Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИЯ Рекомендации для семей православного вероисповедания подговлены по благословению Архиепископа Тихвинского Константина ректора Санкт,Петер

  • Рождественский пост Продолжительность 40 дней. С 28 ноября по 7 января.Великий пост Продолжительность 40 дней. Подвижный — апрель.Петров пост

  • ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

  • ПРИЛОЖЕНИЯ К ТАБЛИЦАМ

  • Табл. 21.

  • Табл. 25.

  • Табл. 35. Контур развития ребенка в период запечатления. Стадия 5: от 1,5 до 3 лет Табл. 36. Контур развития ребенка в период запечатле, ния. Стадия 6: с 3 до 6 лет

  • Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здор. Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с


    Скачать 2.39 Mb.
    НазваниеРуководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с
    Дата02.05.2023
    Размер2.39 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРуководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здор.pdf
    ТипРуководство
    #1103208
    страница46 из 51
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51
    Тема № 10
    ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ
    КУЛЬТУРЫ ПОДГОТОВКИ К
    РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В
    СЕМЬЯХ РАЗЛИЧНОГО
    ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ
    Тема № 10
    Возможность для каждой семьи сохранить свою индивидуальность взглядов при уважении несовпадающего с этими взглядами мировоззрения других семей позволяет сохранить мир в обществе. Так в здоровом организме мирно взаимоC
    действует множество органов, отличающихся друг от друга по структуре и функC
    ции.
    В методическом письме МО РФ от 22.07.02 № 30–51–547/16 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях» говорится, что «разC
    рушение традиционных устоев семьи является одной из причин кризиса в духовC
    ноCнравственной и социокультурной сферах современного общества». Кризисные явления в жизни семьи многообразны: 1) разрушены нравственные представлеC
    ния о браке и семье; 2) повреждены устои семьи; 3) утрачено традиционное предC
    ставление родительства и детства; 4) деформирована сфера семейного воспитаC
    ния; 5) следствие кризиса семьи — проблемы детства; 6) система общественного воспитания и образования сегодня не изменяет ситуацию, не вносит позитивный взгляд в установление традиционных ценностей семьи; 7) утрачено представлеC
    ние о чистоте и целомудрии в современном обществе.
    Выход один — содействовать укреплению семьи посредством:
    1. Восстановления в общественном сознании традиционной ценности семьи,
    престижа материнства и отцовства.
    2. Возрождения отечественной культурноCисторической и религиозной традиC
    ций» (см. приказ МО РФ от 1.07.2003. № 2833 «О предоставлении государственC
    ными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным оргаC
    низациям возможности обучать детей вне рамок образовательных программ» при наличии письменной просьбы родителей и государственной регистрации религиC
    озного объединения).
    3. Творческого воссоздания в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи.
    373
    Тема № 10

    4. Формирования в государстве системы социальноCпедагогической и духовC
    ноCнравственной поддержки семейного воспитания.
    Важно, чтобы программы семейного обучения были подготовлены различныC
    ми специалистами: педагогами, психологами, медиками, деятелями искусства,
    науки и не противоречили духовноCнравственным традициям семей различного вероисповедания. Как, например, программа «К здоровой семье через детский сад», получившая высокую оценку экспертных служб различного уровня (содерC
    жание ее представлено в данном «Руководстве по подготовке родителей к рождеC
    нию и воспитанию здорового ребенка»); комплекс программ «Семейный лад».
    Эти программы ориентированы на отечественные культурные традиции, предC
    ставлены на Федеральный экспертный совет Министерства образования РФ.
    Традиционная культура подготовки к рождению и воспитанию здорового реC
    бенка имеет свои особенности в семьях с различным мировоззрением и различC
    ной религиозной принадлежностью. Мировоззрение семей, не относящих себя к определенному вероисповеданию, в том числе имеющих атеистическое мировозC
    зрение, представлено смешением многих вглядов и традиций. Часто, сколько таC
    ких семей, столько своих подходов. Семьи, относящие себя к определенному веC
    роисповеданию, имеют четкую программу подготовки к рождению и воспитанию детей, сохраняющуюся на протяжений столетий и передающуюся из поколения в поколение. На территории России большинство населения составляют семьи православного, иудейского, мусульманского и буддийского вероисповедания.
    Специально для данного руководства специалисты каждой из этих духовных школ подготовили материалы о традиционной культуре подготовки к рождению и воспитанию детей.
    ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИЯ
    Рекомендации для семей православного вероисповедания подговлены
    по благословению Архиепископа Тихвинского Константина ректора Санкт,Петер,
    бургских Духовных Академии и Семинарии совместно
    с отделом религиозного образования и духовного просвещения Санкт,Петербургской
    епархии
    Православные семьи сегодня составляют от 60 до 90% всех семей в различных регионах России. Православная Церковь имеет свою точку зрения на различные вопросы педагогики, медицины и психологии. В настоящее время появилось много новых видов лечения, обучения и коррекции. Для выработки решения о допустимости применения их для православного человека проводится обсуждеC
    ние этих новых методов синодальной комиссией по биоэтике. Программа «К здоC
    ровой семье через детский сад» и методические рекомендации «Руководство по подготовке к рождению и воспитанию здорового ребенка» рецензированы специC
    алистами СанктCПетербургской епархии и имеют благословение Архиепископа
    Тихвинского Константина, председателя Синодальной комиссии по биоэтике,
    ректора СПб Духовных Академии и Семинарии.
    Многие православные семьи советуются с духовником. Зная индивидуальные особенности членов семьи, он помогает выбрать наиболее полезные (в духовном смысле) методы оздоровления, рождения и воспитания детей. Так, например, сеC
    мейные роды требуют мужества от отца семейства. И духовник знает, на сколько это возможно для этого конкретного человека. Или какие и в каком месте лучше
    374
    выбрать роды для данной конкретной семьи. Он же научит как духовно подготоC
    виться к родам. Священник Артемий Владимиров рекомендует: «Беременным православного вероисповедания отслужить перед родами специальный молебен
    Божией Матери для благополучного родоразрешения. Православная мать должна знать наизусть тайносовершительную формулу Святого Крещения (в случае, если жизнь младенца будет находиться в смертельной опасности) и совершить КрещеC
    ние обязана или она сама, или любой другой православный человек. С собой в роддом нужно взять бутылочку святой воды (лучше крещенской). И вот перед вами младенчик, жизнь которого еще теплится, и вы брызгаете тихонько на млаC
    денчика, обозначаете перстами на нем крест и произносите крещальную формуC
    лу:
    Крещается раб Божий (например, Иоанн) во имя Отца (брызнули на младенца святой водой), аминь; и Сына (брызнули второй раз), аминь; и Святого Духа
    (брызнули третий раз), аминь.
    Конечно, правильное совершение Таинства Крещения — через погружение в купель, но не всегда бывает возможность это совершить. Итак, три капельки воды с этими словами, коль попадут на чело младенчика, трижды оросят его, сделают его христианином и спасенным во веки веков. Аминь!»
    Духовник православной семьи наставляет родителей и детей в вопросах соC
    блюдения постов. По его благословению индивидуально обсуждается степень строгости поста, духовно полезная данной семье. По мнению ректора СанктCПеC
    тербургских Духовных Академии и Семинарии Архиепископа Тихвинского КонC
    стантина (председателя Синодальной комиссии по биоэтике, канд. мед. наук,
    кандидата богословия), в периоды постов православной беременной женщине следует соблюдать прежде всего пост духовный: воздерживаться от гнева, праздC
    ных развлечений, празднословия, больше уделять внимания духовному соверC
    шенствованию. Беременным женщинам, желающим соблюдать также пост в пиC
    тании, рекомендуется исключить на период поста только мясо и яйца, можно употреблять молочные продукты и рыбу. Такое ограничение допустимо при услоC
    вии доступности всех остальных продуктов питания и отсутствия медицинских противопоказаний. В среды и пятницы употребляются только растительные проC
    дукты. Исключительно полезны свежеотжатые соки овощей и фруктов. ТрадициC
    онно в условиях православного поста рекомендуется питье отвара овса посевного,
    также показан этот отвар при частых заболеваниях органов дыхания, желудочC
    ноCкишечного тракта, заболеваниях печени и почек.
    Рецент приготовления: 1 стакан овса в шелухе промыть, залить 2 л воды и ваC
    рить 1,5 часа. Процедить и принимать по
    1
    /

    стакана перед едой. Следует варить каши и супы на этом отваре (для укрепления нервной системы беременных женC
    щин и детей). Можно добавлять в питание соевое молоко (или детскую безмолочC
    ную смесь Соя Туттели, обогащенную витаминами и минералами).
    За 1000 лет со дня крещения Руси сложилась эта система питания. Детям и боC
    льным по благословению ослабляют пост, разрешают употребление молочной и рыбной пищи. В условиях невозможности соблюдать пост в питании даже в ослабленном виде (походные условия, организованные коллективы, отсутствие выбора продуктов питания и т. п.) уделяют особое внимание духовному посту
    (молитве, исключают развлечения, сдерживают страсти, служат ближним и т. п.).
    375
    Тема № 10

    Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) являC
    ются среда и пятница. В эти дни на Руси не употреблялась мясная и молочная пища. Кроме того, в году соблюдали четыре больших поста.
    Рождественский пост
    Продолжительность 40 дней. С 28 ноября по 7 января.
    Великий пост
    Продолжительность 40 дней. Подвижный — апрель.
    Петров пост
    Продолжительность от года к году различная. Этот пост также подвижный. Он начинается через неделю после празднования Пятидесятницы (дня Святой ТроиC
    цы) и кончается 12 июля на Петров день.
    Успенский пост
    Продолжительность — две недели. С 14 по 27 августа.
    Вопросы, касающиеся взаимодействия семьи, общества и Церкви, подробно освещены в документе Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Приведем здесь некотоC
    рые фрагменты анализа этого документа (Протоиерей Николай Балашов, МоскC
    ва, «Даниловский благовестник 2001»):
    а) Понимая, что школа, наряду с семьей, должна предоставлять детям и подроC
    сткам знания об отношении полов и телесной природе человека, Церковь не моC
    жет поддерживать тех программ «полового просвещения», которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно непC
    риемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоC
    ять пороку, разрушающему целостность личности, воспитывать целомудрие, гоC
    товить юношество к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте
    (Х. 6). Светский характер Российского государства и образования не предполагаC
    ет воспитания детей в духе противоречащем традициям семьи, но наоборот предC
    полагает невмешательство в уже выбранные семьей религиозные принципы восC
    питания, соответствующие ее конфессиональной принадлежности, и создание благоприятных условий для реализации прав граждан на свободу совести, в соотC
    ветствии с принципами государственной политики в области образования.
    б) Человеческое тело является дивным созданием Божиим, а телесные отноC
    шения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную люC
    бовь, полную общность, единомыслие душ и телес супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания (Х. 6).
    в) Продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоусC
    тановленного брачного союза. Намеренный отказ от рождения детей из эгоистичеC
    ских побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Это может побуждать супругов отсрочить рождение следующих детей, если по состояC
    нию здоровья, необходимости ухода за членом семьи или другим основательным причинам они не могут обеспечить необходимого воспитания. В этих случаях допуC
    стимо применение неабортивных контрацептивных средств, не связанных с пресеC
    чением уже зачавшейся жизни.
    376
    ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
    г) Средства, уничтожающие человеческую жизнь на любых стадиях ее развиC
    тия, приравниваются к аборту. Православная Церковь ни при каких обстоятельC
    ствах не может дать благословение на аборт. Канонические правила Церкви пряC
    мо приравнивают аборт к убийству и назначают за него десятилетнее отлучение от церковного общения в таинствах. В наше время, чаще всего этот срок сокращаетC
    ся, с учетом человеческой немощи. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери и женщина прерывает такую беременность, она не отлучается от
    Таинств при условии исполнения личного покаянного молитвенного правила.
    Никакие социальные институты не могут заменить семью в формировании личности ребенка. Семья, это малая Церковь. Она стоит твердо только на любви и жертве, на служении каждого целому. И этому надо учить детей и подавать им в этом пример. Церковь первохристианских времен победила мир любовью. ПоC
    смотрите, говорили внешние, как они любят друг друга. Первохристиане соблюC
    дали заповеди Божии, будучи малой горсткой среди огромного мира порочных людей, утопающего в разврате Рима. Человек сам выбирает добро или зло, так как
    Бог сотворил человека со свободной волей. Долг родителей научить ребенка, что есть добро, а что есть зло в соответствии с тем, что заповедал нам Господь. На
    Руси по традиции за нравственное воспитание членов семьи отвечал отец (глава семьи). Ему давался наказ: «...Следует тебе самому, господину, жену и детей, и доC
    мочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, старшим быть послушным и покорным, к средним — дружелюбным, с младшим и убогим — приветливым и милостивым»
    («Домострой»). Вера состоит не только в признании бытия Бога. И бесы веруют,
    что Бог есть, и трепещут, но не спасаются, так как не исполняют заповедей ГосC
    подних.
    Верующий человек, вовсе не безгрешный. Он постоянно борется со своими страстями, со своими грехами, кается в них. Чем ближе человек к Богу, тем явстC
    венней он видит свои грехи и осознает бесконечное милосердие и любовь ГоспоC
    да, тем больше его душа стремится к Богу, как к высшей радости и любви. Видя сердце такого человека, Господь прощает и укрепляет его через Церковные ТаинC
    ства, помогает ему бороться со своими грехами и трудностями. Христос говорит в
    Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15.5). Мы изменяем окруC
    жающий мир в соответствии со своим внутренним миром. Насколько же ужасен внутренний мир современных людей, если сегодня разразилась глобальная экоC
    логическая катастрофа. Потому преобразование природы должно начинаться с преображения души. Св. преподобный Максим Исповедник писал: «человек моC
    жет превратить в рай всю землю только тогда, когда он будет носить рай в самом себе».
    Это возможно только путем духовного совершенствования каждого взрослого и духовного воспитания детей. В этом нам поможет примерный план духовного православного воспитания человека (в том числе ребенка) на всех стадиях его разC
    вития. Православные родители отвечают не только за духовное здоровье детей, но и телесное. Святые старцы сравнивали тело человека с ослом, на котором нужно доехать до Небесного Иерусалима.
    К сожалению, сегодня состояние здоровья детей в православных семьях не отC
    личается от состояния его в других семьях и является таким же плохим. НебрежеC
    ние к страданиям детей, оправдание родительской бездеятельности в отношении
    377
    Тема № 10
    здоровья детей волей Божией, или занятостью служением Богу и другим людям,
    или делами является грехом. Православие — это религия любви. Бог — это люC
    бовь. Любящие родители всегда делают все возможное для своих детей, для польC
    зы их духа, души и тела с благословения пастырей Православной Церкви. В поC
    мощь православным родителям подготовлены рекомендации по духовному разC
    витию в соответствии с возрастом ребенка (см. ниже).
    ПРИЛОЖЕНИЯ К ТАБЛИЦАМ
    № 1, 4, 21, 23, 25, 34–37
    Условия полноценного духовного развития
    Табл. 1. Условия, необходимые подросткам, молодежи, для
    того чтобы стать здоровыми родителями:
    Табл. 4. Условия, которые следует соблюдать для рожде,
    ния здорового ребенка
    до и после свадьбы
    во время беременности
    1. Жизнь в соответствии с евангельскими заповедяC
    ми, целомудренные отношения между юношами и девушками.
    2. Регулярное обращение к Таинствам ПравославC
    ной Церкви (покаяние, причастие, елеепомазаC
    ние). Первая исповедь охватывает период с моменC
    та крещения. При подготовке к исповеди рекоменC
    дуется пользоваться перечнем грехов.
    3. Соблюдение постов: среда, пятница, 4 длительC
    ных поста, особые дни.
    4.
    Выполнение утреннего и
    вечернего молитвенного правила. Ежедневное чтение ЕванC
    гелия.
    5. Утром натощак следует принимать святую воду и просфору; рекомендуется провести освящение квартиры.
    6. Брак не только регистрируется в ЗАГСе, но также совершается Таинство венчания (будущие родитеC
    ли получают благословение не только на счастлиC
    вую семейную жизнь, но и на зачатие и рождение ребенка).
    7. Соблюдение церковных дней запрета на супруC
    жеские отношения, тем более на зачатие ребенка в:
    среду, пятницу, посты, праздничные дни (в том числе воскресенье), день причастия, день венчаC
    ния.
    8. Супружеская молитва о благополучном зачатии ребенка
    1. Жизнь по евангельским заповедям.
    2. Духовная подготовка к родам: тщательная исC
    поведь за жизнь с момента крещения — покаяC
    ние в грехах (блуд, аборты и т. п., см. перечень грехов).
    3. Еженедельное причастие Святых Даров.
    4. В период беременности можно венчаться, есC
    ли брак не венчан.
    5. Соблюдение постов: среда, пятница. В период длительных постов по благословению к духовC
    ному посту может быть добавлен запрет на мясC
    ную пищу и яйца.
    6. Выполнять утреннее и вечернее молитвенное правило. Утром натощак принимать святую воC
    ду и просфору.
    7. Молиться о благополучной беременности и родоразрешении. Перед родами заказать молеC
    бен о благополучном родоразрешении.
    8. Провести освящение квартиры.
    9. Ежедневно читать будущему младенцу духовC
    ные произведения, Евангелие.
    10. Воздержание от половых контактов во время беременности при обоюдном согласии супругов
    Табл. 21. Контур развития ребенка в период запечатления.
    Стадия 1: 0–2,5 мес.
    Табл. 23. Контур развития ребенка в период запечатле,
    ния. Стадия 2: от 2,5 до 7 мес.
    от рождения до 2,5 месяцев
    от 2,5 до 7 месяцев
    378
    ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

    В родильной комнате кормление с молитвой. Дома:
    1) ребенка приносят в освященный дом; 2) кормлеC
    ние грудью с молитвой и чистыми мыслями; 3) роC
    дительская молитва за ребенка; 4) 1 раз в день поить ребенка святой водой (1 ч.л.); 5) молитва родителей перед сном ребенка; 6) молитва родителей в треC
    вожных ситуациях (капризы, болезни и т. д.); 7) утC
    реннее и вечернее молитвенное правило родитеC
    лей; 8) 40 дней — крещение малыша; 9) ограждение ребенка крестным знамением перед сном, во время просыпания, перед едой и т. д.; 10) регулярно закаC
    зывать молебны о здравии матери и ребенка (в т. ч.
    сорокоуст о здравии); 11) регулярное причащение ребенка и матери (желательно еженедельно, особенC
    но — если ребенок родился больным, при этом наC
    блюдается разительное улучшение состояния, в чаC
    стности, у детей с родовыми травмами; в любом слуC
    чае — не реже 1 раза в месяц, обязательно — в день ангела ребенка и в день рождения); 12) четкое соC
    блюдение постов матерью: запрет на мясную пищу во время поста, в среду и пятницу; 13) если брак неC
    венчаный, то венчание родителей с согласия 2Cх сторон
    Продолжать рекомендации стадии 1.
    Исключительно благотворно влияние на ребенC
    ка всего богатства традиционной народной куC
    льтуры. Обязательно присутствие ребенка на традиционных праздниках
    Табл. 25. Контур развития ребенка в период запечатления.
    Стадия 3: от 7 мес. до 1 года
    Табл. 34. Контур развития ребенка в период запечатле,
    ния. Стадия 4: от 1 года до 1,5 лет
    от 7 месяцев до 1 года
    от 1 года до 1,5 лет
    См. рекомендации для стадии 1, дополняя их знаC
    комством с жизнью храма, а дома — с различными предметами: иконы, свеча и т. п. Активное участие ребенка в традиционных праздниках и народных играх. Радость праздника, как считают ученые, —
    лучшее средство для профилактики наркомании,
    асоциального поведения и т. д.
    См. рекомендации для стадий 1–3. Первое знаC
    комство с детской духовной литературой. ФорC
    мирование понятий «хорошо» и «плохо»
    Табл. 35. Контур развития ребенка в период запечатления.
    Стадия 5: от 1,5 до 3 лет
    Табл. 36. Контур развития ребенка в период запечатле,
    ния. Стадия 6: с 3 до 6 лет
    от 1,5 до 3 лет
    с 3 до 6 лет
    Для ребенка первостепенное значение имеет радоC
    стная, ответственная, неизменная до самопожертC
    вования любовь, которой его окружает мать. В дуC
    ховном развитии поCпрежнему, как и в стадии 1,
    важнейшим является действие Божией благодати,
    которая питает ребенка. В этом возрасте ребенок прекрасно воспринимает праздничную атмосферу
    Рождества, Пасхи, дней рождения и именин и сам активно участвует в праздниках
    С 5 лет возможно систематическое обучение,
    традиционное духовное воспитание детей. ФорC
    мируется духовное сознание, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и соC
    знательных действий в будущем. Формирование этических представлений ребенка. В 6 лет дети способны искренне раскаиваться в своих поC
    ступках
    379
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51


    написать администратору сайта