Руководство по древней методике исцеления Эксмо 2017 удк 615. 825 Ббк 53. 59 Лун Ю
Скачать 3.22 Mb.
|
Глава 2. Цзин, ци, шэнь и теория Инь-Ян 1. Цзин, ци, шэнь и упражнения цигун Ци, кровь, цзин и жидкость тела – строительные вещества для формирования органов и тканей, а также материальная основа для их функционирования. Их перенос и распределение осуществляются благодаря работе цзан-фу (плотных и полых) органов. Эти элементы взаимо- зависимы, однако имеют свои собственные функциональные особенности и принципы движе- ния. Цигун придает большое значение исследованию и взращиванию цзин, ци и шэнь. Цзин (энергетическая субстанция) Цзин – основное вещество для строительства человеческого тела и материальная основа тканей и органов. По мнению древних китайцев, цзин – основа тела: цзин может быть разде- лена на два вида: врожденная цзин и приобретенная цзин с позиции ее источника и репродук- тивная цзин и цзин внутренних органов с позиции ее функций. Независимо от способа класси- фикации, цзин – важнейший фактор в упражнениях цигун, и ее нельзя бесцельно рассеивать. Например, сохранение и избегание выброса цзин, содержащейся в сперме, часто используется в упражнениях цигун. Предупреждаем, что необходимо контролировать сексуальное поведение в период практики цигун с тем, чтобы сохранить и взрастить субстанцию цзин. С другой сто- роны, некоторые нарушения, такие как сперматорея и непроизвольное семяизвержение, могут быть вылечены практикой цигун. 1. Врожденная цзин. Врожденная цзин дается родителями. Она хранится в почках и является основой для формирования физического тела. Она также известна как «изначальная цзин» или «воспроизводящая цзин». 2. Приобретенная цзин. Приобретенная цзин вырабатывается из переваренной пищи и воды. Попадая в кровь, эти вещества питают пять цзан (плотных) органов (сердце, печень, селезенку, легкие и почки) и шесть фу (полых) органов (желчный пузырь, желудок, тонкую и толстую кишку, мочевой пузырь и саньцзяо – три обогревателя), которые поддерживают рост и развитие организма и жизненно важные процессы тела. Эта цзин известна как «цзин цзан- фу» органов. Врожденная и приобретенная цзин являются взаимозависимыми и взаимно стимулирую- щими. До рождения врожденная цзин обеспечивает материальным веществом приобретенную цзин, а после рождения приобретенная цзин постоянно питает и пополняет врожденную. Ци (жизненная энергия) Ци – простая и естественная концепция природных явлений, созданная древними китай- цами. Ци человеческого тела рассматривается с трех различных позиций. В первую очередь ци это тонкая субстанция, поддерживающая жизненные процессы какого-либо материального элемента, например ци воды и пищи, ци дыхания и истинная ци и т.д.). Ци это также факти- ческое проявление деятельности (физиологического функционирования) цзан-фу-органов и меридианов (например, недостаток ци легких приводит к одышке или потере голоса). Также ци считается инструментом регуляции связей между человеческим телом, сезонными измене- ниями и эмоциями. Ю. Лун, Ю. Цэнь. «Глубокое дыхание Цигун против болезней. Современное руководство по древней методике исцеления» 26 1. Классификация и образование ци В человеческом теле ци проявляется двояко: – с позиции материи и функционирования тела и – с позиции разделения на врожденную и приобретенную ци. С точки зрения функций и размещения в организме ци разделяется на изначальную ци, грудную ци, питающую ци и защитную ци. Первый вид ци – изначальная ци, истинная ци или ци почек, является важнейшей и основ- ной ци тела. Она известна как движущая сила жизненных процессов. Изначальная ци хранится в почках и производится за счет соединения врожденной цзин и приобретенной цзин, получа- емой из пищи и воды. Это основная энергия, определяющая рост и развитие, активизирую- щая цзан-фу-органы и способствующая их функционированию. Поэтому состояние цзан-фу- органов зависит от состояния изначальной ци. Взращивание изначальной ци – основная задача практики Юаньбао цигун. Ее выполнение дает полноту ци, что в свою очередь поддерживает все тело в состоянии подъема. Возрастание и убывание изначальной ци тесно связаны с функ- циональным состоянием почек. Ослабление почек обусловлено недостатком ци почек. Когда «вода» почек не в состоянии регулировать «сердечный огонь» и нарушено нормальное физио- логическое взаимодействие между почками и сердцем, может появиться множество наруше- ний. Грудная ци – смесь вдыхаемого воздуха и питательных веществ, преобразованная желуд- ком и селезенкой. Она вырабатывается в легких и накапливается в груди. Ее основные функ- ции – стимуляция дыхания и сердцебиения для обеспечения движения ци и крови. О состоя- нии грудной ци говорят следующие признаки: голос, дыхание и настроение, поток ци и крови, температура, движения конечностей, зрение и слух. При занятиях цигун вдохните воздух и задержите дыхание, вы можете почувствовать смешивание изначальной ци и воздуха. При этом с помощью сознания можно регулировать дыхание и улучшить поток ци и крови. В результате можно приобрести звучный голос, ровное дыхание, быструю речь, свободный поток ци и крови. Также при этом нормализуется темпера- тура тела и усиливается подвижность суставов. Питающая ци — тонкая субстанция, произведенная из запасенной в теле энергии пищи. Она течет по кровеносным сосудам и является компонентом крови, циркулирующим по телу и снабжающим его питательными веществами. При выполнении упражнений цигун, глотая слюну, можно пополнить питающую ци и поддержать баланс инь-ян. Защитная ци проходит через кожу и тело, постоянно рассеиваясь. Она преобразуется из питательных веществ и фактически является частью ян-ци тела. Она выполняет защитную функцию, препятствуя любому вторжению внешних патогенных факторов, и управляет откры- тием и закрытием пор. Таким образом, защитная ци помогает регулировать температуру тела и потоотделение и способствует увлажнению кожи. Защитная ци по происхождению является врожденной и преобразуется с помощью ян почек. Поэтому недостаток ян почек приводит к ослаблению защитной ци. Защитная ци может быть усилена за счет внутренней ци. Концен- трация внимания на нижнем даньтяне с одновременным выполнением определенных движе- ний тела улучшает работу почек. В практике ушу взращиванию защитной ци уделяется особое внимание. 2. Физиологические функции и движение ци Физиологические функции: ци стимулирует рост и развития тела, обеспечивает функци- онирование цзан-фу-органов, меридианов и тканей, поддерживает производство и движение крови, а также производство жидкостей тела. Также ци поддерживает тепло в теле, защищает Ю. Лун, Ю. Цэнь. «Глубокое дыхание Цигун против болезней. Современное руководство по древней методике исцеления» 27 от болезнетворных факторов, задерживает расход жизненных ресурсов и преобразует грубую и негативную ци. Движение ци характеризуется подъемом, опусканием, выведением, введением ци, подъ- емом чистой ци и опусканием мутной ци, подъемом ци печени и селезенки и опусканием ци желудка и легких. Шэнь (духовная энергия) Шэнь – внешнее проявление состояния цзин цзан-фу-органов, и ее основа – цзин. Счи- тается, что пациенты, имеющие лишь нарушения «жизненности», легко поддаются лечению и имеют хорошие шансы на восстановление, тогда как пациенты, лишенные шэнь, могут умереть. Цзин, ци и шэнь и упражнения цигун Старое высказывание гласит: «В небе есть три сокровища: Солнце, Луна и небесные тела; на земле есть три сокровища: вода, огонь и ветер; и есть три сокровища внутри человека: цзин, ци и шэнь». В кругах цигун суще- ствует представление, в соответствии с которым человек внутри производит цзин, ци и шэнь, а снаружи выращивает сухожилия, кости и кожу. Отсюда видно, что цигун придает особое зна- чение цзин, ци и шэнь, являющимся основным содержанием упражнений цигун и результатом практики цигун. В основном цель упражнений цигун заключается в накоплении цзин, взращивании ци и поддержании шэнь. Хотя цзин, ци и шэнь по назначению различны, они взаимозависимы и стимулируют друг друга. Из них цзин – это основа, ци – движущая сила, а шэнь руководит цзин и ци. Некоторые люди считают, что «получение ци» в упражнениях цигун не имеет никакого отношения к дыханию. Это искаженное представление. Обилие ци в упражнениях цигун при- водит к положительным эффектам, а ци состоит из тонкого вещества, полученного из пищи и воды, воздуха и врожденной ци. Поэтому ци не может быть создана без дыхания. Вдыхание ци, задержка дыхания и эмбриональное дыхание – все это дыхательные методы цигун. Один из типов дыхания требует длинных и глубоких вдохов, чтобы вдыхаемая ци могла питать и стимулировать ци почек – изначальную ци нижнего даньтяня. Мастера цигун придают большое значение взращиванию врожденной цзин, поскольку она создает основу для приобретенной цзин. Но врожденная цзин и приобретенная цзин – взаимно стимулирующие и первая питает последнюю. Этого можно добиться упражнениями цигун и концентрацией внимания. Именно поэтому большое число школ цигун рекомендуют сохра- нять цзин, воздерживаясь от обильных сексуальных отношений. Регуляция мыслительной деятельности, являющаяся одним из этих трех составляющих цигун, также важна в практике. Роль субъективного сознания при выполнении упражнений исключительна. Более того, ци контролируется сознанием, и ци успокаивается, когда мысли- тельная деятельность нормализована. Неподвижность ума, души и стремлений обеспечивает уравновешенное функционирование ци пяти цзан органов, что, в свою очередь, улучшает функции мышления. Таким образом, регуляция мыслительной деятельности может улучшить здоровье. Ю. Лун, Ю. Цэнь. «Глубокое дыхание Цигун против болезней. Современное руководство по древней методике исцеления» 28 2. Теория инь-ян в Юаньбао цигун Теория инь-ян – одна из важнейших концепций китайской философии. По представле- ниям древних китайцев, все в мире принадлежит к ян или инь. Появление и изменение всех вещей в мире – результат изменения инь и ян. Базовая концепция инь-ян и инь-ян характеристики Все принадлежит к инь или ян. То, что по природе является динамичным, поднимаю- щимся, теплым, действующим и гиперактивным, принадлежит к ян, тогда как то, что является статическим, опускающимся, холодным, материальным и вырождающимся, принадлежит инь (см. таблицу, приведенную ниже). Все включено в дихотомию инь-ян. Например, мужчина – это ян, а женщина – инь. Все части тела могут быть классифицированы как инь или ян. Например, поверхность тела соот- ветствует ян, пространство внутри тела – инь; спина – ян, а живот – инь; фу-органы – ян, тогда как цзан-органы – инь. Это разделение на инь и ян может иметь многоуровневую структуру. Основные идеи теории инь и ян: все явления могут быть отнесены к инь или ян; инь и ян могут представлять два противоположных объекта или два противоположных аспекта одного объекта и во всех ситуациях инь и ян взаимозависимы; отношения между инь иян постоянно изменяются, и при определенных условиях инь может преобразоваться в ян, а ян в инь. Классификация инь и ян в упражнениях цигун Применение теории инь-ян в Юаньбао цигун 1. Инь-ян и положение тела. Позиция – один из важнейших факторов в практике цигун. Теория инь-ян при этом также играет большую роль. Например, движения вверх, вниз, налево, направо, вперед, назад, наклон, разгибание, сжатие, растяжение, подъем, опускание, открыва- ние и закрывание указывают на отношение единства противоположностей. При определенных условиях важно обратить внимание на соотношение инь-ян в положении тела. Например, пациентам с гастроптозом (опущением желудка) следует лечь на спину, поло- жив подушку под бедра, и выполнять брюшное дыхание. Таким образом, желудок может быть поднят. Гипертоникам для понижения кровяного давления лучше сидеть прямо, концентрируя внимание на пупке, или точке юнцюань. Ю. Лун, Ю. Цэнь. «Глубокое дыхание Цигун против болезней. Современное руководство по древней методике исцеления» 29 2. Инь-ян и движение—неподвижность. Движение и неподвижность также принадле- жат к инь и ян. Движение – ян, а неподвижность – инь. Определенное соотношение движения и неподвижности оказывает значительное влияние на баланс инь и ян. По представлениям древ- них китайцев, во время практики цигун движение может быть преобразовано в неподвижность, а неподвижность может быть преобразована в движение. Это соответствует закону инь и ян. Поскольку инь и ян могут переходить друг в друга в упражнениях цигун, то существуют опреде- ленные спонтанные движения, известные как «получение движения из предельной неподвиж- ности и получение ян из предельного инь». 3. Инь-ян и регуляция дыхания. Регуляция дыхания должна осуществляться согласно законам инь-ян и законам поднятия, опускания, выведения и введения. Только таким образом можно улучшить здоровье и предотвратить болезни. «Вдыхание свежего воздуха через нос – ян процесс, а выдыхание через рот – инь процесс....» Чан шэн тай юань шэнь чи цзин (долголетие и эмбриональное дыхание). 4. Инь-ян и регуляция мыслительной деятельности. Регуляция мыслительной дея- тельности – ключ к практике цигун. Она тесно связана с инь и ян. В «Цигун чжи мяо яо цзюэ» («Тайны цигун») утверждается: «В час ян представьте, как ян ци накапливается в участ- ках тела, пораженных холодом; в час инь представьте, как инь ци накапливается в участках тела, пораженных жаром». «Зимой представляйте дом, согретый ян ци, а летом представляйте леса, охлажденные инь ци». Существует ценный опыт, связанный с использованием теории инь-ян в практике цигун. 5. Инь-ян и упражнение Малый небесный круг: двенадцать основных меридианов включают шесть ян меридианов и шесть инь меридианов. Меридиан жэнь (рис. 1) – резервуар энергии для инь меридианов, а меридиан ду (рис. 2) – резервуар энергии для ян меридианов. Почувствуйте, как ци наполняет нижний даньтянь. После этого сознанием ведите ци вверх по меридиану ду к макушке, затем вниз по меридиану жэнь к нижнему даньтяню. Циклическое движение ци по меридианам ду и жэнь известно как упражнение Малый небесный круг. Это важное упражнение в практике цигун высоко оценивается древними и современными масте- рами. Рис. 1. Меридиан жэнь Ю. Лун, Ю. Цэнь. «Глубокое дыхание Цигун против болезней. Современное руководство по древней методике исцеления» 30 Рис. 2. Меридиан ду 6. Инь-ян и время для занятий цигун: Традиционная китайская медицина учит: «ян активен весной и летом, а инь – осенью и зимой». Это утверждение можно рассматривать как руководящий принцип оздоровления. Весной и летом лучше практиковать статический цигун, перемещая язык во рту и сглатывая слюну, таким образом пополняя инь и регулируя ян. Осе- нью и зимой лучше заниматься динамическим цигун, визуализируя огонь и представляя попол- нение ян, чтобы сбалансировать избыток инь. По представлениям древних китайцев, часы ян – от 23:00 до 11:00, а часы инь – с и:оо до 23:00. Поскольку чистая ци доминирует в часы ян, а мутная ци доминирует в часы инь, рекомендуют «делать вдохи в часы ян». В первой поло- вине дня воздух свежий, кислород в достатке, поэтому глубокое дыхание полезно для здоро- вья. Очевидно, идея древних китайцев имеет научное обоснование. Ю. Лун, Ю. Цэнь. «Глубокое дыхание Цигун против болезней. Современное руководство по древней методике исцеления» 31 Глава 3. Теория меридианов и часто используемые акупунктурные точки Система меридианов играет первостепенную роль в практике цигун. Она имеет тысяче- летнюю историю. Ниже приводится лишь краткое изложение базовых понятий теории мери- дианов и перечисляются наиболее часто используемые акупунктурные точки, а также описы- вается их значение в Юаньбао цигун. Меридианы и коллатерали (вспомогательные каналы) – это пути, по которым циркулируют ци и кровь. Они разделяются на материальные каналы для переноса вещества и нематериальные каналы для движения биологических полей. Ци и кровь постоянно циркулируют по каналам, что гарантирует снабжение питательными веществами и жидкостями тканей и органов всего тела. Здоровье зависит от равномерного движения ци и крови по меридианам, тогда как блокировка каналов приводит к возникновению заболеваний. В Китае издревле существует мнение, согласно которому боль означает перекрывание меридианов. Например, у пациентов, страдающих артритом, обычно заблокированы мериди- аны вокруг суставов, неравномерный поток ци и крови и замедленный местный метаболизм. В результате появляются нарушения и боль. С помощью упражнений цигун можно открыть меридианы и коллатерали, что способствует избавлению от болезней. Акупунктурные точки – участки, где в процессе циркуляции собираются ци и кровь. Изменение притока ци и крови к любой акупунктурной точке оказывает значительное воздействие на поток ци и крови во всех меридианах, а изменение состояния меридианов ока- зывает влияние на баланс ци и крови, и как следствие – на состояние здоровья. Патологические изменения в теле через меридианы могут влиять на изменение состоя- ния акупунктурных точек. В упражнениях цигун концентрация внимания на некоторых аку- пунктурных точках усиливает ци соответствующей области и приводит к изменению поля ци. Таким образом регулируется энергия тела и улучшается здоровье. |