Главная страница
Навигация по странице:

  • ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО» (РНЖ)

  • Тестовый материал.

  • Инструкция

  • Интерпретация. Анализ рисунка включает три аспекта: Формальный

  • Содержательный

  • Тематический

  • 1. Формальный аспект.

  • Характер линии.

  • Характер контура (Границы «Я» и социума).

  • 2. Содержательный аспект.

  • МЕТОДИЧКА ПрофОтбор. Руководство по профессиональному психологическому отбору в системе мчс россии москва 2006


    Скачать 10.23 Mb.
    НазваниеРуководство по профессиональному психологическому отбору в системе мчс россии москва 2006
    АнкорМЕТОДИЧКА ПрофОтбор.doc
    Дата28.01.2017
    Размер10.23 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаМЕТОДИЧКА ПрофОтбор.doc
    ТипРуководство
    #449
    страница70 из 83
    1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   ...   83

    Если отношение первой скобки ко второй Кс больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному; при Кс меньше 1 — отрицательному. Иначе говоря, самочувствие отвечает скорее либо гипертимному (с повышенным настроением), либо дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека. Пути дальнейшего качественного анализа характера рассматриваются в соответствующей главе данного практикума.

    В случаях неудовлетворительного самочувствия (Кс < 1) самооценка человека в целом понижается, в особенности, когда наступает состояние, близкое к депрессии. Депрессивное состояние характеризуется тоскливым настроением, апатией, резким снижением работоспособности. Приобретенная в этом состоянии беспомощность, отсутствие волевой активности приводят иногда к патологической депрессии и суициду. Для диагностики депрессивного состояния человека и изучения акцентуации характера, связанной с депрессией, можно провести методику «Самооценка депрессии».
    ПРОЕКТИВНЫЙ ТЕСТ «РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО» (РНЖ)
    По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. По составу – к ориентировочным. Поэтому, как единственный метод исследования он не используется и требует объединения с другими методами.

    Доказана связь образа «несуществующего животного» с Я-образом испытуемого. Порождаемый фантазийный образ опосредован жизненным опытом человека, уровнем его притязаний, самооценкой, установками реагирования в конфликтной ситуации. При истолковании учитывается расположение рисунка на листе бумаги, его ориентация, представленность отдельных деталей и признаков.
    Тестовый материал.

    Ситуация для изобразительной деятельности. Лист не глянцевой бумаги 21 на 29 см., положение вертикальное. Карандаш средней твердости, отточенный неостро. Ручкой и фломастером рисовать нельзя.
    Инструкция: Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. Нельзя брать уже придуманных животных, т.е. персонажей различных сказок, мультфильмов и т.д. – они уже придуманы. Вымершие животные, например, динозавры, также не подходят.

    Вы должны придумать и изобразить нечто такое, что до вас никто не создал. Качество рисунка значения не имеет. Ваших навыков в рисовании вполне достаточно, чтобы справиться с этим заданием. Плохих или хороших, правильных или неправильных рисунков в нашем исследовании не существует. Самый лучший рисунок тот, который продиктован Вашим воображением.

    На листе с рисунком испытуемый должен написать является ли он левшой или правшой.
    Интерпретация.

    Анализ рисунка включает три аспекта:

    1. Формальный:

      • расположение в пространстве;

      • характер линии;

      • характер контура.

    2. Содержательный:

      • центральная смысловая часть фигуры;

      • несущая, опорная часть фигуры;

      • части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

    3. Тематический:

      • необычные детали;

      • название.

    Ключевые особенности интерпретации указанных аспектов рисунка приведены в таблицах.

    Если полученные при групповом тестировании результаты исследования вызывают какие-либо сомнения или требуют уточнения, то испытуемый приглашается на индивидуальную беседу, с целью получить максимум необходимой информации вербальным путем. Список примерных вопросов и интерпретация ответов приведены в таблице.
    1. Формальный аспект.

    Расположение рисунка в пространстве.

    Особенности рисунка

    Интерпретация


    Рисунок по средней линии, чуть выше и правее.

    Норма.

    Ближе к верхнему краю листа.

    Чем выше, тем выше самооценка:

    - неудовлетворенность своим положением в обществе;

    - потребность в признании и продвижении;

    - тенденция к самоутверждению.

    Ближе к нижнему краю листа.

    Чем ниже, тем ниже самооценка:

    - неуверенность в себе, подавленность;

    - нерешительность, отсутствие самоутверждения;

    - не заинтересованность в признании;

    - фиксирование на препятствиях на пути к цели.

    Сдвиг рисунка вправо.

    Акцентуирование будущего, мужских черт характера:

    - стремление к контролю над собой;

    - экстраверсия.

    Сильный сдвиг рисунка вправо:

    - возможно «бунтарство»;

    - неподчинение стереотипам.

    Сдвиг рисунка влево.

    Акцентуирование прошлого:

    - принятие вины на себя;

    - застенчивость;

    - интроверсия;

    - возможно недостаток активности;

    - тенденция к рефлексии, к размышлениям.

    Рисунок, выходящий за срез листа. Занимает 2/3 листа.



    Может не подчиняться семантическим закономерностям.

    Маленький рисунок в левом верхнем углу листа.

    Высокая тревожность:

    - склонность к фантазированию;

    - избегание новых переживаний.

    Расположение головы.


    Направлена вправо.

    Устойчивая тенденция к действию:

    - планируемое осуществляется;

    - настроен на реализацию своих намерений;

    Направлена влево.

    - склонность к рефлексии;

    - нерешительность, возможно – избегание трудностей;

    - фиксации на какой-либо ситуации прошлого.

    Положение «анфас».

    Прямота, бескомпромиссность, возможно – эгоцентризм.

    Две и более головы у животного.

    Противоречивость тенденций.


    Проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего они символизируют социальную среду тестируемого.

    Интерпретируя пространство, обратите внимание на свои ощущения, вызванные рисунком. Например:

    «Шаткость – Устойчивость», что связано с самооценкой.

    «Подвижность – Статичность», что связано с активностью.

    «Целостность – Противоречивость», что связано с особенностями мышления и т.д.
    Характер линии.

    Перекрывающие друг друга линии.

    Легкая напряженность.

    «Запачканные» рисунки.

    Повышенная тревожность.

    Размытость контуров рисунка.

    Неуверенность.

    Несоединенные углы, фрагментарность линий, незаконченность,

    оборванность рисунка.

    Невротизм, возможно усиление шизоидных тенденций.

    Недорисованность конечностей.

    Невротизм.

    Непомерное увеличение костей, стоп.

    Паутинообразная, без нажима линия.

    Экономия энергии. Снижение тонуса.

    Продавленная линия.

    Гипертонус мышц. Возможно тревога.

    Наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей.

    Возможно тревожность.

    «Падающие» линии.

    Истощаемость. Низкий тонус. Возможна депрессия.

    Поднимающиеся линии.

    Склонность к трате энергии. Возможно агрессивность.

    Характер контура (Границы «Я» и социума).

    Фигура круга

    (незаполненного).

    Замкнутость. Закрытость внутреннего мира.

    Затемнение линий контура «запачкивание».

    Страх, тревога.

    Наличие щитов, заслонов, линий удвоения.

    Опасение, подозрительность.

    Контур фигуры – с шипами, иглами, выступами, прорисовка их.

    Агрессия.

    ВНИМАНИЕ! Сопоставьте графологические аспекты интерпретации (линия, контур) с расположением рисунка в пространстве (защита, агрессия).

    Верхний контур.

    Защита против лиц, имеющих власть, запрещающих, принуждающих (взрослые, учителя, родители и т.д.).

    Нижний контур.

    Защита против насмешек младших. Боязнь осуждения.

    Боковые контуры.

    Готовность к самозащите.

    Количество, расположение, характер острых углов в рисунке.

    Степень агрессивности.

    Контур как «оболочка».

    Символ контроля со стороны «Я» за собственной аффективностью.

    Укрупнение рисунка.

    Повышение аффективности, эгоцентризма.

    Уменьшение рисунка.

    Повышение самоконтроля. Возможна депрессия, угнетенность.

    Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура.

    Хороший контроль аффективности.

    Увеличенные по интенсивности рисунки с плохо пристыкованными, имеющими перерывы, но энергичными линиями контура.

    Повышение возбудимости, плохая контролируемость аффективных проявлений.

    Ощущение ригидности, хрупкости оболочек. Отсутствие теплоты в общем впечатлении от рисунка.

    При длительно подавляемой эмоциональности.

    2. Содержательный аспект.

    Значение деталей лица.


    Уши «усиление».

    Заинтересованность в информации, интерес к мнению окружающих о себе.

    Рот – приоткрыт в сочетании с языком:

    -без прорисовывания губ;

    -с прорисовыванием губ.

    Болтливость. Большая речевая активность.

    Чувственность.

    Рот, открытый без прорисовывания губ и языка, особенно зачерненный.

    Быстрое возникновение страхов, недоверия.

    Рот с зубами.

    Вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная, т.е. грубость в ответ на порицания.

    Глаза (увеличенные или с резкой прорисовкой радужки).

    Символ переживания страха, скрытая тревожность.

    Ресницы.

    Демонстративность, заинтересованность в восхищении окружающих.

    Увеличенный размер головы (в соответствии с фигурой в целом).

    Рациональное начало. Ценит эрудицию в себе и других.

    Рога.

    Защита, агрессия. По сочетанию с другими признаками (когти, щетина, иглы) – определить характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная.

    Перья (усиление в рисунке).

    Тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности.

    Грива, шерсть, подобие прически.

    Чувственность, подчеркивание своего пола, ориентация на свою сексуальную роль.
    1   ...   66   67   68   69   70   71   72   73   ...   83


    написать администратору сайта