Главная страница
Навигация по странице:

  • «Что за ней (ленью) стоит» На этом эта

  • После того как н

  • Свое пространство Один из детей добровольно

  • Протагонист

  • Занятие № 17. Мотивы наших поступков

  • Австрийский

  • тренинг. (суицид)Психологический тренинг с подростками Анн Л.. Руководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности


    Скачать 2.06 Mb.
    НазваниеРуководство по проведению тренинга Глава Программа социальнопсихологического тренинга Саморазвитие личности
    Анкортренинг
    Дата15.05.2023
    Размер2.06 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла(суицид)Психологический тренинг с подростками Анн Л..doc
    ТипРуководство
    #1131416
    страница10 из 28
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28

    2. Вопрос

    Каждый из детей но очереди выходит перед своей группой и ста­новится к ней спиной. Остальные задают ему любые вопросы, изме­няя при этом свой голос (но гону, частоте, громкости, интонации).

    Прежде чем ответить на вопрос, отвечающий называет имя спра­шивающего. Нет и он ошибается, то ему об этом сообщают. При этом необязательно, чтобы каждый задавал вопрос. Постоянным остается количество вопросов, а кто и сколько вопросов задает, группа решает сама.

    3. Проблемы

    А.

    — В жизни все мы сталкиваемся с различными трудностями, обна­руживаем у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время если хорошенько подумать, то отыщутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. Вот, например, склонность от­кладывать на потом, когда мы тянем с делами, которые нужно завер­шить к определенному сроку, до последнего момента, когда успеть почти нереально. Но все мы можем, наверное, вспомнить и случаи,-когда, заблаговременно запланировав сделать что-то, успевали во­время. Стало быть, все в наших руках.

    Детям предлагается вспомнить и записать такие случаи (по одно­му), а затем рассказать о них.

    После обсуждения психолог предлагает таким же образом вспом­нить о своих:

    • боязни или раздражении, вызываемых критикой в свой адрес;

    • стремлении обвинить в своих проблемах других.

    Б. Психолог предлагает разобрать понятие «проблема», предоста­вив возможность каждому участнику высказать свою точку зрения.

    В высказываниях чаще нечто фигурируют бытовые проблемы. Можно выбрать любую из них и обсудить ее так, чтобы участники смогли увидеть за пей психологическую проблему.

    Например: «Как только подумаю, что надо делать уроки (гото­виться к экзаменам), находится уйма неотложных дел». Почему не хочется, почему находятся другие дела?

    Ответы часто похожи: «Лень».

    Реакция руководителя: «Что за ней (ленью) стоит?» На этом этапе разговор следует вести не па личностном, а па абстрактном уров­не — «со всеми такое бывает».

    Психолог предлагает всем поразмышлять на тему: «Почему появ­ляется лень?» Собрав «корзину» причин, следует систематизировать их по принципу внешних (зовут друзья; задание родителей и т. д.) и внутренних (не умею себя занять; боюсь еще одной неудачи н т. д.) признаков.

    Причины, мешающие удовлетворить основную потребность, вы­зывают какие-то ощущения...

    Психолог предлагает вспомнить, какие ощущения возникают в моменты появления лени: забыл, что это надо сделать; болит голова: устал, нет сил. Что это значит?

    Дети часто сами приходят к пониманию, но если не могут найти ответ, психолог помогает, информирует участников: срабатывает не­что, защищающее нас от того дела, которое не хочется делать. Это не­что называется психологическими защитными механизмами.

    Далее еще раз предлагается проследит]) механизм защиты, поста­вив под сомнение бытовое понимание причинности: «ленюсь (не хо­чу чего-то делать), так как болит голова», но в действительности го­лова болит часто тогда, когда «не верю в свои силы пли не хочу брать на себя ответственность».

    «Выбрасывая» это суждение — спорное, тревожащее, вызывающее1 недоумение, — ведущий втягивает группу в дискуссию.

    Можно предложить каждому вспомнить свою ситуацию, когда ему чего-то очень не хотелось делать, и то, как он решил эту проблему.

    Это задание выполняется и состоянии релаксации. Однако рано дети на том этапе еще не готовы работать и измененном состоянии сознания, поэтому можно предложить отрывок из литературного про­изведения по школьной программе, где герой исследует свое состоя­ние и хорошо прослеживаются психологические защитные механизмы.

    — Выполняя упражнения на наших занятиях, мы делаем важный шаг в самопознании, потому что на собственном опыте понимаем справедливость формулы насчет достоинств как продолжения недос­татков (или наоборот). Наше подлинное знание — то, что мы откры­ваем для себя сами. Нужно помнить: «Во мне нет ничего абсолютно отрицательного, ничего абсолютно положительного. Все, чем я вла­дею, — н хорошим, и плохим — часть моего Я. Все это важно для меня, служит моим потребностям».

    4. Преодоление

    — Жизнь — это борьба. Эту формулу вы, безусловно, слышали много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительно, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставит перед нами серьезные проблемы, создаст препятствия, которые нужно преодолевать. Именно это в значительной мере сти­мулирует рост и развитие личности.

    Вспомните о тех препятствиях, которые вам пришлось преодоле­вать за последнее время. После этого найдите то общее, что помогло вам преодолевать эти трудности.

    А теперь мы выслушаем всех н особое внимание уделим способам преодоления препятствий.

    Мы составим общий перечень и назовем его «Преодоление».

    У каждого из вас в трудную минуту будет под рукой наш общин опыт успешного преодоления трудностей.

    5. Крокодил

    Психолог говорит о том, что многие люди боятся показаться окру­жающим сметными, нелепыми. Спрашивает участников, знакомо ли им это чувство.

    Следующая игра предлагается в качестве средства избавления от этого опасения.

    Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или словосочетание (можно название предметов, ча­сто встречающихся в обиходе), вторая — делегирует своего участника лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Последний должен изобразить это слово только при помощи жестов и мимики, а его команда попытаться понять, что было загадано.

    Команды загадывают слова по очереди. После того как н роли изо­бражающего побывало большинство участников, можно обсудить чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

    6. Свое пространство

    Один из детей добровольно встает в центр круга.

    Психолог предлагает ему представить себя «светилом», па различ­ном расстоянии от которого находятся остальные участники груп­пы — «планеты». Протагонист, поворачиваясь лицом к группе, про­сит встать их на различном расстоянии от себя — так, чтобы очеред­ной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции в межличностных отношениях.

    После того как расстановка группы завершена, ведущий спраши­вает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство.

    7. Победи своего дракона

    — Все мы читали сказки, легенды о смелом воине, убивающем дра­кона или Змея Горыныча. Помните, как было страшно, когда бога­тырь отрубал у дракона одну голову, а на ее месте тут же вырастала другая? И казалось, этому не будет конца. Дракон (он же Змей Горыныч) непобедим. Но слетала еще одна голова и еще. вдруг оказыва­лось, что дракон обезглавлен, побежден. Говоря современным язы­ком, количество запасных голов было ограничено.

    У каждого из пас есть свой дракон. Он появляется как маленький, почти безобидный дракоша, по, если его вовремя не уничтожить, он может вырасти и стать опасным для самого человека п всех его близ­ких. Почти каждый из пас в один прекрасный момент решает убить своего дракона. Но у того па месте отрубленной головы вырастает другая, потом третья. И мы часто отступаем. Не боремся с драконом, а приручаем его пли стараемся «поселить» его как-нибудь так, чтобы этого никто не заметил. И тогда остается только удивляться: почему из скромного, тихого дома вдруг вырываются клубы пламени п время от времени вдруг слышится рык дикого зверя, а иногда даже вдруг ка­чается земля. Самое обидное, что, запятые своим драконом, мы не мо­жем и не успеваем сделать больше ничего.

    Поэтому лучше всего воевать с драконом, пока он еще мал п пока у вас самого еще достаточно сил. Самое главное — помнить, что коли­чество голов у него не беспредельно и его можно победить.

    Ребятам предлагается нарисовать своего «дракона» и назвать его в целом и каждую его голову в отдельности.

    После выполнения задания детям предлагается придумать исто­рию или сказку о том, как они победят своих драконов. История может быть изображена в виде комикса, представлена в виде рассказа пли сценария к фильму. Желающие могут объединиться в группы и придумать общую историю, но и драконов, н героев должно быть столько же, сколько детей в группе.

    8. Записки (см. занятие № 4)

    9. Ритуал прощания
    Занятие № 17. Мотивы наших поступков

    Цель: помощь в осознании мотивов своих поступков, осознании соб­ственного влияния на других людей; устранение эмоциональных барьеров между членами группы.

    1. Ритуал приветствия

    2. Светский прием

    — На этот раз традиционное приветствие в начале занятия мы про­ведем в виде светского приема. Свободно передвигаясь по комнате, вы должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т. е. подчеркивать то, что цените больше всего именно в этом человеке.

    Поблагодарите каждого за то, что он был на занятиях группы, по­могал вам лучше понять себя, за то, что он думал о нас, выполняя до­машнее задание, и т. д.

    Найдите для каждого несколько теплых слов.

    Не надо торопиться. Желательно, чтобы каждый участник обра­тился ко всем членам группы.

    3. Осознание мотива

    — Наши поступки по отношению к другим людям вызваны разны­ми побудительными силами. Мы делаем что-то для других людей и потому, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положе­но», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае.

    Вот, например, страх, боязнь наказания иногда осознается нами так или по-другому, иногда мы делаем что-то, может, не осознавая за­чем, а может, думая, что из лучших побуждений, но в основе — все тот же страх.

    Вспомните два случая — один, когда вы сделали что-то для друго­го человека потому, что боялись его или чьего-то еще гнева, осужде­ния, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, ко­гда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете.

    Дети, записав примеры из жизни, делятся ими. Литом психолог просит таким же образом вспомнить два поступка, продиктованных стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высо­вываться».

    Обсуждение.

    Что было труднее выполнить, не было ли трудно рассказать он этом и т. д.

    4. Особые дары

    Психолог предлагает детям вспомнить, что они получили от окру­жающих (родных, близких, друзей, учителей и др.) такого, что можно было бы назвать «дар» в полном смысле слова. При этом может поду­читься примерно такая таблица:



    Детство до школы

    Начальная школа

    После начальной школы

    Мать, и отец







    Бабушка, дедушки







    Тети, дяди







    Братья, сестры Друзья, подруги







    Когда дети заполнили листок, психолог просит рассказан, их о ка­ком-нибудь из перечисленных ими даров — любом, на выбор. Затем он просит детей рассказать, нет ли по отношению к кому-то из упомянутых людей чувства не выраженной благодарности.

    5. Мотив своего собственного поведения

    11равпда поведения нужно знать, но воспитанным, культурным человеком ты станешь тогда, когда будешь поступать правильно не только потому, что знаешь, как надо поступить, а потому, что не смо­жешь поступить иначе. Разобраться н самом себе н в мотивах своего собственного поведения бывает очень непросто. Например, ты усту­пил место в автобусе пожилому человеку. Почему? Возможны различные варианты ответа:

    а) ты знаешь, что существует общепринятое правило — уступать ме­сто пожилому человеку;

    б) видишь, что оп устал, сочувствуешь ему, хочешь сделать ему при­ятное;

    в) не можешь сидеть, если рядом стоит пожилой человек пли ма­ленький ребенок.

    Пассажиру, которому ты уступил место, в данном случае нес равно, каков был твой мотив. Но тебя самого эти мотивировки характе­ризуют по-разному: первый вариант свидетельствует о том, что ты умеешь себя культурно вести, второй и особенно третий — что ты культурный, нравственно воспитанный человек.

    Таким образом, воспитанность — это не только хорошие манеры, а нечто более глубокое и существенное в человеке. Это «нечто» — внутренняя культура, или интеллигентность, в основе которой лежит уважение к другому человеку.

    А. П. Чехов в письме к своему брату Николаю писал, какими он себе представляет воспитанных людей. Прислушайся к его словам: «Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходи­тельны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки... Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома. О пи не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают. Они не унижают себя с топ целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: "Меня не понимают!", потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...» Старайся, чтобы твое поведение соответствовало нравственным понятиям. Важнейшие нравственные понятия — доб­ро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Но эти понятия по­стольку нравственные, поскольку выражают твое искреннее чувство.

    Л. Н. Толстой замечал, что «нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба». Нравственные понятия не являются абсолютными, раз и навсегда данными, они меняются от эпохи к эпохе. Не следует, пытаясь оправ­дать свое поведение или некрасивый поступок, винить во всем об­стоятельства: дескать, они вынудили меня сделать так. Это неверно. В одних и тех же жизненных обстоятельствах люди ведут себя по-раз­ному. Все зависит от их нравственной позиции.

    Австрийский психолог Виктор Франкл, прошедший во время Вто­рой мировой войны через ужасы гитлеровского концлагеря, пишет: «В концентрационном лагере, например... мы были свидетелями того, что некоторые из наших товарищей вели себя как свиньи, в то время как другие были святыми. Человек носит в себе обе эти возможности, и то, которая из них будет актуализирована, зависит от его решения, а не от условий». Как по-разному вели себя люди в тяжелые для на­шего общества времена! Многие из тех, кого мы привыкли с детства уважать, вернее почитать, теперь выглядят но меньшей мере жалки­ми, а чаще — преступниками, другие же, о ком мы почти ничего не знали, вызывают глубокое уважение и благодарность за то, что они поступали по совести и всем своим поведением сохранили для потомков веру в человека.

    6. Благодарность без слов

    Дети разбиваются па пары. Сначала один, а потом другой пытают­ся без помощи слов выразить чувство благодарности. Затем партне­ры делятся впечатлениями о том:

    • что чувствовали, выполняя это упражнение;

    • искренно пли наиграно выглядело изображение благодарности партнером;

    • понятно ли было, какое чувство изображает партер.

    7. Мотив

    Психолог предлагает вспомнить два случая, в идиом из которых поступок был вызван неосознанным мотивом, а в другом тот же мо­тив осознавался. На этот раз названы:

    • мотив любопытства (желание посмотреть, как поведет себя дру­гой человек в ответ на какой-то поступок, возможно, желание узнать предел его терпения);

    • мотив завоевания любви другого человека (желание непременно добиться расположения, симпатии, дружбы, любви другого путем манипулирования им).

    В процессе обсуждения дети делятся, легко ли было вспомнить та­кие случаи, а если трудно, то почему, легко ли было осознать тог или иной мотив межличностных отношений и какие чувства они испыты­вали, когда нужно было об этом рассказать.

    8. Волшебный магазин

    Психолог предлагает подросткам подумать о том, какими личными качествами они обладают. Затем он просит представить себя в вол­шебном магазине, где он.....продавец п где в обмен па те свои качества (ум, смелость, честность или лень, занудство, равнодушие), которых. как считают участники, у них в избытке, пли те, от которых они хоте­ли бы избавиться, можно получить другие личностные качества, нуж­ные для себя. «Покупатель» сдает свои качества, «продавец» говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен и т. д.

    В ходе дискуссии дети в группе делятся своими ощущениями от игры, обсуждают, любое ли человеческое; качество ценно, и т. д.

    9. Домашнее задание

    Детям предлагается список предложений для завершения:

    • Мне хорошо, когда...

    • Мне грустно, когда...

    • Я чувствую себя глупо, когда...

    • Я сержусь, когда...

    • Я чувствую себя неуверенно, когда...

    • Я боюсь, когда...

    • Я чувствую себя смело, когда...

    • Я горжусь собой, когда...

    Кроме того, надо нарисовать выражение своего лица, когда чув­ствуешь себя: хорошо; грустно; глупо; сердито: неуверенно; испуган­но; смело; гордо.

    10. Ритуал прощания
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   28


    написать администратору сайта