Главная страница
Навигация по странице:

  • Табл. 37

  • Из Опыта воспитания в православных семьях (из книг Е. Богушевой «О воспитании мальчика в неполной семье верующей матерью», «Воспитание девочки верующими родителями

  • ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА Условия полноценного духовного развития

  • Из истории педагогики (духовное воспитание детей в трудах св. Феофана Затворника, XIX век)

  • ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

  • Доброделанию

  • Разумная самостоятельность

  • Об опасностях юношеского возраста

  • Плоды и преимущества доброго воспитания

  • Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здор. Руководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с


    Скачать 2.39 Mb.
    НазваниеРуководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здорового ребен ка Под научной ред к. м н., доц. В. С. Коваленко. Спб. Ооо Издательство Фолиант, 2004. 416 с
    Дата02.05.2023
    Размер2.39 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРуководство по подготовке родителей к рождению и воспитанию здор.pdf
    ТипРуководство
    #1103208
    страница47 из 51
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51
    Тема № 10

    В 7 лет каждый православный ребенок должен уметь анализировать свои поступки и подготоC
    виться к исповеди, читать молитвенное правило
    Серафима Саровского. Ребенок активно знакоC
    мится с жизнью храма, посильно помогая в храC
    ме и общаясь там со сверстниками. С удовольстC
    вием участвует в богослужении. Ребенку необC
    ходима деятельность как на уроках («Покажите,
    как полетели птички, когда их сотворил Бог»),
    так и в храме (постановка свечей, участие в хоре,
    подача записок и т. п.). См. В. Преображенский
    «Традиционное духовное воспитание детей».
    Адрес в интернете www.partalCslovo.ru
    Табл. 37. Контур развития ребенка в период запечатления.
    Стадия 7: 6 лет и более
    Каждая добрая черта характера ребенка должна
    взращиваться любящими родителями как нежный
    цветок. Так, например, св. свщ. муч. Елизавета
    Федоровна, прошла по русской земле как светлый
    луч добра и милосердия. Эти ее качества с большой
    любовью воспитывались ее родителями, когда она
    еще была маленькой девочкой (Великая княжна
    Елизавета Федоровна была дочерью Великого гер'
    цога Людвига IV). «Каждую субботу с большими
    букетами цветов дети ходили в больницу на Мау'
    ерштрассе, ставили эти цветы в вазы и разносили
    их по палатам больным. Они беседовали с больны'
    ми и со многими из них подружились. Таким обра'
    зом, подсознательно, им прививались любовь и со'
    страдание к несчастным». (Миллер Л. Светлая
    мученица Российская великая княгиня Елизавета
    Федоровна. — М., Лодья, 2001. — С. 288).
    Дети императора Николая II воспитывались в
    строгости, простоте и в глубокой вере к Богу.
    Спали они на походных кроватях, каждый день
    принимали холодную ванну, трудились на огороде,
    помогали бедным, ухаживали за ранеными. В семье
    царила необыкновенная атмосфера любви и забо'
    ты друг о друге.
    Традиционное духовное воспитание детей позво'
    ляет правильно сформировать личность ребенка и
    обеспечить психическую устойчивость его даже в
    условиях духовного кризиса современного обще'
    ства
    6 лет и более
    К 7 годам ребенок может провести самоанализ своего поведения, оценить свой жизненный опыт в свете заповедей Божиих (подготовиться к первой исповеди). О. Фома Хопко: «В этом возрасте главC
    ной проблемой детской исповеди является двойстC
    венный характер связи ребенка и Бога: 1) Бог дает законы, которые мы должны исполнять; мы долC
    жны поступать хорошо; 2) Бог прощает, любит и никогда не бросает нас, какие бы плохие поступки мы не совершали, если мы сожалеем об этом и пыC
    таемся поступать хорошо». Продолжение катехизаC
    ции, чтение правила Серафима Саровского. ПриC
    чащение святых тайн от 1 до 4 раз в месяц, в день рождения и в именины. Большое значение имеет выбор организации внешкольного и внесемейного воспитания, отвечающей принципам вашего восC
    питания, т. к. к 12 годам это основной авторитет для ребенка, родители только «страхуют» самостоC
    ятельную деятельность ребенка
    Из Опыта воспитания в православных семьях
    (из книг Е. Богушевой «О воспитании мальчика в неполной семье
    верующей матерью», «Воспитание девочки верующими родителями
    от рождения до брака», Фабор, М., 2002)
    Главное в воспитании — установить правильные взаимоотношения с ребенC
    ком. Это позволяет решать неразрешимые проблемы воспитания, от которых поC
    рой опускаются руки. Елена Богушева в своей первой книге делится своим матеC
    ринским опытом воспитания сына в неполной семье. Несмотря на то, что с 3CмеC
    380
    ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
    Условия полноценного духовного развития
    сячного возраста она воспитывала сына без отца, ей удалось создать прекрасные условия для развития ребенка. Она воплотила в жизнь все, что рекомендуется в
    «Руководстве по подготовке родителей к рождению и воспитанию ребенка». ОтC
    ношения бабушки и дедушки послужили мальчику образцом идеальной полной семьи. Здесь мы приведем лишь несколько примеров из опыта этой уникальной семьи по преодолению трудностей воспитания, которые во время замечаются тоC
    лько любящими взрослыми (описание религиозной жизни семьи опущено, так как ее правила знакомы каждой воцерковленной православной семье, см. выше).
    «3 года. При всех положительных качествах сына, он был катастрофически жаC
    ден. Все предложения угостить когоCлибо чемCлибо встречали категорическое
    «нет». Приходилось брать его за руку с зажатым в ней лакомством и плачущего таC
    щить насильно угощать несчастных, страдающих (от его истошных воплей) баC
    бушку и дедушку. А потом все наперебой хвалили Илюшу за его «щедрость», восC
    торгались тем, какой он не жадный мальчик, умница, добрый, он не пожалел куC
    сочка колбаски для дедушки, поскольку знает, что дедушка так любит эту колбаску. С тех пор сыну понравилось быть щедрым.
    4 года. Умер дедушка. Мне пришлось зарабатывать на хлеб с утра до вечера. В
    результате нехватки времени общения ребенок стал «мальчик — наперекор». ВыC
    ход оказался прост: приходя с работы я давала сыну тупой нож и мы вместе, общаC
    ясь, чистили картошку. У сына появилась возможность выговориться и все испC
    равилось.
    9 лет. Однажды сын пришел из школы хмурый и сердитый. На мои расспросы ответил, что одноклассники дразнять его «бомжом» за скромную одежду. После долгого и доверительного разговора, сын на время приумолк, задумался. Но вдруг стал считать, что из одежды я купила себе, а что — ему. Я понимала, что он не в состоянии противостоять искушениям. Его сверстники были в большинстве своем из зажиточных семей, одеты супермодно. При этом дети, в сущности, были брошены на улицы, выискивая себе занятия одно хуже другого. Мальчишка мой достаточное время нервировал меня до тех пор, пока я однажды не выдержала: доC
    стала из сарая юбку, которую носила, наверное, сказочная бабаCЯга, нашла кофту подстать юбке, и после очередных «вещевых» претензий надела все это «добро»,
    встретив сына из школы. Он был в шоке. А я ласково говорила: «Ничего, ничего,
    сыночек, я теперь и так похожу, главное завтра купим тебе то, что ты просил». На этом «тряпичество» сына излечилось. Вскоре я перевела его в православную шкоC
    лу, где дети не сквернословили, не выряжались, заботились друг о друге и проблеC
    ма больше не повторялась».
    Приведем пример из второй книги о творческом опыте православных родитеC
    лей в воспитании девочки.
    «Однажды Верочка (дошкольница) стала просить куклу Барби. Мы с мужем задумались. Наша девочка возится со своими куклами. Она их «мать», они — ее
    «дети». Она с ними учится жить и быть хозяйкой, но Барби — не ребенок. У нее все как у «тети». Скорее всего, Барби станет не дочкой Веры — это Вера постараC
    ется стать Барби. Разве Барби запеленаешь? Поведешь играть в песочницу? Нет,
    конечно, нет». С Барби можно играть в ресторан, в дискотеку, кокетничать, БарC
    би — модница, охотница за мужчинами. Барби — игрушка душевредная, без одежды — она голая женщина. В одной семье брат сначала тайком рассматривал
    Барби сестры, а потом стал подглядывать за сестрой, хихикать, относиться к ней с пошлым интересом. Игрой с «Барби» нарушается Божее повеление женщины —
    381
    Тема № 10
    быть помощницей, ангелом хранителем своему мужу, хранить целомудрие, забоC
    титься о ближних.
    Все это мы объяснили Верочке. Трудно ей было расстаться с мечтой, уже реаC
    лизованной всеми дворовыми подругами. Позже мы купили ей пупса из пластиC
    ка — «настоящего младенца». И нужно сказать, что новый Данилка навсегда выC
    теснил собой Барби. И даже сделался предметом жгучей зависти дворовых владеC
    лиц Барби.»
    Из истории педагогики
    (духовное воспитание детей в трудах св. Феофана Затворника, XIX век)
    Многим родителям будет интересно познакомиться с новой для большинства из них областью воспитания воли, чувств, разума младенца — с традиционным духовным воспитанием детей, описанным в трудах известнейшего мыслителя
    XIX века св. Феофана Затворника (далее помещены выдержки из его трудов).
    «Родители влияют на младенца. Есть некоторый особенный путь общения душ через сердце. Один дух влияет на другой чувством. Чем более родители любят реC
    бенка, тем сильнее их влияние на него. Лучший высший проводник при этом —
    взор. Надобно, чтобы во взоре светилась не одна любовь, но и вера, что на руках у них более, чем простое дитя, и надежда, и непрерывная, в духе совершаемая моC
    литва. Этот дух родительного благочестия, а также Ангел Хранитель, св. Тайны и вся церковность составляют уникальную духовную атмосферу вокруг младенца.
    Крещение есть первое в христианстве таинство, соделывающее человека хрисC
    тианина достойным даров благодати. Сила благодати проникает внутрь и восстаC
    навливает здесь Божественный порядок во всей его красоте. Она действует во младенце, но еще особо вне его. Только с минуты осознания и избрания ее самоC
    стоятельно, осознанно эта сила становится не только благодатною, но и свободC
    ною. До этого времени младенец зреет в Церкви, как плод в утробе матери. Как его воспитать, чтобы он осознал в себе благодатные силы, мог с радостным желаC
    нием воспринять их и, конечно, вести достойный образ жизни, стремиться к доC
    бру и Богу. Благодать Крещения укрощает и заглушает грех, семена которого наC
    ходятся в сердце младенца от его рождения. Но он может снова ожить и восстать,
    если дать ему пищу и свободу. Предотвращению этого должно быть посвящено все внимание родителей и крестных. Первым шагом к этому является сколь можC
    но частые причащения младенца св. Христовых Тайн, что умиротворяет младенца и делает неприступным для темных сил. Родители замечают, что в день, когда причащают дитя, оно бывает погружено в глубокий покой, исполнено радости,
    нередко выздоравливало, если болеет.
    Когда дитя начинает подрастать, то в нем пробуждаются силы и одновременно усиливаются его греховные болезни и наклонности. Родители должны блюсти первые зачатки их пробуждения, чтобы с первой минуты бороться с грехом, живуC
    щим в дитяти.
    Основные возбудители, влекущие ребенка ко греху — это своеумие, своеволие,
    самоуслаждение. Борьба с этими возбудителями различна для тела, души и духа.
    Например, пусть дитя резвится, но в то время, в том месте и тем разом, как ему приказано. Воля родителей должна запечатлевать всякий их шаг, разумеется в обC
    щем. Без этого легко может покривиться нрав дитяти.
    382
    ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

    Важно поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жары,
    холода, уязвлений, болей и проч. Кто приобрел такой навык, тот счастливейший человек, способный на самые трудные дела, во всякое время и во всяком месте.
    Без воспитания этого навыка все последующие дела родительской любви и поC
    печения будут или малоплодные или даже бесплодные, так как тело — седалище страстей, и большей частью самых свирепых, каковы похоть и гнев. Церковность освящает тело, усмиряет жадную животность.
    Второе важнейшее направление воспитания — душевное. Как первая пища имеет влияние на темперамент тела, так и первые окружающие предметы имеют влияние на душу. Пусть чувства получают первые впечатления от предметов свяC
    щенных: икона и свет лампадки — для глаз, священные песни — для слуха и проч.
    Все, что может развратить душу дитя, следует удалить от него. Известно, как сильC
    но действуют на душу растленные образы, в каком бы виде они ни касались ее!
    Кто мало встретит соблазнов, тот и дольше будет продолжать зреть в простоте серC
    дца. Но кому нельзя миновать их, тот стоит пред лицом большой опасности.
    Дитя еще не говорит, не ходит, но уже серчает, завидует, присвояет себе, вообC
    ще являет действия страстей. Этому злу, утверждающемуся на животной жизни тлетворно, должно противодействовать ему с первых его проявлений. Как это сделать, определить трудно. Все дело зависит от благоразумия родителей. Для этого надобно созидать положительным действиям все силы ребенка: ум, волю и сердце.
    Начать образование ума нужно вместе со словом — что добро и зло, что хороC
    шо и худо. Родители сами говорят между собою: дети прислушиваются и почти всегда усвояют себе не только мысли, но даже обороты их речи и манеры. Пусть же родители, когда говорят, например, что значит настоящая жизнь, чем она конC
    чается (сокрытие от ребенка понятия смерти — является педагогической ошибC
    кой), от кого все получается, что такое удовольствия, какие достоинства имеют те или иные обычаи. Истина связывает ум тем, что насыщает его. Мирское же муд'
    рование не насыщает и тем разжигает пытливость.
    Воля
    Самое простое средство воспитания воли ребенка — это расположение детей родителями ничего не делать без позволения. Пусть со всяким желанием прибегаC
    ют к родителям и спрашивают: можно ли сделать то или иное? Главное убеждение детей, что не должно слушать во всем себя. Отучая от своей воли, надо приучать дитя делать добро. Для этого пусть родители сами представят истинный пример доброй жизни и знакомят детей с лучшими людьми, для которых главная забота не о наслаждениях и отличиях, а о спасении души. Надо вызывать детей на добC
    рые дела: сначала приказывать им делать их, а потом наводить, чтобы сами делаC
    ли. Главное доброе дело — это милостыня, сострадание, милосердие, уступчиC
    вость и терпение. Доброделанию надобно учить, как и всему другому.
    Сердце (чувство)
    Сердце (чувство) — способность вкушать и чувствовать насыщения. Самое действенное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой постоянно должны быть содержимы дети.
    383
    Тема № 10

    Усмиренная и организованная таким образом душа не будет препятствовать развитию Духа. Деятельность Духа обнаруживается наличием страха Божия, совеC
    сти и молитвы. Страх Божий рождает молитву и освежает совесть. Воля родителей для малых детей есть закон Божий и закон совести. Если дитя нарушило благораC
    зумную волю родителей, следует расположить его к раскаиванию. Сделать так,
    чтобы оно без боязни, с доверием и со слезами пришло и сказало: «Вот я то и то сделал худо». Необходимо научить его восставать при падении через покаяние и очищение себя или обновление слезами. Вот порядок: пусть дитя растет в нем и более будет развиваться у него дух благочестия.
    Обучение наукам
    Должно оградить детейCучеников благочестием всех окружающих, церковноC
    стью, таинствами. Пусть лучшее время назначается на дела благочестия и преимуC
    ществует над научностью; пусть одобрение заслуживает не одна успешность в наC
    уках, а также вера и добронравие. И поэтому никак не должно ставить научность так высоко и в таком блестящем виде, чтобы она занимала все внимание и поглоC
    щала всю заботу.
    Разумная самостоятельность
    Человек становится вполне человеком, когда приходит к самопознанию и раC
    зумной самостоятельности. Держится какихCлибо мыслей не потому, что другие ему передали их, а потому, что он сам находит их верными. Как хорошо и спасиC
    тельно не только быть настроену в воспитании поCхристиански, но и потом осозC
    нать себя и решиться быть христианином прежде вступления в юношеские лета.
    Это необходимо ввиду великих опасностей, каким неизбежно подвергается юноC
    ша: 1) по свойству своего возраста; 2) по великим его соблазнам.
    Об опасностях юношеского возраста
    Надобно иметь очень твердую опору, чтобы устоять в это время от напора волн. У кого она заложена родителями в младенчестве, осознана и самостоятельC
    но принята им перед наступлением юности, тот как бы укрылся в крепком непроC
    пускающем воду кораблике. Образ юности — водопад. Текла жизнь спокойно, заC
    тем, как вода в водопаде, падает вниз, клубится. Это юность и разливается она разными потоками, — это люди, выходящие из юности. Одни из них, которые смогли укрыться в спасительном кораблике истинного воспитания и разумной самостоятельности, сияют добротой, благородством, другие омрачены бесчестиC
    ем и развратом. Средний класс — смесь добра со злом.
    Два свойства юности представляют наибольшую опасность. Первое — жажда впечатлений: мечты, легкое чтение, развлечения, дети жаждут нового и разнообC
    разного. Ничем нельзя лучше заморить добрые семяна, положенные в сердце юноши, как этим свойством. Молодой цвет, посаженный на таком месте, где со всех сторон дуют на него ветры, немного потерпит и засохнет. Как хорошо подчиC
    нить себя в этом случае строгой и престрогой дисциплине и быть во все времена юношества под благим руководством. Тех юношей, коим не позволяется распоряC
    жаться своим поведением до возмужалости, можно назвать счастливыми.
    Второе — склонность к общению. Как же надо быть осторожным в выборе близкого лица! Для положившего жить поCхристиански первый Богом данный
    384
    ПОДГОТОВКА К РОЖДЕНИЮ И ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
    друг — это духовный отец; с ним беседуй, ему поверяй тайны, поучайся. Самый верх опасности для юноши — обращение с другим полом. Сначала он грустит,
    чувствует себя одиноким, затем жалеет себя и становится похожим на порох, подC
    ставленный под искры. В этом случае усиль занятия, не развлекайся, храни чувстC
    ва, бегай другого пола, главное же молись.
    Того никогда не воротишь, что потеряешь в юности.
    Неправильное воспитание
    Представляет собой:
    1. Отдаление от церкви и ее благодатной среды.
    2. Невнимание к отправлениям телесным.
    3. Безразборное, ненаправленное к одной цели развития сил души (современC
    ное образование раздувает пытливость, своеволие и жажду впечатлений).
    4. Совершенное забвение о духе (о молитве, страхе Божием, совести). ИзнеC
    женность и расслабление духа. Праздное времяпрепровождение.
    5. Во время обучения — закрытие главнейшего, заслоненность его единого —
    множеством других.
    6. Вступление в юность без предварительного положения добрых начал и реC
    шимости жить поCхристиански.
    Каждой из этих причин и одной достаточно к тому, чтобы погасить у человека благодатную жизнь.
    Плоды и преимущества доброго воспитания
    Плоды и преимущества доброго воспитания следующие:
    1. Сохранение целостности человека. Человек назначен быть вместилищем необыкновенно высоких сил.
    2. Легкость доброделания. Он ходит в добре, как единственно сродным себе мире. Человеку, не получившему доброго воспитания, страстному, поврежденноC
    му, нужно напрягать все силы, чтобы приучить себя к этому добру.
    3. Ровная и безостановочная жизнь как здоровое дыхание.
    4. Непадавший всегда юн. Он необыкновенно радушен, искренне добр, тихого нрава, сохраняет веселонравие (радость духовную). Ему свойственна некоторая прозорливость и мудрость, сердце подсказывает ему, как поступать. Все это в соC
    вокупности делает его и достоуважаемым, и достолюбезным. Он невольно влечет к себе. Существование в мире подобных лиц есть великая благодать Божия.
    5. Непоколебимость добродетели во всю жизнь для тех, кто сохранил себя цеC
    лым в юности. «Чадо, от юности твоея избери наказание и тогда до седин обрящеC
    ши премудрость. В делании ея мало потрудишися и скоро ясти будеши плоды ея»
    (Сирах. 6: 18, 20).
    Тот кто надеется прожить, не посвящая время Богу и самому себе, он будет тоC
    лько затруднять себя, привыкая к благоразумной жизни и неизвестно одолеет ли себя после. Как редко потерявший невинность успевает возвратить ее! Как трудно обратиться непознавшему доброй жизни с детства, живо изображает по собственC
    ному опыту блаженный Августин в своем исповедании: «Лета отрочества, — говоC
    рил он, — провел я в резвости и шалостях, даже не позволительных, в непослушаC
    нии и невнимании к родителям. Со вступлением в юность началось распутство, и
    385
    1   ...   43   44   45   46   47   48   49   50   51


    написать администратору сайта