Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК» (ДДЧ)

  • Интерпретация признаков в тесте «Дом. Дерево. Человек». Выбор цвета.

  • ЧЕЛОВЕК Голова.

  • Контур. Нажим. Штриховка.

  • МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Д. САКСА, С. ЛЕВИ

  • МЕТОДИЧКА ПрофОтбор. Руководство по профессиональному психологическому отбору в системе мчс россии москва 2006


    Скачать 10.23 Mb.
    НазваниеРуководство по профессиональному психологическому отбору в системе мчс россии москва 2006
    АнкорМЕТОДИЧКА ПрофОтбор.doc
    Дата28.01.2017
    Размер10.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМЕТОДИЧКА ПрофОтбор.doc
    ТипРуководство
    #449
    страница72 из 83
    1   ...   68   69   70   71   72   73   74   75   ...   83

    Интерпретация ответов испытуемого после завершения рисунка.

    Вопрос

    Интерпретация ответа


    Каков размер животного?

    Если оно маленькое, но испытуемый говорит, что оно большое – скрытый конфликт «Я».

    Если рисунок занимает полный лист – завышенный уровень притязаний.

    Если животное большое, а испытуемый говорит, что маленькое – возможен комплекс неполноценности.

    Где живет?

    Оцениваем работу воображения: чем ниже фантастичность среды обитания, тем хуже работает мышление, тем уплощенней эмоциональная сфера испытуемого.

    Чем питается?

    Общая степень агрессивности.

    Если мясом – неинформативно.

    Если растениями – снижение защиты.

    Если насекомыми – камуфляж агрессии.

    Если молоком – тенденция к эмоциональной инфантилизации.

    Если животное внешне агрессивно, но испытуемый говорит о питании растениями, - демонстративная или глубоко вытесненная агрессия.

    Если оно внешне не агрессивно, но говорит, что хищник, - компенсаторная, защитная агрессия.

    Каков способ передвижения?

    Если животное с крыльями, летает – возможны истеротенденции.

    Если ползает, - скрытые депрессивные явления.

    Если прыгает – неустойчивость.

    Какова продолжительность жизни?

    Слишком мало живет, - возможна ослабленность.

    Если живет вечно, - черты демонстративности.

    Сколько лет нарисованному животному?

    Надо соотнести с продолжительностью жизни животного и возрастом испытуемого.

    Возраст, близкий к общей продолжительности жизни животного, - развитое «Я».

    Слишком мало по сравнению с его жизнью – инфантильные черты.

    Если полное соответствие возрасту испытуемого – возможно снижение интеллекта.

    Какой характер у животного?

    Если есть клыки и зубы, но говорит. Что он добрый, - камуфляж агрессии.

    Если злой при зубах, клыках, - беззащитность.

    Если злой при отсутствии зубов, клыков, - возможна прямая или косвенная агрессия.

    Что можете сказать о его интеллекте?

    Если оно совершенно глупое – возможно боязнь своего интеллекта, «горе от ума».

    Если оно сверхумное – демонстративность.

    Необходимо уточнить область ума или в чем проявляется глупость – это может охарактеризовать как вид наиболее компенсированной, адекватной деятельности, так и область неудач.

    Как живет (одиноко или стадно?)

    Если одиноко – коммуникативные трудности.

    Если стадно – общительность.

    Каковы покровы тела?

    Если их слишком много (панцирный тип) – необходимость защиты, повышенная чувствительность. Где больше выражены защитные покровы, тем хуже защита (учитывать функции этой части тела или связанные с нею жизненные потребности).

    Если защита больше сверху – защита от вышестоящих лиц, тревожное восприятие авторитарных лиц или родителей.

    Если защита снизу, т.е. клыки, бивни направлены вниз – защита от подчиненных, боязнь потери авторитета, контактов и т.д.

    Есть ли враги и как оно с ними справляется?

    Говорит о способе реакции в ситуации опасности.

    Если животное прячется – не реалистичность защиты.

    Если нападает – защита более реалистичная, но с элементами агрессивности.

    Если врагов нет – инфантильные элементы в эмоциональной сфере, возможно снижение широких социальных контактов, склонность к «домашним» отношениям.

    ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «ДОМ, ДЕРЕВО, ЧЕЛОВЕК» (ДДЧ)
    Эта проективная методика исследования личности была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование.

    Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

    Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.

    Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит, основное для человека – жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте – безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.
    Интерпретация признаков в тесте «Дом. Дерево. Человек».
    Выбор цвета.

    Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

    Цвет черный – застенчивость, пугливость.

    Цвет зеленый – потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

    Цвет оранжевый – комбинация чувствительности и враждебности.

    Цвет пурпурный – сильная потребность власти.

    Цвет красный – наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

    Цвет желтый – сильные признаки враждебности.

    Цвет, штриховка 3/4 листа – нехватка контроля над выражением эмоций.

    Штриховка, выходящая за пределы рисунка – тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

    Общий вид.

    Помещение рисунка на краю листа – генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

    а) правая сторона – будущее, левая – прошлое,

    б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом,

    в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона – эмоциональные, правая – интеллектуальные.

    Перспектива.

    Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) – чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

    Перспектива, рисунок изображен вдали – желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки «потери перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены – не умеет изображать глубину) – сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).

    Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует, по меньшей мере, четыре отдельные стены, на которых даже двух нет в том же плане) – чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.

    Размещение рисунка.

    Размещение рисунка над центром листа – чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что:

    1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

    2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

    3) субъект склонен держаться в стороне.

    Размещение рисунка точно в центре листа – незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

    Размещение рисунка ниже центра листа – чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

    1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

    2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

    Размещение рисунка в левой стороне листа – акцентирование прошлого. Импульсивность.

    Размещение рисунка в левом верхнем углу листа – склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

    Размещение рисунка на правой половине листа – субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.

    Рисунок выходит за левый край листа – фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

    Выход за правый край листа – желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.

    Выход за верхний край листа – фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

    Контуры очень прямые – ригидность.

    Контур эскизный, применяемый постоянно – в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем – указание на неспособность к четкой позиции.
    ДОМ

    Дом.

    Дом старый, развалившийся – иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

    Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности).

    Дом вблизи – открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.

    План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьезный конфликт.

    Разные постройки – агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.

    Ставни закрыты – субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.

    Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) – отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

    Стены.

    Задняя стена, расположенная необычно – сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.

    Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями – субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.

    Стена, отсутствие ее основы – слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

    Стена с акцентированным контуром основы – субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

    Стена с акцентированным горизонтальным измерением – плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.

    Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен – предчувствие (угроза) катастрофы.

    Стена: контуры линии слишком акцентированы – сознательное стремление сохранить контроль.

    Стена: одномерная перспектива – изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

    Прозрачные стены – неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

    Стена с акцентированным вертикальным измерением – субъект ищет наслаждения, прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

    Двери.

    Их отсутствие – субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

    Двери (одна или несколько), задние или боковые – отступление, отрешенность, избегание.

    Двери открыты – первый признак откровенности, достижимости.

    Двери открытые. Если дом жилой – это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

    Двери боковые (одна или несколько) – отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

    Двери очень большие – чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

    Двери очень маленькие – нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

    Двери с огромным замком – враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

    Дым.

    Дым очень густой – значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

    Дым тоненькой струйкой – чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

    Окна.

    Первый этаж нарисован в конце – отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

    Окна сильно открытые – субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок – отсутствие стремления скрывать свои чувства.

    Окна закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

    Окна без стекол – враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже – враждебность, отчужденность.

    Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже – пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

    Крыша.

    Крыша – сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.

    Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, – фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

    Крыша, тонкий контур края – переживание ослабления контроля фантазии.

    Крыша, толстый контур края – чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

    Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом – плохая личностная организация.

    Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены – усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

    Комната.

    Ассоциации могут возникнуть в связи с:

    1) человеком, проживающим в комнате;

    2) интерперсональными отношениями в комнате;

    3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).

    Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

    Комната, не поместившаяся на листе – нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

    Субъект выбирает ближайшую комнату – мнительность.

    Ванна – выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно, нарушение этих функций.

    Труба.

    Отсутствие трубы – субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

    Труба почти невидима (спрятана) – нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

    Труба нарисована косо по отношению к крыше – норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

    Водосточные трубы – усиленная защита и обычно мнительность.

    Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) – усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

    Дополнения.

    Прозрачный, «стеклянный» ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

    Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.

    Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

    Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки – незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

    Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована – показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

    Дорожка очень длинная – уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

    Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома – попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

    Солнце – символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

    Погода (какая погода изображена) – отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

    Цвет, обычное его использование: зеленый – для крыши; коричневый – для стен;

    желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым, отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

    1) среда к нему враждебна;

    2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

    Количество используемых цветов: хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально не обделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом семью-восемью цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет боится эмоционального возбуждения.
    ДЕРЕВО

    Интерпретация приведена по К. Коху и исходит из положений К. Юнга (дерево – символ стоящего человека). Корни – коллектив, бессознательное. Ствол – импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви – пассивность или противостояние жизни.

    Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).

    Корни.

    Корни меньше ствола – тяга к спрятанному, закрытому.

    Корни равны стволу – более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

    Корни больше ствола – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

    Корни обозначены чертой – детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

    Корни в виде двух линий – способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

    Симметрия – стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы.

    Расположение на листе двойственное – отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т.е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения.

    Центральная позиция – желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

    Расположение слева направо – увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.

    Форма листвы.

    Круглая крона – экзальтированность, эмоциональность.

    Круги в листве – поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.

    Ветви опущены – потеря мужества, отказ от усилий.

    Ветви вверх – энтузиазм, порыв, стремление к власти.

    Ветви в разные стороны – поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.

    Листва-сетка – уход от неприятных ощущений.

    Листва-сетка, более или менее густая – большая или меньшая ловкость во избежание проблемных ситуаций.

    Листва из кривых линий – восприимчивость, открытое принятие окружающего.

    Открытая и закрытая листва на одном рисунке – поиски объективности.

    Закрытая листва – охрана своего внутреннего мира детским способом.

    Закрытая густая листва – скрытая агрессивность.

    Детали листвы, не связанные с целым – малозначительные детали принимаются за характеристику явления в целом.

    Ветви выходят из одного участка на стволе – детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.

    Ветви нарисованы одной линией – бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

    Толстые ветви – хорошее различение действительности.

    Листья-петельки – предпочитает использовать обаяние.

    Пальма – стремление к перемене мест.

    Листва как узор – женственность, приветливость, обаяние.

    Плакучая ива – недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

    Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.
    Ствол.

    Заштрихованный ствол – внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

    Ствол в форме разломанного купола – желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

    Ствол из одной линии – отказ реально смотреть на вещи.

    Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми – может самоутверждаться, и действовать свободно.

    Листва тонкими линиями – тонкая чувствительность, внушаемость.

    Ствол линиями с нажимом – решительность, активность, продуктивность.

    Линии ствола прямые – ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

    Линии ствола кривые – активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

    «Вермишель» – тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

    Ветви не связаны со стволом – уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» в мечты и игры.

    Ствол открыт и связан с листвой – высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.

    Ствол оторван от земли – недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

    Ствол ограничен снизу – ощущение несчастья, поиск поддержки.

    Ствол расширяется книзу – поиск надежного положения в своем кругу.

    Ствол сужается книзу – ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира.

    Общая высота – нижняя четверть листа – зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

    Нижняя половина листа – менее выраженная зависимость и робость.

    Три четверти листа – хорошее приспособление к среде.

    Лист использован целиком – хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

    Высота листа (страница делится на восемь частей):

    1/8 – недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет;

    1/4– способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;

    3/8 – хорошие контроль и рефлексия;

    1/2 – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;

    5/8 – интенсивная духовная жизнь;

    6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов;

    7/8 – листва почти на всю страницу – бегство в мечты.

    Манера изображения.

    Острая вершина – защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

    Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) – детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

    Два дерева – могут символизировать себя и другого близкого человека.

    Добавление к дереву различных объектов – трактуется в зависимости от конкретных объектов.

    Пейзаж – означает сентиментальность.

    Переворачивание листа – независимость, признак интеллекта, рассудительность.

    Земля.

    Земля изображена одной чертой – сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

    Земля изображена несколькими различными чертами – действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.

    Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа – спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.

    Земля приподнимается к правому краю рисунка – задор, энтузиазм.

    Земля опускается к правому краю листа – упадок сил, недостаточность стремлений.
    ЧЕЛОВЕК

    Голова.

    Сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

    Голова большая – неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

    Голова маленькая – переживание интеллектуальной неадекватности.

    Нечеткая голова – застенчивость, робость.

    Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.

    Большая голова у фигуры противоположного пола – мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

    Шея.

    Орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

    Подчеркнута шея – потребность в защитном интеллектуальном контроле.

    Чрезмерно крупная шея – осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

    Длинная тонкая шея – торможение, регрессия.

    Толстая короткая шея – уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

    Плечи, их размеры.

    Признак физической силы или потребности во власти.

    Плечи чрезмерно крупные – ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

    Плечи мелкие – ощущение малоценности, ничтожности.

    Плечи слишком угловатые – признак чрезмерной осторожности, защиты.

    Плечи покатые – уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

    Плечи широкие – сильные телесные импульсы.

    Туловище.

    Символизирует мужественность.

    Туловище угловатое или квадратное – мужественность.

    Туловище слишком крупное – наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.

    Туловище ненормально маленькое – чувство унижения, малоценности.

    Лицо.

    Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.

    Лицо подчеркнуто – сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

    Подбородок слишком подчеркнут – потребность доминировать.

    Подбородок слишком крупный – компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

    Уши слишком подчеркнуты – возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.

    Уши маленькие – стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

    Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы – сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

    Глаза изображены как пустые глазницы – значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

    Глаза выпучены – грубость, черствость.

    Глаза маленькие– погруженность в себя.

    Подведенные глаза – грубость, черствость.

    Длинные ресницы – кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

    Полные губы на лице мужчины – женственность.

    Рот клоуна – вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

    Рот впалый – пассивная значимость.

    Нос широкий, выдающийся, с горбинкой – презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

    Ноздри – примитивная агрессия.

    Зубы четко нарисованы – агрессивность.

    Лицо неясное, тусклое – боязливость, застенчивость.

    Выражение лица подобострастное – незащищенность.

    Лицо, похожее на маску – осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

    Брови редкие, короткие – презрение, изощренность.

    Волосы.

    Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).

    Волосы сильно заштрихованы – тревога, связанная с мышлением или воображением.

    Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову – субъектом управляют враждебные чувства.

    Конечности.

    Руки – орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

    Широкие руки (размах рук) – интенсивное стремление к действию.

    Руки шире у ладони или у плеча – недостаточный контроль действий и импульсивность.

    Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны – субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

    Руки скрещены на груди – враждебно-мнительная установка.

    Руки за спиной – нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

    Руки длинные и мускулистые – субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.

    Руки слишком длинные – чрезмерно амбициозные стремления.

    Руки расслабленные и гибкие – хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

    Руки напряженные и прижатые к телу – неповоротливость, ригидность.

    Руки очень короткие – отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

    Руки слишком крупные – сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

    Отсутствие рук – чувство неадекватности при высоком интеллекте.

    Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне – социально-ролевой конфликт.

    Руки изображены близко к телу – напряжение.

    Большие руки и ноги у мужчины – грубость, черствость.

    Сужающиеся руки и ноги – женственность.

    Руки длинные – желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

    Руки длинные и слабые – зависимость, нерешительность, потребность в опеке.

    Руки, повернутые в стороны, достающие что-то – зависимость, желание любви, привязанности.

    Руки вытянуты по бокам – трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

    Руки сильные – агрессивность, энергичность.

    Руки тонкие, слабые – ощущение недостаточности достигнутого.

    Рука как боксерская перчатка – вытесненная агрессия.

    Руки за спиной или в карманах – чувство вины, неуверенность в себе.

    Руки неясно очерчены – нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

    Руки большие – компенсация ощущаемой слабости и вины.

    Руки отсутствуют в женской фигуре – материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, не поддерживающая.

    Пальцы отделены (обрублены) – вытесненная агрессия, замкнутость.

    Большие пальцы – грубость, черствость, агрессия.

    Пальцев больше пяти – агрессивность, амбиции.

    Пальцы без ладоней – грубость, черствость, агрессия.

    Пальцев меньше пяти – зависимость, бессилие.

    Пальцы длинные – скрытая агрессия.

    Пальцы сжаты в кулаки – бунтарство, протест.

    Кулаки прижаты к телу – вытесненный протест.

    Кулаки далеко от тела – открытый протест.

    Пальцы крупные, как гвозди (шипы) – враждебность.

    Пальцы одномерные, обведены петлей – сознательные усилия против агрессивного чувства.

    Ноги непропорционально длинные – сильная потребность независимости и стремление к ней.

    Ноги слишком короткие – чувство физической или психологической неловкости.

    Ноги широко расставлены – откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

    Ноги неодинаковых размеров – амбивалентность в стремлении к независимости.

    Ноги отсутствуют – робость, замкнутость.

    Ноги акцентированы – грубость, черствость.

    Рисунок начат со ступней и ног – боязливость.

    Ступни не изображены – замкнутость, робость.

    Ступни – признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

    Ступни непропорционально длинные – потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

    Ступни непропорционально мелкие – скованность, зависимость.

    Поза.

    Лицо изображено так, что виден затылок – тенденция к замкнутости.

    Голова в профиль, тело анфас – тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

    Человек, сидящий на краешке стула – сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.

    Человек, изображенный бегущим – желание убежать, скрыться от кого-либо.

    Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне – отсутствие личного равновесия.

    Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

    Человек в слепом бегстве – возможны панические страхи.

    Человек в плавном легком шаге – хорошая приспособляемость.

    Человек – абсолютный профиль – серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

    Профиль амбивалентный – определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны – особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

    Неуравновешенная стоячая фигура – напряжение.

    Куклы – уступчивость, переживание доминирования окружения.

    Робот вместо мужской фигуры – деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

    Фигура из палочек – может означать увиливание и негативизм.

    Фигура Бабы-Яги – открытая враждебность к женщинам.

    Клоун, карикатура – свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

    Фон. Окружение.

    Тучи – боязливая тревога, опасения, депрессия.

    Забор для опоры, контур земли – незащищенность.

    Фигура человека на ветру – потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

    Линия основы (земли) – незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка, придает стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже – под человеком.

    Оружие – агрессивность.

    Многоплановые критерии.

    Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка – сфера конфликта.

    Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы – зависимость.

    Контур. Нажим. Штриховка.

    Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, плохая адаптация.

    Закругленные (округленные) линии – женственность.

    Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.

    Контур неяркий, неясный – боязливость, робость.

    Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, безопасность.

    Линии неодинаковой яркости – напряжение.

    Тонкие продленные линии – напряжение.

    Не обрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру – изоляция.

    Эскизный контур – тревога, робость.

    Разрыв контура – сфера конфликтов.

    Подчеркнута линия – тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

    Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность.

    Уверенные твердые линии – амбиции, рвение.

    Яркая линия – грубость.

    Сильный нажим – энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

    Легкие линии – недостаток энергии.

    Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.

    Линии с нажимом – агрессивность, настойчивость.

    Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

    Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.

    Длина штрихов.

    Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет – удлиняются.

    Прямые штрихи – упрямство, настойчивость, упорство.

    Короткие штрихи – импульсивное поведение.

    Ритмичная штриховка – чувствительность, сочувствие, раскованность.

    Короткие, эскизные штрихи – тревога, неуверенность.

    Штрихи угловатые, скованные – напряженность, замкнутость.

    Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.

    Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи – незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

    Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

    Штриховка справа налево – интроверсия, изоляция.

    Штриховка слева направо – наличие мотивации.

    Штриховка от себя – агрессия, экстраверсия.

    Стирания – тревожность, опасливость.

    Частые стирания – нерешительность, недовольство собой.

    Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.

    Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка – наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

    Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) – внутренний конфликт или конфликт именно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

    Большой рисунок – экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

    Маленькие фигуры – тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

    Очень маленькая фигура с тонким контуром – скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

    Недостаток симметрии – незащищенность.

    Рисунок у самого края листа – зависимость, неуверенность в себе.

    Рисунок на весь лист – компенсаторное превознесение себя в воображении.

    Детали.

    Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

    Детали существенные – отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

    Избыток деталей – «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

    Лишнее дублирование деталей – субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

    Недостаточная детализация – тенденции к замкнутости. Особо щепетильная детализация – скованность, педантичность.

    Ориентация в задании.

    Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его – критерии не утерянного контакта с реальностью.

    Принятие задания с минимальным протестом – хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.

    Извинения из-за рисунка – недостаточная уверенность.

    По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность – быстрое истощение.

    Название рисунка – экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.

    Подчеркнута левая половина рисунка – идентификация с женским полом.

    Упорно рисует, несмотря на трудности – хороший прогноз, энергичность.

    Сопротивление, отказ от рисования – скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.
    МЕТОДИКА «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Д. САКСА, С. ЛЕВИ
    Данная методика исследования личности относится к проективным. Существует значительное количество методик, основанных на принципе вербального завершения. Одни предназначены для выявления мотивов, потребностей, другие - чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни и т. д. Здесь представлен вариант метода незаконченных предложений Д. Сакса и С. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений. Используется преимущественно в клинико-диагностических исследованиях.

    Клиническое применение методов словесных ассоциаций было связано главным образом с появлением психоаналитического направления.

    В предлагаемой методике предложения могут быть разбиты на 15 групп, характеризующих в той или иной мере систему отношений обследуемого к семье, к представителям противоположного пола, к половой жизни, к вышестоящим по служебному положению и к подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым больным страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству сознания вины, свидетельствуют об его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, жизненные цели.
    1   ...   68   69   70   71   72   73   74   75   ...   83


    написать администратору сайта