек-индекс". Один трек с эквалайзером приравнивается к четырем трекам без фильтров. Как вы себе уже представляете, ваш лимит треков и реального времени исчерпывается очень быстро.
После того, как вы превысили лимит воспроизведения аудио в реальном времени, вы должны пересчитывать (Render) последовательность, перед тем как вы сможете услышать сведенное аудио. В зависимости от длины монтажной последовательности (и мощности монтажной станции), пересчет может занять некоторое время. Каждый раз после того, как вы сделаете даже малейшее изменение, вам придется каждый раз пересчитывать целый клип. Как видите, работать придется не очень быстро.
Вот почему многие монтажеры предпочитают сводить звук вне FCP. Самый популярный инструмент для этой цели - программа Digidesign Pro Tools.
Картинка 7.36 Подменю
Audio позволяет вам
регулировать
параметры звука легко
и просто.
349

ПЕРЕСЧИТЫВАНИЕ (RENDERING) - Когда FCP не в состоянии сделать
вычисления, чтобы воспроизвести эффект в реальном времени, необходимо
остановиться, обработать эффект и записать его в файл. Этот процесс
называется пересчетом или рендерингом (Rendering). Только после всего этого, если
вы запустите воспроизведение, FCP прочитает файл и воспроизведет эффект в
реальном времени. Принудительно команда Render вызывается с помощью
комбинации клавиш Command+R.
ЭКСПОРТ В PRO TOOLS
FCP позволяет экспортировать вам звуковые дорожки из вашей последовательности в файл формата OMF (сокращение "Open Media Format" - "Открытый Медиа-Формат").
Этот файл содержит всю аудио-информацию вашей последовательности, включая информацию о треках. Когда вы импортируете файл OMF в Pro Tools (или другое приложение, поддерживающее формат OMF), все треки FCP появляются в новом документе со всеми клипами на них - все готово для дальнейшего монтажа и обработки и выгрузки на пленку. Вы можете даже добавить немного свободного места в начале и в конце, когда вы экспортируете, чтобы было свободное место для монтажа.
(Картинка 7.37)
Картинка 7.37. Когда вы
экспортируете файл OMF, следите,
чтобы экспорт производился с той
же частотой дискретизации звука,
что и в последовательности,
которую вы экспортируете (как
правило, 48 кГц).
Большое преимущество Pro Tools в том, что вы можете применять все тонировочные изменения, описанные ранее, равно как и многие другие операции в реальном времени.
Некоторые системы Pro Tools могут даже разводить звук на мультитрековые форматы, такие как Dolby Surround.
Аудиовозможности в FCP довольно ограничены, а такие аудиосистемы как Pro Tools, специально разработаны для выполнения тонировочных операций и аудиомонтажа.
Если вам предстоит относительно простое сведение, FCP вам вполне хватит. Но если вы делаете что-то посложнее, то лучше займитесь этим в Pro Tools.
350

ИНТЕРВЬЮ: ДЖОН УИЛСОН
Профессиональная карьера Джона Уилсона уникальна. Около десяти лет он эксклюзивно работал с Питером Гринуэем, известнейшим британским художником и кинорежиссером. Среди его работ - "Контракт рисовальщика", "Зед и два нуля" и незабываемая скандальная работа "Повар, вор, его жена и ее любовник". В 2000 году он смонтировал фильм "Билли Элиот", который был поставлен британским театральным режиссером первой величины Стивеном Долдри и стал международной сенсацией, . Во время этого интервью он работал со старейшим режиссером
Льюисом Гилбертом над фильмом "Память воды".

Майкл Воль: Опишите типичный для вас монтажный цикл.
Джон Уилсон: Хорошие режиссеры по ходу съемки объясняют, как снимаемый ими
материал должен складываться в фильм. Поэтому, после 7 недель съемки у меня в
голове складывается достаточно целостная картина о фильме. Но когда съемки
заканчиваются и мы с режиссером уединяемся в монтажной, тут-то все и
начинается. Если нужно, сценарий тут же отправляется в мусорную корзину и мы
начинаем все сначала. Задача монтажера ведь - работать с материалом, а не
скурпулезно следовать сценарию; начинает вырисовываться ритм, переходы между
сценами, подкладывается временная музыка, потихоньку набираем обороты,
развиваемся. На этой стадии (четвертая-пятая неделя монтажа) мы показываем
предварительный вариант продюсерам.
Бывали в вашей практике случаи, чтобы вы посмотрели на сцену и сказали себе:
"Ума не приложу, что с этим делать"?
Конечно. В любом фильме всегда есть сцены, которые я называю своим ночным
кошмаром. Некоторые сцены требуют большего вмешательства монтажера,
потому что так диктует материал. Может случиться, что две или три камеры
наткнулись на что-то интересное и теперь монтажер должен строить всю сцену
вокруг этой находки. Поэтому да, в каждом фильме попадается одна или две сцены,
глядя на которые, я говорю себе: "Да, с этим придется повозиться".
Иногда очевидна необходимость досъемки, но это очень дорого, а иногда и
невозможно. Не всегда можно заполучить нужных актеров, да и время года, глядишь,
поменялось. Все эти проблемы могут запросто возникнуть у вас на пути. Поэтому
надо быть изобретательным. В начале "Билли Элиот" есть сцена, когда Билли что-
то наигрывает на пианино, его отец возвращается с углем для очага, брат
возвращается из шахты и говорит, что он собирается идти на забастовку
шахтеров - в общем, очень насыщенная сцена, которой совсем нет в сценарии. Мы ее
слепили из маленьких кусочков, "одолженных" с других сцен.
Как вы узнаете, что работа завершилась?
Моя работа никогда не завершается. Не существует завершенных фильмов. Любой
фильм можно усовершенствовать до бесконечности, но ты знаешь, что время
истекло, когда над тобой стоит звукорежиссер и кричит тебе в ухо, что ему нужно
изображение для работы - а ты все оттягиваешь сдачу. Но вот когда на твою
голову сваливаются все продюсеры и заказчики, тогда уже точно - работа
завершена... Работа никогда не заканчивается и ты никогда не бываешь доволен ее
результатом. Но я полагаю, что это неотъемлемый элемент фильмопроизводства.

1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31


написать администратору сайта